Научная статья на тему 'Особенности реализации конституционно-правовых норм органами внутренних дел в деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности'

Особенности реализации конституционно-правовых норм органами внутренних дел в деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1376
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАКОННОСТЬ / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STANDARDS / LAW AND ORDER / LEGITIMACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дондоков Цырен Сономович, Лупенко Игорь Юрьевич

Статья посвящена некоторым особенностям реализации конституционно-правовых норм органами внутренних дел в деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности. Обосновывается тезис о том, что защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина является основной задачей этой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Constitutional Law Norms Realization by the Organs of Internal Affairs in Keeping Law and Order and in Ensuring Legitimacy

The article deals with the thesis about the importance of defence and ensuring human and citizen rights, which is considered to be the major task of internal affairs activity. The effectiveness of this activity depends on the fulfillment of this work

Текст научной работы на тему «Особенности реализации конституционно-правовых норм органами внутренних дел в деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности»

УДК 344.5

Дондоков Цырен Сономович

Tsyren Dondokov

Лупенко Игорь Юрьевич

Igor Lupenko

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

THE PECULIARITIES OF CONSTITUTIONAL LAW NORMS REALIZATION BY THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS IN KEEPING LAW AND ORDER AND IN ENSURING LEGITIMACY

Статья посвящена некоторым особенностям реализации конституционно-правовых норм органами внутренних дел в деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности. Обосновывается тезис о том, что защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина является основной задачей этой деятельности

The article deals with the thesis about the importance of defence and ensuring human and citizen rights, which is considered to be the major task of internal affairs activity. The effectiveness of this activity depends on the fulfillment of this work

Ключевые слова: конституционно-правовые нормы, Key words: constitutional and legal standards, law and or-правопорядок, законность der, legitimacy

Реализация конституционно-правовых норм есть воплощение их в повседневную жизнь, в сознание и поведение людей. Процесс реализации конституционноправовых норм - сложное правовое явление, имеет несколько стадий, проходит определенные этапы.

Необходимо признать, что «между правовой нормой и результатом ее действия лежит деятельность» [1]. Именно в результате

правомерной целенаправленной деятельности различных субъектов права требования правовой нормы воплощаются в жизнь. Конституционно-правовые нормы реализуются различными субъектами, однако важнейшее значение приобретает деятельность государственных органов, среди которых большое значение имеют органы внутренних дел.

Именно реализация конституционных норм, имеющих прямое действие, стала ис-

ходной позицией в оценке деятельности сотрудников органов внутренних дел [2].

Под деятельностью органов внутренних дел понимается «специфическая человеческая форма активности, реализуемая в сфере обеспечения правопорядка и законности с помощью специальных институтов, форм и методов осуществления» [3].

Конституционным основанием для организации и деятельности органов внутренних дел служит отнесение конституцией России к прерогативе Правительства Российской Федерации проведение мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (ст. 114). Детальное регулирование полномочий соответствующих структур данных органов осуществляется отраслевым и текущим законодательством, а также ведомственными нормативными актами. Именно через оценку специфики полномочий органов внутренних дел и эффективности реализации всех нормативных правовых актов проявляется в целом роль органов внутренних дел в реализации конституционно-правовых норм. Исходя из конституционного основания деятельности органов внутренних дел по охране правопорядка и обеспечению законности, особое место среди конституционно-правовых норм занимают нормы, определяющие правовой статус человека и гражданина.

Конституционность государственного органа определяется тем, насколько он соответствует положениям, закрепленным в конституции, и законностью процедуры учреждения этого органа. Это не значит, что все органы обязательно должны учреждаться конституцией. Например, в ныне действующей Конституции Российской Федерации не указаны органы внутренних дел, но это не лишает их конституционности, т.к. они созданы и существуют в связи с тем, что имеется конституционное основание для их организации и деятельности. Как указывалось, таким конституционным основанием является необходимость охраны общественного порядка и обществен-

ной безопасности и, в конечном итоге - прав и свобод граждан. Конечно, более предпочтительным мог бы стать такой вариант, при котором в самой конституции указываются все составные звенья правоохранительной системы [4]. Актуальность данного положения определяется тем, что именно правоохранительные органы в соответствии с законом могут ограничивать права и свободы граждан. В Конституции Российской Федерации, в ст. 55, об этом сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Кроме этого, конституцией предусматривается, что ряд прав, например, право на свободу (ст. 22), право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), право частной собственности (ст. 35) и другие могут ограничиваться только на основании судебного решения. Кроме судов, других субъектов, имеющих возможность ограничивать права граждан, Конституцией Российской Федерации не определено. Предполагается, что этот пробел необходимо восполнить и закрепить конституционными нормами субъектов, обладающих этим правом. Таковыми субъектами должны стать правоохранительные органы, что явится дополнительной гарантией реализации прав и свобод.

