Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий и их влияние на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза'

Развитие информационных технологий и их влияние на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / VIRTUAL REALITY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / MULTIMEDIA INFORMATION / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / DIDACTIC PATTERN / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND NETWORK TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скибицкая Ирина Юрьевна, Бирюкова Лариса Владимировна

Статья посвящена развитию информационных технологий и их влиянию на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза. Представлены этапы развития информационных технологий. Уточнено лексическое значение некоторых терминов иноязычного происхождения. Предложена модель формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Information Technologies and their Influence on Formation of Linguistic-Professional Competence of Students of Technical Higher Education

The article is devoted to the development of information technologies and their influence on the formation of linguistic and professional competence of students. The development of information technologies stages are presented here. The lexical meanings of some foreign terms are specified. A pattern for the formation of linguistic and professional competence of students is proposed in this article.

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий и их влияние на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза»

Мы считаем, что для того чтобы студент мог выйти на уровень высокого самосознания, он должен уметь анализировать собственную деятельность, что даст возможность выявлять самостоятельно или в сотрудничестве с преподавателем причину собственных ошибок. Говоря другими словами, необходимо закладывать в студента такую компетентность, как ведение самомониторинга и психологически обоснованной самокоррекции. Это в свою очередь позволит студентам получать системные, действенные и прочные знания, дающие возможность ориентироваться в различных условиях, осмысливать ход предстоящей деятельности, изменять её в зависимости от возникающих условий, оценивать результаты, полученные в ходе деятельности.

Мы считаем, что в результате такой деятельности у студента появится яркий мотив к самосовершенствованию, будет сформирован прочный и осознанный познавательный интерес к обучению не только на этапе обучения в вузе, но и на протяжении его дальнейшей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 278 с.

2. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -160 с.

3. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1989. - 67 с.

4. Щукина, Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. -С. 352-358.

5. Шинская, Е. Б. Что заставило людей работать? / Е. Б. Шинская // Экономика и жизнь. - 1998. - № 10. - С. 24-26.

6. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

7. Коржуев, А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 300 с.

© Семёнова Л. А., 2017

УДК 378.6: 81: 616.9

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

И. Ю. Скибицкая, Л. В. Бирюкова

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

Статья посвящена развитию информационных технологий и их влиянию на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза. Представлены этапы развития информационных технологий. Уточнено лексическое значение некоторых терминов иноязычного происхождения. Предложена модель формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, виртуальная среда, коммуникация, мультимедийная информация, дидактическая модель, информационные и сетевые технологии.

Одним из путей модернизации профессионального образования являются информационные технологии и созданное на их базе виртуальное пространство, которое активно используется в жизни современного общества. Основная цель использования виртуальной среды - обеспечение коммуникации, связи между людьми с целью оперативного обмена разного вида информацией. В работе [1] её автор трактует термин «информация» как событие в общественной жизни и процессы в технических устройствах, воплощённые и зафиксированные в некоторой материальной форме.

Обращаясь к истокам развития коммуникации, Н. Б. Мечковская [2] отмечает, что зарождение и усвоение письменности не только даёт толчок к увеличению объёма информации, способной сохраниться в памяти как отдельного индивида, так и общества в целом, но и вносит разнообразие в содержание этой информации. Кроме того, письменность позволяет передавать накопленную информацию, расширяя временные и пространственные связи. Ещё в I веке до н. э. Диор Сицилийский - греческий историк, писал [3], что при царе Кире, который уделял огромное значение деловому общению между людьми, на возвышенности сторожевых башен помещались так называемые «королевские уши», в задачи которых входило криком передавать королевские приказы между собой.

Следующим этапом развития информационных технологий, по мнению исследователей [3; 4], следует считать возникшее в середине XI века в Китае книгопечатание. В Европу книгопечатание пришло лишь в XIII веке, а расцвет книгопечатания пришёл гораздо позже, поскольку сознание людей на тот момент ещё не было готово к этому. Освобождение от феодальной зависимости в Европе во второй половине XV века выносит книгопечатание на совершенно новый уровень. Так, многочисленные тиражи унифицированных текстов постепенно начали вытеснение латыни из церковнославянского текста и как следствие и рукописные книги. В сочетании с развитием образования широких слоёв населения печатная литература серьёзно нивелирует роль наставника в процессе обучения, который до этого обладал уникальным монопольным знанием в области своего предмета, которое передавал посредством чтения лекций своим ученикам.

