Научная статья на тему 'Позитивные и негативные факторы деятельности гастролеров в Кузбассе (период 1950-х годов)'

Позитивные и негативные факторы деятельности гастролеров в Кузбассе (период 1950-х годов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОЛИ / TOUR / АНТРЕПРИЗА / ENTERPRISE / РЕГИОН / REGION / ТЕАТР / THEATER / ФЕСТИВАЛЬ / FESTIVAL / КУЛЬТУРНЫЙ ВЗРЫВ / CULTURAL EXPLOSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабелев М.М.

Основными данными для исследования послужили материалы, хранящиеся в Государственном архиве Кемеровской области. На их основе был проведен анализ ситуации с целью выявления позитивных и негативных факторов гастрольной деятельности в советское время. В статье основное внимание уделено проблеме гастрольной деятельности в регионах. В качестве объекта исследования выбрана деятельность гастролеров в Кемеровской области. Приводятся архивные данные, касающиеся пятидесятых годов двадцатого века, краткая классификация видов гастрольной деятельности. Рассматривается вопрос различия между системой организации деятельности как приезжающих коллективов, так и принимающей стороны. Выявляется разница между формой работы, а также культурным влиянием коллективов стационарных театров и антрепризой, а также различия в целях и способах ее выполнения. В отдельный тезис вынесен вопрос о влиянии гастролей на региональную культуру не только в социально-культурном плане, но и в контексте экономической целесообразности. Сравниваются различные формы привлечения гастролирующих коллективов и как следствие организации деятельности по гарантийному типу оплаты, с частичной гарантией и на условиях полной аренды, анализируется возможность посещения публикой спектаклей основного театрального репертуара или приезжих спектаклей антрепризы на основе данных о средней цене билета на те и другие мероприятия, а также средней заработной плате в регионе и соответственно, покупательной способности населения. В выводе структурируются озвученные в статье тезисы, приводятся логические доказательства негативного влияния антрепризы на посещаемость публикой спектаклей основного репертуара и позитивного воздействия на культуру региона фестивальной деятельности и гастролей трупп стационарных театров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positive and Negative Factors of Creative Activity of Touring Groups in Kuzbass (in the 1950s)

The main data for the study were materials stored in the State Archives of Kemerovo Region. On their basis, an analysis of the situation was carried out to identify the positive and negative factors of the tour activity in the Soviet era. The article focuses on the problem of touring activities in the regions. As an object of research, the activities of guest performers in Kemerovo region were chosen. Archival data concerning the 1950s, a brief classification of the types of tour activity are given. The issue of the difference between the system of organizing the activities of both visiting teams and the host party is considered. The difference between the form of work, as well as the cultural influence of the groups of stationary theaters and the enterprise, is revealed, as well as the differences in the purposes and methods of its implementation. Different forms of attracting touring groups are compared, and as a result of the organization of activity on the guarantee type of payment, with a partial guarantee and on a full lease basis, the possibility of visiting the performances of the main theatrical repertoire or visitors of the entertainments based on data on the average price of tickets for those and other events, as well as the average wage in the region and as a consequence of the purchasing ability of the population. In the conclusion, the theses summarized in the article are structured, logical arguments are provided for the negative influence of the enterprise on the attendance by the public of the performances of the main repertoire and the positive impact on the culture of the region of the festival activity and the tours of the stationary theater companies.

Текст научной работы на тему «Позитивные и негативные факторы деятельности гастролеров в Кузбассе (период 1950-х годов)»

4. Sintsov E.V. Priroda nevyrazimogo v iskusstve i kul'ture: k probleme zhesto-plasticheskikh osnovaniy khudozhest-vennogo myshleniya v vizual'noy ornamentike i muzyke [The nature inexpressible in art and culture: to a problem of the zhesto-plastic bases of art thinking in a visual twiddle and music]. Kazan, Fan Publ., 2003. 304 p. (In Russ.).

5. Cherednichenko T.V. Muzyka v istorii kul'tury [Music in the history of culture]. Dolgoprudnyy, ALLEGRO PRESS Publ., 1994, vol. 1. 216 p. (In Russ.).

6. Penfield W., Roberts L. Speech and Brain Mechanisms. Princeton University Press, 2016. 302 p. (In Eng.).

7. Reznikoff Ie. On primitive elements of musical meaning. JMM-The Journal of Music and Meaning, Vol. 3, Fall 2004/ Winter 2005, Section 2. (In Eng.).

