Научная статья на тему 'Национальная духовность: принципы и модели возрождения'

Национальная духовность: принципы и модели возрождения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ОБРЯДЫ / ЧЕСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРЕДАНИЯ / МИФЫ / РОДИНА / ETHNOPEDAGOGICS / NATIONAL TRADITIONS / CUSTOMS / RITES / HONOUR / WELLBEING / TRADITIONS / MYTH / MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Султангареева Розалия Асфандияровна

В статье освещаются моральные приоритеты, духовно-этические ценности, заключённые в жанрах народного творчества и в системе традиционной культуры. Предлагаются способы и методы воспроизводства ментальных, психологических сил, морально-этических достижений и ценностей народа путём их программного использования в обучении, воспитании и т.д. Позиционируется кардинально новое отношение к первородным законам общества в целях их применения, выправления бездуховности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Spirituality: Principles and Models of Revival

The article illuminates moral priorities and spiritual and ethic values reflected in folklore genres and traditional culture. Methods for reproducing mental and psychological powers, moral and ethic achievements and values through their complex usage in education, bringing up children, etc. have been offered. An absolutely new attitude to the primary laws of society with the purpose of using them and straightening out inspirituality in the modern world is being maintained.

Текст научной работы на тему «Национальная духовность: принципы и модели возрождения»

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

gfejfegfejfejfegfejfegfejfegfe ¿уЧ ¿Щ ^ ife gfe ^

Суятангареева

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ: ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В статье освещаются моральные приоритеты, духовно-этические ценности, заключённые в жанрах народного творчества и в системе традиционной культуры. Предлагаются способы и методы воспроизводства ментальных, психологических сил, морально-этических достижений и ценностей народа путем их программного использования в обучении, воспитании и т.д. Позиционируется кардинально новое отношение к первородным законам общества в целях их применения, выправления бездуховности в современном мире.

Ko^aliya Л. Sultangareeva

NATIONAL SPIRITUALITY: PRINCIPLES AND MODELS OF REVIVAL

The article illuminates moral priorities and spiritual and ethic values reflected in folklore genres and traditional culture. Methods for reproducing mental and psychological powers, moral and ethic achievements and values through their complex usage in education, bringing up children, etc. have been offered. An absolutely new attitude to the primary laws of society with the purpose of using them and straightening out inspirituality in the modern world is being maintained.

Ключевые слова: духовное возрождение, этнопедагогика, национальные традиции, обычаи, обряды, честь, благополучие, предания, мифы, родина.

Key words: spiritual revival, ethnopedagogics, national traditions, customs, rites, honour, wellbeing, traditions, myth, motherland.

В этногенетическом фонде народа сконцентрирован и сохранен неисчерпаемый потенциал духовного восстановления, который является необходимым источником для воспроизводства и усиления духа нации.

Многовековые народные обычаи (йола), традиции способны гарантировать доминанту человеческого и нравственного начал в обществе. Однако в современном обществе, в условиях возрастания ненаказуемости разгула, свободы безнравственности и девальвации духовных ценно-

стей, одни только правовые меры (в основном действующие в условиях игнорирования народных традиций) могут оказаться бессильными.

В этой связи мы тезисно выделяем основные механизмы, возможные в духовном, нравственном подвижничестве современности.

Мы считаем, что необходимы согласованные меры и действия по возрождению этико-мораль-ного духовного достояния, заложенного в традиционной этнопедагогике, обрядах (йола), призванных воспроизвести вековые психоменталь-

Султангареева Розалия Асфандияровна, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН

©Султангареева Р.А., 2012

60

Р.Л. Султангареева

ные, жизнесмысловые приоритеты башкирского народа.

Башкирка всегда была созидательницей, творцом, хранительницей и последовательной проводницей института обрядов, обычаев, традиций, издревле закононесущих механизмов жизневедения народа. В этот исторический период именно она актуализирует необходимость обращения к ценностным достояниям, возраст которых равен возрасту народа. В обрядах заключена вековечная мудрость, опыт, гарантия успеха, модель благополучия и спасения нации от имеющихся неблагополучий и превратностей судьбы. В этой связи востребовано возрождение народных школ Агинэй («Белая мать»), дим-се («сводница»), вгвтсв («назидательница»), вмэ («помочь»), ырыу хвквмв («товарищеский суд»), от умения и мастерства проведения которых зависит выправление ситуации с повальным суицидом, алкоголизмом, участившимися разводами и т.д.

