Научная статья на тему 'Воспитание детей на основе этнокультурных традиций башкирского народа'

Воспитание детей на основе этнокультурных традиций башкирского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2060
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое воспитание / народная педагогика / башкирская культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватова Р. Ф.

В статье описывается уникальный опыт работы Старосубхангуловской средней школы Бурзянского района по экологическому воспитанию детей на основе традиций народной педагогики. В результате проведенной работы делается вывод о необходимости объединения усилий семьи и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей на основе этнокультурных традиций башкирского народа»

УДК 37

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ БАШКИРСКОГО НАРОДА

© Р. Ф. Салаватова

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, 3а.

Тел + 7 (347) 273 13 08. E-mail: [email protected]

В статье описывается уникальный опыт работы Старосубхангуловской средней школы Бурзянского района по экологическому воспитанию детей на основе традиций народной педагогики. В результате проведенной работы делается вывод о необходимости объединения усилий семьи и школы.

Ключевые слова: экологическое воспитание, народная педагогика, башкирская культура.

Система традиционного народного воспитания представляет интерес для углубленного изучения особенностей психологии человека, его мироощущения, мышления. Национальные черты, как известно, формируются по мере усвоения ребенком культурно-исторического опыта своего народа.

Каждый народ самобытен и вносит свою лепту в общечеловеческую культуру. В последнее время исследование традиционных форм воспитания детей проходит достаточно интенсивно, что позволяет всесторонне изучить культуру и быт народов, понять их психологию, раскрыть механизмы передачи этнокультурных традиций в процессе воспитания ребенка, определить наиболее продуктивные стороны традиционной педагогики.

Анализ исследований в этой области позволяет выявить единую ведущую идею традиционных систем воспитания - достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Этот процесс основан на отношении к миру не по модели господства и подчинения, а направлен на формирование нравственной ответственности перед собой и миром, когда образ жизни человека и законы природы слиты в единое целое. Основополагающие принципы народной педагогики - это естественность и природосообразность воспитания. Главной идеей является признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого человека и его неразрывной связи с окружающим миром.

Обращение к разнообразным источникам духовной и материальной культуры различных этносов позволяет осмыслить заключенную в них мудрость по отношению к природе, опыт рационального природопользования, сохраняющего сознательное и ответственное отношение к окружающей среде. Экологическая культура, экологическое воспитание были и остаются самой сутью народной педагогики, одной из ведущих ее традиций.

Народная педагогика признает правильным только то воспитание, которое не противоречит законам природы, ее красоте и величию и предполагает заботу об экологической чистоте среды обитания и развития человека. Такое проявление принципа природосообразности воспитания является не

только педагогическим, но и экологическим. Согласно данному принципу, связь человека с окружающим миром, со Вселенной пронизывает его жизнь от рождения до смерти.

Этнопедагогика располагает огромным материалом экологического содержания. Особенно сильным и действенным средством экологического воспитания являются национальные обычаи и традиции, отражающие взаимодействие человека с окружающим миром. Выступая как форма коллективной памяти, они являются неотъемлемым элементом этнического экологического сознания. В них аккумулируются экологические воззрения народа. Будучи общественным явлением, они существуют в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют взаимоотношения человека с природой, подчиняясь максиме «Не повреди!». Онтологическую основу экологических понятий составляют представления о единстве и взаимосвязи витальных процессов во всех сферах живой и неживой природы. Эти представления сформировали мировоззренческую основу бережного отношения к природной среде, ставшего основным принципом традиционного народного мировосприятия. Проявление взаимосвязи с окружающим миром было различным: от простого любования и охраны его богатства до осознания неотделимости себя от природы.

Во все времена у башкир основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями, воспитание такого человека, который мог бы жить в полном органическом согласии с природой, поскольку нарушение этого согласия несет всему разрушение и смерть. «Будешь добр к природе, тогда и природа будет добра к тебе», гласит народная башкирская пословица.

Ценные сведения для изучения воспитательных идей и опыта народной педагогики башкир заключены в традициях бережного отношения к природе, обычаях рационального природопользования, обрядах, произведениях устного поэтического творчества и других источниках. В народной пе-

ISSN 1998-4812_Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №3

709

дагогике башкир ясно видна тесная взаимосвязь человека с природой, ее элементами.

У башкирского народа земля занимает важное место во всех аспектах его жизни: земля-мать всего человечества. Башкир привязан к земле, потому что все его занятия связаны с земледелием. Он представляет землю матерью и отношения свои к земле как бы уподобляет отношениям младенца к матери, что явствует из изречения: «Нас кормит земля своей грудью». В представлении башкирского народа, когда человек ходит по земле, он ходит по земной груди. О высокой экологической культуре башкир свидетельствуют многие изречения. Человек землю поднимает, а земля человека. Сила страны от земли. У кого есть земля, у того есть пища, у кого есть пища, у того есть сила. То, что в землю упало, -цветком стало; то, что в огонь упало, - углем стало [1, с. 39].

Башкирский народ на протяжении истории основательно изучал природу родного края и умело пользовался ее закономерностями. Природно-хо-зяйственный цикл башкир основывался на определенной системе чередования весенне-летних и осенних работ, сезонного использования пастбищных и посевных площадей. Так, умеренный выпас, при котором уничтожение растительности скотом примерно соответствовало приросту биомассы, не только не затруднял роста и развития трав, но и способствовал наибольшей продуктивности устойчивости пастбищ.