УДК 304.4

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАСТРОЛЕРОВ В КУЗБАССЕ (ПЕРИОД 1950-Х ГОДОВ)

Сабелев Михаил Михайлович, аспирант, кафедра культурологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: hhhbrz@gmail.com

Основными данными для исследования послужили материалы, хранящиеся в Государственном архиве Кемеровской области. На их основе был проведен анализ ситуации с целью выявления позитивных и негативных факторов гастрольной деятельности в советское время. В статье основное внимание уделено проблеме гастрольной деятельности в регионах. В качестве объекта исследования выбрана деятельность гастролеров в Кемеровской области. Приводятся архивные данные, касающиеся пятидесятых годов двадцатого века, краткая классификация видов гастрольной деятельности. Рассматривается вопрос различия между системой организации деятельности как приезжающих коллективов, так и принимающей стороны. Выявляется разница между формой работы, а также культурным влиянием коллективов стационарных театров и антрепризой, а также различия в целях и способах ее выполнения. В отдельный тезис вынесен вопрос о влиянии гастролей на региональную культуру не только в социально-культурном плане, но и в контексте экономической целесообразности. Сравниваются различные формы привлечения гастролирующих коллективов и как следствие организации деятельности по гарантийному типу оплаты, с частичной гарантией и на условиях полной аренды, анализируется возможность посещения публикой спектаклей основного театрального репертуара или приезжих спектаклей антрепризы на основе данных о средней цене билета на те и другие мероприятия, а также средней заработной плате в регионе и соответсвенно, покупательной способности населения. В выводе структурируются озвученные в статье тезисы, приводятся логические доказательства негативного влияния антрепризы на посещаемость публикой спектаклей основного репертуара и позитивного воздействия на культуру региона фестивальной деятельности и гастролей трупп стационарных театров.

Ключевые слова: гастроли, антреприза, регион, театр, фестиваль, культурный взрыв.

POSITIVE AND NEGATIVE FACTORS OF CREATIVE ACTIVITY OF TOURING GROUPS IN KUZBASS (IN THE 1950S)

Sabelev Mikhail Mikhaylovich, Postgraduate, Department of Culturology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: hhhbrz@gmail.com

The main data for the study were materials stored in the State Archives of Kemerovo Region. On their basis, an analysis of the situation was carried out to identify the positive and negative factors of the tour activity in the Soviet era. The article focuses on the problem of touring activities in the regions. As an object

of research, the activities of guest performers in Kemerovo region were chosen. Archival data concerning the 1950s, a brief classification of the types of tour activity are given. The issue of the difference between the system of organizing the activities of both visiting teams and the host party is considered. The difference between the form of work, as well as the cultural influence of the groups of stationary theaters and the enterprise, is revealed, as well as the differences in the purposes and methods of its implementation. Different forms of attracting touring groups are compared, and as a result of the organization of activity on the guarantee type of payment, with a partial guarantee and on a full lease basis, the possibility of visiting the performances of the main theatrical repertoire or visitors of the entertainments based on data on the average price of tickets for those and other events, as well as the average wage in the region and as a consequence of the purchasing ability of the population. In the conclusion, the theses summarized in the article are structured, logical arguments are provided for the negative influence of the enterprise on the attendance by the public of the performances of the main repertoire and the positive impact on the culture of the region of the festival activity and the tours of the stationary theater companies.

Keywords: tour, enterprise, region, theater, festival, cultural explosion.

Гастроли как один из факторов влияния на региональную культуру до настоящего времени не являлись предметом специального культурологического исследования. Целью данной статьи стала попытка рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные факторы гастрольной политики учреждений культуры, в частности театров и филармонии, на развитие региональной культуры советского периода, а именно 50-х годов ХХ века. Данный временной отрезок выбран не случайно, поскольку именно в этот период культурный всплеск, порожденный феноменом эвакуации коллективов Ленинградских театров, филармонии и проч. в годы ВОВ, начал активно проявляться в творческой деятельности попавших под влияние и сформированных трупп, ансамблей и оркестров. Также на этот период приходится активизация деятельности Кемеровского отделения Гастрольбюро СССР, поскольку именно в 1953 году было организованно Кемеровское областное управление культуры. Отправной точкой для исследования вопроса служат материалы, хранящиеся в Государственном архиве Кемеровской области, касающиеся организационной деятельности Кемеровского отделения Гастрольбюро СССР. По ходу отметим, что гастрольная деятельность представляет собой выступление артиста или коллектива вне места его постоянной дислокации, например, в другом регионе или городе. В статье внимание уделено вопросам гастрольной деятельности театральных и эстрадных коллективов. В качестве примеров, относящихся к периоду 1950-х годов, рассматривается деятельность Кемеровского отделения Гастрольбюро СССР.

