Научная статья на тему 'Роль познавательного интереса студентов вузов в успешности их обучения'

Роль познавательного интереса студентов вузов в успешности их обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / EDUCATIONAL INTEREST / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / МАРШРУТНАЯ КАРТА / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / SUCCESS IN TRAINING / ROADMAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Лариса Александровна

В статье анализируется сущность понятий «познавательный интерес» и «мотивация». Познавательный интерес рассматривается автором как совокупность факторов, способствующих мотивированию студентов к обучению в вузе. Описываются организационно-методические аспекты использования маршрутной карты студента в изучении дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Cognitive Interest of Students in the Success of their Training

The article analyzes the essence of "cognitive interest", "motivation". The author discusses the cognitive interest of the totality of factors that contribute to motivating students at the University. The organizational and methodological aspects of the use of the road map of the student in learning are described.

Текст научной работы на тему «Роль познавательного интереса студентов вузов в успешности их обучения»

В области научно-исследовательской и инновационной деятельности значимыми, по нашему мнению, являются следующие пункты сотрудничества:

- проведение совместной научной или научно-методической конференции;

- организация и проведение Международного Конкурса выпускных квалификационных работ в области строительства с применением материалов производства ТехноНИКОЛЬ и строительной олимпиады - со стороны ТехноНИКОЛЬ, с нашей стороны подразумевается участие.

В области профориентационной работы следует назвать участие специалистов компании ТехноНИКОЛЬ в мероприятиях, направленных на оказание выпускникам университета содействия в трудоустройстве («Дни карьеры», распределение выпускников), а также проведение «Дня компании» в нашем вузе.

Подводя итоги сказанному, отметим, что опыт совместной работы Кубанского государственного аграрного университета с учебным центром ТехноНИКОЛЬ позволил увидеть дальнейшие взаимовыгодные перспективы нашего сотрудничества, которые мы планируем реализовать в ближайшем будущем.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 08.03.01 «Строительство», утверждённый Минобразования РФ 12.03.2015 г. (регистрационный № 201). - URL: http://fgosvo.ru/news/9/1109 (дата обращения: 01.06.2017).

2. Дегтярёв, Г. В. Практика в научно-производственной корпорации как метод эффективной реализации части образовательного процесса / Г. В. Дегтярёв // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сб. статей по мат-лам меж-фак. учеб.-метод. конф.; отв. за вып. М. В. Шаталова. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 101-103.

3. Дегтярёв, Г. В. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по кафедре строительного производства КубГАУ / Г. В. Дегтярёв, Г. С. Молотков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2015. - № 04 (108). - IDA [article ID]: 1081504092. - URL: http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/92.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

4. Молотков, Г. С. Опыт формирования производствнно-технологических профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительного факультета на основе сотрудничества с корпорацией «ТехноНиколь» / Г. С. Молотков // Компетентностно-ориентированные подходы к вопросам подготовки обучающихся: сб. ст. межфак. учеб.-метод. конф. (апрель 2014 г.). - Краснодар: КубГАУ, 2014. - С. 396-398.

5. Молотков, Г. С. Практическое обучение студентов-строителей на базе учебного центра корпорации «ТехноНиколь» / Г. С. Молотков // Современные образовательные технологии и методы их эффективной реализации: сб. тезисов межфак. учеб.-метод. конф.; отв. за выпуск С. В. Кадырова, Е. И. Мигина. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - С. 115-116.

6. Стружевская, О. Н. Проблема формирования профессионального сознания будущих специалистов в процессе подготовки в высшем учебном заведении / О. Н. Стружевская, Г. С. Молотков // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. статей по мат-лам VI Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов; под общ. ред. Э. Г. Скибицкого, 2015. - С. 111-114.

© Молотков Г. С., Дегтярёв Г. В., 2017

УДК 37.015.3:379.1

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСПЕШНОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Л. А. Семёнова

Инновационный Евразийский университет

В статье анализируется сущность понятий «познавательный интерес» и «мотивация». Познавательный интерес рассматривается автором как совокупность факторов, способствующих мотивированию студентов к обучению в вузе. Описываются организационно-методические аспекты использования маршрутной карты студента в изучении дисциплин.

Ключевые слова: образование, познавательный интерес, мотивация, маршрутная карта, успешность обучения.

