—--------g^c»oge--------------
Moskalenko V.F., Yavorovskyi A.P., Svintsitskyy A.S., Tsekhmister Ya.V.
ROLE OF MEDICAL PRACTITIONERS AND SCIENTIFIC MEDICAL STAFF IN TRAINING OF STUDENTS AND INTERNS
Bogomolets National Medical University, (Kyiv, Ukraine)
Summary. In this article the role of practitioners and scientific medical staff in the formation of the physician as a personality during the study period is discussed. Experience shows that engagement of highly qualified scientific medical staff as well as practitioners in learning process of students and interns, continuous pursuit of High School academicians to improve the quality of education through the development of creativity allows to set up motivation for students and interns training, ensures the competitiveness of higher education institutions and guarantees a high level of preparation of its graduates.
Keywords: education, medical practitioners, scientific medical staff, students, interns.
Москаленко В.Ф., Яворовский А.П., Свинцицкий А.С., Цехмистер Я.В.
РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ВРАЧЕЙ И НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ И ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, (г. Киев, Украина)
Аннотация. В статье обсуждается роль врачей-практиков и научных сотрудников в формировании личности врача в период обучения. Как показывает опыт, привлечение высококвалифицированных научных работников и врачей-практиков к процессу обучения студентов и подготовки врачей-интернов, постоянное стремление преподавателей высшей медицинской школы к улучшению качества обучения через развитие своего творческого потенциала позволяет обеспечивать мотивацию обучения студентов и врачей-интернов, конкурентоспособность высшего учебного заведения, гарантии высокого уровня подготовки его выпускников.
Ключевые слова: обучение, практические врачи, научные сотрудники, студенты, врачи-интерны.
Современная медицина высоких технологий предъявляет особые требования к системе обучения. Учебный процесс как составная часть общего процесса воспитания всесторонне развитой личности, которая отвечает нуждам современного общества, должен обеспечить выполнение этой задачи реализацией трех функций: образовательной, познавательной и воспитательной.
Становление личности врача-спе-циалиста определяется сочетанием сложных психических систем регуляции деятельности и формированием особенностей поведения. В своем развитии личность усваивает основные особенности профессии, которые начинают проявляться в других сферах жизнедеятельности. Важную роль в формировании личности врача в период обучения играет
~ 316 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
—---------g^c»oge-------------
также пример старших коллег-наставни-ков - врачей-практиков и научных сотрудников, которые выступают в роли преподавателя или работают в палате вместе со студентами или врачами-ин-тернами.
Основными функциями университетского образования, направленными на профессиональное становление личности, являются формирование научнокультурного кругозора; овладение необходимыми профессиональными умениями и навыками; выявление и развитие у обучаемых профессионально важных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, организаторских, языковых и т.п.); развитие духовных потребностей будущего специалиста, морально-этическое усовершенствование его личности. Все эти качества истинного врача трудно получить без привлечения к процессу обучения специалистов практического здравоохранения с большим клиническим опытом и высококвалифицированных научных работников, которые находятся на передовых рубежах медицины.
Мотивация к обучению в медицинском университете обуславливается целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой и учебным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями того, кто учится (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень требований, самооценка, взаимодействие с другими субъектами учебного процесса и т.п.); в-четвертых, субъектными особенностями преподавателя; в-пятых, спецификой учебного предмета.
Мощным фактором, который содействует оптимизации учебного процесса, есть логика и глубокое понимание клинического значения теоретического
материала, который рассматривается на практическом занятии. Гармоническое объединение учебной деятельности на практических занятиях достигается путем предоставления занятиям проблемного характера, что может осуществить только опытный врач-преподаватель.
На клинических кафедрах Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца работает около 120 преподавателей-совместителей (6 профессоров, 15 доцентов и около 100 ассистентов) из числа сотрудников базовых лечебных учреждений и научно-исследовательских институтов, среди которых 2 директора и 3 заместителя директоров, 14 заведующих отделами и 12 ведущих и старших научных сотрудников отраслевых НИИ, 17 главных врачей и их заместителей, а также более 40 заведующих профильными отделениями центральных ведомственных и городских лечебных учреждений. Большинство из них имеет высшую или первую квалификационную категорию. Подобная практика позволяет приблизить учебный процесс к условиям университетской клиники, что положительно сказывается на уровне практической и теоретической подготовки студентов и, особенно, вра-чей-интернов, поскольку именно с ними чаще работают высококвалифицированные врачи-практики. Участие в процессе обучения представителей клинических НИИ позволяет не только повысить уровень теоретической подготовки, но и развивает у студентов и врачей-интернов стремление заниматься исследовательской деятельностью.
