Роль пользовательского контента при монетизации музыкальных произведений
Крутских Владислав Витальевич,
аспирант, кафедра управления инновациями и коммерциализации интеллектуальной собственности, ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (РГАИС) E-mail: kruts.media@gmail.com
В статье рассмотрены вопросы монетизации музыкальных произведений, используемых в составе пользовательского контента. Это сравнительно новый способ монетизации, который получил большое распространение в связи с масштабированием социальных сетей и новых сервисов. С увеличением количества пользователей социальных сетей продолжается увеличение количества пользовательского контента. Также на рост влияют меняющиеся способы потребления контента, которые становятся более интерактивными и побуждающими пользователей к созданию собственного контента, в составе которого есть музыкальный контент. Автор анализирует текущее состояние и тенденции музыкального рынка в области пользовательского контента, выявляет особенности работы с данным видом использования музыкальных произведений. В статье также рассмотрены технические особенности определения и выявления музыкальных произведений в составе пользовательского контента. Текущий уровень технологий позволяет создавать предоставлять доступ пользовательского контента, в связи с значимым остается вопрос роли и монетизации музыкальных произведений в составе такого контента.
Ключевые слова: пользовательский контент, UGC, монетизация музыкальных произведений, музыкальная индустрия, авторское право, интеллектуальная собственность.
LO S Ое
см о см
1Л
С развитием социальных сетей и сервисов, где пользователям доступно создание и доведение до всеобщего сведения собственного контента, актуальнее становятся вопросы охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, входящие в состав пользовательского контента - Usergenerated content (далее UGC). На примере UGC в настоящей статье рассмотрены технические особенности монетизации, в состав которого входят музыкальные произведения.
В 2019 году рынок музыкальной индустрии продолжил рост и согласно отчету Международной федерации производителей фонограмм и видеограмм (IFPI) по музыкальной индустрии за 2019 год достиг 20,2 млрд долларов. Доля потоковой передачи (далее стриминг) является основной и составила 56,1% или 11,4 млрд долларов при показателе роста стри-минга за год на 23%. Скорость роста объема мирового рынка стриминга продолжило падение относительно предыдущих периодов: 2016 год 60,4%, 2017 год 41,4%, 2018 год 34% и в 2019 году 22,9% [1]. Это связано в первую очередь с большим распространением стриминговых сервисов, которые уже являются стандартом потребления музыкального контента и основным источником доходов правообладателей в цифровой музыкальной среде [5].
Относительно новой моделью монетизации для правообладателей музыкальных произведений является UGC, в состав которых входят музыкальные произведения. Пользователям некоторых сервисов и социальных сетей предоставлена возможность создания и размещения собственного видео и музыкального контента, то есть доведения его до всеобщего сведения. В частых случаях у пользователей возникает потребность в использовании музыкального сопровождения. При условии получения дохода создателем UGC, на некоторых площадках предусмотрено распределение дохода в том числе в пользу одного или нескольких правообладателей на музыкальное произведение, которое используется в составе объекта. UGC стал источником выручки в размере одного миллиарда долларов от музыки в 2019 году. По оценкам MIDiA, выручка UGC, связанного с музыкой, в 2020 году составит 4 млрд долларов, из которых 2,2 млрд долларов составляют потенциальный доход правообладателей на музыкальные произведения [2]. Исходя из тенденции, доход от UGC, включающий музыку, увеличится до 5,9 млрд долларов в течение следующих двух лет с потенциальным доходом в 3,2 млрд долларов для правообладателей музыкальных произведений. Ключом к этому росту является динамично развивающийся цифровой рынок Китая. Социальная сеть TikTok, принадлежащая ByteDance
(Douyin - локальное наименование в Китае), была одним из крупнейших драйверов роста доходов от UGC, связанных с музыкой, которые, к марту 2020 года достигли 1,2 млрд долларов во всем мире [3]. На июль 2020 года платформа TikTok насчитывает 689,2 млн активных пользователей в месяц во всем мире и на октябрь 2020 года 22,7 млн активных пользователей в месяц в России. В России также представлены крупные платформы с возможностью создания UGC: YouTube (США), Likee (Сингапур), Triller (США), VK (Россия) и др.
С развитием и ростом количества пользователей социальных сетей и сервисов, где есть возможность загрузки видеороликов и аудиодорожек, меняются привычки взаимодействия пользователей с музыкальным контентом. Такой контент в том числе стал инструментом для продвижения товаров и услуг, что позволяет бизнесу доступнее доводить до потребителей свой продукт. Короткие видеоролики получают всё большее распространение, крупные участники рынка социальных сетей и сервисов осуществляют экспансию на данный рынок: в социальной сети VK (Россия) сервис называется "Клипы", в видеосервисе YouTube (США) раздел называется "Shorts", в социальной сети Instagram (США) раздел называется "Reels" и др.
