Научная статья на тему 'Социально-экономическая трансформация кооперации в современных условиях'

Социально-экономическая трансформация кооперации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая трансформация кооперации в современных условиях»

В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

© 2006 г. З.Р. Кочкарова

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КООПЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Последнее десятилетие ушедшего столетия и первые годы нового века, запомнившиеся резким переходом к новому общественному укладу и страстным желанием государственных чиновников любой ценой в кратчайшие сроки построить рыночное общество, больно ударили по селу и сельским жителям. Село оказалось на грани вымирания. Это и послужило толчком к реформированию сельского хозяйства, в результате чего из озвученных Президентом России В.В. Путиным четырех национальных проектов -«Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство», важное значение приобрела программа развития агропромышленного комплекса, выполнение которой позволит выйти из стадии выживания и перейти к стратегии восстановления, стабилизации и дальнейшего развития сельского хозяйства страны. Попытки реформирования аграрной сферы, которые проводились в предыдущие 15 лет, ощутимых результатов не дали. Хотя, с одной стороны, наметился рост объемов валовой продукции, что было положительным явлением, с другой - продолжается ухудшение финансового положения отечественного товаропроизводителя. С каждым годом увеличивается задолженность агропромышленного комплекса.

Если бы в стране было 3-5 % убыточных предприятий, тогда можно было бы говорить о руководителях, которые не умеют хозяйствовать. А когда в убытке 88 % сельскохозяйственных товаропроизводителей или даже половина, как это было в 2003 г., есть все основания утверждать, что в стране не были созданы экономические правила игры. Если растет валовой объем продукции, значит увеличивается производительность труда. В таком случае должна расти и его оплата. Ничего подобного не происходило. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, например, в 2003 г. составляла 2145 р., что было ниже, чем в пищевой промышленности, в 2,7 раза, у работников финансовых организаций - в 7,2 раза, в добывающих отраслях - в 12,4 раза. По итогам 2005 г. среднемесячная зарплата работников системы составила 3580 р., а это всего 43 % от общероссийского уровня. Уровень занятости селян трудоспособного возраста составляет лишь 68 %. Сохраняющееся и доныне соотношение зарплаты аграрной сферы и других отраслей не имеет аналогов в странах с развитой экономикой. Это и есть причина бедности жителей села. Бедность в быту - это одно. Но есть и другая бедность, которая не позволяет работающему на земле приобре-

тать средства производства, создавать оборотные и другие фонды. Главная причина - низкая доходность товаропроизводителя из-за диспаритета цен. Так, цены на дизельное топливо в декабре 2004 г. выросли по сравнению с их уровнем в декабре 2003 г. почти на 38 %, в то время как на сельскохозяйственную продукцию - только на 7,5 %. В результате более половины сельхозпредприятий нерентабельны, а убыток от реализации скота и птицы превысил 23 млрд р. [1, с. 3].

Это, так сказать, производственная сторона агропромышленного комплекса страны, но ведь с этим связан и другой аспект. Исследование социальных вопросов показывает, что на первый план выходят проблемы бедности села, демографии, образования, социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений.

Проблема сельской бедности носит комплексный характер, для ее решения требуется восстановление старых и создание новых рабочих мест на селе, повышение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, пенсионного обеспечения, социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Президент страны В.В. Путин настойчиво требует в течение трех лет сократить вдвое бедность. Почему страшна бедность, особенно сельская? Село, по мнению ученых, всегда больше, чем город, являлось питательной средой и «поставщиком» чистоты ума и нравственности в обществе. Очевидно, генотип нации базируется на генотипе села, и если российская глубинка будет по-прежнему оставаться на обочине экономической и интеллектуальной жизни, то будет не только разрушен генотип сельского населения, но и всей страны.

Для бедности характерен воспроизводственный процесс, т.е. мы попадаем в заколдованный круг: в бедных семьях вырастают нездоровые дети, поскольку потребление продуктов питания намного ниже того, что необходимо по медицинским нормам; сельские дети имеют меньше возможности для получения качественного образования. Они не могут найти себе достойную работу, и бедность передается в следующее поколение. То есть бедность производит бедность - именно это, безусловно, беспокоит руководство страны.

