Научная статья на тему 'Идеи полового воспитания в башкирской народной педагогике'

Идеи полового воспитания в башкирской народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРЯД / ТРАДИЦИИ / ИНИЦИАЦИЯ / SEXUAL EDUCATION / ETHNIC STEREOTYPES OF SEXUAL EDUCATION / MASCULINE TYPE / FEMININE TYPE / SEXUAL BEHAVIOR / CEREMONY / TRADITIONS / INITIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева В. М.

Статья посвящена педагогическому анализу семейно-бытовых традиций и обрядов башкирского народа, мифологии, норм поведения полов. Освещаются вопросы этнических стереотипов; формы, методы и средства формирования личности мужчины и женщины как представителей своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF SEXUAL EDUCATION IN BASHKIR ETHNIC PEDAGOGICS

The article is devoted to the pedagogical analysis of family traditions and customs, mythology, norms of sex behavior of Bashkir people. The special emphasis is made on the problems of the ethnic stereotypes; forms, methods and means of forming male and female personality as a representative of its nation.

Текст научной работы на тему «Идеи полового воспитания в башкирской народной педагогике»

УДК 37.017.925 (470.57)

ИДЕИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ В БАШКИРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© В. М. Валеева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 906102 21 48.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена педагогическому анализу семейно-бытовых традиций и обрядов башкирского народа, мифологии, норм поведения полов. Освещаются вопросы этнических стереотипов; формы, методы и средства формирования личности мужчины и женщины как представителей своего народа.

Ключевые слова: половое воспитание, этнические стереотипы полового поведения, полоролевое поведение, обряд, традиции, инициация.

Стремление современной педагогической науки к гуманистической парадигме ставит в центр воспитания личность человека. Однако личность формируется как представитель определенного пола. Влияние со стороны профессионального педагога на формирование у подрастающего поколения разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни включено в понятие половое воспитание. Подразумевается, что «половое воспитание -это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов» [1]. Овладение индивидом полоролевым поведением зависит от культуры половых стереотипов общества. В эпоху возрождения ценностей, культуры и традиций башкирского народа, когда усиливаются требования к гражданину нового Башкортостана (в том числе и в сфере межполовых отношений), немаловажное значение приобретает изучение прогрессивных идей башкирской народной педагогики в половом воспитании подрастающего поколения.

Прежде чем приступить к рассмотрению идей полового воспитания в культуре башкир, следует выделить основные единицы теоретического анализа. Во-первых, необходимо выделить этнические стереотипы полоролевого поведения - «типичные взгляды представителей определенного этноса о психических и поведенческих особенностях полов; понятия о нормах и эталонах поведения полов, существующие в обыденном сознании этноса; представления в рамках той или иной культурной традиции о том, какие социальные роли должны выполнять мужчины и женщины» [2]. Во-вторых, для анализа и раскрытия механизмов трансляции стереотипов поведения полов этноса, согласно исследованиям А. И. Егоровой, следует изучить социокультурный уровень этнокультуры. Данный уровень заложен в системе архетипов, запретов, ритуалов, правил, предписаний, представляющих собой мифологический слой внутри этнокультурной традиции. Специфика полового поведения на данном этапе проявляется в половых символах. Половые

символы этноса воплощаются в мифологии, ранних формах фольклора, искусства, религии; в системе родовых отношений; архаичных обрядах и ритуалах; одежде и играх. Соционормативный слой в культуре этноса существует в виде традиционных, устойчивых и общепринятых стандартов, предписаний и форм поведения полов, отраженных в обрядах, обычаях, ритуалах, привычках, этикете, способах инициаций полов.

Рассмотрим символы мужского и женского начал в культуре башкир в бинарных оппозициях (типа мужской/женский). Оппозиция «муж-

