Модель предоставления услуг нового класса pUGC
Ключевые слова: контент, UGC, pUGC, пользовательские устройства, модель.
Сегодня на рынке появляется все больше разнообразных устройств, которые, помимо своего основного функционала, поддерживают взаимодействие с глобальной сетью, подключаясь с помощью встроенных средств, через домашний шлюз или средства связи персонального компьютера. При этом доступ к сети Интернет может использоваться, например, для обновления программного обеспечения (ПО) устройства, загрузки дополнительного контента для реализации основных функций или выгрузки пользовательского контента на специальные web-ресурсы для удобного просмотра и пр. Проводится исследование современных пользовательских устройств и контента ШЭС, который может быть сформирован с их помощью. По результатам исслед ования проводится построение модели предоставления услуг с использованием контента собранного с устройств и датчиков пользователей. Отдельное внимание уделяется следующим аспектам: привлечение обычных пользователей к процессу предоставления нового класса услуг в качестве правообладателей контента; защита прав пользователей; деперсонализация контента; получение дохода за предоставленный контент.
Ефимушкин И.В.
Ведущий специалист ООО "Светец Технолоджи", iefimushkin@gmail.com
Введение
На сегодняшний день уровень проникновения услуг доступа в сеть Интернет в развитых странах составляет выше 55% и продолжает расти. Для многих пользователей сеть Интернет становится не только средством получения полезной информации и общения, но и средством самореализации [1]. Развитие телекоммуникаций дает возможность снять территориальные и социальные ограничения и проявить творческие способности в создании контента, генерации идей, разработке услуг, программных продуктов и тд
Современные пользователи инфокоммуникационных услуг обладают достаточной квалификацией и интеллектуальным потенциалом, для привлечения их компаниями к процессу создания контента UGC (User Generated Content) с целью решения разнообразных задач компаний [2].
Как показывает практика, такое участие может не только снизить операционные расходы компании, но и увеличивает спрос и уровень лояльности клиентов. Кроме того подобный подход позволяет реализовать эффективную обратную связь и получать новые идеи по развитию продукции [3]. Если в недавнем прошлом пользователь являлся лишь потребителем услуг и контента, то в условиях перехода к новым бизнес-моделям он становится одним из ключевых игроков при создании контента и оказании инфокоммуникационных услуг (рис.1).
В последнее время крупные операторские компании, например, France Telecom, Deutsche Telekom и British Telecom, начали строить специальные площадки — бизнес-инкубаторы — для всех желающих реализовать свои идеи [4]. На данные инновационные пространства привлекаются не только отраслевых специалисты, но и небольшие компании и даже обычные пользователи услуг. Удачные проекты тестируются на модельной сети и внедряются в коммерческую эксплуатацию. Такой подход позволяет не только существенно снизить риски и непредвиденные расходы, но и попутно осуществлять обычно весьма затратный процесс подготовки квалифицированных специалистов.
В то же время, как показывает практика, для формирования контента уже необязательно принимать активное участие в создании текстов, изображений, аудио или видеозаписей. Для того чтобы со-
Потребители услуг (контента) Пользователи Интернета
Разрабо тчики контента
^зработчики идей
Разработчики услуг
Рис.1. Эволюция участия пользователей в процессе создания контента и оказания услуг
здавать уникальный контент, достаточно быть обладателем современного устройства, которое самостоятельно сохранит информацию, передаст ее на сервер и опубликует от имени пользователя.
Пассивный пользовательский контент
Далее исследуются особенности контента, создаваемого разнообразными устройствами пользователя без его непосредственного участия, а именно: пассивный пользовательский контент pUGC (passive User Generated Content).
Сегодня технологии с каждым днем все прочнее входят в нашу жизнь, делая ее невозможной без разнообразных устройств и сложных приспособлений, помогающих упростить и разнообразить ежедневные заботы. Современный житель экономически развитой страны, обладает большим количеством пользовательских устройств (рис. 2), выполняющих различные задачи. При этом практически каждое из устройств, в том или ином виде реализует функции сбора, анализа и сохранения информации, связанной с действиями пользователя.
Приведем несколько примеров устройств и ПО, собирающих пассивный пользовательский контент:
• программа Runkeeper для мобильного телефона предназначена для сбора и анализа статистических данных о тренировках с помощью акселерометра и встроенного GPS-модуля. Данное приложение собирает подробную информацию о пройденной дистанции, высчитывает общую скорость передвижения и скорость на отдельных участках пути и многое другое. Пользователь может посмотреть статистику по тренировке и, при желании, опубликовать ее в социальной сети;
• браслет Jawbone Up с программным обеспечением для мобильного телефона предназначен для сбора информации о физиче-
Устройства современного пользователя
V0
Рис. 2. Пользовательские устройства различного назначения
ской активности пользователя. Помимо контроля физической активности, аксессуар составляет рекомендации по физической активности и количестве требуемого сна. По движениям пользователя во сне браслет позволяет отслеживать его фазы и будить в правильное время, когда организму легче всего просыпаться;
• видеокамеры, датчики температуры, задымленности, движения и другие пользовательские устройства, собирающие различную информацию о состоянии жилища.
