- типовые учебные планы;
- рабочие учебные планы;
- учебные программы;
- документы для магистратуры;
- сводный план выпуска учебно-методической документации на текущий учебный год;
- сводный план внедрения инновационных образовательных технологий на текущий учебный год;
- документы учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь;
- документы по практике;
- документы по повышению квалификации, переподготовке и стажировке преподавательского состава университета.
Информационные ресурсы учебно-методического отдела намного ускоряют преподавателям процессы разработки новых учебных планов и учебных программ дисциплин.
При подготовке специалистов активно используется специализированное оборудование для проведения телеконференций. С помощью данного оборудования для студентов кафедры осуществляется дистанционное чтение лекций ведущими специалистами /Т-отрасли Республики Беларусь под эгидой Парка высоких технологий. Кроме того, данное оборудование используется также и для повышения квалификации преподавателей кафедры. В каждом семестре дистанционно проводится от трёх до пяти специализированных курсов. Зачастую проведение подобных тренингов осуществляется на английском языке.
Опыт использования информационных технологий в техническом вузе показывает, что он позволяет минимизировать время на подготовку к учебным занятиям, повысить качество подготовки специалистов, мотивацию, творческий потенциал студентов, что соответствует современным требованиям учебного процесса. © Курочка К. С., Токочаков В. И., 2017
УДК 004.41:[378.1.:62]
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДСТВАМИ ОФИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
П. В. Минеев
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматриваются вопросы автоматизации разработки профессиональных основных образовательных программ (ПООП). Предлагается создание базы данных с перечнем требований, исходящих из ФГОС, профессиональных стандартов и иных условий. В базе все требования представляются в виде единого реестра понятий («знать», «уметь», «трудоёмкость формирования») и назначаются дисциплины, в которых предполагается их формирование. Средствами запросов организуется выборка требований с экспортом результатов в офисные приложения для последующего применения. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества ООП вследствие автоматизации процесса и более детального представления данных.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, знать и уметь, база данных требований к дисциплинам.
В требованиях ФГОС ВО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ПООП, выраженные на языке компетенций. Таким образом, при проектировании ПООП акцент смещён с содержания образования на результаты обучения и компетенции.
ФГОС ВО содержит требования к результатам освоения ПООП в терминах компетенций, формулировка которых носит в определённой степени широкий, рамочный характер. Это связано с тем, что требования ФГОС отражают требования к качеству подготовки национального уровня и должны быть обеспечены всеми вузами страны. На вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учётом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем. При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегических партнёров - также требует согласования.
Работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ПООП требует однозначного понимания состава результатов обучения (знать, уметь). Компетенции можно и нужно декомпозировать на более простые составляющие действия, в том числе знания, умения и т. п. Как это делать? Рассмотрим вопрос подробнее.
Для каждой компетенции нужно определить её структуру и уровень освоения. С этой целью составляют её паспорт и программу формирования [1]. Паспорт компетенции в составе ПООП, реализующей требования ФГОС ВО, - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы (определение предлагается авторами-составителями).
Во многих ФГОС имеются «сложные» по структуре компетенции. Они на первом этапе могут быть предварительно структурированы, то есть декомпозированы на более простые компоненты. Для лучшего понимания связи компетенций с дисциплинами и характеристиками деятельности специалиста создаётся матрица компе-
тенций. Матрица компетенций выполняет связующую функцию по отношению к образовательной программе и работодателям, а также к образовательной программе и существующему содержанию учебного плана.
Примером, подтверждающим данное утверждение, является информационная система «Планы ВПО», разработанная Лабораторией математического моделирования и информационных систем [2]. Данная система в рамках высшего учебного заведения позволяет создать единую систему автоматизированного планирования учебного процесса. Информационная система «Планы ВПО» также позволяет автоматизировать разработку рабочих программ дисциплин (РПД), являющихся неотъемлемыми компонентами учебно-методических комплексов дисциплин. Однако данная система позволяет переносить в РПД только перечень компетенций без их детализации. При этом остаётся нерешённым вопрос о распределении составляющих компетенций между дисциплинами, так как обычно одна компетенция формируется в нескольких дисциплинах. Как следствие в рабочих программах возможно дублирование отдельных составляющих компетенций.