«Для того, чтобы воспитать ребенка добрым и щедрым, взрослые должны быть добрыми и щедрыми по отношению к нему» [I, с. 39]. Что же может дать общество, которое само разрывается от жажды наживы, агрессии, злостности?! Ответ предсказуем. Для этого взрослые должны измениться, отрекаясь от жажды наживы и обогащения. Нужно повернуться лицом к своим духовным матрицам, сохраняемым нашими обычаями, обрядами.

«Ир намыдын тотмаганды ой?э тотма» («Не держи дома жену, не берегущую или унижающую честь мужа») гласит башкирская мудрость, разрешая жесткое поведение к нечестной женщине.

Будь Землей — Земля все поднимает, Будь Водой — Вода все очищает! Будь чище воды текучей, Осторожней сороки трескучей, Белее яйца белого Плодовитее перепелки полевой! —

произносят благопожелания невесте, как-бы «кодируя» чистоту помыслов и обязуя нового члена рода поступать по совести. Однако все эти пожелания бессильны, если нет наказаний за нарушение запретов и законов.

Истинно человеческие достоинства женщины — в ее одновременной жертвенности и божественности, главенстве и терпимости. Морально-

этические принципы ее поведения, направленные на благополучие народа, заложены в пословицах: «Намыдлы катын — ырыуга нур» («Честная женщина — луч рода»), «Иле булгас, батыры ла була, инэИе булгас, илэуе лэ була» («Есть страна — есть и батыр у нее, а есть Мать — есть и род»), «Кыз хакы — кунактан алда» («Право девочки выше прав гостя»), «Катын — иргэ канат» («Женщины слово — крылья мужчины»), «Тэбигэт — Ана, Ананды Иакла» («Береги Природу-Мать — покровительницу свою») и т.д. Этими жизнесмысловыми предписаниями руководствовалось башкирское общество и потому не только пережило самые трагедийные и сложные исторические времена, сохранив свою национальную ценностность, твердость духа, высокую репутацию, но и собственное (родное) пространство, место бытия, национальную честь на будущие времена. Эти народные духовные нормативы поддерживались обрядами и ритуалами. Так, отрекаясь от дурных поступков, индивид давал перед родом и родными клятву; вор, изменник, прелюбодей всенародно наказывался; батыра испытывали в курэш, стрельбе и преданности слову своему. Каждый член рода должен был знать легенды, имена своих родовых батыров, предания, мифы, уметь хорошо исполнять песни, отрывки из эпоса. Физиологический, психологический, нравственный рост личности корректировали и социологизировали: так, готовя к новым свершениям, каждый половозрастной период растущего ребенка (первый шаг, первое слово, первый улов, охота, усаживание на коня и т.д.) сопровождали алеыш («благопожелания-ми») и одариваниями. Перед отъездом в дом мужа невеста получала наказы рода блюсти честь рода и мужа и не смела их нарушать; любовь и верность супругов были достояниями рода, а род отвечал за крепость семьи. Реализуя эту задачу, проводили примирительные обряды. Если в селе пошел слух о разладе какой-либо семьи, то семеро взрослых женщин, собравшись, произносили назидание дэрт кутэреу («поднятие духа»). Воровство, ложь, словоблудие жестоко карались родовыми законами. Обряды на уровне неписаных законов регламентировали гармоничную жизнь, устойчивость высоких нравов общества. Располагая всеми необходимыми достижениями, они могут использоваться в современном кризисном состоянии духа в целом. Однако обесценивание зна-

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/1 (55)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ: ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

61

чимости обычаев привело к бездуховности и выправить ситуацию ныне сложнее.

Все негативные явления современности (алкоголизм, суицид, коррупция, предательство, зависть, воровство, возможность развода, наркомания и т.д.) являются следствием предшествовавших причин. Мы зачастую занимаемся, к сожалению, осуждением и анализом следствий и работаем над его жестокими результатами: оказываем разовую помощь малоимущим, пострадавшим в беде, детям-сиротам, одиноким старикам, по тематическим праздникам хвалим героев или старожил и т.д. Но эти меры ничтожны на фоне современного хаоса.

