Научная статья на тему 'Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников'

Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
557
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / СТРУКТУРА ПОЛИМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / ВЕДУЩИЕ И НЕВЕДУЩИЕ МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ / АКТИВНЫЕ И ИНАКТИВНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна, Нодельман Валентина Ивановна

В статье описываются результаты исследования состояния структуры полимодального восприятия детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи, в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием, дается подробный анализ обнаруженной специфики проявлений симптоматики общего недоразвития речи у испытуемых при разных вариантах инактивности неведущих модальностей восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна, Нодельман Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников»

УДК 159.95+372.3/.4

Мурашова Ирина Юрьевна

Методист МБОУДПОС «Центр обеспечения развития образования», irinangarsk@yandex.ru, Ангарск

Нодельман Валентина Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинико-психологических основ логопедии и дефектологии Восточно-Сибирской государственной академии образования, nvi-irk@yandex.ru, иркутск

особенности индивидуальной структуры полимодального восприятия старших дошкольников

аннотация. В статье описываются результаты исследования состояния структуры полимодального восприятия детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи, в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием, дается подробный анализ обнаруженной специфики проявлений симптоматики общего недоразвития речи у испытуемых при разных вариантах инактивности неведущих модальностей восприятия.

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, структура полимодального восприятия, ведущие и неведущие модальности восприятия, активные и инактивные модальности.

Murashova Irina Jurevna

Methodist of the Centerfor Education Development at the municipal budgetary educational institution of further education specialists, irinangarsk@yandex.ru, Angarsk

Nodelman Valentina Ivanovna

Candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of Clinical-psychological bases of defectology and logopedics at the Easto-Sibirian State Academy of education, nvi-irk@yandex.ru, Irkutsk

features of individual structure of older preschoolers' polymodal perception

Abstract. The paper describes the results of investigation of the structure of the state multimodal perception of the seventh year children with general speech deficiency, compared to their peers with normal speech development. A detailed analysis of the specific manifestations of the detected symptoms of general underdevelopment of speech in subjects with different versions of inactivity nonleading modalities of perception is shown.

Keywords: children with general speech deficiency, structure multimodal perception, leading and NLO modalities of perception, active and inactive modality.

Требования поиска эффективных путей совершенствования познавательной деятельности дошкольников седьмого года жизни побудили нас предпринять исследование у них структуры полимодального восприятия (далее ПмВ). Его актуальность для практики была обусловлена необходимостью преодоления речевых дефектов к началу школьного обучения и отсутствием в примерных программах обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР), разделов, раскрываю-

щих содержание целенаправленной работы специалистов по совершенствованию индивидуальной структуры ПмВ. Всего в исследовании приняли участие 320 детей 6-7 лет, из них 232 дошкольника с ОНР и 88 детей с нормальным речевым развитием [4; 5; 6]. В исследовании, в качестве основной, использовалась методика «Диагностика ПмВ у старших дошкольников» («ДПмВсд») [5], представляющая собой модифицированный нами вариант методики «Определение регу-ляторного профиля сенсорно-перцептивной

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 1 - Сопоставительные показатели успешности выполнения диагностических заданий на исследование устной речи испытуемыми с ОНР, имеющими разные типы профиля ПмВ

Типы профиля ПмВ у дошкольников с общим недоразвитием речи Средние показатели успешности выполнения заданий (к-во правильных ответов на одного испытуемого)

Словарный запас Грамматич. строй Звукопро-изношение Фонематич. анализ/синтез

Гармоничный (п = 49) 2,85±0,35 3,53±0,50 6,32±0,47 1,30±0,46

Дисгармонично-избирательный (п - 15) 2,13±0,35 2,53±0,51 1,33±0,48 0,20±0,41

Дисгармонично-инертный (п - 88) 0,87±0,33 1,00±0,00 0,56±0,49 0,12±0,33

Достоверность различий Р < 0,004 Р < 0,001 Р < 0,004 Р < 0,004 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,004 Р < 0,004 Р < 0,001 Не достоверно

активности» (Е. Н. Дзятковская) [3]. Для верификации методики «ДПМВсд» (80 детей) использовались: методика «Определение ведущей модальности ребенка» (И. Н. Бело-зерцева) [1] и «Тест на определение ведущего типа восприятия» (М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Т. В. Земских) [2]. Статистическая валидность методики «ДПМВсд» составила 0,97, надежность 0,98.

На констатирующем этапе происходило изучение структуры ПмВ 152 детей 6-7 лет с ОНР, в отличии от их 88 сверстников с нормальным речевым развитием, что позволило нам выделить ее негативные особенности, выражающиеся, с одной стороны в своеобразии соотношения ведущих и неведущих модальностей, а с другой - в наличии большего, чем у сверстников с нормальным речевым развитием, количества инактивных сенсорных модальностей, что обуславливает их недостаточное взаимодействие [5].

