В области научно-исследовательской и инновационной деятельности значимыми, по нашему мнению, являются следующие пункты сотрудничества:
- проведение совместной научной или научно-методической конференции;
- организация и проведение Международного Конкурса выпускных квалификационных работ в области строительства с применением материалов производства ТехноНИКОЛЬ и строительной олимпиады - со стороны ТехноНИКОЛЬ, с нашей стороны подразумевается участие.
В области профориентационной работы следует назвать участие специалистов компании ТехноНИКОЛЬ в мероприятиях, направленных на оказание выпускникам университета содействия в трудоустройстве («Дни карьеры», распределение выпускников), а также проведение «Дня компании» в нашем вузе.
Подводя итоги сказанному, отметим, что опыт совместной работы Кубанского государственного аграрного университета с учебным центром ТехноНИКОЛЬ позволил увидеть дальнейшие взаимовыгодные перспективы нашего сотрудничества, которые мы планируем реализовать в ближайшем будущем.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 08.03.01 «Строительство», утверждённый Минобразования РФ 12.03.2015 г. (регистрационный № 201). - URL: http://fgosvo.ru/news/9/1109 (дата обращения: 01.06.2017).
2. Дегтярёв, Г. В. Практика в научно-производственной корпорации как метод эффективной реализации части образовательного процесса / Г. В. Дегтярёв // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сб. статей по мат-лам меж-фак. учеб.-метод. конф.; отв. за вып. М. В. Шаталова. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 101-103.
3. Дегтярёв, Г. В. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по кафедре строительного производства КубГАУ / Г. В. Дегтярёв, Г. С. Молотков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2015. - № 04 (108). - IDA [article ID]: 1081504092. - URL: http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/92.pdf (дата обращения: 01.06.2017).
4. Молотков, Г. С. Опыт формирования производствнно-технологических профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительного факультета на основе сотрудничества с корпорацией «ТехноНиколь» / Г. С. Молотков // Компетентностно-ориентированные подходы к вопросам подготовки обучающихся: сб. ст. межфак. учеб.-метод. конф. (апрель 2014 г.). - Краснодар: КубГАУ, 2014. - С. 396-398.
5. Молотков, Г. С. Практическое обучение студентов-строителей на базе учебного центра корпорации «ТехноНиколь» / Г. С. Молотков // Современные образовательные технологии и методы их эффективной реализации: сб. тезисов межфак. учеб.-метод. конф.; отв. за выпуск С. В. Кадырова, Е. И. Мигина. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - С. 115-116.
6. Стружевская, О. Н. Проблема формирования профессионального сознания будущих специалистов в процессе подготовки в высшем учебном заведении / О. Н. Стружевская, Г. С. Молотков // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. статей по мат-лам VI Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов; под общ. ред. Э. Г. Скибицкого, 2015. - С. 111-114.
© Молотков Г. С., Дегтярёв Г. В., 2017
УДК 37.015.3:379.1
РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСПЕШНОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ
Л. А. Семёнова
Инновационный Евразийский университет
В статье анализируется сущность понятий «познавательный интерес» и «мотивация». Познавательный интерес рассматривается автором как совокупность факторов, способствующих мотивированию студентов к обучению в вузе. Описываются организационно-методические аспекты использования маршрутной карты студента в изучении дисциплин.
Ключевые слова: образование, познавательный интерес, мотивация, маршрутная карта, успешность обучения.
Современное образование призвано отвечать не только на традиционные вопросы «чему учить?» и «как учить?», но и на вопрос «как сформировать человека, который отвечал бы потребностям современного общества?». Студента высшего учебного заведения различных специальностей и направлений подготовки нельзя успешно учить, если он не мотивирован к приобретению знаний, иначе говоря, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не чувствуя потребности в них.
Если вузовский педагог обладает не только интеллектуальным и профессиональным потенциалом, но и умением общаться, он получает возможность координировать усилия многих студентов и реализовать их потенциальные возможности. Все это позволяет педагогу реализовывать одну из самых важных функций - создание атмосферы, побуждающей студента к процессу обучения, то есть мотивировать его к учению.
