Научная статья на тему 'Анализ современного состояния нормативной базы в сфере водоснабжения и водоотведения'

Анализ современного состояния нормативной базы в сфере водоснабжения и водоотведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
737
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / СВОДЫ ПРАВИЛ / НОРМЫ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ / WATER SUPPLY AND SANITATION / TECHNICAL STANDARDS / FEDERAL LAWS / GOVERNMENT REGULATIONS / NATIONAL STANDARDS / CODES OF PRACTICE / WATER CONSUMPTION NORMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богорубова Татьяна Геннадьевна

Проведенный в статье анализ современного состояния совокупности нормативных документов по водоснабжению и водоотведению показал, что практически все необходимые документы на федеральном уровне утверждены. Но качество утвержденных документов нередко остается низким. Избежать большого количества недоработок можно с помощью привлечения к обсуждению широкого круга инженеров и других специалистов. В Сводах правил значительно уменьшено количество приложений, что существенно затрудняет расчеты. В нормативно-технических документах не должно быть отсылок к литературным источникам. Весь нужный для расчетов материал должен быть в приложениях или в других нормативных документах. Документы, содержащие нормы водопотребления, должны стать обязательными для выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богорубова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE REGULATORY FRAMEWORK IN THE FIELD OF WATER SUPPLY AND SANITATION

In this paper, the analysis of the current state together normative documents on water supply and sanitation showed that almost all the necessary documents at the Federal level are approved. But the quality of the approved documents often remains low. To avoid a large number of defects is possible by bringing to the discussion a wide range of engineers and other professionals. The regulations significantly reduced the number of applications, which considerably complicates the calculations. In the normative-technical documents should not be references to literary sources. All necessary for calculations, the material should be in annexes or other regulatory documents. Documents containing norms of water consumption, must become binding.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния нормативной базы в сфере водоснабжения и водоотведения»

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

2016, Т. 2, №3

УДК 006.3:628.1

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НОРМАТИВНОМ БАЗЫ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Т.Г. Богорубова

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE REGULATORY FRAMEWORK IN THE FIELD OF WATER SUPPLY AND SANITATION

T.G. Bogorubova

Аннотация. Проведенный в статье анализ современного состояния совокупности нормативных документов по водоснабжению и водоотведению показал, что практически все необходимые документы на федеральном уровне утверждены. Но качество утвержденных документов нередко остается низким. Избежать большого количества недоработок можно с помощью привлечения к обсуждению широкого круга инженеров и других специалистов. В Сводах правил значительно уменьшено количество приложений, что существенно затрудняет расчеты. В нормативно-технических документах не должно быть отсылок к литературным источникам. Весь нужный для расчетов материал должен быть в приложениях или в других нормативных документах. Документы, содержащие нормы водопотребления, должны стать обязательными для выполнения.

Ключевые слова: водоснабжение и водоотведение; нормативно-технические документы; Федеральные законы; постановления Правительства; Государственные стандарты; Своды правил; нормы водопотребления.

Abstract. In this paper, the analysis of the current state together normative documents on water supply and sanitation showed that almost all the necessary documents at the Federal level are approved. But the quality of the approved documents often remains low. To avoid a large number of defects is possible by bringing to the discussion a wide range of engineers and other professionals. The regulations significantly reduced the number of applications, which considerably complicates the calculations. In the normative-technical documents should not be references to literary sources. All necessary for calculations, the material should be in annexes or other regulatory documents. Documents containing norms of water consumption, must become binding.

Keywords: water supply and sanitation; technical standards; Federal laws; Government regulations; national standards; codes of practice; water consumption norms.

Введение

Получение знаний и овладение современными методами проектирования, строительства, эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных кадров по направлению «Природообустройство и водопользование» [1-3]. Для успешного решения профессиональных задач выпускник должен опираться на нормативную базу.

