Научная статья на тему 'Проектирование примерной образовательной программы по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия": условия, принципы, опыт'

Проектирование примерной образовательной программы по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия": условия, принципы, опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / MUSEOLOGY / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / TRAINING PROGRAM / INNOVATIVE APPROACH OF DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Мастеница Елена Николаевна, Мишакова Оксана Эдуардовна, Степанова Елена Юрьевна, Сизова Ирина Алексеевна

Новые образовательные стандарты (поколение 3++) разработаны с учетом профессиональных стандартов. В результате при разработке образовательной программы необходимо учитывать развитие не только профильной дисциплины, но и рынка труда в современном обществе. Данные обстоятельства были учтены авторами статьи при работе по проектированию примерной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». В итоге были учтены интердисциплинарный характер музеологии как профильной дисциплины, а также требования работодателей к выпускнику по заявляемому направлению, что и представлено в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна, Мастеница Елена Николаевна, Мишакова Оксана Эдуардовна, Степанова Елена Юрьевна, Сизова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the exemplary training program in the direction "Museology and protection of cultural and natural heritage objects": conditions, principles, experience

This article describes the exemplary training program in a degree in "Museology and protection of cultural and natural heritage objects", taking into account existing and developed professional standards. The significance of the museology as an interdisciplinary science as well as the importance of innovative approaches of training in museology are demonstrated. The possibility of the formation of universal and general professional competencies is presented through specific disciplines. The combinations of internship and specialized disciplines are shown for formatting the professional competencies through the acquisition of professional skills. The main task of the educational standard and an exemplary training program is to create a continuous relationship "university-museum", where main attention is paid to the practice-oriented training of students, allowing them to get acquainted with museums, with the scope of their future activities, with employers for four years. The formation of an effective curriculum on the basis of a calendar educational schedule is shown. Thus, when creating an educational program, it is necessary to take into account not only the core discipline but also the labor market needs in modern society. These data are recorded in the new educational standards in accordance with professional standards. The authors of the article took into account the mentioned-above circumstances when create an exemplary training program in "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage" degree. A variety of subjects that meet the interdisciplinary nature of museology were included in the exemplary curriculum, as well as employers' requirements for graduates.

Текст научной работы на тему «Проектирование примерной образовательной программы по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия": условия, принципы, опыт»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 32

УДК 008:378

DOI: 10.17223/22220836/32/16

Д.Д. Родионова, Е.Н. Мастеница, О.Э. Мишакова, Е.Ю. Степанова, И.А. Сизова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ»: УСЛОВИЯ, ПРИНЦИПЫ, ОПЫТ

Новые образовательные стандарты (поколение 3++) разработаны с учетом профессиональных стандартов. В результате при разработке образовательной программы необходимо учитывать развитие не только профильной дисциплины, но и рынка труда в современном обществе. Данные обстоятельства были учтены авторами статьи при работе по проектированию примерной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». В итоге были учтены интердисциплинарный характер музеологии как профильной дисциплины, а также требования работодателей к выпускнику по заявляемому направлению, что и представлено в статье.

Ключевые слова: музеология, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, учебная программа, инновационный подход.

Интенсивное взаимопроникновение идей и концептуальных представлений европейских, американских и российских исследователей стало импульсом поступательного развития музеологии в последней четверти XX - начале XXI в. за рубежом и в России. Определение музеологии как исторически обусловленной и развивающейся социогуманитарной науки, связанной с познанием специфического, ценностно-познавательного, музейного отношения человека к действительности, является преобладающим в кругу российских ученых и преподавателей, осуществляющих подготовку музеологов [1. С. 75]. Но при этом не исключено существование различных подходов к пониманию музеологии и к трактовке дефиниций, что не становится препятствием для объединения усилий в разработке терминологического аппарата науки, ее теоретических и прикладных аспектов. Общепринятые определения объекта, предмета, структуры и языка науки получили обоснование в научных трудах зарубежных и российских музеологов, были закреплены в спра-вочно-энциклопедической литературе и стали методологическим каркасом построения учебных дисциплин и модулей. Не ставя целью перечислить и описать все дисциплины, необходимые для формирования универсальных общепрофессиональных и профессиональных компетенций современного музеолога, считаем необходимым акцентировать подходы в выборе той или иной науки, важной для их формирования. Опыт проектирования и реализации образовательных программ позволяет констатировать, что указанная трактовка музеологии, особенно ее объект и предмет, служат методологической основой подготовки музеолога в сфере социальных и гуманитарных проблем. Структура науки, в основе которой лежат три взаимосвязанных элемента: генетический, структуральных и прикладной, - служит концепту-

альной основой в области профессиональных знаний, умений и навыков, а также набора дисциплин, их формирующих.