При анализе феномена гастрольной деятельности можно выделить несколько ее видов, отличающихся как по длительности и цели, так и по способу организации. Гастроли стационарных театров, когда коллектив театра в рамках гастрольного тура приезжает в принимающий город или регион на длительный период и дает несколько спектаклей на площадке домашней стороны. Обменные гастроли строятся по тому же типу, что и первый вариант, однако при этом театральная труппа принимающей стороны на соответствующий период отправляется в город или регион «гостей». Фестивальные гастроли организуются в рамках проведения фестиваля или фестиваля-конкурса. В период проведения мероприятия на площадках принимающей стороны показываются различные коллективы-участники. В качестве примера можно привести «Новосибирский транзит» г. Новосибирск, «Видеть музыку» г. Москва, «Кузбасс театральный» г. Кемерово и ряд других. Гастрольным туром можно назвать организацию деятельности тогда, когда коллектив дает по одному спектаклю или любой другой форме сценического представления по одному разу в каждом городе, который планирует посетить в рамках тура. Подобный способ организации гастрольной деятельности чаще всего характерен для театральных трупп, организованных по форме антрепризы или эстрадных исполнителей.

В Государственном архиве Кемеровской области можно найти информацию о деятельности Кемеровского отделения Гастрольбюро СССР с момента организации его на базе Кемеровского областного концертно-эстрадного бюро,

впоследствии ставшим Кемеровской областной филармонией им Б. Штоколова в 1943 году. В архивных материалах изложена достаточно подробная информация о деятельности Кемеровского областного концертно-эстрадного бюро, присутствует большое количество финансовых и творческих отчетов. Наибольший исследовательский интерес, применительно к теме статьи представляют собой материалы, в которых упоминается гастрольная деятельность. Интересен тот факт, что, по данным за 1948 год, гастрольная деятельность послужила причиной убытков Кемеровского концертно-эстрадного бюро по итогам года. В объяснительной записке этот факт отражен следующим образом: «Убыточная деятельность конц. эстрад. бюро объясняется тем, что по нарядам ВГКО (всесоюзное гастрольно-концертное объединение) прибывающие на гастроли бригады в большинстве своем гарантийные по оплате, а реализация билетов на зрелища не оправдывает гарантию» [3]. Это достаточно интересный факт, однако для формулировки вывода о финансовой целесообразности гастрольных мероприятий необходимо проанализировать подобные отчеты за другие годы. В этом случае нам может помочь другой документ - а именно «Объяснительная записка к годовому отчету и балансу за 1953 год Кемеровского концертно-эстрадного бюро». В этом документе подробно перечислены гастролировавшие в указанном году в г. Кемерово коллективы, а также финансовый доход или убыток по итогам их деятельности. Согласно указанным материалам за отчетный 1953 год в г. Кемерово гастролировал 31 коллектив, давший в общей сложности 747 концертов. Согласно документу («Отчет об основной деятельности за 1953 год и объяснительная записка к нему» [4, л. 28], хранящемуся в Государственном архиве Кемеровской области, убыток от гастрольных коллективов составил около 51 тысячи рублей. Названная сумма в пересчете на действующий курс рубля (данные на ноябрь 2017) составляет около 828 тысяч рублей. Это достаточно большая сумма, сравнима с бюджетом, затрачиваемым на постановку детского музыкального спектакля в музыкальных или драматических театрах в регионах. Приведенные сведенья позволяют сделать вывод о нерентабельности подобной формы организации концертной деятель-

ности. Конечно, следует учитывать тот факт, что в 50-е годы концертно-зрелищные учреждения содержались полностью за счет государственных субсидий и могли понести некоторые убытки без тяжелых последствий для организации. В условиях современного рынка и коммерциализации культурного пространства, подобные финансовые потери могут стать серьезной проблемой для организации.