Представляется целесообразным закреплять за дисциплинами не просто компетенции, а составляющие их компоненты в виде «знать», «уметь», «трудоёмкость формирования» и др. Эти компоненты предварительно должны быть описаны в паспортах компетенций и программах их формирования. Закрепление за дисциплинами составляющих компетенций является, с одной стороны, творческой работой. В то же время это требующая больших временных затрат рутинная работа, которую необходимо автоматизировать. Иначе на практике реализация данного подхода просто невозможна.
Рассмотрим далее связь процесса разработки ПООП с требованиями ещё одной заинтересованной стороны -работодателей. Потребности работодателей отражены в профессиональных стандартах. Понятие «профессиональный стандарт» закреплено в Трудовом кодексе (ТК) Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-03 РФ. Профессиональный стандарт - это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности (статья 195- ТК).
По замыслу законодателя профессиональные стандарты представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. Профессиональные стандарты также связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования.
В области информационных технологий (ИТ) к настоящему времени Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены следующие профессиональные стандарты [3]: «Специалист по информационным системам» [4], «Менеджер информационных технологий», «Администратор баз данных», «Менеджер по продажам решений и сложных технических систем», «Программист» [5], «Системный аналитик», «Системный архитектор», «Специалист информационной безопасности», «Специалист по информационным ресурсам», «Специалист по системному администрированию».
С другой стороны, ФГОС ВО 3+ в области информационных технологий (укрупнённая группа «Информатика и вычислительная техника») определяет следующие направления подготовки бакалавров: «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Программная инженерия».
Из сравнения содержимого этих списков можно сделать вывод о том, что в ПООП одного направления подготовки бакалавров целесообразно реализовать требования нескольких профессиональных стандартов, что определяется вузом самостоятельно в зависимости от обстоятельств. Такой подход расширяет возможности выпускников при трудоустройстве.
В качестве примера рассмотрим содержание профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» [4]. Он содержит четыре обобщённые трудовые функции:
- техническая поддержка процессов создания (модификации) и сопровождения информационных систем (ИС), автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;
- выполнение работ по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;
- выполнение работ и участие в управлении работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы;
- управление работами по сопровождению ИС и проектами создания (модификации) ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнес-процессы.
Каждая обобщённая трудовая функция содержит от 20 до 50 трудовых функций [4]. Выполнение каждой трудовой функции требует необходимых знаний и умений. Их перечень приведён в профессиональном стандарте. Как правило, количество наименований необходимых знаний и умений для выполнения одной трудовой функции включает 3-6 пунктов. Объём одного профессионального стандарта составляет в среднем 100 страниц.
Вуз дополняет набор знаний и умений, обусловленных компетенциями ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов, требованиями, определёнными региональными условиями и личностно-ориентированным подходом. Отметим, что учёт этих обстоятельств усложняет процесс разработки ПООП и является ещё одним аргументом для необходимости её автоматизации [6; 7]. Проблемы реализации связаны с необходимостью выполнения рутинной работы, требующей недопустимо больших временных затрат.
В нашей ситуации основными требованиями к разработке ПООП являются составляющие компетенций, представленные в форме понятий «знать», «уметь» «трудоёмкость формирования» и др. Их полный и непротиворечивый перечень с распределениями по дисциплинам и следует рассматривать как требования, необходимые для приёмки продукта (оценочные материалы в образовательном процессе).
Из анализа данных ПООП следует, что они имеют табличные и иерархические структуры. Наиболее распространённым путём автоматизации в таких случаях является создание реляционной базы данных (БД). С помощью запросов можно относительно просто формировать разнообразные выборки (запросы) и автоматизировать с их помощью разработку ПООП. Покажем это на примере разработки требований к ПООП по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика».