На основании полученных данных, были выделены три типа профиля ПмВ1 испытуемых. Различия между группами выразились преобладанием у дошкольников с нормальным речевым развитием оптимального (гармоничного, при отсутствии инактивных модальностей) типов профилей ПмВ - . 76,14%, а у детей с ОНР самого неблагоприятного - 57,89% (дисгармонично-инертного, с наличием закрытых модальностей). Различия в дисгармонично-избирательном профи-

1 В ранних публикациях выделенные нами типы профилей ПмВ «Гармоничный», «Дисгармонично-избирательный», «Дисгармонично-инертный» определялись, соответственно, как «Сглаженный», «Акцентуированно-избиратель-ный», «Акцентуированно-застревающий».

ле незначимы[ 4, 5, 6].

Нами было предпринято констатирующее сопоставительное исследование состояния речи у детей с ОНР с разными типами профиля ПмВ. У испытуемых с дисгармоничными типами профиля ПмВ средние показатели количества правильных ответов значимо ниже по каждому из исследуемых компонентов устной речи, чем у детей с гармоничным типом. Одновременно обнаруживаются различия в средних показателях правильных ответов испытуемых с дисгармоничными типами: у детей с дисгармонично-избирательным типом профиля показатель выше по всем исследуемым компонентам речи, чем у детей с дисгармонично-инертным типом, кроме того, по трем речевым компонентам из четырех эти различия значимы (таблица 1).

Обнаруживается также специфика проявлений симптоматики ОНР у испытуемых при разных вариантах инактивности неведущих модальностей восприятия. В симптоматике ОНР у детей старшего дошкольного возраста в абсолютном большинстве случаев значительно преобладают фонетико-фоне-матические дефекты (77,67%, при р < 0,001), что соотносится с инактивностью либо одной неведущей модальности - слуховой, либо двух неведущих - слуховой и тактильно-кинестетической (при акцентуации на ведущей зрительной модальности). У этих испытуемых выявляются серьезные трудности в овладении звукопроизношением. При инактивности одновременно и слуховой, и тактильно-кинестетической модальностей наблюдаются как искажения и отсутствие звуков (антропофонические дефекты), так и замены и смешения (фонологические де-

фекты). Если же инактивность слуховой модальности сочетается с открытой тактильно-кинестетической, то явно преобладающими являются фонологические дефекты. При этом особенно устойчивы недостатки фонематического восприятия и затруднения в овладении операциями фонематического анализа и синтеза. Можно полагать, что обеспечение успешности усвоения образовательных программ в этих случаях должно быть связано с целенаправленной работой по гармонизации профиля ПмВ путем активизации инактивных слуховой и тактильно-кинестетической модальностей.

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют 11,65% детей, у которых в картине ОНР наблюдается преобладание лексико-грамматических несовершенств, при относительно благополучном состоянии фонетико-фонематических процессов. Такая симптоматика ОНР соотносится с тремя разновидностями инак-тивности неведущих модальностей, объединенными акцентуацией в профиле на слуховой модальности. Следовательно, активность слуховой модальности (даже при недостаточной активности тактильно-кинестетического канала восприятия) является эффективной базой для коррекции нарушений звукопроизношения различного генеза. Таким образом, подтверждается положение о том, что овладение фонетико-фонемати-ческой стороной устной речи возможно при условии сохранности и зрелости механизма речеслуховой функциональной системы.

Примерно в том же составе (10,68 % детей с дисгармоничными типами профиля) обнаружена равномерность проявлений фонети-ко-фонематических и лексико-грамматиче-ских нарушений в картине ОНР. В первую очередь отметим, что объединяющим всех этих испытуемых является единообразие профиля ПмВ: ведущей является тактильно-кинестетическая модальность в сочетании с инактивностью двух других - слуховой и зрительной.

Трудности в овладении звукопроизноше-нием у этих детей выражаются в преобладании дефектов по типу замен и смешений звуков. Значительно реже здесь встречаются искажения и отсутствие звука, что логично соотносится с доминированием тактильно-кинестетической модальности. Недостатки

звукопроизношения сопровождаются и несовершенством фонематического восприятия и трудностями формирования навыков фонематического анализа и синтеза. Одновременно, с той же степенью выраженности проявляются и недостатки лексико-грамма-тической стороны речи.

Таким образом, выявленные негативные особенности отмечены у старших дошкольников с ОНР, которые обучались в традиционных условиях логопедической группы, когда специалисты следуют принципу опоры на все анализаторы, т. е. предполагается, что традиционная организация коррекцион-но-развивающей работы в логопедической группе должна в определенной мере, опосредованно способствовать активизации модальностей в структуре ПмВ. Однако данные нашего исследования показывают, что должного эффекта в этом плане не прослеживается. Особенности ПмВ старших дошкольников с ОНР, обуславливающие недостаточность сенсорно-перцептивных модальных взаимодействий, негативно отражаются на становлении интегративной целостности процессов приема и переработки информации. В этой связи, очевидно, что без специального психолого-педагогического воздействия, направленного на интеграцию трех модальностей через активизацию отдельных каналов восприятия с учетом индивидуальных типов профиля, ожидать гармонизации ПмВ у дошкольников с ОНР к началу школьного обучения не приходится.