ской/женский: правый/левый» относится к горизонтальному членению пространства и имеет оценочный смысл. В традиции башкир правая сторона ассоциируется с мужской, а левая сторона - с женской. Об этом свидетельствует пространственное разделение жилища: башкирская юрта условно делилась на женскую (левую) и мужскую (правую) половины; в погребальных обрядах жену хоронят по левую сторону покойного мужа, сына - по правую, а дочь - по левую. Связь данных оппозиций проявляется и в формах этикета: правая (мужская) сторона расценивалась как более почетная и соотносилась с более высоким статусом человека. Оппозиция «мужской/женский: внешний/внутренний» является выделением внутреннего, замкнутого, ограниченного пространства, гарантирующего защиту от внешнего мира. В традиции башкир сфера мужского обращена вовне (охота, война), сфера женского - внутрь (дом). В повседневной жизни отголоски данных оппозиций можно наблюдать в разделении домашнего труда на мужской и на женский. Оппозиция «мужской/женский: открытый/закрытый» семантически связана с запретами по отношению к женщине. Например, женщина не должна показывать мужчинам непокрытую голову. Требования «закрытости» по отношению к женщине у башкир проявлялись также и в степени обнажения отдельных частей тела (ног, рук, головы). Вероятно, доминировала установка на то, что женщина должна быть стыдливой, и ей запрещалось обнажать руки, ноги, голову в присутствии мужчин. Оппозиция «мужской/женский: свой/чужой» связана с представлениями башкир о том, что мужчины - «свои»,

«близкие», а женщины - «чужие», «далекие», которые отражают остатки экзогамного брака башкир, когда жен брали из других родов. Сноха по-башкирски - «килен» (от баш. «ситтэн килгэн» -пришлая). Бинарные оппозиции повлияли на формирование половых ролей. Оппозиция «мужчина/женщина: правый/левый» отразилась на статусе полов (мужчины занимают более высокое положение, чем женщины) и повлияла на формирование этикета поведения полов (женщина должна подчиняться мужчине). Оппозиция «мужчина/женщина: внешний/внутренний» дифференцирует мужские и женские виды деятельности. Оппозиция «мужчина/женщина: открытый/закрытый» отразилась в более рестриктивном воспитании девочек. На статусе женщины отразилась оппозиция «мужчина/женщина: свой, близкий/чужая, далекая».

Исследуя историю развития педагогической мысли башкирского народа, В. И. Баймурзина пришла к выводу, что «... термин «личность» в народной педагогике не употреблялся, ему соответствует термин «совершенный человек».» [3]. Анализ символов мужского и женского начал, свойственных культуре башкир, позволяет выделить идею формирования совершенных мужчины и женщины как основную цель полового воспитания. Идея воспитания совершенного человека у башкир предполагала наличие здорового тела, физической силы и высокой нравственности. Соответственно, в воспитании в детях мужественности и женственности народ руководствовался данными характеристиками.

Согласно исследованиям Р. А. Султангареевой [4], в представлениях башкир жизненный цикл разделялся на периоды. Один цикл равнялся двенадцати годам и характеризовал физиологические изменения, особенности социализации, обновления в жизни человека. Выделяются основные пять циклов жизни: первый цикл - детство (с 1 года до 12 лет); второй цикл - подростковый, молодой возраст (с 13 до 24 лет); третий цикл - новый период жизни (с 25 до 36 лет); четвертый период - средний возраст (с 37 до 48 лет); пятый период - старость (с 49 до 60 лет и т. д.). Периодом половозрастного становления считался возраст от рождения до 19-20 лет. Возрастные периоды жизни, биологическое состояние человека социализировались с помощью и под управлением обрядов. Обряды, сопровождающие этапы физиологического развития, имели социальный, иниционный характер. Каждый последующий возрастной период мог начаться, если он был зарегистрирован перед лицом общества тем или иным обрядом, т. е. переход человека из одного статуса в другой (взросление) регламентировался обрядами инициаций. Таким образом, можно сделать вывод, что в становлении мальчика в мужчину и девочки в женщину народ предусматривал, во-первых, достижение определенного обществом возраста, во-вторых, достижение физиологической, био-

логической, а также социальной зрелости. В соответствие с этим возрастные периоды жизни имели:

1) свои нормы, права, ценности;

2) присущую только этому возрасту характеристику;

3) определенный комплекс ритуалов, обрядов, традиций для обеспечения благополучного прохождения периода и перехода в последующий возрастной этап.

Данные выводы свидетельствуют о том, что обеспечение полового созревания народом строилось на основе принципа природосообразности и заключает в себе идею достижения биологической, физиологической и социальной зрелости. Соответственно дальнейшее выделение идей поло -вого воспитания, имеющих место в башкирской народной педагогике, необходимо на основе анализа социализации личности.

