Научная статья на тему 'Формирование у второклассников знаний о безопасности в быту посредством проблемных ситуаций'

Формирование у второклассников знаний о безопасности в быту посредством проблемных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ / METHOD OF PROBLEM SITUATIONS / CONDITIONS FOR USING PROBLEM SITUATIONS / EVERYDAY LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозорова Алёна Сергеевна, Вахрушева Людмила Николаевна

В настоящее время взрослые испытывают тревогу за детей. Задача родителей и педагогов заключается не только в защите ребенка, но и в формировании у него знаний о безопасности. Дети не всегда могут находиться под присмотром взрослых, поэтому очень важно научить их самостоятельно определять опасные ситуации и находить выход из них. Познавая окружающий мир, ребенок в силу малого опыта и знаний может поставить под угрозу свое здоровье. Опасные ситуации подстерегают ребенка где угодно: дома, на улице, в общественном месте и т.д. Младший школьник, как правило, после школы находится дома один, поэтому важно в первую очередь формировать у него знания о безопасности в быту. Многие дети знают элементарные правила, которые необходимо соблюдать дома для собственной безопасности, но при этом могут растеряться, если сложится опасная ситуация. Для формирования знаний второклассников о безопасности в быту нами был выбран и охарактеризован метод проблемных ситуаций, так как данный метод дает возможность осуществить отработку не только теоретических знаний, но и практических умений младших школьников. Необходимо, чтобы каждый ребенок знал правила поведения и умел действовать в той или иной опасной ситуации. Цель статьи заключается в рассмотрении вопроса использования проблемных ситуаций для формирования знаний у второклассников о безопасности в быту. Данная статья может быть полезна педагогам начального образования, родителям младших школьников, а также студентам педагогического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозорова Алёна Сергеевна, Вахрушева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF EVERYDAY LIFE SAFETY KNOWLEDGE IN SECOND-GRADERS THROUGH PROBLEM SITUATIONS

Currently, adults are experiencing anxiety for children. The task of parents and teachers is not only to protect the child, but also to develop their knowledge about safety. Adults may not always supervise children, so it is very important to teach them to identify dangerous situations and find a way out of them. Learning about the world around us, a child due to little experience and knowledge can put their health at risk. Dangerous situations can be found anywhere: at home, on the street, in a public place, etc. The younger schoolchild is usually at home alone after school, so it is important first of all to form their knowledge about safety in everyday life. Many children know the basic rules that must be followed at home for their own safety, but they may be confused if a dangerous situation develops. To form the knowledge of second-graders about safety in everyday life, we selected and characterized the method of problem situations, since this method makes it possible to work out not only theoretical knowledge, but also practical skills of younger students. It is necessary that every child knows the rules of behavior and is able to act in a particular dangerous situation. The purpose of the article is to consider the use of problem situations for the formation of everyday life safety knowledge in second-graders. This article can be useful for teachers of primary education, parents of primary school children, as well as students of pedagogical direction.

Текст научной работы на тему «Формирование у второклассников знаний о безопасности в быту посредством проблемных ситуаций»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

В.Б. Помелов, доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАЕН, действительный член Международной академии наук педагогического образования, отличник народного просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кавалер медали К.Д. Ушинского, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: vladimirpomelov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3813-7745.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

V.B. Pomelov, Doctor of Pedagogy, Professor, Associate Member of the Academy of Natural Sciences of Russia, Member of International Academy of Pedagogical Sciences, the Outstanding Educator Award of Russia, Honorary Educator of Higher Education of Russia, Medal of KD. Ushinsky, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: vladimirpomelov@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3813-7745.

