Научная статья на тему 'Дополнительное образование студентов-строителей Кубанского ГАУ в корпорации "ТехноНИКОЛЬ" как форма повышения уровня их профессиональной подготовки'

Дополнительное образование студентов-строителей Кубанского ГАУ в корпорации "ТехноНИКОЛЬ" как форма повышения уровня их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ADDITIONAL STUDENT TRAINING / КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / DEPARTMENT OF BUILDING PRODUCTION / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / TRAINING CENTER / КОРПОРАЦИЯ ТЕХНОНИКОЛЬ / CORPORATION TEKHNONIKOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молотков Георгий Сергеевич, Дегтярёв Георгий Владимирович

В статье рассматривается вопрос о дополнительном образовании студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 Строительство. Интерес к данной проблеме обусловлен одним из требований работодателей к кандидатам на вакансии иметь опыт работы и соответственно практические навыки решения профессиональных задач. На примере сотрудничества Кубанского государственного аграрного университета и корпорации ТехноНИКОЛЬ описываются содержание и формы обучения студентов архитектурно-строительного факультета в учебном центре указанной корпорации таким рабочим профессиям, как кровельщик и изолировщик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional Education of Students majoring in Building in Kuban State Agrarian University and TechnoNIKOL Corporation as a Form of Raising the Level of their Training

The article deals with the issue of additional education of students majoring in 08.03.01. Civil engineering. The interest in this problem is determined by one of the employers' requirements to the jobs applicants to have job record and practical skills in solving professional tasks. The author describes the program for the students of civil engineering and architecture training as roofing workers and insulation workers in TekhnoNikol training center under the partnership of Kuban State Agrarian University and TekhnoNikol Enterprise.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование студентов-строителей Кубанского ГАУ в корпорации "ТехноНИКОЛЬ" как форма повышения уровня их профессиональной подготовки»

Ниже сгруппированы требования от профстандарта «Специалист по информационным системам». На рисунке показаны трудоёмкости их формирования, коды и названия трудовых функций. Весь список требований является исчерпывающим основанием для разработки рабочей программы. Трудоёмкость любой дисциплины следует определять как сумму трудоёмкостей формирования категорий «знать» и «уметь», которые ранее были заданы в таблице «Знать-уметь».

При таком подходе оценка трудоёмкости дисциплины будет более объективной, так как вычисляется на основе данных, полученных при декомпозиции компетенций и трудовых функций на отдельные составляющие. Ранее трудоёмкость дисциплины определялась просто из перечня компетенций, закреплённых за данной дисциплиной. Причём одна компетенция часто фигурирует в нескольких дисциплинах. В таких случаях объективно определить долю компетенции, относящуюся к данной дисциплине, весьма проблематично.

При необходимости с помощью инструментальных средств СУБД можно организовать любую требуемую выборку данных из имеющейся базы с визуализацией в удобном для нас представлении. Выводы

Автоматизация разработки ПООП средствами офисных приложений позволяет:

- создать единую базу данных с исчерпывающим перечнем требований к ПООП, исходящих из ФГОС, проф-стандартов и иных условий;

- в базе представлять все требования в виде единого реестра понятий «знать» и «уметь», сформированных из стандартов и вузовских потребностей;

- формировать перечень и трудоёмкость дисциплин ПООП, а также их цели и задачи на основе ФГОС, потребностей профстандартов и иных потребностей представленных в виде категорий «знать» и «уметь»;

- исключить «попадание» в учебный план дисциплин, необходимость в которых не доказана соответствующими требованиями;

- повысить качество разработки ПООП путём её формирования на более детальном уровне (категории «знать» и «уметь»);

- повысить производительность разработки ПООП путём автоматизации процесса;

- достигнуть цели повышения удовлетворённости потребителей (обучаемых и работодателей) путём выполнения их требований.

Библиографический список

1. Азарова, Р. Н. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарёва. - М.: Исследоввательский. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2010. - 56 с.

