Научная статья на тему 'Зовём гостей на юбилей'

Зовём гостей на юбилей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСК / OMSK / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / MUSICAL THEATER / ПОСТАНОВКА / МУЗЫ-КАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ / MUSICAL COMEDY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" / GOLDEN MASK AWARD / ЮБИЛЕЙ / PERFORMANCE / AN ANNIVERSARY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маргарита Зиангирова

Освещены история, традиции и современность Омского государственного музыкального театра к его 70-летнему юбилею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WE ARE CALLING GUESTS TO THE ANNIVERSARY

The article concerns the history, traditions and the present of Omsk State Musical Theater to its 70th anniversary.

Текст научной работы на тему «Зовём гостей на юбилей»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Юбилеи и знаменательные даты

УДК 7.03:908 ГРНТИ 13.09

ЗОВЁМ ГОСТЕЙ НА ЮБИЛЕЙ

Маргарита Зиангирова

Омский государственный музыкальный театр Россия, г. Омск, 644046, ул. 10 лет Октября, 2

Освещены история, традиции и современность Омского государственного музыкального театра к его 70-летнему юбилею.

Ключевые слова: Омск, музыкальный театр, постановка, музыкальная комедия, национальная премия «Золотая Маска», юбилей.

WE ARE CALLING GUESTS TO THE ANNIVERSARY

Margarita Ziangirova Omsk State Musical Theater Russia, Omsk, 644046, ul. 10 let Octyabrya, 2

The article concerns the history, traditions and the present of Omsk State Musical Theater to its 70th anniversary. Keywords: Omsk, a musical theater, a performance, a musical comedy, Golden Mask Award, an anniversary.

24 мая 2017 года Омскому государственному музыкальному театру исполняется 70 лет. История создания музыкально-театрального искусства в Омске имеет очень давние традиции. Известно, что ещё в 1764 году в Омской крепости по инициативе генерала Шпрингера был организован первый в Сибири любительский театр, руководил которым И. Андреев. И назывался он «Оперный дом», так как в его репертуаре, кроме трагедий, шли русские комические оперы. В мае 1874 года был создан первый городской театр. С тех пор на его сцене и на новой, отстроенной после пожара в 1905 году, наряду с драматическими, стали идти и музыкальные постановки. Как утверждают историки, например, в сезоне 1876-1877 годов из 96 спектаклей 43 были музыкальными.

Рука об руку искусство драматического и музыкального театров шли и в последующие годы. Так, в 1920 году в составе Омского драматического театра появилась отдельная

© Маргарита Зиангирова, 2017_

оперная группа, силами которой всего лишь за два года были поставлены оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Кармен» Ж. Бизе, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. Чайковского.

По утверждению современников, самостоятельный музыкальный театр мог быть открыт в Омске уже в начале сороковых годов прошлого столетия, но начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула этот замысел. И только в 1945 году началось активное ходатайство областных властей об открытии Омского театра музыкальной комедии. Эти хлопоты были небезосновательными: во время войны на сцене Клуба металлистов работала группа эвакуированных актёров Сталинградского театра музыкальной комедии. Именно они и стали основным костяком будущего театра.

В далёком 1947 году в городе на Иртыше открылся Омский областной театр музыкальной комедии. 24 мая на его сцене состоялся

ШМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 2 (24)

показ оперетты Р. Хейфа «Яблоко любви». Именно эту постановку в год своего 70-летия театр хотел представить омичам, но, к сожалению, не смог найти клавир.

Не сразу театр разместился в прекрасном особняке по улице Ленина, бывшем здании Общественного городского собрания. Поначалу театр ютился в разных малопригодных для репетиций местах. Как вспоминала заслуженная артистка РСФСР Е. Дёмина, «Железная буржуйка почти не давала тепла. Дым ел глаза, перехватывал горло, но мы пели и танцевали». Так рождалась Омская музкомедия.

Здание театра на ул. Ленина

Тридцать пять лет несколько поколений артистов Омского театра музыкальной комедии называли своим родным домом то красивое, уютное здание, о котором сейчас напоминает лишь фасадная стена. О белоснежной мраморной лестнице, зрительном зале, удобной сцене до сих пор вспоминают старожилы музыкального театра. Очень быстро театр завоевал любовь омичей, которые с восторгом и радостью принимали каждую новую оперетту - именно этот жанр стал главным в репертуаре коллектива. Те яркие страницы жизни Омского театра музыкальной комедии связаны с именами таких легендарных режиссёров и артистов, как народный артист РСФСР, лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Егор Котов; заслуженные артисты РСФСР Маргарита и Виктор Лавровы; заслуженный деятель искусств РСФСР Арнольд Паверман; заслуженные артисты России Надежда Блохина, Георгий Салеидзе, Игорь Варнавин, Михаил Багаев, Борис Шевченко; легендарный балетмейстер Валентина Тулупова; главный хормейстер, прослужившая в театре полвека, Татьяна Боброва.