Наряду с пониманием музеологии как науки культурологического толка, имеющей ярко выраженный когнитивный и аксиологический характер, осмысление интердисциплинарности музеологии и ее интегративной методологии явилось основополагающим при разработке концепции подготовки музеолога в вузе и продолжает оставаться фактором совершенствования учебных планов и программ. Реалии и динамика развития феномена музея и музейных практик стимулируют постоянные изменения в учебном процессе, учитывающие как трансформации самой науки (развитие новой музеологии, экомузеологии, критической музеологии и других направлений музеологиче-ской мысли), так и изменения морфологии музейного мира (появление учреждений музейного типа, центров наследия и др.). В силу этого базовые дисциплины отражают концептуальную основу подготовки бакалавра-музеолога и являются общими для вузов разных городов и регионов, а выбор профиля или профилей подготовки и соответственно дисциплин, их обеспечивающих, является вариативным и позволяет учесть актуальные потребности в современных музейных кадрах.

На современном этапе модернизации высшего образования в короткие сроки внедряются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. В настоящее время утверждены и с января 2019 г. будут внедряться образовательные стандарты ФГОС ВО 3++, имеющие следующие принципиальные отличия от предыдущих: упраздняется градация программ подготовки (академическая / прикладная); общекультурные компетенции (ОК) заменяются универсальными (УК); перечень профессиональных компетенций выпускника организация устанавливает самостоятельно исходя из направленности (профиля) программы (при наличии) с учетом ПООП; области профессиональной деятельности согласуются с реестром профстандар-тов Минтруда; вводятся положения об отборе и учёте профстандартов при формировании основных профессиональных образовательных программ; перечень сопряженных профстандартов приводится в приложении 1 к ФГОС ВО; описание объектов и задач профессиональной деятельности приводится в примерной ООП (могут устанавливаться самостоятельно).

Обратим внимание на то, что одним из принципиальных отличий утвержденных ФГОС ВО 3++ является унификация универсальных и общепрофессиональных компетенций, в том числе для укрупненной группы специальностей 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты», в которую входит направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Теперь универсальные компетенции отражают требования сферы труда к компетенциям выпускника в области культуроведения в целом, к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника программы высшего образования соответствующего уровня, а также включают профессиональные характеристики, определяющие встраивание уровня образования в национальную систему профессиональных квалификаций. Общепрофессиональные компетенции отражают запросы рынка труда в части владения выпускниками программ высшего образования по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» базовыми основами профессиональной деятельности в сфере куль-

туроведения и социокультурного проектирования с учетом потенциального развития области или областей деятельности (независимо от ориентации программы на конкретные объекты деятельности или области знания) [2]. В этой связи при проектировании Примерной образовательной программы возник вопрос о единообразии части дисциплин Блока 1 (Дисциплины (модули), обязательная часть) для всех направлений подготовки по УЦГНС 510000 «Куль-туроведение и социокультурные проекты». Сегодня в утвержденных образовательных стандартах последнего поколения в п. 2.2 четко обозначены дисциплины, которые должны быть реализованы в образовательной программе: философия, история (история России, всеобщая история), иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт. В то же время при разработке примерного учебного плана разработчиками уделялось особое внимание утвержденным компетенциям. Так, например, в ФГОС ВО 3++ 51.03.05 «Режиссура театрализованных предоставлений и праздников» отсутствует компетенция, связанная с государственной культурной политикой: «Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры» [3]. Однако на основании письма первого заместителя министра Министерства культуры Российской Федерации с 2016/17 учебного года в образовательные программы образовательных организаций, подведомственных данному министерству, дисциплина «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» была включена как обязательная во все образовательные программы по всем направлениям подготовки. Для ее реализации коллективом авторов Санкт-Петербургского государственного института культуры было создано новое учебное пособие [4]. В этой связи стоит отметить, что коллективы авторов Кемеровского государственного института культуры, Санкт-Петербургского государственного института культуры, Орловского государственного института культуры по итогам Всероссийского конкурса авторских методических материалов по дисциплине «Основы государственной культурной политики в Российской Федерации» заняли призовые места в номинации «Рабочая программа учебной дисциплины» [5]. Разработчики ФГОС ВО 3++ по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» расширяют формулировку общекультурной компетенции «Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности», добавляя в нее уточнение - «на основе информационной и библиографической культуры» [6]. И в этой связи унификация дисциплин части Блока 1 и их содержания для всей укрупнённой группы специальностей становится спорной. И это, на наш взгляд, дает возможность включить в примерный учебный план как дисциплины (модули), ставшие традиционными для подготовки музеоло-га в целом, так и дисциплины, выбранные с учетом региональных потребностей подготовки кадров и сложившейся научной школы конкретной образовательной организации и кафедры в частности.

