Научная статья на тему 'Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе'

Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
278
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / STUDENTS / HEALTH PASSPORT / FUNCTIONAL PARAMETERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сливкина Наталья Владимировна

Обострение социально-экономической ситуации, нарушение экологии, нерациональное питание, высокие психоэмоциональные нагрузки, связанные с интенсификацией учебного процесса и информационной перегруженностью, являются причиной ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи. Это требует системного подхода к охране здоровья студентов, где существенная роль отводится разработке и внедрению здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе. Опыт кафедры профилактической медицины и питания с курсом спортивной медицины АО «Медицинский университет Астана» по созданию лаборатории диагностики здоровья и внедрению системы здоровьесохраняющих технологий в процесс обучения студенческой молодежи позволяет говорить о повышении уровня функционирования основных систем организма, умственной и физической работоспособности студентов, повышении социально-психолгической адаптации к стрессовым ситуациям, уровня здоровья, «индекса жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the experience of implementation healthsave technologies in the educational process in high school

The aggravation of the socio-economic situation, the violation of the environment, poor nutrition, high psycho-emotional stress associated with the intensification of the educational process and information overload, cause deterioration of the health of students. It requires a systematic approach to the health of students. Essential in this is the development and implementation of healthsave technologies in educational process at the university. The experience of the Department of Preventive Medicine and Nutrition with the course of Sports Medicine JSC “Astana Medical University” to implement the system healthsave technologies in educational process allows to talk about raising the level of functioning of the main systems of the body, mental and physical health of students, improving the social and psychological adaptation to stressful situations, the level of health and “index of life”. We offer to distribute experience of our department to establish a laboratory diagnosis of the health of students and teachers, which will be the basis of the primary, secondary and tertiary prevention and healthy lifestyles.

Текст научной работы на тему «Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе»

УДК: 613.9:378.14:005.54

ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ

Н.В. Сливкина

Медицинский университет Астана,

Кафедра профилактической медицины и питания с курсом спортивной медицины,

Астана, Республика Казахстан, 010000

Аннотация. Обострение социально-экономической ситуации, нарушение экологии, нерациональное питание, высокие психоэмоциональные нагрузки, связанные с интенсификацией учебного процесса и информационной перегруженностью, являются причиной ухудшения состояния здоровья учащейся молодежи. Это требует системного подхода к охране здоровья студентов, где существенная роль отводится разработке и внедрению здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе. Опыт кафедры профилактической медицины и питания с курсом спортивной медицины АО «Медицинский университет Астана» по созданию лаборатории диагностики здоровья и внедрению системы здоровьесохраняющих технологий в процесс обучения студенческой молодежи позволяет говорить о повышении уровня функционирования основных систем организма, умственной и физической работоспособности студентов, повышении социально-психолгической адаптации к стрессовым ситуациям, уровня здоровья, «индекса жизни».

Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии, учащаяся молодежь, паспорт здоровья, функциональные показатели.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает изучение эколого-физиологических и генетических основ жизнедеятельности учащейся молодежи в условиях нашей республики, характеризующейся значительным климатогеографическим, историко-культурным, хозяйственным и демографическим разнообразием.

Общеизвестно влияние экологии регионов проживания на состояние здоровья насе-

ления. Несмотря на мероприятия по оздоровлению окружающей среды экология в Астане и области остается достаточно напряженным фактором риска для здоровья населения, и прежде всего учащейся молодежи. Среди промышленных предприятий основными источниками загрязнения окружающей среды в Астане являются ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, завод ЖБК, асфальтовый завод на долю которых приходится свыше 80% загрязнений.

~ 32 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Сливкина Н.В. Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе

—-----------------------—

Но главную «погоду» в ухудшении экологической обстановки в городе определяет автотранспорт, количество которого из года в год увеличивается. На его долю приходится 65% от общего количества загрязнений. Количество стационарных источников загрязнений атмосферного воздуха по области за последние годы снизилось.

