Научная статья на тему 'Роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20. 03. 02 «Природообустройство и водопользование»'

Роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20. 03. 02 «Природообустройство и водопользование» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / BACHELOR / PRACTICAL TRAINING / TRAINING PRACTICE / FORMATION OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ушакова Ирина Григорьевна, Горелкина Галина Александровна, Корчевская Юлия Владимировна

В статье рассматривается роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» профиля «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ушакова Ирина Григорьевна, Горелкина Галина Александровна, Корчевская Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Practical Training in the Preparation of Bachelor’s Degree Students Within the Training Programme 20.03.02 "Environmental Management and Water Use"

The article examines the role of practical training in the preparation of bachelors in the direction of 20.03.02 "Environmental engineering and water use", the profile "Engineering systems of agricultural water supply, watering and water disposal"

Текст научной работы на тему «Роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20. 03. 02 «Природообустройство и водопользование»»

Ушакова И.Г., Горелкина Г.А., Корчевская Ю.В. Роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№3 (10) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/3/00374.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88

Ушакова Ирина Григорьевна

Кандидат географических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск

Горелкина Галина Александровна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск

Корчевская Юлия Владимировна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск

Роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование»

Аннотация. в статье рассматривается роль практического обучения при подготовке бакалавров по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» профиля «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения»

Ключевые слова: бакалавр, практическое обучение, учебная практика, формирование компетенций.

Одной из неотъемлемых частей при подготовке бакалавров по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» профиля «Инженерные системы

сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения» - является практическое обучение и закрепление теоретических знаний по основным сооружениям систем водоснабжения и водоотведения.

Бакалавр по направлению 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» профиль «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения» должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствие с видами профессиональной деятельности:

проектно-изыскательская деятельность

• проведение изысканий для формирования базы данных при проектировании объектов природообустройства и водопользования, оценки их состояния при инженерно-экологической экспертизе и мониторинге влияния на окружающую среду;

• проектирование объектов: природообустройства, водопользования и обводнения; мелиоративных и рекультивационных систем; систем сельскохозяйственного водоснабжения,

обводнения и водоотведения; водохозяйственных систем; природоохранных комплексов; систем комплексного обустройства водосборов;

• участие в разработке инновационных проектов реконструкции объектов природообустройства и водопользования;

• составление технической документации;

производственно-технологическая деятельность

• реализация проектов природообустройства и водопользования;

• эксплуатация объектов природообустройства и водопользования;

• реализация мероприятий по снижению негативных последствий природопользования;

• мониторинг функционирования объектов природообустройства и водопользования;

• участие в решении отдельных научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области природообустройства, водопользования и обводнения, по научному обоснованию режимов функционирования объектов природообустройства, водопользования и обводнения, по оценке воздействия природообустройства и водопользования на природную среду.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) направления подготовки 20.03.02 -Природообустройство и водопользование (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. № 160 практическое обучение включает в себя три взаимосвязанных блока: учебная, производственная и преддипломная практики и является обязательным разделом основной образовательной программы.

Согласно ФГОС ВО практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Освоение учебной практики Б.2.У.4 Обследование сооружений систем водоснабжения и водоотведения проводится в 6-ом семестре продолжительностью 2 недели. Базируется на знаниях и умениях базовых дисциплин: Б1.В.ОД.7.1 Водозаборные сооружения поверхностных и подземных вод, Б1.В.ОД.7.2 Насосы и насосные станции, Б1.В.ОД.7.3 Технологии улучшения качества природных вод, Б1.В.ОД.7.4 Наружные сети и сооружения систем водоснабжения и обводнения, Б1.В.ОД.8 Водоотведение и очистка сточных вод, Б1.В.ДВ.8.2 Эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения.

Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала и предусматривает комплексный подход к освоению программы бакалавриата.