Период младенчества отмечался ритуалами подношения первой пищи, первого купания в бане, проведением празднеств-смотрин, первого укладывания в колыбель, стрижки первых волос, приветствия первых зубов, первых шагов и т. д. Все эти обряды обнаруживаются у многих народов мира и характеризуют физическое и психическое развитие ребенка. Идея здоровья присутствует во всех жанрах фольклора, сопровождающих совершение ритуальных действ. Например, чтобы мальчик рос крепким, сильным, пуповину его отрезали на дереве или на кирпиче. Во время купания новорожденного произносили благопожелания: «Пусть будет род твой благополучен, пусть здоровы и целы будут твои двенадцать органов».

Центральное место в системе полового воспитания башкир занимает игровое творчество. В народном представлении игры не только развлечение, но и средство как физического, так и полоориентированного воспитания детей. Одновременно дети овладевали необходимыми трудовыми навыками, что также являлось необходимым атрибутом этнического полового воспитания. Мальчики обучались верховой езде, тренировались в стрельбе из лука, осваивали приемы борьбы, постигали премудрости охотничьего мастерства. Девочки играли в ролевую игру «семья», сами шили куклы, изображавшие мужчин и женщин, и устраивали для них свадьбу. Дети пользовались самодельными игрушками, в изготовлении которых самое активное участие принимали и взрослые. Игры способствовали знакомству с возможностями своего тела, закладывали качества мужественности и женственности. В распределении трудовых поручений учитывались особенности пола. При этом исходили из того, что по физической силе женщины уступают мужчинам: «У мужчины сила в руках, у женщины - в животе». Таким образом, в игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой, - приобретают соот-

ветствующие полоролевые характеристики, что способствует половой идентификации.

Периодом полового созревания считался возраст 10-11 лет, когда девочка была в состоянии поднять коромысла, а мальчик мог на коня вскочить. Подтверждением служит обряд, санкционирующий новый этап взросления мальчиков - обрезание. После свершения обряда мальчик условно считался посвященным в мужчины, т. к. до обрезания мальчики не должны были есть мяса, общаться с женщинами, с взрослыми. Девочкам прокалывали уши тоже в определенный срок - с трех до пятнадцати лет. Проверка физической силы и умственных способностей детей и юношей в древнем обществе носила коллективный характер. Силовые состязания, скачки, стрельба, устраиваемые для оценки физических достоинств члена рода, группировались в иниционные празднества. Интересные факты, свидетельствующие о наличии иниционных обрядов у башкир, были записаны Р. А. Султанга-реевой. «В каждую весну, когда зеленью укрываются растения, женщины пожилого возраста выводили молодых девушек в лес или в поле. Девушки раздевались, ходили, а бабушки рассматривали каждую из них, проверяя здоровье тела. Если у кого-то оказывались какие-либо болезни, их примечали бабки-знахарки и отбирали для лечения. А здоровым разрешали выходить замуж. Здоровые девушки показывали свое умение петь, танцевать, рассказывать. А те, которые должны были лечиться, не имели права появляться на игрищах» [5]. В данном рассказе запечатлены особенности контроля и требований этноса к здоровью рода. Этот обряд назывался «смотреть девушку». Традиции испытаний мальчиков заключали специальные соревнования в силе. Тех, кто выдерживал испытания, считали «егетами» (джигитами), а слабых называли «лысый» и обмазывали ягодицы дегтем.

Во время второго возрастного цикла актуализировались взаимоотношения между полами. Вся общественно-трудовая жизнь способствовала формированию у подрастающего поколения основ нравственных отношений между юношами и девушками, внимание было направлено на соблюдение норм, принятых в обществе.

Идея создания семьи. Сексуальные отношения между полами у башкир были возможны только в браке. Ставя своей доминантой семью, народная педагогика имела совершенные формы, методы и средства подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Отношение к семье, способность выполнять свою роль в семье выступали в народной педагогике как высшие критерии оценки человека. И эти критерии оценки также закладывались в раннем детстве. Примером, беседами, рассказами родители формировали в душе ребенка идеал семьи (семью нынешнюю и семью будущую, которую он создаст) и идеал члена семьи. Тема семьи звучит в колыбельных песнях, считалках, скороговорках,

пословицах, сказках, легендах и мелодиях, которые малыш воспринимает с раннего возраста.