С этой точки зрения просто-таки удручающе выглядят такие данные. В 2004 г. в школу не пошли около 650 тыс. детей (почти 11 % от числа детей в возрасте от 7 до 15 лет). Среди причин, по которым дети не идут в школу, -занятость по хозяйству (30 % опрошенных), обязанность помогать родителям, отсутствие учебников, одежды (т.е. недостаток материальных возможностей - у 25 % опрошенных), из-за болезни (19,4 %), из-за отдаленности школы (5 %), наконец, просто нежелание учиться (7 %) и др. Таким образом, на селе подрастает поколение, не подготовленное к ведению высокотехнологического сельскохозяйственного производства [2, с. 4].

Вдобавок к этому за период с 1991 г. в сельской местности закрылось 12 тыс. детских садов и столько же школ, 15 тыс. клубных учреждений, на

36 % стало меньше больниц [3, с. 3]. За последние полвека число сельских поселений сократилось почти вдвое, а между переписями 1989 и 2002 г. с карты страны исчезло 17 тыс. сельских населенных пунктов. Сейчас на селе, согласно статистике, проживает 38,7 млн россиян. Но только 10 тыс. сельских населенных пунктов из 142203, имеющих постоянных жителей, знают, что такое комплексная застройка и благоустройство. Лишь 39 % сельского жилья имеют водопровод, 37 - центральное отопление, 30 - канализацию, 17 - горячее водоснабжение [4, с. 18]. В среднестатистической деревне сегодня проживают 250 чел. Причем 34803 сельских населенных пункта имеют менее 10 жителей. Почти одна треть российских деревень либо уже «мертва», либо скоро исчезнет. Такой вывод содержится в докладе Всемирного банка «Региональный аспект бедности». На состоявшейся в 2004 г. московской конференции «Настоящее и будущее народонаселения России» отмечалось, что мы ежедневно теряем по две деревни, за год -одну небольшую область. По показателям смертности населения Россия «ушла» из XXI в. ровно на сто лет назад. На форуме назывались причины этого: бедность, отсутствие стимулирования рождаемости, низкий уровень здравоохранения, и, как следствие, средняя продолжительность жизни россиянина на 15 лет меньше американца, на 17 - француза, на 19 - шведа, на 20 - японца [4, с. 19].

На селе почти до основания разрушена сфера бытовых услуг. Но больше всего, пожалуй, деревенских жителей тревожит оторванность от «большой земли», которая обостряет все перечисленные, а также неупомянутые проблемы. Треть населенных пунктов не имеют с ней телефонной связи, более 40 тыс. - автобусного сообщения.

В таком состоянии пребывает сегодня забытая сельская Россия. И ей на помощь пришла потребительская кооперация, которая развернула работу по борьбе с бедностью на селе, причем это стало одним из основных направлений в ее деятельности. Не дожидаясь «милости от природы», организации потребительской кооперации налаживают в сельской глубинке закупку и переработку молока и мяса, производство зерновых и выпечку хлеба, направляют по бездорожью в обезлюдевшие деревни автолавки, одним словом, берут на себя исполнение продекларированной в ст. 7 Конституции РФ обязанности государства: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [5, с. 7].

Участвуя в государственной программе социального развития села, потребкооперация оказывает сельским жителям множество различных услуг. Это пошив и ремонт одежды и обуви, раскрой тканей, фотоуслуги, ремонт сложной бытовой техники, жилья, заточка инструментов, помол и дробление зерна, ритуальные и другие. Парикмахерские открыты в 6,5 тыс. населенных пунктов. Более 14 тыс. аптек и ветаптек обеспечивают население лекарственными и ветеринарными препаратами. Чтобы повысить объемы и

