Научная статья на тему 'Автоматизация разработки основных инженерных образовательных программ средствами офисных приложений'

Автоматизация разработки основных инженерных образовательных программ средствами офисных приложений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ЗНАТЬ И УМЕТЬ / BE ABLE AND TO KNOW / БАЗА ДАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДИСЦИПЛИНАМ / THE DATABASE REQUIREMENTS OF DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Минеев Пётр Викторович

В статье рассматриваются вопросы автоматизации разработки профессиональных основных образовательных программ (ПООП). Предлагается создание базы данных с перечнем требований, исходящих из ФГОС, профессиональных стандартов и иных условий. В базе все требования представляются в виде единого реестра понятий («знать», «уметь», «трудоёмкость формирования») и назначаются дисциплины, в которых предполагается их формирование. Средствами запросов организуется выборка требований с экспортом результатов в офисные приложения для последующего применения. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества ООП вследствие автоматизации процесса и более детального представления данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Минеев Пётр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation Engineering Basic Educational Programs by Means of Office Applications

To automate the development of professional basic educational programs (POOP) proposes the creation of a database with a list of demands emanating from GEF, professional standards and other conditions. The basis of all claims are submitted in the form of a single list of concepts ("to know", "able", "the complexity of formation"), and assigned to the discipline in which their formation is assumed. By means of queries available sample requirements and export results to office applications for later use are organized. The main advantages of these proposals are to increase the productivity of development and quality of the PLO due to the process of automation and more detailed reporting of data.

Текст научной работы на тему «Автоматизация разработки основных инженерных образовательных программ средствами офисных приложений»

- типовые учебные планы;

- рабочие учебные планы;

- учебные программы;

- документы для магистратуры;

- сводный план выпуска учебно-методической документации на текущий учебный год;

- сводный план внедрения инновационных образовательных технологий на текущий учебный год;

- документы учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь;

- документы по практике;

- документы по повышению квалификации, переподготовке и стажировке преподавательского состава университета.

Информационные ресурсы учебно-методического отдела намного ускоряют преподавателям процессы разработки новых учебных планов и учебных программ дисциплин.

При подготовке специалистов активно используется специализированное оборудование для проведения телеконференций. С помощью данного оборудования для студентов кафедры осуществляется дистанционное чтение лекций ведущими специалистами /Т-отрасли Республики Беларусь под эгидой Парка высоких технологий. Кроме того, данное оборудование используется также и для повышения квалификации преподавателей кафедры. В каждом семестре дистанционно проводится от трёх до пяти специализированных курсов. Зачастую проведение подобных тренингов осуществляется на английском языке.

Опыт использования информационных технологий в техническом вузе показывает, что он позволяет минимизировать время на подготовку к учебным занятиям, повысить качество подготовки специалистов, мотивацию, творческий потенциал студентов, что соответствует современным требованиям учебного процесса. © Курочка К. С., Токочаков В. И., 2017

УДК 004.41:[378.1.:62]

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДСТВАМИ ОФИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

П. В. Минеев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются вопросы автоматизации разработки профессиональных основных образовательных программ (ПООП). Предлагается создание базы данных с перечнем требований, исходящих из ФГОС, профессиональных стандартов и иных условий. В базе все требования представляются в виде единого реестра понятий («знать», «уметь», «трудоёмкость формирования») и назначаются дисциплины, в которых предполагается их формирование. Средствами запросов организуется выборка требований с экспортом результатов в офисные приложения для последующего применения. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества ООП вследствие автоматизации процесса и более детального представления данных.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, знать и уметь, база данных требований к дисциплинам.

В требованиях ФГОС ВО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ПООП, выраженные на языке компетенций. Таким образом, при проектировании ПООП акцент смещён с содержания образования на результаты обучения и компетенции.

ФГОС ВО содержит требования к результатам освоения ПООП в терминах компетенций, формулировка которых носит в определённой степени широкий, рамочный характер. Это связано с тем, что требования ФГОС отражают требования к качеству подготовки национального уровня и должны быть обеспечены всеми вузами страны. На вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учётом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем. При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегических партнёров - также требует согласования.

Работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ПООП требует однозначного понимания состава результатов обучения (знать, уметь). Компетенции можно и нужно декомпозировать на более простые составляющие действия, в том числе знания, умения и т. п. Как это делать? Рассмотрим вопрос подробнее.

Для каждой компетенции нужно определить её структуру и уровень освоения. С этой целью составляют её паспорт и программу формирования [1]. Паспорт компетенции в составе ПООП, реализующей требования ФГОС ВО, - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы (определение предлагается авторами-составителями).

Во многих ФГОС имеются «сложные» по структуре компетенции. Они на первом этапе могут быть предварительно структурированы, то есть декомпозированы на более простые компоненты. Для лучшего понимания связи компетенций с дисциплинами и характеристиками деятельности специалиста создаётся матрица компе-

тенций. Матрица компетенций выполняет связующую функцию по отношению к образовательной программе и работодателям, а также к образовательной программе и существующему содержанию учебного плана.

Примером, подтверждающим данное утверждение, является информационная система «Планы ВПО», разработанная Лабораторией математического моделирования и информационных систем [2]. Данная система в рамках высшего учебного заведения позволяет создать единую систему автоматизированного планирования учебного процесса. Информационная система «Планы ВПО» также позволяет автоматизировать разработку рабочих программ дисциплин (РПД), являющихся неотъемлемыми компонентами учебно-методических комплексов дисциплин. Однако данная система позволяет переносить в РПД только перечень компетенций без их детализации. При этом остаётся нерешённым вопрос о распределении составляющих компетенций между дисциплинами, так как обычно одна компетенция формируется в нескольких дисциплинах. Как следствие в рабочих программах возможно дублирование отдельных составляющих компетенций.

Представляется целесообразным закреплять за дисциплинами не просто компетенции, а составляющие их компоненты в виде «знать», «уметь», «трудоёмкость формирования» и др. Эти компоненты предварительно должны быть описаны в паспортах компетенций и программах их формирования. Закрепление за дисциплинами составляющих компетенций является, с одной стороны, творческой работой. В то же время это требующая больших временных затрат рутинная работа, которую необходимо автоматизировать. Иначе на практике реализация данного подхода просто невозможна.

Рассмотрим далее связь процесса разработки ПООП с требованиями ещё одной заинтересованной стороны -работодателей. Потребности работодателей отражены в профессиональных стандартах. Понятие «профессиональный стандарт» закреплено в Трудовом кодексе (ТК) Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-03 РФ. Профессиональный стандарт - это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности (статья 195- ТК).

По замыслу законодателя профессиональные стандарты представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. Профессиональные стандарты также связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования.

В области информационных технологий (ИТ) к настоящему времени Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены следующие профессиональные стандарты [3]: «Специалист по информационным системам» [4], «Менеджер информационных технологий», «Администратор баз данных», «Менеджер по продажам решений и сложных технических систем», «Программист» [5], «Системный аналитик», «Системный архитектор», «Специалист информационной безопасности», «Специалист по информационным ресурсам», «Специалист по системному администрированию».

С другой стороны, ФГОС ВО 3+ в области информационных технологий (укрупнённая группа «Информатика и вычислительная техника») определяет следующие направления подготовки бакалавров: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Программная инженерия».

Из сравнения содержимого этих списков можно сделать вывод о том, что в ПООП одного направления подготовки бакалавров целесообразно реализовать требования нескольких профессиональных стандартов, что определяется вузом самостоятельно в зависимости от обстоятельств. Такой подход расширяет возможности выпускников при трудоустройстве.

В качестве примера рассмотрим содержание профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» [4]. Он содержит четыре обобщённые трудовые функции:

- техническая поддержка процессов создания (модификации) и сопровождения информационных систем (ИС), автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;

- выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;

- выполнение работ и участие в управлении работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;

- управление работами по сопровождению ИС и проектами создания (модификации) ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы.

Каждая обобщённая трудовая функция содержит от 20 до 50 трудовых функций [4]. Выполнение каждой трудовой функции требует необходимых знаний и умений. Их перечень приведён в профессиональном стандарте. Как правило, количество наименований необходимых знаний и умений для выполнения одной трудовой функции включает 3-6 пунктов. Объём одного профессионального стандарта составляет в среднем 100 страниц.