В целом по республики продолжает расти заболеваемость среди учащейся молодежи. Так, заболеваемость подростков, проживающих в центральной части г. Астаны, по многим нозологическим формам превышает таковую по сравнению с микрорайонами на окраине города: по бронхитам в 1,5 раза, аллергическим заболеваниям в 1,2 раза, острым респираторным заболеваниям почти в 2 раза, хроническим пневмониям в 3 раза, бронхиальной астме почти в 2 раза, ангинам в 1,5 раза, железодефицитным анемиям в 1,3 раза. Коэффициент корреляции между уровнем загрязнения атмосферного воздуха и заболеваемостью бронхитом был равен +0,82, аллергическим заболеваниям +0,87, острым респираторным заболеваниям +0,73, хроническим пневмониям +0,81, ангинами +0,73, железодефицитной анемией +0,72.

Ухудшение экологической обстановки в г. Астане сопровождается и загрязнением продуктов питания, и попаданием на стол овощей с повышенным содержанием нитратов, а иногда и ядохимикатов.

Одним из главных факторов, определяющих здоровье нации, обеспечивающих нормальный рост и развитие подрастающего поколения, продление жизни, профилактику заболеваний является политика здорового питания. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает проблема несбалансированности в количественном и качественном отношении питания учащейся молодежи. Своевременность такого рода исследований объясняется не только увеличением количества подростков, страдающих

патологией желудочно-кишечного тракта, но и тем, что сегодня, в период проведения коренных социально-экономических преобразований и реформ, крайне обострилась проблема рационального питания и обеспеченности учащейся молодежи полноценными, экологически «чистыми» продуктами и витаминами [4]. Отклонения от принципов сбалансированного питания приводит, с одной стороны, к значительным нарушениям обменных процессов, снижению функциональных возможностей организма и возникновению разнообразных патологических реакций, а с другой — существенно затрудняет проведение лечебно-профилактических работ среди учащейся молодежи.

Современная система образования предусматривает увеличение объема информации, разнообразие форм и методов обучения, внедрение форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, что приводит к значительному повышению нервноэмоциональной нагрузки и степени занятости учащейся молодежи. Для иногородних студентов и учащихся, особенно младших курсов, смена географии и условий быта, привычного жизненного уклада и сформировавшихся ранее стереотипов является фактором, усиливающим негативные последствия высокой психоэмоциональной нагрузки. Вместе с тем, в организме молодых людей еще не полностью завершено формирование ряда физиологических систем, что обусловливает их повышенную лабильность, физиологическую неустойчивость, выраженную чувствительность к воздействию факторов внешней среды, что в конечном итоге не может не повлиять на состояние репродуктивного здоровья. Особенности современного образа жизни учащейся молодежи, постоянно возрастающие эмоционально-психические нагрузки в процессе обучения (увеличивающийся поток научно-технической информации, ускорение ритма жизни, экзамены и др.)

------------------------------—

~ 33 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 3

—--------------------------—

приводят к учащению стрессовых ситуаций. Как известно, естественная реакция на стресс, выработавшаяся филогенетически, в основном связана с увеличением числа движений (реакции агрессии, нападения, избегания и др.). Возможность осуществления этих актов основана на резком эрготропном переключении. Однако в большинстве ситуаций студент не имеет возможность реализовать внезапное эрготропное переключение, что нередко становится причиной развития хронической патологии. В связи с этим одна из реальных возможностей профилактики неблагоприятных последствий периодически возникающих стрессовых ситуаций — увеличение двигательной активности [1; 2].

Разработка и внедрение программ комплексного самовоспитания среди студенческой молодежи является одним из способов реализации множественных проблем состояния здоровья человека, поддержания равновесия его организма с окружающей социальной и природной средой. Важно развивать и восстанавливать после болезни механизмы саморегуляции организма у учащейся молодежи, как трудового и интеллектуального потенциала государства. Используемые инновационные технологии обучения должны в конечном итоге способствовать подготовке не только высокопрофессиональных, но и здоровых кадров.

