Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium”, 2014, volume 16, no. 3
—----------------------------------------------------—
УДК 614.21:617-07
Шифр специальности: 14.00.33
ACTUAL PROBLEMS OF MEDICAL HEALTH ORGANIZATION, IN HEADACHE PATIENTS (HA)
Fokin I. V.
City Clinical Hospital № 64, doctor of the highest category Vavilov str., 61, Moscow, Russia
New directions of scientific researches, an advanced experience of some of the countries of Europe and USA in the field of prevention and treatment, together with the questions of medical aid to the patients suffering headaches (HA) optimization are analyzed. The basic conclusions on the problems considered at the conference are stated, and suggestions on the advanced foreign experience use in domestic public health are formulated.
Keywords: a headache (HA), new directions of scientific researches, an advanced experience, medical aid optimization, HA centers.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ
Фокин И.В.
Городская клиническая больница № 64, врач высшей категории ул. Вавилова, 61, Москва, Россия
В результате комплексного исследования организационно-технологических процессов оказания медицинской помощи пациентам, страдающим головной болью (ГБ), дана оценка организации медицинской помощи больным ГБ в различных лечебно-профилактических учреждениях г. Москвы, изучен зарубежный опыт организации медицинской помощи больным при ГБ в отдельных странах Евросоюза и США. на основе выполненного исследования разработаны предложения по оптимизации медицинской помощи пациентам, страдающим головной болью, обоснованы предложения о создании в Российской Федерации специализированных центров по диагностике и лечению пациентов с головной болью.
Ключевые слова: головная боль (ГБ), новые направления научных исследований, передовой опыт, оптимизация медицинской помощи, центры ГБ.
Головная боль является глобальной проблемой здоровья населения всего мира. Это одна из наиболее частых жалоб в общей медицинской практике, а также одна из наиболее частых причин отсутствия на работе по болезни, выражающаяся в ежегодной потере миллионов рабочих дней. Если не принимать серьезных мер, то значительные экономические и социальные потери от заболеваемости головными болями могут продолжать иметь место и в будущем.
Принципиальные причины такого положения лежат в низкой эффективности государственной системы здравоохранения по проведению диагностики и лечению головных болей, лечебно-профилактических учреждения и средства массовой информации мало внимания уделяют вопросам профилактику и лечение головных болей.
Общее представление, разделяемое большинством организаторов здравоохранения состоит в том, что головные боли — это незначительные
или тривиальные жалобы. Физическое, эмоциональное, социальное и экономическое значение, которое связано с головными болями, явно недооценивается. На издержки от потери производительности общественного труда из-за головных 6олей не обращается внимания.
В результате при распределении ресурсов здравоохранения на ГБ смотрят как на что-то не очень важное и планирование затрат на него считается ненужным.
Между тем следует учитывать, что головная боль является социально значимым заболеванием ввиду массового распространения среди населения и поэтому проблема головной боли должна иметь определенный приоритет в системе здравоохранения.
Основным клиническим препятствием к эффективному лечению головных болей является недостаток знаний среди работников первичного звена системы здравоохранения. Проблема берет
—----------е^с«о»э-------------—
~ 72 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Public health and health services ----------------------------------------
свое начало в медицинских институтах, где данному предмету не уделяется достаточно внимания, создавая впечатление малой значимости.
Анализ образовательных программ для вра-чей-терапевтов, которые в основном оказывают медицинскую помощь на первичном уровне в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения пациентам, страдающим ГБ, показал, что в учебных программах мало внимания уделяется вопросам диагностики ГБ, практике лечения и профилактике заболевания. Поэтому необходимо подготовить новые образовательные программы. При их разработке целесообразно учитывать стандарты подготовки врачей для оказания медицинской помощи при ГБ. Такие стандарты обработаны Европейской Федерацией головных болей (EHF). Указанные стандарты предусматривают, что для большинства больных (90%) медицинская помощь при ГБ должна оказываться на первичном уровне.
Для разработки путей совершенствования организационных форм управления медицинской помощью пациентам, страдающих головными болями, был исследован опыт организации медицинской помощи в РФ и в ряде зарубежных стран.
В этой связи заслуживает внимание положительный опыт организации медицинской помощи в г. Москве.
Организация медицинской помощи пациентам, страдающим ГБ, в Москве осуществляется на трех уровнях: первичная, вторичная и третичная медицинская помощь.
Первичная медицинская помощь при ГБ
Первичная медицинская помощь включает лечение и профилактику заболевания при ГБ и осуществляется специалистами первичного звена лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Это могут быть участковые врачи-терапевты, врачи обшей практики и другой медперсонал. Большинство пациентов при наличии жалоб обращаются именно к этому звену оказания помощи, поэтому лечение головной боли логично начинать на данном уровне. Такой подход дает много потенциальных преимуществ. Пользователи первичного уровня медицинской помощи часто обращаются на ранних стадиях заболеваний из-за доступности учреждений данного уровня и небольших затрат на лечение. Это дает возможность раннего обнаружения заболеваний и улучшения исхода их лечения. Интеграция лечения головной боли в структуру первичного звена медицинской по-
мощи должна быть целью политики здравоохранения, как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Однако эта мера требует значительных затрат на обучения медперсонала особенностям диагностики и лечения головных болей.