Вуз дополняет набор знаний и умений, обусловленных компетенциями ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов, требованиями, определёнными региональными условиями и личностно-ориентированным подходом. Отметим, что учёт этих обстоятельств усложняет процесс разработки ПООП и является ещё одним аргументом для необходимости её автоматизации [6; 7]. Проблемы реализации связаны с необходимостью выполнения рутинной работы, требующей недопустимо больших временных затрат.

В нашей ситуации основными требованиями к разработке ПООП являются составляющие компетенций, представленные в форме понятий «знать», «уметь» «трудоёмкость формирования» и др. Их полный и непротиворечивый перечень с распределениями по дисциплинам и следует рассматривать как требования, необходимые для приёмки продукта (оценочные материалы в образовательном процессе).

Из анализа данных ПООП следует, что они имеют табличные и иерархические структуры. Наиболее распространённым путём автоматизации в таких случаях является создание реляционной базы данных (БД). С помощью запросов можно относительно просто формировать разнообразные выборки (запросы) и автоматизировать с их помощью разработку ПООП. Покажем это на примере разработки требований к ПООП по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика».

Создадим БД, содержащую требования ФГОС, четырёх профессиональных стандартов, а именно, «Специалист по информационным системам», «Менеджер по информационным технологиям», «Программист», «Системный аналитик», а также региональные требования и потребности, обусловленные спецификой реализации личностно-ориентированного подхода.

Созданная реляционная база данных содержит связанные отношениями «один ко многим» следующие таблицы: «Компетенции ФГОС», «Знать-Уметь», «Профстандарты», «Обобщённые трудовые функции», «Трудовые функции», «Региональные компетенции», «Личностно-ориентированные компетенции», «Дисциплины». В таблицу «Знать-уметь» будем записывать все требования, которые в дальнейшем должны найти отражения в дисциплинах. Схема базы, созданной средствами системы управления базами данных (СУБД) MsAccess, приведена на рисунке 1. Названия полей в таблицах соответствуют их содержанию и в пояснениях не нуждаются.

Рис. 1. Схема базы данных

На основе данных соответствующего ФГОС заполняются таблицы «Компетенции ФГОС», «Знать-уметь». Затем по материалам выбранных профстандартов вводятся данные в таблицы «Профстандарты», «Обобщённые трудовые функции», «Трудовые функции», «Знать-уметь». Подобные таблицы следует также создать и для компетенций, выработанных вузом для реализации в образовательной программе личностно-ориентированного подхода, региональных требований и т. д. Далее в таблице «Знать-уметь» для всех записей (строк) полям «Знать» и «Уметь» ставятся в соответствие дисциплины, в которых планируется их формирование. Затем задаётся предполагаемая трудоёмкость формирования. Важным является то обстоятельство, что содержание дисциплин определяется только на основе стандартов и заранее сформулированных требований. При таком подходе в учебном плане не появятся дисциплины, необходимость в которых не доказана требованиями.

Рассмотрим далее содержание базы данных для профессиональных стандартов в области информационных технологий. На рисунке 2 дана таблица «Профстандарты» с раскрытыми данными стандарта «Специалист по информационным системам». Из рисунка видно, что обобщённая трудовая функция «Техническая поддержка процессов создания (модификации) и сопровождения ИС» содержит 5 трудовых. Здесь же приведены знания и умения, необходимые для выполнения трудовой функции «Участие в выявлении требований к типовой ИС».

Далее средствами запросов можно организовать выборку и визуализацию требований с группировкой по дисциплинам. Например, просматривать знания и умения относительно трудовых, укрупнённых трудовых функций, профессиональных стандартов и ФГОС. Или организовать просмотр всех знаний и умений для конкретной компетенции и т. д. С целью удобства дальнейшей работы результаты запросов можно экспортировать в электронные таблицы MsExcel или в текстовый процессор MsWord для дальнейшего применения при формировании рабочих программ дисциплин.

В качестве иллюстрации на рисунке 3 показан фрагмент электронной таблицы с требованиями к ПООП по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 - Прикладная информатика. Столбцами таблицы являются требования в виде «знать» и «уметь», трудоёмкость их формирования, источник требований (коды трудовых функ-

ций и компетенций) и название дисциплины, в которой планируется формирование этой составляющей компетенции. Видно, что источником первых 11 требований является профстандарт, а последние два требования направлены на формирование профессиональных компетенций ФГОС.