Назрела необходимость научно, с учетом эт-нопедагогики, этногенетики, этнопсихологии нации выработать законы, программы обучения, непосредственно основанные на народных обычаях, обрядах. Располагая высококвалифицированными специалистами по фольклору, этнографии, мы в силах проводить системную работу по возвращению престижа и внедрению в жизнь народных правовых этико-моральных норм, выработать дельные, позиционные предложения для законотворчества. Важно лишь на государственном уровне осознать необходимость задачи: повернуться лицом к потенциалам духовности предков.

Мать всегда чувствует состояние души своего ребенка и может отгадать причину его беспокойства. Женщина также чувствует пульс времени и состояние духа народа.

Психологическое напряжение, конфликтность, неуверенность в настроении, душевном состоянии коренного народа вызваны двойственным отношением к его родному языку, национальной культуре, нерешенностью вопросов землепользования. Народ, в историко-генетической памяти которого живет идеал о святой неприкосновенности родной Матери-земли («Ер-эсэ»), переживает ныне настоящий глубокий стресс и отчаяние по причине допустимости продажи ее. Ведь человек не сотворил руками и своей силой эту Землю, чтобы позволить продавать ее как собственность.

Преподавателям современной школы необходимы также знания по тюркской мифологии, т.к. в ней сосредоточены дух, мировоззрение, нравственные приоритеты, взгляды народа о добре и зле, плохом и хорошем, запретном и дозволен-

ном. С изменением времени общество, если и переживает различные нововведения, но тот заложенный архетип человека с его «врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах коллективного бессознательного каждого народа... служит питательной почвой для воображения и фантазии, составляет исходный материал для произведений литературы и искусства» [2, с. 252]. Свой эпос, миф каждый народ создает для поддержания сознания, духа, языка, во имя почитания предшествующих и усиления будущих поколений.

Одним из важных принципов должно стать системное, целенаправленное обучение любви к родине. Муссируемые и подстрекаемые реакционными интересами недалеких псевдоидеологов формулировки «любить только себя», внедряемые системно в сознание молодежи через рекламу, СМИ, телевизионные передачи, дали печальные плоды. Выросло поколение, равнодушное к жизни, судьбе родины. Между тем, личность, не любящая свою родину, опасная угроза для ее настоящего и будущего.

Жизненно важные принципы, характеризующие суть человечности и основу нравственности башкира, запечатлены в пословицах, определяют ментальность и достоинства патриота, преданного родине: «Ватан есен йэн физа» («Душу не жаль ради Отчизны»), «Данлы егет ил есен улер» («Славный муж умрет ради родины своей») [3, с. 83, 89]. Духовная гармония, уверенность, коллективизм сознания, как первично необходимые качества для становления личности, обуславливались самоотверженной любовью к родине: «Ил кейенгэндэ кейен, Ил Иейенгэндэ Иейен» («Печалься, когда Родина в печали, радуйся вместе с Родиной»).

Эти изречения заучивались наизусть во время обучений у аксакалов, в медресе шакирды устраивали соревнования по знанию пословиц, поговорок о родине, добре и зле и т.д.1 Чувство неразрывного единства со своим местом обитания, народом и страной обеспечивало не только жизнесмысловые принципы башкира, но и его устойчивый, мужественный и волевой характер. Воспитанию характера башкира способствовали основные идеи башкирских эпосов, кубаиров, протяжных песен («озон кей»), курайное, словесно-поэтическое, сэсэнское искусство. В обрядовом фольклоре четко обозначены действен-

1 Записано в 1995 г. в дер. Аптирак Мелеузовского района от М.А. Кутлуахметовой (1905 г.р.). ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/1 (55)

62

P.A. Султангареева

ные реалии почитания женщины, имеющей функции воспроизводства сил рода. Женская сила и красота ритуализируются в качестве возбудителей новой жизни и способов разрешения конфликтности, утверждения гармонии. Так, «вопрос о праве владения платком от рук женщины решают (батыры. — Р. С.) борьбой или состязанием из лука. Шест с платком в руке держит женщина или девушка, славящаяся красотой, щегольством и искусством в рукоделии» [4, с. 157].

