Научная статья на тему 'Автоматизация разработки образовательных программ в условиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования++ и профессиональных стандартов'

Автоматизация разработки образовательных программ в условиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования++ и профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОНЯТИЯ "ЗНАТЬ" И "УМЕТЬ" / БАЗА ДАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДИСЦИПЛИНАМ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / CONCEPTS "TO KNOW" AND "TO BE ABLE" / DATABASE OF REQUIREMENTS TO DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Минеев Пётр Викторович

В статье рассмотрены особенности использования профессиональных стандартов в условиях ФГОС ВО++ для направлений подготовки бакалавров в IT-области. Для автоматизации процесса формирования требований к основным профессиональным образовательным программам предлагается организация единого реестра понятий «знать» и «уметь» и создание на его основе базы данных. При этом перечень дисциплин, их цели и задачи формируются путём организации соответствующих запросов. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества основных профессиональных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Минеев Пётр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation of Educational Programs Development under the Conditions of Federal State Educational Standards of Higher Education and Professional Standards

The article considers features of the use of professional standards in the conditions of GEF VO++ for bachelors in the IT-field. To automate the process of forming the requirements for the main professional educational programs, it is proposed to organize a single register of the concepts of "know" and "be able" and create a database on its basis. The list of disciplines, their goals and objectives are formed by way of organizing the relevant requests. The main advantage of these proposals are to increase the productivity of the development and quality of basic professional educational programs.

Текст научной работы на тему «Автоматизация разработки образовательных программ в условиях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования++ и профессиональных стандартов»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии. - URL: http://fgosvo.m/uploadffles/FGOS%20VO% 203++/Bak/090302_B_3_17102017.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/090403 _M_3_12102017.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

4. УМС по направлению подготовки «Прикладная информатика» Федерального УМО в системе ВО по УГСиНП 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника». - URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/Obrazovatelno-nauchnyjj-centr-Klbemetlka/Pages/%D0%A3%D0%9C%D0%9E.aspx (дата обращения: 29.09.2018).

5. Профессиональный стандарт 06.001 - Программист. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.001.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

6. Профессиональный стандарт 06.015 - Специалист по информационным системам. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

7. Профессиональный стандарт 06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 06.016.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

8. Профессиональный стандарт 06.017 - Руководитель разработки программного обеспечения. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.017.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

9. Профессиональный стандарт 06.022 - Системный аналитик. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.022.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

10. Профессиональный стандарт 06.004 - Специалист по тестированию в области информационных технологий. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.004.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

11. Профессиональный стандарт 06.011 - Администратор баз данных. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.011.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

12. Профессиональный стандарт 06.019 - Технический писатель. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.019.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

13. Профессиональный стандарт 06.025 - Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.025.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

14. Профессиональный стандарт 06.026 - Системный администратор информационно-коммуникационных систем. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.026.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

15. Профессиональный стандарт 06.028 - Системный программист. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.028.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

16. Профессиональный стандарт 06.014 - Менеджер по информационным технологиям. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.014.pdf (дата обращения: 29.09.2018).

© Колмакова З. А., Мельникова О. Л., Гиманова И. А., 2019

УДК 004.91:378.1(073)

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ++ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

П. В. Минеев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрены особенности использования профессиональных стандартов в условиях ФГОС ВО++ для направлений подготовки бакалавров в ^-области. Для автоматизации процесса формирования требований к основным профессиональным образовательным программам предлагается организация единого реестра понятий «знать» и «уметь» и создание на его основе базы данных. При этом перечень дисциплин, их цели и задачи формируются путём организации соответствующих запросов. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества основных профессиональных образовательных программ.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, понятия «знать» и «уметь», база данных требований к дисциплинам.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки бакалавров (ФГОС ВО 3++), утверждённые в 2017 году, содержат перечни универсальных компетенций (УК) [1]. Требования данного стандарта дополнены понятиями проектной и командной работы, а также межкультурного взаимодействия. Для большинства направлений подготовки их наименования идентичны.

ФГОС ВО 3++ устанавливает также общепрофессиональные компетенции (ОПК). Для направлений подготовки бакалавров по укрупнённой группе 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника количество ОПК насчитывает 8-9 наименований, большинство из которых имеют идентичные формулировки [1].

Характерно, что данный стандарт не содержит профессиональных компетенций. Все профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов.

