Научная статья на тему 'Применение метода групповой дискуссии при подготовке студентов инженерной направленности'

Применение метода групповой дискуссии при подготовке студентов инженерной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ / СТУДЕНТ / INTERACTIVE METHOD OF TEACHING / DISCUSSION / GROUP DISCUSSION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчевская Юлия Владимировна, Кадысева Анастасия Александровна, Троценко Ирина Александровна, Маджугина Анастасия Александровна, Горелкина Галина Александровна

В статье представлена методика применения групповой дискуссии, как интерактивного метода обучения студентов инженерной направленности при проведении практических занятий и учебной практики на примере обучения студентов по направлению Природообустройство и водопользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчевская Юлия Владимировна, Кадысева Анастасия Александровна, Троценко Ирина Александровна, Маджугина Анастасия Александровна, Горелкина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Application Of Group Discussion Method For Engineering Students

The article presents methods of group discussion usage as an interactive method of teaching engineering students when conducting practical classes and practical training on the example of training students in the field of the environmental engineering and water management.

Текст научной работы на тему «Применение метода групповой дискуссии при подготовке студентов инженерной направленности»

Корчевская Ю.В., Кадысева А.А. Троценко И.А., Маджугина А.А., Горелкина Г.А. Применение метода групповой дискуссии при подготовке студентов инженерной направленности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. -№1(1) апрель-июнь. - URL http://e-journal. omgau.ru/index.php/2015 -god/1/ 16-statya/55-00007

УДК 372.8

Корчевская Юлия Владимировна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск

Кадысева Анастасия Александровна

Доктор биологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск

Троценко Ирина Александровна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск

Маджугина Анастасия Александровна

Старший преподаватель

ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск

Горелкина Галина Александровна

Старший преподаватель

ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А.Столыпина, г.Омск

Применение метода групповой дискуссии при подготовке студентов инженерной

направленности

Аннотация: В статье представлена методика применения групповой дискуссии, как интерактивного метода обучения студентов инженерной направленности при проведении практических занятий и учебной практики на примере обучения студентов по направлению -Природообустройство и водопользование.

Ключевые слова: интерактивный метод обучения, дискуссия, групповая дискуссия, студент.

Введение. Внедрение интерактивных форм обучения, является одним из важнейших этапов совершенствования подготовки студентов в современном вузе. При этом учебный процесс, который опирается на использование интерактивных методов обучения, организуется при включении в процесс обучения всех студентов группы.

Метод дискуссии является основным в системе интерактивных методов обучения. В переводе с латинского языка «discussio» - это исследование или разбор. То есть групповое обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять [1].

Объекты и методы. Объектами для проведения групповой дискуссии служат группы студентов, обучающихся по направлению «Природообустройство и водопользование». Далее рассмотрим пример практического занятия по дисциплине «Насосы и насосные станции», проводимого с применением метода групповой дискуссии.

Результаты исследований. Преподаватель озвучивает тему дискуссии «Выбор материала напорных водоводов», тем самым, ставя основную задачу занятия, в результате дискуссии группа должна принять решение о том, какой материал трубопровода будет наиболее подходящим при проектировании напорного водовода, идущего от здания насосной станции до станции улучшения качества природных вод.

Для проведения дискуссии группа делится на 5 подгрупп, каждая из которых будет озвучивать, и отстаивать свою позицию согласно следующим вопросам дискуссии:

1. Асбестоцементные трубы.

2. Чугунные трубы.

3. Железобетонные трубы.

4. Стальные трубы.

5. Пластмассовые трубы.

Дискуссия будет проходить по следующим этапам:

1. Каждая подгруппа студентов выбирает вопрос, который она будет изучать и отстаивать.

2. Преподаватель предъявляет группе необходимый материал по изучаемому вопросу: научная литература, справочники и свободный доступ в интернет.

3. Выделенные вопросы изучаются и обсуждаются в каждой подгруппе в течение 20 минут.

4. Все подгруппы последовательно предъявляют свой материал (достоинства и недостатки представляемого материала труб, способы соединения, стоимость, особенности транспортировки и укладки) в течение 5 минут.

5. Далее следует общая дискуссия. Проводится анализ высказанных позиций и принятие наиболее перспективного решения, то есть группа принимает решение о выборе материала для проектирования напорного водовода, идущего от здания насосной станции до станции улучшения качества природных вод.

6. По окончании работы проводится опрос, при котором все члены подгруппы должны ответить на следующие вопросы:

• Инициативно ли вы участвовали в работе подгруппы?

• Было ли влияние на вас со стороны других членов подгруппы?

