Распространение инновационного опыта
СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
сопровождения развития детей в региональную образовательную среду
УДК 376.37 Е. А. Борисова
ПРИОБЩЕНИЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В статье рассматриваются вопросы организации педагогической практики студентов, обучающихся логопедическим специальностям.
Ключевые слова: нарушения речи, логопед, педагогическая практика, образовательные учреждения.
Borisova Elena A. INTRODUCING OF THE FUTURE LOGOPEDISTS TO ACCOMPANIMENT OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN AND YOUNGER SCHOOLBOYS IN STUDENT TEACHING (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).
In article questions of the organization of student teaching of the students trained to logopedic specialities are considered.
Keywords: the logopedist, student teaching, educational institutions
Дети с речевыми дефектами — это особая категория детей с отклонениями в развитии, которые представлены значительными нарушениями речи, влияющими на формирование других сторон психики. Эффективность коррекционной работы с этими детьми во многом зависит от профессиональной подготовки логопеда. Наличие широкой распространенности речевых нарушений среди детского контингента обусловливает необходимость подготовки логопедов, компетентных в вопросах диагностики
и коррекции нарушений речи, для оказания коррекционной помощи в условиях образовательных учреждений.
Профессиональная готовность студентов как будущих логопедов формируется на педагогической практике, которая является важным звеном в подготовке к самостоятельной практической деятельности и проводится на базе дошкольных и школьных образовательных учреждений на 4-м и 5-м курсах обучения.
Программа практики строится с учетом того, что к моменту ее прохождения студенты, обучающиеся по специальности «Логопедия», изучили цикл медицинских и психолого-педагогических дисциплин, знают теоретические и методические аспекты логопедической работы по коррекции большей части речевых нарушений.
Педагогическая практика позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопедии и другим специальным курсам, изучить содержание и организацию логопедической и коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими речевые нарушения, сформировать умения и навыки профессионально-практической работы по выявлению и преодолению нарушений речевой деятельности у детей.
Основной целью педагогической практики является овладение системой специальных логопедических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференцированную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционно-логопедическую работу в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Содержание практики определяют задачи, которые на 4-м и 5-м курсах несколько различаются. Так, перед студентами 4-го курса ставятся такие задачи, как определить специфику работы логопеда в логопедических группах для дошкольников с ОНР; освоить все имеющиеся виды профессионально-педагогической деятельности логопеда, направленные на преодоление различных нарушений речи у детей; овладеть различными формами проведения логопедической работы (групповой, индивидуальной); воспитывать творческий подход к педагогической деятельности. Студенты 5-го курса совершенствуют общепедагогические умения и навыки, приобретенные в процессе педагогической практики на 4 курсе, а также осуществляют детальное ознакомление с организацией логопедического процесса в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе и в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи; закрепляют, углубляют теоретические знания, полученные при изучении курсов логопедии, психологии, психолингвистики, педагогики и других смежных дисциплин; овладевают умениями практического применения полученных знаний в процессе логопедической
работы; формируют специальные профессионально-педагогические умения и необходимые для учителя-логопеда личностные качества.
Рассмотрим, как организуется педагогическая практика и как решаются изложенные выше задачи.
Педагогической практике предшествует установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и организацией практики, перечнем отчетной документации и требованиями к ее оформлению, закрепляются за методистами кафедры и распределяются по базовым учреждениям, где руководство практикой доверяется высококвалифицированным учителям-логопе-дам, имеющим достаточный опыт профессиональной деятельности.
Для прохождения практики студенты распределяются небольшими подгруппами (по 2—4 человека) в логопедические группы при дошкольных образовательных учреждениях, на логопедические пункты при школах общеобразовательного вида и для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сроки прохождения практики определяются учебным планом.
В период педагогической практики студенты работают в детских садах и школах на протяжении всего рабочего дня логопеда в соответствии с его расписанием фронтальных и индивидуальных занятий, посещают и анализируют занятия учителя-логопеда и студентов-сокурсников.
В течение первой недели практики студенты не только знакомятся с организацией логопедической работы и коррекционно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, наблюдают за деятельностью логопеда, но и проводят психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, закрепленных для индивидуальной работы за каждым практикантом. Итогом этого обследования является заполнение речевых карт, составление психолого-педагогических характеристик детей, разработка индивидуальных перспективных планов и их согласование с перспективным календарно-тематическим планом учителя-логопеда. Каждый студент совместно с методистом и учителем-логопедом составляет график проведения фронтальных и индивидуальных занятий на весь период практики.
Начиная со второй недели, студенты самостоятельно проводят индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, по окончании которых осуществляется их самоанализ и анализ. Логопедические занятия проводятся по расписанию, утвержденному в учебном учреждении. Студенты проводят их на основе заранее составленных и заверенных учителем-логопедом конспектов, с использованием необходимого речевого, дидактического и наглядного материала.
