Научная статья на тему 'Роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20. 04. 02 «Природообустройство и водопользование»'

Роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20. 04. 02 «Природообустройство и водопользование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / MASTER'S DEGREE STUDENT / PRACTICAL TRAINING / EDUCATIONAL PRACTICE / FORMATION OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчевская Юлия Владимировна, Маджугина Анастасия Александровна

В статье рассматривается роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20.04.02 «Природообустройство и водопользование» магистерская программа «Водоснабжение и водоотведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчевская Юлия Владимировна, Маджугина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Practical Training in the Education of Master’s Degree Students of the Educational Programme 20.04.02 "Environmental Engineering and Water Use"

In the article the role of practical training in the education of master’s degree students of the educational programme 20.04.02 "Environmental Engineering and Water Use" is considered.

Текст научной работы на тему «Роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20. 04. 02 «Природообустройство и водопользование»»

Корчевская Ю.В., Маджугина А.А. Роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20.04.02 «Природообустройство и водопользование» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/722-00260. -ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88:628

Корчевская Юлия Владимировна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск

Маджугина Анастасия Александровна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск

Роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20.04.02 «Природообустройство и водопользование»

Аннотация: в статье рассматривается роль практического обучения при подготовке магистров по направлению 20.04.02 «Природообустройство и водопользование» магистерская программа «Водоснабжение и водоотведение».

Ключевые слова: магистрант, практическое обучение, учебная практика, формирование компетенций.

Одной из неотъемлемых частей при подготовке магистров по направлению 20.04.02 «Природообустройство и водопользование» - является практическое обучение.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 20.04.02 -Природообустройство и водопользование (уровень магистратуры), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2015 г. № 296 практическое обучения включает в себя три взаимосвязанных блока: учебная, производственная и преддипломная практики[1].

В соответствии с ФГОС ВО учебная практика является обязательным разделом образовательной программы по направлению 20.04.02-Природообустройство и водопользование. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Основной целью учебной практики является закрепление теоретических знаний по основным сооружениям систем природообустройства и водопользования (водозаборным и гидротехническим сооружениям, системам водоснабжения и водоотведения, орошения и осушения и др.).

Задачами практики являются:

- проектирование объектов природообустройства и водопользования, разработка проектов восстановления природных объектов;

- выполнение правил разработки проектной и рабочей технической документации, соответствия ее стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

- разработка инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования;

- проведение изысканий по оценке состояния природных и природно-климатических условий;

- проектирование, создание и эксплуатация объектов природообустройства, водопользования и обводнения территорий, обеспечение качества этих процессов;

- разработка программы мероприятий по снижению негативных последствий деятельности, связанной с природопользованием и другой антропогенной деятельностью;

- разработка программы мониторинга объектов природообустройства и водопользования для оценки их воздействия на окружающую среду.

Освоение учебной практики базируется на знаниях и умениях, полученных магистрантами после освоения дисциплин базовой и вариативной части: Б1.Б.1 Математическое моделирование процессов в компонентах природы, Б1.Б.2 Философские проблемы науки и техники, Б1.Б.3 Исследования систем и сооружений природообустройства и водопользования, Б1.Б.4 Управление природно-техногенными комплексами, Б1.В.ОД.2 Основы научной и инновационной деятельности, Б1.В.ОД.3 Основы биотехнологии в природообустройстве и водопользовании, Б1.В.ОД.4 Научные и инженерные основы выбора методов очистки природных, сточных вод и обработки осадка, Б1.В.ОД.5 Проектирование систем водоснабжения.

Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала и предусматривает комплексный подход к освоению программы магистратуры.

Прохождение учебной практики направлено на подготовку обучающихся к успешному осуществлению профессиональной деятельности в сфере природообустройства и водопользования, приобретения первичных навыков строительства или эксплуатации систем и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Учебная практика проводится в университете на кафедре природообустройства, водопользования и охраны водных ресурсов, а также:

- на комплексе водозаборных сооружений на подземных водах с. Красная Горка Омского района;

- на поверхностных водах с. Кормиловка Кормиловского района, пгт Крутая Горка Омского района, АО ГАЗПРОМНЕФТЬ - Омский НПЗ, городских водозаборов Падь и Заря, систем орошения на сточных водах Омского бекона, головных сооружениях Любино-Исилькульского и Таврического групповых водопроводов;

- станции водоподготовки ОАО «ОмскВодоканал»;

- сооружениях очистки сточных вод ОАО «ОмскВодоканал»;

- очистных сооружениях Лузинского свинокомплекса и Омского НПЗ;

- оросительных системах АО «Заря», «Пушкинское», «Новоомское», «Овощевод».