С учетом того, что профессиональные компетенции в соответствии с модернизированным ФГОС ВО формулируются самостоятельно, разработчики ПООП приняли решение сохранить преемственность образовательных стандартов и сохранить формулировки профессиональных компетенций, не уве-

личивая их количество. Это позволит относительно безболезненно перейти со стандарта на стандарт и разработать дисциплины для Блока 1 (Дисциплины (модули), часть, формируемую участниками образовательных отношений). Однако разработчики ПООП разделили профессиональные компетенции на обязательные и рекомендуемые, тем самым дав возможность образовательным организациям и профильным кафедрам при отсутствии жесткой привязки к профессиональным компетенциям создавать востребованные для конкретного региона программы подготовки музейных специалистов.

На наш взгляд, задача актуализированного ФГОС ВО и соответственно основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» - выстроить непрерывную связь «вуз-музей», где уделяется приоритетное внимание практико-ориентированной подготовке студентов, позволяющей им на протяжении четырех лет знакомиться с музеями, со сферой своей будущей деятельности, с ожиданиями работодателей.

Еще одним из отличий нового образовательного стандарта, направленного на совершенствование подготовки востребованного специалиста, является наличие в основной образовательной программе индикаторов достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они необходимы для планирования результатов обучения по элементам образовательной программы и соответствующих оценочных средств. Индикаторы достижения компетенций - это умения, знания и действия, совокупность которых обеспечивает достижение компетенций. Индикаторы являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения компетенций должны быть измеряемы с помощью средств, доступных в образовательном процессе.

В этой связи разработчики ПООП постарались сформулировать индикаторы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на основе утвержденных профессиональных стандартов, рекомендуемых образовательной организации для реализации конкретного профиля подготовки [7].

Успешность проектирования образовательной программы во многом зависит от правильного построения календарного учебного графика и учебного плана, границы которого определяет «Раздел II. Требования к структуре программы бакалавриата» ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.04 «Му-зеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Согласно «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее - «Порядок организации образовательной деятельности»), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301, вузам предоставлены полномочия в самостоятельном выборе, например, объема времени и зачетных единиц в блоках программы, видов деятельности; принятии отдельных решений по корректировке содержания учебных дисциплин, учебного плана, календарного учебного графика и т.д. В табл. 1 представлены структура и объем программы бакалавриата в рамках ФГОС ВО 3++.

Таблица 1. Структура и объем программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата и ее блоков в з.е.

Блок 1 Дисциплины (модули), обязательная часть 110

Дисциплины (модули), часть, формируемая участниками образовательных отношений 100

Блок 2 Практика: 21*

учебная 6**

производственная 9***

преддипломная 6****

Блок 3 Государственная итоговая аттестация 9*****

Объем программы бакалавриата 240

Особо отметим, что на все виды практики отводится 21 зачетная единица (из расчета 1 рабочая неделя - 54 часа, или 1,5 зачетной единицы), из которых учебная практика 4 недели, производственная практика 6 недель, преддипломная практика 4 недели и ГИА равняется 6 неделям из расчета 9 зачетных единиц ФГОС ВО.

При проектировании календарного учебного графика и учебного плана необходимо учитывать все требования, предъявляемые ФГОС ВО и современными нормативными документами. Результатом правильного их составления должно стать эффективное сочетание теоретического и практического обучения студентов, способствующее овладению ими не только универсальными, но и общепрофессиональными, профессиональными компетенциями; преодоление разрыва между подготовкой специалистов в вузах и реальными потребностями рынка труда. Таким образом, основополагающие документы образовательной программы напрямую должны быть связаны с качеством образования.

Грамотно спланированный календарный учебный график - это своего рода механизм построения всего образовательного процесса в рамках учебного плана и условий его организации.

По направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» календарный учебный график выстраивается по периодам обучения (учебным годам (курсам), семестрам) и объединяет основные составные части алгоритма образовательной программы: теоретическую и практическую части, промежуточную и итоговую (государственную итоговую) аттестацию. В графике учитываются сроки получения высшего образования: по очной форме обучения - четыре года. Поскольку в примерной образовательной программе учебный график носит рекомендательный характер, то образовательная организация вправе вносить в него коррективы, исходя из опыта своей деятельности.

С нашей точки зрения образовательный процесс в году целесообразно выстраивать по периодам обучения, разделяя его на два семестра, общий объем которых составляет более 39 недель, что допускается п. 22 «Порядка организации образовательной деятельности». В этот объем включены теоретическое обучение, реализация дисциплин (модулей) посредством учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации (п. 26 «Порядка организации образовательной деятельности») [8]. В каждом семестре на промежуточную аттестацию отводится в среднем по две-три недели из расчета, что на подготов-

ку и сдачу одного экзамена необходимо четыре дня. Таким образом, в одну сессию можно принять от трех до пяти экзаменов у студентов.

На каждом курсе запланировано прохождение того или иного вида и типа практики, в рамках которых возможно осуществить запросы работодателей или установить диалог с ними. Сочетание теоретических занятий с практической деятельностью в рамках практик и различного рода аттестациями позволяет студенту, во-первых, расширить свой профессиональный кругозор и уровень подготовленности, во-вторых, проявить склонность к тому или иному виду профессиональной музейной деятельности. Отдельные виды практик предлагается проводить дискретно: путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики [9]. В табл. 2 представлена возможная структура календарного графика по направлению 51.03.04.

Таблица 2. Структура календарного учебного графика по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

Мес Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август

Числа ¿1 ¡2 Я • ¡3 й 1 Л до 5! ■ я 3 Я я ? я я 2 2 й 3 1 2 Я ¡2 ■ я * • й т 1 • 7

-1 к

Э К ч

Э К Э

ч ^

Э К э

• 1

ч к Ч

ч к ч

II Э К ч

ч К

э к ч

ч ч

Э К Э

ч к ч

III ч к Ч

э к

ч к ч

к э Ч

к Пд

Ч к ч пд Пд Пд г

IV э к ч Пд Пд Пд .Од ПД г д д

-) к -> нд Пд

ч К ч П£ г г

к Ч г

Условные обозначения при построении календарного учебного графика: виды практик: У - учебная практика, П - производственная, Пд - преддипломная практика; Э - экзаменационные сессии; Д - выполнение и защита выпускной квалификационной работы; Г - подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации); К - каникулы.

При планировании календарного учебного графика учитывались также требования п. 23-25 «Порядка организации образовательной деятельности»: учебный год начинается 1 сентября; общая продолжительность каникул в течение учебного года варьируется от 8 до 10 недель; в учебном году 52 недели, в которые входит продолжительность обучения без включения нерабочих праздничных дней, обучение в которые не должно проводиться [9]. Например, согласно ст. 112 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 14 октября 2017 г. № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году» официальными нерабочими праздничными днями в России в году являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября -День народного единства [10, 11].

На основе календарного учебного графика и учебного плана вуз в дальнейшем формирует расписание учебных занятий на соответствующий

период обучения и учитывает также обучение по периодам освоения модулей.

Таким образом, календарный учебный график - это своеобразная форма индивидуализации конкретной образовательной программы, способствующей повышению качества образования, в данном случае - по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

При проектировании примерной основной профессиональной образовательной программы (далее - ПОПОП) 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», квалификация «бакалавр» на основе нового ФГОС ВО № 1180 (от 6 декабря 2017 г.) в разделе 5.2 «Рекомендуемые типы практик» содержательной части ПОПОП перед рабочей группой встала задача в рамках учебного плана разработать рекомендации и аннотированные программы практик.

Как было сказано выше, новый ФГОС ВО, вступающий в силу с 01 января 2019 г., соотносится с утвержденными профессиональными стандартами, а именно с обобщенными трудовыми функциями и трудовыми функциями, имеющими отношение к профессиональной деятельности выпускника программ бакалавриата по определенной направленности (профилю).

