Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании деятельности дежурных частей органов внутренних дел'

К вопросу о правовом регулировании деятельности дежурных частей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4177
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / THE DUTY OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES / LEGAL REGULATION / NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов Сергей Иванович, Адмиралова Ирина Александровна, Бадальянц Андрей Николаевич

Рассмотрен механизм правового регулирования деятельности дежурных частей ОВД, дана характеристика совокупности нормативных административно-правовых актов, составляющих основу регламентации деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агафонов Сергей Иванович, Адмиралова Ирина Александровна, Бадальянц Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legal regulation of activity of duty stations of law-enforcement bodies

The article considers the mechanism of legal regulation of activities of on-duty parts of ATS, the characteristic of the totality of normative administrative-legal acts forming the basis for the regulation of the active-duty units of Internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании деятельности дежурных частей органов внутренних дел»

УДК 342 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ АГАФОНОВ,

помощник начальника университета (по правовой работе) — начальник Правового отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, подполковник полиции;

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА АДМИРАЛОВА, профессор кафедры подготовки сотрудников полиции по противодействию незаконной миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России,

кандидат юридических наук, доцент, майор полиции E-mail: [email protected]; АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БАДАЛЬЯНЦ, заместитель начальника кафедры подготовки сотрудников полиции по противодействию незаконной миграции Всероссийского института повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, подполковник полиции

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрен механизм правового регулирования деятельности дежурных частей ОВД, дана характеристика совокупности нормативных административно-правовых актов, составляющих основу регламентации деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

Ключевые слова: дежурная часть, органы внутренних дел, правовое регулирование, нормативно-правовые акты.

Abstract. The article considers the mechanism of legal regulation of activities of on-duty parts of ATS, the characteristic of the totality of normative administrative-legal acts forming the basis for the regulation of the active-duty units of Internal Affairs bodies.

Keywords: the duty of the Internal Affairs bodies, legal regulation, normative legal acts.

Вся сфера регулируемых в процессе деятельности дежурных частей ОВД общественных отношений возникает, функционирует и развивается на нормативной основе. Их участники обладают взаимными субъективными правами и обязанностями, т.е. вступают в правоотношения, законодательно закрепленные государством.

Именно юридические нормы, отражая то или иное взаимодействие людей, устанавливают модели определенных правоотношений, в которых конкретное поведение индивида соотносится с общественными потребностями, государственными целями правового регулирования.

Следовательно, предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отно-

шения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования [1].

Экстраполируя данное положение на деятельность дежурных частей органов внутренних дел, можно сделать вывод, что предметом правового регулирования их деятельности являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования данной службы, объективно по своей природе поддающиеся нормативно-организационному воздействию в существующих социально-политических условиях требу-

ющие такого воздействия, осуществляемого при помощи механизма правового регулирования.

Говоря о правовом регулировании деятельности дежурных частей ОВД, представляется целесообразным, прежде всего, очертить сам объект исследования.

В современных условиях было бы целесообразно рассмотреть два основных звена механизма правового регулирования, а именно: юридические нормы и правовые ношения.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути поставленного вопроса, хотелось бы отметить следующее. Во-первых, что источниками норм права являются нормативные акты различных органов государственной власти. И, во-вторых, что многообразие правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников.

Следовательно, прежде всего, необходимо охарактеризовать саму совокупность нормативных административно-правовых актов, составляющих основу регламентации деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

С учетом иерархического строения данные правовые акты можно систематизировать, по меньшей мере, на шесть групп. Причем следует учитывать, что вопрос о действии рассматриваемых источников административно-правовых норм, то есть об их юридической силе, имеет самостоятельное значение.

Известно, что административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, могут иметь силу в отношении различного круга лиц [2, с. 14]. Действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. В некоторых случаях возможен их «выход» и за пределы государственной границы Российской Федерации.

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан. Действие административно-правовых норм, как правило, не ограничивается определенными сроками.

К первой группе следует отнести общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В их число, в частности, входят: • Всеобщая Декларация прав человека, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 217 А (111) от 10 декабря 1948 года;

• Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) принятая 4 ноября 1950 года;

• Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169 от 17 декабря 1979 года;

• Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию порядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 года;

• Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9 декабря 1988 года.

Указанные правовые акты регулируют деятельность дежурных частей органов внутренних дел по таким направлениям их деятельности, как разбирательство с задержанными, обеспечение содержания и конвоирования задержанных и заключенных под стражу лиц и другие, где дежурная часть в лице суточного наряда вступает с гражданами в общественные отношения или по поводу какого-либо ограничения их прав и свобод.

Вторую группу в данном случае составят основные законодательные акты государства, касающиеся общих вопросов правовой организации деятельности ОВД: Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г); законы Российской Федерации «О полиции» от 03 февраля 2011 г., «О противодействии коррупции»:Федеральный закон от 25 декабря 2008 г., «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г., «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 года, «О безопасности» от 28 декабря 2010 года.

Это основополагающие и целеуказующие фундаментальные источники правового регулирования деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

Известно, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, применяемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Многие из содержащихся в ней общих норм, прямо или опосредованно регламентирующих деятельность дежурных частей ОВД, имеют прямую административную направленность, например конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110-117).