2. Информационная система «Планы ВПО». - URL: http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=158 (дата обращения: 10.03.2017).

3. Профессиональные стандарты, утверждённые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. - URL: http://nark.ru/professionalnye-standarty-2/natsionalnyj-reestr-ps (дата обращения: 10.03.2017).

4. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

5. Профессиональный стандарт «Программист». - URL: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/06_001_ps.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

6. Минеев, П. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории / П. В. Минеев, Т. В. Соловьёва // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 44-47.

7. Минеев, П. В. Управление требованиями к основным образовательным программам / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2015. - № 1(25). - С. 33-42.

© Минеев П. В., 2015

УДК 378.147:69.007(470.62)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СТРОИТЕЛЕЙ КУБАНСКОГО ГАУ В КОРПОРАЦИИ «ТЕХНОНИКОЛЬ» КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Г. С. Молотков, Г. В. Дегтярёв

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

В статье рассматривается вопрос о дополнительном образовании студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 — Строительство. Интерес к данной проблеме обусловлен одним из требований работодателей к кандидатам на вакансии — иметь опыт работы и соответственно практические навыки решения профессиональных задач. На примере сотрудничества Кубанского государственного аграрного университета и корпорации ТехноНИКОЛЬ описываются содержание и формы обучения студентов архитектурно-строительного факультета в учебном центре указанной корпорации таким рабочим профессиям, как кровельщик и изолировщик.

Ключевые слова: дополнительное обучение студентов, кафедра строительного производства, учебный центр, корпорация ТехноНИ-КОЛЬ.

В настоящее время система образования ушла от традиционного обучения специалистов, давая студентам квалификацию бакалавра с возможностью продолжать образование в магистратуре. Что является сутью перехода на двухуровневое обучение? Болонский процесс декларирует, главным образом, сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике.

В то же время в последние годы на рынке труда наблюдается парадоксальная ситуация: при количественной избыточности подготовленных вузом выпускников наблюдается дефицит кадров, способных полноценно работать в условиях реального производства. Это касается, в частности, и области строительства.

Одно из главных требований работодателей, предъявляемое к кандидатам на рабочее место, - это наличие опыта работы в данной области производства. Возможность получить этот опыт во время обучения в вузе, подкрепить полученные теоретические знания практическими навыками студентам предоставляется в процессе посещения лабораторных занятий и прохождения учебно-производственных практик. Данные виды деятельности не являются новыми и имеют недостатки, которые озвучиваются в научных кругах достаточно давно: незаинтересованность работодателей в студентах-практикантах и соответственно низкая мотивация студентов; непрофессионализм специалистов-производственников; больший акцент на лабораторные занятия, на теоретические знания, чем на практическое их усвоение студентами; устаревшее оборудование лабораторий и т. д.

Таким образом, при применении имеющихся форм освоения практических навыков необходимо разрабатывать новые, отвечающие современным требованиям образования и рынка труда.

Одна из таких форм практического обучения студентов в течение четырёх лет успешно применяется на кафедре строительного производства Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина. Для формирования у студентов-строителей практических навыков в области решения профессиональных задач и приобретения ими опыта работы в строительной отрасли на архитектурно-строительном факультете организовано бесплатное дополнительное обучение студентов рабочей специальности. Основополагающим моментом при этом служит сотрудничество университета с корпорацией ТехноНИКОЛЬ.

Корпорация ТехноНИКОЛЬ - это крупнейший в России производитель кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов. Компания, а точнее одно из её подразделений, учебная академия ТехноНИ-КОЛЬ имеет 14 собственных учебных центров в России и странах СНГ. Один из них расположен в Краснодаре, на территории Кубанского ГАУ. Именно на базе этого центра и проходят обучение наши студенты.