увеличить качество услуг, создается комплексная система бытового обслуживания. Кооператоры страны планируют в ближайшее время иметь дома быта в каждом сельском районе. Одновременно кооперативные организации проявляют заботу о досуге населения, возрождении духовности и нравственности. Почти в 18 тыс. сельских магазинах созданы народные библиотеки, в 25 тыс. - открыты бесплатные чайные столы, около магазинов оборудовано более 4 тыс. детских площадок. Работают во многих местах детские кафе, молодежные центры досуга. Оказывается поддержка художественной самодеятельности, спортивным секциям. Жителям села бесплатно предоставляется общественно-политическая газета «Российская кооперация», которую читают свыше 20 млн чел. Подобную работу потребительская кооперация проводит не только в крупных населенных пунктах и райцентрах, но и в малых деревеньках, где содержит убыточные магазины, обслуживая проживающих там людей, чтобы не оставлять их наедине с бедами и проблемами.

Потребительская кооперация России сегодня представляет наиболее организованную силу кооперативного движения страны. Она объединяет почти 8 млн пайщиков, 1650 районных кооперативных организаций, 3497 потребительских обществ, 50 тыс. кооперативных участков. В системе потребкооперации трудится более 367 тыс. чел. Кооперация имеет свою налаженную систему высшего, среднеспециального и начального профессионального образования, где обучается более 160 тыс. чел. Только в 2005 г. в аудиториях высших учебных заведений потребкооперации начали занятия 86500 студентов, в кооперативных техникумах и колледжах -73000, в профессиональных училищах - 1500 чел. [6, с. 2].

Со дня своего зарождения потребительская кооперация была связана с селом. Судьбы деревни и потребкооперации связаны между собой неразрывными, можно сказать, кровными узами. Кооператоры всегда помнили, что деревня всюду и во все времена была основой и хранительницей духовно-нравственных устоев народа, общества, государства, тех самых устоев, без которых невозможны ни духовно здоровое общество, ни нравственная экономика. Сегодня как раз они-то и оказались подточенными. Следовательно, историческое предназначение потребкооперации, содержание ее миссии в том и состоит, чтобы укрепить эти устои.

Основы кооперативной идеологии, коллективно определенной в ходе научно-практических конференций, - это борьба с бедностью, безработицей и бездуховностью.

Проведение научно-практических конференций стало подлинным прорывом в формировании нового мышления и нового образа действий. На основе коллективно выработанных ими рекомендаций приоритетным направлением в деятельности потребкооперации определена реализация ею социальной миссии, создана современная модель потребительской кооперации, определены функции кооперативного магазина XXI в., разработана

концепция развития потребительской кооперации. Создана та основа, на которой строится вся работа кооперативных организаций в целом, если взять шире, разработана и определена научно обоснованная идеология потребительской кооперации, мотивирующая современную ее деятельность. Если рассматривать идеологию как систему идей и взглядов, в которых осмысливается и оценивается отношение потребкооперации к окружающей ее действительности, к жизни российской деревни, то с таких позиций кооперативная идеология исполнена высокого духовно-нравственного и экономического смысла.

Вооруженная этой идеологией, потребкооперация реально делает то, что в ее силах. Так, в борьбе с бедностью и безработицей, наращивая производство и сферу услуг, она создает новые рабочие места. Только за последние пять лет в кооперативных организациях получили постоянную работу на дополнительно созданных рабочих местах 95 тыс. чел., а еще 160 тыс. -временную, сезонную работу либо занятость на условиях неполного рабочего дня. Закупая сельхозпродукцию (в 2005 г. закуплено на 13 млрд р.), кооперативные организации фактически обеспечивают работой непосредственно на подворьях и при ежемесячной зарплате 1,5 млн чел. [6, с. 7].

Одновременно со всем этим сегодня в полный рост обозначилась и проблема духовно-нравственного возрождения деревни, мимо которой потребкооперация также не смогла пройти. Прежде всего встал вопрос о воспитании высоких моральных качеств самих кооперативных работников. Откликаться на нужды, попросту говоря, ответственно служить людям, быть милосердными могут только духовно богатые люди. Они призваны нести духовную культуру. Так случилось в обществе, а значит, и в деревне, что с переходом к рынку возобладал принцип извлечения выгоды при полном пренебрежении к нравственной стороне. А это неизбежно сопровождается глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество. Растут потребительские настроения, грубый эгоизм, несправедливость, жестокость, пьянство.

