Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles "Health &education millennium", 2014, volume 16, no. 4
----—-
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И.В. Фокин
Городская клиническая больница № 64 департамента Здравоохранения Правительства Москвы
В статье рассматривается система последипломного образования врачей в Российской Федерации (РФ). Приводятся итоги анализа новых нормативных актов и предложений по организации непрерывного медицинского образования врачей.
Рассматривается международный опыт организации непрерывного образования врачей и других специалистов медицинских учреждений.
Представлены предложения о создании специализированных учебных центров последипломного образования врачей в регионах страны.
Ключевые слова: врач, учебный центр, система последипломного образования, здравоохранение, медицинская помощь.
В РФ медицинское образование врачей включает систему их подготовки в медицинских университетах и в других высших учебных заведениях, а также последипломное образование, в процессе которого врачи, получившие базовую квалификацию, приобретают дополнительные профессиональные навыки.
Для улучшения качества подготовки врачей в РФ, начиная с 2014 г. вводятся единые правила практической подготовки будущих медиков. В соответствии с этими правилами студенты медицинских вузов теперь будут проходить практику в больницах по единым общефедеральным правилам. Практическая подготовка студентов вузов организуется в образовательных и научных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан. В организациях, в которых проводится практическая подготовка студентов, должны быть созданы условия для приобретения практических навыков с использованием средств обучения, основанных на применении си-муляционных технологий, в т.ч. фантомной и си-муляционной техники, имитирующей медицинские вмешательства.
Кроме того, при совершенствовании действующего порядка подготовки врачей предполагается перейти на систему непрерывного образования. При этом должен учитываться передовой отечест-
венный и зарубежный опыт. С этой целью Минздрав России запускает пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию. В проект должны войти девять регионов: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Кемеровская, Липецкая, Тюменская области, Хабаровский и Краснодарский край и Республика Дагестан.
В соответствии с проектом, который рассчитан на один год, врачи пройдут обучение в течение 144 часов. Из них 108 часов обучения будет проходить в государственном образовательном учреждении, а остальные 36 часов заполнят своими образовательными программами профессиональные медицинские общества (профессиональные некоммерческие организации по специальностям). В новой модели обучения будут учитываться такие новые виды образовательной активности, как посещение конференций и семинаров; самостоятельная работа с электронными интерактивными образовательными модулями, обучение в симуляцион-ных центрах, публикацию статей, чтение профессиональной литературы и т. д.
Система предполагает использование понятия «образовательных кредитов», которые врач может накапливать, посещая мероприятия по специальности. Учитывать их позволяет система личных ак-каунтов, в которой отслеживается вся образовательная активность участника. За один час участия
—-г^е^б^-—
~ 156 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
Public health and health services ----—-
ISSN 2226-7425
в образовательном мероприятии врач получает один кредит. Врачи, прошедшие обучение, получат возможность внеочередного присвоения категории.
На современном этапе модернизации здравоохранения большое внимание уделяется первичному звену оказания медицинской помогай населению. Первичное звено должно работать эффективно, иметь разные формы и направлено на максимально комфортное получение услуг близко к дому либо к месту работы наших граждан.
В этой связи Российским Национальным медицинским обществом терапевтов было выдвинуто предложение, поддержанное Минздравом РФ, которое предусматривает особые условия для врачей первичного звена трех медицинских специальности — терапии, педиатрии и семейной медицины при получении последипломного образования. В соответствии с указанным предложением эти врачи могут повышать свою квалификацию дистанционно с использованием телемедицинских технологий.
Возможность частичного дистанционного образования перед специалистами девяти российских регионов откроет пилотный проект по интеграции современных дистанционных и традиционных форм постдипломного образования, предложенный Национальной медицинской палатой.
Следует отметить, что последипломное образование врачей приобретает особую актуальность с связи с появлением современных информационных, образовательных и медицинских технологий, ростом технического оснащения здравоохранения, использованием высокотехнологических способов лечения и реабилитации на основе передовых достижений науки и техники. В этих условиях повышение квалификации врачей и специалистов медицинских учреждений становится важным фактором развития современного здравоохранения.
Международный опыт показывает, что во многих странах вопросам организации и совершенствования последипломного образования уделяется большое внимание. Так, в республике Беларусь функционирует Белорусская медицинская академия последипломного образования. Эффективность подготовки кадров высшей научной квали-
фикации в этом учебном заведении характеризуется следующими показателями:
1. За период с 2010 г. по 2014 г. успешно закончили аспирантуру 100% аспирантов, которые прошли итоговую аттестацию с присвоением квалификации «Исследователь» в области «медицинские науки».
2. За этот же период успешно закончили докторантуру 100% докторантов, которые прошли итоговую аттестацию.
В рассматриваемом учебном заведении наряду с подготовкой научно-педагогических кадров проводится исследовательская работа, связанная с совершенствованием системы образования специалистов медицинских учреждений. Так, например, было проведено анонимное анкетирование 115 старших медицинских сестер. Результаты опроса представляют определенный интерес для становлений системы непрерывного медицинского образования.
Исследование полезно для разработки программ в системе дополнительного обучения медицинских работников, совершенствования качества сестринской помощи в стране на отдаленную перспективу посредством оптимизации должностных обязанностей сестер, контроля соответствия выполняемых функции, мотивации к непрерывному обучению.