Также на текущий момент наблюдаются столкновения интересов крупных правообладателей и сервисов с возможностью создания UGC. На примере крупнейших международных дистрибьюторов, таких как Believe Distribution Services, The Orchard и др., можно наблюдать разные условия использования музыкального контента, что говорит о продолжающихся переговорах и лоббировании интересов правообладателей со стороны компаний, распространяющих музыкальный контент. На текущий момент развивающиеся платформы, приобретая лицензию у правообладателей, либо не монетизируют музыкальные произведения в составе UGC, либо ставки роялти правообладателей занижены в счет будущего роста платформы и дальнейшего улучшения условий лицензирования. Которые могут заключаться в передаче права использования музыкального контента на менее выгодных условиях в счет популяризации контента и возможного пересмотра условий в дальнейшем, либо ожидать выгодных условий, которые сможет предоставить сервис, но передав контент позже, упустив при этом доходы, которые могли быть вызваны вирусным распространением контента, который обеспечил бы монетизацию на других, к примеру, стриминговых сервисах. Необходимо отметить, что TikTok, Likee, Triller и схожие сервисы, которые используют короткие видеоролики как основу взаимодействия пользователей с сервисом, на текущий момент позволяют использовать фрагменты музыкальных произведений от 15 до 60 секунд [2], то есть чтобы послушать музыкальное произведение целиком, необходимо перейти в другой, к примеру, стриминговый сервис, что говорит о том, что изначально способ использования в этих сервисах
побуждает к созданию видео UGC и не предусматривает потребление музыкального контента привычным способом.
В некоторых случаях пользователю при создании контента предоставляется возможность выбрать музыкальное произведение из списка для дальнейшего использования. В этом случае UGC монетизируется привычным и понятным для всех сторон способом, то есть доход делится в том числе между правообладателем на музыкальное произведение. В случае, когда пользователь создал контент и не указал конкретное используемое музыкальное произведение, также есть возможность выявления музыкального произведения в составе UGC. В таком случае необходимо определить какое музыкальное произведение используется в данном видеоролике или аудиодорожке. В некоторых случаях это возможно сделать в автоматическом режиме.
Важным вопросом является техническая часть определения использования музыкального контента в UGC. Современные технологии позволяют выявить использование музыкальных произведений в составе транслируемого или загружаемого UGC. Каждая фонограмма, то есть музыкальная аудиодорожка, имеет свой уникальный "отпечаток" аудиодорожки. К примеру, технология Audio fingerprint for content identification (далее Отпечаток аудиодорожки) - одна из систем для идентификации контента [4], которая включают в себя извлечение аудиосигнала из пользовательского контента, далее извлеченный аудиосигнал разделяется на множество сегментов с небольшими интервалами. Конкретный сегмент анализируется, чтобы идентифицировать и сгенерировать вектор для конкретного сегмента на основе акустической модуляции, при этом вектор определяет уникальный отпечаток конкретного сегмента аудиосигнала. Далее система производит сравнительный анализ с базой данных контента на сервере, что позволяет выявить факт использования конкретного музыкального произведения. Эта и подобные по функционалу системы позволяют правообладателям эффективно монети-зировать контент, в частности копии без указания авторства и пр. со стороны пользователя, а сервисам и социальным сетям позволяют избавиться от претензий со стороны правообладателей, потому что пользователи при создании UGC не всегда осведомлены о легальных способах использования объектов, защищенных авторскими и смежными правами. Сервисы и социальные сети, внедрившие подобные технологии, позволяют правообладателю выбрать что произойдет в случае загрузки или трансляции музыкального контента: либо контент начнет монетизироваться в пользу правообладателя, либо произойдет блокировка контента, либо из состава объекта удалится музыкальный фрагмент. Но на текущий момент нет стандартов по внедрению таких технологий в сервисы или социальные сети, это остается на усмотрение сервиса.
Как правило, в первую очередь перед правообладателем стоит задача максимально эффективно монетизировать свой контент, то есть получить
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
Q. в
OJ
л
доход от всех копии музыкального произведения на площадках, где предусмотрена возможность загрузки UGC. На текущий момент это возможно в случаях, если технически музыкальный файл, то есть аудиодорожка, не был подвержен искажению, к примеру, искажению звуковых частот, что может быть выполнено как преднамеренно, что будет придавать музыкальному произведению новое, но схожее звучание, так и не очевидно для конечного пользователя. При изменении скорости, тональности, частотности звуковой дорожки, меняется и сам "отпечаток" дорожки. И в таких случаях автоматизированное определение использования невозможно или является затруднительным, что является проблемой в вопросах управления правами и монетизации. На сегодняшний день тенденция к искажению аудиодорожек находит применение в UGC как способ самовыражения пользователей, что в свою очередь негативно влияет на доходы правообладателей. Для решения этой проблемы необходимо техническое усовершенствование механизмов выявления музыкальных произведений в составе UGC, учитывая возможные искажения и изменения аудиодорожек.