В Москве проводится большая работа по укреплению первичного звена в здравоохранении.
Прежде всего для стимулирования эффективности и качества медицинской помощи московским врачам повышена заработная плата, которая в настоящее время достигла величины средней зарплаты по городу.
Налаживается более тесное взаимодействие участковых врачей-терапевтов с врачами-специа-листами. В этом направлении распоряжением департамента здравоохранения Москвы установлено, что запись на прием к неврологам и некоторым другим специалистам осуществляется по направлению терапевта.
Интеграция специалистов различного профиля на первичном уровне оказания медицинской помощи способствует улучшению ранней диагностики и адекватных методов лечения заболеваний.
В целях дальнейшего совершенствования первичной медицинской. помощи населению в Москве разработан пилотный проект под названием «Доктор рядом». Он предусматривает открытие медицинских кабинетов, расположенных на первых этажах жилых домов. Первые 20 помещений уже подобраны Департаментом имущества Москвы под открытие медкабинетов негосударственными клиниками
Сделано это для того, чтобы как можно больше жителей смогли получать первичную медицинскую помощь вблизи от места проживания, т. е. «в шаговой доступности от дома».
Медицинская помощь москвичам должна оказываться для жителей бесплатно, а работа врачей и другого медицинского персонала будет оплачиваться из Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС).
Всего планируется открыть более 200 медицинских кабинетов, функционирование которых поможет разгрузить участковых врачей в поликлиниках.
В новых районах Москвы начали действовать 5 мобильных комплексов оказания медицинской помощи. Эти комплексы оборудованы диагностическими, стоматологическими, рентгеновскими и консультативными кабинетами. Они будут об-
—----------е^с«о»э-------------—
~ 73 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium”, 2014, volume 16, no. 3
—---------------------------------------------------—
служивать ветеранов и инвалидов. Срок прибытия «скорой помощи» на новых территориях, присоединенных к Москве, должен составить 20 минут. Кроме того, на новых территориях будут смонтированы 5—7 сборных поликлинических модулей. Их установят в тех местах, где имеется наибольшая потребность в оказании медицинской помощи.
Новая система записи к врачам в поликлиниках Москвы введена в 2013 г.:
1) через Интернет на портале государственных услуг;
2) по телефону через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС);
3) непосредственно в поликлинике при помощи установленного там автомата инфокиоск. Автомат считывает информацию с полиса после чего остается выбрать врача, время визита и получить с автомата распечатанный талон. В 2014 г. приоритетным в развитии ЕМИАС станет обеспечение соответствие времени фактического приема пациента и времени записи на уровне плюс-минус 15 минут.
Вторичное звено оказания медицинской помощи при головной боли
Второй уровень лечения пациентов должен обеспечивать дополнительную медицинскую помощь со стороны неврологов и других специалистов, работающих в ЛПУ, для 10—15% пациентов со сложным течением заболевания по направлению участковых врачей-терапевтов или врачей общей практики. При этом используются лабораторные и диагностические отделения, обеспечивающие работу подразделений второго уровня оказания медицинской помощи.
Третичное звено оказания медицинской помощи при головной боли
На третьем уровне лечения предоставляется дополнительная помощь для 5—10% тяжело больным пациентам, направляемым при необходимости со второго уровня оказания медицинской помощи пациентам, страдающим ГБ.
На этом же уровне может проводиться госпитализация больных (около 3% всех пациентов, страдающих головными болями).
На третьем уровне обеспечивается также экстренная помощь для тяжелобольных с ГБ.
Третий уровень лечения может быть оказан в городских больницах, которые формируют часть обшей медицинской системы. В стандарт третич-
ного звена входят также стационары, как специализированные, так и общемедицинского профиля, отделения неотложной помощи и амбулаторные отделения.
При диагнозе головных болей в ряде случаев применяется дорогостоящая медицинская техника. Так, например, в городской больнице № 31 дополнительное обследование больных с ГБ проводится в самом стационаре с помощью нейровизуальных методов исследования (компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головного мозга.
В Москве функционирует специализированная клиника по лечению головных болей и вегетативных расстройств им. академика A.M. Вейна, созданная в 1999 г., которая является ведущей коммерческой неврологической клиникой в России.
Неврологическая клиника академика Александра Вейна принимает пациентов с жалобами на головные боли, депрессии, гипертермии, на боли в пояснице.
В клинике используется современная диагностическая база и комплексный подход к лечению головной боли, применяются новейшие методики лечения
Клиника головной боли предлагает комплексные виды лечения: мануальную терапии, лечение иглоукалыванием, прием специальных препаратов.
Наиболее эффективным для оказания медицинской помощи больным, страдающим головной болью на третичном уровне является лечение в специализированных центрах.
Специализированные центры ГБ целесообразно организовать в каждом регионе России. Региональные центры ГБ могут быть созданы при крупных больницах и клиниках, а также организованы как самостоятельные медицинские учреждения. Оправдано было бы предусмотреть строительство автономных центров ГБ в приоритетном национальном проекте по здравоохранению. В центрах ГБ рекомендуется организовать комплексное лечение пациентов, страдающих ГБ, с использованием мультидисциплинарного подхода при котором оказание медицинской помощи осуществляется комплексной бригадой специалистов-медиков разных смежных специальностей.