Современное состояние законодательной и нормативной базы по водоснабжению и водоотведению обсуждалось в [3-5]. Анализу подвергались, главным образом, нормативно-технические документы, а правовым нормативным документам уделялось внимания незаслуженно мало. При этом встречаются неверные оценки роли технических регламентов. Так в [3, с. 60] говорится: «Многие полагали, что технические регламенты заменят СНиПы ... Технические регламенты в области водоснабжения и водоотведения не были нацелены на регулирование проектных решений и вопросов строительства». В Федеральном законе № 184 «О техническом регулировании (в редакции от 05.04.2016 № 104-ФЗ)» [6] читаем статью 6:

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

«Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается». Технические регламенты изначально не были нацелены на регулирование проектных решений и вопросов строительства и, конечно, не могут заменить СНиПы.

Данная статья направлена на анализ современного состояния всей совокупности нормативных документов по водоснабжению и водоотведению, а не только Сводов правил (СП), что будет способствовать созданию целостной картины в процессе обучения студентов направления «Природообустройство и водопользование».

Федеральные законы в сфере водоснабжения и водоотведения

В уже упомянутом Федеральном законе «О техническом регулировании» [6] указывается, что в качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут использоваться полностью или частично международные стандарты, а национальные стандарты Российской Федерации должны использоваться. Заметим, в [6] изменения вносились уже 23 раза, но он все еще далек от совершенства. Так, например, в последней редакции определение стандарта исчезло, а регионального стандарта осталось.

В соответствии со статьей 5.1 [6] техническое регулирование в области обеспечения безопасности зданий и сооружений (а, значит, и систем водоснабжения и водоотведения) определяется Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который был принят в 2009 году [7]. В статье 6 [7] Правительству Российской Федерации поручено утверждать (и пересматривать) перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона [7]. В указанный перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Еще один перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона [7], поручено утверждать национальному органу Российской Федерации по стандартизации. В настоящее время таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Деление документов, а особенно их частей и пунктов, на обязательные и добровольные вносят большую путаницу и дополнительные трудности для проектных и экспертных организаций [2,3].

Кроме того, статья 21 [7] указывает, что в проектной документации наружных и внутренних сетей снабжения зданий и сооружений водой, используемой в качестве питьевой и (или) для хозяйственно-бытовых нужд, должны быть предусмотрены меры по обеспечению подачи требуемого количества воды и предотвращению ее загрязнения.

Собственно водное законодательство состоит из Водного Кодекса [8], других Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. В [8] указано, что водные отношения могут регулироваться также

1) указами Президента Российской Федерации;

2) нормативными правовыми актами, утвержденными Правительством РФ;

3) нормативными правовыми актами, утвержденными федеральными органами

исполнительной власти (уполномоченные Правительством РФ);

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

4) нормативными правовыми актами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий);

5) нормативными правовыми актами, утвержденными органами местного самоуправления (в пределах своих полномочий);

Причем нормативные правовые акты нижестоящего уровня не должны противоречить вышестоящим. Статья 25 [8] к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений, в частности, относит установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в их собственности, резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и др.

Статья 3 [8] устанавливает основные принципы водного законодательства, в том числе приоритет охраны водных объектов перед их использованием (использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду); приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования (предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов).

В статье 11 [8] заявлены общие правила предоставления водных объектов в пользование (в том числе забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект) на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Причем часть 3 этой статьи прямо указывает, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод. Данный пункт нередко на местном уровне нарушается.

В [8] изменения вносились уже 32 раза, но и он далек от совершенства.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон [9]. Определены основные понятия в этой области [9]: водоотведение, водоподготовка, водоснабжение, водопроводная сеть и др. Провозглашены цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды; снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, их осуществляющих; обеспечения развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций.

Принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения названы [9]: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем водоснабжения и водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, необходимых для их осуществления; открытость деятельности как организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, так и органов власти всех уровней, осуществляющих регулирование в этой сфере. Процесс реальной реализации перечисленных принципов попытаемся проследить по нормативным документам следующих уровней (см. далее).