Рынок UGC на сегодняшний день является перспективным, который ближайшие годы продолжит рост. Для правообладателей музыкальных произведений это направление является особенно актуальным, так как это не только доходы, которые правообладатели могут получать от использования музыкальных произведений и фонограмм в составе UGC, но также и популяризация контента с последующим ростом доходов на других сервисах. Вопрос правового регулирования в сфере использования музыки в составе UGC остается открытым. На текущий момент нет однозначных определений, используемых повсеместно в договорах и соглашениях между участниками рынка. Способы использования объектов, перечисленные в ГК РФ не соответствуют целям использования объектов, в связи с чем необходимо точное определение, соответствующее характеристикам и способам использования музыкальных произведений в составе пользовательского контента. Также, учитывая скорость изменений, связанных с цифровизацией, появление новых игроков на рынке, необходимы стандарты программного обеспечения, используемые площадками и платформами для более точного выявления музыкальных произведений и фонограмм в составе UGC. Закрепление этих вопросов на законодательном уровне может обеспечить защиту интересов всех участников рынка, что в дальнейшем обусловит правомерное и честное использование музыкальных произведений в составе UGC, что положительно скажется на экономических показателях отрасли.
Литература
1. Отчет Международной федерации производителей фонограмм и видеограмм ^Р1) по музыкальной индустрии за 2019 год [Электронный ресурс] // IFPI - международная федерация
производителей фонограмм. URL: https://www. ifpi.org/ifpi-issues-annual-global-music-report/ (дата обращения: 01.04.2021).
2. Отчет MIDiA Research «Растущая мощь пользовательского контента» [Электронный ресурс] // Исследовательское агентство MIDiA Research. URL: https://www.midiaresearch.com/ blog/ugc-is-the-next-music-industry-growth-driver-and-the-short-term-opportunity-is-worth-6-billion (дата обращения: 02.03.2021).
3. Отчет iResearch Consulting Group о рынке интернет-рекламы в Китае за 2019 год [Электронный ресурс] // Консалтинговая группа iResearch. URL: http://www.iresearchchina.com/ content/details8_56204.html (дата обращения: 03.03.2021).
4. Malcolm SlaneyAndres Hernandez Schafhauser, inventor; Verizon Media Inc, assignee. Audio fingerprint for content identification. United States patent US 8,949,872 B2. 2011 Dec 20.
5. Отчет RIAA за 2019 год [Электронный ресурс] // Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA). URL: https://www.riaa. com/wp-content/uploads/2020/02/RIAA-2019-Year-End-Music-Industry-Revenue-Report.pdf (дата обращения: 18.04.2021 г.)
THE ROLE OF USER-GENERATED CONTENT IN THE MONETIZATION OF MUSIC
Krutskikh V.V.
Russian State Academy of Intellectual Property
The article discusses the issues of monetization of music used in user-generated content. This is a relatively new way of monetization, which has become very common due to the scaling up of social networks and new services. As the number of social media users continues to grow, user-generated content continues to grow. Changing ways of consuming content are also affected, becoming more interactive and motivating users to create their own content that contains music content. The author analyzes the current state and trend of the music market, identifies features of work with this kind of use of music works. The current level of technology makes it possible to create and communicate user-generated content with great speed, and the issue of the role and monetization of music in such content remains a pressing one. The article also discusses technical features of the definition and identification of music in user-generated content.
Keywords: user-generated content, UGC, music monetization, music industry, copyright, intellectual property.
References
1. Internet resource: IFPI Global Music Report [Electronic source] -Access mode: https://www.ifpi.org/ifpi-issues-annual-global-music-report/ (Accessed: 01.04.21)
2. Internet resource: MIDIA Report The Rising Power of UGC [Electronic source] - Access mode: https://www.midiaresearch. com/blog/ugc-is-the-next-music-industry-growth-driver-and-the-short-term-opportunity-is-worth-6-billion (Accessed: 02.03.21)
3. Internet resource: iResearch 2019 China's Online Advertising Market Report [Electronic source] - Access mode: http://www. iresearchchina.com/content/details8_56204.html (Accessed: 03.03.21)
4. Malcolm SlaneyAndres Hernandez Schafhauser, inventor; Verizon Media Inc, assignee. Audio fingerprint for content identification. United States patent US 8,949,872 B2. 2011 Dec 20.
5. Internet resource: RIAA 2019 music revenues report [Electronic source] - Access mode: https://www.riaa.com/wp-content/up-loads/2020/02/RIAA-2019-Year-End-Music-Industry-Revenue-Report.pdf (Accessed: 18.04.21)