В 1982 году Омский театр музыкальной комедии получил статус синтетического театра и переехал в новое большое здание, названное омичами «трамплин». Шестого ноября на его сцене состоялась премьера оперы Тихона Хренникова «В бурю», положившая начало новому этапу в развитии «Оперного дома». За 70 лет в театре было поставлено более 200 спектаклей. Оперетта, опера, мюзикл, балет - все эти жанры успешно существуют под одной крышей. Рядом со старшим поколением исполнителей, которое сегодня представляют народные артисты России Валентина Шерш-нева и Владимир Никеев, заслуженные артисты РФ Владимир Миллер, Анатолий Мотови-лов, Ирина Трусова, Сергей Флягин, артисты Надежда Мотовилова, Тамара Славченко, Анна Маркова, работает и талантливая молодёжь. Признание и славу на всероссийских и международных конкурсах Омскому музыкальному театру принесли Карина Чемирзова и Вадим Невзоров, Наталья Емельянова и Алексей Ми-лосердов, заслуженные артисты России Татьяна Боброва и Александр Хмыров, Нина Маля-ренко и Андрей Матвиенко.

Современное здание на ул. 10-летия Октября

Омский государственный музыкальный театр гастролировал во всех крупнейших российских городах, побывал в Китае, Швейцарии, Казахстане, США, Франции, дважды выступал перед российскими солдатами во время боевых действий в Чечне. На сцене театра выступали звёзды оперного и балетного искусства мировой величины Монтсеррат Кабалье, Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Зураб Сот-килава, Владислав Пьявко, Майя Плисецкая, Родион Щедрин и многие другие. С большим успехом театр проводил получивший высокую

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

оценку коллег и зрителей фестиваль «Панорама музыкальных театров России».

К своему 70-летию музыкальный театр поставил оперетту Юрия Милютина «Девичий переполох» в режиссёрской версии народного артиста РФ Кирилла Стрежнева. Премьера состоялась в последний день марта. Спектакль был принят на ура и, по мнению критиков, имеет все шансы попасть в лонг-лист 24-го Национального театрального фестиваля «Золотая маска». Накануне юбилея в фойе театра будет развёрнута большая выставка, которую

Маргарита Зиангирова - руководитель литературно-драматургической части Омского государственного музыкального театра.

составят фотоэкспозиция, декорации и костюмы из различных спектаклей.

Жизнь театра никогда не стоит на месте. Одним из главных событий следующего сезона, подтверждающим эту мысль, станет премьера балета «Эсмеральда» в постановке питерского балетмейстера Надежды Калининой. Юбилей - это прекрасный повод пригласить в свой дом друзей, коллег, соратников и вместе с ними выразить свою любовь и признательность омскому зрителю, преданно любящему свой музыкальный театр.

Margarita Ziangirova - head of a literary and dramaturgic part of the Omsk state musical theater.

Статья поступила в редакцию 19.05.2017 г.

Информационная поддержка научных журналов Журнал «Высшее образование в России и за рубежом»

Токтарова В.И., Федорова С.Н. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ: ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ. 2017. № 1. С. 85-92.

В последние годы более отчетливо формируется понимание необходимости высокого уровня математического образования для выполнения задач по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей социально-экономического развития страны. В русле этой проблемы представлен анализ качества математической подготовки студентов в высших учебных заведениях, обозначена тенденция к снижению его уровня, рассмотрены причины этого явления. В ракурсе международных исследований TIMSS и PISA рассмотрены результаты анкетирования студентов по определению проблем, препятствующих эффективному обучению математики, приведены результаты качества математической подготовки российских школьников по итогам сдачи ЕГЭ по математике.

Сенашенко В.С. О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ», УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ. 2017. № 2. С. 36-44.

Обсуждается проблема падения престижа профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий. Выявлены основные причины. Отмечается медленное повышение социального статуса педагогических и научных работников образовательных и исследовательских организаций. Особо подчеркивается повышение сложности и увеличение многообразия видов деятельности преподавателя высшей школы.

Балацкий Е.В. «ЛОВУШКА АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ» И НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ. 2017. № 2. С. 63-69.

Рассмотрены итоги реализации «дорожной карты» российского правительства в отношении повышения оплаты труда работников вузов. Показано, что в 2016 г. нормативный параметр составлял 123 % по сравнению с намеченными в 2017 г. 200 %. Даны оценки необходимых финансовых дотаций для выхода на установленный норматив и обоснована их нереалистичность в нынешних условиях бюджетного дефицита. В связи с этим делается вывод, что рост зарплаты работников вузов будет происходить за счёт их сокращения, а это в условиях нынешней модели образования порождает так называемую ловушку аудиторных часов, которая не позволяет при таком развитии событий сохранить качество образования. Для преодоления сложившейся ситуации предлагается внедрить новую модель высшего образования, основанную на совмещении традиционной системы аудиторной нагрузки и системы дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.