Полномочия Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения статья 4 [9] перечисляет в 19 пунктах. Вот только некоторые из них:

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

1) утверждение правил водоснабжения и водоотведения, типового договора холодного водоснабжения (водоотведения), типового договора о подключении к централизованным системам водоснабжения (водоотведения);

2) утверждение порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды;

3) утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод;

4) утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения;

5) утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;

6) утверждение стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Реализация полномочий Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения прослеживается по утвержденным нормативным документам (см. следующий раздел).

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в [9] отнесены:

1) утверждение правил организации коммерческого учета воды, сточных вод;

2) утверждение порядка разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию;

3) утверждение правил формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и расчета этих показателей;

4) утверждение требований к проведению технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

5) утверждение порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.

Отдельно в [9] перечислены полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.

За 5 лет поправки в [9] вносились 9 раз, но до сих пор полностью не разграничены полномочия органов исполнительной власти федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения (см. [10]).

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это отдельная, большая и сложная проблема. Здесь она не рассматривается.

Нормативные документы, утвержденные Правительством РФ, в сфере водоснабжения и водоотведения

Анализ списка нормативных документов, утвержденных Правительства РФ в сфере водоснабжения и водоотведения, показал полноту реализации полномочий Правительства РФ в соответствии с [9]. Здесь остановимся на наиболее важных из них.

Распоряжение Правительства РФ №1047-р от 21 июня 2010 г. установило перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона [7]. С 1 июля 2015 г. вводится в действие новый перечень [11]. В данном случае регулярный пересмотр указанного перечня предусмотрен Федеральным законом [7]. Нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения, вошедшие в [11], обсуждаются в следующем разделе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» [12], в которых

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

определен порядок заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем. В случае отсутствия на территории поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение или подвоз питьевой воды. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно [12]. Причем органы местного самоуправления обязаны информировать население о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая информацию на своем официальном сайте в сети Интернет.

Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к их содержанию были утверждены постановлением Правительства РФ 5 сентября 2013 года [13]. Схема водоснабжения поселения или городского округа должна включать в себя следующие разделы:

а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа;

б) направления развития централизованных систем водоснабжения;

в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды;

г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;

д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;

е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения;

ж) целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения;

з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

В [13] органам местного самоуправления было рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 года. Поиск по официальным сайтам органов местного самоуправления показал во многих случаях не полный состав, а в отдельных случаях отсутствие таких схем.

Из других нормативных документов, утвержденных Правительством РФ, упомянем [14,15]. В [14] установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, а также органами регулирования тарифов. В [15] утверждены правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

СП в сфере водоснабжения и водоотведения, обязательные для исполнения

Перечень нормативно-технических документов, обязательных для исполнения, определен в [11]. Из них к сфере водоснабжения и водоотведения относятся СП (актуализированные СНиПы) [16-18]. При актуализации СНиПов была частично изменена их структура. Так в [16] появились такие разделы как «Термины и определения», «Энергоресурсосбережение», «Обеспечение надежности и безопасности при эксплуатации. Долговечность и ремонтопригодность». Последний раздел особенно важен для организации эксплуатации и ремонта систем водоснабжения и водоотведения [19,20].

Положительным моментом [16] является добавление раздела по хозяйственно-противопожарному трубопроводу. А вот исчезновение приложения «Основные буквенные обозначения» совершенно необъяснимо, так как оно было очень удобно при расчетах по приведенным многочисленным формулам. Стоит также согласиться с замечаниями [3]:

- к требованию явно завышенного гидростатического давления в 2 атмосферы на

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

отметке наиболее высоко расположенных приборов в системе хозяйственно-питьевого или хозяйственно-противопожарного водопровода (первый абзац п.5.2.10 [16]);

- отсутствие методики определения расчетных расходов воды расчета в удобном для работы виде; нет расчетов по очистным сооружениям канализации.

В СП [16-18] значительно уменьшено, по сравнению со СНиПами, количество приложений, что существенно затрудняет расчеты [21,22]. На наш взгляд, в нормативных документах не должно быть отсылок к литературным источникам. Весь нужный для расчетов материал должен быть в приложениях или в других нормативных документах.