Отметим, что студенты во время практики имеют возможность поработать с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В связи с этим различается и содержание их логопедических занятий. Так, в работе с деть-
ми, имеющими общее недоразвитие речи, основное внимание уделяется формированию произносительной стороны речи, развитию лексикограмматических средств языка и самостоятельной развернутой фразовой речи. В подготовительной к школе группе работа с детьми предполагает и подготовку к обучению грамоте. Речевые упражнения, подбираемые для занятий, направлены на обогащение, активизацию словаря, развитие навыков словоизменения и словообразования. Будущие логопеды следят за качеством детских высказываний, их правильным лексическим, грамматическим и синтаксическим оформлением. Учитывая значение связной речи и ее своеобразие у детей с общим недоразвитием речи, студенты большое значение уделяют ее развитию: проводят занятия, направленные на обучение детей пересказу, составлению сюжетных и описательных рассказов. Использование на этих занятиях различной по содержанию и назначению наглядности способствует не только привлечению и сосредоточению внимания детей, поддержанию их интереса, но и лучшему усвоению материала, организации и структурированию детских высказываний. Большое внимание в работе с детьми старшего дошкольного возраста и учащимися 1-го класса уделяется предупреждению возникновения возможных нарушений письменной речи.
Работая на практике с детьми, имеющими заикание, студенты овладевают навыками формирования у них плавности речи. При этом развивают у детей речевое дыхание, плавное голосоведение на доступном произносительном материале, при подборе которого учитывается степень речевой самостоятельности детей, т.е. возможность владения свободной от заикания речью. Нормализуя речевое поведение детей, студенты сначала опираются на такие формы речи, как сопряжено-отраженную и вопросноответную, а затем используют их в качестве вспомогательных при оказании детям помощи в случае затруднения. Активно применяют приемы, облегчающие детям процесс реализации речевого высказывания. Это, например, прием синхронизации речи с движениями ведущей руки, который используется при проведении не только индивидуальных, но и фронтальных занятий.
На индивидуальных занятиях студенты проводят работу, направленную на коррекцию нарушений звукопроизношения. При дислалии эта работа предполагает развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, формирование произносительных навыков. Работая с детьми, нарушения звукопроизношения которых обусловлены дизартрическими расстройствами, студенты овладевают навыками логопедического массажа, работу по формированию правильного звукопроизношения сочетают с развитием просодической стороны речи.
Как отмечают по окончании практики ее руководители, в ходе работы студенты демонстрируют достаточный уровень теоретических знаний в об-
ласти логопедии, проявляют достаточный уровень самостоятельности и творческий подход к составлению конспектов и проведению логопедических занятий, используют разнообразный, эстетично оформленный наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал. Занятия, как правило, проводятся в едином занимательном сюжете, с использованием игровых приемов, что позволяет максимально активизировать детей, сосредоточить внимание на предлагаемом материале. В процессе работы студенты стараются учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей, а также структуру и механизм речевых нарушений. В случае необходимости студентам оказывается дополнительная методическая помощь со стороны учителя-логопеда и методиста, например: заранее обсуждается подбор заданий, речевого и наглядного материала, проговариваются инструкции, предназначенные детям в ходе предстоящего занятия, предоставляются на проверку конспекты логопедических занятий, а после проведения занятия тщательно анализируются с указанием допущенных ошибок и недостатков, с рекомендациями для их последующего устранения.
Немаловажное внимание уделяется работе будущих логопедов с родителями, воспитателями, учителями. Это осуществляется в виде индивидуальных и групповых консультаций, участия студентов в работе педагогических советов и методических семинаров, проводимых по плану образовательного учреждения, оформления методических пакетов для педагогов и информационных уголков для родителей. Родители приглашаются на открытые занятия, по окончании которых получают практические рекомендации по поводу организации с детьми домашних занятий для закрепления полученных речевых навыков.
Следует отметить, что в период практики под руководством методиста практики, учителей-логопедов студенты проводят научно-исследовательскую работу по заданию кафедры и в соответствии с тематикой курсовых и дипломных работ по специальности. С результатами научно-исследовательской работы студенты выступают на итоговой конференции по практике, а также на студенческой научно-практической конференции.
По окончании практики проводится итоговая конференция в форме творческого отчета. На этой конференции студенты выступают по различным темам в рамках своих научно-практических исследований. В качестве примера приведем некоторые из тем:
- виды фронтальных логопедических занятий в группе для детей дошкольного возраста с ОНР;
- специфика проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- использование наглядности в логопедической работе с детьми с ОНР;
- использование игровых сюжетов при проведении индивидуальных и фронтальных логопедических занятий;
- логопедическая работа по профилактике дисграфии у первоклассников общеобразовательной школы
- устранение специфических дисграфических ошибок у детей младшего школьного возраста;
- использование наглядности на логопедических занятиях по устранению нарушений письменной речи.
- применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе.
В ходе выступлений теоретический материал сопровождается демонстрацией дидактического материала, инсценировкой фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий, проведением со слушателями отдельных коррекционных упражнений. Кроме того, студенты активно используют в своих выступлениях компьютерные презентации и видеоролики, которые позволяют сделать выступления более интересными и содержательными.
При подобной организации педагогической практики студенты, закрепляя теоретические знаний и осуществляя их практическое преломление, овладевают профессионально-педагогические умениями, что способствует их действительному приобщению к сопровождению речевого развития дошкольников и младших школьников.