Научная статья на тему 'Роль пословиц и поговорок в воспитании толерантности у подрастающих поколений'

Роль пословиц и поговорок в воспитании толерантности у подрастающих поколений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1467
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народные мудрости / народно-васпитательное образование / пословицы и поговорки / толерантность / воспитание. / folk wisdom / folk-educational education / proverbs and sayings / tolerance and education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажимидинова А. Э.

В статье обосновывается высокая значимость пословиц и поговорок в качестве методического пособия, которое воспитывает подростающее поколение хорошим качествам и толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article explains the high importance of proverbs and sayings as a methodological guide that brings growing generation of good quality and tolerance.

Текст научной работы на тему «Роль пословиц и поговорок в воспитании толерантности у подрастающих поколений»

Территория науки. 2015. № 6

совершать”: кыл-, жаса- (делай, сделай) они могут входить в состав того или иного семантического ряда глаголов действия только как служебные.

Анализ внутренней семантической классификации глагола действия привел нас к выводу о том, что своеобразный состав значения данных глаголов требует детальную вербализацию, что дает основание быть объектом исследования.

Список литературы:

1. Цалкаламанидзе А. Семантико -синтаксические группы глаголов в узбекском языке. - Тбилиси: Мецниереба, 1987.

2. Садыкова М. Фе'ю стилистикасы. - Ташкент. 1975.

3. Кучкартаев И. Семантическая классификация глаголов в узбекском языке. - В кн.: «Актуальные вопросы русской и узбекской семасиологии». - Ташкент: ТашГУ, 1981.

4. Кулиев Г. Семантические группы глаголов, 1975.

5. Меметов А.М. Семантическая классификация глаголов действия в крымскотатарском языке // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 1999. - Т. 5.

6. Мусурманова Г.С. О некоторых вопросах семантической классификации глаголов русского и отдельных тюркских языков// Наука и новые технологии. 2006. № 7-8.

Нажимидинова А.Э.

РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В ВОСПИТАНИИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: народные мудрости, народно-васпитательное образование, пословицы и поговорки, толерантность, воспитание.

Keywords: folk wisdom, folk-educational education, proverbs and sayings, tolerance and education.

Аннотация: В статье обосновывается высокая значимость пословиц и поговорок в качестве методического пособия, которое воспитывает подростающее поколение хорошим качествам и толерантности.

Abstract: This article explains the high importance of proverbs and sayings as a methodological guide that brings growing generation of good quality and tolerance.

55

Территория науки. 2015. № 6

Кыргызский фольклор испокон веков живет среди народов как пособие общественного сознания, как форма философских и эстетических взглядов, тем самым, воспитывая подрастающее поколение примерным качествам поведения. Всему этому

свидетельствует содержание пословиц и поговорок, их всесторонне богатая тематика. Именно в этих материалах раскрываются для подрастающего поколения пути всестороннего воспитания

толерантности. Отсюда содержание пословиц и поговорок нас убеждают в единстве модели воспитания.

Естественно, об этом до нас еще говорили последователи пословиц и поговорок такие ученые как Б. Керимжанова, С. Закиров, С. Гапаров, Ш. Усупбеков, Ж. Толоев, А. Мураталиева, К. Нускаев, Ж. Койчуманов, М. Ибрагимов и другие.

Разрабатывая их тематику и классификацию, они создали примерные модели воспитания народа. Точнее, они воспитывают трудолюбие, человечность, силу воли, уважение старших, что подверждают иследования С. Закирова о педагогических взглядах на воспитание.

Из произведений народной дидактики, пословицы и поговорки также иследуются как народная литература. Несмотря на это, их педагогическое естествознание изучается не очень широко. Его изучению посвящены ряд работ С. Рысбаева, А. Муратоваи, А. Алимбековых В них они доказывают, что среди народного творчества пословицы и поговорки полны педагогических идей и служат для воспитания и использования их как наглядные пособия.

