Научная статья на тему 'Корреляция федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в свете современных тенденций развития подготовки музеологов'

Корреляция федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в свете современных тенденций развития подготовки музеологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОДГОТОВКА МУЗЕОЛОГОВ / ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PREPARATION OF PROFESSIONAL MUSEOLOGISTS / INDICATORS OF ACHIEVEMENT OF COMPETENCES / HIGHER EDUCATION / BASIC EDUCATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна

Введение. В статье внимание читателей акцентируется на условиях модернизации высшего образования и особенностях действующих редакций федеральных образовательных стандартов. Методология. Исследование проводиться на основе системного и процессного подходов, историко-генетического и структурно-функционального методов. Результаты. В статье предпринята попытка обоснования соотношения области профессиональной деятельности музеологов с профессиональными стандартами и разработкой основной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Предложены индикаторы достижения компетенций, обозначена потребность в специалистах узкого профиля для музеев Сибири и возможность решения данной проблемы. Заключение. Обосновывается необходимость системной подготовки музейных специалистов всех профилей с учетом потребностей современной музейной деятельности, в том числе и конкретных регионов.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, a reader’s attention is emphasized on the terms of the higher education modernization and on the peculiarities of the federal educational standards of current editions. Methodology. The research is conducted on the basis of system and process approaches, historical-genetic and structural-functional methods. Results. The article attempts to substantiate the correlation between the field of museologists professional activity and the professional standards and the development of the basic educational program in the field of study “Museology and cultural and natural heritage objects protection”. There were proposed the indicators for achievement of competences and defined the need for specialists of a narrow profile for museums in Siberia and possibility of solving this problem. Conclusion. The necessity of systematic training of museum specialists of all profiles is substantiated, taking into account the needs of modern museum activities, including specific regions.

Текст научной работы на тему «Корреляция федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов в свете современных тенденций развития подготовки музеологов»

troops of the national guard of the Russian Federation. Scientific and technical lists of the St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences [Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki]. 2017. Vol. 8. № 1. P. 177-181. (In Russian).

4. Davydova L. N. Fundamentals of the development of pedagogical technologies and innovations [Osnovy razrabotki pedagogicheskih tehnologij i innovacij]. Ed. by V. A. Pyatina. Astrakhan: AGPU, 1998. P. 137. (In Russian).

5. Efremova N. F. Approaches to the assessment of competences in higher education [Podhody k ocenivaniju kompetencij v vysshem obrazovanii]. Moscow: Research Center for Quality Problems in Training, 2010. P. 42-57. (In Russian).

6. Zuev O. V., Merzlyakova O. P. Formation of key competencies of students in the process of teaching physics in school [Formirovanie kljuchevyh kompetencij uchashhihsja v processe obuchenija fizike v shkole]. Ekaterinburg, 2009. P. 23. (In Russian).

7. Ingenkamp K. Pedagogical Diagnostics [Pedagogicheskaja diagnostika]. Moscow: Pedagogika, 1991. 238 p. (In Russian).

8. Pedagogy [Pedagogika]. Ed. L. P. Krivshenko. Moscow: TK Welby: Avenue, 2004. P. 91. (In Russian).

9. Chekalina T. A. Diagnostics and self-diagnostics as components in the development of innovative technologies. Young Scientist [Molodoj uchenyj]. 2010. № 6. P. 358-361. (In Russian).

УДК/uDC 378:069 Д. Д. Родионова

D. Rodionova

корреляция федеральных

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СВЕТЕ современных тенденций РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ МУЗЕОЛОГОВ

CORRELATION OF FEDERAL STATE EDuCATIONAL

AND PROFESSIONAL STANDARDS IN THE LIGHT OF MODERN TRENDS OF MuSEOLOGIST TRAINING DEVELOPMENT

Введение. В статье внимание читателей акцентируется на условиях модернизации высшего образования и особенностях действующих редакций федеральных образовательных стандартов.

Методология. Исследование проводиться на основе системного и процессного подходов, историко-генетического и структурно-функционального методов.

Результаты. В статье предпринята попытка обоснования соотношения области профессиональной деятельности музеологов с профессиональными стандартами и разработкой основной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Предложены индикаторы достижения компетенций, обозначена потребность в специалистах узкого профиля для музеев Сибири и возможность решения данной проблемы.

Заключение. Обосновывается необходимость системной подготовки музейных специалистов всех профилей с учетом потребностей современной музейной деятельности, в том числе и конкретных регионов.

