DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.018 Скоробогатова Н.В.1, Юдина В.А.2
1 Кандидат психологических наук, доцент 2Кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Представлено описание подготовки логопеда на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» с позиции высококвалифицированного, практикоориентированного специалиста через усиление практикоориентированности образовательного процесса, включая различные виды практик, педагогическую интернатуру, в содержании которых предусматриваются задачи по формированию профессиональных компетенций и освоению обучающимися трудовых действий.
Ключевые слова: модульное обучение, практикоориентированное обучение, практика, педагогическая интернатура, ФГОС ВО, профессиональные компетенции логопеда.
Skorobogatova N.V.1, Yudina V.A.2 1PhD in Psychology, Associate professor,
2PhD in Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University THE ROLE OF PRACTICE IN THE DESIGN AND THE ORGANIZATION OF THE MODULAR TRAINING OF SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION BACHELORS
Abstract
The article presents the experience the Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology of the Shadrinsk State Pedagogical University has had while training speech therapists. The educational process has been conducted to train highly-qualified, practice-oriented specialists. This aim has been got by means of making the educational process form students' professional competencies and students' labor actions through implementing various types ofpract ices, pedagogical internship.
Keywords: modular training, practice-oriented training, pedagogical internship, Federal State Educational Standard of Higher Education, speech therapists' professional competencies.
В условиях модернизации образовательных систем и стандартизации образования актуализируется необходимость непрерывного совершенствования подготовки высококвалифицированных, практикоориентированных специалистов.
Подготовка логопеда в современных условиях осуществляется в системе двухуровневого высшего педагогического образования - направление «Специальное (дефектологическое) образование. В ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии реализуются эти уровни образования. На первой ступени - бакалавриат - профиль «Логопедия» и на второй ступени подготовка осуществляется по магистерской программе «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития».
В настоящее время в вузах осуществляется активный поиск и внедрение наиболее результативных, надежных, технологий обучения. В связи с этим во многих вузах применяется технология модульного обучения, повышающая эффективность процесса обучения и отвечающая всем требованиям процесса образования.
Модуль - это учебная базовая единица цельной и логически структурированной программы по определенной дисциплине. Она включает в себя логически и дидактически завершенные самостоятельные разделы лекционного и практического курсов, литературу, контрольные блоки и форму отчетности. В модуле выделены профессионально-прикладные укрупненные проблемы, цели с учетом специфики вуза и требований государственного стандарта [2].
В ходе разработки модульного обучения особое внимание заслуживают вопросы, связанные с дальнейшим усилением практикоориентированности образовательного процесса, включая различные виды практик, в содержании которых предусматриваются задачи по формированию профессиональных компетенций и освоению обучающимися трудовых действий.
В соответствии с ФГОС ВО, основными видами деятельности выпускника, обучающегося по профилю «Логопедия» программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование), нами были определены коррекционно-педагогическая и диагностико-консультативная. Для создания условий освоения студентами данных видов деятельности в рамках образовательной программы мы предусматриваем несколько видов практик: учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), производственная практика (1) практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и 2) преддипломная практика).
Методологическими основаниями углубленной профессионально-ориентированной практики явились компетентностный, практико-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Среди принципов, которые были заложены в основу представляемой модели стали:
- профессиональной направленности (учет взаимосвязи содержания всех компонентов программы с требованиями профессионального стандарта дефектолога и специфику подготовки логопеда);
- социального партнерства (обмен ресурсами партнеров образовательных организаций по подготовке бакалавров);
- вариативности (учет ряда факторов, обеспечивающих специфику содержательных, организационных и других сторон практики);
- рефлексивности (анализ и оценка чужого опыта, самоанализ и оценка всех аспектов деятельности) [1, с.132].
Место и роль практики в образовательной программе определили ее содержание и виды деятельности на разных этапах.
Учебный процесс открывается учебной практикой (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков). Трудоемкость учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) в общем объеме образовательной программы бакалавриата составляет 9 зачетных единиц (2 курс 4 семестр: 3 з.е., 2 недели; 3 курс 5 семестр: 6 з.е., 4 недели).
