Научная статья на тему 'Роль потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов'

Роль потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов»

В последние годы происходит акционирование и приватизация землеустроительных организаций, в результате чего постепенно формируется рынок перечисленных услуг. Вместе с тем, этот процесс идет с явными «перегибами», обусловленными, главным образом, повышенным спросом, который связан с постановкой участков на кадастровый учет, а также с необходимостью переоформления прежних прав на землю для подавляющего большинства юридических лиц в сжатые сроки (требование Земельного кодекса 2001 г.). Поэтому следовало бы дифференцировать степень регулирующего участия государства на рынке землеустроительных услуг в зависимости от категории лиц, которым они оказываются. В частности, можно выделить три принципиально различные группы их потребителей:

органы публичной власти (государственные или местного самоуправления), привлекающие землеустроительные организации для выполнения работ, связанных с формированием федеральной, региональной, муниципальной земельной собственности и др. Как правило, такие заказы распределяются на конкурсной основе. Соответственно землеустроители, конкурируя за возможность получить крупный контракт, не будут диктовать свои условия;

юридические лица, переоформляющие право бессрочного (постоянного) пользования землей на право собственности или аренды. В этом случае сто-

имость услуг, как правило, включается в выкупную цену, поступающую затем в бюджет государства или муниципального образования. Причем властные структуры также могут влиять на ее величину;

граждане, сталкивающиеся с «диктатом» одной или нескольких (но действующих согласованно) землеустроительных организаций. При этом со стороны последних вполне возможно завышение цен на услуги и навязывание дополнительных услуг, в том числе, связанных с необоснованно высокой точностью работ.

Мы полагаем, что на стадии формирования рынка упомянутых услуг взаимоотношения граждан и землеустроительных организаций должны регулироваться государством (определение минимума обязательных действий при постановке участка на кадастровый учет или при совершении с ним разного рода сделок; борьба с монополизацией и др.).

Таким образом, сегодня есть все необходимые организационно-правовые условия для формирования цивилизованных (регулируемых государством) рыночных отношений во всех секторах сельскохозяйственного землепользования, Основное направление дальнейшего развития этого механизма — обобщение складывающихся тенденций на рынке, анализ эффективности применяемых регуляторов и на этой основе совершенствование соответствующей правовой базы.

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Л.В. ТКАЧ, доктор экономических наук

Российский университет кооперации

Отечественной кооперации в 2006 г. исполнилось 175 лет. В связи с этим будет вполне оправдано всесторонне осмыслить накопленный опыт, чтобы умело его использовать с учетом современных условий, и определить перспективы развития.

Один из старейших видов кооперативной деятельности в России — потребительская кооперация. У ее истоков стояли декабристы, создавшие в 1831 г. в Иркутской губернии первое кооперативное общество «Большая артель».

В начале 90-х гг. XX века забытая государством и брошенная на произвол судьбы в жесточайших условиях рынка потребительская кооперация успешно выдержала шоковую терапию реформ и сохранилась как целостная система, делом доказавшая свою полезность, необходимость, устойчивость и значимость.

Именно потребительская кооперация может и должна стать партнером власти в решении как социальных, так и экономических проблем при реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации.

Потребительская кооперация России — это самая организованная и мощная структура по широте охвата населения в социальной и хозяйственной деятельности. Она выступает как органичный элемент экономической системы страны, наполняя товарные и денежные потоки между городом и деревней.

В 2006 г. совокупный объем хозяйственной деятельности потребительской кооперации России составил 152 млрд руб., что в сопоставимых ценах выше, чем в 2005 г. на 4,3 %. В сфере социальной деятельности было оказано более 277 тыс. услуг 146 видов, общая стоимость бытовых услуг, оплаченных населением, составила 538 млн руб., что на 6,3 % выше уровня предыдущего года.

В 2006 г., по сравнению с 2005 г., экономические показатели работы потребительской кооперации в розничной торговле и общественном питании возросли на 6,3 %, в продаже непродовольственных товаров — на 9, торговле в кредит — на 30%. Сельхозпродуктов и сырья было закуплено на 12,5 млрд руб., в том числе 84,6 тыс. т мяса (табл. 1), 171 тыс. т молока, 212 тыс. т картофеля и овощей, что больше уровня предыдущего года соответсвен-но на 1,4, 4,7 и 10...12 %.

Таблица 1. Объемы закупок основных видов сельскохозяйственной продукции

Показатель 1999 г. 2005 г. 2006 г.