Основной целью учебной практики «Обследование сооружений систем водоснабжения и водоотведения» является закрепление теоретических знаний по основным сооружениям систем водоснабжения и водоотведения (водозаборным сооружениям, станциям очистки природных и сточных вод, насосным станциям первого и второго подъемов, перекачивающим насосным станциям). Кроме того, студенты в период учебной практики должны ознакомиться с реальными объектами систем водоснабжения и водоотведения, по возможности собрать соответствующие исходные данные и материалы для выполнения выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Задачами практики являются ознакомление:

- с назначением, устройством, основным и вспомогательным оборудованием и действием водозаборных сооружений, станций очистки природных и сточных вод, насосных станций первого и второго подъемов, перекачивающих насосных станций;

- с режимами работы сооружений систем водоснабжения и водоотведения;

- с конструктивными особенностями технологических режимов очистки воды;

- с правилами эксплуатации сооружений систем водоснабжения и водоотведения.

Учебная практика «Обследование сооружений систем водоснабжения и водоотведения» начинается с производственного инструктажа, который предусматривает, в том числе и обязательный инструктаж по технике безопасности.

Во время экскурсионных поездок на сооружения систем водоснабжения и водоотведения студенты изучают устройство и режимы работы основных сооружений; назначения и технические характеристики машинного водоподъема локальных и групповых водопроводов, систем водоотведения; конструктивные схемы насосных станций первого и второго подъема, канализационных насосных станций; конструктивные особенности и технологических режимов очистки природных и сточных вод, особенности эксплуатации, техники безопасности на сооружениях систем водоснабжения и водоотведения, а также лабораторными анализами качества вод.

Учебная практика проводится:

• на комплексе водозаборных сооружений на подземных водах села Красная Горка Омского района;

• на поверхностных водах села Кормиловка Кормиловского района, села Крутая Горка Омского района, АО ГАЗПРОМНЕФТЬ - Омского ОНПЗ, городских водозаборов Падь и Заря, головных сооружениях Любино-Исилькульского и Таврического групповых водопроводов;

• на станции водоподготовки ОАО «ОмскВодоканал»;

• на сооружениях очистки сточных вод ОАО «ОмскВодоканал»;

• на очистных сооружениях Лузинского свинокомплекса и Омского НПЗ.

В результате освоения программы учебной практики у выпускника должны быть сформированы компетенции ПК-1 и ПУ -10 (см. таблицу) в результате освоения которых выпускник должен:

• знать принципиальные схемы систем водоснабжения, обводнения и водоотведения;

• уметь оценивать эффективность работы сооружений систем водоснабжения и водоотведения;

• владеть навыками и технологическими методами контроля процессов обработки

воды;

• знать конструктивные особенности водозаборных сооружений, станций очистки природных и сточных вод, насосных станций первого и второго подъемов, перекачивающих насосных станций;

• уметь оценивать влияние систем водоснабжения и водоотведения на окружающую среду;

• иметь навыки оценки состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений при проектировании объектов водоснабжения и водоотведения.

Цели и задачи учебной практики согласуются с утвержденными и вступившими в действие профессиональными стандартами (таблица).

Таблица - Соответствие сформулированных в программе практики результатов ее освоения

требованиям профессиональных стандартов на примере _ПС 16.013, ПС 16.015, ПС 16.007 и ПС 40.172_

Профессиональный стандарт (ПС) Трудовая функция (ТФ) Трудовые действия (ТД)

ПК-1 - способность принимать профессиональные решения при строительстве и эксплуатации объектов природообустройства и водопользования

ПС 16.007

«Специалист по эксплуатации станций водоподготовки»

ТФ 3.2.1 -Планирование и контроль деятельности персонала по

эксплуатации станций водоподготовки

ТФ 3.2.3 - Управление процессом эксплуатации станции водоподготовки

ТД 2 - Разработка гидравлических режимов работы сооружений, контроль режима реагентной обработки воды; ТД 3 - Контроль условий и режимов работы технологического и

вспомогательного оборудования,

влияющих на технологию и качество водоподготовки;