Для формирования профессиональных компетенций учебное заведение осуществляет выбор профессиональных стандартов из числа указанных в приложении к ФГОС ВО 3++. Так, для направления подготовки 09.03.02 - Информационные системы и технологии перечень профессиональных стандартов содержит следующие наименования:

1. Программист (утверждён в 2013 году).

2. Специалист по тестированию в области информационных технологий (утверждён в 2014 году).

3. Администратор баз данных (утверждён в 2014 году).

4. Специалист по информационным системам (утверждён в 2014 году).

5. Руководитель проектов в области информационных технологий (утверждён в 2014 году).

6. Технический писатель (утверждён в 2014 году).

7. Системный аналитик (утверждён в 2014 году).

8. Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов (утверждён в 2015 году).

9. Системный администратор информационно-коммуникационных систем (утверждён в 2015 году).

10. Системный программист (утверждён в 2015 году).

Для направления подготовки 09.03.03 - Прикладная информатика соответствующий список составляет пять наименований.

Из каждого выбранного профессионального стандарта учебное заведение может выделить одну или несколько обобщённых трудовых функций (ОТФ). ОТФ может выделяться полностью или частично.

Каждая обобщённая трудовая функция содержит от 20 до 50 трудовых функций [2]. Выполнение любой трудовой функции требует соответствующих знаний и умений. Их перечень приведён в профстандарте.

Знания и умения, входящие в состав разных трудовых и обобщённых трудовых функций, могут повторяться. Очевидна возможность повторения знаний и умений также для разных профстандартов.

Рассмотрение различных профессиональных стандартов показывает, что в каждом из них категории «знать» и «уметь» являются основополагающими понятиями.

В примерных основных образовательных программах (ПООП), разрабатываемых федеральными учебно-методическими объединениями (УМО) для каждого направления подготовки, УК и ОПК также декомпозированы до уровней «знать» и «уметь». Например, в ПООП по направлению подготовки 09.03.02 - Информационные системы и технологии универсальная компетенция УК-1 «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» декомпозирована до следующих понятий (категорий):

- знать методики поиска, сбора и обработки информации;

- знать актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности;

- знать метод системного анализа;

- уметь применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- уметь осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников;

- уметь применять системный подход для решения поставленных задач.

Общепрофессиональная компетенция ОПК-8 «Способен применять математические модели, методы и средства проектирования информационных и автоматизированных систем» декомпозирована на следующие категории:

- знать методологию и основные методы математического моделирования;

- знать классификацию и условия применения моделей;

- знать основные методы и средства проектирования информационных и автоматизированных систем;

- знать инструментальные средства моделирования и проектирования информационных и автоматизированных систем;

- уметь применять на практике математические модели;

- уметь применять методы и средства проектирования и автоматизации систем.

Нетрудно заметить, что требования к основным профессиональным образовательным программам (ОПОП) для любого направления подготовки представляются в виде совокупностей понятий «знать» и «уметь». Их наименования приведены в ПООП и соответствующих профстандартах.

Таким образом, совокупности понятий «знать» и «уметь» являются исчерпывающими требованиями к дисциплинам, входящим в ПООП.

На основе изложенного представляется целесообразным создание единого реестра неповторяющихся категорий «знать» и «уметь», сформированных из ПООП и профессиональных стандартов. Затем каждое такое базовое понятие следует связать с дисциплиной, в которой предполагается его формирование.

Для каждой категории «знать» и «уметь» экспертным путём целесообразно определять трудоёмкость их формирования. При таком подходе оценка трудоёмкости дисциплины окажется более объективной, так как она будет вычисляться как сумма трудоёмкостей формирования базовых (наиболее простых) понятий «знать» и «уметь», входящих в состав дисциплины.

Закрепление за дисциплинами всех этих многочисленных категорий «знать» и «уметь» является рутинной работой, требующей больших временных затрат. Данную работу необходимо автоматизировать, иначе на практике реализация такого подхода просто невозможна [3].