Современное образование призвано отвечать не только на традиционные вопросы «чему учить?» и «как учить?», но и на вопрос «как сформировать человека, который отвечал бы потребностям современного общества?». Студента высшего учебного заведения различных специальностей и направлений подготовки нельзя успешно учить, если он не мотивирован к приобретению знаний, иначе говоря, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не чувствуя потребности в них.

Если вузовский педагог обладает не только интеллектуальным и профессиональным потенциалом, но и умением общаться, он получает возможность координировать усилия многих студентов и реализовать их потенциальные возможности. Все это позволяет педагогу реализовывать одну из самых важных функций - создание атмосферы, побуждающей студента к процессу обучения, то есть мотивировать его к учению.

Одним из факторов, способствующих мотивированию студентов, является познавательный интерес. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности в процессе познания. Л. С. Выготский подчёркивал, что интерес - естественный двигатель поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления [1]. При этом его избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний, то есть в условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к учению, к познавательной деятельности в области одного или ряда учебных дисциплин.

Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. С. Я. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Ф. К. Савина и другие рассматривают познавательный процесс как самый сильный мотив учения. По данным исследования Г. И. Щукиной, познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный [2]. «На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь

во многих ситуациях, интерес играет роль ведущего мотива учения, другие же мотивы (долг, ответственность, профессиональные намерения), совпадая с целью предстоящей деятельности, определяя её смысл, выводят саму деятельность на интерес», - утверждает Ф. К. Савина [3].

Г. И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:

- познавательный интерес - наиболее предпочитаемый обучающимися мотив среди других мотивов учения;

- познавательный интерес как мотив учения «раньше и более всего осознаётся обучающимися»;

- познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер»;

- познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат»;

- познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними [4].

Целью мотивации является побуждение студентов к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Педагог должен применять на практике современные модели мотивирования, что позволит студентам достигать высоких результатов в достижении поставленных целей [5].

Помощь в решении перечисленных проблем, на наш взгляд, может оказать использование маршрутной карты студента по изучаемой дисциплине, которая представляет собой таблицу, в которой отражены основные направления деятельности обучаемого с набором заданий, критериями их оценивания и примерными сроками сдачи. Сроки сдачи заданий могут корректироваться самим обучаемым. Пример маршрутной карты приведён ниже.

Преподаватель при составлении маршрутной карты определяет список тем, содержание, задания к ним, сроки сдачи заданий, руководствуясь нормативными документами, рабочими программами и т. д. Студент, имея на руках свой маршрутный лист, может определить свою индивидуальную траекторию выполнения полученных заданий. Оценка выполнения заданий вносится преподавателем по мере полной их сдачи обучаемым.

Возникает вопрос: «Чем объясняется отсутствие у учащихся интереса к знаниям?». Причин, на наш взгляд, может быть много. Это: недостаточный запас знаний и невысокий уровень формирования учебных умений; трудности в общении с преподавателем; однообразие занятий, обилие заданий репродуктивного характера; игнорирование преподавателем индивидуальных особенностей учащихся и др.

Следовательно, в процессе обучения нужно не только сформировать интерес студента, но и удержать его. Различают эпизодический и стойкий (постоянный) интерес. Первый возникает и сохраняется лишь в процессе конкретной деятельности. Второй становится чертой личности и побуждает человека к деятельности в интересующей его области, даже если условия для этого не совсем благоприятны. Именно он играет основную роль в развитии познавательной активности, а также является важным принципом и стимулом развития таких качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие.

Студент_группа_

Дисциплина (предмет) «Информатика»

Тема Содержание Форма отчётного задания Критерии оценивания Сроки сдачи Макс. балл, % Итог

№ 2. Данные и их кодирование Носители данных Операции с данными Кодирование текстовых данных Кодирование графических данных Кодирование звука Реферат Полнота раскрытия вопросов 2-я неделя 100

Фрагмент маршрутной карты дисциплины «Информатика»

Сегодня успешность в образовании тесно связана с перспективой быть успешным в жизни. Для этого необходимо не просто получать знания, которые предлагает педагог, а научиться строить собственную индивидуальную программу. Для этого у студента должна быть сформирована мотивация, которая будет являться двигателем его индивидуального развития.

Основной задачей к образовательному процессу при современных требованиях к нему стала необходимость организации его для обучаемых так, чтобы современная информационно-образовательная среда помогала им организовывать свою самостоятельную работу, стимулировала к непрерывному развитию личности в ходе образовательного процесса.

