УДК 338.487:659.1
М. В. МАЛЫГИНА С. В. БАЗИЛЕВИЧ А. Б. АКИМЕНКО
№
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Омский государственный университет путей сообщения
РОЛЬ PR-МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Статья посвящена использованию PR-мероприятий в деятельности Омского государственного музыкального театра. В ходе проведенного исследования деятельности театра с помощью анкетирования и SWOT-анализа предложен комплекс PR-мероприятий для повышения уровня привлекательности Омского государственного музыкального театра.
Ключевые слова: PR-мероприятия, культурно-досуговая сфера, связи с общественностью, имидж, бренд, интернет-технологии.
Социальные проблемы в нашей стране являются важными для социокультурного развития общества. В связи с этим в последние годы особую популярность приобрел PR в деятельности культурно-досу-говой сферы. Поддержка благотворительных фондов, детских домов и других государственных и частных учреждений приносит свои плоды. Однако в сфере культуры нет такой результативности [1, с. 25].
Учреждения, организации, фирмы, действующие непосредственно в сфере культуры, сами очень широко пользуются PR. Следует напомнить, что в нынешних условиях российская сфера культуры, пожалуй, наиболее динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе. Причем, если за рубежом вербовка работников PR осуществляется преимущественно из журналист-ско-университетской среды, то в России специфика заключается в том, что формирование специалистов PR наиболее активно идет за счет привлечения именно работников культуры. Они оказались наиболее подготовленными к этому запросу времени [1, ^ 42].
Проблема исследования заключается в недостатке знаний об использовании PR-мероприятий в культурно-досуговой сфере города Омска.
Цель нашего исследования — разработать комплекс PR-мероприятий для Омского государственного музыкального театра.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-источников, SWOT-анализ, анкетирование, метод математической обработки данных. Теоретический анализ научной и методической ли-
тературы по проблеме исследования показал, что связи с общественностью (Public relations) определяются как создание партнерских отношений с различными государственными и общественными структурами и слоями, имеющими связь с предприятием путем формирования благоприятного имиджа предприятия, его продуктов и путем нейтрализации неблагоприятных слухов [2].
PR-мероприятия — это система взаимосвязи организации с общественностью, направленной на формирование и поддержание благоприятного имиджа, на убеждение общественности в необходимости деятельности учреждения и его благотворном влиянии на жизнь общества. Другими словами, предприятия культуры поддерживают контакт с потребителем, таким образом постоянно напоминая ему о своем существовании и рекламируя свои услуги, хотя официально эта деятельность информативная. Компания составляет план своих действий о том, как их продукция будет освещаться в СМИ.
Основным инструментом здесь является пресс-релиз (официальное сообщение для печати), также существуют телефонные пресс-конференции, видеорепортаж в СМИ, а кроме того, релизы в Интернете. Для использования этих приемов информация должна быть интересна для публики или, по крайней мере, для сегмента рынка, на который направлены эти действия. Организация PR-мероприятий является эффективным способом, позволяющим при небольших затратах добиться нужных результатов [3].
Организация PR-мероприятий в системе связей с общественностью не только упорядочивает
о
m
Е
Т
средства достижения цели, но и закрепляет очередность действий, выработку соответствующих форм социального поведения групп общественности. По сути дела, процедуры связей с общественностью представляют собой активность субъекта управления, результат рационализации применяемых им приемов и способов. Организация PR-мероприятий в процессе достижения цели складывается последовательно, фиксируя очередность применения определенных приемов и средств достижения конкретной цели. Организация PR-мероприятий — это процесс применения приемов, направленных на достижение конкретной цели реально действующим субъектом управления [4].
Таким образом, PR-мероприятия активно включены в процесс производства духовных ценностей. Благодаря организации PR-мероприятий формируются такие духовные образования, как стереотипы, традиции и т.д.
Омский государственный музыкальный театр является бюджетным учреждением культуры Омской области. Учредителем является Омская область. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета. Омский государственный музыкальный театр имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, заключать договоры с юридическими и физическими лицами, приобретать или арендовать при осуществлении хозяйственной деятельности основные и оборотные средства, самостоятельно устанавливать цены на входные билеты на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
В Омском государственном музыкальном театре представлен различный репертуар: это спектакли на военно-патриотическую тематику, спектакли, направленные на изучение истории Отечества, музыкальные комедии в стиле ретро, спектакли с социальной проблематикой, а также темы любви, финансового кризиса и т.д.
Омский государственный музыкальный театр имеет возможность для взаимодействия со своей аудиторией. Благодаря значительным внутренним ресурсам он в состоянии формировать собственную политику, оказывающую сильное влияние на общественное мнение и настроение. Это преимущество позволяет театру регулировать большую часть отношений с аудиторией самостоятельно, без обращения к СМИ.