Определенный интерес представляют материалы II Международного форума русскоговорящих врачей, прошедшего в Латвии, Юрмала с 7 по 9 августа. На форуме среди других актуальных вопросов рассматривалась тематика, связанная со становлением и развитием системы последипломного образования в медицине. В обсуждении данного вопроса участвовали представители республики Беларусь, России, Литвы, Латвии, Германии и других стран. Определенный интерес представляет выступление Э. Патрика из Германии, председателя правления Академии INTAMT. Одним из важнейших направлений деятельности рассматриваемой Академии является организация семинаров и стажировок специалистов в области здравоохранения и социальной защиты населения. На основании
—--—
~ 157 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles "Health & education millennium", 2014, volume 16, no. 4
----—-
своего многолетнего опыта Академия INT AMT разработала рекомендации по тематике учебных занятий в системе последипломного образования врачей и других специалистов медицинских учреждений.
Эти рекомендации могут быть использованы также и для организации системы последипломного образования врачей в России с учетом их адаптации к условиям здравоохранения в РФ.
Выводы. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости создания эффективной системы последипломной подготовки врачей. Для этого следует поднять проблему образования врачей на государственный уровень. С этой целью в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения целесообразно предусмотреть специальный раздел, содержащий комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы образования врачей. В данном разделе целесообразно предусмотреть основные направления совершенствования последипломного образования врачей. К ним, прежде всего, относятся:
1) совершенствование нормативно-правовой базы дополнительного медицинского образования;
2) введение персонифицированного учета полученных слушателями знаний и навыков в форме зачетных единиц-кредитов;
3) разработка новых учебных программ и учебных пособий для системы последипломного образования врачей;
4) проведение государственной аккредитации новых специальностей врачей и др.
Важным шагом в направлении улучшения системы последипломного образования врачей является создание специализированных учебных центров. Такие центры могут быть созданы в каждом регионе России. Региональные учебные центры могут быть образованы при крупных больницах и клиниках, а также при медицинских университетах и институтах. Целесообразна также организация самостоятельных учебно-меди-
цинских центров для последипломного образования врачей. При этом оправдано было бы предусмотреть строительство автономных учебных центров в приоритетном национальном проекте по здравоохранению.
В региональных учебных центрах рекомендуется организовать учебный процесс на основе современных образовательных технологий с использованием инновационных медицинских технологий и оборудования. При этом следует использовать передовой отечественный и зарубежный опыт.
Для повышения образования врачей необходимо обеспечить привлечение к преподаванию в учебных центрах профессорско-преподавательского состава медицинских университетов и институтов, а также наиболее подготовленных специалистов медицинских учреждений (крупных больниц, клиник и др.). кроме того, необходимо также обеспечить достоверность оценки профессионального уровня врачей на основе проведения их аттестаций.
Улучшение системы последипломного образования врачей будет способствовать повышению эффективности использования достижений современной науки и технологии в повседневной медицинской практике при оказании медицинской помощи населению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы II Международного форума русскоговорящих врачей «Новая волна в медицине», Латвия, Юрмала 7—9 августа 2014 г.
2. Журнал «Здравоохранение». 2014. № 1. С. 4, 8, 9.
3. Агафонов Б.В., Чуднов В.П. Опыт работы по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования врачей общей практики в Московской области // Главврач. 2008. № 9. С. 71—85.
4. Фокин И.В. Подготовка врачей для оказания медицинской помощи при головных болях // Здоровье и образование в XXI веке. 2012. № 1. Т. 14. С. 193—194.
5. Здравоохранение в России. 2013: Стастический сборник / Росстат- М.
6. Медицинские интернет-порталы. URL: www.мedvestnik.ru и www.ria-ami.ru.
—-г^е^б^-—
~ 158 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
Public health and health services ----—
IMPROVING SYSTEM
POSTGRADUATE MEDICAL EDUCATION — AN IMPORTANT FACTOR IMPROVING HEALTH
I. V. Fokin
City Clinical Hospital №64
Department of Health of the Government of Moscow
The article discusses system of postgraduate education of doctors in the Russian Federation (RF). We present the results of the analysis of the new regulations and proposals for the organization of continuing medical education for physicians.
We consider the international experience of continuous education and training of physicians and other medical institutions.
Presented proposals for the establishment of specialized centers for postgraduate education of doctors in the country. Key words: doctor, a training center, a system of postgraduate education, health care, medical care.
REFERENCES
1. Materialy II Mezhdunarodnogo foruma russkogovo-ryashchikh vrachei «Novaya volna v meditsine», Latviya, Yurmala 7—9 avgusta 2014 g.
2. Zdravookhranenie, 2014, no. 1, pp. 4, 8, 9.
3. Agafonov B.V., Chudnov V.P. Opyt raboty po so-vershenstvovaniyu sistemy nepreryvnogo professional'-nogo obrazovaniya vrachei obshchei praktiki v Moskov-skoi oblasti, Glavvrach, 2008, no. 9, pp. 71—85.
4. Fokin I.V. Podgotovka vrachei dlya okaza-niya meditsinskoi pomoshchi pri golovnykh bolyakh, Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 2012, no. 1, vol. 14, pp. 193—194.
5. Zdravookhranenie v Rossii. 2013: Stasticheskii sbornik/ Rosstat-M.
6. Meditsinskie internet-portaly. Available at: www.medvestnik.ru i www.ria-ami.ru.