Мясопродукты, тыс. т 74 82 84,6

Молокопродукты, тыс. т 91 166 171

Картофель и овощи, тыс. т 116 196 212

Расширяется торговля мясом, мясными полуфабрикатами, для которой открываются специализированные магазины.

Сумма чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов в 2006 г., достигла 2 млрд руб., с положительными результатами закончили год более 80 % хозрасчетных предприятий и организаций потребительской кооперации России. На конец 2006 г. в этой системе насчитывалось более 3500 обществ, 50687 кооперативных участков, численность ее работников составляла около 376 тыс. чел., пайщиков — 7,5 млн чел.

В последние годы предприятия потребительской кооперации Российской Федерации обеспечивают постоянной работой в сельской местности более 400 тыс. чел. (табл. 2). Для закупок мяса от населе-

Таблица 2. Обеспечение занятости населения

Показатель 2001-2005 гг. В том числе в 2005 г.

Создано новых рабочих мест, шт. 91126 13752

Принято в организации потребкооперации, чел. 337663 45000

в том числе на вновь созданные рабочие места 89060 13488

Привлечено на временную сезонную работу и на условиях неполного рабочего дня, чел. 155076 32350

Обеспечение работой населения за счет закупок сельхозпродукции, тыс. чел. 2507 608

ния организовано 350 скотоубойных пунктов, открыто 8540 пунктов по приему молока, заготавливается более 170 видов лекарственно-технического сырья.

Государству нужна современная система торгового обслуживания сельского населения, которая может полно и качественно удовлетворять потребности жителей села в товарах, услугах, чтобы снять социальное напряжение. Интересы потребительской кооперации аналогичны, так как она исторически осуществляет эту деятельность. Однако без эффективного взаимодействия с государством, без реальной поддержки с его стороны решить столь сложные задачи невозможно.

Заготовительная сеть потребительской кооперации при соответствующих поправках в действующие законы может полностью взять на себя реализацию той части приоритетного национального проекта «Развитие АПК», которая касается закупок сельскохозяйственной продукции у Л ПХ и К(Ф)Х и организации работы сельскохозяйственных рынков в городах и районах.

Для решения этой задачи необходимо повышение платежеспособности сельского населения за

счет увеличения его доходов, повышение оплаты труда, создание на определенный период режима наибольшего благоприятствования для потребительской кооперации, прежде всего, путем частичной компенсации объективно высоких затрат и издержек обращения, субсидирования торговой деятельности, связанной с обслуживанием слабо защищенных слоев сельского населения и социальных объектов, облегчения доступа к кредитам, оптимизации налогов и платежей.

Расширяя и диверсифицируя свою деятельность, предприятия потребительской кооперации создают новые рабочие места, повышая тем самым занятость населения полезным трудом, сокращая безработицу.

Положительный опыт накоплен в Удмуртской Республике. Здесь потребительская кооперация выступает в роли надежного партнера органов государственной власти и местного самоуправления в социальной и экономической политике поддержки людей, проживающих в сельской местности, хорошо налажена система закупок сельхозпродукции у личных подсобных хозяйств. В совокупном объеме деятельности «Удмуртпотребсоюза» заготовка и переработка сельхозпродукции занимает свыше 40 %.

Достичь таких результатов удалось благодаря политике, проводимой органами государственной власти Удмуртии. Между Правительством и союзом потребительских обществ Республики заключаются долгосрочные соглашения о сотрудничестве. Кооператоры имеют доступ к льготным бюджетным кредитам для организации закупок и переработки сельхозпродукции. Ежегодно в региональном бюджете предусматриваются средства на возмещение части убытков по доставке товаров в отдаленные деревни. Это помогает сохранять торговое и бытовое обслуживание населения, а по существу жизнь в этих населенных пунктах.

Уникальной особенностью потребительской кооперации всегда была ее способность сочетать экономические и социальные начала. По сути, это один из главных инструментов выживания глубинки и самозащиты сельского населения. В условиях кризиса 90-х годов, когда большинство селян оказались за чертой бедности, потеряли работу и были вынуждены кормиться за счет доходов со своих подворий, такая особенность высветилась с новой силой.

Кооперативный магазин в новейшей истории России превратился в центр хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации на селе, прочно сотрудничающий с каждым подворьем.