Рис. 2. Пример требований к ПООП, созданных на основе профстандартов

в

3 н атьум еть Знать возможности типовой ИС Знать предметную область автоматизации Знать инструменты и методы выявления требований Знать языки программирования и работы с базами данных Знать инструменты и методы модульного тестир ов ания Уметь осуществлять сбор исходной Уметь кодировать на языках

Уметь тестировать результатов собственной работы

Уметь проводить

переговоры

Уметь проводить

презентации

Знать инструменты и

методы согласования

требований

Знать методики анализа предметной области Уметь разрабатывать различные функциональные модели предметной области

Трудоемкость Код формирования трудовой Код

5 нас функции компетенции

12

8

10

60

16

6 80

14 12

8

8 10

24

Название дисциплины

Инф ор м ационные систем ы Проектирование информационных систем

Проектирование информационных систем

Языки программирования

Тестирование ПО

Проектирование информационных систем Языки программирования

Тестирование ПО Программная инженерия Программная инженерия

Программная инженерия Проектирование информационных систем

ПЕС-1 Проектирование информационных систем

Рис. 3. Электронная таблица требований к ПООП

Вполне возможно, что в таблице требований отдельные категории «знать» и «уметь» будут повторяться. Это объясняется их происхождением от различных источников (ФГОС и профстандарты), не в полной мере соответствующих друг другу, что объясняется онтологическим несоответствием образовательных и профессиональных областей. В таблице данную повторяемость следует устранить объединением соответствующих категорий. При этом для данной категории нужно указать оба источника требования (код компетенции и код трудовой функции). Выявить повторяемость требований можно, например, с помощью сортировки.

Далее можно отсортировать требования по названиям дисциплин для передачи их составителям рабочих программ. На рис. 4 приведён экспортированный в текстовый документ фрагмент списка требований к отдельной дисциплине. Для удобства требования разделены на две группы. В первой группе находятся 12 требований декомпозированных компетенций ФГОС, причём для каждого наименования указаны трудоёмкость формирования, код и название компетенции.

Требования к дисциплине "Проектирование информационных систем'1

Требования от ФГОС

Код Знать-уметь Знать-уметь Трудоемкость формировании, час Код компетенции ФГОС Название компетенции ФГОС

11 Знать методики анализа предметной области 10 ПК-1 Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе

12 Уметь разрабатывать различные функциональные модели предметной области 24 ПК-1 Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе

17 Знать методику моделирования потоков данных 6 ПК-3 Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения

18 Знать основы обьектно-ориентировнного проектирования ИС 4 ПК-З Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения

19 Знать сущность методики функционального моделирования ГОЕБО 3 ПК-3 Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения

20 Уметь разрабатывать модели ПС методами структурного проектирования 8 ПК-З Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения

21 Знать основы языка объектно-ориентированного моделирования имь 10 ПК-З Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения

22 Уметь строить основные диаграммы средствами 11\П. для моделей ИС 8 ПК-З Способность проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения

24 Знать основные инструментальные средства документирования 4 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла

25 Уметь автоматизировать создание проектной документации 6 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла

26 Уметь содавать техническое задание на разработку ИС 4 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла

27 Уметь разрабатывать руководство пользователя для типовой ИС 4 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла

Требования от профстяндарта

Код Знать-уметь Знать-уметь Трудоемкость формирования, час . Код трудовой функции Наименование трудовой функции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Знать инструменты и методы выявления требований 10 1 Участие в выявлении требований к типовой ИС

6 Уметь проводить анкетирования 6 1 Участие в выявлении требований к типовой ИС

& Уметь осуществлять сбор исходной документации 6 1 Участие в выявлении требований к типовой ИС

28 Уметь разрабатывать пользовательскую документацию 6 8 Создание пользовательской документации к модифицированным элементам типовой ИС

29 Знать инструменты и методы разработки пользовательской документации 10 8 Создание пользовательской документации к модифицированным элементам типовой ИС