УДК 372.4

Алёна Сергеевна Прозорова

г. Киров

Людмила Николаевна Вахрушева

г. Киров

Формирование у второклассников знаний о безопасности в быту посредством проблемных ситуаций

В настоящее время взрослые испытывают тревогу за детей. Задача родителей и педагогов заключается не только в защите ребенка, но и в формировании у него знаний о безопасности. Дети не всегда могут находиться под присмотром взрослых, поэтому очень важно научить их самостоятельно определять опасные ситуации и находить выход из них. Познавая окружающий мир, ребенок в силу малого опыта и знаний может поставить под угрозу свое здоровье. Опасные ситуации подстерегают ребенка где угодно: дома, на улице, в общественном месте и т.д. Младший школьник, как правило, после школы находится дома один, поэтому важно в первую очередь формировать у него знания о безопасности в быту. Многие дети знают элементарные правила, которые необходимо соблюдать дома для собственной безопасности, но при этом могут растеряться, если сложится опасная ситуация. Для формирования знаний второклассников о безопасности в быту нами был выбран и охарактеризован метод проблемных ситуаций, так как данный метод дает возможность осуществить отработку не только теоретических знаний, но и практических умений младших школьников. Необходимо, чтобы каждый ребенок знал правила поведения и умел действовать в той или иной опасной ситуации.

Цель статьи заключается в рассмотрении вопроса использования проблемных ситуаций для формирования знаний у второклассников о безопасности в быту. Данная статья может быть полезна педагогам начального образования, родителям младших школьников, а также студентам педагогического направления.

Ключевые слова: метод проблемных ситуаций; условия использования проблемных ситуаций; безопасность в

быту.

Alyona Sergeevna Prozorova

Kirov

Lyudmila Nikolaevna Vakhrusheva

Kirov

The formation of everyday life safety knowledge in second-graders through

problem situations

Currently, adults are experiencing anxiety for children. The task of parents and teachers is not only to protect the child, but also to develop their knowledge about safety. Adults may not always supervise children, so it is very important to teach them to identify dangerous situations and find a way out of them. Learning about the world around us, a child due to little experience and knowledge can put their health at risk. Dangerous situations can be found anywhere: at home, on the street, in a public place, etc. The younger schoolchild is usually at home alone after school, so it is important first of all to form their knowledge about safety in everyday life. Many children know the basic rules that must be followed at home for their own safety, but they may be confused if a dangerous situation develops. To form the knowledge of second-graders about safety in everyday life, we selected and characterized the method of problem situations, since this method makes it possible to work out not only theoretical knowledge, but also practical skills of younger students. It is necessary that every child knows the rules of behavior and is able to act in a particular dangerous situation.

The purpose of the article is to consider the use of problem situations for the formation of everyday life safety knowledge in second-graders. This article can be useful for teachers of primary education, parents of primary school children, as well as students of pedagogical direction.

Keywords: method of problem situations; conditions for using problem situations; everyday life safety.

Введение

В настоящее время никто не застрахован ни от стихийных бедствий, ни от экологических катастроф, ни от других чрезвычайных ситуаций, несущих вред здоровью. И ребенок, и взрослый могут оказаться в опасной ситуации и не быть готовыми к ней, не иметь тех знаний, которые могли бы помочь справиться с угрозой. Поэтому важно формировать знания с самого детства. Особое внимание стоит уделить безопасному поведению в быту.

Вопрос о безопасном поведении детей в быту изучали В.М. Заплатинский [3], Л.В. Кеняйкина [6], А.А. Плешаков [10], А.Т. Смирнов [14] и др. В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования одной из задач усвоения программы по курсу «Окружающий мир» является формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [15].

Одним из способов решения задачи может выступать метод проблемных ситуаций. В этом случае ребенок самостоятельно добывает знания, следовательно, они будут лучше усвоены. Вопросы, связанные с проблемным обучением в начальной школе, изучались С.И. Брызгаловой [1], О.М. Железняковой [2], И.А. Ильницкой [4] и др.

Однако, проблема применения проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в качестве средства формирования знаний второклассников о безопасности в быту изучена недостаточно. Решение проблемы составляет цель исследования.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание работы по формированию у детей 8-9 лет знаний о безопасном поведении в быту.

2. Охарактеризовать проблемные ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования у детей 8-9 лет знаний о безопасном поведении в быту.

3. Проверить эффективность педагогических условий использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира с целью формирования знаний у детей 8-9 лет о безопасном поведении в быту.

Решая первую задачу, прежде всего мы рассмотрели понятие безопасности. В.М. Заплатинский дает следующее определение безопасности: «Это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития» [3, С. 23]. А.Т. Смирнов объясняет безопасность как состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности [14].

Исследовательская часть

Знания о безопасном поведении ребенок дошкольного возраста получает сначала из семьи.

