Мы считаем, что для того чтобы студент мог выйти на уровень высокого самосознания, он должен уметь анализировать собственную деятельность, что даст возможность выявлять самостоятельно или в сотрудничестве с преподавателем причину собственных ошибок. Говоря другими словами, необходимо закладывать в студента такую компетентность, как ведение самомониторинга и психологически обоснованной самокоррекции. Это в свою очередь позволит студентам получать системные, действенные и прочные знания, дающие возможность ориентироваться в различных условиях, осмысливать ход предстоящей деятельности, изменять её в зависимости от возникающих условий, оценивать результаты, полученные в ходе деятельности.
Мы считаем, что в результате такой деятельности у студента появится яркий мотив к самосовершенствованию, будет сформирован прочный и осознанный познавательный интерес к обучению не только на этапе обучения в вузе, но и на протяжении его дальнейшей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 278 с.
2. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. -160 с.
3. Савина, Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб. пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1989. - 67 с.
4. Щукина, Г. И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. -С. 352-358.
5. Шинская, Е. Б. Что заставило людей работать? / Е. Б. Шинская // Экономика и жизнь. - 1998. - № 10. - С. 24-26.
6. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
7. Коржуев, А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 300 с.
© Семёнова Л. А., 2017
УДК 378.6: 81: 616.9
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
И. Ю. Скибицкая, Л. В. Бирюкова
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Статья посвящена развитию информационных технологий и их влиянию на формирование лингвопрофессиональной компетентности студентов технического вуза. Представлены этапы развития информационных технологий. Уточнено лексическое значение некоторых терминов иноязычного происхождения. Предложена модель формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов.
Ключевые слова: информационные технологии, информация, виртуальная среда, коммуникация, мультимедийная информация, дидактическая модель, информационные и сетевые технологии.
Одним из путей модернизации профессионального образования являются информационные технологии и созданное на их базе виртуальное пространство, которое активно используется в жизни современного общества. Основная цель использования виртуальной среды - обеспечение коммуникации, связи между людьми с целью оперативного обмена разного вида информацией. В работе [1] её автор трактует термин «информация» как событие в общественной жизни и процессы в технических устройствах, воплощённые и зафиксированные в некоторой материальной форме.
Обращаясь к истокам развития коммуникации, Н. Б. Мечковская [2] отмечает, что зарождение и усвоение письменности не только даёт толчок к увеличению объёма информации, способной сохраниться в памяти как отдельного индивида, так и общества в целом, но и вносит разнообразие в содержание этой информации. Кроме того, письменность позволяет передавать накопленную информацию, расширяя временные и пространственные связи. Ещё в I веке до н. э. Диор Сицилийский - греческий историк, писал [3], что при царе Кире, который уделял огромное значение деловому общению между людьми, на возвышенности сторожевых башен помещались так называемые «королевские уши», в задачи которых входило криком передавать королевские приказы между собой.
Следующим этапом развития информационных технологий, по мнению исследователей [3; 4], следует считать возникшее в середине XI века в Китае книгопечатание. В Европу книгопечатание пришло лишь в XIII веке, а расцвет книгопечатания пришёл гораздо позже, поскольку сознание людей на тот момент ещё не было готово к этому. Освобождение от феодальной зависимости в Европе во второй половине XV века выносит книгопечатание на совершенно новый уровень. Так, многочисленные тиражи унифицированных текстов постепенно начали вытеснение латыни из церковнославянского текста и как следствие и рукописные книги. В сочетании с развитием образования широких слоёв населения печатная литература серьёзно нивелирует роль наставника в процессе обучения, который до этого обладал уникальным монопольным знанием в области своего предмета, которое передавал посредством чтения лекций своим ученикам.
Канадский философ и литературный критик Мак-Люэн говорит о печатных изданиях как о товаре: «Печатная книга более похожа на справочник, чем на говорящую мудрость» [4]. Периодичные печатные издания, такие как газеты, а позднее журналы, появившиеся в XVI веке, развивают у общества интерес к текущим событиям, происходящим в разных областях жизнедеятельности: науке, политике, культуре и пр. У данной «продук-
ции» даже появляется своя «аудитория», которая ждёт новостей и живёт «текущим моментом» жизни. Так, зарождение, развитие и распространение книгопечатания делает письменные коммуникации обыденным, массовым, недорогим и разнообразным, с точки зрения стилистики и жанра, способом получения информации.