Создадим БД, содержащую требования ФГОС, четырёх профессиональных стандартов, а именно, «Специалист по информационным системам», «Менеджер по информационным технологиям», «Программист», «Системный аналитик», а также региональные требования и потребности, обусловленные спецификой реализации личностно-ориентированного подхода.
Созданная реляционная база данных содержит связанные отношениями «один ко многим» следующие таблицы: «Компетенции ФГОС», «Знать-Уметь», «Профстандарты», «Обобщённые трудовые функции», «Трудовые функции», «Региональные компетенции», «Личностно-ориентированные компетенции», «Дисциплины». В таблицу «Знать-уметь» будем записывать все требования, которые в дальнейшем должны найти отражения в дисциплинах. Схема базы, созданной средствами системы управления базами данных (СУБД) MsAccess, приведена на рисунке 1. Названия полей в таблицах соответствуют их содержанию и в пояснениях не нуждаются.
Рис. 1. Схема базы данных
На основе данных соответствующего ФГОС заполняются таблицы «Компетенции ФГОС», «Знать-уметь». Затем по материалам выбранных профстандартов вводятся данные в таблицы «Профстандарты», «Обобщённые трудовые функции», «Трудовые функции», «Знать-уметь». Подобные таблицы следует также создать и для компетенций, выработанных вузом для реализации в образовательной программе личностно-ориентированного подхода, региональных требований и т. д. Далее в таблице «Знать-уметь» для всех записей (строк) полям «Знать» и «Уметь» ставятся в соответствие дисциплины, в которых планируется их формирование. Затем задаётся предполагаемая трудоёмкость формирования. Важным является то обстоятельство, что содержание дисциплин определяется только на основе стандартов и заранее сформулированных требований. При таком подходе в учебном плане не появятся дисциплины, необходимость в которых не доказана требованиями.
Рассмотрим далее содержание базы данных для профессиональных стандартов в области информационных технологий. На рисунке 2 дана таблица «Профстандарты» с раскрытыми данными стандарта «Специалист по информационным системам». Из рисунка видно, что обобщённая трудовая функция «Техническая поддержка процессов создания (модификации) и сопровождения ИС» содержит 5 трудовых. Здесь же приведены знания и умения, необходимые для выполнения трудовой функции «Участие в выявлении требований к типовой ИС».
Далее средствами запросов можно организовать выборку и визуализацию требований с группировкой по дисциплинам. Например, просматривать знания и умения относительно трудовых, укрупнённых трудовых функций, профессиональных стандартов и ФГОС. Или организовать просмотр всех знаний и умений для конкретной компетенции и т. д. С целью удобства дальнейшей работы результаты запросов можно экспортировать в электронные таблицы MsExcel или в текстовый процессор MsWord для дальнейшего применения при формировании рабочих программ дисциплин.
В качестве иллюстрации на рисунке 3 показан фрагмент электронной таблицы с требованиями к ПООП по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 - Прикладная информатика. Столбцами таблицы являются требования в виде «знать» и «уметь», трудоёмкость их формирования, источник требований (коды трудовых функ-
ций и компетенций) и название дисциплины, в которой планируется формирование этой составляющей компетенции. Видно, что источником первых 11 требований является профстандарт, а последние два требования направлены на формирование профессиональных компетенций ФГОС.