Introduction. In the article, a reader's attention is emphasized on the terms of the higher education modernization and on the peculiarities of the federal educational standards of current editions.

Methodology. The research is conducted on the basis of system and process approaches, historical-genetic and structural-functional methods.

Results. The article attempts to substantiate the correlation between the field of museologists professional activity and the professional standards and the development of the basic educational program in the field of study "Museology and cultural and natural heritage objects protection". There were proposed the indicators for achievement of competences and defined the need for specialists of a narrow profile for museums in Siberia and possibility of solving this problem.

Conclusion. The necessity of systematic training of museum specialists of all profiles is substantiated, taking into account the needs of modern museum activities, including specific regions.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, подготовка музеологов, индикаторы достижения компетенций, высшее образование, основная образовательная программа.

Keywords: professional standard; Federal state educational standard; preparation of professional museologists; indicators of achievement of competences; higher education; basic education program.

Введение

Современная система высшего образования, направленная на подготовку высококвалифицированных кадров, находится на этапе модернизации [4; 12]. Характерными особенностями реформирования высшего образования являются его многоуровневость и преемственность, компетент-ностный подход, интерактивность обучения, сопряженность с потребностями практики и соответствие профессиональным стандартам, изменение системы контроля и оценки знаний выпускников. Кроме того, одним из условий является то, что в короткие сроки внедряются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Сегодня мы стоим на пороге утверждения стандартов ФГОС ВО 3++ и его внедрения в деятельность вузов с сентября 2018 г, в том числе и в области музеологии. Это, на наш взгляд, позволит готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда и отвечающих всем требованиям современного музея и направлениям его деятельности [1; 8].

Методология

Исследование основывается на применении системного и процессного подходов. В рамках первого подхода система подготовки музеологов рассматривается как целостная структура, функци-нальными элементами которой являются государственная политика в области высшего образования, преемственность уровней высшего образования, стандартизация профессиональной деятельности. В рамках процессного подхода подготовка музеологов понимается как алгоритм отбора и формирования содержания дисциплин основной образовательной программы на основе нормативных документов, содержащих требования к знаниям, умениям, трудовым действиям, а также индикаторы достижения компетенций. Эволюция государственных образовательных стандартов проанализирована с помощью историко-генетического метода. Инструментарий структурно-функционального метода был положен в основу федеральных образовательных и профессиональных стандартов в их совокупности для разработки основной образовательной программы.

Результаты

В соответствии с образовательными стандартами область профессиональной деятельности будущих специалистов-музееведов была определена следующим образом: для образовательного стандарта в области культуры и искусства по специальности 052800 «Музейное дело и охрана памятников» — музеи различного профиля, а также галереи, выставочные залы, историко-этно-графические и туристические комплексы; научно-исследовательские и проектные организации, осуществляющие изучение, сохранение, освоение и пропаганду культурно-исторического наследия; органы управления и охраны памятников истории и культуры; государственные, общественные и коммерческие организации, создающие и развивающие сеть музеев, арт-галерей, туристических фирм, а также органы охраны памятников истории и культуры; средние общеобразовательные, средние специальные учебные заведения, ведущие подготовку специалистов в области музейного дела и охраны памятников [6]. По такому же принципу была сформулирована область профессиональной деятельности во ФГОС ВПО 2011 г. «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и ФГОС ВО 2016 г. «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» [10]. Проект ФГОС ВО 3++ «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» определяет области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов; по учету музейных предметов в музеях всех видов; экскурсионной деятельности в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами; проектированию экспозиций и выставок в музеях всех видов; разработке и реализации программ охраны, использования и популяризации объектов культурного и природного наследия; формированию и реализации культурно-образовательных и научно-просветительных программ в музеях всех видов [7].