Влияние индустриализации на процессы общения и передачи информационных данных не только сказываются на развитии отрасли книгопечатания, но и коренным образом меняют способы доставки и хранения информации, поскольку в указанное время появляется такое изобретение, как телеграф (1832 г.) [2; 4]. Новые технические изобретения в значительной степени расширяют коммуникативные возможности человека, поскольку стирают временные и пространственные границы между отправителем и получателем информации. Она становится доступной конечному потребителю в считанные секунды. Это делает процесс коммуникации скоростным, общедоступным и повсеместным.
Следующим этапом развития информационных технологий можно считать появление первых электронных вычислительных машин (ЭВМ). В своём развитии они прошли несколько этапов, начиная от создания арифмометра, который представлял собой механическое устройство, позволяющее производить арифметические расчёты, до суперсовременных ЭВМ.
Обращаясь к историческим хроникам, можно говорить, что заметной датой в создании таких механических вычислителей стали:
- 1617 год - изобретегние шотландским теологом, математиком и астрономом Д. Непером таблицы логарифмов, а в дальнейшем создание им первого вычислительного инструмента, так называемых «палочек Непера», чем совершил огромный прорыв в вычислительной математике;
- 1642 год - год изобретения суммирующей машины французским математиком Б. Паскалем;
- 1693 год - создание немецким учёным Г. Лейбницем механического калькулятора с использованием принципа связанных колец, так называемых «паскалин», способного не только складывать, вычитать, делить и умножать, но и возводить в степень;
- 1874 год - создание петербургским учёным В. Однером арифмометра [5].
Начало 50-х годов ХХ века ознаменовано расцветом отечественной компьютерной индустрии. Так, основоположником вычислительной техники в СССР, академиком АН СССР С. Лебедевым, в 1952 году разработаны Малая электронно-счётная машина (МЭСМ) и в 1953 году - БЭСМ (быстродействующая электронная машина), призванная совершать расчёты для производства ядерного оружия в стране [5].
В процессе развития сетевых технологий выяснился факт, что основную нагрузку в сети стали составлять не вычислительные операции, как это было ранее, а обмен сообщениями между пользователями. Это привело к появлению электронной почты и телеконференций [6]. В настоящее время невозможно представить профессиональную деятельность специалистов без целенаправленного использования интернет-ресурсов.
Так, начиная с 1990-х гг., компьютерные глобальные сети расширили перечень предоставляемых информационных услуг. В основе их деятельности лежали в первую очередь не надёжность и стабильность, а возможность передавать пользователям сетей большие объёмы информации в реальном времени, к которым относятся изображения, различные по формату видео - одним словом, вся мультимедийная информация [7].
Одним из существенных и важных событий в истории развития глобальной сети Интернет стало создание «Всемирной паутины» - World Wide Web (www), в основу которой легла технология гипертекста [8]. Основа технологии гипертекста была заложена Тедом Нельсоном ещё в 1969 году. Основная идея состояла в том, что каждый термин в любой информационной статье может быть связан с ещё одной статьёй, причём количество подобного рода отсылок к новой информации не ограничена. В связи с этим возрастает роль и значение общения как инструмента осуществления коммуникации и в профессиональной деятельности.
Таким образом, использование информационных технологий с целью формирования способности чётко структурировать свою речь, речевые средства для адекватного представления мыслей, развитие качеств личности для успешного речевого взаимодействия, готовности устанавливать речевой контакт, построенный на взаимном уважении собеседников друг к другу, способствует формированию лингвопрофессиональной компетентности студентов вузов [9].
Педагогический опыт показывает, что в подготовке будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию лингвопрофессиональной компетентности средствами речеведческих дисциплин с использованием информационных технологий и телекоммуникационных средств.
