очередь требует формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов с целью результативного обмена, передачи и обработки информации в процессе будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Шмокин, М. Н. История развития вычислительной техники и программирования: учеб.пособ. / М. Н. Шмокин. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2005. - 76 с.
2. Мечковская, Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию / Н. Б. Мечковская. - М.: Флинта Наука, 2009. - 58 с.
3. Мальцева, О. П. От Морзе до Интернета: ист. очерк / О. П. Мальцева. - Владивосток: [Б. и.], 2002. - 143 с.
4. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Мир: Академический проект, 2005. -496 с.
5. Ушаков, И. А. История науки сквозь призму озарений. Кн. 6. От счётных машин до ЭВМ: Как люди научили машины «думать» / И. А. Ушаков. - М.: КомКнига, 2010. - 176 с.
6. Храмцов, П. Б. Лабиринт Internet: практическое руководство / П. Б. Храмцов. - М.: «ЭЛЕКТРОИНФОРМ», 1996. - 256 с.
7. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: учебник для вузов / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. - 4-е изд. -СПб.: Питер, 2010 - 944 с.
8. Успенский, И. Энциклопедия Интернет-бизнеса / И. Успенский.- СПб: Питер, 2001. - 432 с.
9. Скибицкая, И. Ю. Факторы формирования лингвопрофессиональной компетентности студентов неязыковых вузов / И. Ю. Скибицкая // Инновации в образовании. - 2010. - № 12. - С. 127-135.
© Скибицкая И. Ю., Бирюкова Л. В., 2017 УДК 377/378:004.9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ГГ-СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Э. Г. Скибицкий
Сибирская академия финансов и банковского дела
В статье приведены научные подходы к определению словосочетания «информационные технологии». Представлены этапы эволюции информационных технологий. Показаны возможности информационных технологий при подготовке IT-специалистов. Дана характеристика информационных технологий, используемых при подготовке IT-специалистов. Сделан вывод о целесообразности их применения в процессе подготовки IT-специалистов.
Ключевые слова: информационные технологии, подготовка, информация, IT-специалисты, этапы, компьютерные средства.
Современный период развития общества характеризуется возрастающим влиянием на него информационных технологий, которые активно проникают во все области человеческой деятельности, в том числе и в образовательную сферу, и обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство.
В настоящее время в России идёт процесс модернизации системы образования, ориентированный на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, связанными с внесением корректив в содержание образования, методики использования инновационных технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать подготовке IT-специалистов на основе требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными и профессиональными стандартами.
Переход системы образования на субъектно-компетентностную модель должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства российского образования и широком применении информационных технологий (ИТ), призванных стать не дополнительным «довеском» в подготовке IT-специалистов, а неотъемлемой частью целостного педагогического процесса, значительно повышающей его результативность. Важной частью этих процессов является информатизация общества, его различных сфер, в том числе профессионального образования.
Профессиональная подготовка IT-специалистов в условиях информатизации рассматривается нами как непрерывный и динамичный, находящийся в постоянном развитии процесс, выполняющий как организационные, так и развивающие функции. Всё это вместе обеспечивает процесс формирования готовности специалиста к результативной профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, базирующейся на основе информационных технологий и средств коммуникации [1].
Понятие «информационные технологии» впервые в науку ввёл В. М. Глушков, понимая под ним процессы, связанные с переработкой информации [2]. Изучение литературных источников показало, что в настоящее время словосочетание «информационные технологии» трактуется по-разному:
- как совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации [3];
- совокупность моделей, методов и программных средств обработки информации при интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему [4];
- программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т. п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации [5];
- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [6; 7].
Следовательно, этот процесс состоит из чётко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
По мнению исследователей, основная цель ИТ - получить в результате целенаправленных действий по переработке первичных данных необходимую для пользователя информацию для решения различных задач (производственных, образовательных, исследовательских и др.). С учётом изложенного выше, мы под ИТ понимаем современные виды информационного обслуживания различных сфер человеческой деятельности, в том числе и образовательной, организованных на базе современной компьютерной техники и средств коммуникации.
В информационных технологиях выделяют три составляющие:
- аппаратное обеспечение - средства компьютерной техники и оргтехники;
- программное обеспечение - прикладное, системное, методическое, дидактическое, психологическое, эргономическое и др.;
- организационное обеспечение - включая человека в системы информационных технологий, взаимодействие человека с этими системами, системное использование технических программных средств. Проведённые нами в течение десяти лет исследования показали, что результативность подготовки
IT-специалистов в образовательной организации зависит от комплексного целенаправленного применения современных информационных технологий и телекоммуникационных средств, а также традиционных методов и организационных форм обучения.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все ИТ в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя компьютерные технологии в качестве составляющей. При этом ИТ, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «современные информационные технологии». Возможность использования ИТ в образовании предполагает, что обучение представляет собой анализ, обработку и передачу информации и становится сегодня одним из главных видов деятельности IT-специалистов различных направлений.