В ходе такой коммуникации происходит достаточно серьёзное воздействие на аудиторию, а передаваемые сообщения прочно закрепляются в эмоциональной памяти. Поэтому положение театра в обществе, его имидж, бренд и репутация, формируемые связями с общественностью, закладываются, в первую очередь, его художественной программой и основными «продуктами» деятельности — спектаклями.
Все это непосредственно влияет на восприятие и формирование зрителем определенного мнения об учреждении культуры.
Основным элементом PR-технологий является образ — имидж учреждения. Имидж рассматривается как образ отдельной личности руководителя театра, артиста и театра в целом не что иное, как целостный образ (преимущественно зрительный), впечатление, которое производит учреждение. Имидж театра — это, прежде всего, представления о профиле, о видах его деятельности.
Омский государственный музыкальный театр осуществляет следующие основные виды деятельности: создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов; организация и проведение шоу-представлений, детских новогодних представлений, других мероприятий художественно-творческого характера; проведение стажировок с ведущими российскими и зарубежными мастерами и деятелями культуры и т.д.
Немаловажной составляющей имиджа Омского государственного музыкального театра является впечатление, которое производят его работники, стиль их поведения, внешний облик. В музыкальном театре существует установленная форма для уборщиц, кассиров, контролёров, работников буфетов. Весь персонал приветлив, вежливо и уважительно относится к зрителю. На спектаклях обязательно дежурят администраторы, которые контролируют работу всех вышеперечисленных служб и помогают решить все возникающие вопросы.
Омским государственным музыкальным театром осуществляется написание заметок и статей информационного характера, подготовка репортажей в выпусках новостей, проведение интервью с деятелями театра (директором, режиссерами-постановщиками, актерами). Благодаря интересу аудитории СМИ к культурным событиям театр традиционно получает значительное освещение в прессе, на радио и телевидении.
Сотрудниками театра проводятся творческие встречи в колледжах и университетах города с целью рассказать и заинтересовать студентов предстоящими премьерами и значимыми мероприятиями.
Омский государственный музыкальный театр позиционирует себя как одну большую семью. С одной стороны, это наличие общих художественных устремлений, совместный творческий поиск, который объединяет труппу, даёт внутреннюю мотивацию и понимание целей. Демонстрация открытости и готовности руководства к диалогу, налаживание регулярной системы информирования, создание разнообразных форм обратной связи, всё это снижает вероятность искажения информации, а также возникновения слухов, столь плодотворно приживающихся на театральной почве.
Омский государственный музыкальный театр имеет свой сайт — http://www.music.omskcity.ru/, на сайте ведется систематическая работа. Сайт музыкального театра освещает историю театра, список основных его деятелей, характеристику репертуара, предстоящих мероприятий, фестивалей, план зала и сцены, а также приложения с фотографиями и форум для общения со зрителем.
Для решения поставленной цели данного исследования нами был проведен SWOT-анализ, в результате которого были выявлены сильные и слабые стороны музыкального театра, а также угрозы и возможности (табл. 1).
Театр в культурной среде города занимает особенную нишу, не имеет аналогов и уникален. Существенной проблемой является недостаточная информированность аудитории о деятельности театра и сложный концепт материала, который, в некотором смысле, сильно сужает спектр возможной аудитории. Репертуар и трудоспособность коллектива вполне могут позволить театру участвовать в благотворительных акциях, концертах и активно сотрудничать с социальными учреждениями.
Таблица 1
SWOT-анализ деятельности Омского государственного музыкального театра
Сильные стороны Возможности внешней стороны
Оригинальный материал, предоставляемый слушателю Установление новых связей с театрами других городов и стран
Мобильность (отсутствие массивных декораций) Сотрудничество с театрами и культурными учреждениями города, области
Регулярность выпускаемых спектаклей и перфомансов Привлечение новых зрителей
Награды за участие во всероссийских и международных театральных фестивалях Сотрудничество с благотворительными фондами, телевидением
Гибкая ценовая политика Проведение фестивалей, форумов и других мероприятий
Отсутствие прямой конкуренции (Омский государственный музыкальный театр уникален)
Положительные отзывы о деятельности театра всероссийского и международного значения
Высокая репутация и престиж со стороны внешней аудитории
Слабые стороны Угрозы внешней стороны
Жесткая внутренняя концептуальная программа Наличие косвенной конкуренции (организация деятельности других театров г. Омска)
Сложность для восприятия подаваемого материала Недостаточная информированность о деятельности театра
Высокие цены на премьеры и спектакли с известными актёрами Недостаточное количество гостей на спектакли и представления, пользующиеся меньшей популярностью
Рис. 1. Посещаемость театров жителями и гостями города Омска, %
Омский государственный музыкальный театр в театральной среде города имеет положительную репутацию, и качество работы вполне позволяет расширить пути общения с другими заинтересованными организациями, а также расширить свою аудиторию. В процессе исследования было проведено анкетирование. Исследование проводилось с использованием intemet-технологий: с помощью сервисов Google нами была разработана анкета. В социальных сетях и по электронной почте мы отправляли ссылку на анкету. Ответы отслеживали с помощью таблицы Google.