К. Ш. Ахияров выделяет целенаправленность на подготовку к семейной жизни постулатов-назиданий. Например, «Не оставляй сор посреди избы, а то муж будет рябым», «Не ходи так, надень носок на другую ногу, а то жена будет воровкой», «Не перешагивай мужчину, родить не сможешь -ребенок поперек станет», «Крупно не коли дрова, невеста будет некрасивой» и т. д. Постулат состоит из двух ядер. Самое важное в постулате - второе ядро, здесь «код» семьи. Во-первых, в сознание ребенка закладывается понимание, что его будущая взрослая жизнь связана с семьей. Во-вторых, кодируется идеал человека, будущие супруги должны быть физически здоровы, красивы, нравственно не запятнаны. В-третьих, закладывается «код» семейных отношений: доброта, заботливость по отношению к будущему супругу (супруге) и его (ее) родственникам [6].

Народом осуждались ранние браки. Возрастом, подходящим для начала семейной жизни, считалось наступление восемнадцатилетия. Для современного общества данный возраст является ранним, т.к. юноши и девушки не достигают необходимой социальной зрелости.

Идея любви как нравственно-эстетический феномен культуры и как единственный мотив начала отношений между юношами и девушками связан с укреплением моногамного брака как основы семьи. Доказательством утверждения идеалов любви как высокой ступени развития межличностных отношений служит древнейший памятник письменной культуры тюркских народов «Юсуф и Зулей-ха». «Юсуф и Зулейха» - произведение любовнодидактического характера, в котором воспевается верность любви, любимому и любимой. О распространении данного литературного произведения свидетельствует социально-бытовое предание «Дочь тархана» и книга «Юсуф и Зулейха». Идеал высокой любви содержался также в таких дастанах, как «Тагир и Зухра», «Ляйля и Меджнун». Использование данных литературных произведений с целью воспитания нравственных межполовых отношений свидетельствует о наличии полового просвещения в башкирской народной педагогике.

Умение признаваться в любви высоко ценилось башкирским народом. Пазушный цикл - один из самых лирико-драматических моментов свадьбы. Объяснение влюбленных пар (молодых супругов) запечатлелись в песнях-диалогах айтыш. Узнав о поэтических способностях молодоженов, люди собирались на слушание. Так как дети разных возрастов принимали участие во всех мероприятиях, то можно сказать, что активное слушание песенных состязаний между женихом и невестой способствовало не только эстетическому воспитанию, но и учило культуре общения с противоположным полом, служило примером. Насильственное склоне-

ние к сексуальным отношениям резко осуждалось народом и жестоко каралось (об этом предание о местечке «Прах Абыза», названного в честь убитого муллы, обесчестившего много девушек). Сохранение в памяти народа и передача преданий и легенд («Скала Булякбики», «Камень Инсебики», «Сердце-гора» и др.) служило ярким примером осуждения асоциального поведения и побуждало молодежь следовать нормам морали.

Описание добрачных встреч молодежи содержится в исследовании Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фа-тыховой. Участие в народных празднествах, обрядах, ритуалах народными воспитателями рассматривались как специальные мероприятия, направленные на знакомства молодежи и поиски спутника жизни. Центральное место занимали смотрины, молодежные сборища, девичьи игры, хождение на гору, посиделки: аулак и урнаш, ултырма или ул-тырмага барыу. К массовым праздникам относятся: каргатуй (встреча весны), народные собрания (йыйын), сабантуй и многие другие. Содержание этих праздников не только не ограничивало общение молодежи, наоборот, открывало довольно широкий простор для знакомства и зарождения симпатии.

Идея рождения ребенка. Семья считалась состоявшейся при условии рождения ребенка. Об этом свидетельствует забота народа о физическом здоровье подрастающего поколения. Установка на рождение ребенка включалась в благопожелания молодоженам, в назиданиях, напутствиях невесте: «Ложитесь вдвоем, встаньте втроем!». О том, что должен родиться ребенок, дети знали с раннего детства. Ярким примером может послужить обвинение мальчику, который во время детских игр проявил неловкость: «От тебя не родится ни дочь, ни сын, если и родится, то не выживет».