Мы согласны с мнением Ю. Н. Кулюткина [6], что студенту как субъекту образовательной деятельности необходимо получить опыт осуществления функций преподавателя: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности.

Известный исследователь проблем высшего образования А. А. Вербицкий в числе основных современных тенденций развития учебного процесса указывает на переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим способам организации вузовского учебного процесса; переход к такой организации взаимодействия преподавателя и студента, при которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента [7].

Мы считаем, что для того чтобы студент мог выйти на уровень высокого самосознания, он должен уметь анализировать собственную деятельность, что даст возможность выявлять самостоятельно или в сотрудничестве с преподавателем причину собственных ошибок. Говоря другими словами, необходимо закладывать в студента такую компетентность, как ведение самомониторинга и психологически обоснованной самокоррекции. Это в свою очередь позволит студентам получать системные, действенные и прочные знания, дающие возможность ориентироваться в различных условиях, осмысливать ход предстоящей деятельности, изменять её в зависимости от возникающих условий, оценивать результаты, полученные в ходе деятельности.

Мы считаем, что в результате такой деятельности у студента появится яркий мотив к самосовершенствованию, будет сформирован прочный и осознанный познавательный интерес к обучению не только на этапе обучения в вузе, но и на протяжении его дальнейшей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 278 с.

2. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -160 с.

3. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1989. - 67 с.

4. Щукина, Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. -С. 352-358.

5. Шинская, Е. Б. Что заставило людей работать? / Е. Б. Шинская // Экономика и жизнь. - 1998. - № 10. - С. 24-26.

6. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

7. Коржуев, А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 300 с.

© Семёнова Л. А., 2017

УДК 378.6: 81: 616.9

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

И. Ю. Скибицкая, Л. В. Бирюкова

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

Статья посвящена развитию информационных технологий и их влиянию на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза. Представлены этапы развития информационных технологий. Уточнено лексическое значение некоторых терминов иноязычного происхождения. Предложена модель формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, виртуальная среда, коммуникация, мультимедийная информация, дидактическая модель, информационные и сетевые технологии.

Одним из путей модернизации профессионального образования являются информационные технологии и созданное на их базе виртуальное пространство, которое активно используется в жизни современного общества. Основная цель использования виртуальной среды - обеспечение коммуникации, связи между людьми с целью оперативного обмена разного вида информацией. В работе [1] её автор трактует термин «информация» как событие в общественной жизни и процессы в технических устройствах, воплощённые и зафиксированные в некоторой материальной форме.

Обращаясь к истокам развития коммуникации, Н. Б. Мечковская [2] отмечает, что зарождение и усвоение письменности не только даёт толчок к увеличению объёма информации, способной сохраниться в памяти как отдельного индивида, так и общества в целом, но и вносит разнообразие в содержание этой информации. Кроме того, письменность позволяет передавать накопленную информацию, расширяя временные и пространственные связи. Ещё в I веке до н. э. Диор Сицилийский - греческий историк, писал [3], что при царе Кире, который уделял огромное значение деловому общению между людьми, на возвышенности сторожевых башен помещались так называемые «королевские уши», в задачи которых входило криком передавать королевские приказы между собой.

Следующим этапом развития информационных технологий, по мнению исследователей [3; 4], следует считать возникшее в середине XI века в Китае книгопечатание. В Европу книгопечатание пришло лишь в XIII веке, а расцвет книгопечатания пришёл гораздо позже, поскольку сознание людей на тот момент ещё не было готово к этому. Освобождение от феодальной зависимости в Европе во второй половине XV века выносит книгопечатание на совершенно новый уровень. Так, многочисленные тиражи унифицированных текстов постепенно начали вытеснение латыни из церковнославянского текста и как следствие и рукописные книги. В сочетании с развитием образования широких слоёв населения печатная литература серьёзно нивелирует роль наставника в процессе обучения, который до этого обладал уникальным монопольным знанием в области своего предмета, которое передавал посредством чтения лекций своим ученикам.

Канадский философ и литературный критик Мак-Люэн говорит о печатных изданиях как о товаре: «Печатная книга более похожа на справочник, чем на говорящую мудрость» [4]. Периодичные печатные издания, такие как газеты, а позднее журналы, появившиеся в XVI веке, развивают у общества интерес к текущим событиям, происходящим в разных областях жизнедеятельности: науке, политике, культуре и пр. У данной «продук-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.