Основной базой практики на втором курсе являются дошкольные образовательные учреждения города. Целью учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков), проходящей на втором курсе, является формирование у студентов устойчивого интереса к выбранному направлению профессиональной подготовки, ознакомление обучающихся с процессом организации и содержанием коррекционно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, должностных обязанностях специалистов и путях их взаимодействия в педагогическом процессе.
Задачи учебной практики второго курса: ознакомление с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность логопеда в образовательном учреждении; составление плана работы логопеда
в дошкольном образовательном учреждении; посещение и анализ занятий логопеда образовательного учреждения; разработка плана диагностического обследования, подбор диагностического инструментария, подготовка стимульного материала; проведение логопедического обследования; составление логопедического заключения; составление индивидуального плана работы с ребенком по результатам диагностики; планирование и проведение логопедического занятия по результатам диагностики; подготовка материала для проведения консультаций, бесед с родителями; подготовка аналитического отчета по результатам прохождения практики.
Базой практики третьего курса являются дошкольные и школьные образовательные учреждения, учреждения социальной защиты города.
Целью учебной практики, проходящей на третьем курсе является - ознакомление студентов с особенностями работы учителя-логопеда на базе школьного логопункта и закрепление теоретических знаний.
Задачи практики третьего курса: познакомить студентов с необходимыми условиями работы, с предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое развитие ребенка, со спецификой оборудования логопедического кабинета и речевых уголков по возрастным группам учреждения; формировать практические навыки общения с детьми, имеющими речевые нарушения, с педагогическим коллективом школы, с родителями; адаптироваться к рабочему месту, особенностям коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда; формировать умение работать с медицинскими картами, личными делами детей и речевыми картами; формировать умения применять полученные теоретические знания на практике; изучить документацию учителя-логопеда, научиться оформлять её; ознакомление с контингентом школы, с комплектованием классов; формировать практические умения планировать индивидуальные, фронтальные логопедические занятия; формировать навыки проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий; формировать умения анализировать и правильно оценивать как свои занятия, так и занятия сокурсников.
Формами отчетности по практике во всех семестрах являются: дневник по практике, индивидуальный план работы студента, характеристика с базы практики, а также документы, подтверждающие реализацию поставленных задач.
Значимым результатом учебной практики является понимание студентами логики организации деятельности логопеда. Студенты выполняют первые пробные практические действия в новых образовательных условиях, знакомятся с образовательной организацией, видами помощи детям с речевыми нарушениями. Это позволяет студенту начать осваивать современные педагогические средства и технологии, осмысленно действовать для выполнения предложенного задания на практику, оформлять собственный замысел и его реализацию.
На последующих видах практики происходит закрепление и развитие комплекса общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Трудоемкость производственной практики (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) в общем объеме образовательной программы бакалавриата составляет 6 зачетных единиц (3 курс 6 семестр: 6 з.е., 4 недели).
Основной базой практики на третьем курсе являются дошкольные и школьные образовательные учреждения города. Целью производственной практики является ознакомление студентов с особенностями работы учителя-логопеда в образовательном учреждении; закрепление теоретических знаний. Задачи производственной практики третьего курса: познакомить студентов с необходимыми условиями работы, с предметно-пространственной средой, стимулирующей речевое развитие ребенка, со спецификой оборудования логопедического кабинета и речевых уголков по возрастным группам учреждения; формировать практические навыки общения с детьми, имеющими речевые нарушения, с педагогическим коллективом детского сада, с родителями; адаптироваться к рабочему месту, особенностям коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда; формировать умение работать с медицинскими картами, личными делами детей и речевыми картами; формировать умения применять полученные теоретические знания на практике; ознакомление с контингентом детского сада, с комплектованием специализированных групп V вида; формировать практические умения планирования и проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий; формировать умения анализировать и правильно оценивать как свои занятия, так и занятия сокурсников.
Завершает процесс профессионального становления бакалавра производственная практика (преддипломная практика), в рамках которой происходит формирование готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности по всем задачам, предусмотренным ФГОС ВО и требованиями профессионального стандарта дефектолога.