Главными детерминантами личностного роста будущего профессионала в медицинском университете есть концептуальное единство и преемственность содержания, форм и методов обучения; проблемно-ориентированный, развивающий характер преподавания, связь между теорией и практикой; открытость образовательного процесса и
~ 317 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
—---------g^c»oge-------------
содержания учебного материала к инновациям; индивидуализация и дифференциация учебного процесса; сотрудничество преподавателей-практиков со студентами в учебном процессе.
В результате такого сотрудничества врачи-интерны лучше усваивают материал, происходит развитие их умений и навыков как самостоятельной работы, так и в команде, формируется готовность к принятию наиболее адекватного решения в сложной диагностической и организационной ситуации; развивается продуктивное мышление, наблюдательность, память, настойчивость, творческие способности, самоконтроль, умение доводить начатое до конца и отстаивать свою точку зрения.
Ключевым моментом для овладения практическими навыками врачами-интернами является работа у постели больного, которая должна занимать большую часть учебно-педагогического процесса (до 75%). Врач-интерн должен уметь реально оценить свои профессиональные возможности, поскольку хорошо вооруженный теоретически как знаниями, так и умениями, он может на практическом уровне внедрить все то, что он накопил за годы обучения. Очень часто студенты и врачи-интерны, имея за спиной педагога, смело проводят дифференциальную диагностику, определяют патологический процесс, условно проводят лечение пациента, но все это происходит так успешно, потому что они чувствуют опору старшего квалифицированного советчика-преподавателя.
Активная познавательная деятельность во время клинического разбора стимулируется жизненной проблемной ситуацией - наличием больного, который нуждается в экстренном решении проблемы диагностики его заболевания и эффективного лечения. Коллективная работа во время клинических разборов больных содействует формированию необходимых морально-этических качеств
и деонтологических норм поведения будущих врачей. Преподаватель должен захватить студента предметом, предрасположить его к самостоятельной работе, заинтересовать в результатах своей работы и привить навыки ее научного анализа, в чем бесспорная роль врачей-прак-тиков и научных сотрудников - заведующих отделениями и руководителей клиник.
Участие в педагогическом процессе научных сотрудников позволяет непосредственно демонстрировать студентам и врачам-интернам значимость современных достижений теоретической медицины в трактование вопросов этиологии и патогенеза разных заболеваний, разработке методов их ранней диагностики на современном уровне и определении своевременных и наиболее адекватных методов лечения. Отталкиваясь от информации о конкретном больном, можно подвести участников образовательного процесса к углубленному обсуждению вопросов этиологии, патогенеза, морфологии, дифференциальной диагностики, лечении и профилактики определенного заболевания. Предмет дискуссии во время разбора не должен быть надуманным или навязанным, он должен определяться ходом обсуждения конкретного больного, что подтверждает неразрывную связь теоретических вопросов с клинической практикой, представителями которой являются врачи-практики, преподающие дисциплину, поскольку такой же круг вопросов, ассоциаций, логических построений должно возникать у врача в его повседневной работе.
Подготовка врача-интерна к активной профессиональной деятельности обязывает преподавателя не только оценить уровень его знаний, но и помочь разобраться в массиве новой информации; при этом основными направлениями в работе с врачами-интернами являются: а) дедуктивное обучение: лекции,
~ 318 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
—---------g^c»oge-------------
опросы, демонстрации; б) интерактивное обучение: групповые формы обучения, (работа в малых группах, сотрудничество между собой, разработка собственных проектов, дискуссии «с открытым ответом»); в) индуктивное обучение: деловые игры (сюжетные, ролевые, развивающие); г) самостоятельная подготовка.
Практический врач или научный сотрудник, работающий со студентами и врачами-интернами, должен быть всесторонне развитым, эрудированным, иметь широкий кругозор знаний и опыт практической работы, постоянно работать над усовершенствованием своей квалификации.
Важность роли педагога-настав-ника в условиях внедрения кредитно-модульной системы заключается в информировании студентов и врачей-интернов
о Болонском процессе как средстве интеграции и демократизации высшего медицинского образования; о преимуществах Болонского процесса; о механизмах внедрения кредитно-модульной системы; об особенностях использования модульно-рейтинговой системы контроля знаний студентов и врачей-интер-нов.
Таким образом, привлечение высококвалифицированных научных работников и врачей-практиков к процессу обучения студентов и подготовки вра-чей-интернов, постоянное стремление преподавателей высшей медицинской школы к улучшению качества обучения через развитие своего творческого потенциала позволит обеспечивать мотивацию обучения студентов и врачей-интер-нов, конкурентоспособность высшего учебного заведения, гарантии высокого уровня подготовки его выпускников.
~ 319 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).