Разработчиками ПОПОП были детально проработаны основные профессиональные стандарты («хранитель музейных ценностей», «специалист по учету музейных предметов», «экскурсовод (гид)») и привлечены дополнительные профессиональные стандарты («специалист в области воспитания», «специалист по информационным ресурсам» и «специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок»), которые бы позволили в своей будущей трудовой практике бакалавру-музеологу применить конкретные умения и навыки, полученные за годы учебы, и расширили бы область профессиональной деятельности. Данный подход не противоречит установкам ФГОС, так как федеральный стандарт не запрещает выпускнику осуществлять профессиональную деятельность в других областях при условии соответствия уровня образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника [12. С. 4].

Кроме того, было учтено, что любая профессиональная деятельность регулируется законами и нормативно-правовыми актами. Не исключение и сфера музейной деятельности. Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ст. 27 «Цели создания музеев в Российской Федерации» изложил в следующей редакции:

«Целями создания музеев в Российской Федерации являются: осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций. Целями создания музеев-заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в части первой настоящей статьи, являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов. Целями создания музеев-

заповедников в Российской Федерации наряду с целями, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, могут являться обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности. Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается» [13].

Как видим, положения данной статьи ФЗ четко соотносятся и с трудовыми функциями перечисленных выше профессиональных стандартов, и с основными квалификационными характеристиками музейных специалистов разных должностей.

Следует особо отметить тот факт, что профильные профессиональные стандарты по укрупненной группе специальностей имеются лишь у направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Таблица 3. Соотнесение ФГОС ВО (бакалавриат) с профессиональными стандартами

Культурология Народная художественная культура Социально-культурная деятельность Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Режиссура театрализованных представлений и праздников Библиотечно-информационная деятельность

ПС 01.001 «Педагог» ПС 01.001 «Педагог» ПС 01.001 «Педагог» - - ПС 01.001 «Педагог»

ПС 01.003 «Педагог дополнительного образования» ПС 01.003 «Педагог дополнительного образования» ПС 01.003 «Педагог дополнительного образования» ПС 01.003 «Педагог дополнительного образования» ПС 01.003 «Педагог дополнительного образования»

01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» 04.003 «Хранитель музейных ценностей» 11.009 «Режиссер средств массовой информации» 01.005 «Специалист в области воспитания»

03.007 «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» 04.004 «Специалист по учету музейных предметов» 06.013 «Специалист по информационным ресурсам»

04.002 «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» 04.002 «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» 07.002 «Специалист по организационному и документацион-ному обеспечению управления организацией»

04.005 «Экскурсовод (гид)» 04.005 «Экскурсовод (гид)»

Новый ФГОС ВО в разделе II «Требования к структуре программы бакалавриата» на Блок Б.2 «Практики» отводит не менее 20 з.е. [1. С. 5]. Учебный план, разработанный рабочей группой членов Федерального учебно-методического объединения, рекомендует из 240 з.е., отводимых на всю программу бакалавриата, установить общий объем для всех типов практик -21 з.е. (756 ч). Из них на учебную практику (ознакомительная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе в научно-исследовательской работе) выделить 6 з.е., производственную (технологическая (проектно-технологическая) практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) - 9 з.е. и преддипломную - 6 з.е.

Таким образом, в зависимости от выбранного профиля образовательной программы, сферы деятельности (хранение и учет музейных предметов и музейных коллекций, экскурсионная деятельность, проектирование экспозиций и выставок, разработка и реализация программ охраны, использования и популяризации объектов культурного и природного наследия, формирование и реализация культурно-просветительских и научно-просветительных программ) и типов задач будущей профессиональной деятельности (технологическая, организационно-управленческая, проектная, культурно-просветительская) рабочая группа конкретизировала и рекомендовала на выбор образовательным организациям при составлении ОПОП следующие виды практик: музейная ознакомительная (учебная), археологическая (учебная), фондовая (производственная), архивная (учебная), экспозиционная (производственная), экскурсионная (производственная), музейная педагогическая (производственная), памятниковедческая (учебная).

При этом необходимо обратить внимание на то, что при составлении учебных планов и матрицы компетенций логично за каждым типом и конкретным видом практик фиксируется абсолютно идентичная компетенция, что и за учебной дисциплиной, в ходе изучения которой студент получает теоретические знания, умения и навыки, закрепляющиеся на практике. Например, музейная ознакомительная практика должна идти параллельно с дисциплиной «Основы музеологии» (ОПК-1, ПК-1) (рекомендована как рассредоточенная), фондовая практика закрепляется за дисциплиной «Комплектование, учет и хранение музейных фондов» (ОПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9), педагогическая практика - за дисциплиной «Музейная педагогика (культурно-образовательная деятельность музея)» (ОПК-1, ПК-13), экспозиционная - «Научное проектирование экспозиции» (ПК-10) и т.д.