Причина подобной, достаточно весомой суммы убытка в 1953 году (также как и в случае с 1948 годом) - это гарантийная оплата гастролирующих коллективов. В погоне за перевыполнением плана и количественных показателей, при отсутствии 100-процентной наполняемости зала, и как следствии прибыли, способной покрыть расходы, связанные с гарантийной оплатой приглашенный коллективов, организация понесла значительные убытки. Стоит обратить внимание, что этот процесс, повторялся на протяжении нескольких лет, что в итоге привело к изданию постановления Совета министров РСФСР № 1182 от 16 сентября 1964 года «О мерах по улучшению организации концертной работы в РСФСР», где Кемеровская область получила неудовлетворительную оценку по итогам работы за предыдущие годы [5], что в свою очередь вынудило принять ряд мер, в частности «навести строжайший порядок в использовании нештатного фонда заработной платы концертных исполнителей», «создать в каждой концертной организации постоянно действующие артистические группы и коллективы», а также ряд других мер [5]. Как видим, проблема была воспринята достаточно серьезно и в итоге решалась на государственном уровне.

Эти размышления о периоде 1950-х годов могут быть интересны для анализа эффективности гастролей в настоящее время. «Гарантийные» гастроли для принимающего театра являются достаточно рискованным проектом, поскольку его рентабельность напрямую зависит от маркетингового продвижения продукта. И здесь мы подходим к следующей возможной проблеме, а именно эффективности работы рекламного отдела. Разумеется, мы не можем сравнивать технологии продвижения так называемого культурного продукта в такие разные культурно-исторические периоды, как: 2000-е и 1950-е годы. Сейчас, существу-

ет множество открытых рекламных площадок, в первую очередь в социальных сетях, посредством которых информация о событии доходит до пользователя намного быстрее и при этом без участия третьих лиц. В любом случае организация рекламной акции по привлечению зрителя на какое-либо событие - достаточно трудоемкий процесс для театра как для принимающей стороны. Однако несомненным плюсом практики гарантийной оплаты является тот факт, что принимающий театр может самостоятельно коррелировать цены на билеты, закладывая в них определенный расчет риска. Тем самым можно сделать вывод о нецелесообразности гарантийной оплаты гастрольных коллективов как в 50-е годы, так и в настоящее время. Но если в 50-е годы, во время преобладания плановой экономики, организация могла позволить себе получение прибыли отодвинуть на второй план, то на сегодняшний день, это может иметь катастрофичные последствия. В экономических условиях периода 2010 годов, подобная форма работы подразумевает определенные экономические риски, временные затраты на организацию рекламной компании, по продвижению продукта (спектакля или концерта), со стороны принимающей организации. В советский период, при активной финансовой поддержке государства, организации культуры и искусства могли пойти на некоторые экономические риски, в счет выполнения и перевыполнения плана по количеству проведенных мероприятий. Например, в «Отчете об основной деятельности за 1948 год и объяснительной записке к нему», хранящихся в Государственном архиве Кемеровской области [3], согласно представленным цифрам перевыполнение плана по общим показателям деятельности составило 144 % (2152 проведенных концерта против 1491 концерта по плану) [3, л. 131]. При этом кроме перевыполнения плана произошел также перерасход средств, связанный, в первую очередь, с оплатой, при этом самые большие цифры перерасхода можно обнаружить в графе «Гарантированная оплата сторонних коллективов», где по плану указана сумма в 1028,1 руб., а по факту - 1612,3 руб., то есть перерасход в данном случае был примерно равен 160 % [3].

Анализируя данные можно сделать вывод об убыточности практики привлечения большо-

го количества гарантийных гастрольных групп. Разумеется, если в приоритете организации стоит наращивание количественных показателей, то построение деятельности по подобной форме представляется возможным. В свою очередь более выгодной с экономической точки зрения является форма работы, при которой гастролеры оплачивают определенную аренду и берут расходы по продвижению предлагаемого мероприятия (продукта) на себя, а также самостоятельно занимаются реализацией билетов.

Архивные материалы, касающиеся работы отделения Гастрольбюро СССР в 1950-е годы, позволяют нам взглянуть на современные реалии, оперируя историческим опытом, и провести анализ сегодняшних способов организации гастрольной деятельности. Практика, гарантийной оплаты при этом продолжает существовать и по настоящее время в некоторых театрах. К слову сказать, Музыкальный театр Кузбасса в последние несколько лет, особенно после кризиса 2014 года, старается или отказываться от «гарантийных» гастролеров, или брать частичную гарантию, с соответствующим процентным соотношением деления прибыли от реализации билетов. При этом принимающая сторона защищает себя от риска уйти в убыток и может накапливать экономические ресурсы, для внутреннего развития.