Право одаривания победителя конных скачек — основного состязания в хабантуй (Иабан-туй) принадлежало самой молодой красивой замужней женщине [5], рыцарство в борьбе («корэш») также отмечала «женщина, моложе всех замужем» [6, с. 274]; невесте первую брачную постель стелет благополучная семейная многодетная женщина; покинувшую больного человека душу («хот») посредством знания специальных магических слов и ритуальных действий («хот хойоу») также возвращает уважаемая родом женщина и т.д.

Таким образом, богиня Иль2 [7, с. 86—89] лаконично трансформировалась в доминанте женского начала, позиционируемого в обрядах и обычаях. Следует учесть и то, что истоки хабантуй восходят отнюдь не к земледельческим, а к родовым боевым традициям. Данное утверждение связывается с появлением на Урале в V—VI в до н.э. новой социальной группы воинов-всадников («Иыбай») [8, с. 66]. Ираноязычное слово хыбай сохранилось только у башкир и туркмен и предполагает высший уровень искусства конной езды и боевых сражений во имя защиты родины. Впоследствии это обусловило основной вид конных состязаний, сохраняющихся в хабантуй по сей день. Хыбайтуй («Иыбайтуй»), как название народного многолюдного майдана, посвященного усилению духовных, физических потенциалов страны, восходит к конным ристалищам, боевым играм как формам подготовки к защите родины.

Таким образом, данный праздник располагает генетически могучими возможностями патриотического воспитания при его верном прочтении и грамотном проведении. Поэтому обучение почитанию страны, воспроизводство великой культовой Любви к родине, физиобиолого-пси-хологические коды которой в народном сердце и

духе еще не вытравлены, способно сыграть, несомненно, спасительную роль в жизни не только башкир, но и всех народов. В этой деятельности главенствующее положение может и должна занимать Женщина, в своем лице соединяющая и мать, и дитя, и страну. Ее миссия — сохранить качества богини Иль. Видимо, именно такая необходимость и явилась оправдательной причиной (в сегодняшней исторической закономерности) все более активной, сознательной позиции женщины, вставшей на защиту национальных, равных нравственности, достояний. Нетерпимость, агрессивность («Ир — ут сыганагы» — «Мужчина — плоть от огня»), бесчестие (ныне мужчины не придерживаются народного принципа «Ир бер була» — «Настоящий мужчина верен слову своему»), жестокость мужчин и мужская гегемония в политике не способны вывести общество из духовного кризиса. Обряды, главная суть которых состоит в творении добра и гармонии, видимо, творимы были женщинами, и именно в их памяти до сих пор устойчиво сохранились особенности йола — золотого свода законов башкир.

«Страна жива, пока дух жив. Есть только одна проблема, одна единственная во всем мире, — вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы», — писал Антуан де Сент-Экзюпе-ри. В этой связи нужно подчеркнуть, что для тюрка богатство духа и высокая честь — самые достоверные показатели его значимости богатства и личностной состоятельности. Намыд («честь») — самодостаточная субстанция, равная достоинству, высшая категория определения настоящего человека («Ир?е намыд ултерэ» — «Для мужчины честь дороже жизни»). В целом, честь у башкир (тюрков) — это показательная призма кристальной чистоты духа, единственный способ познания мира и реализации себя в мире. Именно категория чести оказалась ныне самой избегаемой. Ее ценность в современном обществе теряется из-за игнорирования инструмента ее сохранения (йола) и из-за ненаказуемости бесчестия. В современном праве игнорируется «намыд», «ырыд» («благополучие«, «счастье») как духовные опоры и достижения нации, не предписывается безукоризненное следование им, как было прежде у башкир. Отсюда вопрос: находятся ли наши законы на страже справедливости?!

2 Иль (Хелль) — прекрасная богиня матриархата в индоиранской мифологии, олицетворяющая собой в одном лице и покровительство страны, и саму родную страну.