Начало совместной деятельности университета и корпорации ТехноНИКОЛЬ было положено в ноябре 2012 года, когда был заключён договор о сотрудничестве. Согласно данному договору, в прошедший период велась совместная работа по следующим направлениям:

1. Проведение производственных практик студентов. За три последних года летнюю производственную практику в учебных мастерских прошли более сорока человек.

2. Проведение учебным центром конкурсов лучшего по профессии, на которые в качестве зрителей приглашаются студенты нашего вуза. Одно из мест проведения таких мероприятий - площадка перед входом в помещение учебного центра. В качестве результатов проведения таких конкурсов следует отметить:

а) получение студентами информации о требованиях к специалистам в данной области и об их конкурентоспособности на рынке труда;

б) получение опыта оценки качества выполненной работы.

Критерии качества выдавались заранее, результаты конкурсов обсуждались.

3. Информирование студентов о современных материалах, производимых в корпорации, и о соответствующих технологиях. В первую очередь речь здесь идёт о наглядных средствах обучения: о плакатах, размещённых в учебных аудиториях, и о стендах, посвящённых технологиям ТехноНИКОЛЬ.

4. Индивидуальные консультации специалистами ТехноНИКОЛЬ при выполнении студентами дипломных проектов, ВКР и магистерских диссертаций согласно требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы [3].

5. Однако самым важным результатом нашей совместной деятельности, наряду с проведением производственных практик, мы считаем организацию и проведение обучения студентов архитектурно-строительного факультета рабочим профессиям кровельщика и изолировщика. Овладение рабочими профессиями позволяет будущим инженерам не только глубже понять суть своей специальности, но и приобрести некоторые конкурентные преимущества при приёме на работу после окончания вуза. Не секрет, что многие выпускники прежде, чем быть принятыми на работу на должности ИТР, устраиваются сначала на стройку рабочими и, показав себя с положительной стороны, при появлении вакансий уже начинают работать по приобретённой в вузе специальности.

Обучение осуществляется в соответствии с оабочей программой, составленной сотрудниками кафедры строительного производства Кубанского ГАУ и утверждённой руководителем строительной академии Техно-НИКОЛЬ. Занятия проводятся специалистами Учебного центра корпорации ТехноНИКОЛЬ при участии преподавателей кафедры строительного производства университета. Ниже опишем процесс организовации обучения.

Учебный курс состоит из десяти часов лекций и четырёх часов практических занятий, всего 14 академических учебных часов.

Занятия проводятся по одному из пяти представленных вариантов направлений программы по выбору обучающихся с учётом комплектования учебных групп. В качестве вариантов для обучения предлагаются следующие направления:

- монтаж и контроль качества теплоизоляции строительных конструкций и фасадов;

- монтаж и контроль качества систем гидроизоляции строительных конструкций и подземных частей зданий и

сооружений;

- монтаж и контроль качества систем плоских кровель из битумных и битумно-полимерных материалов;

- монтаж и контроль качества систем скатных кровель с применением гибкой черепицы;

- монтаж и контроль качества систем плоских кровель с применением однослойных ПВХ-мембран.

Лекции включают в себя все направления обучения, предусмотренные настоящей программой, и читаются в аудиториях Кубанского ГАУ во время обучения по программе бакалавриата всем студентам потока при прохождении соответствующих тем по следующим дисциплинам: «Основы технологии возведения зданий и сооружений» (4 часа); «Прогрессивные методы отделки» (6 часов).

Темы лекций полностью совпадают с учебными планами по направлениям подготовки бакалавров, а также с требованиями ФГОС. В частности, они направлены на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, отражёнными во ФГОС ВПО по направлению бакалавриата 08.03.01 - Строительство.

Практические занятия проводятся во время прохождения студентами летней производственной практики (3 курс, 6 семестр, июль) или во внеучебное время в течение 7-8 семестров (сентябрь-март) согласно графику на базе учебного центра. Практические занятия проводятся по выбору студентов по одному из направлений обучения. Допускается прохождение обучения по двум или более направлениям.