Трудоемкость производственной практики (преддипломная практика) в общем объеме образовательной программы бакалавриата составляет 15 зачетных единиц (4 курс 7 семестр: 9 з.е., 6 недель; 4 курс 8 семестр: 6 з.е., 4 недели).
Основной базой практики на четвертом курсе являются дошкольные, школьные образовательные учреждения и учреждения социальной защиты и здравоохранения города.
Итак, основной целью организации профессионально-ориентированной практики выступает усиления внимания к таким видам деятельности, которые позволяют студенту осуществить собственные творческие и педагогические идеи, способности работать в команде, реализацию опытно-экспериментальной части собственного исследования, презентацию результатов педагогической деятельности. При этом существенным явлением выступает реализация механизма взаимосвязи относительно деятельности педагога-супервизора, обучающегося и преподавателя вуза.
Руководитель практики от вуза отвечает за составление программы практики, организацию работы со студентами, консультативную помощь в выполнении заданий и оформлении отчетов в дневнике практики и портфолио, за проведение установочной и итоговой конференции по практике, за мониторинг сформированности компетенций.
Руководитель от образовательной организации (супервизор) отвечает за организацию практики и взаимодействие с педагогами, консультативную помощь в выполнении заданий, мониторинг сформированности профессиональных компетенций. Таким образом, при сопровождении студента со стороны супервизоров от организаций и руководителя от вуза происходит переход студента от постановки и решения учебных задач на материале дисциплин к прикладным профессиональным задачам на практике.
Важным подспорьем в реализации подготовки практикоориентированного специалиста выступает педагогическая интернатура.
Педагогическая интернатура - важное условие формирования профессиональной педагогической компетентности студентов. Взаимодействие с опытным наставником (супервизором) способствует становлению у будущих специалистов профессиональной позиции уже на уровне вузовского образования, закреплению профессиональной направленности, овладению профессиональной культурой на основе освоения разнообразных способов педагогической деятельности.
В педагогическую интернатуру студенты университета активно включились с 2014 года. При этом отмечается положительная динамика по привлечению к педагогической интернатуре студентов разных профилей, в том числе, обучающихся на направлении подготовки специальное (дефектологическое) образование. С 2015 года, ежегодно через педагогическую интернатуру проходят более 50% обучающихся. Так, в 2015-16 учебном году, среди студентов, обучающихся по профилю «Логопедия» участие в деятельности педагогической интернатуры приняли 55,6% студентов, в 2016-17 учебном году - 57,14%. Традиционно наставниками (супервизорами) выступают ведущие логопеды дошкольных учреждений города Шадринска.
Целью педагогической интернатуры для будущих логопедов выступает реализация студентами самостоятельной профессиональной логопедической деятельности под руководством опытного специалиста. Задачами, при этом являются:
- формирование навыков организации логопедической коррекционно-педагогической деятельности;
- закрепление практических навыков разработки, использования и анализа методик диагностико-коррекционной работы;
- формирование профессионально значимых компетенций.
Студентками осуществляются следующие виды деятельности:
- знакомство с документацией логопеда и ее составлением (годовой, перспективный, индивидуальный планы календарно-тематический планы коррекционной работы; график и циклограмма рабочего времени логопеда);
- заполнение речевых карт, формулировка логопедического заключения;
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- участие в совместном планировании по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
- подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей;
- посещение занятий других специалистов (воспитателей, педагога по изобразительной деятельности) с целью наблюдения за речевой деятельностью детей в разнообразных видах деятельности, студенты посещают более 50 занятий (индивидуальных, групповых и фронтальных);
- разработка конспектов логопедических занятий и их проведение (индивидуальных, групповых и фронтальных), всего более 30 конспектов разнообразной тематики;
- разработка программы логопедических занятий для детей группы;
- разработка дидактического материала для логопедических занятий;
- изготовление логопедических игр на развитие речевого дыхания, для артикуляционной гимнастики, игр по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды» и др., систематизация картотеки логопедических игр;
- оказание помощи логопеду в диагностической деятельности и на коррекционных занятиях;
- разработка логопедических консультаций для родителей, участие в консультировании родителей логопедом;
- разработка брошюр, буклетов с рекомендациями для родителей и воспитателей по закреплению словообразовательных навыков;
- участие в подготовке к родительским собраниям;
- изготовление логопедического уголка для родителей, папки-раскладушки «Артикуляционные упражнения», пополнение картотеки методических рекомендаций для родителей;
- помощь в подготовке мероприятий, организации праздников;
- систематизация и пополнение иллюстративного и раздаточного материала для детей с ОНР: для фронтальных
занятий, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи.