Таким образом, одно из принципиальных отличий стандарта 3++ в том, что область профессиональной деятельности согласуется с реестром профессиональных стандартов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, а перечень сопряженных профессиональных стандартов приводится теперь в приложении к образовательному стандарту [11]. Однако, проанализировав данный перечень, обратим внимание на то, что он требует дополнения с учетом основных направлений музейной деятельности и профилей подготовки музеологов. Наряду с «чисто музейными» профессиональными стандартами («Хранитель музейных ценностей», «Специалист по учету музейных предметов» и «Экскурсовод (гид)»), мы считаем, что необходимо включить так называемые сквозные по отрасли, которые непосредственно соотносятся с основными направлениями музейной деятельности, но не отнесены к группе 04 «Культура, искусство». К таким профессиональным стандартам можно отнести: 01.005 «Специалист в области воспитания» в рамках такой обобщенной трудовой функции, как «воспитательная работа с группой обучающихся», можно сформировать необходимые знания, умения и навыки в рамках обязательной для музеологов дисциплины «Музейная педагогика» или еще более их углубить при освоении профиля «Музейная педагогика». Профессиональный стандарт 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» в обобщенных функциях «создание и редактирование информационных ресурсов» и «управление (менеджмент) информационными ресурсами» четко прописывает знания, умения и трудовые действия научного сотрудника музея в рамках продвижения информационного образа музея в виртуальной среде с учетом современных требований к музею и форм музейной отчетности, например форма 8 н/к, п 2 «Информатизация музея». Заложенные в данном профессиональном стандарте знания и умения необходимо формировать в рамках таких традиционных для данного направления подготовки дисциплин, как «Информационные технологии в музейной деятельности», «Менеджмент и маркетинг музейной деятельности» и другие, а более глубоко — в рамках профиля «Информационные технологии в музейной деятельности». Еще один профессиональный стандарт 33.019 «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» дает возможность подготовить высококвалифицированные востребованные кадры в рамках профиля «Выставочная деятельность», а также отчасти в освоении традиционной для данного направления дисциплины «Основные направления музейной деятельности». Следует отметить, что при внедрении новых ФГОС ВО 3 ++ не все направления подготовки имеют утвержденные профессиональные стандарты. В этой связи разработчики примерных образовательных стандартов при Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию (ФУМО) стараются максимально расширить перечень профессиональных стандартов, которые можно применять при разработке основной образовательной программы для того, чтобы у образовательных организаций и профильных кафедр была возможность подготовить специалистов, востребованных в регионе.

Еще одним принципиальным отличием образовательного стандарта 3++ является унификация универсальных и общепрофессиональных компетенций, в том числе для укрупненной группы специальностей 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты», в которую входят: культурология, народная художественная культура, социально-культурная деятельность, музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, режиссура театрализованных представлений и праздников, библиотечно-информационная деятельность [6]. Универсальные компетенции отражают требования рынка труда к компетенциям выпускника в области культуроведения в целом, к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника программы высшего образования соответствующего уровня, а также включают профессиональные характеристики, определяющие встраивание уровня образования в национальную систему профессиональных квалификаций. Общепрофессиональные компетенции отражают запросы рынка труда в части владения выпускниками программ высшего образования по направлению подготовки базовым основам профессиональной деятельности в сфере культуроведения и социокультурного проектирования с учетом потенциального развития области или областей деятельности (независимо от ориентации программы на конкретные объекты деятельности или области знания) [3]. Кроме того, на основании ФГОС ВО 3++ (п. 3.4) перечень профессиональных компетенций образовательная организация устанавливает самостоятельно с учетом обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов, а также анализа требований, предъявляемых к выпускнику данного направления, обобщения отечественного и зарубежного опыта, в том числе ведущих работодателей и профессиональных объединений по отрасли. При разработке примерной образова-

тельной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» разработчиками было принято решение в качестве рекомендованных включить профессиональные компетенции из ФГОС ВО 3+, тем самым обеспечить преемственность принципов регулирования основной образовательной программы в условиях смены образовательных стандартов [9].

Еще одно отличие, направленное на совершенствование подготовки востребованного специалиста, — это наличие в основной образовательной программе индикаторов достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [6]. Они необходимы для планирования результатов обучения по элементам образовательной программы и соответствующих оценочных средств. Индикаторы достижения компетенций — это умения, знания и действия, которые в совокупности обеспечивают достижение компетенций. Индикаторы являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. Индикаторы достижения компетенций должны быть измеряемы с помощью средств, доступных в образовательном процессе [3]. Они должны быть связаны с требованиями профессиональных стандартов и включенными в них знаниями, умениями и трудовыми действиями и функциями. С учетом того, что образовательная организация сама вправе устанавливать индикаторы достижения компетенций, это позволяет планировать результаты обучения в соответствии с профилем образовательной программы и обеспечивает формирование всех компетенций выпускника в соответствии с программой бакалавриата или магистратуры.

