Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЖ / практические задания / усвоение материала / чрезвычайные ситуации / life safety / practical tasks / mastering material / emergency situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боташев А.М.

В данной статье рассматривается значение практических занятий при проведении уроков по ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боташев А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PRACTICAL TASKSWHEN TEACHING SCHOOL CHILDREN BASICS LIFE SAFETY

This article discusses the importance of practical exercises when conducting life safety lessons.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 374

Боташев А.М.

Филиал

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматривается значение практических занятий при проведении уроков по ОБЖ.

Ключевые слова: ОБЖ, практические задания, усвоение материала, чрезвычайные ситуации.

Я работаю учителем ОБЖ второй год и, естественно, накопился определенный опыт проведения уроков. Но сначала о содержании самого предмета. Программа курса, разработанная авторской группой под общей редакцией А.Т. Смирнова, в целом соответствует ныне существующему стандарту среднего общего образования по ОБЖ. Однако, уважая стремление ряда ученых и коллег разработать новые, более отвечающие духу времени программы курса, хочется отметить, что и в рамках действующей программы можно учить детей и достигать главных целей обучения. Дети могут забыть многое из того, что они писали и учили, но они не забудут те практические навыки, которые получили в школе. Речь о том, что не следует перегружать детей теоретическими уроками, ведь ряд тем, они параллельно изучают по географии, биологии и т.д. Не следует забывать о межпредметных связях! Я считаю, что большинство уроков должно быть практическими занятиями, после которых у учащегося остаётся чувство удовлетворения от того, что он научился чему-то нужному и важному.

А теперь непосредственно об уроках. Сейчас много публикаций о практическом наполнении уроков ОБЖ. К сожалению, далеко не каждая российская школа может позволить себе приобрести робот-тренажер и другие дорогостоящие средства обучения. Поэтому приходится искать более дешевые, но эффективные формы и методы обучения на уроках ОБЖ. В 5-х классах серьезное внимание уделяется изучению правил пожарной безопасности. Как не ограничиться изучением набора инструкций из учебника ОБЖ? Во-первых, мы стараемся посетить с классом музей Центра противопожарной безопасности, где опытные сотрудники с помощью прекрасной экспозиции наглядно показывают, к чему приводят пожары. На урок в класс я приношу электроприборы, вышедшие из строя, а ребятам предлагается определить, по какой причине сгорели эти приборы, какие неисправности электроприборов могут при вести к пожару. Затем ставлю на стол сковородку, емкость с водой, кладу полотенце и предлагаю практически показать, как нужно тушить возгорание масла на сковородке. При этом важно убедить детей, что тушение водой или попытка нести сковородку в руке ведут к пожару и ожогам. При тренировке по выходу из задымленного помещения учащиеся обязательно закрывают тканью рот и нос, передвигаются ближе к полу, при этом изучая и осваивая правила эвакуации согласно утвержденной схеме. Для закрепления знаний учащиеся пишут самостоятельную работу по теме «Как не допустить пожар». Этим в сознании детей закрепляется мысль о том, что пожар легче предупредить, чем тушить.

В 6-х классах изучаются вопросы, связанные с автономным существованием в природе. Первый вопрос, который задают дети: «А мы будем разжигать костер?» И сразу понятно, что эти темы изучать в классе малопродуктивно. Поэтому, например, после освоения способов ориентирования на местности я провожу классно-групповое занятие, в ходе которого дети по заранее разработанным условиям-заданиям определяют стороны света по квартальным столбам, местным признакам, Солнцу, Луне, по часам, а также чертят маршрут движения по заданным магнитным азимутам.

Здесь главное — убедиться, что каждый учащийся понял изучаемый материал, знает правила ориентирования. Следующее занятие проводится на улице, на территории школы, где учащиеся получают практические навыки в ориентировании. Думаю, нет необходимости рассказывать о том, с каким интересом дети работают, вряд ли они скоро забудут этот урок. А наградой ребятам могут стать и отличные оценки.

Во всех классах дети изучают правила оказания первой доврачебной помощи. Принципиально важно задействовать всех обучаемых, поэтому класс делится на группы, осваивая учебные вопросы ступенчато. Очень важно показать детям, как правильно оказывать первую доврачебная помощь, а затем добиться от них должного усвоения навыков. При изучении правил транспортировки пострадавших необходимо помнить, что дети легко переводят занятие в игру, поэтому нужно акцентировать их внимание на том, как качество транспортировки раненого может повлиять на его дальнейшую судьбу. Необходимо убедить детей, что недобросовестность при оказании помощи на уроке не дает необходимых навыков, и в реальной ситуации они не смогут спасти человека.

Особенно это характерно для конкурсов, викторин, где для учащихся очень важен фактор времени, очень хочется выиграть.

Разумеется, немало времени уделяю подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ.

Тема «Боевые традиции Вооруженных сил РФ» очень важна своей со причастностью к героической истории Родины, ее доблестных Вооруженных сил. Вот почему тема изучается комплексно — встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, просмотр художественных фильмов, выпуск стенгазет, экскурсии в музеи города, тематические чтения и многие другие мероприятия.

Десятиклассники получают задание написать сочинение о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, воевавших в раз личных «горячих точках». Если таких родственников нет, то пишут о

героях-земляках. С какой гордостью они читают о своих родственниках всему классу!

Мы добросовестно ухаживаем за расположенным рядом со школой памятником — «Павшим в годы Второй мировой Войны» Естественно, эта огромная работа проводится всем педагогическим коллективом, здесь одному учителю ОБЖ не справиться. При подготовке юношей в военные вузы стараюсь проводить встречи с выпускниками школы-курсантами военно-учебных заведений.

Это всего лишь несколько примеров проведения уроков ОБЖ практической направленности. Естественно, что на достигнутом мы успокаиваться не собираемся. Будем и дальше практически учить детей правилам безопасности в непростом нынешнем мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 321с;

2. Границкая Л.С. Научить думать и действовать / Л.С. Границкая. - М., 1991;

3. Дусавицкий А.К. Формула интереса / А. К. Дусавицкий. - М., 1989. - 198 с;

4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/ В. И. Ковалев. - М., 1988. - 232 с;

5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения// А.К.Маркова, Т. А.Матис, А. Б.Орлов. - М., 1990. - 212 с

Botashev A.M.

Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)

ROLE OF PRACTICAL TASKS WHEN TEACHING SCHOOL CHILDREN BASICS LIFE SAFETY

Abstract: this article discusses the importance of practical exercises when conducting life safety lessons.

Keywords: life safety, practical tasks, mastering material, emergency situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.