Рис. 2. Пример требований к ПООП, созданных на основе профстандартов
в
3 н атьум еть Знать возможности типовой ИС Знать предметную область автоматизации Знать инструменты и методы выявления требований Знать языки программирования и работы с базами данных Знать инструменты и методы модульного тестир ов ания Уметь осуществлять сбор исходной Уметь кодировать на языках
Уметь тестировать результатов собственной работы
Уметь проводить
переговоры
Уметь проводить
презентации
Знать инструменты и
методы согласования
требований
Знать методики анализа предметной области Уметь разрабатывать различные функциональные модели предметной области
Трудоемкость Код формирования трудовой Код
5 нас функции компетенции
12
8
10
60
16
6 80
14 12
8
8 10
24
Название дисциплины
Инф ор м ационные систем ы Проектирование информационных систем
Проектирование информационных систем
Языки программирования
Тестирование ПО
Проектирование информационных систем Языки программирования
Тестирование ПО Программная инженерия Программная инженерия
Программная инженерия Проектирование информационных систем
ПЕС-1 Проектирование информационных систем
Рис. 3. Электронная таблица требований к ПООП
Вполне возможно, что в таблице требований отдельные категории «знать» и «уметь» будут повторяться. Это объясняется их происхождением от различных источников (ФГОС и профстандарты), не в полной мере соответствующих друг другу, что объясняется онтологическим несоответствием образовательных и профессиональных областей. В таблице данную повторяемость следует устранить объединением соответствующих категорий. При этом для данной категории нужно указать оба источника требования (код компетенции и код трудовой функции). Выявить повторяемость требований можно, например, с помощью сортировки.
Далее можно отсортировать требования по названиям дисциплин для передачи их составителям рабочих программ. На рис. 4 приведён экспортированный в текстовый документ фрагмент списка требований к отдельной дисциплине. Для удобства требования разделены на две группы. В первой группе находятся 12 требований декомпозированных компетенций ФГОС, причём для каждого наименования указаны трудоёмкость формирования, код и название компетенции.
Требования к дисциплине "Проектирование информационных систем'1
Требования от ФГОС
Код Знать-уметь Знать-уметь Трудоемкость формировании, час Код компетенции ФГОС Название компетенции ФГОС
11 Знать методики анализа предметной области 10 ПК-1 Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
12 Уметь разрабатывать различные функциональные модели предметной области 24 ПК-1 Способность проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
17 Знать методику моделирования потоков данных 6 ПК-3 Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
18 Знать основы обьектно-ориентировнного проектирования ИС 4 ПК-З Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
19 Знать сущность методики функционального моделирования ГОЕБО 3 ПК-3 Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
20 Уметь разрабатывать модели ПС методами структурного проектирования 8 ПК-З Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
21 Знать основы языка объектно-ориентированного моделирования имь 10 ПК-З Способность проектировать ПС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
22 Уметь строить основные диаграммы средствами 11\П. для моделей ИС 8 ПК-З Способность проектировать ИС в соответствии с профилем подготовки по видам обеспечения
24 Знать основные инструментальные средства документирования 4 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
25 Уметь автоматизировать создание проектной документации 6 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
26 Уметь содавать техническое задание на разработку ИС 4 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
27 Уметь разрабатывать руководство пользователя для типовой ИС 4 ПК-4 Способность документировать процессы создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
Требования от профстяндарта
Код Знать-уметь Знать-уметь Трудоемкость формирования, час . Код трудовой функции Наименование трудовой функции
3 Знать инструменты и методы выявления требований 10 1 Участие в выявлении требований к типовой ИС
6 Уметь проводить анкетирования 6 1 Участие в выявлении требований к типовой ИС
& Уметь осуществлять сбор исходной документации 6 1 Участие в выявлении требований к типовой ИС
28 Уметь разрабатывать пользовательскую документацию 6 8 Создание пользовательской документации к модифицированным элементам типовой ИС
29 Знать инструменты и методы разработки пользовательской документации 10 8 Создание пользовательской документации к модифицированным элементам типовой ИС
31 Уметь анализировать исходную документацию 6 9 Разработка модели бизнес-процессов заказчика
32 Знать инструменты и методы моделирования бизнес-процессов 6 9 Разработка модели бизнес-процессов заказчика
Рис. 4. Фрагмент требований к дисциплине «Проектирование информационных систем»
Ниже сгруппированы требования от профстандарта «Специалист по информационным системам». На рисунке показаны трудоёмкости их формирования, коды и названия трудовых функций. Весь список требований является исчерпывающим основанием для разработки рабочей программы. Трудоёмкость любой дисциплины следует определять как сумму трудоёмкостей формирования категорий «знать» и «уметь», которые ранее были заданы в таблице «Знать-уметь».