Так, например, к категории универсальных компетенций относится «системное и критическое мышление», включающей такую компетенцию, как УК-1 «Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач». Мы считаем, что было бы целесообразно ее разбить на следующие индикаторы.

Знать: З-1 — основные теоретико-методологические положения философии, социологии, культурологии; З-2 — особенности методологии концептуальных подходов к пониманию природы информации как научной и философской категории, методологические основы системного подхода; З-3 — основные виды исторических источников; З-4 — основные методы научного исследования в музеологии.

Уметь: У-1 — использовать философский понятийно-категориальный аппарат, основные принципы философии в анализе и оценке социальных проблем и процессов, тенденций, фактов, явлений; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; У-2 — формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным социальным и философским проблемам; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы общественной жизни на основе системного подхода; У-3 — самостоятельно анализировать культурологическую, естественно-научную, историческую, психолого-педагогическую информацию; У-4 — определять информационную емкость различных видов исторических источников; У-5 — применять методы исторического, культурологического, социологического и педагогического исследования в музеологии; оценивать и прогнозировать последствия своей научной и профессиональной деятельности; У-6 — сопоставлять различные точки зрения на многообразие явлений и событий, аргументированно обосновывать свое мнение.

Владеть: В-1 — элементарными навыками теоретического мышления; В-2 — навыками публичной речи, аргументации, изложения собственного видения рассматриваемых проблем, ведения дискуссий и полемики; В-3 — методами сбора, анализа и обобщения гуманитарной информации; технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных и социальных знаний; В-4 — приемами использования целостной картины мира, диалектическим и системным взглядом на объект анализа, навыками рефлексии; В-5 — навыками внутренней и внешней критики различных видов исторических источников; В-6 — способностью анализировать и синтезировать информацию, связанную с проблемами современного общества, а также о природе и технологиях, формировании основ личностного мировоззрения; В-7 — методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; методологией и методикой изучения исторических и культурологических фактов, явлений.

При помощи данных индикаторов можно оценить сформированность компетенций ряда дисциплин: философии, истории (история России и всеобщая история), культурологии, основ научных исследований, русского языка и культуры речи и в рамках блока 1 и в соответствии со структурой

программы бакалавриата по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

В то же время, если мы рассмотрим такую общепрофессиональную компетенцию, как ОПК-5 «способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры», то она должна включать следующие индикаторы. Знать: З-1 — теоретико-методологические и правовые основы культурной политики; З-2 — основные направления государственной политики в сфере культуры. Уметь: У-1 — определять международный контекст политики Российской Федерации в сфере культуры; У-2 — выявлять особенности многоуровневой и многосубъектной структуры государственной культурной политики. Владеть: В-1 — исследовательскими подходами к изучению информационной открытости сферы культуры; В-2 — способностью анализировать проблемы и динамику в области сохранения культурного и природного наследия. Это позволит сформировать компетенции не только такой обязательной дисциплины, как «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» [5], но и включить данную компетенцию в дисциплины «Менеджмент и маркетинг музейного дела», «Охрана культурного и природного наследия» и др.

Очевиден вопрос о единых индикаторах измерения универсальных и общепрофессиональных компетенций для всех направлений подготовки группы 510000 в рамках вышеперечисленных дисциплин. Однако профессиональные компетенции и индикаторы их измерения должны быть сформулированы только на основе требований работодателей сферы музейного дела.

Так, например, в Сибири в музейных сетях Кемеровской, Тюменской областей, Алтайского края и Республики Бурятия в последние годы существует острая потребность в следующих специалистах: реставратор, специалист в области превентивной консервации, искусствовед, специалист по менеджменту и маркетингу в музейном деле, таксидермист, специалист в области информационных технологий, специалист по работе с инвалидами [2]. Подготовка таксидермистов, а также специалистов в области превентивной консервации не возможна на базе вузов культуры и требует сетевого взаимодействия между несколькими вузами. Подготовка реставраторов ведется только в образовательных организациях центральной части нашей страны, прошедших специальное лицензирование. В то же время следует обратить внимание, что существует как отдельный ФГОС ВО «Реставрация», так и профессиональный стандарт «Специалист по техническим процессам художественной деятельности». Подготовка бакалавров-искусствоведов сегодня ведется в рамках отдельного направления подготовки на базе практически всех вузов культуры России. В европейской части России музейное дело нуждается в хранителях музейных предметов и специалистах по учету музейных предметов. Усугубляется эта проблема требованиями к сотрудникам музеев внести все музейные предметы и коллекции в Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации до 2025 года.