Дошкольник получает знания о безопасном поведении в игровых ситуациях, и ребенок может не воспринимать всерьез получаемую информацию. Поэтому особое место по формированию безопасности поведения занимает период обучения в начальной школе.

В настоящее время безопасное поведение включает в себя несколько отдельных блоков: безопасное поведение в быту, в школе, на улице, в природе, а также в общественных местах. Исходя из темы нашего исследования, мы более детально рассмотрим блок о безопасном поведении дома. В связи с тем, что данные знания младший школьник получает из курса «Окружающий мир», мы провели анализ УМК для второго класса («Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа» на основании критериев: наличие тем, касающихся безопасного поведения в быту; количество часов для изучения данных тем; глубина изучения тем; наличие в задачах программы формирования безопасного поведения; наличие в планируемых результатах программы формирования безопасного поведения, и пришли к выводу, что наиболее подходящим можно считать УМК «Школа России», так как он предполагает изучение многих важных тем.

Рассмотрим, какие правила входят в перечень знаний детей 8-9 лет о безопасном поведении в быту. Я.Б. Каплан [5], Л.В. Кеняйкина [6] считают, что работа по данному направлению начинается с пожарной безопасности в доме (квартире). П.Ю. Князев и А.В. Марчук [7] сформулировали перечень правил, которые необходимо соблюдать каждому ребенку для осторожного обращения с бытовыми электроприборами. На основании анализа исследований можно выделить следующие блоки знаний и навыков у второклассников:

1. Основы противопожарной безопасности.

2. Формирование навыков осторожного обращения с бытовыми электроприборами.

3. Правильное обращение с медицинскими препаратами и бытовой химией.

4. Правильное обращение с колюще-режущими предметами.

5. Правила общения с незнакомцами, если ребенок оказался один дома.

Осваивать вышеперечисленные темы в рамках формирования знаний детей 8-9 лет о безопасном поведении в быту мы считаем возможным на основе метода проблемных ситуаций, характеризуя которые, мы решаем вторую задачу нашего исследования. М.И. Махмутов утверждает, что проблемная ситуация - это ситуация, в которой сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности [9]. С.Л. Рубинштейн писал, что «проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыс-

лительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [12, С. 494].

Чтобы данный метод помог достичь высоких результатов, необходимо соблюдать три основных признака, выделенные С.Л. Рубинштейном: неизвестное, противоречие и потребность. Относительно первого признака ученый подчеркивал, что отношение искомого, неизвестного к исходным данным проблемы определяет движение мысли, так как именно это отношение побуждает человека к анализу объектов и явлений [12]. «Особенно острую про-блемность, - пишет С.Л. Рубинштейн, - ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречий. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их "снятие"» [11, С. 115]. По мнению С.И. Брызгаловой, мотив, потребность (третий признак) является движущей силой, которая помогает человеку включаться в мыслительную деятельность [1]. Таким образом, мы видим, что в целях эффективного использования проблемных ситуаций для формирования знаний у второклассников о безопасности в быту, необходимо руководствоваться вышеописанными признаками.

В процессе работы с проблемными ситуациями важно учитывать не только признаки, но и определенную последовательность работы в виде шести этапов, выделенных Ф.У. Садатовой [13]. Кратко рассмотрим каждый из этапов. Первый этап - формулирование проблемной ситуации. Если это еще начало усвоения учебного материала, то составлением занимается сам педагог. И.А. Ильницкая приводит следующее высказывание известного ученого о создании проблемной ситуации: «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [4, С. 183]. В рамках второго этапа учащиеся формулируют проблему, исходящую из проблемной ситуации, которую необходимо решить в течение урока. На третьем этапе Н.В. Лифанова советует учителю побуждать учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивать открытие знаний путем проб и ошибок [8]. По мнению О.М. Железняковой, четвертый этап предполагает выделение ошибочных гипотез, не имеющих права на существование [2]. На пятом этапе для проверки правильности решений могут быть использованы следующие приемы, выделенные Ф.У. Садатовой: сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий; формулировка вывода на основании таблиц, схем, алгоритмов и памяток; выполнение практических заданий по данной теме [13]. На шестом этапе обучающиеся воспроизводят те выводы, которые были сделаны в ходе решения проблемной ситуации. Таким образом, при работе с проблемной ситуацией с целью формирования

знаний о безопасности в быту второклассников необходимо следовать этим этапам. Работа на каждом из этапов может варьироваться в зависимости от подготовленности обучающихся, а также от сложности самой проблемной ситуации.

В процессе экспериментальной работы были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента для выявления уровня сформи-рованности знаний второклассников о безопасном поведении в быту были разработаны три диагностические методики: беседа по сюжетным картинкам; опрос по теме «Безопасность поведения в быту»; тестирование.

Вначале была проведена беседа по сюжетным картинкам. Учащимся предлагались пять сюжетных картинок, в которых представлены дети в конкретной опасности в быту, давалась следующая инструкция:

1. Посмотри внимательно на картинку, скажи, что ты на ней видишь.

2. Назови источник, причину появления данной опасной ситуации.

3. Назови пути выхода из сложившейся опасной ситуации.

Для проведения опроса по теме «Безопасность поведения в быту» нами были разработаны следующие вопросы:

1. Как можно прекратить пожар? Чем потушить его?

2. Как выйти из места пожара так, чтобы вдохнуть как можно меньше дыма (угарного газа)?

3. Что делать, если загорелся телевизор?

4. Какие правила по обращению с электроприборами ты знаешь?

5. Можно ли самостоятельно брать лекарства из аптечки? Почему?

6. К тебе пришел друг в гости и просит дать ему таблетку от головы, что ты будешь делать?

7. Назови правила обращения с ножницами.

8. Назови правила обращения с иглой.

9. Если незнакомый человек позвонит в дверь (когда ты один дома) и попросит воды, что ты будешь делать?

10. Около квартиры стоит незнакомая тебе женщина и говорит, что она - подруга твоей мамы, откроешь ли ты ей дверь?

Для проведения тестирования нами были разработаны следующие закрытые вопросы.

1. Ты живешь на пятом этаже, на шестом этаже случился пожар, как ты будешь выбираться из дома?

A) на лифте;

Б) по лестнице;

B) не знаю.

2. Укажи номер вызова пожарных:

A) 01; Б) 02;

B) 04.

3. В твоем доме загорелся утюг, что ты будешь делать?

A) зальешь его водой;

Б) засыпаешь землей;

B) выдернешь шнур из розетки, накроешь возгорание плотным одеялом.

4. Что является правилом безопасного обращения с электроприборами:

A) можно пользоваться неисправными электроприборами;

Б) можно включать в розетку несколько электроприборов;

B) Не трогать электроприбор мокрыми руками.

5. Ты случайно разбил градусник. Ртуть растеклась по полу. Что делать?

A) подмести пол веником;

Б) проветрить помещение, собрать ртуть с помощью резиновой груши и вызвать спасателей по телефону 01;

B) ничего не делать, ведь ртуть не видно.

6. У тебя сильно разболелась голова. Обычно мама дает в таких случаях таблетку аспирина. Можно ли выпить сразу 5 таблеток, чтобы боль прошла быстрее?

A) да;

Б) ни в коем случае;

B) не знаю.

7. Как нужно правильно передавать ножницы, нож другому человеку?

А) острием вперед;

Б) ручками вперед;

Характеристика уровней знаний

В) правильны оба варианта.

8. Выбери правильное утверждение:

A) после использования иглы необходимо убрать ее в игольницу;

Б) иглу не обязательно сразу прибирать на место;

B) ножницы не обязательно хранить в чехле.

9. Ты дома один, вдруг кто-то звонит в дверь, что ты будешь делать?

A) без промедлений откроешь дверь;

Б) спросишь, кто там, посмотришь в дверной глазок и откроешь только когда убедишься, что пришедший тебе хорошо знаком;

B) спросишь, кто там, и откроешь дверь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Выбери верное утверждение:

A) можно открывать дверь квартиры всем;

Б) можно открывать дверь квартиры, если человек представился полицейским, пожарным, почтальоном и т.д.;

B) нельзя открывать дверь квартиры человеку, который тебе не знаком.

По каждой из методик ответы детей оценивались по бальной системе. Например, в процессе беседы оценивались умения находить источник, причину опасной ситуации, а затем умение найти выход из сложившейся ситуации (максимальное количество баллов - 15); по второй методике -полнота и правильность ответов (30 баллов); по третьей - правильность ответов (10 баллов). Характеристика уровней представлена в табл. 1.