Одним из факторов, способствующих мотивированию студентов, является познавательный интерес. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности в процессе познания. Л. С. Выготский подчёркивал, что интерес - естественный двигатель поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления [1]. При этом его избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний, то есть в условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к учению, к познавательной деятельности в области одного или ряда учебных дисциплин.
Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. С. Я. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Ф. К. Савина и другие рассматривают познавательный процесс как самый сильный мотив учения. По данным исследования Г. И. Щукиной, познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный [2]. «На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь
во многих ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения, другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя её смысл, выводят саму деятельность на интерес», - утверждает Ф. К. Савина [3].
Г. И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:
- познавательный интерес - наиболее предпочитаемый обучающимися мотив среди других мотивов учения;
- познавательный интерес как мотив учения «раньше и более всего осознаётся обучающимися»;
- познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер»;
- познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат»;
- познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними [4].
Целью мотивации является побуждение студентов к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Педагог должен применять на практике современные модели мотивирования, что позволит студентам достигать высоких результатов в достижении поставленных целей [5].
Помощь в решении перечисленных проблем, на наш взгляд, может оказать использование маршрутной карты студента по изучаемой дисциплине, которая представляет собой таблицу, в которой отражены основные направления деятельности обучаемого с набором заданий, критериями их оценивания и примерными сроками сдачи. Сроки сдачи заданий могут корректироваться самим обучаемым. Пример маршрутной карты приведён ниже.
Преподаватель при составлении маршрутной карты определяет список тем, содержание, задания к ним, сроки сдачи заданий, руководствуясь нормативными документами, рабочими программами и т. д. Студент, имея на руках свой маршрутный лист, может определить свою индивидуальную траекторию выполнения полученных заданий. Оценка выполнения заданий вносится преподавателем по мере полной их сдачи обучаемым.
Возникает вопрос: «Чем объясняется отсутствие у учащихся интереса к знаниям?». Причин, на наш взгляд, может быть много. Это: недостаточный запас знаний и невысокий уровень формирования учебных умений; трудности в общении с преподавателем; однообразие занятий, обилие заданий репродуктивного характера; игнорирование преподавателем индивидуальных особенностей учащихся и др.
Следовательно, в процессе обучения нужно не только сформировать интерес студента, но и удержать его. Различают эпизодический и стойкий (постоянный) интерес. Первый возникает и сохраняется лишь в процессе конкретной деятельности. Второй становится чертой личности и побуждает человека к деятельности в интересующей его области, даже если условия для этого не совсем благоприятны. Именно он играет основную роль в развитии познавательной активности, а также является важным принципом и стимулом развития таких качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие.
Студент_группа_
Дисциплина (предмет) «Информатика»
Тема Содержание Форма отчётного задания Критерии оценивания Сроки сдачи Макс. балл, % Итог
№ 2. Данные и их кодирование Носители данных Операции с данными Кодирование текстовых данных Кодирование графических данных Кодирование звука Реферат Полнота раскрытия вопросов 2-я неделя 100
Фрагмент маршрутной карты дисциплины «Информатика»
Сегодня успешность в образовании тесно связана с перспективой быть успешным в жизни. Для этого необходимо не просто получать знания, которые предлагает педагог, а научиться строить собственную индивидуальную программу. Для этого у студента должна быть сформирована мотивация, которая будет являться двигателем его индивидуального развития.
Основной задачей к образовательному процессу при современных требованиях к нему стала необходимость организации его для обучаемых так, чтобы современная информационно-образовательная среда помогала им организовывать свою самостоятельную работу, стимулировала к непрерывному развитию личности в ходе образовательного процесса.
Мы согласны с мнением Ю. Н. Кулюткина [6], что студенту как субъекту образовательной деятельности необходимо получить опыт осуществления функций преподавателя: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности.
Известный исследователь проблем высшего образования А. А. Вербицкий в числе основных современных тенденций развития учебного процесса указывает на переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим способам организации вузовского учебного процесса; переход к такой организации взаимодействия преподавателя и студента, при которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента [7].