Сегодня перед потребительской кооперацией встали новые задачи в связи с принятием приоритетных национальных проектов. Она способна вписаться в национальную программу развития агропромышленного комплекса со всем своим потенциалом, накопленным за годы активной деятельности в сельской глубинке. Более того, потребкооперация способна значительно умножить свой вклад в развитие не только сельскохозяйственного производства, но и в решение таких социальных проблем, как медицинское обслуживание, образование, жилье и полный набор необходимых бытовых услуг сельскому населению.

Выступая 14 марта 2006 г. в Республике Мордовия на совещании малых форм хозяйствования первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев особо подчеркнул необходимость стимулирования за-

готовительных и снабженческо-сбытовых структур, потребительской и кредитной кооперации.

Поле деятельности потребкооперации - село. И в реализации проекта развития агропромышленного комплекса основной упор перенесен из центра в регионы, конкретное его исполнение - на районный и муниципальный уровни. А это означает, что инициативу и настойчивость должны проявить потребсоюзы, организации потребкооперации на местах: активно взаимодействовать с органами власти, предлагать свои конкретные проекты и добиваться включения в региональные программы.

На состоявшемся 23 марта 2006 г. общем собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации было отмечено, что потребительская кооперация вступила в свой юбилейный год финансово устойчивой, динамично развивающейся системой. Совокупный объем деятельности за 2005 г. составил почти 140 млрд р. [7, с. 8]. Совершенствуется торговое и бытовое обслуживание жителей села.

Перед потребительской кооперацией открываются большие возможно -сти в наращивании объемов закупок сельхозпродукции, ее переработки и сбыта, модернизации предприятий, установлении новых форм сотрудничества с владельцами личных подсобных хозяйств, фермерскими ассоциациями.

Участие организаций потребительской кооперации в осуществлении приоритетных национальных проектов требует концентрации на этих направлениях материальных, финансовых, интеллектуальных и кадровых ресурсов, подъема эффективности всей работы и на этой основе выработки и осуществления системы мер, направленных на повышение социальной защищенности работников потребкооперации.

Для обеспечения эффективной деятельности решено сосредоточить конкретную организаторскую работу по реализации национальных проектов непосредственно на местах - в областных, краевых, республиканских союзах, потребительских обществах, кооперативных предприятиях, сконцентрировав их усилия на следующих основных направлениях.

В проекте развития сельского хозяйства:

- активизировать взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, региональными отделениями партии «Единая Россия», принять участие в создании общественных комиссий по вопросам поручительства и контроля над использованием кредитов главами личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств;

- принять активное участие в разработке региональных и муниципальных программ развития АПК и сельских территорий, добиваться получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентных ставок по кредитам на создание кооперативов, модернизацию предприятий по переработке и хранению продукции;

- использовать возможности вхождения организаций потребительской кооперации в создаваемые сельскохозяйственные потребительские, закупочные, снабженческо-сбытовые, перерабатывающие кооперативы в качестве ассоциированных членов, а также в качестве членов сельскохозяйственных кредитных кооперативов;

- оказывать личным подворьям граждан помощь в приобретении молодняка скота и птицы, семян, во вспашке огородов, уборке урожая, проводить эту работу на долговременной договорной основе;

- обеспечить выполнение решений по организации в районах скотобойных пунктов, предприятий по переработке молока, увеличению парка скотовозов и молоковозов, создавать передвижные пункты для приемки молока в отдаленных сельских поселениях;

- проводить модернизацию колбасных, консервных, хлебопекарных, других производственных предприятий, осуществлять перепрофилирование простаивающих колбасных цехов на выпуск мясных полуфабрикатов, повышать качество товаров, расширять их ассортимент, улучшать упаковку, шире использовать рекламу для обеспечения сбыта продукции;

- усилить работу по оснащению розничных торговых предприятий холодильным оборудованием, в том числе по договорам с поставщиками продукции, что позволит расширить ассортимент реализуемых товаров, в первую очередь требующих особых условий хранения.