В перечень [11] не вошел СП [23] Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации (актуализация СНиП 3.05.04-85*), который содержит материал, отсутствующий

Нормативно-технические документы в сфере водоснабжения и водоотведения, рекомендуемые для исполнения

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден перечень документов в области стандартизации [24], в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона [7]. Перечень [24] имеет разделы:

1) Межгосударственные стандарты;

2) Национальные стандарты;

3) Своды правил (актуализированные редакции СНиП);

4) Своды правил (неактуализированные редакции СНиП).

К сфере водоснабжения и водоотведения в первом разделе относятся ГОСТы условных обозначений в системе проектной документации для строительства [25-28]; во втором разделе - [29].

В третьем разделе [24] перечислены оставшиеся пункты СП [16-18] (пункты, не вошедшие в «обязательный перечень» [11], входят в «рекомендательный» [24]).

В четвертом разделе [24] косвенное отношение к сфере водоснабжения и водоотведения имеют СНиПы: «Гидротехнические сооружения речные» [30] и «Системы автоматизации» [31].

Другие нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения

Большое количество нормативных документов, относящихся в сфере водоснабжения и водоотведения, не вошли в перечни [11], [24]. В рамках одной статьи нет возможности все просто перечислить. Остановимся только на характерных примерах.

В первую очередь, это Своды правил по отдельным направлениям проектирования и строительства систем водоснабжения и канализации, в частности, с применением различных материалов [32,33]. Такие нормативно-технические документы обязательно должны быть в перечне [24], возможно, и в [11].

Нормативные документы, утвержденные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) касаются расчета пропускной способности канализационных сетей, показателей надежности работы, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, процедур учета использования водозаборного устройства, мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения [34-37] и других вопросов.

Несомненно, должны стать обязательными для выполнения документы, содержащие нормы водопотребления, например, [37,38]. Иначе складывается странная ситуация при проектировании систем водоснабжения и водоотведения, когда расчет необходимого расхода воды выполнен по нормам, не являющимся обязательными.

Следует отметить работу, начатую Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения (РАВВ) [39] по созданию системы отраслевой стандартизации и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в [17,18].

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

сертификации. В 2014 г. была зарегистрирована система добровольной сертификации в сфере водопроводно-канализационного хозяйства. В настоящее время проходят обсуждение и утверждение проект отраслевого стандарта «Расчетные затраты времени на проведение основных видов работ в лабораториях водопроводно-канализационного хозяйства»; разрабатывается проект стандарта «Требования к проектированию сетей водоснабжения и водоотведения». Хотя проделанная работа еще невелика, но ее отличительной особенностью является открытый характер и привлечение к обсуждению широкого круга инженеров и других специалистов. Именно этого не хватает принятым с большим количеством недоработок сводов правил и Федеральных законов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Успешное проектирование, строительство и эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения определяется, в первую очередь, квалификацией персонала. Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), Минстрой России, Национальный совет при Президенте России по профессиональным квалификациям и РАВВ разрабатывают профессиональные стандарты для водопроводно-канализационного комплекса.

Профессиональные стандарты описывают требования к работникам, выполняющим определенные трудовые функции, являясь основой формирования Национальной системы квалификаций. В профессиональном стандарте каждая трудовая функция описывается с точки зрения критериев ее выполнения (требуемых знаний, умений и дополнительных требований к уровню самостоятельности и ответственности), что является основой отнесения трудовой функции к определенному уровню квалификации.

Утверждены профессиональные стандарты специалистов в области эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения [40-45]. Пока, правда, нет полной определенности по процессу их внедрения. Как положительный момент можно отметить раздел о необходимом образовании в [40-43]: кроме специальности «Водоснабжение и водоотведение», указано также «Иные направления подготовки и специальности, соответствующие требованиям к образованию». Следовательно, выпускники направления «Природообустройство и водопользование» должны удовлетворять требованиям к образованию [40-43]. Настораживает тот факт, что отсутствуют профессиональные стандарты специалистов по проектированию систем водоснабжения и водоотведения.