Объём выборки производился с помощью онлайн калькулятора на сайте независимого консультанта Алексея Сурина. При доверительной вероятности 95 — 97 %, доверительном интервале погрешности ± 5 % и генеральной совокупности на момент проведения исследования, население города составляло 1160670 человек (по итогам подсчета, проведенным в 2013 г., данные сайта http:// города-россия.рф/sity_id.php?id = 7), объём выборки составил 244 респондента.
Исследование проходило в период с 20 апреля по 25 мая 2014 года. В период с 26 мая по 15 июня была произведена обработка, анализ и описание результатов исследования. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 19 до 63 лет, 185 женщин и 59 мужчин, именно данная категория респондентов активно пользуется интернет-ресурсами.
Более активными оказались женщины в возрасте от 25 до 53 лет, так как вопросы были интересны именно данной категории респондентов. В исследовании принял участие 41 % работающего населения города Омска, 28 % студентов, 19 % респондентов пенсионного возраста и 12 % неработающего населения города Омска.
Исследование позволило выявить, что активно посещают театры 54 % респондентов, 43 % опрошенных относятся к категории, не посещающих театры, и 3 % респондентов отметили, что охотнее отдают предпочтение посещению кинотеатров и других культурно-развлекательных мероприятий (рис. 1).
о
от
Е
Т
100 1 90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 -
3 и более лет
2013 год
2014 год
Рис. 2. Посещаемость Омского государственного музыкального театра жителями и гостями города Омска по годам, %
В ходе исследования было выявлено, что в Омском государственном музыкальном театре были 94 % респондентов.
Омский государственный музыкальный театр достаточно знаменит в городе Омске и за его пределами и является визитной карточкой города Омска. Однако не все мероприятия активно посещаются, из всех респондентов только 36 % смогли вспомнить, когда они были последний раз в театре и какое представление смотрели.
Частота посещений жителями и гостями города Омска театров такова: 48 % респондентов посещают театр два раза в год, 15 % опрашиваемых посещают театр один раз в год и 37 % посещают театр три и более раз в год.
В ходе исследования мы выяснили, что 11 % респондентов посещали театр в 2014 году, 25 % респондентов посещали театр в 2013 году и 64 % респондентов были в театре три и более лет назад (рис. 2).
В ходе исследования мы установили: 74 % респондентов считают, что Омскому государственному музыкальному театру необходимо проводить активную PR-кампанию, 21 % считают, что в этом нет необходимости, театр достаточно знаменит, имеет своих потребителей и 5 % затруднились ответить.
Таким образом, можно сделать вывод, что Омский государственный музыкальный театр является уникальным на территории города Омска, у театра своя специфика деятельности, но, тем не менее, театр имеет косвенную конкуренцию. На территории театра проходят разнообразные фестивали, форумы и мероприятия. Омский государственный музыкальный театр имеет приверженных потребителей, ведёт активную деятельность, сотрудничает с всероссийскими и международными организациями, однако на лицо информационный вакуум, который необходимо преодолеть. На наш взгляд, Омскому государственному музыкальному театру необходимо активно использовать PR-мероприятия, что позволит повысить популярность и посещаемость театра.
В результате проведения SWOT-анализа и анкетирования установлено, что концепцией PR-мероприятий Омского государственного музыкального театра является внедрение и продвижение нравственных и высокоморальных идей с помощью искусства и повышение уровня привлекательности театра со стороны зрительской аудитории жителей и гостей города Омска.
Цель PR-мероприятий для Омского государственного музыкального театра заключается в формировании и продвижении положительного имиджа театра, подкреплении всех спектаклей сопутствующими событиями и рекламой, а также в нахождении новых путей взаимодействия с разного рода театральными и социальными организациями.
Предлагаем музыкальному театру использовать следующий комплекс PR-мероприятий:
1. Посредством социальной рекламы привлекать внимание к театру.
2. Разместить информацию о театре в сети internet на сайтах общественных организаций города Омска, на федеральных сайтах, посвящённых культуре и искусству, в ведущих образовательных журналах города Омска.
3. Сотрудничать с благотворительными фондами и другими социальными организациями, предлагая им свои услуги.
4. Вести трансляции телесюжетов о жизни Омского государственного музыкального театра.