Охрана правопорядка и законности, защита прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц от противоправных посягательств должны стать предметом первоочередной заботы нашего государства. Данное положение имеет базисное значение, что прямо вытекает из ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение защиты прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», а в ч. 1 ст. 45 конституции России провозглашено: «Государственная защита прав и свобод человека и гра-

жданина в Российской Федерации гарантируется» [4; С. 34-35].

Эти и другие конституционные положения требуют участия в реализации конституционно-правовых норм, определяющих правовой статус человека и гражданина, всех государственных структур Российской Федерации. Однако для большинства государственных органов эта деятельность носит вспомогательный, дополнительный характер, вместе с тем, для эффективной реализации указанных норм необходимы специализированные органы.

Такими специализированными органами в системе исполнительной власти являются органы внутренних дел, в том числе милиция.

Конституционные основы деятельности органов внутренних дел дополняются положениями текущего законодательства.

Так, в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» [5] обозначены задачи милиции.

Более детально правовой статус органов внутренних дел определен Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым «Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции....» [6].

Особое место Министерства внутренних дел России в правоохранительной системе российского государства, а также в системе органов исполнительной власти определяется тем, что именно оно в том или ином объеме выполняет все правоохранительные функции; организационные структуры министерства действуют на всех уровнях государственнотерриториального устройства Российской Федерации; традиционно именно Министерство внутренних дел, его органы воспринимаются основной массой населения страны в качестве

главной правоохранительной силы государства [4; С. 36].

Являясь федеральным органом исполнительной власти, Министерство внутренних дел России осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел. Оно организует и непосредственно осуществляет оперативнорозыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к ведению органов внутренних дел. Оно организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, а также меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических веществ, незаконными вооруженными формированиями.

Министерство внутренних дел является федеральным органом исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющим свою деятельность на всей территории России, в том числе через региональные структуры федерального подчинения.

Характерной чертой статуса Министерства внутренних дел России как федерального органа исполнительной власти является то, что оно подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации.

Характеризуя деятельность органов внутренних дел по охране правопорядка и обеспечению законности, признавая, что целью указанной деятельности является реализация конституционно-правовых норм (прежде всего норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина), необходимо остановиться на формах деятельности органов внутренних дел.

Существенным в этом плане является классификация форм деятельности органов внутренних дел. Основными формами являются: нормотворческая, правоприменительная (регулятивная и охранительная), организационная, воспитательная. Юридически значимыми являются нормотворческая и правоприменительная формы деятельности органов внутренних дел, поэтому остановимся на них подробнее.

Нормотворческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении, дополнении, отмене, т.е. издании ведомственных нормативных актов, нацеленных на регулирование разных сторон функционирования органов внутренних дел.

Важнейшей юридической формой деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению законности, в том числе по реализации конституционно-правовых норм, закрепляющих права и свободы человека и гражданина, служит применение норм права. Каждая структура указанных органов в определенном объеме обладает правоприменительной компетенцией.

Правоприменение органов внутренних дел в значительной степени подчинено задачам охраны правопорядка и обеспечению законности, т.е. предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и иных правонарушений. Принимая во внимание, что противоправная деятельность посягает на права и свободы человека и гражданина и блага, ими опосредованные (жизнь, здоровье, имущество и др.), конечной задачей деятельности органов внутренних дел является защита конституционных прав и свобод. Это, как правило, связано с необходимостью использования принудительных мер: задержания, наказания и пресечения, специальных средств и т.д.

Правоприменение регулятивного свойства осуществляется органами внутренних дел при разрешении различных управленческих дел, как внутриорганизационных, так и нахо-

дящихся вовне структуры (подбор и расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение, выдача юридическим лицам разрешения на приобретение и хранение предметов сферы разрешительной системы и др.).

При этом вынесение органами внутренних дел правоприменительных актов, исходя из действующего законодательства, требуется при реализации целого ряда конституционных и отраслевых прав российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Важное значение имеет охранительная правоприменительная деятельность, тем более, что охрана прав и свобод является основной задачей деятельности органов внутренних дел. Это не случайно, т.к. в основе конституционных прав и свобод лежат важнейшие для личности и общества блага в экономической, политической, духовной жизни, а значительное число преступлений и иных правонарушений, с которыми ведут борьбу органы внутренних дел, прямо или косвенно посягает на эти блага. От эффективности борьбы во многом зависит возможность пользования ими со стороны личности, реальность прав и свобод, демократизм, стабильность общества, законность и правопорядок.