Текст, координаты, аудиозаписи, видеоизображения, показания с датчиков, комплексная информация — все это может стать пассивным пользовательским контентом собираемым современными устройствами. При этом необходимо отметить следующие тенденции, влияющие на развитие контента pUGC:
• новые устройства оснащаются программным обеспечением, на базе которого могут предоставляться дополнительные услуги (платные или бесплатные), таким образом производители устройств выходят на рынок поставщиков услуг;
• пользовательский контент, собираемый с помощью устройств и услуг, выводится в облака — данные хранятся на серверах производителей/ поставщиков услуг и предоставляются пользователю из любой точки мира.
Примеры использования пассивного
пользовательского контента
На сегодняшний день поставщиками услуг активно используется контент pUGC для предоставления своим абонентам дополнительных возможностей, что в большинстве случаев фигурирует в соответствующем пользовательском соглашении.
Одним из примеров является услуга "Яндекс.Пробки". В данном проекте не используется оборудование поставщика услуг — стационарные датчики потока, которые измеряют скорость и плотность движения на ключевых автомагистралях. Вместо этого используется обезличенный контент pUGC — данные местоположения участников дорожного движения (широта и долгота), поступающие от пользователей приложений "Яндекс.пробки".
Другим примером являются различные геоинформационные системы, которые создают собственные приложения для мобильных устройств пользователей. Например, "Google Maps", "Яндекс.Кар-ты" и некоторые другие. Данные приложения на базе информации pUGC, поступающей с мобильных терминалов, строят карты соответствия координат GPS с уровнем сигнала поступающего от базовых станций и точек доступа. Такие карты позволяют увеличить точ-
ность определения месторасположения пользователей по сигналам базовых станций и сетей Wi-Fi.
Еще одним ярким примером использования контента pUGC является решение компании CARRIER iQ, занимающееся мониторингом абонентских устройств для крупнейших операторов сетей подвижной связи в США и Европе. Мониторинг осуществляется с использованием ПО, устанавливаемого на мобильные терминалы пользователей. На данный момент приложение установлено более чем на 150 млн. устройств с различными операционными системами, включая RIM, Android, Symbian S60 и др.
По словам производителей, основной задачей ПО CARRIER iQ является сбор метрик для усовершенствования многих функций устройства, на котором оно установлено. Но, согласно исследованиям различных специалистов, данное ПО имеет доступ практически ко всей информации мобильного устройства, к данным о
• статусе сети и уровне сигнала базовых станций;
• аппаратном обеспечении мобильного устройства: тип терминала, производитель, уровень зарядки, как часто заряжается устройство и т.д.
• установленном ПО;
• всех вызовах пользователя;
• местоположении абонента при наличии интерфейса GPS;
• всех действиях совершаемых пользователем, включая, посещения web-сайтов, ввод логинов и паролей и пр.
Компания CARRIER iQ сотрудничает с ведущими производителями чипсетов и мобильных устройств, и их ПО может быть уже предустановленно на покупаемом пользователем телефоне. Собранная информация доступна для просмотра сотруднику оператора сети сотовой подвижной связи, администрирующему решение компании CARRIER iQ. Подобное ПО, устанавливаемое при выпуске мобильных устройств без уведомления пользователей, нарушает права граждан.
Универсальная модель использования пассивного
пользовательского контента
Далее в статье предлагается новая универсальная модель использования контента pUGC и проводится ее исследование с учетом решения следующих задач:
• обеспечение прозрачности использования контента pUGC для владельцев;
• формирование средств защиты личных данных пользователей;
• разработка подходов к универсальному хранению данных;
• разработка механизма оплаты пользовательского контента;
• создание механизмов доступа к контенту pUGC, с разрешения правообладателей.
Рассмотрим простую модель предоставления нового класса услуг на базе контента pUGC (рис. 3).