5. Выпускать печатную продукцию, рассказывающую о деятельности Омского государственного музыкального театра.
6. Проводить театральные капустники в вузах и других учреждениях города.
7. Организовывать активную благотворительную деятельность.
8. Проводить просветительскую деятельность среди населения при помощи семинаров для повышения их культурного уровня.
В результате использования в театре комплекса PR-мероприятий можно ожидать следующие результаты:
1. Увеличение степени информированности населения о деятельности Омского государственного музыкального театра.
2. Повышение уровня привлекательности Омского государственного музыкального театра среди населения и гостей города Омска.
3. Формирование позитивного имиджа Омского государственного музыкального театра.
Создание плотного информационного поля позволит театру обратить на себя внимание не только зрителей, но и других социальных организаций, которые могут помочь спонсорством, а расширение репертуара позволит увеличить аудиторию.
Подводя итоги, следует отметить, что новизна результатов исследования заключается в проведении анкетирования жителей города Омска
с использованием т1егпе1-технологий и в SWOT-анализе деятельности Омского государственного музыкального театра.
Проведенные исследования помогут
в практической деятельности по популяризации постановок Омского музыкального театра и расширении зрительской аудитории. Полученные данные могут использовать предприятия учреждений культуры: театры, театральные студии, коллективы для повышения популярности и узнаваемости среди контактной аудитории.
Таким образом, предложенный комплекс PR-мероприятий для Омского государственного музыкального театра является следствием необходимости в связи с низким количеством посещаемости на менее популярные спектакли.
Данный комплекс PR-мероприятий направлен на повышение интереса со стороны контактной аудитории, общественности, деятелей культуры.
Всё это позволит значительно повысить спрос на услуги театра, нести культурные традиции и приобщать жителей города Омска к истории и культуре.
Библиографический список
1. Голубков, Е. П. РЯ в системе социального управления [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. П. Голубков. — М. : Финпресс, 2013. - 311 с.
2. Лысикова, О. В. Имиджелогия и РЯ в социокультурной сфере [Текст] : учеб. пособие / О. В. Лысикова. — М. : МПСИ, 2012. — 343 с.
3. Ситников, А. П. Самые успешные РЯ-кампании в мировой практике [Текст] : метод. пособие / А. П. Ситников. — М., 2011. — 104 с.
4. Шляхова, С. С. Русский РЯ-текст: 100%-ное достижение результата [Текст] / С. С. Шляхова. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 414 с.
№
МАЛЫГИНА Марина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск. Адрес для переписки: [email protected] БАЗИЛЕВИЧ Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Омского государственного университета путей сообщения.
АКИМЕНКО Александра Борисовна, студентка 6-го курса ФЗиДО факультета туризма, рекреации и реабилитации Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, г. Омск. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2015 г. © М. В. Малыгина, С. В. Базилевич, А. Б. Акименко
УДК 331104 В. Б. ХИТРИНЦЕВ
Омский государственный университет путей сообщения
РЫНОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
Под рыночным коридором заработной платы понимается диапазон колебания размеров заработной платы работников от минимальной до максимальной. Учитывается рыночный уровень оплаты труда и принципа ее дифференциации. Прослеживается прямая взаимосвязь между максимальной заработной платой, компетенцией и трудовой мотивацией, учитываются экономические интересы наемного работника.
Ключевые слова: производительность труда, прожиточный минимум, минимальная и максимальная заработная плата, рыночный коридор заработной платы, компетентность, квалификационная группа.
В настоящее время в российской экономической науке и практике сложилась не совсем однозначная ситуация в сфере исследования оплаты труда.
С одной стороны, высказывается мнение, что работникам оплачивают их труд в полной мере и даже сверх меры, так как темпы роста заработной платы работников превышают темпы роста их производительности (особенно в сфере медицины и образования), но при этом не упоминается о том, что производительность труда является многофакторным показателем.
С другой стороны, работники недовольны низкой (по их мнению) заработной платой, и даже увеличение ее номинального значения воспринимают как должное и связывают такое «благое разреше-
ние работать больше» с увеличением интенсивности работы. Особенно данная тенденция обостряется на региональном (центр — провинция) и отраслевом (добыча природных ресурсов — производство) уровнях. Но при этом часто забывают о принципах (от лат. «рrincipium» — начало), т. е. из чего следует исходить при обсуждении вопросов оплаты труда.
При всех теоретических различиях понятий «оплата труда» и «заработная плата» определяются основополагающие принципы оплаты труда.
К данным принципам относятся принципы формирования границ так называемого рыночного коридора оплаты труда и принцип равновесной заработной платы, с помощью которых происходит конкретизация рыночного коридора для отдельных
0 от
Е
Т