Идея материнства. Таким образом, брачный обряд символизировал собой иниционное действо, в результате которого юноша становился мужчиной, главой семьи. У девушки же значительно повышался статус в обществе при рождении ребенка. О высоком статусе женщины-матери у башкир свидетельствуют обычаи и обряды, фольклорные и языковые материалы. В частности, по представлениям башкир, материнское молоко, материнская рука способна исцелить, спасти человека от всех болезней, бед и невзгод. Высокий статус женщины-матери у башкир был обусловлен и тем, что она не только рожает, но и охраняет, защищает, оберегает дитя (у кого нет отца, тот - полсироты, у кого нет матери - тот круглая сирота). В силу объективных причин у башкир мать и другие женщины были главными воспитателями молодого поколения. Межплеменные войны, борьба с захватчиками, многовековая борьба за независимость, позднее кантонная система управления приводили к тому, что башкирские мужчины почти не бывали дома, мало занимались со своими детьми. Поэтому ос-

новную роль в воспитании и социализации молодого поколения играла мать и другие женщины семьи и рода. Оценивая значение и положение женщины в древнем обществе, необходимо особо выделить «культ Матери» как морально-нравственный феномен в культуре башкир.

Достижение зрелости для начала сексуальной жизни является прогрессивной идеей башкирского народа, имеющей актуальность и на сегодняшний день. Однако для того, чтобы ребенка посчитали достигшим зрелости, он должен быть не только физически развит, здоров, но и знать обычаи и традиции своего народа, обладать высокой нравственностью. В этом требовании заключается принцип культуросообразности полового воспитания подрастающего поколения.

Центральное место в нравственном кредо башкир занимает намыс (честь, достоинство). На-мыс - понятие очень емкое, включающее в себя моральные принципы и критерии простого народа. Суть его - человечность и совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его. Намыс выражается и в уважении старшего, и в гостеприимстве, и в почтительном отношении к женщине. К моральному облику мужчины как к отцу семейства, полноправному члену общины и воина башкиры предъявляли особые требования, объединенные понятием «ир намысы». Не потеряло своей актуальности в наше время представление башкир о женской чести, скромности. Требование народа к высокой нравственности мужчины и женщины является характеристикой идеи мужского и женского достоинства.

В рамках рассматриваемого вопроса интерес представляет башкирская система родства: в терминах отражается строгое различение родственников по крови и по браку. Пол является главным характеризующим звеном. Истоки этого Н. В. Бикбулатов видит в запрете брачных (сексуальных) отношений между членами родственного коллектива - экзогамии, что полностью отражено в поговорке: «От кровной родственницы родится внучка, от внучки родится правнучка, от правнучки родится праправнучка, от праправнучки родится прапра-правнучка, от прапраправнучки родится чужая». Дойдя до седьмого колена, девушка становится чужой - с ней можно заключить брачный договор. Таким образом, знание генеалогии своего рода являлось, во-первых, необходимым требованием при выборе спутника жизни, следовательно, и задачей полового воспитания, во-вторых, необходимым нравственным качеством каждой личности. На основании данного вывода можно сделать заключение: идея изучения истории своего народа и генеалогии является важным дополнением в процессе формирования совершенного мужчины или женщины.

Выявленные нами в ходе исследования идеи полового воспитания башкирского народа иден-

тичны задачам современного полового воспитания: правильная половая идентификация; формирование нравственных межполовых взаимоотношений; подготовка подрастающего поколения к семейнобрачным отношениям; формирование установки на рождение детей; половое и сексуальное просвещение. Следовательно, в обстановке повышения требований к личности как представителю определенного пола, повышения национального самосознания башкирского народа актуально использование прогрессивных идей народного воспитания в организации учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1) Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. -448 с.;

2) Егорова А. Ю. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа Саха: дисс. ... канд. псих. Наук. Иркутск. 1997. -176 с.;

3) Баймурзина В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа: Башкирский государственный университет, 1996. -154 с.;

4) Султангареева Р. А. Жизнь человека в обряде: фольклорноэтнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа: Гилем, 2005. -344 с.;

5) Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. -243 с.;

6) Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ, 2000. -328 с.;

7) Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир. Х1Х-ХХ вв.: БНЦ УрО АН СССР, Ин-т истории, яз. и лит. М.: Наука, 1991. -189 с.;

8) Бикбулатов Н. В. Башкирская система родства. М.: Наука, 1981. -124 с.

Поступила в редакцию 12.11.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.