Таблица 1

второклассников о безопасности в быту

Уровень Количественная характеристика Качественная характеристика

Высокий уровень 45 - 55 баллов Ребёнок может увидеть проблему на сюжетной картинке, а также найти выход из нее или предположить, как ее решить. Знает основные правила безопасного поведения в быту, знаком с алгоритмом действий в сложившейся опасной ситуации. Имеет представление о том, как правильно применять данные знания.

Средний уровень 30 - 44 баллов Ребёнок может назвать проблему по иллюстрации и отдельные действия по выходу из нее. Обучающийся владеет правилами безопасного поведения в быту не по всем блокам знаний и навыков. Ориентировочно по 3-4 блокам. Знает не все алгоритмы действий опасных ситуаций. Может знать правила безопасного поведения, но не знать, как выйти из опасной ситуации.

Низкий уровень менее 30 баллов Ребёнок не может увидеть проблему на иллюстрации. Обучающийся не владеет правилами безопасного поведения в быту вообще или владеет только по 1-2 блокам знаний и навыков. Не знает алгоритмов действий для выхода из опасной ситуации.

В процессе формирующего эксперимента с детьми было проведено10 уроков по окружающему миру, в ходе которых использовались проблемные ситуации. Темы уроков соответствовали блокам знаний, описанным выше. Темам «Безопасное поведение во время пожара», «Безопасность с колюще-режущими предметами», «Безопасность с незнакомцами дома» было отведено по два урока: первый был направлен на формулировку правил безопасного поведения, второй - закрепление изу-

ченных правил. Над темой «Безопасность с электроприборами» педагог с детьми работал три урока вместо двух, так как на констатирующем этапе мы выяснили, что данная тема вызывает большее затруднение у детей. Теме «Безопасность с бытовой химией» был отведен один урок, так как данная тема не вызывала затруднений.

Каждый урок, в соответствии с одним из педагогических условий начинался с актуализации знаний, для того, чтобы оживить уже имеющийся

опыт детей. На уроке открытия нового знания следующим этапом дети совместно с педагогом формулировали правила безопасного поведения или алгоритмы действий. На уроке комплексного применения знаний и умений этот этап заменялся повторением изученного на прошлом уроке. В связи с этим выполнялось такое педагогическое условие как теоретическая подготовка к решению проблемных ситуаций. Следующим этапом являлось закрепление, на котором дети делились на группы

и получали проблемные ситуации со следующей инструкцией: увидеть проблему; увидеть, какие правила безопасности нарушены; найти выход из сложившейся ситуации. Данные ситуации дети решали в группе, а затем представляли всему классу в виде рисунков или рассказов, тем самым выполнялось еще одно педагогическое условие. Примеры некоторых проблемных ситуаций, использованных на уроках, можно увидеть в табл. 2.

Таблица 2

Проблемные ситуации, используемые на этапе формирующего эксперимента

Название блока

Пример проблемной ситуации

Правила противопожарной безопасности

Вы решили приготовить ужин на газовой плите. Наливая масло в сковородку, вы случайно пролили его на конфорку. Сковородка начала гореть._

Безопасность с бытовыми электроприборами

Безопасность с медицинскими препаратами и бытовой химией

Безопасность с колюще-режущими предметами

Константин решил сделать красивую открытку из цветной бумаги. Взяв ножницы, он начал ходить с ними по дому, чтобы найти картон, бумагу. После того, как Константин нашел все необходимые предметы - он сел на стул и, раскачиваясь, стал вырезать цветы. Что не так сделал Константин?_

Безопасность с незнакомцами дома

На уроках ведущим методом был именно метод проблемных ситуаций, но педагогом использовались и другие методы, например, объяснительный, иллюстративный, просмотр видеофрагментов и т.д.

Таким образом, на этапе формирующего эксперимента педагогом проводились уроки с учетом

сформулированных нами педагогических условий использования проблемных ситуаций.

После проведенных уроков диагностики проводились повторно. Динамику знаний второклассников о безопасности в быту можно проследить на рис. 1, 2 (первоначальный уровень знаний) и на рис. 3, 4 (уровень знаний после проведенных уроков).