О достаточно высоком уровне развития экологических традиций, передаваемых из поколения в поколение, свидетельствует ежегодно проводившийся в прошлом «экологический» обряд - Летний нардуван, праздник милосердия и сострадания природе. Это время (с 25 июня по 5 июля) было периодом «щадящего режима»: все от мала до велика щадили природу, вели себя с величайшей осмотрительностью и осторожностью, устанавливали запреты на охоту и кровопускания как диких, так и домашних животных. В эти дни запрещалось ловить рыбу, птиц, рубить деревья и косить траву. Велик духовный и педагогический потенциал данного праздника, он демонстрирует подрастающему поколению уроки нравственного, гуманного отношения к окружающей среде [2, с. 41].

В создавшихся современных социально-экономических и экологических условиях Республики Башкортостан возникла необходимость возврата к истокам: изучению и возрождению материальной и духовной культуры башкирского народа. Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержания. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Таким образом, в семей-

ной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Именно совместные усилия семьи и школы помогают ребенку легко ориентироваться в трудных условиях жизни, способствуют становлению его личности.

Педагогический коллектив Старосубхангулов-ской средней школы Бурзянского района активно работает в сотрудничестве с семьями учащихся. Родители стали понимать, что участие в классных и школьных делах меняет к лучшему их взаимоотношения с детьми. В целях привития учащимся интереса к национальным истокам, приобщения их к культуре и традициям нашего народа в школе создан «Университет родителей».

В «Университете родителей» знакомятся с традициями и обычаями родного народа, проводятся различные мероприятия: тематические классные часы, уроки истории и национальной культуры, различные встречи с интересными людьми, мероприятия по национальному календарю. В «Университете родителей» организованы и активно работают два объединения: «Совет отцов» и «Клуб матерей» [3, с. 21].

С целью повышения роли отца в воспитании детей организовали в 2001 году Совет отцов. Члены Совета проводят большую работу, направленную на воспитание мальчиков.

Развитие юношей проводится по следующим направлениям.

1) Трудовое воспитание мальчиков на основе подражания отцу.

Отцы вместе с мальчиками устраивают субботники. Активно вовлекают их в полезный общественный труд.

2) Физическое развитие юношей посредством вовлечения их в спортивные секции, игры на свежем воздухе.

• Силами учителей физической культуры и родителей реконструирован спортивный (бойцовский) зал школы. Там члены Совета проводят спортивные занятия, помогают учителям, например, ведут кружки по шашкам, шахматам, национальной борьбе «курэш».

• Организуют спортивные эстафеты, совместные выходы на природу, лыжные соревнования, катания на санях, совместные весенние и осенние кроссы учащихся, учителей и родителей.

• Соблюдение чистоты юношей (соблюдения чистоты тела и сознания).

• При школе построено пасечное хозяйство силами отцов учащихся. В настоящее время в школе насчитывается 7 пчело-семей. Учащиеся 10-11 классов изучают основы пчеловодства на уроках и на практике. По окончании школы они

получают свидетельство, позволяющее им работать пчеловодами.

• Отцы проводят беседы среди юношей о гигиене, о вреде алкоголя, курения, ведут разъяснительную работу среди правонарушителей и т.д.

3) Развитие скромности, чувства справедливости, заботливого внимательного отношения к окружающим.

Отцы совместно с юношами участвуют в программе «Милосердие», оказывают помощь престарелым, одиноким людям, матерям-одиночкам в выполнении тяжелой физической работы. Устраивают благотворительные акции. Члены Совета также периодически ведут разъяснительскую работу среди школьников по профилактике правонарушений. Проводят рейды на местах наибольшего скопления молодежи, дежурства в праздничные и выходные дни.

В «Клуб матерей» Старосубхангуловской средней школы входят девочки, матери, бабушки. Работа клуба заключается в помощи при воспитании девушек в традициях башкирского народа и ведется по следующим темам.

1. Девушка поддерживает свою красоту чистотой и опрятностью во всем. Она чиста в душе, в совести и в поведении. Проводятся беседы по темам: «Какой должна быть девушка», «О личной гигиене», «О вреде алкоголя и табака», «О правилах поведения».

2. Внешний вид красивой девушки-башкирки (ее нежная, хрупкая натура, как нежный цветок природы). Девочки вместе с родителями изучают направления моды, правила макияжа, учатся шить, вязать, вести домашнее хозяйство.

3. Физическая красота девушки в ее румяном лице, в грации фигуры, в умной речи и движениях. Девочки вместе с учителями, мамами занимаются

утренней физической культурой, изучают различные виды танцев как прошлых лет, так и современных, проводят познавательные беседы и различные конкурсы.

4. Девушка - будущая мать. Проводятся беседы о развитии материнской души, материнском труде, о любви, об отношениях девушки с юношей.

С целью воспитания любви и уважения к родному краю, людям и истории башкирского народа действует школьный музей. Руководителем музея школы А. И. Хасановой разработана программа музейных экскурсий «Природа и материальная, духовная культура Бурзянского края». Силами родителей, педколлектива и школьников собран богатый материал по темам: «Природа, которая нас окружает».

Участие детей в сборе материалов музея, проводимые выставки, экскурсии, уроки по национальной культуре, классные часы, общешкольные мероприятия воспитывают в учащихся способность через культуру своего народа понять культуру других народов, приобщиться к мировой культуре.

В дальнейшем мы планируем разработать и внедрить в нашей школе факультативы «Психология и валеология в народной педагогике».

Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя система правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях, которые необходимо использовать в воспитании современных школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирское народное творчество: Т. 7. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа: Китап, 1993. -464 с.

2. Сафин А А Башкирское народное воспитание. Пермь, 1991. -137 с.

3. Салаватова Р. Ф. // Учитель Башкортостана. 2005. № 7. С. 21-22.

Поступила в редакцию 22.01.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.