Заключение

Проведенный анализ показал, что практически все нормативные документы, относящиеся к сфере водоснабжения и водоотведения, на федеральном уровне утверждены, чего не скажешь об уровне субъектов РФ и муниципальном. Но качество утвержденных документов нередко низкое. Так в отдельные Федеральные законы и нормативные документы в сфере водоснабжения и водоотведения изменения вносились уже десятки раз, но они все еще далеки от совершенства. Избежать большого количества недоработок можно с помощью открытого характера подготовки документов и привлечения к обсуждению широкого круга инженеров и других специалистов.

В СП значительно уменьшено, по сравнению со СНиПами, количество приложений, что существенно затрудняет расчеты. В нормативно-технических документах не должно быть отсылок к литературным источникам. Весь нужный для расчетов материал должен быть в приложениях или в других нормативных документах.

Большое количество важных нормативно-технических документов, относящихся в сфере водоснабжения и водоотведения, не вошли в перечни обязательные (или рекомендуемые) для исполнения. Документы, содержащие нормы водопотребления, должны стать обязательными для выполнения .

Выпускники направления «Природообустройство и водопользование» должны удовлетворять требованиям к образованию в утвержденных профессиональных стандартах специалистов в области эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

2016, Т. 2, №3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Великанов Н.Л., Наумов В. А., Примак Л.В. Особенности подготовки специалистов по комплексному использованию и охране водных ресурсов региона // Вода: химия и экология, 2009. № 7. С. 35-40.

2. Наумов В.А., Проскурнин Е.Д. Системы водоснабжения и водоотведения: учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся в бакалавриате по направлению подготовки «Природообустройство и водопользование». Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2015. - 66 с.

3. Айбушев Р. М. Состояние нормативной базы в области водоснабжения и водоотведения // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования, 2015. № 8. С. 59-62.

4. Алексеев В.С. Современное состояние нормативной базы в области водоснабжения // Водоснабжение и санитарная техника, 2014. № 3. С.4-13.

5. Пупырев Е.И. Нормативная база для проектирования систем водоснабжения и водоотведения: состояние и основные направления развития // Проекты развития инфраструктуры города: сборник науч. трудов. М.: Экспо-Медиа-Пресс, 2014. С.25-32.

6. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании (в редакции от 05.04.2016, № 104-ФЗ)».

7. Федеральный закон № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (в редакции от 02.07.2013, № 185-ФЗ)».

8. Федеральный закон № 74-ФЗ от 03.06.2006 «Водный кодекс Российской Федерации (в редакции от 28.11.2015, № 357-ФЗ)».

9. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011. «О водоснабжении и водоотведении в редакции от 29.12.2015, № 404-ФЗ)».

10. Наумов В.А. Основы природообустройства и водопользования: учебное пособие. Калининград: Изд-во КГТУ, 2012. 96 с.

11. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Утвержден постановлением Правительства РФ от

26.12.2014, № 1521.

12. Правила холодного водоснабжения и водоотведения. Утверждены постановлением Правительства РФ от 29.07.2013, № 644 (с изменениями от 05.01.2015, № 5).

13. Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения. Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения. Утверждены постановлением Правительства РФ от 05.09.2013, № 782.

14. Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Утверждены постановлением Правительства РФ от 17.01.2013, № 6.

15. Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды. Утверждены постановлением Правительства РФ от

06.01.2015, № 10.

16. СП 30.13330.2012. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011, № 626.

17. СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011, № 635/14.

18. СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011, № 635/11.

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №3

19. Великанов Н.Л., Корягин С.И., Наумов В.А. Уменьшение отложений в водопроводных и канализационных сетях // Технико-технологические проблемы сервиса, 2015. № 2 (32). С. 20-23.

20. Великанов Н.Л., Наумов В.А. Математическое моделирование в задачах природообустройства и водопользования. Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2014. 201 с.