31 Уметь анализировать исходную документацию 6 9 Разработка модели бизнес-процессов заказчика

32 Знать инструменты и методы моделирования бизнес-процессов 6 9 Разработка модели бизнес-процессов заказчика

Рис. 4. Фрагмент требований к дисциплине «Проектирование информационных систем»

Ниже сгруппированы требования от профстандарта «Специалист по информационным системам». На рисунке показаны трудоёмкости их формирования, коды и названия трудовых функций. Весь список требований является исчерпывающим основанием для разработки рабочей программы. Трудоёмкость любой дисциплины следует определять как сумму трудоёмкостей формирования категорий «знать» и «уметь», которые ранее были заданы в таблице «Знать-уметь».

При таком подходе оценка трудоёмкости дисциплины будет более объективной, так как вычисляется на основе данных, полученных при декомпозиции компетенций и трудовых функций на отдельные составляющие. Ранее трудоёмкость дисциплины определялась просто из перечня компетенций, закреплённых за данной дисциплиной. Причём одна компетенция часто фигурирует в нескольких дисциплинах. В таких случаях объективно определить долю компетенции, относящуюся к данной дисциплине, весьма проблематично.

При необходимости с помощью инструментальных средств СУБД можно организовать любую требуемую выборку данных из имеющейся базы с визуализацией в удобном для нас представлении. Выводы

Автоматизация разработки ПООП средствами офисных приложений позволяет:

- создать единую базу данных с исчерпывающим перечнем требований к ПООП, исходящих из ФГОС, проф-стандартов и иных условий;

- в базе представлять все требования в виде единого реестра понятий «знать» и «уметь», сформированных из стандартов и вузовских потребностей;

- формировать перечень и трудоёмкость дисциплин ПООП, а также их цели и задачи на основе ФГОС, потребностей профстандартов и иных потребностей представленных в виде категорий «знать» и «уметь»;

- исключить «попадание» в учебный план дисциплин, необходимость в которых не доказана соответствующими требованиями;

- повысить качество разработки ПООП путём её формирования на более детальном уровне (категории «знать» и «уметь»);

- повысить производительность разработки ПООП путём автоматизации процесса;

- достигнуть цели повышения удовлетворённости потребителей (обучаемых и работодателей) путём выполнения их требований.

Библиографический список

1. Азарова, Р. Н. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарёва. - М.: Исследоввательский. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2010. - 56 с.

2. Информационная система «Планы ВПО». - URL: http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=158 (дата обращения: 10.03.2017).

3. Профессиональные стандарты, утверждённые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. - URL: http://nark.ru/professionalnye-standarty-2/natsionalnyj-reestr-ps (дата обращения: 10.03.2017).

4. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

5. Профессиональный стандарт «Программист». - URL: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/06_001_ps.pdf (дата обращения: 10.03.2017).

6. Минеев, П. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории / П. В. Минеев, Т. В. Соловьёва // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 44-47.

7. Минеев, П. В. Управление требованиями к основным образовательным программам / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2015. - № 1(25). - С. 33-42.

© Минеев П. В., 2015

УДК 378.147:69.007(470.62)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СТРОИТЕЛЕЙ КУБАНСКОГО ГАУ В КОРПОРАЦИИ «ТЕХНОНИКОЛЬ» КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Г. С. Молотков, Г. В. Дегтярёв

Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

В статье рассматривается вопрос о дополнительном образовании студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 — Строительство. Интерес к данной проблеме обусловлен одним из требований работодателей к кандидатам на вакансии — иметь опыт работы и соответственно практические навыки решения профессиональных задач. На примере сотрудничества Кубанского государственного аграрного университета и корпорации ТехноНИКОЛЬ описываются содержание и формы обучения студентов архитектурно-строительного факультета в учебном центре указанной корпорации таким рабочим профессиям, как кровельщик и изолировщик.

Ключевые слова: дополнительное обучение студентов, кафедра строительного производства, учебный центр, корпорация ТехноНИ-КОЛЬ.

В настоящее время система образования ушла от традиционного обучения специалистов, давая студентам квалификацию бакалавра с возможностью продолжать образование в магистратуре. Что является сутью перехода на двухуровневое обучение? Болонский процесс декларирует, главным образом, сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.