В правовом государстве защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Как указывалось, все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения, реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов, однако «защита прав и свобод» целиком ложится на правоохранительные органы.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации «О милиции» «милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Органы внутренних дел в процессе своей повседневной деятельности по охране правопорядка и обеспечению законности занимаются охраной прав, свобод и законных интересов граждан. Это охрана жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, обеспечение им нормальных условий для жизни, труда и отдыха, принятие мер по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни и здоровья. При стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах органы внутренних дел участвуют в спасении людей, организуют охрану личного имущества граждан, оставшегося без присмотра, и мн. др.

Основными направлениями деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации, охране и защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан России являются:

а) защита человека, его жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов независимо от пола, возраста, национальности и т.д.;

б) недопущение в своей деятельности незаконных ограничений и нарушений прав, свобод и законных интересов граждан;

в) непосредственная охрана декларируемых Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан;

г) обеспечение необходимых условий реализации гражданами соответствующих видов прав, свобод и законных интересов.

Конституционные нормы, направленные на обеспечение государством реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, требуют от органов внутренних дел и других правоохранительных органов умело и последовательно направлять свою правоприменительную деятельность, неукоснительно соблюдая при этом принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Осуществление данного принципа является главным в создании правового государства.

Другим принципом деятельности органов внутренних дел Российской Федерации явля-

ется законность.

Применительно к рассматриваемым нами проблемам можно сказать, что законность -это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Важнейшим принципом деятельности органов внутренних дел является уважение человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности.

Правоохранительная система должна признавать достоинство каждого человека. Статья 3 Закона Российской Федерации «О милиции» [5] декларирует: «Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности», а в ст. 5 устанавливается, что «милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека».

Взаимоотношения органов внутренних дел и граждан строятся на политикоюридическом фундаменте, основу которого составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О милиции», другие законы и подзаконные нормативные акты.

В статье 3 Закона Российской Федерации «О милиции» оговорено, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Буквально толкуя данное положение, можно сказать, что каждый сотрудник органов внутренних дел должен соотносить свои действия с данными принципами, а также принципами, установленными международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

Только реализация указанных принципов позволяет сделать деятельность органов внутренних дел эффективной. Эффективность представляет собой специфическое системное состояние деятельности органов внутренних дел, характеризующее общие принципы, цели, содержание, организацию, формы, методы, средства, личностный стиль и результаты ее

осуществления, его состояния - соответствие потребностям общества в обеспечении правопорядка и законности, закрепленным посредством конкретных критериев, содержащихся в социальных (правовых, нравственных, моральных, этических, экономических, организационных) нормах [3; С. 426].

Таким образом, конституционным основанием для организации и деятельности органов внутренних дел служит отнесение Конституцией Российской Федерации к прерогативе Правительства Российской Федерации, проведение мер «по обеспечению законности, прав

1. Васькин В.В. О некоторых вопросах теории эффективности правовых норм / В.В. Васькин, В.П. Сальников, Г.Н. Хон // Вопросы профилактики преступлений. - Л.: ВПУ МВД СССР, 1976. - С. 94-103.

2. Мелихов А.И. Проблема формирования информационной компетентности студентов и курсантов юридических вузов / А.И. Мелихов, Р.А. Видюков // Военно-юридический журнал. - 2008. -№ 11.

3. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования): дис. ... д-ра юрид. наук/Ю.Е. Аврутин. - СПб., 1998. -С. 66.

4. Аврутин Ю.Е. Органы внутренних дел в

Коротко об авторах________________________________

Дондоков Ц.С., канд. юрид. наук, доцент, заместитель директора по науке юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Научные интересы: государственно-правовое строительство, проблемы административного права

Лупенко И.Ю., канд. юрид. наук, зав. кафедрой государственного и муниципального права юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Научные интересы: государственно-правовое строительство, проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина

и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью». Детальное регулирование полномочий соответствующих структур органов внутренних дел осуществляется отраслевым и текущим законодательством, а также ведомственными нормативными актами. Строгое соблюдение закрепленных в законодательстве принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим показателем эффективности деятельности органов внутренних дел по охране правопорядка и обеспечению законности. ________________________________Литература

государственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития): монография / Ю.Е. Аврутин, И.Н. Зубов. -Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - С. 25.

5. О милиции: закон Рос. Федерации [от 18 апреля 1991 г. № 1026]: с посл. изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.

6. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации [19.07.2004 г. № 927] // Соб. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 30. - Ст. 3149.

_______________________________Briefly about the authors

Ts. Dondokov, Candidate of Law Science, Deputy Science Director, Law Institute, Chita State University

Areas of expertise: state legal construction, problems of administrative law

I. Lupenko, Candidate of Law Science, Head of the Department of State and Municipal Law, Law Institute, Chita State University

Areas of expertise: state legal construction, problems of provision of rights and freedoms of a man and a citizen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.