С этой целью сотрудниками кафедры профилактической медицины и питания с курсом спортивной медицины была организована «лаборатория диагностики здоровья», осуществляющая мониторинг состояния здоровья и адаптационных возможностей студентов 1—5 курсов, магистрантов и резидентов АО «Медицинский университет Астана». Мониторинг включает оценку функционального состояния основных систем организма, его адаптационных возможностей, уровня здоровья на основании использования методик донозологической диагностики [2].

Динамику эффективности всей деятельности педагогического коллектива кафедры и медицинского обеспечения здоровьесбережения каждого студента позволяет осуществить «паспорт здоровья студента» (Е.Д. Дале-нов, В.Б. Хасин, С. А. Томашова, Н.В. Сливки-на, 2002) (рис. 1, 2). «Паспорт здоровья студента» внедрен в работу врачебных комиссий, организуемых кафедрой на базе лаборатории диагностики здоровья ежегодно с целью определения группы здоровья студентов 1 курса. В качестве практического занятия «Паспорт здоровья» используется в процессе преподавания предметов: валеологии, оценки состояния здоровья, реабилитологии, спортивной медицины и физического воспитания. Его заполнение позволяет студентам количественно оценить состояние своего здоровья и получить рекомендации по его укреплению. На основании «паспорта здоровья» сотрудниками кафедры разработана компьютерная программа «Полуавтоматизированная система оценки психофизического здоровья учащихся» [2].

На базе лаборатории диагностики здоровья разработана и апробирована система здоровьесохраняющих технологий. Данная система включает комплекс индивидуально подобранных оздоровительных мероприятий, в том числе систему физических упражнений — валеокинетику [5] и упражнения с элементами восточных единоборств, выполняемых на фоне применения устройства для создания физиологической гиперкапнии [1], коррекцию питания с использованием пищевого продукта «Бапол» и питательного батончика «Батыр» [4]. Все желающие проходят обследование на аппарате «АМСАТ», выявляющем проблемные зоны со сниженным функционированием отдельных органов или систем организма, либо гиперактивностью. На основании полученных индивидуальных карт проблемных зон сотрудники курса реа-билитологии обучают студентов процедурам самомассажа биологически активных точек.

~ 34 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437 Сливкина Н.В. Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе

—---------------------—

Показатели физической подготовленности

Показатель Результат

Начало уч.года Конец уч. года

Бег на скорость

Бег на выносливость

Прыжки в длину

Метания

Силовые упражнения

Заключение психолога

Дополнительные сведения

© АО «МУА», кафедра профилактической медицины и питания с курсом спортивной медицины

Астана, ул. Бейбитшилик, 49 тел. (7172) 53 95 34

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АО «Медицинский университет Астана» Кафедра профилактической медицины и питания с курсом спортивной медицины Академия Валеологии РК

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

Студента(ки)

Ф.И.О.

Факультет___________________________уч. группа

г. Астана 2015 г.

Рис. 1. Паспорт здоровья студента (1-я страница)

----------------------------—

~ 35 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 3

—--------------------------—

Паспортные данные

ФИО._________________

Год, месяц, дата рождения

Пол _________________

Место рождения_______

Национальность_______

________ курс

Антропометрические показатели

Показатель Начало уч.года Конец уч. года

Рост

Масса тела

Окружность грудной клетки

Соматическое здоровье

(по Г. Апаасенко)

Показатель Начало уч. года Конец уч. года

Росто-весовой индекс

Жизненный индекс

Силовой индекс

Коронарный индекс

Функциональная проба

Уровень здоровья: -баллы -оценка

Физиометрические показатели

Показатель Начало уч. года Конец уч. года

Артериальное давление

ЧСС в покое

Кистевая динамометрия

ЖЕЛ

Функциональная проба

Показатель Начало уч. года Конец уч. года

проба Мартине (ПМ)*

медицинского осмотра

Специалист Начало уч. года Конец уч. года

Терапевт

Хирург

Невропатолог

ЛОР

Окулист

Дерматолог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гинеколг

Заключение о медицинской группе

* ПМ — время восстановления ЧСС

после 20 приседаний за 30 сек. (в сек.)