Принимая во внимание экономическую составляющую проблемы, наиболее актуальным остается вопрос культурной значимости того или иного события, связанного с гастролерами. Речь идет о возможности привнесения в регион элемента определенного «культурного взрыва». Современная история театра знает случаи, когда гастролирующий коллектив оказывал глубочайшее влияние на развитие театрального искусства и движение творческой мысли. Правда, такие примеры, скорее, связаны с большим влиянием зарубежных гастролеров в столице, а не в регионе. В качестве примеров подобного эффекта можно упомянуть гастроли Питера Брука с его спектаклем «Гамлет» в Москве в 1955 году, или, если говорить о новейшей истории, «Обратную сторону луны» Робера Лепажа, показанную в рамках Чеховского фестиваля в 2007 году в Москве. Подобные события провоцируют деятелей искусства в целом и театра в частности на поиск новых форм, нестандартные решения творческих задач,

работу с новыми выразительными средствами, то есть положительно влияют на культурную среду. Помимо этого, в рамках гастрольного тура, распространена практика проведения лабораторий, мастер-классов или творческих форумов, что способствует обмену опытом и профессиональному диалогу.

Исходя из приведенных выше рассуждений можно сделать несколько выводов о положительном влиянии гастролей на культурное пространство территории, а именно:

1. Развитие творческой мысли в поиске новых форм.

2. Обмен опытом.

3. Повышение интереса публики к театральному искусству.

4. Заполняемость зала и как следствие повышение экономически показателей от продажи билетов.

С точки зрения организации театрального дела, важно иметь в виду экономическую составляющую и ориентироваться на наиболее выгодную в каждых конкретных условиях форму

взаимодействия с гастролирующим коллективом. При условиях достаточного государственного финансирования организация может пойти на определенный экономический риск, беря реализацию билетов на себя. Особенное внимание следует уделить вопросам формирования репертуарной политики, определять график работы гастролеров и стационарной труппы таким образом, чтобы сторонние спектакли не «перенасыщали» площадку и не «оттягивали» целевую аудиторию со спектаклей репертуара. Проведение фестивалей, обменных гастролей и прочая коммуникационная деятельность, направленная на развитие и улучшение культурного пространства той или иной территории, обогащает культурное пространство региона и служит положительным фактором для развития региональной культуры. В свою очередь антрепризные мероприятия подразумевают исключительно коммерческую основу. Содержание и художественная ценность продукта антрепризы никаким образом не регулируется и зачастую приводит к оттоку публики от основного репертуара театра.

Литература

1. Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика: учеб. пособие. - СПб.: Планета музыки, 2015. - 224 с.

2. Канащук Т. Н. Маркетинг в сфере театрального искусства // Омск. науч. вестн. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. -№ 2 (116). - С. 94-96.

3. Отчет об основной деятельности за 1948 год и объяснительная записка к нему // Гос. архив Кемеров. обл. -Ф. Р-430. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 131.

4. Отчет об основной деятельности за 1953 год и объяснительная записка к нему // ГАКО. - Ф. Р-430. - Оп. 1. -Д. 7. - Л. 28.

5. Постановление «О мерах по улучшению организации концертной работы в РСФСР» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/usr_6140.htm.

References

1. Dmitrievskiy V.N. Osnovy sotsiologii teatra. Istoriya, teoriya, praktika: uchebnoe posobie [Fundamentals of sociology of the theater. History, theory, practice: a tutorial]. St. Petersburg, Planeta muzyki Publ., 2015. 224 p. (In Russ.).

2. Kanashchuk T.N. Marketing v sfere teatral'nogo iskusstva [Marketing in the field of theatrical art]. Omskiy Nauchnyy Vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. Omsk, OmGTU Publ., 2013, vol. 116, pp. 94-96. (In Russ.).

3. Otchet ob osnovnoy deyatel'nosti za 1948 god i ob"yasnitel'naya zapiska k nemu [Report on the main activities for 1948 and an explanatory note to it]. Gosudarstvennyy arkhiv Kemerovskoy oblasti [State Archive of the Kemerovo Region], Fund R-430, inventory 1, case 1, p. 131. (In Russ.).

4. Otchet ob osnovnoy deyatel'nosti za 1953 god i ob"yasnitel'naya zapiska k nemu [Report on the main activities for 1953 and an explanatory note to it]. Gosudarstvennyy arkhiv Kemerovskoy oblasti [State Archive of the Kemerovo Region], Fund R-430, inventory 1, case 7, pp. 28. (In Russ.).

5. Postanovlenie "O merakh po uluchsheniyu organizatsii kontsertnoy raboty v RSFSR " [On measures to improve the organization of concert work in the RSFSR]. (In Russ.). Available at: http://www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/ usr 6140.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.