В результате освоения программы учебной практики у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции:

-способностью определять исходные данные для проектирования объектов природообустройства и водопользования, руководить изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов (ПК-1);

-способностью использовать знания методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов, методики инженерных расчетов, необходимых для проектирования систем, объектов и сооружений для природообустройства и водопользования (ПК-2);

-способностью обеспечивать соответствие качества проектов природообустройства и водопользования международным и государственным нормам и стандартам (ПК-3);

-способностью принять профессиональные решения на основе знания технологических процессов природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования (ПК-4);

-способностью использовать знания водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов для проверки их соблюдения при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды (ПК-5) [1]. В результате освоения компетенций выпускник должен:

> знать методы определения исходных данных для проектирования объектов природообустройства и водопользования;

> знать методики проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов;

> знать требования международных и государственных норм и стандартов к проектам природообустройства и водопользования;

> знать технологические процессы природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования;

> знать основные положения водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов;

> уметь выполнять изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов;

> уметь производить инженерные расчеты, необходимые для проектирования систем, объектов и сооружений для природообустройства и водопользования;

> уметь проектировать объекты природообустройства и водопользования в соответствии с международными и государственными нормами и стандартами;

> уметь оценивать технологические процессы природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования;

> уметь использовать знания водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов;

> иметь навыки руководства изысканиями по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов;

> иметь навыки проектирования инженерных сооружений, их конструктивных элементов;

> иметь навыки обеспечения качества проектов природообустройства и водопользования международным и государственным нормам и стандартам;

> иметь навыки принятия профессионального решения на основе знания технологических процессов природообустройства и водопользования при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования;

> иметь навыки проведения проверок соблюдения положения водного и земельного законодательства и правил охраны водных и земельных ресурсов при водопользовании, землепользовании и обустройстве природной среды.

Магистрант по направлению подготовки 20.04.02 «Природообустройство и водопользование» магистерская программа «Водоснабжение и водоотведение» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствие с видами профессиональной деятельности:

проектно-изыскательская деятельность:

• руководство проектированием объектов природообустройства и водопользования, разработкой проектов восстановления природных объектов;

• контроль выполнения правил разработки проектной и рабочей технической документации, соответствия ее стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

• разработка и руководство осуществлением инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования;

• руководство изысканиями по оценке состояния природных и природно-климатических условий;

производственно-управленческая деятельность:

• организация процессов проектирования, создания и эксплуатации объектов природообустройства, водопользования и обводнения территорий, обеспечение качества этих процессов;

• разработка программы мероприятий по снижению негативных последствий деятельности, связанной с природопользованием и другой антропогенной деятельностью, и руководство ее выполнением;

• разработка программы мониторинга объектов природообустройства и водопользования для оценки их воздействия на окружающую среду и руководство ее выполнением[ 1 ].

Планом учебной практики предусмотрены экскурсионные поездки на мелиоративные и водохозяйственные сооружения для изучения:

• устройства и режимов работы сооружений природообустройства и водопользования (водозаборные и гидротехнические сооружения, системы водоснабжения, водоотведения, орошения и осушения);

• назначения и технических характеристик машинного водоподъема локальных и групповых водопроводов, систем водоотведения, оросительных систем;

• конструктивных схем насосных станций первого и второго подъема, канализационных и мелиоративных насосных станций;

• конструктивных особенностей и технологических режимов очистки природных и сточных вод, лабораторного анализа качества вод;

• особенностей эксплуатации и техники безопасности на профильных сооружениях систем природообустройства и водопользования.

В рамках учебной практики в 2015- 2016 учебном году магистры первого курса посетили очистные сооружения производственных стоков предприятия «Омский Бекон», оросительные системы на сточных водах предприятия «Омский Бекон», станция водоподготовки природных вод г. Омска в Ленинском округе ОАО «ОмскВодоканал».

Рисунок 2 - Подготовленные осветлённые стоки для полива

Рисунок 4 - Насосная станция второго подъёма

Рисунок 5 - Лаборатория анализа качества воды

В результате учебной практики магистры по направлению подготовки 20.04.02 «Природообустройство и водопользование» магистерская программа «Водоснабжение и водоотведение» познакомились с основными сооружениями объектов природообустройства и водопользования, и освоили компетенции предусмотренные программой учебной практики.

Ссылки на источники:

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 20.04.02 - Природообустройство и водопользование (уровень магистратуры), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2015 г. № 296[электронный ресурс]: http://kpfu.ru/portal/docs/F1675680958/20.04.02.vodopolzovanie.pdf

Yulia Korchevskaya

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Anastasia Madzhugina

Senior Instructor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

The Role of Practical Training in the Education of Master's Degree Students of the

Educational Programme 20.04.02 "Environmental Engineering and Water Use"

Abstract: In the article the role of practical training in the education of master's degree students of the educational programme 20.04.02 "Environmental Engineering and Water Use" is considered.

Keywords: master's degree student, practical training, educational practice, formation of competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.