В педагогическом процессе компьютер может выступать в качестве объекта изучения; средства воспитания, образования и обучения; диагностики усвоения содержания образования, то есть возможны три направления использования ИТ в процессе обучения. При первом формирование профессиональных компетенций ведёт к осознанию педагогических возможностей ИТ, к выработке умений их использования при решении разнообразных задач. При втором ИТ являются мощным средством повышения результативности организации и управления педагогическим процессом. При третьем ИТ дают возможность создавать базы данных успешности обучения студентов в образовательной организации, которые дают возможность осуществлять педагогический мониторинг, корректировать и прогнозировать процесс подготовки IT-специалистов.
Основная образовательная ценность современных ИТ заключается в том, что на их основе можно создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную образовательную среду обучения с почти неограниченными потенциальными педагогическими возможностями, оказывающимися в распоряжении как педагога, так и студента.
В отличие от обычных технических средств обучения, современные ИТ не только обеспечивают студента большим количеством знаний, но и развивают его интеллектуальные и творческие способности, умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Целенаправленное внедрение современных ИТ в практику подготовки IT-специалистов позволяет:
- интенсифицировать все уровни педагогического процесса;
- рационально организовать учебную деятельность студентов в ходе процесса обучения;
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому студенту собственную образовательную траекторию обучения;
- использовать специфические свойства компьютера, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения, обращаясь к принципиально новым познавательным средствам;
- представлять в удобном для изучения масштабе времени различные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
- конкретным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления и др.
В настоящее время при подготовке IT-специалистов реализуются следующие, описанные ниже типы современных ИТ.
Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power Point или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причём с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления студенческих учебных проектов.
Электронные энциклопедии, которые являются аналогами обычных справочно-информационных изданий: энциклопедий, словарей, справочников и т. д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: а) обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; б) обеспечивают удобную систему навигации на основе гиперссылок; в) предоставляют возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы - это сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединённых в логическую структуру средствами гипертекста.
Программы-тренажеры, которые выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения задач и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента - это программные комплексы, позволяющие студенту проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Основное их преимущество в том, что они дают возможность студенту проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т. п. Главный недостаток подобных программ - естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой студент выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся разные тесты и опросники. Главное их достоинство - быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Основной недостаток - негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Компьютерная поддержка (электронные учебники и учебные курсы), которая объединяет в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, студенту сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе студенту доступен также электронный справочник / энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Комплексы обучающих игр и развивающих программ - это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, студенты развивают пространственное воображение, память и мышление, а также коммуникационные навыки.
Интернет-технологии, которые используются в качестве наглядного и доступного средства обучения. Они позволяют обеспечить многозадачность и разноуровневой подход к подготовке IT-специалистов.
Таким образом, использование современных ИТ в педагогическом процессе образовательной организации высшего образования обеспечивает подготовку конкурентоспособного, мобильного IT-специалиста с высоким уровнем информационной, этической и правовой культуры, нравственной ответственности, активности проявления творческого потенциала при решении конкретных задач в процессе профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Скибицкий, Э. Г. Компетентностный подход к организации и функционированию системы непрерывного профессионального образования в области информационных технологий / Э. Г. Скибицкий, В. В. Грузин. - Новосибирск: САФБД, 2014. - 124 с.
2. Глушков, В. М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. - М.: Наука, 1982. - 552 с.
3. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. - М.: Изд-во РАО, 1994. - 228 с.
4. Открытое образование - объективная парадигма XXI века / под общ. ред. В. П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000. - 288 с.
5. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А. А. Андреев // Школьные технологии. -2007. - № 3. - С. 151-170.
6. Дорот, В. Л. Толковый словарь современной компьютерной лексики. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. Л. Дорот, Ф. А. Новиков - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 512 с.
7. Синклер, А. Словарь компьютерных терминов. Русско-английский, англо-русский толковый словарь / А. Синклер. - М.: Вече, АСТ, 1996. - 448 с.
© Скибицкий Э. Г., 2017
УДК 37.01:330.44
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ - ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОЛЕЗНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Э. Г. Скибицкий
Сибирская академия финансов и банковского дела
В статье описаны возможности применения комплексного подхода при разработке дидактического обеспечения. Представлено описание педагогической полезности дидактического обеспечения и подходы к её оценке. С учётом особенностей и функций, выполняемых дидактическим обеспечением для оценки его полезности, предложен функционально-стоимостной анализ. Рассмотрены связи стадий функционально-стоимостного анализа и этапов разработки дидактического обеспечения.
Ключевые слова: полезность, образовательные средства, дидактическое обеспечение, разработка, оценка, функционально-стоимостной анализ, этапы.