Рис. 1. Первоначальный уровень знаний второклассников экспериментальной группы

о безопасности в быту

Рис. 2. Первоначальный уровень знаний второклассников контрольной группы о безопасности в быту

Мы видим следующие данные: у 34% детей экспериментальной группы сформирован высокий уровень знаний о безопасном поведении в быту, 41% — средний уровень, 25% - низкий уровень. У детей контрольной группы 29% - высокий уровень знаний, 56% - средний уровень, 15% - низкий уровень.

Таким образом, нами были сделаны выводы о том, что в обеих группах необходима работа по

формированию знаний детей о безопасности в быту. В первую очередь, необходимо было обратить внимание на практическую сторону данного вопроса, так как с тестированием большинство обучающихся справилось на отлично, а с сюжетными иллюстрациями и открытыми вопросами процент выполнения падает.

Рис. 3. Уровень знаний второклассников о безопасности в быту после проведения ряда уроков с использованием проблемных ситуаций (экспериментальная группа)

Рис. 4. Уровень знаний второклассников о безопасности в быту после проведения ряда уроков без использования проблемных ситуаций (контрольная группа)

Разница между результатами экспериментальной и контрольной групп выглядит следующим образом: в экспериментальной группе высокий уровень знаний увеличился на 10%, в контрольной группе - на 2%; средний уровень знаний в экспериментальной группе увеличился на 7%, в контрольной - на 3%; низкий уровень знаний в экспериментальной группе уменьшился на 17%, в контрольной группе - на 5%. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование проблемных ситуаций на уроках окружающего мира положительно влияет на процесс формирования знаний второклассников о безопасности в быту. Благодаря проблемным ситуациям, которые дети прорабатывали в группах, у второклассников отложился в голове алгоритм действий при опасной ситуации. Учащиеся получили возможность применить уже имеющиеся знания, а также расширить свой кругозор, обогатив его некоторыми новыми правилами о безопасном поведении в быту.

Нами были выявлены педагогические условия, при использовании которых проблемные ситуации будут оказывать положительное влияние на формирование знаний второклассников о безопасности в быту:

- диагностика уровня имеющихся знаний детей. Данное условие было выполнено нами на этапе констатирующего эксперимента: прежде чем приступить к работе над формированием знаний -мы провели диагностику имеющиеся знания детей;

- использование групповой формы работы, с последующим разбором перед всем классом. На уроках каждая группа получала словесную либо иллюстративную проблемную ситуацию, а затем выступала с ней перед классом;

- опора на интерес и имеющиеся знания обучающихся. На каждом уроке перед введением нового материала проводилась актуализация знаний;

- теоретическая подготовка младших школьников к решению проблемных ситуаций.

Прежде чем обучающиеся получали проблемные ситуации, педагог знакомил их с теоретическим материалом;

- демократический стиль общения между учителем и учащимися, позволяющий ученикам комфортно чувствовать себя в образовательной среде и высказывать любые предположения по решению проблемных ситуаций;

- сочетание проблемного обучения с другими методами. Использовались следующие методы обучения: беседа, просмотр видео, практические задания, объяснительный метод;

- терпимость со стороны педагога к ошибкам учеников. Важно, чтобы учитель не критиковал ребенка за неверные высказывания, а стимулировал на дальнейший ход мыслей.

Заключение

Таким образом, нами было определено содержание знаний о безопасности в быту у второклассников, которое включало в себя пять блоков:

1) основы противопожарной безопасности;

2) формирование навыков осторожного обращения с бытовыми электроприборами; 3) правильное обращение с медицинскими препаратами и бытовой химией; 4) правильное обращение с колюще-режущими предметами; 5) правила общения с незнакомцами, если ребенок оказался один дома. Охарактеризованы проблемные ситуации, направленные на формирование у второклассников знаний о безопасности в быту. Выявлены педагогические условия, которые необходимо выполнять при использовании проблемных ситуаций с целью формирования у второклассников знаний о безопасности в быту, и экспериментальным путем доказана их эффективность. Также нами разработаны диагностические методики для выявления уровня знаний детей о безопасности в быту.