Канадский философ и литературный критик Мак-Люэн говорит о печатных изданиях как о товаре: «Печатная книга более похожа на справочник, чем на говорящую мудрость» [4]. Периодичные печатные издания, такие как газеты, а позднее журналы, появившиеся в XVI веке, развивают у общества интерес к текущим событиям, происходящим в разных областях жизнедеятельности: науке, политике, культуре и пр. У данной «продук-

ции» даже появляется своя «аудитория», которая ждёт новостей и живёт «текущим моментом» жизни. Так, зарождение, развитие и распространение книгопечатания делает письменные коммуникации обыденным, массовым, недорогим и разнообразным, с точки зрения стилистики и жанра, способом получения информации.

Влияние индустриализации на процессы общения и передачи информационных данных не только сказываются на развитии отрасли книгопечатания, но и коренным образом меняют способы доставки и хранения информации, поскольку в указанное время появляется такое изобретение, как телеграф (1832 г.) [2; 4]. Новые технические изобретения в значительной степени расширяют коммуникативные возможности человека, поскольку стирают временные и пространственные границы между отправителем и получателем информации. Она становится доступной конечному потребителю в считанные секунды. Это делает процесс коммуникации скоростным, общедоступным и повсеместным.

Следующим этапом развития информационных технологий можно считать появление первых электронных вычислительных машин (ЭВМ). В своём развитии они прошли несколько этапов, начиная от создания арифмометра, который представлял собой механическое устройство, позволяющее производить арифметические расчёты, до суперсовременных ЭВМ.

Обращаясь к историческим хроникам, можно говорить, что заметной датой в создании таких механических вычислителей стали:

- 1617 год - изобретегние шотландским теологом, математиком и астрономом Д. Непером таблицы логарифмов, а в дальнейшем создание им первого вычислительного инструмента, так называемых «палочек Непера», чем совершил огромный прорыв в вычислительной математике;

- 1642 год - год изобретения суммирующей машины французским математиком Б. Паскалем;

- 1693 год - создание немецким учёным Г. Лейбницем механического калькулятора с использованием принципа связанных колец, так называемых «паскалин», способного не только складывать, вычитать, делить и умножать, но и возводить в степень;

- 1874 год - создание петербургским учёным В. Однером арифмометра [5].

Начало 50-х годов ХХ века ознаменовано расцветом отечественной компьютерной индустрии. Так, основоположником вычислительной техники в СССР, академиком АН СССР С. Лебедевым, в 1952 году разработаны Малая электронно-счётная машина (МЭСМ) и в 1953 году - БЭСМ (быстродействующая электронная машина), призванная совершать расчёты для производства ядерного оружия в стране [5].

В процессе развития сетевых технологий выяснился факт, что основную нагрузку в сети стали составлять не вычислительные операции, как это было ранее, а обмен сообщениями между пользователями. Это привело к появлению электронной почты и телеконференций [6]. В настоящее время невозможно представить профессиональную деятельность специалистов без целенаправленного использования интернет-ресурсов.

Так, начиная с 1990-х гг., компьютерные глобальные сети расширили перечень предоставляемых информационных услуг. В основе их деятельности лежали в первую очередь не надёжность и стабильность, а возможность передавать пользователям сетей большие объёмы информации в реальном времени, к которым относятся изображения, различные по формату видео - одним словом, вся мультимедийная информация [7].

Одним из существенных и важных событий в истории развития глобальной сети Интернет стало создание «Всемирной паутины» - World Wide Web (www), в основу которой легла технология гипертекста [8]. Основа технологии гипертекста была заложена Тедом Нельсоном ещё в 1969 году. Основная идея состояла в том, что каждый термин в любой информационной статье может быть связан с ещё одной статьёй, причём количество подобного рода отсылок к новой информации не ограничена. В связи с этим возрастает роль и значение общения как инструмента осуществления коммуникации и в профессиональной деятельности.

Таким образом, использование информационных технологий с целью формирования способности чётко структурировать свою речь, речевые средства для адекватного представления мыслей, развитие качеств личности для успешного речевого взаимодействия, готовности устанавливать речевой контакт, построенный на взаимном уважении собеседников друг к другу, способствует формированию лингвопрофессиональной компетентности студентов вузов [9].

Педагогический опыт показывает, что в подготовке будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию лингвопрофессиональной компетентности средствами речеведческих дисциплин с использованием информационных технологий и телекоммуникационных средств.