Студентки-интерны в отчетах отметили, что педагогическая интернатура стала важным этапом в их профессиональном самоопределении. Она показала, что они не ошиблись в выборе своей профессии, что тяжелый труд учителя-логопеда им близок и они готовы в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированными специалистами.
Таким образом, в ходе реализации основных направлений модернизации педагогического образования, связанных с дальнейшим усилением практикоориентированности образовательного процесса, предполагается не только повышение практической подготовки логопедов, но и формирование у них способности к рефлексии, осуществлению собственных творческих и педагогических идей, способности работать в команде, презентацию результатов педагогической деятельности, и что не маловажно, приобретения возможности самостоятельного профессионального развития по окончании обучения.
Список литературы / References
1. Григорьев С.Г., Подболотова М.И., Федосеева З.Р. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в условиях сетевого взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель среднего общего образования) //Психологическая наука и образование. - 2015.- Т.20. №5. - С. 130-141.
2. Ермолаева Е.И. Модульное обучение в вузе: его основные учебные элементы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/Pedagogica/5_92413.doc.htm
Список литературы на английском языке / References in English
1. Grigoriev S.G., Podbolotova M.I., Fedoseeva Z.R. Model uglublennoy professionalno-orientirovannoy praktiki magistrantov v usloviah setevogo vzaimodeystviya po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoye obrazovaniye» (uchitel srednego obshchego obrazovaniya) [Model of in-depth professionally-oriented practice of graduate students in terms of networking in specialization "Teacher Education" (teacher of secondary education)] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - [Psychological Science and Education] - 2015.- V.20. No 5. - P. 130-141. [In Russian]
2. Ermolaeva E.I. Modulnoye obucheniye v VUZe: ego osnovnye uchebnye elementy [Modular education in high school, its basic educational elements] [Electronic resource] -URL:http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/Pedagogica/5_92413.doc.htm [In Russian]
DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.029 Слепнева К.А.
ORCID: 0000-0002-4949-0907, Магистрант, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ»: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
Аннотация
В статье ставится задача изучить и проанализировать авторские трактовки термина «исследовательская компетенция». Автор проводит сравнительный анализ, показывающий общие тенденции в определении отечественными учеными-педагогами термина. Выявлены такие смыслообразующие понятия, как «совокупность» и «качество или свойство личности». Обозначены характеристики, отражающие специфику исследовательской компетенции: универсальность, метапредметность, интегративность, прогностичность, превентивность, инновативность, индивидуальность.
Материал, представленный в статье, будет представлять интерес для студентов и преподавателей, изучающих тему развития исследовательских компетенций.
Ключевые слова: исследовательская компетенция, магистерское образование, педагогическое образование.
Slepneva K.A.
ORCID: 0000-0002-4949-0907, undergraduate, Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy RESEARCH COMPETENCE OF MASTERS IN THE FIELD «PEDAGOGICAL EDUCATION»:
ANALYSIS CONCEPT
Abstract
The article considers the study and analyzes the author's interpretation of the term «research competence». The author carries out a comparative analysis showing the overall trends in the definition of domestic scientists-teachers of the term. Sense-identified such thing as a «totality» and «the quality or property of the person». Marked characteristics reflecting the specific research competencies: flexibility, metasubject, integrative, predictive, preventive, innovativeness and individuality.
The material presented in this article will be of interest to students and teachers who study the topic of research competencies.
Keywords: research competence, master's education, pedagogical education.
Педагогическое образование переживает в настоящее время период серьезных трансформаций, одна из целей которых - обеспечить подготовку педагога новой формации, который будет способен к адекватной оценке образовательных ситуаций, проектированию и творческому осуществлению педагогического процесса [2, С. 140].