Заключение

Данные проблемы профильного рынка труда решаются в рамках направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» по запросам работодателей и в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Специалист по учету музейных предметов», «Хранитель музейных ценностей», «Экскурсовод (гид)», а также «Специалист по информационным ресурсам», «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок», утвержденных для сферы музейного дела, [6] и содержанием нового ФГОС ВО. Также это позволяет подготовить востребованного на рынке труда компетентного музейного специалиста для конкретного региона.

В основе ключевых принципов разработки внедряемых в скором времени ФГОС ВО 3++ лежит унификация универсальных и общепрофессиональных компетенций по определенной отрасли, например в сфере культуры и искусства. Профессиональные стандарты становятся приложением к образовательным стандартам, что позволяет содержательно не менять ФГОС при появлении новых профессиональных стандартов. В то же время в областях, где еще не приняты профстан-дарты, профессиональные компетенции формируются сучетом профессионального опыта.

Будущее российских музеев зависит от обеспечения музейной отрасли квалифицированными кадрами. Для этого необходимо привести в соответствие систему подготовки музейных специалистов всех профилей с учетом потребностей современной музейной деятельности, в том числе и конкретных регионов.

Литература

1. Захаренкова Д. Н. Применение профессиональных стандартов в профессиональном образовании и обучении в контексте развития национальной системы квалификаций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 17-20.

2. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2016 год. Кемерово: ИП «Прошкин», 2017. 184 с.

3. Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на основе профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://media.rspp.ru/document/1/ 5/1/51bc3be202eca942e7404502c502a8b0.pdf.

4. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / под ред. А. А. Климова. М., 2016. 104 с.

5. О реализации учебного курса «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] : письмо Министерства культуры РФ от 05.07.2016 г. № 209.01-39-ВА. URL: http://mkrf.ru/dokumenty/ letter/?t=sb.

6. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/2.

7. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http:/fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510304_B_3plus_25042017.pdf.

8. Родионова Д. Д, Кагакина Е. А Модель подготовки бакалавров на основе согласования образовательных и профессиональных стандартов (на примере направления 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия») // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. Т. 7. С. 121.

9. Родионова Д.Д. Формирование профессиональных компетенций музееведа в условиях взаимодействия вуза и музея // Образовательные стратегии и инициативы в этнокультурном развитии регионов Большого Алтая : материалы междунар. науч.-прак. конф. /под ред. И. Р. Лазаренко. Барнаул, 2016. С. 216-223.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ 01.06.2016 № 788. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/ 510304.pdf.

11. Хмельницкая И. Б. Разработка и содержание профессиональных стандартов в области учетно-хранительской деятельности музея // Научно-исследовательская работа в музее. М., 2015. С. 8-19.

12. Чурекова Т. М., Кагакина Е. А. Основные направления модернизации российского университетского образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-2. С. 171-177.

References

1. Zakharenkova D. N. Application of professional standards in vocational education and training in the context of the development of the national system of qualifications. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i zarubezhom]. 2017. № 2 (26). С. 17-20. (In Russian).

2. Information-analytical report on the activities of state and municipal museums of the Kemerovo region for 2016 [Informacionno-analiticheskij otchet o dejatel'nosti gosudarstvennyh i municipal'nyh muzeev Kemerovskoj oblasti za 2016 god]. Kemerovo: IP "Proshkin", 2017. 184 p. (In Russian).

3. Methodical recommendations on actualization of federal state educational standards of higher education on the basis of professional standards [Metodicheskie rekomendacii po aktualizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija na osnove professional'nyh standartov]. Available at: http://media.rspp.ru/document/1/5/1/51bc 3be202eca942e7404502c502a8b0.pdf. (In Russian).

4. Modernization of Russian education: challenges of the new decade [Modernizacija rossijskogo obrazovanija: vyzovy novogo desjatiletija]. Ed. A. A. Klimova. Moscow, 2016. 104 p. (In Russian).

5. On the implementation of the training course "Fundamentals of the State Cultural Policy of the Russian Federation" : Letter of the Ministry of Culture of the Russian Federation dated July 5, 2016 № 209.01-39-VA [0 realizacii uchebnogo kursa "Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki Rossijskoj Federacii" : pis'mo Ministerstva kul'tury RF ot 05.07.2016 g. № 209.01-39-VA]. Available at: http://mkrf.ru/dokumenty/letter/?t=sb. (In Russian).