Нами была предпринята попытка создать дидактическую модель, которая позволит учитывать современные достижения в области развития информационных технологий и других отраслей знания. Она включает в себя совокупность интегрированных курсов, что позволит студентам компенсировать недостатки раздельного изучения учебных дисциплин, овладевать профессиональной терминологией на базе речеведческих дисциплин, осваивать понятия практико-ориентированной риторики, психологии, этики, отрабатывать эффективные алгоритмы речевой деятельности (чтения, слушания, письма и говорения). Интегрированные курсы формируют умения создавать письменные и устные тексты деловых и публичных выступлений, поскольку междисциплинарные связи стимулируют познавательную активность студентов, развивают мыслительные способности, а также умения комплексного использования информационных технологий при решении учебных и профессиональных задач.

Итак, вышеизложенное подтверждает мнение учёных о том, что с развитием информационных технологий и телекоммуникационных средств повышается эффективность коммуникации между пользователями. Это в свою

очередь требует формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов с целью результативного обмена, передачи и обработки информации в процессе будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Шмокин, М. Н. История развития вычислительной техники и программирования: учеб.пособ. / М. Н. Шмокин. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2005. - 76 с.

2. Мечковская, Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию / Н. Б. Мечковская. - М.: Флинта Наука, 2009. - 58 с.

3. Мальцева, О. П. От Морзе до Интернета: ист. очерк / О. П. Мальцева. - Владивосток: [Б. и.], 2002. - 143 с.

4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Мир: Академический проект, 2005. -496 с.

5. Ушаков, И. А. История науки сквозь призму озарений. Кн. 6. От счётных машин до ЭВМ: Как люди научили машины «думать» / И. А. Ушаков. - М.: КомКнига, 2010. - 176 с.

6. Храмцов, П. Б. Лабиринт Internet: практическое руководство / П. Б. Храмцов. - М.: «ЭЛЕКТРОИНФОРМ», 1996. - 256 с.

7. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учебник для вузов / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. - 4-е изд. -СПб.: Питер, 2010 - 944 с.

8. Успенский, И. Энциклопедия Интернет-бизнеса / И. Успенский.- СПб: Питер, 2001. - 432 с.

9. Скибицкая, И. Ю. Факторы формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыковых вузов / И. Ю. Скибицкая // Инновации в образовании. - 2010. - № 12. - С. 127-135.

© Скибицкая И. Ю., Бирюкова Л. В., 2017 УДК 377/378:004.9

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ГГ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Э. Г. Скибицкий

Сибирская академия финансов и банковского дела

В статье приведены научные подходы к определению словосочетания «информационные технологии». Представлены этапы эволюции информационных технологий. Показаны возможности информационных технологий при подготовке IT-специалистов. Дана характеристика информационных технологий, используемых при подготовке IT-специалистов. Сделан вывод о целесообразности их применения в процессе подготовки IT-специалистов.

Ключевые слова: информационные технологии, подготовка, информация, IT-специалисты, этапы, компьютерные средства.

Современный период развития общества характеризуется возрастающим влиянием на него информационных технологий, которые активно проникают во все области человеческой деятельности, в том числе и в образовательную сферу, и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство.

В настоящее время в России идёт процесс модернизации системы образования, ориентированный на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание образования, методики использования инновационных технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать подготовке IT-специалистов на основе требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами.

Переход системы образования на субъектно-компетентностную модель должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства российского образования и широком применении информационных технологий (ИТ), призванных стать не дополнительным «довеском» в подготовке IT-специалистов, а неотъемлемой частью целостного педагогического процесса, значительно повышающей его результативность. Важной частью этих процессов является информатизация общества, его различных сфер, в том числе профессионального образования.

Профессиональная подготовка IT-специалистов в условиях информатизации рассматривается нами как непрерывный и динамичный, находящийся в постоянном развитии процесс, выполняющий как организационные, так и развивающие функции. Всё это вместе обеспечивает процесс формирования готовности специалиста к результативной профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, базирующейся на основе информационных технологий и средств коммуникации [1].

Понятие «информационные технологии» впервые в науку ввёл В. М. Глушков, понимая под ним процессы, связанные с переработкой информации [2]. Изучение литературных источников показало, что в настоящее время словосочетание «информационные технологии» трактуется по-разному:

- как совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации [3];

- совокупность моделей, методов и программных средств обработки информации при интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему [4] ;

- программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации [5];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.