Подготовка музейных кадров в России на базе высших учебных заведений в 2018 г. отмечает свой столетний юбилей с момента открытия музейного профиля в Петроградском институте внешкольного образования в 1918 г. [14. С. 18]. За это время музейная специальность в вузах России прошла большой путь своего становления, который нельзя признать завершенным. Становление музеологии как науки и академической дисциплины, с одной стороны, а также развитие рынка труда в современном обществе - с другой, диктуют новые требования к уровню квалификации специалистов музейного дела и охраны наследия с высшим образованием. В силу этого, на наш взгляд, актуальна разработка предложенных инновационных подходов и к процессам подготовки специалистов в области музеологии, чья деятельность направлена

на сохранение, изучение и интерпретацию культурного наследия регионов России, а также развитие внутреннего туризма.

Литература

1. Мастеница Е.Н., Шляхтина Л.М. Конституирование науки как фактор развития музео-логического образования // Мировое культурное наследие и музеи : история, проблемы и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Томск, 18-20 мая

2017 г. / отв. ред. И.А. Сизова. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2017. С. 74-82.

2. Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на основе профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.rU/document/1/5/1/51bc3be202eca942e7404502c502a8b0.pdf (дата обращения: 15.08.2018).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510305_B_3_ 12012018.pdf (дата обращения: 18.08.2018).

4. Основы государственной культурной политики: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.В. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. СПб. : СПБГИК, 2017. 336 c.

5. Всероссийский конкурс авторских методических материалов по дисциплине «Основы государственной культурной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kemguki.m/index.php?option=com_content&view=article&id=3505&Itemid=2271 (дата обращения: 18.08.2018).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510306_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 18.08.2018).

7. Родионова Д.Д. Корреляция ФГОС ВО и профессиональных стандартов в свете современных тенденций развития подготовки музеологов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 28-33.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/ (дата обращения: 21.05.2018).

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71188178/ (дата обращения: 21.05.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ФЗ-197 «Трудовой кодекс РФ». 30 декабря 2001 г. URL: http://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 21.05.2018).

11. Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в

2018 году». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51177.html/ (дата обращения: 21.05.2018).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», введенный в действие приказом Минобрнауки России № 1180 от 06.12.2017 г. Портал федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС ВО по направлениям бакалавриата: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https:// fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 29.05.2018).

13. Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110917/ (дата обращения: 29.05.2018).

14. Мастеница Е.Н. Истоки, традиции и перспективы музееведческого образования: к 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств // Музей. Традиции. Этничность. 2013. № 1 (3). С. 18-24.

Daria D. Rodionova, Kemerovo State Institute of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Elena N. Mastenica, St. Petersburg State Institute of Culture (St. Petersburg, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Oksana E. Mishakova, East Siberian State Institute of Culture (Ulan-Ude, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Elena Yu. Stepanova, Oryol State Institute of Culture (Oryol, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Irina A Sizova, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies andArt History, 2018, 32, pp. 155-166.

DOI: 10.17223/22220836/32/16

DESIGN OF THE EXEMPLARY TRAINING PROGRAM IN THE DIRECTION "MUSEOLOGY AND PROTECTION OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE OBJECTS": CONDITIONS, PRINCIPLES, EXPERIENCE

Keywords: museology; educational standard; professional standard; training program; innovative approach of design.

This article describes the exemplary training program in a degree in "Museology and protection of cultural and natural heritage objects", taking into account existing and developed professional standards.

The significance of the museology as an interdisciplinary science as well as the importance of innovative approaches of training in museology are demonstrated.

The possibility of the formation of universal and general professional competencies is presented through specific disciplines. The combinations of internship and specialized disciplines are shown for formatting the professional competencies through the acquisition of professional skills.

The main task of the educational standard and an exemplary training program is to create a continuous relationship "university-museum", where main attention is paid to the practice-oriented training of students, allowing them to get acquainted with museums, with the scope of their future activities, with employers for four years.

The formation of an effective curriculum on the basis of a calendar educational schedule is shown.