В проекте образования:

- усилить взаимодействие науки с практикой, повысить эффективность научных исследований, направив их на реализацию конкурентных преимуществ кооперативных организаций. Совместно с органами законодательной и исполнительной власти, руководителями других видов кооперации включиться в разработку региональных программ целевой подготовки кадров и обеспечения молодых специалистов доступным жильем;

- обеспечить повышение уровня подготовки специалистов на основе совершенствования системы непрерывного профессионального образования, направлять на подготовку и переподготовку кадров для кооперативных организаций средства фонда (резерва) подготовки кадров.

В проекте здравоохранения:

- расширять сеть аптек и аптечных киосков, ветеринарных аптек, повсеместно организовывать доставку лекарственных и ветеринарных препаратов в отдаленные и малонаселенные пункты;

- совместно с органами санитарно-ветеринарного надзора в регионах принять дополнительные меры по улучшению санитарного состояния сельских подсобных хозяйств, заготовительных и перерабатывающих предприятий с целью недопущения распространения эпидемии птичьего гриппа, профилактики других инфекционных заболеваний.

В проекте строительства доступного жилья:

- расширять услуги по ремонту и строительству жилья, доставке на дом строительных материалов, крупногабаритных товаров, установке и ремонту телерадиоаппаратуры, бытовой техники. Завершить в 2006 г. организацию домов быта и создание на их основе комплексной системы бытового обслуживания во всех районах;

- добиваться максимального освоения рынка строительных материалов, открывать в районных и крупных населенных пунктах магазины самообслуживания, специализированные магазины по продаже строительных материалов, мебели, хозяйственных товаров, бытовой техники. В целях активизации этой работы дополнить Программу потребительской кооперации до 2007 г. разделом «Прогрессивные формы торговли», составленным на основании предложений республиканских, краевых, областных потребсоюзов;

- создавать условия для централизованного поступления товаров в магазины, заключать долгосрочные договоры с крупными производителями промышленной продукции на поставку ее непосредственно кооперативным организациям.

В юбилейном 2006 г., объявленном в потребительской кооперации «Го -дом пайщика», планируется поднять на новый, более высокий уровень, работу по пропаганде кооперативных принципов и ценностей, кооперированию населения, активизации участия пайщиков в работе и повышению их заинтересованности в результатах деятельности потребительских обществ. На участковых собраниях в первоочередном порядке будут обсуждаться вопросы социальной защиты пайщиков, разъясняться цели и задачи приоритетных национальных проектов, учитываться пожелания пайщиков и населения, в том числе по наращиванию объемов закупок сельскохозяйственной продукции, информироваться о проделанной работе и возникающих проблемах органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления [8, с. 10, 11].

128-е общее собрание представителей потребительских обществ предложило Совету Центросоюза Российской Федерации продолжить работу в федеральных и региональных органах власти по включению организаций потребительской кооперации в приоритетные национальные проекты наравне с организациями агропромышленного комплекса.

От имени 128-го общего Собрания представителей потребительских обществ направлено обращение к Президенту, Правительству Российской Федерации по данному вопросу.

Государство сегодня начинает сознавать роль и силу кооперации и поддерживает создание на селе дополнительно более 1 тыс. кредитных и более 2,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских, а также иных кооперативов. Это должно способствовать созданию в целом мощного кооперативного движения.

Такая позиция была определена на Всероссийской конференции «Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации», состоявшейся 15-16 декабря 2005 г. Конференция была организована Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

Выступая на секции сельскохозяйственной и потребительской кооперации, а также на пленарном заседании, советник Председателя Совета Федерации чл.-кор. Российской академии сельскохозяйственных наук Михаил Коробейников глубоко проанализировал состояние как сельского хозяйства, так и кооперативного движения. Говоря о кооперации, он сделал вывод, что она находится в застое. И назвал конкретные причины этого.