Конституционное положение о прямом действии Основного закона имеет непосредственное отношение и к деятельности дежурных частей органов внутренних дел. Так, в главе 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64), составляющие основу правового статуса личности в России. Причем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46). Данные положения в полной мере распространяются и на деятельность дежурных частей органов внутренних дел.

Другие федеральные законы, обозначенные выше, также имеют прямую административно-правовую направленность и в совокупности регулируют практически все направления деятельности дежурных частей ОВД.

Центральное место среди них потраву принадлежит Закону Российской Федерации «О полиции», который уточняет место полиции, а следовательно, и дежурных частей ОВД в системе органов исполнительной власти Российской Федерации и раскрывает содержание так называемого целеуказания последних, т.е. определяет общие задачи полиции , ее права и обязанности [3, с. 176].

Кроме того, Закон «О полиции» нормативно закрепляет условия и пределы применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, устанавливает порядок прохождения службы, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, финансирование и материально-техническое обеспечение, гарантии законности и обеспечения прав в деятельности полиции. И наконец, Закон «О безопасности» регулирует общественные отношения, возникающие в результате деятельности дежурных частей ОВД по обеспечению общественной безопасности.

Помимо вышеперечисленных, к этой группе законов относится такой кодифицированный законо-

дательный акт, как Кодекс РФ об административных правонарушениях со всеми последующими изменениями и дополнениями [4, с. 275].

Содержащиеся в нем как материальные, так и процессуальные административно-правовые нормы регулируют группу охранительных правоотношений, как правило, возникающих при разбирательстве оперативных дежурных по ОВД с правонарушителями, доставляемыми в дежурную часть.

При выполнении данной функции, в зависимости от складывающейся ситуации, оперативный дежурный по ОВД (дежурный по разбору с доставленными и задержанными) устанавливает личность правонарушителя; производит его личный досмотр; досмотр вещей, товаров, транспортных средств и документов; осуществляет изъятие вещей и документов; производит административное задержание лица, совершившего правонарушение; определяет состав административного правонарушения и составляет протокол об административном правонарушении. При выполнении каждого из вышеперечисленных действий дежурный руководствуется нормами вышеуказанного Кодекса.

В третью группу актов, составляющих основу регулирования деятельности дежурных частей ОВД, входят иные, кроме законов нормативно-правовые акты: акты (указы и распоряжения) Президента РФ; акты палат Федерального Собрания; постановления и распоряжения Правительства РФ, акты государственных органов судебной власти.

Четвертую группу источников правового регулирования деятельности дежурных частей ОВД представляют Конституции республик в составе Российской Федерации, их законодательство, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, а также законодательные акты краев, областей, городов федерального значения, Уставы субъектов федерации и нормативно-правовые акты, издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администрации).

Кроме того, в отдельных случаях деятельность дежурных частей ОВД может опосредованно регулироваться и нормативными актами представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полно-

мочиями в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Особенностью перечисленных нормативно-правовых актов является то, что они регулируют отдельные направления деятельности дежурных частей ОВД не всей системы МВД России, а носят локальный характер и распространяются лишь на дежурные части ОВД отдельно взятого субъекта Федерации, а в некоторых случаях — вообще только на дежурную часть конкретного ОВД.

Пятая группа правовых актов, регламентирующих деятельность дежурных частей органов внутренних дел, состоит из межотраслевых и отраслевых нормативных актов федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств, федеральных надзоров и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

В настоящее время «ядро» правовой основы деятельности дежурных частей органов внутренних дел, безусловно, составляют нормы приказов Приказ МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

В то же время представляется целесообразным выделить обособленно ведомственные нормативные акты, которые регулируют деятельность дежурных частей ОВД лишь при наступлении экстремальных условий функционирования.

Завершая рассмотрение пятой группы правовых актов, составляющих, по своей сути, основу правового обеспечения деятельности дежурных частей органов внутренних дел, необходимо подчеркнуть, что данные нормативные акты носят преимущественно закрытый характер, поскольку подчас весьма детально регламентируют организацию и тактику реализации тех или иных направлений деятельности дежурных частей ОВД.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством нормативно-правовые акты дан-

ной группы источников правового регулирования деятельности дежурных частей ОВД, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

И наконец, шестую группу источников правового регулирования деятельности дежурных частей ОВД, составляют внутриорганизационные административно-правовые акты руководителей МВД республик в составе России, ГУ МВД, УМВД, ОВД и их коллегиальных органов. К ним относятся: приказы руководителей названных органов внутренних дел; должностные инструкции конкретных сотрудников дежурной части, утвержденные руководством ОВД; решения коллегий органов внутренних дел субъектов Российской Федерации. Действие этих административно-правовых актов имеет силу лишь в рамках данных формирований [5, с. 23].

Таким образом, правовое обеспечение деятельности дежурных частей органов внутренних дел складывается из международного и конституционного регулирования отдельных направлений их деятельности, различных федеральных законов, указов Президента и нормативных постановлении Правительства России, законодательных и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, межотраслевых и ведомственных нормативных актов, нормативных документов представительных и исполнительных органов местного самоуправления и внутриорганизационных административно-правовых актов.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2. ДолгополоеА.А. Административно-правовые и организационные основы деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. 4-е изд., пере-раб. и доп. М.: Эксмо, 2009.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2012.

5. Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.