Thus, when creating an educational program, it is necessary to take into account not only the core discipline but also the labor market needs in modern society. These data are recorded in the new educational standards in accordance with professional standards.

The authors of the article took into account the mentioned-above circumstances when create an exemplary training program in "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage" degree. A variety of subjects that meet the interdisciplinary nature of museology were included in the exemplary curriculum, as well as employers' requirements for graduates.

References

1. Mastenitsa, E.N. & Shlyakhtina, L.M. (2017) [The constitution of science as a factor in the development of museological and logical education]. Mirovoe kul'turnoe nasledie i muzei: istoriya, problemy i perspektivy [World Cultural Heritage and Museums: History, Problems and Perspectives]. Proc. of the All-Russian Conference. Tomsk. May 18-20, 2017. Tomsk: Tomsk State University. pp.74-82. (In Russian).

2. Minister of Education and Science of the Russian Federation. (2016) Metodicheskie rek-omendatsii po aktualizatsii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya na osnove professional'nykh standartov [Methodical recommendations on updating the federal state educational standards of higher education on the basis of professional standards]. [Online] Available from: http://media.rspp.ru/document/1/5/1/51bc3be202eca942e7404502c502a8b0.pdf. (Accessed: 15th August 2018).

3. Russian Federation. (2018) Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.05 "Rezhissura teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov" [Federal State Educational Standard of Higher Education 51.03.05 "Directing theatrical

166

ff.ff. PoduoHOBa, EH. MacmeHUva, O.3. MumaKOBa u dp.

performances and holidays"]. [Online] Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Bak/510305 B 3 12012018.pdf. (Accessed: 18th August 2018).

4. Turgayev, A.S., Vostryakov, L.V., Brezhneva, V.V. et al. (2017) Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki [Fundamentals of the State Cultural Policy]. St. Petersburg: St. Petersburg State Institute of Culture.

5. Kemerovo State Institute of Culture. (n.d.) Vserossiyskoe issledovanie avtorskikh metodicheskikh materialov po distsipline "Elektronnye resursy" [All-Russian competition of copyright materials on the discipline "Fundamentals of the State Cultural Policy in the Russian Federation"]. [Online] Available from: http://www.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=artic-le&id=3505&Itemid=2271. (Accessed: 18th August 2018).

6. Russian Federation. (2018) Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 "Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'" [Federal State Educational Standard of Higher Education 51.03.06 "Library and information activities"]. [Online] Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/510306_B_3_ 12012018.pdf. (Accessed: 18th August 2018).

7. Rodionova, D.D. (2017) Correlation of federal state educational and professional standards in the light of modern trends of museologist training development. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad. 4(28). pp. 28-33. (In Russian).

8. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2017) Order No. 301 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 5, 2017 "On approval of the procedure for organizing and carrying out educational activities for educational programs of higher education - undergraduate, specialty, and graduate programs". [Online] Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568/. (Accessed: 21st May 2018). (In Russian).

9. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. (2015) Order No. 1383 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 27, 2015 "On the approval of the Regulations on the practice of students who master the basic professional educational programs of higher education". [Online] Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71188178/. (Accessed: 21st May 2018). (In Russian).

10. Russian Federation. (2001) FZ-197 "Labor Code of the Russian Federation". December 30, 2001. [Online] Available from: http://base.garant.ru/12125268/. (Accessed: 21st May 2018). (In Russian).

11. The Government of the Russian Federation. (2018) Resolution N1250 of the Government of the Russian Federation of October 14, 2017 "On the transfer of days off in 2018". [Online] Available from: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51177.html/. (Accessed: 21st May 2018). (In Russian).

12. Russian Federation. (2017) Federal State Educational Standard of Higher Education - ba-kalavariat in the direction of training 51.03.04 Museology and protection of cultural and natural heritage sites, enacted by order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 1180 of December 6, 2017. [Online] Available from: https: // fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4. (Accessed: 29th May 2018).

13. Russian Federation. (2011) Federal Law N19-FZ of February 23, 2011 "On Amendments to the Federal Law On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums in the Russian Federation". [Online] Available from: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110917/. (Accessed: 29th May 2018). (In Russian).

14. Mastenitsa, E.N. (2013) Origins, Traditions and Prospects of Museological Education: to 25 Anniversary of Museology and Cultural Heritage Department of St. Petersburg State University of Culture and Arts. Muzey. Traditsii. Etnichnost'- Russian Museum of Ethnography. 1(3). pp. 18-24. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.