21. Великанов Н.Л., Корягин С.И., Наумов В. А. Гидродинамическое сопротивление решёток и сеток в прямом трубопроводе // Вестник машиностроения, 2014. № 6. С. 44-47.

22. Наумов В.А., Бредихин М.П. Численный анализ гидравлического сопротивления системы водоснабжения сельского поселения // Вестник Российской академии естественных наук. Вып. VIII. - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ», 2014. С. 58-63.

23. СП 129.13330.2012. Свод правил. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации. Утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г., № 275.

24. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.03.2015, № 365 (в редакции от 25.12.2015, № 1650).

25. ГОСТ 21.205-93. Система проектной документации для строительства. Условные обозначения элементов санитарно-технических систем. Утвержден постановлением Госстроя России от 5 апреля 1994 г., № 18-29.

26. ГОСТ 21.206-2012. Система проектной документации для строительства. Условные обозначения трубопроводов. Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г., № 2015-ст.

27. ГОСТ 21.601-2011. Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации внутренних систем водоснабжения и канализации. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2012 г., № 482-ст.

28. ГОСТ 21.704-2011. Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации наружных сетей, водоснабжения и канализации. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2012 г., № 484-ст.

29. ГОСТ Р 56380-2015. Сети водоснабжения из предизолированных труб. Дистанционный контроль качества». Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 апреля 2015 г., № 216-ст.

30. СНиП 3.07.01-85. Гидротехнические сооружения речные. Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 08.04.1985,

31. СНиП 3.05.07-85 Системы автоматизации. Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 18.10.1985, № 175.

32. СП 40-102-2000. Свод правил. Проектирование и монтаж трубопроводов систем водоснабжения и канализации из полимерных материалов. Общие требования. Одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.08.2000, № 80.

33. СП 66.13330.2011. Свод правил. Проектирование и строительство напорных сетей водоснабжения и водоотведения с применением высокопрочных труб из чугуна с

№ 47.

http://vestnik-nauki.ru/

ü, Т z №3

шаровидным графитом. Утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 28.12.2010, № 821.

34. Порядок осуществления мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения. Утвержден приказом Минстроя России от 21.03.2014, № 110/пр.

35. Перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Утвержден приказом Минстроя России от 04.04.2014, № 162/пр.

36. Методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей. Утверждены приказом Минстроя России от 17.10.2014, № 641/пр.

37. Количество процедур пользования одним водозаборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях. Утвержден приказом Минстроя России от 10.08.2015, № 575/пр.

38. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. Утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 14 февраля 1995 г., протокол НТС № 1. М.: Союзводпроект, 1997. 87 с.

39. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения [Электронный ресурс]. URL: http://raww.ru/pravovaya-baza-otrasli-vkx.html (дата обращения 01.08.2016).

40. Профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации станций водоподготовки. Утвержден приказом Минтруда России от 11.04.2014, № 227н.

41. Профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации водозаборных сооружений. Утвержден приказом Минтруда России от 11.04.2014, № 245н.

42. Профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации насосных станций водопровода. Утвержден приказом Минтруда России от 11.04.2014, № 247н.

43. Профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации очистных сооружений водоотведения. Утвержден приказом Минтруда России от 11.04.2014, №

44. Профессиональный стандарт специалиста планово-экономического сопровождения деятельности предприятия водоснабжения и водоотведения. Утвержден приказом Минтруда России от 19.03.2015, № 166н.

45. Профессиональный стандарт специалиста по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. Утвержден приказом Минтруда России от 11.04.2015, № 640н.

Богорубова Татьяна Геннадьевна ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», г. Калининград, магистрант направления «Природообустройство и водопользование», E-mail: [email protected]

Bogorubova Tatiana Gennad'evna F SEI HE «Kaliningrad State Technical University», Kaliningrad, The undergraduate student, field of study «Environmental engineering and Water management», E-mail: [email protected]

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 236G22, Калининград, Советский пр., 1, КГТУ, ГУК, каб. 322. Богорубова Т.Г.

8(4G12)99-53-37

232н.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.