В дальнейшем метод проблемных ситуаций можно использовать при изучении темы о безопасности в работе с учащимися третьего класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст] / С.И. Брызгалова. - Калининград, 1998. - 91 с.

2. Железнякова, О.М. Проблемное обучение на занятии по дисциплине «Обществознания» [Текст] /

0. М. Железнякова. - М. : Педагогика,2015. - 156 с.

3. Заплатинский, В.М. Терминология науки о безопасности [Текст] / В.М. Заплатинский // Zbomik prispevkov zmedzinaro dnev vedeckej konferencie «Bezhecnostnavedaabezpecnstnevzdelanie». - LiptovskyMikulas : AOSL iptovskomVikulasi, 2006. - 302 с.

4. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке [Текст] / И.А. Ильницкая. - М. : Знание, 1985. - 80 с.

5. Каплан, Я.Б. Формирование системы представлений о пожарной безопасности у младших школьников [Электронный ресурс] / Я.Б. Каплан // Образование и наука. - 2008. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-sistemy-predstavleniy-o-pozharnoy-bezopasnosti-u-mladshih-shkolnikov. -06.05.2020.

6. Кеняйкина, Л.В. Формирование у младших школьников безопасного поведения в быту [Текст] / Л.В. Кеняйки-на // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 17 февр. 2018 г. - Стерлитамак : АМИ, 2018. - С. 134-136.

7. Князев, П.Ю. Пожарная безопасность для школьников [Электронный ресурс] / П.Ю. Князев, А.В. Марчук. -Режим доступа: http://www.pojarnayabezopasnost.ru/doc/pozharnaya-bezopasnost-dlya-shkolnikov.pdf. - 06.05.2020.

8. Лифанова, Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения [Электронный ресурс] / Н.В. Лифанова // АНИ: педагогика и психология. - 2014. - № 4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-osnove-tehnologii-problemnogo-obucheniya. - 06.05.2020.

9. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М. И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1975. - 364 с.

10. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобраз. организаций / А.А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014. - 205 с.

11. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Акад. наук СССР, 1958. - 147 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.

13. Садатова, Ф.У. Методика технологии проблемного обучения на уроках математики [Электронный ресурс] / Ф.У. Садатова // Евразийский Научный Журнал. - 2018. - № 9. - С. 83-88. - Режим доступа: http://journalpro.ru/upload/uf/c34/c34766e5a9afcb499c6fd55626ca27f6.pdf. - 06.05.2020.

14. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. - М. : Просвещение, 2007. - 152 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 6 октября 2009 г. N 373. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.

REFERENCES

1. Bryzgalova S.I. Problemnoe obuchenie v nachal'noj shkole [Problematic education in primary school]. Kaliningrad, 1998. 91 p.

2. Zheleznjakova O.M. Problemnoe obuchenie na zanjatii po discipline «Obshhestvoznanija» [Problematic education on the classes of "Social Studies"]. Moscow: Pedagogika, 2015. 156 p.

3. Zaplatinskij V.M. Terminologija nauki o bezopasnosti [Security Science Terminology]. Zbornikprispevkov zmedzinaro dnev vedeckej konferencie «Bezhecnostnavedaabezpecnstnevzdelanie». LiptovskyMikulas: AOSL iptovskomVikulasi, 2006. 302 p.

4. Il'nickaja I.A. Problemnye situacii i puti ih sozdanija na uroke [Problem situations and ways to create them in the lesson]. Moscow: Znanie, 1985. 80 p.

5. Kaplan Ja.B. Formirovanie sistemy predstavlenij o pozharnoj bezopasnosti u mladshih shkol'nikov [Elektronnyi resurs] [Formation of a system of ideas about fire safety in primary school students]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2008, no. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-predstavleniy-o-pozharnoy-bezopasnosti-u-mladshih-shkolnikov (Accessed 06.05.2020).

6. Kenjajkina L.V. Formirovanie u mladshih shkol'nikov bezopasnogo povedenija v bytu [Formation of safe behavior in everyday life among younger schoolchildren]. Problemaprocessa samorazvitija i samoorganizacii vpsihologii ipedagogike: sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 17 fevr. 2018 g. [The problem of the process of self-development and self-organization in psychology and pedagogy]. Sterlitamak: AMI, 2018, pp. 134-136.