Для всесстороннего развития детей в семье, часто используют пословицы и поговорки кыргызской народной традиции в педагогическом характере. В них, в основном, говорится о мире, о жизни, о различных человеческих качествах, о философских мыслях из повседневной жизненной практики. Действительно, каждая пословица по-своему является ключом воспитания. Например: “Старый ворон даром не каркает” воспитывает уважению и почитанию старших. “Умному-намек, глупому - толчок” воспитывает уважение родного языка, нужно делится ни с кем попало, а тем кто слушает и понимает тебя. “Не оставляй на завтра дела, что можно сделать сегодня” дает воспитательные слова для девочек, которые с детства должны быть прилежными, знать свое место и свои дела по дому. “Терпение -пластырь для всех ран” воспитывает народ сдержанности, терпеливости, независимо от разных обстоятельств.

“Сколько стран, столько и обычаев ” воспитывает патриотизму своей страны и быть крепким на слово, быть всегда с народом. “Семь

56

Территория науки. 2015. № 6

раз отмерь, один раз отрежь” прежде чем начать работу, надо тщательно обдумать и обговорить тему. “Честность - лучшая политика” воспитывает честности и справедливости в любой работе.

Любая работа должна идти в своем порядке, чему воспитывают следующие пословицы: “Без труда не вытащишь и рыбки из пруда”.

А пословица “Какова мать, таковы и детки” воспитывает джентельменству, уступая дорогу женскому полу.

Мы можем до бесконечности приводить примеры пословиц и поговорок, которые очень богаты своей тематикой, своим содержанием для воспитания подрастающего поколения в их характере, поведении, этике, в обучении новым идеям, логике, чему свидетельствуют пословицы и поговорки профессора С. Рысбаева, которые составляют целую антологию вопитания.

Многие пословицы и поговорки, это не слова и выражения известных людей, это слова, которые передаются испокон веков из уст в уста, это народные слова, которые созданы при жизненно необходимых условиях, содержание которых выявляет такие слова-мысли, которые не могут сказать впрямую а говорят абстрактно, но остро. Следовательно, это все слова из морального кодекса, из народной педагогики, которые являются философией воспитания.

Более того, пословицы и поговорки используются и как учебный материал и как учебная литература для учителей при воспитании детей, для обогащения их словарного запаса. Использование их в различных жизненных ситуациях воспитывает компетентности подрастающего поколения.

Несомненно, знание преподавателем пословиц и поговорок необходимо, так как именно они делают урок живым и интересным для обьяснения той или иной темы.

Для цели проведения таких уроков необходимо использовать следующее:

- рассказывать и толковать пословицы и поговорки;

- в виде конкурса рассказывать методом деления детей на группы;

- путем толкования содержания пословицы проводить

обсуждения;

- писать эссе, сочинения с использованием пословиц и поговорок;

- рассказывать в виде соревнования содержание - продолжение;

- проводить уроки - инсценировки по содержанию пословиц.

Вместе с тем, реформа в школьной системе в корне открывает

дорогу обновлению. Мы являемся свидетелями того, что творческие

57

Территория науки. 2015. № 6

учителя, используя интерактивные методы, делают свой урок более эффективным и полезным для учеников.

Каждый урок безусловно зависит от творчества учителя. Использование пословиц и поговорок интерактивными способами и творческими заданиями развивает творческое мышление для раскытия той или иной темы.

Для примера возьмем разработку следующего воспитательного урока “Уважение и благославление матерей”.

1. Цели урока:

а) дать понятие учащимся о материнской любви к детям, о ее бесценном труде ради детей;

б) обогащение словарного запаса путем развития устной и письменной речи учащижя. Закрепить словами о материнской любви;

в) воспитание учащихся уважению и почитанию матерей, любви к бесценному человеку.

2. Тип урока: изложение новой темы.

3. Вид урока: самостоятельная и групповая работа учащихся.

4. Наглядности урока: портреты известных кыргызских женщин, высказывания о матерях, сборник пословиц и поговорок, слайд-шоу, произведения писателей о матерях

5. Метод работы: интерактивный.

6. Ход урока:

Учитель здороваясь, поднимая настроение детей начинает урок с вопросов:

Вопросы: Дети! Какие пословицы о маме вы знаете?

Первый ученик: “От матери - знания, от отца воспитание”.