Следует отметить, что оборудование учебного центра соответствует требованиям технических регламентов, о чём имеются соответствующие сертификаты. Нужно сказать и о том, что рабочая программа содержит только основные положения, так как выполнена на основе учебных программ строительной академии ТехноНИКОЛЬ, имеющихся на кафедре строительного производства. Результатом успешного освоения студентами содержания программы является получение ими соответствующего сертификата.

По итогам трёх последних лет прошли обучение и получили сертификаты 290 студентов архитектурно-строительного факультета. Состав обучающихся с распределением по годам обучения и по уровню обучения (специалитет, бакалавриат) приведён в таблице.

Состав обучающихся по курсу «Кровельные и изоляционные работы с применением материалов

и технологий корпорации ТехноНИКОЛЬ»

Учебный год 08.05.01 ПГС (специалитет) 08.03.01 «Строительство» (бакалавриат) Итого

2013-2014 35 12 47

2014-2015 56 21 77

2015-2016 - 86 86

2016-2017 - 80 80

Всего - - 290

В настоящее время на стадии подписания сторонами находится новое соглашение о сотрудничестве сроком действия пять лет. Целью соглашения является:

- совершенствование качества образования и практической подготовки специалистов;

- повышение научно-образовательного уровня производственных кадров;

- усиление научно-технического потенциала сторон;

- развитие и расширение творческих связей;

- содействие практической реализации современных научно-технических разработок, направленных на решение задач повышения эффективности, качества и надёжности кровельных и изоляционных работ. Результаты совместной деятельности университета с краснодарским учебным центром корпорации ТехноНИКОЛЬ были изложены нами на учебно-методических конференциях в 2014 и в 2015 годах в докладах и соответствующих публикациях [2; 4-6].

В качестве приложений к данному Соглашению разрабатывается план совместной деятельности на каждый учебный год, в котором общие положения Соглашения конкретизируются, назначаются сроки выполнения и ответственные от обеих сторон.

Остановимся более подробно на некоторых пунктах плана на 2017-18 учебный год. Представим прежде всего его основные направления:

- образовательная деятельность;

- научно-исследовательская и инновационная деятельность;

- профориентационная работа и содействие устройству выпускников.

В рамках направления «Образовательная деятельность» мы видим такие аспекты взаимовыгодного сотрудничества, как:

- продолжение обучения студентов университета рабочим профессиям, согласно представленной выше Рабочей программе;

- приём обучающихся университета на практику (ознакомительную, производственную, преддипломную) по направлению подготовки 08.03.01 - Строительство (профили подготовки «Промышленное и гражданское строительство», «Проектирование зданий») и специальности 08.05.01 - Строительство уникальных зданий и сооружений;

- организация и проведение стажировок (курсы повышения квалификации) преподавателей на базе учебного центра ТехноНИКОЛЬ в объёме 72 учебных часов;

- оснащение учебного кабинета архитектурно-строительного факультета информационными материалами ТехноНИКОЛЬ.

В области научно-исследовательской и инновационной деятельности значимыми, по нашему мнению, являются следующие пункты сотрудничества:

- проведение совместной научной или научно-методической конференции;

- организация и проведение Международного Конкурса выпускных квалификационных работ в области строительства с применением материалов производства ТехноНИКОЛЬ и строительной олимпиады - со стороны ТехноНИКОЛЬ, с нашей стороны подразумевается участие.

В области профориентационной работы следует назвать участие специалистов компании ТехноНИКОЛЬ в мероприятиях, направленных на оказание выпускникам университета содействия в трудоустройстве («Дни карьеры», распределение выпускников), а также проведение «Дня компании» в нашем вузе.