ТД 1 - Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического и вспомогательного оборудования станции водоподготовки согласно утвержденным планам и графикам;

ТД 3 - Организация работ по внедрению прогрессивной техники и технологии обеспечивающих сокращение затрат труда, энергетических затрат, улучшению использования

технологического и вспомогательного оборудования, производственных

площадей, повышению качества питьевой воды;

ПС 16.015

«Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений»

ТФ 3.2.2 - Организация

технического и

материального

обеспечения

эксплуатации

водозаборных

сооружений

ТД 1 - Определение потребностей в обновлении технологического и вспомогательного оборудования и сетей сооружений водозабора; ТД 2 - Разработка и утверждение графика демонтажа и замены насосного оборудования в соответствии с техническими характеристиками водозаборного сооружения;_

ТФ 3.2.3 - Управление процессом эксплуатации водозаборных сооружений

ТД 1 - Организация проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений водозаборной станции согласно утвержденным планам и графикам;_

ПС 16.013

ТД 1 - Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического и вспомогательного оборудования станции водоподготовки согласно утвержденным планам и

«Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода » ТФ 3.2.3 - Управление процессом эксплуатации станции водоподготовки графикам; ТД 3 - Организация работ по внедрению прогрессивной техники и технологии обеспечивающих сокращение затрат труда, энергетических затрат, улучшению использования технологического и вспомогательного оборудования, производственных площадей, повышению качества питьевой воды;

ПК-10 - способностью проводить изыскания по оценке состояния природных и природно-техногенных объектов для обоснования принимаемых решений при проектировании объектов природообустройства и водопользования

ПС 40.172 «Специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений» ТФ3.1.1 - Проверка технического состояния станции ТД 1 - Сбор сведений о существующих (аналогичных, ранее возведенных и эксплуатируемых) и проектируемых сооружениях водоподготовки и водозаборных сооружениях; ТД 2 - Определение объема необходимых исходных данных для проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений, включая объем необходимых изысканий и обследований; ТД 3 - Предварительный анализ исходных данных для проектирования водозаборных сооружений;

ТФ3.2.1 - Подготовка проектной документации по сооружениям водоподготовки ТД 1 - Обобщение и анализ исходных данных для проектирования сооружений водоподготовки;

ПС 16.015 «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» ТФ 3.2.1 - Планирование и контроль деятельности персонала по эксплуатации водозаборных сооружений ТД 2 - Организация гидрогеологических наблюдений на сети режимных и наблюдательных скважин, действующих водозаборах, а также при поисках и разведке подземных вод.

Опыт, полученный на данной учебной практике, позволит будущим бакалаврам заложить основу, установленных требованиями профессиональных стандартов: необходимых умений -

• высказывать мнение на базе неполной или ограниченной информации;

• применять информацию по проектированию сооружений водоподготовки и водозаборным сооружениям с целью анализа современных проектных решений;

• осуществлять творческий поиск решений проблем, возникающих в процессе организации эксплуатации различных сооружений систем водоснабжения и водоотведения;

• анализировать и сопоставлять отечественный и зарубежный опыт по разработке и реализации проектов по сооружениям водоподготовки;

• внедрять новые и совершенствовать действующие технологические процессы и режимы водоподготовки;

и необходимых знаний -

• критериев оценки оборудования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений;

• современных технических и технологических решений создания сооружений водоподготовки;

• перспектив технического и технологического развития деятельности, связанной с водоподготовкой.

Irina Ushakova

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Galina Gorelkina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Senior Lecturer

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Julia Korchevskaya

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

The Role of Practical Training in the Preparation of Bachelor's Degree Students Within the Training Programme 20.03.02 "Environmental Management and Water Use"

Abstract. The article examines the role of practical training in the preparation of bachelors in the direction of 20.03.02 "Environmental engineering and water use", the profile "Engineering systems of agricultural water supply, watering and water disposal"

Keywords: bachelor, practical training, training practice, formation of competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.