6. Portal of Federal State Educational Standards [Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov]. Available at: http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/2. (In Russian).

7. The project of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 51.03.04 "Museumology and protection of objects of cultural and natural heritage" (bachelor degree) [Proekt federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 51.03.04 "Muzeologija i ohrana ob#ektov kul'turnogo i prirodnogo nasledija" (uroven' bakalavriata)]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/ Bak3++/510304_B_3plus_25042017.pdf. (In Russian).

8. Rodionova D. D., Kagakina E. A. Model of bachelor's training on the basis of coordination of educational and professional standards (for example, direction 072300 "Museology and protection of cultural and natural heritage sites"). Bulletin of Kemerovo State University [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitet]. 2012. Vol. 7. P. 121. (In Russian).

9. Rodionova D. D. Formation of professional competences of the museum expert in the conditions of interaction between the university and the museum. Educational strategies and initiatives in the ethno-cultural development of the Greater Altai: regions materials of the international scientific-practical conference [0brazovatel'nye strategii i iniciativy v jetnokul'turnom razvitii regionov Bol'shogo Altaja : materialy mezhdunarodnoj nauch.-prakticheskoj konferencii]. Ed. I. R. Lazarenko. Barnaul, 2016. P. 216-223. (In Russian).

10. Federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.04 "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage" (bachelor's level): 0rder of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 01.06.2016 № 788 [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki

51.03.04 "Muzeologija i ohrana ob#ektov kul'tunnogo i pninodnogo nasledija" (uroverT bakalavniata): pnikaz Ministenstva obnazovanija i nauki RF 01.06.2016 g. № 788.]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510304.pdf. (In Russian).

11. Khmelnitskaya I. B. Development and maintenance of professional standards in the field of accounting and custodial activities of the museum. Research work in the museum [Nauchno-issledovatel'skaja rabota v muzee]. Moscow, 2015. C. 8-19. (In Russian).

12. Churekova T. M., Kagakina E. A. Main directions of modernization of the Russian university education. Vestnik of the Kemerovo State University of Culture and Arts [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv]. 2014. № 29-2. P. 171-177. (In Russian).

УДК/uDC 377 Е. Л. Руднева, Д. Г. Кочергин

E. Rudneva, D. Kochergin

НЕЗАВИСИМАЯ ОцЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ СПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

THE INDEPENDENT EVALuATION

of education's quality and the analysis of its results

(THE INSTANCE OF KEMEROVO REGION' PROFESSIONAL EDuCATION SYSTEM)

Введение. В современной России развитие системы оценки качества образования является ключевым механизмом адаптации сферы образования к рыночными принципам функционирования. Данная работа призвана заполнить лакуну в области управления образованием, связанную с введением новой оценочной процедуры — независимой оценки качества образования. В статье независимая оценка рассматривается в контексте федеральной и региональной практик управления образованием, проводится анализ результатов такой оценки на примере системы среднего профессионального образования Кемеровской области.

Методология. Базой исследования являются результаты независимой оценки качества образования, опубликованные на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях — http://bus.gov.ru. Анализ охватывает сведения о 81 740 образовательных организациях, из них 1948 — в Кемеровской области (в том числе 67 профессиональных образовательных организаций). Сопоставление результатов независимой оценки производится в соответствии с методикой, утвержденной Минобрнауки России.

Результаты. Несмотря на наличие определенных ограничений (например, неэффективность межрегиональных сравнений), результаты независимой оценки качества применимы для анализа динамики региональной системы образования. Для регионального менеджера системы образования наибольший интерес представляет анализ по типам образовательных организаций и уровням образования на основе пятинтервальной шкалы.

Анализ системы среднего профессионального образования Кузбасса с использованием результатов независимой оценки позволил установить, что потребители образовательных услуг в целом удовлетворены их качеством; обеспечение информационной открытости не является значимой проблемой для профессиональных образовательных организаций (ПОО). При этом имеет место низкая осведомленность ПОО о необходимости стандартизированной работы с обращениями.

Заключение. Навыки анализа ситуации в системе образования на основе результатов независимой оценки, а также умение использовать эти результаты для принятия управленческих решений становятся в настоящее время важными элементами профессиональной компетентности менеджеров системы образования.

Introduction. The development of education quality evaluation system is a key method of adaptation of education system to the market principles in modern Russia. This paper focuses on fill a lacuna,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.