Степень развития кооперации в стране служит верным показателем нравственного уровня ее населения. Это не только часть экономики, но и одна из сфер общественной жизни, где существуют свои нормы, принципы и традиции. Сегодня мы чувствуем опасность разрушения российских корней и исторических ценностей. Средства массовой информации страны насаждают грубость, насилие, жестокость. Потребительская кооперация России, мобилизуя свой производственный и интеллектуальный потен-

циал, встала на защиту сельского человека, протянув ему руку помощи и социальной поддержки.

Несмотря на имеющиеся сложности и трудности кооперация в России продолжает развиваться, преодолевая все преграды на своем пути, что подтверждает ее жизнестойкость и перспективность.

По решению Учредительного собрания Ассоциации кооперативных организаций России (АКОР) от 9.06.1998 г. Центросоюз Российской Федерации — это координатор деятельности всех видов кооперации Российской Федерации. На сегодняшний день в состав АКОР входят Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации, Агропромышленный союз России, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов, Союз сельских кредитных кооперативов, Московский союз жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных некоммерческих самоуправляемых обществ, общественная организация «Союз старателей России», союз потребительских кооперативов «Лига кредитных союзов», некоммерческая организация «Общенациональная Ассоциация организаций финансовой взаимопомощи», Союз садоводов, Российский аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов «Чаянов» и др.

Основное назначение Ассоциации — координация деятельности кооперативных организаций России, содействие развитию и защита их интересов в

органах государственной власти, оказание информационных, правовых и иных услуги.

Подготовку и переподготовку кадров в системе потребительской кооперации России осуществляют 3 университета и 37 их филиалов, 66 техникумов, колледжей и учебно-производственных комплексов, 6 профессионально-технических училищ, которые ежегодно выпускают более 25 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Научные и методические центры потребительской кооперации России — это высшие учебные заведения, располагающие высококвалифицированными научными кадрами.

В университетах потребительской кооперации сформирована система непрерывного образования (до вузовская подготовка, среднее профессиональное образование, высшее образование, послевузовская подготовка), подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации руководителей, работников и специалистов, функционируют диссертационные советы по присуждению ученых степеней докторов и кандидатов наук по экономическим, финансовым и техническим специальностям.

Таким образом, потребительская кооперация — это созидательная сила, с помощью которой можно выполнить поставленные Президентом России задачи борьбы с бедностью и преобразования российского села.

КООПЕРАТИВНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР СИБИРИ

П. М. ПЕРШУКЕВИЧ, академик Россельхозакадемии Т.М. РЯБУХИНА, кандидат экономических наук СибНИИЭСХ

В апреле 2008 г. исполняется 100 лет со дня проведения первого Всероссийского кооперативного съезда, в работе которого принимали участие более 800 делегатов от потребительской, кредитной и сельскохозяйственной кооперации, производственных и трудовых артелей от Дальнего Востока до юга России. Эти люди решали, по существу, те же задачи, которые сегодня стоят перед нами. И неплохо решали. Достаточно сказать, что число кредитных кооперативов за 4 года, после съезда, выросло более чем в 2 раза, а сельскохозяйственных товариществ — в 350 раз. В 1912 г. был образован народный кооперативный банк, обеспечивавший низкопроцентными кредитами всех кооператоров.

К началу коллективизации доля сельскохозяйственной кооперации в заготовках в стране составляла от 48 до 100 %.

Такие успехи объясняются тем, что, во-первых, последовательно выдерживались общепризнанные

принципы кооперирования (добровольность вступления и выбора форм кооперации, материальная заинтересованность пайщиков, специализация, хозрасчет и свобода хозяйственной деятельности), во-вторых, существенную поддержку оказывало государство. Так, вложения из бюджета в структуре средств кооперативных союзов составляли около 50 % (49,4 %), кредиты Госбанка — 19 (18,9 %), на формирующиеся из крестьянских паев запасной и специальный капитал приходилось соответственно 2,2 и 6,8 %.

Однако в конце 20-х гг. прошлого столетия развитие сельскохозяйственной кооперации пошло по пути коллективизации.

Новый этап деятельности сельскохозяйственной кооперации начался с принятием соответствующего закона в 1995 г. Хотя, по мнению ряда ученых, в сельском хозяйстве России до сих пор нет сложившегося кооперативного сектора, представленного структурами, действующими на основе проверенных мировой практикой принципов кооперативной демократии. Точную численность вертикальных сельскохозяйственных кооперативов статистика не позволяет выяснить, поскольку принадлежность тех или иных структур к сельскохозяйственной коопе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.