Система контроля доступа
Хран іилище контента
pUGC
Фермером»
1 J ▼
Платежные системы
Поставщики услуг и исследовательские организации
Рис. 3. Модель предоставления нового класса услуг на базе контента р1ЮС
В модели имеются следующие участники:
• устройство или ПО пользователя, передающее от имени пользователя контент р1ЮС в универсальное хранилище;
• система контроля доступа, в которой хранится персональная информация пользователя, настройки деперсонализации контента, стоимость контента;
• универсальное хранилище контента, в котором в стандартизованном виде хранится контент р1ЮС различных пользователей;
• поставщики услуг и исследовательские организации, использующие контент р1ЮС (платный или бесплатный) в собственных целях;
• платежные системы, с помощью которых осуществляется покупка контента и распределение полученных средств между участниками бизнес-модели.
Для упрощения понимания рассмотрим функционирование модели на примере. Предположим, что исследуемое устройство может регулярно передавать информацию о частоте сердечного ритма пользователя в установленном формате.
В таком случае пользователь может самостоятельно в системе контроля доступа определить будет ли он предоставлять информацию о своем сердечном ритме. Например, при определении уровня деперсонализации пользователь может выставить следующие ограничения:
• запретить предоставление контактной информации;
• разрешить предоставление данных о поле и возрасте пользователя;
• разрешить предоставление данных о месте проживания с уровнем локализации до города.
Подобная информация, предоставленная владельцами устройств, позволит специалистам проводить исследования о здоровье населения в зависимости от возраста, пола и места проживания.
Рассмотрим другой случай, когда пользователь хочет, чтобы информация о сердечном ритме была доступна только его лечащему врачу. То есть пользователь должен иметь не только возможность деперсонализации данных, но и возможность настройки прав доступа к контенту р1ЮС в рамках следующих классов:
• общий — доступный всем желающим;
• платный — доступный всем желающим за установленную плату;
• личный — доступный только для собственного просмотра;
• по паролю — доступный всем пользователям, знающим пароль доступа;
• закрытый — доступный только заданным пользователям или поставщикам услуг.
В модели данные ограничения будут устанавливаться в системе контроля доступа.
Рассмотрим еще один случай, при котором пользователь хочет стать абонентом услуги уведомления, отправляющей текстовые БМБ-сообщения на указанные телефонные номера в случае ухудшения состояния здоровья. Данная возможность предоставляется поставщиком услуг, которому необходимо дублировать информацию о состоянии сердечного ритма пользователя. Для этого в исследуемую модель добавим систему нотификаций, рис.4, которая в соответствии с правами доступа будет организовывать подписки на контент р1ЮС в зависимости от типа данных:
• потоковая информация — непрерывно поступающие данные, транслируемые медиа-серверами: аудиопоток, видеоизображения, непрерывные показания датчиков, др.;
• событийная информация, получаемая регулярно или по факту возникновения.
Хранилище кон гейта pUGC
Поставщики услуг и исследовательские организации
Рис. 4. Расширенная модель предоставления нового класса услуг на базе контента pUGC
Заключение
Предложенная в статье модель позволяет сделать процесс предоставления контента pUGC прозрачным для всех участников бизнес-процесса, при этом требует детальной проработки в том числе следующих вопросов:
• единых стандартов хранения однотипного контента pUGC, привлечения разработчиков устройств и ПО к созданию конвертеров контента в единые форматы;
• классификации составляющих контента, методов хранения комплексного контента;
• формирования тарифов на контент pUGC и методов распределения дохода между участниками бизнес-процесса, др.
Литература
1. Ефимушкин И.В. Метод приведения услуги связи к модели самораз-вивающейся услуги // В кн.: Труды Московского технического университета связи и информатики. — М.: ИД Медиа Паблишер, 2008. — Т1. — С.105-109.
2. Ефимушкин И.В, Журавлев С.В. Концепция UGC как основа создания саморазвивающихся услуг // В кн.: Технологии информационного сообщества. Тез. докл. Московской отраслевой научно-технической конференции. — М.: Инсвязьиздат, 2007. — С.8-9.
3. LuntovskyyA, Vasyutynskyy V Modeling Web 2.0 Systems // Электроника и связь, 2009. — № 6. — С.68-75.
4. Ефимушкин И.В. Изменение роли пользователей в процессе создания и оказания услуг связи // Электросвязь, 2009. — № 9.
Building of the model of the provision of new type UGS services
Ilya Efimushkin
Abstract
Today there are more variety of devices on the market, that interact with a global network to connect independently, through home gateways or computer. Access to the Internet can be used to: update a device software; download additional content for implementation of the core functions; upload user's content to the special web-resources for easy viewing, etc. In this paper we study new devices and UGC, which may be formed by these devices. In the result of this study we build the model of the services provision with using content gathered from user's devices and sensors. This paper focuses on the following points involving people in the process of providing a new class of services as content owners; user's rights protection; depersonalization of content; generating revenue for the provision of content.
Keywords: content, UGC, pUGC, user devices, model.