7. Knjazev P.Ju., Marchuk A.V. Pozharnaja bezopasnost' dlja shkol'nikov [Elektronnyi resurs] [Fire safety for students]. URL: http://www.pojarnayabezopasnost.ru/doc/pozharnaya-bezopasnost-dlya-shkolnikov.pdf (Accessed 06.05.2020).

8. Lifanova N.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov na osnove tehnologii problemnogo obuchenija [Elektronnyi resurs] [Development of creative abilities of elementary schoolchildren based on the technology of problem education]. ANI: pedagogika i psihologija [Azimuth of research: pedagogy and psychology], 2014, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-na-osnove-tehnologii-problemnogo-obucheniya (Accessed 06.05.2020).

9. Mahmutov M.I. Problemnoe obuchenie: osnovnye voprosy teorii [Problem-Based Learning: Key Issues in Theory]. Moscow: Pedagogika, 1975. 364 p.

10. Pleshakov A.A. Okruzhajushhij mir. Rabochie programmy. Predmetnaja linija uchebnikov sistemy «Shkola Rossii». 14 klassy: posobie dlja uchitelej obshheobraz. organizacij [The world. Work programs. The textbooks of the system "School of Russia". Grades 1-4]. Moscow: Prosveshhenie, 2014. 205 p.

11. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putjah ego issledovanija [About thinking and ways of its research]. - Moscow: Akad. nauk SSSR, 1958. 147 p.

12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg: Piter, 2000. 712 p.

13. Sadatova F.U. Metodika tehnologii problemnogo obuchenija na urokah matematiki [Elektronnyi resurs] [Methodology of the problem learning technology in mathematics lessons]. Evrazijskij Nauchnyj Zhurnal [Eurasian Scientific Journal], 2018, no. 9, pp. 83-88. URL: http://journalpro.ru/upload/ufc34/c34766e5a9afcb499c6fd55626ca27f6.pdf (Accessed 06.05.2020).

14. Smirnov A.T., Mishin B.I., Vasnev V.A. Osnovy bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: ucheb. dlja uchashhihsja 11 kl. obshheobraz. uchrezhdenij [Life Safety Basics]. Moscow: Prosveshhenie, 2007. 152 p.

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija: utv. prikazom M-va obra-zovanija i nauki Ros. Federacii ot 6 oktjabrja 2009 g. N 373 [Learning Standards of primary education]. Moscow: Prosveshhenie, 2010. 31 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.С. Прозорова, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: stud079942@vyatsu.ru.

Л.Н. Вахрушева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: usr11524@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-3062-1951. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.S. Prozorova, Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud079942@vyatsu.ru. L.N. Vakhrusheva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11524@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-3062-1951.

УДК 371

Надежда Николаевна Рукавишникова

г. Киров

Елена Вячеславовна Хмелькова

г. Киров

Обучение рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий

Статья посвящена проблеме обучения рассказу по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий. Благодаря проведенному исследованию на основе методики обследования состояния связной речи детей с общим недоразвитием речи В.П. Глухова выявлены особенности развития навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе выделенных особенностей развития в результате проведенного исследования, разработан комплекс логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картинок дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время современные компьютерные технологии активно внедряются в образовательный процесс, что приводит к коренным изменениям демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, используемых в традиционной методике и ориентированных по большому счету на коллективное восприятие информации.

Ключевые слова: связная речь, информационно-коммуникационные технологии, рассказ по серии сюжетных картинок, обучение рассказу по серии сюжетных картинок, общее недоразвитие речи.

Nadezhda Nikolaevna Rukavishnikova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kirov

Elena Vyacheslavovna Khmelkova

Kirov

Teaching a story-telling based on a series of plot images for preschoolers with general speech disorders using information and communication technologies

The article is devoted to the problem of teaching a story telling based on a series of plot images of preschoolers with general speech underdevelopment by means of information and communication technologies. Due to V. P. Glukhov's research based on the method of examination of the state of speech of children with general speech underdevelopment, the features of the development of the skill of composing a story telling based on a series of plot images in preschoolers with general speech under-development were discovered. We have developed a complex of speech therapy classes for teaching the composition of a story based on a series of plot images of preschoolers with general speech underdevelopment by means of information and communi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.