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/1 (55)

HAЦИOHAЛЬHAЯ AyXOBHOCTb: ПРИНЦИПЫ И MOAEAM BOЗPOЖAEHИЯ

63

Если раньше сила воздействия чести регламентировалась законами «йола», ныне статус «HaMbiç» не защищен официальной юриспруденцией.

Бесчестие же равно смерти. Человека без чести избегали, за них не выходили замуж, не брали в жены, в попутчики, не допускали к праздникам. Намыд — греч. Nomos — почитался на уровне божества, ему посвящали жертвы, празднования. «Намыд понимался вечным, непреходящим законом Богов, которые почитались древними прародителями людей» [9, с. 10].

Потому стержневой идейной составляющей жанров башкирского фольклора проходят мотивы борьбы за честь и защиты чести, соединяющейся в сознании башкир с борьбой за свой народ и родную землю.

Нарушение предписаний предков — обряда — равно бесчестию и осквернению духа великого божества — хранителя порядка и чести. В эпосе «Урал-батыр», например, Шульген выпивает запретную кровь и становится на путь бесчестия, нарушения моральных законов. Воина, нарушившего клятву верности или выдавшего родовую тайну («сер»), казнили [10, с. 211] как ненужного, разлагающего родовое сообщество типа.

Почитание старших — еще одна составляющая морального закона предков. Необходимость его для сохранения целостности и силы духа общества как такового заявлена еще в эпосе «Урал-батыр» («Олоно оло итеге? — кэцэш алып йорого?» — «Почитайте старших — берите советы у них»). Есть мудрое славянское изречение: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старших» [11, с. 89]. В современном мире мы уже стали свидетелями исчезновения высокой культуры почетного отношения к старшим. У башкир почитание старших связывается с культом предков, воспринимаемых древними тюрками как покровители, духи-помощники, вознесшиеся на небеса и которым было необходимо посвящать молитвы.

Видным шотландским ученым-географом Родериком Мерчисоном, путешествовавшим по Уралу в 1840-е гг., отмечен эпизод, ярко свидетельствующий поклонение башкир своим предкам: «Местные башкиры были недовольны изысканиями геологов и говорили им: «Копайте свое золото, сколько хотите, но ради бога, оставьте нам кости наших предков!» [12, с. 53]. Ученого поражало при этом гостеприимство, искренность на-

рода, весьма «небрежно относящегося к банкнотам и рублям».

Данный пример среди многочисленных, касающихся культа старшинства и предков (запечатленного в обрядах, обычаях, праздниках, пословицах, поговорках, преданиях, мифах и т.д.), демонстрирует один из основных постулатов нравственности башкир. Почитание духов предков — высокое морально-этическое достояние, связывающее прошлое с будущим и гарантирующее благополучие завтрашнего дня, духа рода, индивида и общества в целом. Эти уроки почитания старших должны быть возвращены в уроки воспитания и обучения и включены в современные школьные, а также молодежные программы.

Народные традиции, обычаи, правила, запреты, нормы поведения — гарантийные методы обнаружения и применения достижений духа в решении актуальной проблемы реконструкции нравственности и духовности человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М.: Наука, 1992.

2. Адлер Герхард. Лекции по аналитической психологии. — М: Рефлбук, 1996.

3. Башкорт халык ижады. Макалдар Ьэм эйтемдэр. Т. 10. / то?., инеш макале Ьэм анлатмалар авторы Ф.А. На?ершина. — Офо, 2006.

4. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом отношениях. — Уфа, 1859.

5. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия академика Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768, 1769 и 1770 году. В 2 ч. — СПб., 1795—1802.

6. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографи-ческие очерки. — М.; Л., 1955.

7. Мифы народов мира. Т. 2. — М., 1980.

8. Мажитов H.A., Султанова А.М. История Башкортостана с древнейших времен. — Уфа, 2009.

9. Галлямов С.А. Башкордская философия. Этика. — Уфа, 2005.

10. Башкорт халык ижады. 7-се т. Я?ма кисса Ьам дастандар. — Офо, 2004.

11. Волков Г.И. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.

12. Пол Дьюкс. Родерик Мерчисон на Урале // Русский сборник. Исследования по истории России. — М., 2011. — Т. 8.

ПPОБЛЕMЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. POlP/l (SS)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.