Мы считаем, что для того чтобы студент мог выйти на уровень высокого самосознания, он должен уметь анализировать собственную деятельность, что даст возможность выявлять самостоятельно или в сотрудничестве с преподавателем причину собственных ошибок. Говоря другими словами, необходимо закладывать в студента такую компетентность, как ведение самомониторинга и психологически обоснованной самокоррекции. Это в свою очередь позволит студентам получать системные, действенные и прочные знания, дающие возможность ориентироваться в различных условиях, осмысливать ход предстоящей деятельности, изменять её в зависимости от возникающих условий, оценивать результаты, полученные в ходе деятельности.
Мы считаем, что в результате такой деятельности у студента появится яркий мотив к самосовершенствованию, будет сформирован прочный и осознанный познавательный интерес к обучению не только на этапе обучения в вузе, но и на протяжении его дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 278 с.
2. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -160 с.
3. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1989. - 67 с.
4. Щукина, Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. -С. 352-358.
5. Шинская, Е. Б. Что заставило людей работать? / Е. Б. Шинская // Экономика и жизнь. - 1998. - № 10. - С. 24-26.
6. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
7. Коржуев, А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 300 с.
© Семёнова Л. А., 2017
УДК 378.6: 81: 616.9
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
И. Ю. Скибицкая, Л. В. Бирюкова
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Статья посвящена развитию информационных технологий и их влиянию на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза. Представлены этапы развития информационных технологий. Уточнено лексическое значение некоторых терминов иноязычного происхождения. Предложена модель формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов.
Ключевые слова: информационные технологии, информация, виртуальная среда, коммуникация, мультимедийная информация, дидактическая модель, информационные и сетевые технологии.
Одним из путей модернизации профессионального образования являются информационные технологии и созданное на их базе виртуальное пространство, которое активно используется в жизни современного общества. Основная цель использования виртуальной среды - обеспечение коммуникации, связи между людьми с целью оперативного обмена разного вида информацией. В работе [1] её автор трактует термин «информация» как событие в общественной жизни и процессы в технических устройствах, воплощённые и зафиксированные в некоторой материальной форме.
Обращаясь к истокам развития коммуникации, Н. Б. Мечковская [2] отмечает, что зарождение и усвоение письменности не только даёт толчок к увеличению объёма информации, способной сохраниться в памяти как отдельного индивида, так и общества в целом, но и вносит разнообразие в содержание этой информации. Кроме того, письменность позволяет передавать накопленную информацию, расширяя временные и пространственные связи. Ещё в I веке до н. э. Диор Сицилийский - греческий историк, писал [3], что при царе Кире, который уделял огромное значение деловому общению между людьми, на возвышенности сторожевых башен помещались так называемые «королевские уши», в задачи которых входило криком передавать королевские приказы между собой.
Следующим этапом развития информационных технологий, по мнению исследователей [3; 4], следует считать возникшее в середине XI века в Китае книгопечатание. В Европу книгопечатание пришло лишь в XIII веке, а расцвет книгопечатания пришёл гораздо позже, поскольку сознание людей на тот момент ещё не было готово к этому. Освобождение от феодальной зависимости в Европе во второй половине XV века выносит книгопечатание на совершенно новый уровень. Так, многочисленные тиражи унифицированных текстов постепенно начали вытеснение латыни из церковнославянского текста и как следствие и рукописные книги. В сочетании с развитием образования широких слоёв населения печатная литература серьёзно нивелирует роль наставника в процессе обучения, который до этого обладал уникальным монопольным знанием в области своего предмета, которое передавал посредством чтения лекций своим ученикам.
Канадский философ и литературный критик Мак-Люэн говорит о печатных изданиях как о товаре: «Печатная книга более похожа на справочник, чем на говорящую мудрость» [4]. Периодичные печатные издания, такие как газеты, а позднее журналы, появившиеся в XVI веке, развивают у общества интерес к текущим событиям, происходящим в разных областях жизнедеятельности: науке, политике, культуре и пр. У данной «продук-