Целесообразно внедрить оптимальную схему организации медицинской помощи больным ГБ. Оптимальная схема оказания медицинской помощи больным с ГБ должна состоять из трех уровней.
—----------е^с«о»э-------------—
~ 74 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Public health and health services ----------------------------------------
На первом, основном по значимости уровне, должна оказываться первичная медицинская помощь силами участковых врачей-терапевтов и врачей общей практики. При этом предполагается, что такой помощью будет охвачено 80—90% общей совокупности пациентов, страдающих ГБ.
Второй уровень лечения должен обеспечивать дополнительную специализированную помощь 10—15% пациентам со сложным течением заболевания по направлению участковых врачей терапевтов или врачей общей практики.
На третьем уровне лечения предоставляется продвинутая помощь 5—10% тяжело больным пациентам, направляемым при необходимости со второго уровня оказания медицинской помощи пациентам с ГБ. На этом же уровне проводится госпитализация больных (около3% всей совокупности пациентов с ГБ). На третьем уровне обеспечивается также экстренная помощь для больных с тяжелыми формами головной боли.
Выводы
В каждом регионе целесообразно разработать план оказания медицинской помощи пациентам, страдающим головными болями. Пои этом следует учитывать передовой опыт организации медицинской помощи в г. Москве и других регионах России, а также в зарубежных странах (Г ермании, Ланий, США и других). В этом плане целесообразно отразить мероприятия по наиболее эффективной организации медицинской помощи пациентам, страдающим ГБ и прежде всего создание специализированных центров и клиник, а также специализированных кабинетов в поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях.
Целесообразно также предусмотреть в планах следующие мероприятия:
— распределение ресурсов на осуществление мероприятий по профилактике и лечению головных болей;
— меры, направленные на проведение правильной диагностики и соответствующего лечения;
— мероприятия по соответствующему применению экономически эффективных лекарственных препаратов;
— проведение интерактивного наблюдения за больными после проведения лечения ГБ;
— внедрение алгоритмов лечебно-диагностического процесса.
Внедрение в практику рассмотренных выше предложений позволит улучшить эффективность и качество оказания медицинской помощи больным, страдающим головными болями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фокин И.В. Головная боль: основы организации медицинской помощи / Под ред. В.З. Кучеренко. М.: Демиург-АРТ, 2008. 165 с.
2. Фокин И.В. Организация медицинской помощи при головных болях (зарубежный опыт) // Главврач. 2009. № 6. С. 90—96.
3. Фокин И. В. Об итогах Международного конгресса по головным болям в Германии // Главврач. 2012. № 1. С. 62—70.
4. 15-th Congress of the International Headache Society (Berlin, Germany). June 23—26, 201 1.
5. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data, Atlas of headache disorders and resources in the world 2011.
6. Антониади Е.Г. Материалы брифинга министра здравоохранения России В.И. Скворцовой // Доктор.Ру. 2012. № 5(73).
7. Организация и стандарты помощи при головных болях в Европе. EHF-2005 г.
8. Новые формы медицинского обслуживания в городе Москве. Репортаж с пресс-конференции, проведенной в Департаменте здравоохранения г. Москвы.
9. Hi+Med. Высокие технологии в медицине. Журнал. Вып. 6(20), август-сентябрь 2013. С. 12—18.
10. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. № 2.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2013. Т. 15. № 8. URL: http ://e-pubmed. org/isu15 -8.html
REFERENCES
1. Fokin I.V. Golovnaya bol': osnovy organizatsii meditsinskoy pomoschi, V.Z. Kucherenko (ed.), Moscow, Demiurg-ART, 2008, 165 p.
2. Fokin I.V. Glavvrach, 2009, no. 6, pp. 90—96.
3. Fokin I.V. Glavvrach, 2012, no. 1, pp. 62—70.
4. 15-th Congress of the International Headache Society (Berlin, Germany). June 23—26, 201 1.
5. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data, Atlas of headache disorders and resources in the world 2011.
6. Antoniadi E.G. Materialy brifinga ministra zdravookhraneniya Rossii V.I. Skvortsovoy, Doktor.Ru, 2012, no. 5(73).
7. Organizatsiya i standarty pomoschi pri golovnykh bolyakh v Evrope. EHF-2005 g.
8. Novye formy meditsinskogo obsluzhivaniya v go-rode Moskve. Reportazh s press-konferentsii, provedennoy v Departamente zdravookhraneniya g. Moskvy.
9. Hi+Med. Vysokie tekhnologii v meditsine, Zhur-nal, issue 6(20), avgust-sentyabr' 2013, pp. 12—18.
10. Zhurnal nauchnykh statey. Zdorov'e i obrazovanie vXXI veke, 2012, volume 14, no. 2.
11. Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke», 2013, volume 15, no. 8, available at: http://e-pubmed.org/isu15-8.html
—----------е^с«о»э-------------—
~ 75 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)