Подводя итоги сказанному, отметим, что опыт совместной работы Кубанского государственного аграрного университета с учебным центром ТехноНИКОЛЬ позволил увидеть дальнейшие взаимовыгодные перспективы нашего сотрудничества, которые мы планируем реализовать в ближайшем будущем.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 08.03.01 «Строительство», утверждённый Минобразования РФ 12.03.2015 г. (регистрационный № 201). - URL: http://fgosvo.ru/news/9/1109 (дата обращения: 01.06.2017).

2. Дегтярёв, Г. В. Практика в научно-производственной корпорации как метод эффективной реализации части образовательного процесса / Г. В. Дегтярёв // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сб. статей по мат-лам меж-фак. учеб.-метод. конф.; отв. за вып. М. В. Шаталова. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - С. 101-103.

3. Дегтярёв, Г. В. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по кафедре строительного производства КубГАУ / Г. В. Дегтярёв, Г. С. Молотков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2015. - № 04 (108). - IDA [article ID]: 1081504092. - URL: http://ej.kubagro.ru/2015/04/pdf/92.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

4. Молотков, Г. С. Опыт формирования производствнно-технологических профессиональных компетенций студентов архитектурно-строительного факультета на основе сотрудничества с корпорацией «ТехноНиколь» / Г. С. Молотков // Компетентностно-ориентированные подходы к вопросам подготовки обучающихся: сб. ст. межфак. учеб.-метод. конф. (апрель 2014 г.). - Краснодар: КубГАУ, 2014. - С. 396-398.

5. Молотков, Г. С. Практическое обучение студентов-строителей на базе учебного центра корпорации «ТехноНиколь» / Г. С. Молотков // Современные образовательные технологии и методы их эффективной реализации: сб. тезисов межфак. учеб.-метод. конф.; отв. за выпуск С. В. Кадырова, Е. И. Мигина. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - С. 115-116.

6. Стружевская, О. Н. Проблема формирования профессионального сознания будущих специалистов в процессе подготовки в высшем учебном заведении / О. Н. Стружевская, Г. С. Молотков // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сб. статей по мат-лам VI Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов; под общ. ред. Э. Г. Скибицкого, 2015. - С. 111-114.

© Молотков Г. С., Дегтярёв Г. В., 2017

УДК 37.015.3:379.1

РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСПЕШНОСТИ ИХ ОБУЧЕНИЯ

Л. А. Семёнова

Инновационный Евразийский университет

В статье анализируется сущность понятий «познавательный интерес» и «мотивация». Познавательный интерес рассматривается автором как совокупность факторов, способствующих мотивированию студентов к обучению в вузе. Описываются организационно-методические аспекты использования маршрутной карты студента в изучении дисциплин.

Ключевые слова: образование, познавательный интерес, мотивация, маршрутная карта, успешность обучения.

Современное образование призвано отвечать не только на традиционные вопросы «чему учить?» и «как учить?», но и на вопрос «как сформировать человека, который отвечал бы потребностям современного общества?». Студента высшего учебного заведения различных специальностей и направлений подготовки нельзя успешно учить, если он не мотивирован к приобретению знаний, иначе говоря, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не чувствуя потребности в них.

Если вузовский педагог обладает не только интеллектуальным и профессиональным потенциалом, но и умением общаться, он получает возможность координировать усилия многих студентов и реализовать их потенциальные возможности. Все это позволяет педагогу реализовывать одну из самых важных функций - создание атмосферы, побуждающей студента к процессу обучения, то есть мотивировать его к учению.

Одним из факторов, способствующих мотивированию студентов, является познавательный интерес. Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности в процессе познания. Л. С. Выготский подчёркивал, что интерес - естественный двигатель поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления [1]. При этом его избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний, то есть в условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к учению, к познавательной деятельности в области одного или ряда учебных дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. С. Я. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Ф. К. Савина и другие рассматривают познавательный процесс как самый сильный мотив учения. По данным исследования Г. И. Щукиной, познавательный интерес фигурирует среди других мотивов как центральный [2]. «На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.