Второй ученик: “Мать - это солнце в семье”.

Третий ученик: “Жизнь без матери это тьма”.

Прослушав ответы учеников учитель задает составить кластер к слову “мама” с ее качествами характера.

Предлагаю класстер составленный учащимися (рис. 1).

После составления кластера учитель вместе с учащимися обсуждает и дополняет кластер.

Учите ль:

- Мы составили вместе с вами кластер с соответствующими качествами характера матери. А о ее бесценном трудолюбии рассмотрели всесторонне. Теперь с вами разделимся на 2 группы.

Первая группа: “Группа писарей”.

Вторая группа: “Группа художников”.

Первая группа пишет мини-сочинение о маме, а вторая группа будет рисовать о маме.

58

Территория науки. 2015. № 6

Рисунок 1. Эпитеты к слову “мама”

Обе группы должны раскрыть доброжелательность, трудолюбие в образе матери. Для этого учащимся дается 7-10 минут.

Понятно? Тогда начинаем работу.

С целью напоминания и помощи учащимся, учитель предлагает слушать одновременно песню о маме.

Учащиеся справились с заданием за отпущенное им время, прочитали свои сочинения и сделали презентации по своим рисункам.

Предлагаю эссе написанное ученицей А. Осмоновой:

“Если бы я была писателем, я бы осветила в своем произведении твою безграничную доброту, твой ум, нежность и доброжелательность к своим детям, но на словах не выразить то что, я чувствую и хочу сказать!

Спасибо мама что жизнь подарила,

Всегда обо мне заботилась, любила.

Учила меня как правильно жить,

И что надо в своей жизни ценить!”

Мы прослушали еще многие сочинения и рисунки учащихся и обсудили их. А при оценивании мы придерживались нижепоказанных критериев.

Далее учитель вместе с классом слушали и обсуждали другие эссе.

Затем приступили к рассмотрению рисунков. Особое место предназначалось рисунку Амантура Элчиева о маме с цветами, который нарисовал с творческой любовью к маме. Этот рисунок учитель поместил в рамку и повесил.

Закрепление урока: при закреплении учитель говорит о ценности пословиц и поговорок, о их использовании в жизни, о ценности рисунков о матеря х.

59

Территория науки. 2015. № 6

Оценивает урок учитель по следующим критериям, которые обьясняют обьективность оценивания урока.

Эти критерии составляются так:

1. Соответствие эссе и рисунка теме.

2. Раскрытие темы.

3. Натуральность работы.

4. Художественность и образность эссе и рисунка.

5. Г рамотность работы.

Учитель вместе с учащимся оценивает их ответы по вышенаписанным критериям. Ученик соответствующий своими ответами по всем пунктам критерии, получает оценку “5”, если не соответствует одному пункту, ставится оценка “4” и т.д. Оценки ставятся согласованно, обсуждая ответы учеников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Домашнее задание: написать дома сочинение на тему “Уважаем и почитаем мать”.

Подытоживая урок, учитель должен еще раз напомнить, что такие виды классных часов воспитывают детей хорошим качествам поведения таким как прилежность, этичность и почитание народных традиций, а также творчески воспитывают подрастающее поколение.

Список литературы

1. Акылбекова Г., Калилова К. Пословицы и поговорки. - Ош, 2009.

2. Грабовенко М.В. Анимализация педагогического процесса -инновационная технология формирования сочувствия и сострадания как личностных качеств подростка// Успехи современной науки и образования. 2015. № 1. С. 5-7

3. Духновский С.В., Дорофеева А.С., Речкалова О.Л., Рахманский В.Л. «Кризисные профили» личности педагогов сельских образовательных учреждений // Успехи современной науки и образования. 2015. № 1. С. 102-108

4. Рысбаев С.К. Кыргыз элдик макал-лакаптарындагы урпакты адеп-ахлакка элдик этикага калыптандыруу идеялары// Социальные и гуманитарные науки. 2001. №1 -2.

5. Рысбаев С. Кыргыз балдар фольклорунун педагогикасы, жогорку окуу жайларынын окутуучулары, студенттер жана мектеп мугалимдери YЧYн. - Б., 2010.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.