Первая: как и в проведении всех реформ, здесь отсутствует государственная стратегия, никто не считается с таким сектором экономики, как кооперация. Вторая причина заключается в самом субъекте кооперации. Кто должен в нее входить? Сегодня вряд ли акционерные общества и крупные холдинги захотят войти в кооперацию. Они хотят быть монополистами, используя свой акционерный капитал. Получается, что акционерный капитал практически - враг кооперации. Он не допустит, чтобы развивалась кооперация. Этому может противостоять только государство, поскольку только оно может дать первичный капитал для развития кооперации. Третья причина - в условиях кризисных явлений в экономике страны коо-перативы лишены какой-либо правовой и материальной поддержки по сравнению с другими формами хозяйствования. Для этого не разработаны государственные механизмы поддержки кооперативной системы. Наконец, в Конституции России вообще нет упоминания кооперативной собственности, коллективного труда. Их изжили и говорят, что только частная собственность может служить решению всех вопросов. Это вредное заблуждение. Все формы собственности могут быть эффективны, особенно если будут разработаны механизмы их применения на пользу экономике. Россия многолика, многоукладна, и все формы собственности должны работать. Четвертая причина - система законов о формировании, становлении коо -перации, несомненно, играет ведущую роль в ее развитии. Но еще большее значение имеют принципы организации кооперативного движения. И, прежде всего, добровольность и вертикаль ее формирования. Это должна быть стройная система - от первичных организаций до российских союзов. В 2004 г. на Совете по аграрно-продовольственным вопросам при Председателе Совета Федерации обсуждался вопрос о том, что необходимо разобраться во всех существующих формах и видах кооперации и помочь их возродить. И уж только потом должны создать союз - кооперацию кооперативов, как, кстати, это делает весь мир сегодня. Все кооперативы объединены в единый союз, и его тогда всемерно поддерживает государство, которое должно будет активно влиять на работу этого союза - кооператива кооперативов.

Одобрение всех участников конференции получила высказанная Михаилом Коробейниковым мысль о том, что неплохо бы было сделать так, чтобы развитие кооперации в России стало пятым национальным проектом, направленным на подъем экономики, на борьбу с бедностью [9, с. 38].

Таким образом, в рамках реализации национальных проектов перед кооперативами различных видов и форм открываются двери для создания в стране мощного кооперативного движения, которое может занять свое достойное место в национальной экономике и помочь в решении социальных проблем российского села.

Литература

1. Российская кооперация. 2006. 23 марта.

2. Ушачев И. Генезис нищеты. Бедность способна производить только бедность... // Деловой вестн. «Российской кооперации». 2005. № 1.

3. Цена вопроса // Деловой вестн. «Российской кооперации». 2005. № 1.

4. Булдашев В. Дрожащие огни печальных деревень// Деловой вестн. «Российской кооперации». 2005. № 3.

5. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

6. Деловой вестн. «Российской кооперации». 2005. № 9.

7. Деловой вестн. «Российской кооперации». 2006. № 4.

8. О роли потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов: Докл. председателя совета Центросоюза РФ В. Ермакова на 128-м общем собрании представителей потребительских обществ Российской Федерации 23 марта 2006 г. // Российская кооперация. 2006. 30 марта.

9. Главней всего погода в доме. Отчет и комментарии с Всерос. конф. «Законодательное обеспечение и проблемы развития кооперации» // Деловой вестн. «Российской кооперации». 2006. № 1.

Ставропольский кооперативный институт (филиал)

Белгородского университета потребкооперации 24 мая 2006 г.

© 2006 г. В.О. Назаров

СТАВРОПОЛЬСКИЕ ФУТБОЛЬНЫЕ КЛУБЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СПОРТА В РОССИИ

Поводом для написания данной статьи стал крах в 2004 г. ставропольского футбольного клуба «Динамо», вызвавший на страницах местной прессы ряд публикаций (Попов, Манин, Леонидов и др.), в которых рефреном проходит мысль о вине властей, не нашедших денег (110 млн р. для первой лиги плюс около 20 млн на погашение долгов) для участия клуба в Профессиональной футбольной лиге.

В последнее десятилетие многие государства бывшего социалистического лагеря, в том числе и Россия, стали активно развивать профессиональные виды спорта. Однако этот процесс в нашей стране имел ряд суще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.