Нетрудно заметить, что требования к ОПОП, представленные в виде совокупности понятий «знать», «уметь», «трудоёмкость формирования» имеют табличные и иерархические структуры. Наиболее распространённым путём автоматизации в таких случаях является создание реляционной базы данных. С помощью запросов можно относительно просто формировать разнообразные выборки (запросы) и автоматизировать с их помощью разработку ОПОП. Решение данной задачи средствами СУБД Ms Access подробно рассмотрено в [4]. Сформированная нами база данных содержит связанные отношениями «один ко многим» следующие таблицы:

- Компетенции ФГОС;

- Профстандарты;

- Обобщённые трудовые функции;

- Трудовые функции;

- Знать-уметь;

- Дисциплины.

Представляется целесообразной для удобства пользователей разработка информационной системы, состоящей из соответствующей базы данных и приложения. Разработанная нами информационная система позволяет:

- вводить в базу данные ФГОС ВО 3++ и профстандартов;

- выполнять сортировку, фильтрацию и поиск категорий «знать» и «уметь»;

- формировать перечень неповторяющихся наименований категорий «знать» и «уметь»;

- для каждой категории «знать» и «уметь» назначать трудоёмкость формирования;

- формировать список дисциплин ОПОП;

- связывать каждую запись в таблице «Знать-уметь» с дисциплиной, в которой планируется её формирование;

- формировать списки дисциплин с требованиями к ним в виде категорий «знать» и «уметь»;

- создавать дополнительные запросы, например, вывести дисциплины, требования к которым не сформированы;

- экспортировать в офисные приложения сформированные результаты запросов. Технология формирования требований к дисциплинам ОПОП включает следующие действия:

1) в таблицу «Профстандарты» записывается перечень всех профессиональных стандартов, категории «знать» и «уметь» которых будут входить в состав требований к ОПОП. Соответствующие записи вносятся в таблицы «Обобщённые трудовые функции», «Трудовые функции», «Знать-уметь»;

2) данные о компетенциях (УК и ОПК) соответствующего ФГОС ВО 3++ вводятся в таблицу «Компетенции ФГОС»;

3) в таблицу «Знать-уметь» вводятся все категории «знать» и «уметь» из соответствующей ПООП;

4) после ввода всех исходных данных в таблице «Знать-уметь» удаляются записи с повторяющимися значениями поля «знать-уметь». Данная операция реализуется путём соответствующих запросов на выборку и удаление записей;

5) отсортированные записи анализируются на предмет выявления сходных по смыслу категорий. В случае выявления двух таких записей одной из них даётся обобщающая формулировка и удаляется вторая, как избыточная. Данная операция выполняется разработчиком ОПОП;

6) после выполнения всех указанных действий будет сформирована таблица «Знать-уметь» с неповторяющимися значениями поля «знать-уметь» (наименование «знать» или «уметь»). После этого разработчик ОПОП экспертным путём задаёт трудоёмкость формирования каждой категории «знать» и «уметь»;

7) для каждой записи таблицы «Знать-уметь» назначается дисциплина, в которой предполагается формирование данной категории. И, наконец, после выполнения последней операции с помощью многотабличного запроса формируется перечень дисциплин со списками соответствующих категорий «знать» и «уметь». Результат запроса при необходимости можно экспортировать в Word или Excel для использования при разработке рабочих программ.

Таким образом, проведённое исследование позволяет:

- создать единую базу данных с исчерпывающим перечнем требований к ОПОП, исходящих из ФГОС ВО 3++ и профстандартов;

- в базе представлять все требования в виде единого реестра понятий «знать» и «уметь»;

- формировать перечень и трудоёмкость дисциплин ОПОП, а также их задачи в виде категорий «знать» и «уметь»;

- исключить «попадание» в учебный план дисциплин, необходимость в которых не доказана соответствующими требованиями;

- повысить качество разработки ОПОП путём её формирования на более детальном уровне (категории «знать» и «уметь»);

- повысить производительность разработки ПООП путём автоматизации процесса.

Предлагаемое решение применимо для любых направлений и уровней подготовки, для которых имеются ФГОС ВО 3++, профессиональные стандарты и примерные основные образовательные программы.

Библиографический список

1. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/9 (дата обращения: 09.09.2018).

2. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным системам». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 09.09.2018).

3. Минеев, П. В. Управление требованиями к основным образовательным программам / П. В. Минеев // Информатизация образования и науки. - 2015. - № 1(25). - С. 33-42.

4. Минеев, П. В. Автоматизация разработки основных инженерных образовательных программ средствами офисных приложений / П. В. Минеев // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2017. - № 20. - С. 121-126.

© Минеев П. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.