Рис. 2. Паспорт здоровья студента (2-я страница)

~ 36 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Сливкина Н.В. Из опыта внедрения здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс в вузе

—-----------------------—

Оным нашей кафедры по внедрению системы здоровьесохраняющих технологий в учебный процесс позволяет говорить о повышении уровня функционирования основных систем организма, умственной и физической работоспособности студенческой молодежи, повышении социально-психолгической адаптации к стрессовым ситуациям, уровня здоровья, «индекса жизни».

Исходя из вышесказанного, предлагаем распространять опыт нашей кафедры по созданию лаборатории, диагностирующей состояние здоровья студентов и преподавателей и информирующей их о своем состоянии, которая ляжет в основу первичной, вторичной и третичной профилактики и ведения здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тель Л.З., Даленов Е.Д., Лысенков С.П. Физиология кислотно-щелочного равновесия и его сдвиги при экстремальных и терминальных состояниях. Алматы, 1994. С. 14—20.

2. Даленов Е.Д., Тель Л.З., Сливкина Н.В. и др. Здоровая молодежь — сильная армия. Астана, 2000. 155 с.

2. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанова Е.И. и др. Здоровье студентов. М.: Изд-во РУДН, 1997. 199 с.

3. Тель Л.З., Даленов Е.Д., Абдулдаева А. А. Нутрициология. Астана: Эверо, 2013. 524 с.

4. Тель Л.З., Даленов Е.Д. Энциклопедия здоровья. Алматы: Эверс, 2015. 733 с.

FROM THE EXPERIENCE

OF IMPLEMENTATION HEALTHSAVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

N. V. Slivkina

Medical University Astana,

Department ofPreventive Medicine and Nutrition with the course of Sports Medicine,

Astana, Kazakhstan

Annotation. The aggravation of the socio-economic situation, the violation of the environment, poor nutrition, high psycho-emotional stress associated with the intensification of the educational process and information overload, cause deterioration of the health of students. It requires a systematic approach to the health of students. Essential in this is the development and implementation of healthsave technologies in educational process at the university.

The experience of the Department of Preventive Medicine and Nutrition with the course of Sports Medicine JSC “Astana Medical University” to implement the system healthsave technologies in educational process allows to talk about raising the level of functioning of the main systems of the body, mental and physical health of students, improving the social and psychological adaptation to stressful situations, the level of health and “index of life”.

We offer to distribute experience of our department to establish a laboratory diagnosis of the health of students and teachers, which will be the basis of the primary, secondary and tertiary prevention and healthy lifestyles.

Key words: health saving technologies, students, health passport, functional parameters.

------------------------------—

~ 37 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 3

—-------------------------—

REFERENCES

1. Tel' L.Z., Dalenov E.D., Lysenkov S.P. Fizio-logija kislotno-shhelochnogo ravnovesija i ego sdvigi pri jekstremal'nyh i terminal'nyh sostojanijah. Almaty, 1994. P. 14—20.

2. Dalenov E.D., Tel' L.Z., Slivkina N.V., Zueva O.M., Minakova A.B., Panikarskij Ju. A., Sadva-kasov B.S., Silkina T.E., Tulebaev R.K.. Zdorovaja molodezh' — sil'naja armija. Astana, 2000. 155 p.

3. Agadzhanjan N.A., Degtjarev V.P., Rusanova E.I. i dr. Zdorov'e studentov. M.: Izd-vo RUDN, 1997. 199 p.

4. Tel' L.Z., Dalenov E.D., Abduldaeva A.A. Nutriciologija. Astana: Jevero, 2013. 524 p.

5. Tel' L.Z., Dalenov E.D. Jenciklopedija zdo-rov'ja. Almaty «Jevers», 2015. 733 p.

INFOBASGINDEX

INDEX COPERNICUS OAJI

NTERNATIONAL

.net

Goode C'ileFact()r

scholar C_ J • Academic Scientific Journals

Open Academic Journals Index

о

ULRICHSWEB"

GLOBAL SERIALS DIRECTORY

INTERNATIONAL

STANDARD

SERIAL

NUMBER

INTERNATIONAL CENTRE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.