• Понравилось ли вам работать в этой подгруппе?

• Необходимы ли такие занятия в учебном процессе?

Кроме практических занятий метод групповой дискуссии используется при проведении учебной практики «Обследование сооружений систем водоснабжения и водоотведения».

На организационном собрании поток студентов (2-3 группы) делится на 5 подгрупп (бригады) для подробного и детального изучения определенной темы.

Преподаватель дает на выбор следующие темы:

1. Водозаборные сооружения системы технического водоснабжения с. Николаевка Омской области.

2. Водозаборные сооружения системы водоснабжения пгт Крутая горка Омской области.

3. Станция водоподготовки системы водоснабжения пгт Крутая горка Омской области.

4. Станция очистки сточных вод пгт Крутая горка Омской области.

5. Городские очистные сооружения города Омска.

Для более детального изучения вопросов студенты посещают данные объекты, где для них проводят экскурсии представители объектов.

Далее студенты готовят доклад и презентацию по своей теме. Каждая подгруппа выбирает представителя, который будет докладывать свой вопрос во время дискуссии.

Этапы проведения дискуссии:

1. Каждая подгруппа студентов выбирает тему, которую она будет изучать.

2. Преподаватель предъявляет группе необходимый материал по изучаемому вопросу: научная литература, справочники, свободный доступ в интернет и экскурсии по объектам.

3. Выделенные вопросы изучаются и обсуждаются в каждой подгруппе.

4. Все подгруппы последовательно предъявляют свой материал (компоновка сооружений, их взаимное расположение, основные элементы и оборудование каждого сооружения, санитарная охрана территории сооружений) в течение 5 минут.

5. Далее следует общая дискуссия, в результате которой представителям подгрупп задаются вопросы. Наиболее часто задаваемые вопросы:

• Какой тип водозаборного сооружения принят в с. Николаевка?

• Какое основное оборудование установлено в насосной станции в с. Николаевка?

• Какой тип промывки самотечных линий применяется в насосной станции с. Николаевка?

• Какой грузоподъемное оборудование установлено в подземной и наземной части насосной станции в с. Николаевка?

• Какой тип рыбозащитного оголовка используется в системе водоснабжения пгт Крутая горка?

• Выделены ли зоны санитарной охраны водозаборного сооружения системы водоснабжения пгт Крутая горка?

• Какое насосное оборудование применяется в насосной станции первого подъема системы водоснабжения пгт Крутая горка?

• На какое первое сооружение станции водоподготовки подается вода насосной станцией первого подъема системы водоснабжения пгт Крутая горка?

• Какие коагулянты используются на станции водоподготовки системы водоснабжения пгт Крутая горка?

• Тип дренажной системы скорых фильтров станции водоподготовки?

• Как часто промываются скорые фильтры и из каких слоев они состоят?

• Куда подается вода после станции водоподготовки системы водоснабжения пгт Крутая горка?

• Куда подается сточные воды, собранные со всего пгт Крутая горка?

• На каком расстоянии можно располагать станцию очистки сточных вод от населенного пункта?

• Какие виды очистки сточных вод используются на станции в пгт Крутая горка?

• Нужно ли проводить обеззараживание очищенной сточной воды перед сбросом обратно в водоем?

• Существует ли лабораторная диагностика сточной воды на городских очистных сооружениях?

• Какие сооружения используются для механической очистки сточных вод на городских очистных сооружениях?

• Какие сооружения используются для биологической очистки сточных вод на городских очистных сооружениях?

• Тип водосброса на городских очистных сооружениях?

6. Проводится анализ высказанных позиций.

7. По окончании работы проводится опрос, при котором все члены группы должны ответить на вопросы аналогичные последнему этапу при проведении групповой дискуссии на практическом занятии.

Заключение. В результате применения групповой дискуссии, как интерактивного метода обучения, у студентов инженерной направленности активизируется совместная деятельность и вместе с тем каждый студент вносит свой индивидуальный вклад. В ходе

работы идет обмен идеями, знаниями, кроме того студенты учатся работать в группе, использовать необходимые документы и различные источники информации. Внедрение данных форм обучения является полезным как для студента, так и для преподавателя.

Ссылки на источники:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

Julia Korchevskaya, Anastasia Kadyseva, Irina Trotsenko, Anastasia Madzhugina, Galina Gorelkina

Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin, Omsk

The Application Of Group Discussion Method For Engineering Students

Abstract: The article presents methods of group discussion usage as an interactive method of teaching engineering students when conducting practical classes and practical training on the example of training students in the field of the environmental engineering and water management.

Keywords: interactive method of teaching, discussion, group discussion, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.