Формирующий эксперимент проводился по специально разработанной нами программе, где подразумевается построение коррекционно-образовательного процесса, обеспечивающее совершенствование структуры ПмВ посредством активизации инактивных (закрытых и прикрытых) сенсорно-перцептивных каналов при опоре на ведущую и активные неведущие модальности. Это требует комплексного подхода к коррекционно-развивающей работе, основанного на взаимодействии специалистов и учитывающего как индивидуальные особенности структуры ПмВ, так и специфику симптоматики речевого дефекта дошкольников с ОНР.

Ведущая роль в реализации экспериментальной программы отводилась учителям-логопедам, и воспитателям группы,

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 2 - Сравнительная характеристика показателей состояния устной речи испытуемыми с ОНР на контрольном этапе исследования

Группы испытуемых с ОНР Средние (к-во И] показатели успешности выполнения заданий равильных ответов на одного испытуемого)

Словарный запас Грамматич. строй Звукопро-изношение Фонематич. анализ/синтез

Экспериментальная гр. (п = 102) 14,72±0,44 17,75±0,43 10,97±0,16 18,67±0,47

Контрольная гр. (п - 50) 10,40±0,72 12,08±0,27 8,22±3,6 12,00±3,0

Достоверность различий Р < 0,001 Р < 0,001 Р < 0,004 Р < 0,001

проводившим речевые фронтальные занятия и индивидуальную работу с детьми по коррекции звукопроизношения и закреплению умений и навыков, полученных на индивидуальных логопедических занятиях по заданиям учителя-логопеда. Особое место занимала специально организованная кор-рекционная деятельность педагогов-психологов, проводивших коммуникативные тренинги с детьми с дисгармоничными типами профиля. Немаловажное значение имела организованная деятельность, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре, которые средствами соответствующих видов образовательной деятельности детей активизировали у них разные модальности. В ходе реализации программы формирующего обучения осуществлялся четырехлетний мониторинг совершенствования структуры ПмВ. Основное содержание экспериментального обучения реализовыва-лось на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, сочетаясь с требованиями Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей на втором году обучения (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), а также на специально организованных под-групповых коммуникативных тренингах, проводимых педагогом-психологом в соответствии этапами программы фронтальных занятий совершенствования ПмВ.

У испытуемых обеих групп к концу обучения в подготовительных логопедических группах выразились в увеличении количества детей с наиболее благополучным типом профиля - гармоничным и, соответственно - в снижении частоты встречаемости дисгармоничных профилей. Однако если в экспериментальной группе все эти сдвиги имеют статистически подтверждаемую

достоверность, при р < 0,01, то в группе испытуемых, не включавшихся в экспериментальное обучение, они не являются значимыми. Полученные данные отражают также максимальное приближение показателей структуры ПмВ у старших дошкольников с ОНР, охваченных формирующим обучением, к показателям детей с нормальным речевым развитием, в то время как в контрольной логопедической группе такого значительного продвижения не зафиксировано. Так, процент испытуемых экспериментальной группы с гармоничным типом профиля структуры ПмВ на контрольном этапе незначительно ниже, чем в контрольной группе (79,41% и 85,23% соответственно).

В таблице 2 представлены различия в сопоставляемых группах на контрольном этапе исследования, которые отразились в средних показателях успешности выполнения заданий на исследование состояния разных компонентов устной речи испытуемыми сопоставляемых групп.

Таким образом, проведенное сопоставление результатов диагностических исследований в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует об эффективности разработанной системы совершенствования структуры ПмВ у дошкольников с ОНР.

Библиографический список

1. Белозерцева И. Н. Обучаем ребенка саморегуляции. - Иркутск: Сервико, 2001. - 60 с.

2. БитяноваМ. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. - М.: Генезис, 2000. - 119 с.

3. Дзятковская Е. Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции / Здоровье и образование (теория, диагностика, практика ре-

абилитации). - Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. - 60 с.

4. Мурашова и. Ю., Нодельман В. и. Развитие и коррекция структуры полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные походы к содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. -Иркутск: Изд-во Вост. -Сиб. госуд. академии образования - 2011. - С. 118-129.

5. Нодельман В. и., Мурашова и. Ю. Особен-

ности структуры полимодального восприятия у дошкольников с недостатками речи и их учет в коррекционно-развивающей работе // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2010. -№ 5. - С. 382-394.

6. Нодельман В. и., Мурашова и. Ю. Совершенствование полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической коррекции // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2011. - № 2. - С. 269-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.