Нами была предпринята попытка создать дидактическую модель, которая позволит учитывать современные достижения в области развития информационных технологий и других отраслей знания. Она включает в себя совокупность интегрированных курсов, что позволит студентам компенсировать недостатки раздельного изучения учебных дисциплин, овладевать профессиональной терминологией на базе речеведческих дисциплин, осваивать понятия практико-ориентированной риторики, психологии, этики, отрабатывать эффективные алгоритмы речевой деятельности (чтения, слушания, письма и говорения). Интегрированные курсы формируют умения создавать письменные и устные тексты деловых и публичных выступлений, поскольку междисциплинарные связи стимулируют познавательную активность студентов, развивают мыслительные способности, а также умения комплексного использования информационных технологий при решении учебных и профессиональных задач.
Итак, вышеизложенное подтверждает мнение учёных о том, что с развитием информационных технологий и телекоммуникационных средств повышается эффективность коммуникации между пользователями. Это в свою
очередь требует формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов с целью результативного обмена, передачи и обработки информации в процессе будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Шмокин, М. Н. История развития вычислительной техники и программирования: учеб.пособ. / М. Н. Шмокин. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2005. - 76 с.
2. Мечковская, Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию / Н. Б. Мечковская. - М.: Флинта Наука, 2009. - 58 с.
3. Мальцева, О. П. От Морзе до Интернета: ист. очерк / О. П. Мальцева. - Владивосток: [Б. и.], 2002. - 143 с.
4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Мир: Академический проект, 2005. -496 с.
5. Ушаков, И. А. История науки сквозь призму озарений. Кн. 6. От счётных машин до ЭВМ: Как люди научили машины «думать» / И. А. Ушаков. - М.: КомКнига, 2010. - 176 с.
6. Храмцов, П. Б. Лабиринт Internet: практическое руководство / П. Б. Храмцов. - М.: «ЭЛЕКТРОИНФОРМ», 1996. - 256 с.
7. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учебник для вузов / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. - 4-е изд. -СПб.: Питер, 2010 - 944 с.
8. Успенский, И. Энциклопедия Интернет-бизнеса / И. Успенский.- СПб: Питер, 2001. - 432 с.
9. Скибицкая, И. Ю. Факторы формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыковых вузов / И. Ю. Скибицкая // Инновации в образовании. - 2010. - № 12. - С. 127-135.
© Скибицкая И. Ю., Бирюкова Л. В., 2017 УДК 377/378:004.9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ГГ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Э. Г. Скибицкий
Сибирская академия финансов и банковского дела
В статье приведены научные подходы к определению словосочетания «информационные технологии». Представлены этапы эволюции информационных технологий. Показаны возможности информационных технологий при подготовке IT-специалистов. Дана характеристика информационных технологий, используемых при подготовке IT-специалистов. Сделан вывод о целесообразности их применения в процессе подготовки IT-специалистов.
Ключевые слова: информационные технологии, подготовка, информация, IT-специалисты, этапы, компьютерные средства.
Современный период развития общества характеризуется возрастающим влиянием на него информационных технологий, которые активно проникают во все области человеческой деятельности, в том числе и в образовательную сферу, и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство.
В настоящее время в России идёт процесс модернизации системы образования, ориентированный на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание образования, методики использования инновационных технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать подготовке IT-специалистов на основе требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами.
Переход системы образования на субъектно-компетентностную модель должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства российского образования и широком применении информационных технологий (ИТ), призванных стать не дополнительным «довеском» в подготовке IT-специалистов, а неотъемлемой частью целостного педагогического процесса, значительно повышающей его результативность. Важной частью этих процессов является информатизация общества, его различных сфер, в том числе профессионального образования.
Профессиональная подготовка IT-специалистов в условиях информатизации рассматривается нами как непрерывный и динамичный, находящийся в постоянном развитии процесс, выполняющий как организационные, так и развивающие функции. Всё это вместе обеспечивает процесс формирования готовности специалиста к результативной профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, базирующейся на основе информационных технологий и средств коммуникации [1].
Понятие «информационные технологии» впервые в науку ввёл В. М. Глушков, понимая под ним процессы, связанные с переработкой информации [2]. Изучение литературных источников показало, что в настоящее время словосочетание «информационные технологии» трактуется по-разному:
- как совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации [3];
- совокупность моделей, методов и программных средств обработки информации при интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему [4] ;
- программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации [5];