При таком подходе оценка трудоёмкости дисциплины будет более объективной, так как вычисляется на основе данных, полученных при декомпозиции компетенций и трудовых функций на отдельные составляющие. Ранее трудоёмкость дисциплины определялась просто из перечня компетенций, закреплённых за данной дисциплиной. Причём одна компетенция часто фигурирует в нескольких дисциплинах. В таких случаях объективно определить долю компетенции, относящуюся к данной дисциплине, весьма проблематично.
При необходимости с помощью инструментальных средств СУБД можно организовать любую требуемую выборку данных из имеющейся базы с визуализацией в удобном для нас представлении. Выводы
Автоматизация разработки ПООП средствами офисных приложений позволяет:
- создать единую базу данных с исчерпывающим перечнем требований к ПООП, исходящих из ФГОС, проф-стандартов и иных условий;
- в базе представлять все требования в виде единого реестра понятий «знать» и «уметь», сформированных из стандартов и вузовских потребностей;
- формировать перечень и трудоёмкость дисциплин ПООП, а также их цели и задачи на основе ФГОС, потребностей профстандартов и иных потребностей представленных в виде категорий «знать» и «уметь»;
- исключить «попадание» в учебный план дисциплин, необходимость в которых не доказана соответствующими требованиями;
- повысить качество разработки ПООП путём её формирования на более детальном уровне (категории «знать» и «уметь»);
- повысить производительность разработки ПООП путём автоматизации процесса;
- достигнуть цели повышения удовлетворённости потребителей (обучаемых и работодателей) путём выполнения их требований.
Библиографический список
1. Азарова, Р. Н. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарёва. - М.: Исследоввательский. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высшей школы, 2010. - 56 с.
2. Информационная система «Планы ВПО». - URL: http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=158 (дата обращения: 10.03.2017).
3. Профессиональные стандарты, утверждённые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. - URL: http://nark.ru/professionalnye-standarty-2/natsionalnyj-reestr-ps (дата обращения: 10.03.2017).
4. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
5. Профессиональный стандарт «Программист». - URL: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/06_001_ps.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
6. Минеев, П. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории / П. В. Минеев, Т. В. Соловьёва // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 44-47.
7. Минеев, П. В. Управление требованиями к основным образовательным программам / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2015. - № 1(25). - С. 33-42.
© Минеев П. В., 2015
УДК 378.147:69.007(470.62)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СТРОИТЕЛЕЙ КУБАНСКОГО ГАУ В КОРПОРАЦИИ «ТЕХНОНИКОЛЬ» КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Г. С. Молотков, Г. В. Дегтярёв
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
В статье рассматривается вопрос о дополнительном образовании студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01 — Строительство. Интерес к данной проблеме обусловлен одним из требований работодателей к кандидатам на вакансии — иметь опыт работы и соответственно практические навыки решения профессиональных задач. На примере сотрудничества Кубанского государственного аграрного университета и корпорации ТехноНИКОЛЬ описываются содержание и формы обучения студентов архитектурно-строительного факультета в учебном центре указанной корпорации таким рабочим профессиям, как кровельщик и изолировщик.
Ключевые слова: дополнительное обучение студентов, кафедра строительного производства, учебный центр, корпорация ТехноНИ-КОЛЬ.
В настоящее время система образования ушла от традиционного обучения специалистов, давая студентам квалификацию бакалавра с возможностью продолжать образование в магистратуре. Что является сутью перехода на двухуровневое обучение? Болонский процесс декларирует, главным образом, сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике.