■ ■ ■ Изучение китайских социальных медиа-площадок и микроблогов в контексте публичной дипломатии
Надежкина Е.С.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Появившийся в XXI веке термин «цифровая публичная дипломатия» во многом обязан появлению и развитию концепта Web 2.0 (интерактивного взаимодействия в сети Интернет). Принцип сетевого взаимодействия, при котором система становится лучше с ростом количества пользователей и созданием пользовательского контента, дал возможность создавать социальные медиа-платформы, где новостной и развлекательный контент создается и модерируется самим пользователем. Такие платформы стали выразителем мнения разных групп людей во многих странах мира, в том числе и в Китае. Китайский сегмент сети Интернет является «закрытым», а многие популярные Западные сервисы в нем заблокированы. Изучение структуры китайских социальных медиа-площадок и микроблогов, анализ целевого контента необходим для понимания общественного мнения Китая, выбора правильных каналов передачи сообщений и получения обратной связи для продвижения публичной дипломатии страны. В данной статье рассмотрены основные китайские социальные медиа-площадки и микроблоги, дается оценка их популярности и возможности анализа общественного мнения Китая на их основе с помощью «прослушивания» (listening) социальных медиа-площадок и микроблогов.
Ключевые слова: публичная дипломатия, мягкая сила, китайский сегмент сети Интернет, социальные медиа-площадки, микроблоги, общественное мнение, listening
Для цитирования: Надежкина Е.С. Изучение китайских социальных медиа-площадок и микроблогов в контексте публичной дипломатии // Коммуникология. 2020. Том 8. №1. С. 167-179. DOI 10.21453 / 2311-3065-2020-8-1-167-179.
Сведения об авторе: Надежкина Екатерина Сергеевна, кандидат биол. наук, заместитель начальника управления по академическим вопросам университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне, соискатель кафедры региональных исследований Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В.Ломоносова. Адрес: 119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, стр.13. E-mail: nadezhkina.cathrine@yandex.ru.
Статья поступила в редакцию: 02.03.2020. Принята к печати: 16.03.2019.
Роль «мягкой силы» и публичной дипломатии как ее инструмента в XXI веке постоянно растет. Англосаксонский мир первым признал преимущества и потенциал публичной дипломатии. Начиная с работ Джозефа Ная, который представил концепцию «мягкой силы» в своей книге «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской мощи» (Bound to Lead: The Changing Nature of American Power, 1990), а затем в работе «Мягкая сила» (Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004), тема публичной дипломатии - анализ мето-
дов, средств, новых инструментов - постоянно изучается зарубежными и отечественными исследователями [Nye 1990, 2004].
Публичная дипломатия - это старый и в то же время новый способ воздействия на общество. Ведь только недавно она стала широко признанной практикой, популярной в политических и научных кругах по всему миру. Субъекты международных отношений используют публичную дипломатию для привлечения иностранной общественности и достижения целей своей внешней политики, а также для создания привлекательного имиджа страны за рубежом.
Публичную дипломатию не зря называют средством «умной власти»1, продуктивным способом вести постоянный диалог между народами разных стран. Этот диалог может помочь установить долгосрочные отношения, укрепить доверие и социальные связи и, как следствие, изменить настроения на мировой арене. Публичная дипломатия может служить инструментом с огромным потенциалом в разрешении международных и внутренних конфликтов.
Однако для ряда стран, в том числе России, концепт публичной дипломатии является довольно новым и не до конца проработанным для реализации практических задач страны. Как писал Дж. Най в статье «Что Китай и Россия не понимают о мягкой силе» [Nye 2013], Россия делает большой упор на государственные СМИ как средство публичной дипломатии, не понимая, что государственной пропаганде давно нет доверия в обществе, а следовательно государственным посланиям верят меньше, чем независимым источникам2.
В целях укрепления своей позиции на международной арене Россия не должна недооценивать публичную дипломатию как важный инструмент государственного управления, который помогает продвигать себя среди иностранной аудитории и тем самым формировать свой имидж и преследовать свои собственные интересы. Эта задача была поставлена в 2004 году Президентом страны В.В. Путиным на пленарном заседании Совещания послов и постоянных представителей России3. Сам же вопрос улучшения имиджа поднимался еще раньше, в Концепции внешней политики 2000 года4. Но публичная дипломатия - это не пропаганда, это гораздо более сложный механизм, включающий как анализ и понимание иностранный аудитории (то, что Николас Дж. Калл называл «listening» и характеризовал как необходимую предварительную работу для осуществле-
1 Nye J.S. (2009). Get Smart. Combining Hard and Soft Power. Foreign Affairs [access mode]: https://www.foreignaffairs.com/articles/2009-07-01/get-smart (дата обращения 14.02.2020).
2 Nye J.S. (2013). What China and Russia Don't Get about Soft Power. Foreign Policy (FP) [access mode]: https://foreignpolicy.com/2013/04/29/what-china-and-russia-dont-get-about-soft-power/ (дата обращения 14.02.2020).
3 Стенограмма Выступления на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России // Официальный сайт Администрации Президента России [эл. ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22545 (дата обращения 07.02.2020).
4 Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт МИД России http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3 (дата обращения 07.10.2020).
ния успешной публичной дипломатии), так и многоканальность транслирования посланий о культуре и позиции страны.
Элемент аудирование/прослушивание (listening) помогает узнавать больше об общественном мнении другой страны, а также о том образе страны, который складывается под воздействием многих факторов и соответствие этого образа имиджу, продвигаемому публичной дипломатией страны через государственные и негосударственные каналы.
В своей работе «Публичная дипломатия: таксономия и история» [Cull 2008] Калл объясняет, что основная таксономия публичной дипломатии состоит из пяти элементов: аудирование/прослушивание (listening), пропаганда (advocacy), культурная дипломатия, обмены (exchange diplomacy) и международное вещание.
В современном мире, где правительства конкурируют друг с другом, чтобы завоевать доверие населения других стран, Интернет стал новым и незаменимым инструментом формирования и продвижения имиджа страны. Роль новых технологий настолько велика, что это привело к введению нового термина - «Публичная дипломатия 2.0» [Graffy], что означает продвижение и формирование позитивного имиджа страны «от человека к человеку» через Интернет.
Именно Калл в работах «WikiLeaks, публичная дипломатия 2.0 и состояние цифровой публичной дипломатии» [Cull 2011] и «Долгая дорога к публичной дипломатии 2.0: Интернет в публичной дипломатии США» [Cull 2013] разделяет цифровую дипломатию на «публичную дипломатию 1.0» и «публичную дипломатию 2.0», понимая под первой только транслирование послания «сверху вниз» - от государства к аудитории, а под второй - интерактивность и взаимодействие с аудиторией, для которой послание предназначено. Суть цифровой публичной дипломатии второго типа в установлении взаимосвязи и обмене посланиями за счет сбора мнений аудитории.
Калл также уделял много внимания идеям, которые можно легко придумать и распространить по сети («мемы / «memes») [Cull 2008]. Эти идеи сильны, и национальные имиджмейкеры, должны создавать правильно сформулированные сообщения и распространять их в социальных сетях и на других Интернет-ресурсах.
«Публичная дипломатия 2.0» впервые была провозглашена заместителем госсекретаря США Дж. Глассманом в 2008 году на волне борьбы с терроризмом и использованием Интернета для реализации политических задач США в этой борьбе [Glassman]. Использование Интернета подразумевало не только использование официальных СМИ, представленных в Интернете, но и социальных сетей, микроблогов, лидеров мнений и других каналов передачи информации.
Значимость публичной дипломатии возросла сразу после трагедии 11 сентября [Долинский 2011: 64], так как трагедия показала американскому правительству его негативный имидж в мусульманском сообществе в США и за рубежом. Как следствие, в США осознали необходимость улучшения собственного имиджа в глазах международного сообщества (особенно американских мусульман и жителей мусульманских государств) и необходимость победить в «войне идей». В 2002 году заместитель госсекретаря США Шарлотта Бирс начала информационную кампанию, призванную убедить молодых мусульман в том, что они и американцы разделяют общие ценности [Plaissance].
В настоящее время СМИ и граждане требуют большей открытости от государств. Для правительства важно быть (или, по крайней мере, казаться) «открытыми» внутри страны и за ее пределами. Другая сторона проблемы заключается в недостаточном внимании, которое уделяется аудитории, ее реакции на те или иные мероприятия и события. Отсутствие понимания других культур мешает четко сформулировать послание и не дает иностранной аудитории четкого понимания культуры и ценностей другого государства, не привлекает иностранцев к культуре страны, а тем самым не реализует цели правительственной стратегии.
С начала политики «реформ и открытости» Дэна Сяопина, как показывает статистика, благосостояние широких масс населения КНР увеличилось. За 40 лет реформ Китай превратился из страны третьего мира в одну из самых сильных мировых экономик, перешел на новый формат развития - от массового производства дешевой продукции и страны с дешевой рабочей силой на уровень страны-форварда в области инфраструктурного строительства и телекоммуникаций. Уровень жизни китайских граждан продолжает расти, несмотря на замедление темпов роста ВВП Китая с начала 2000х годов1: так реальный располагаемый подушевой доход вырос с 6 280 юаней в 2013 году2 до 28 228 юаней в 2018 году 3.
В результате улучшения уровня жизни и крупномасштабной информатизации КНР общественное мнение КНР все чаще находит активное выражение в сети Интернет - на свободных площадках и в микроблогах. Уже недостаточно только дружбы лидеров стран для создания позитивного имиджа России в Китае, поэтому изучение общественного мнения граждан КНР имеет большую значимость для будущего двусторонних отношений и прогнозирования различных политических и экономических перспектив стратегического сотрудничества.
В настоящее время, когда ведущие исследователи и эксперты начинают обращать внимание и анализировать общественное мнение, выраженное в сети Интернет, появляется «новая публичная дипломатия», стремящаяся закрыть пробел в установлении взаимосвязей с иностранной аудиторией. Платформы, созданные в рамках подхода Web 2.0, дают возможность оставлять комментарий, давать положительную или отрицательную оценку высказываниям, пересылать и повторно опубликовывать («репостить») статьи и комментарии.
Сейчас каждый пользователь сети может опубликовать свое мнение в абсолютно разных форматах - микроблогах, статьях на открытых площадках (от форумов до Интернет-СМИ), аудио-подкастах, видео-блогах, картинках и мемах. Основными всемирными площадками, формирующими и отражающими обществен-
1 Рост благосостояния населения - одно из ключевых направлений 13-й пятилетки КНР [эл. ресурс]: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-10/26/content_36889300. htm (дата обращения 17.10.2019).
2 Статистика ВВП Китая и дохода, которым располагают городские жители за последние годы. Отчет на портале электронных документов Wenku Baidu [эл. ресурс]: https://wenku. baidu.com/view/5b7ce7754431 b90d6c85c7ce.html (дата обращения 17.10.2019).
3 Официальный сайт Национального бюро статистики КНР [эл. ресурс]: http://data. stats.gov.cn/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения 17.10.2019).
ное мнение стали социальные сети Facebook», «Google+»; микроблоги «Twitter», «Tumblr»; фото- и видео-хостинги «Instagram», «YouTube». Однако, большинство из этих платформ заблокированы на территории континентального Китая.
В цифровую эпоху большие группы населения КНР: разного возраста, профессий, уровня дохода, из разных мест большой страны проводят значительную часть времени на социальных медиа-платформах в развитом, самодостаточном китайском сегменте сети Интернет. Однако, требования, предъявляемые обществом к объему, скорости, качеству и визуализации информации постоянно растут. Поэтому социальные медиа-площадки, где информация размещается разными авторами, пополняется за счет сбора из большого количества источников, в том числе авторитетных СМИ, и есть возможность оставлять свои комментарии или вести свой блог стали особо популярны в КНР. Общественное мнение в Китае выражается через развитую структуру таких социальных медиа-площадок и платформ микроблогов.
В настоящий момент в китайском сегменте сети Интернет среди площадок-гигантов выделяют платформы WeChat (приложение запущено в 2011 году) и QQ (с 1999 года под названием Tencent QQ, с 2000 года - QQ), а также микроблог Weibo (с 2009 года, ранее известный под названием Sina Weibo).
WeChat и QQ - это продукты одной из крупнейших инвестиционных и венчурных компаний Китая Tencent, которая с начала проведения рейтинга « 100 лучших китайских интернет-предприятий» в 2013 году ежегодно занимает 1 и 2 места, уступая только крупнейшей компании Китая в сфере Интернет-коммерции Alibaba Group.
За последние несколько лет популярная ранее платформа QQ стала терять пользователей и уступать платформе WeChat в популярности. В 2016 у QQ было 0,868 млрд. пользователей, в 2017 - 0,85 млрд. пользователей, в то время как популярность WeChat неуклонно растет - в 2016 г. 0,889 млрд. пользователей, в 2017 г уже 1 млрд. пользователей. В настоящий момент больше всего пользователей именно у популярной платформы WeChat, так в 2018 году платформой пользовались 1,82 млрд. пользователей (частота использования - 83,4%), за ней следует QQ - 0,7 млрд. (частота использования - 58,8%), а затем микроблог Weibo - 0,35 млрд. (частота использования - 42,3%)1.
1 Анализ пользовательских данных Ше1Ьо в 2018 году: количество пользователей Ше1Ьо в стране превышает 350 миллионов [эл. ресурс]: http://rn.askci.com/news/ с1папуе/20190323/1052421143717^Мт1 (дата обращения 14.03.2020); Новости ОО. Финансовый отчет Тепсе^ за 2017 год [эл. ресурс]: https://new.qq.com/omn/20180321/ 20180321С1НИ11ЧШт1-2017 (дата обращения 09.10.2019); Годовой отчет Тепсет за 2016 год: 889 миллионов активных пользователей в месяц в ШеС1^ официально превзошли ОО [эл. ресурс]: http://www.askci.com/news/dxf/20170323/11004594038_2.shtml (дата обращения 12.10.2019); Анализ данных о пользователях Ше^ в Китае в первой половине 2018 года: число пользователей Ше^ в стране достигло 337 миллионов [эл. ресурс]: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1609401912415005663&wfr=spider&for=pc (дата обращения 12.10.2019); Финансовый отчет Tencent за 2018 год: 1,1 миллиарда активных пользователей ежемесячно в ШеС1^ и 700 миллионов активных пользователей ежемесячно в ОО [эл. ресурс]: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1628611861117645463&wfr=sp ider&for=pc%20-2018 (дата обращения 14.03.2020).
18 января 2016 года компания Tencent сообщила, что на самой популярной платформе WeChat располагается более 100 000 правительственных публичных аккаунтов, то есть официальных аккаунтов правительственных учреждений и проектов 1.
WeChat - подходящая площадка для создания публичного аккаунта для публикации информации от лица официальных организаций о различных новостях, продуктах и мероприятиях. Многие популярные статьи платформы повторно публикуются другими публичными аккаунтами и частными лицами, поэтому яркие статьи с актуальной информацией могут вызвать общественный резонанс и «разойтись» по китайскому сегменту сети Интернет.
Weibo - это социальная (основанная на взаимоотношениях пользователей) медиа-платформа, к которой можно получить доступ через различные мобильные устройства и ПК и использовать мультимедийный контент, такой как текст, изображения или видео для обмена и распространения информации в режиме реального времени. Основанная на архитектуре открытой платформы Weibo предоставляет пользователям простой способ публиковать контент публично и в режиме реального времени.
С 2009 года компания Sina запустила бета-версию Sina Weibo, став первым веб-сайтом, предоставляющим сервис микроблогов. На данный момент среди других микроблогов на аналогичной системе: Tencent Weibo, NetEase Weibo, Sohu Weibo и так далее. Но Sina Weibo является самым крупным и популярным сервисом микроблогов2.
После резкого падения популярности в 2013-2015 годах, популярность бло-гов Weibo плавно растет с 0,27 млрд. пользователей в 2016 г., до 0,31 млрд. в 2017 г. и 0,35 млрд. в 2018 г.3 Платформа Weibo неоднократно получала награды и входила в престижные рейтинги в КНР и за рубежом.
Блоги ведут большое количество лидеров мнений, трендсеттеров и «звезд» китайского кино и телевидения. За популярными блогами следит огромная аудитория, так у самых популярных из блогов за 100 миллионов подписчиков.
В Weibo есть отдельная страница со статистикой, где можно посмотреть статистику использования тегов. Так, например, поиск по тегам показывает, что на 16 марта 2020 года статьи с тегом «Россия» в Weibo читали 360 миллионов раз, обсуждения с тегом «Россия» встречаются 248 тысяч раз.
Среди других популярных интернет-платформ Fenghuang.com (Ifeng. com), Sohu.com (Sogou.com), NetEase (163.com) и Douban.com выделя-
1 Статья о публичных аккаунтах ШеСИа! на портале Baike.baidu.com [эл. ресурс]: https://baike.baidu.com/item/Шf^&^/4916400?fr=aladdin (дата обращения 14.03.2020).
2 Статья о Б^ Ше^о (социальный сайт) на портале Baike.baidu.com [эл. ресурс]: https://baike.baidu.com/item/fШШШ/9854094?fr=aladdin (дата обращения 14.03.2020).
3 Анализ данных о пользователях Weibo в Китае в 2018 году: число пользователей Weibo по всей стране превысило 350 миллионов [эл. ресурс]: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1628946050357226057&wfr=spider&for=pc (дата обращения 12.10.2019).
ются широким охватом аудитории и определенным градусом доверия со стороны общества. В рамках этих порталов можно найти статьи, видео, обсуждения по совершенно разным тематикам. У каждого из таких порталов есть ряд своих особенностей.
Fenghuang.com (Ifeng.com) является ведущим всеобъемлющим порталом в Китае, который предоставляет много исчерпывающей новостной информации (в рамках Phoenix New Media), подробных интервью, комментариев, коммерческих продуктов и т.д., включая статьи, инфографику, фотографии, аудио- и видеоматериалы по таким темам как спорт, культура, мода и т.д. В 1998 году портал зародился в виде локальной сети предприятия, а в 2004 году портал получил звание одного из самых влиятельных сайтов1. В январе 2009 года на Fenghuang. com было зарегистрировано более 50 миллионов уникальных посетителей. По информации самой платформы общее количество зарегистрированных пользователей Fenghuang.com - 430 миллионов. Площадку посещает более 5 миллионов уникальных посетителей в день2.
Платформа предоставляет пользователям интерактивное пространство для совместной работы в рамках концепции Web 2.0: блоги, форумы, опросники, виртуальные сообщества и т.д. Настраиваемые мультимедийные сервисы, такие как RSS, TAG, целевой контент, персональные расписания и т.д. могут удовлетворить потребности пользователей в персонализации информации. На сайте публикуются самые актуальные новости, множество китайских пользователей любит этот сайт и считает его одним из самых авторитетных источников информации. 82% пользователей на сайте отзывов Baidu Koubei3 оценили Fenghuang. com положительно.
Одной из основных особенностей Fenghuang.com - это собственный спутниковый телеканал, а также собственные документальные программы и фильмы высокого качества. Другой особенностью является система пользовательских комментариев. Особенность этих комментариев в том, что комментаторами могут выступать как профессионалы СМИ, так и другие компетентные эксперты. Поэтому комментарий на портале часто сам по себе является достоверной и социально-значимой новостью, подкрепленной аргументами, фактами и ссылками. Система комментариев разветвленная: возможны репосты на другие социальные медиа-площадки и микроблоги, оценка комментариев, ответы на комментарии, форумы, опросы и т.д.
На Fenghuang.com часто публикуют обзоры зарубежных СМИ и обсуждают злободневные темы внутри страны, в том числе в сфере политики, экономики и
1 Статья о Fenghuang.com на портале Baike.baidu.com [эл. ресурс]: https://baike. baidu.com/item/АЖИ (дата обращения 14.03.2020).
2 Описание новых медиа Fenghuang.com на портале Fenghuang.com [эл. ресурс]: http://www.ifeng.com/corp/about/intro/ (дата обращения 14.03.2020).
3 Рейтинги Koubei Baidu [эл. ресурс]: https://koubei.baidu.com/s/www.ifeng. com?from=ps_pc4&logid= (дата обращения 14.03.2020).
культуры. Четкая система классификации по разделам и тегам позволяет читателю легче найти необходимую информацию. Портал имеет сильное влияние в обществе и его статьи часто распространяются и цитируются.
Актуальность и своевременность публикаций также выделяют портал Fenghuang.com, который эффективно использует преимущества онлайн-платформ для публикации информации в кратчайшие сроки. Так как новости на портале Fenghuang.com публикуются очень быстро, то и реакция читателей появляется практически сразу.
Sohu.com (Sogou.com) - китайская компания, официально созданная в 1998 году, которая работает в сфере новых медиа, коммуникаций, услуг мобильной связи и других Интернет-сервисов. Sohu - это поисковая система, новостной центр, объединенный «рынок» развлечений, трансграничный развлекательный центр, портал спорта, моды и культуры, а также информационный партнер Олимпийских игр 2008 года в Пекине1.
В 2017 и 2018 годах платформа Sohu стабильно занимала 7 место в списке «100 лучших китайских интернет-предприятий» года рейтинга Центра информатизации Министерства Промышленности и информатизации КНР и Общества Интернета Китая2.
По словам исполнительного директора компании Чжана Чаояна Sohu продолжает укреплять свои позиции в качестве главной медиа-платформы, производить высококачественный оригинальный контент и организовывать различные мероприятия, а также производить уникальные высококачественные сериалы и телевизионные программы в формате Sohu Video.3
Приложение для просмотра видео-контента на мобильных устройствах Sohu Video - это бесплатное программное обеспечение для просмотра видео онлайн на мобильных телефонах, которое дает возможность смотреть лицензионные фильмы высокого разрешения, телевизионные сериалы, документальные фильмы и эстрадные шоу, а также эксклюзивные сериалы из США (что показывает повышенный интерес к продукции киноиндустрии и телекомпаний США в Китае).
Среди особенностей Sohu: подробные новостные репортажи, публикация изображений высокого разрешения, свои приложения и игры, медиа-центр Sohu Video, а также собственный метод ввода иероглифов. Собственный метод ввода иероглифов Sohu - это бесплатное программное обеспечение для ввода данных
1 Статья о Sohu на портале Baike.baidu.com [эл. ресурс]: https://baike.baidu.com/ item/Йffi/125776?fr=aladdin (дата обращения 14.03.2020).
2 Топ 100 китайских интернет-предприятий на портале Baike.baidu.com [эл. ресурс]: https://Ьaike.Ьaidu.com/item/ФЯ2ftИ^Фl00□/9835904 (дата обращения 14.03.2020).
3 Доход Sohu в 2019-м квартале составил 490 миллионов долларов США, что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. TechWeb.com.cn [эл. ресурс]: http://www.techweb.com.cn/news/2020-03-09/2780493.shtml (дата обращения 14.03.2020).
в Китае, с более чем 300 миллионами пользователей, установленное на более чем 80% компьютеров в Китае1. По информации самого производителя - благодаря облачным вычислениям и другим прорывным технологиям, огромному тезаурусу, «умному» режиму ввода и высокой эффективности ввода, приложение значительно экономит время для ввода китайских символов. Это дополнительно привлекло пользовательский интерес к Sohu и создало определенный имидж компании как лидера инноваций.
NetEase (163.com) - китайская интернет-компания, основанная в 1997 году, которая использует интернет-технологии для усиления обмена информацией между людьми, «собирая людей в Интернете».
Что касается разработки интернет-приложений, услуг и других технологий, NetEase запустила полнотекстовый поиск на китайском языке, полнофункциональную бесплатную почтовую систему на китайском языке, безлимитный и бесплатный фото-хостинг, бесплатную платформу электронных поздравительных открыток, виртуальные сообщества, платформу онлайн-аукциона и 24-часовой центр обслуживания клиентов по вопросу товаров и услуг.
Недавно компания NetEase выпустила онлайн-игры, основанные на собственных независимых исследованиях и разработках2. NetEase запустила ряд сервисов, таких как новостные порталы, онлайн-игры, электронная почта, онлайн-образование, электронная коммерция, онлайн-музыка и многое другое, продолжая активно заниматься изучением потребительского спроса и новых технологий.
В связи с повышенным интересом компании к исследованиям в сфере Интернет-технологий и телекоммуникаций в 2011 году был основан исследовательский институт NetEase в Ханчжоу3.
Douban - социальная-платформа, созданная в 2005 году. Платформа начиналась с предоставления информации и обсуждения книг, музыки и фильмов в виде User-generated content (UGC).
Помимо основного контента, на платформе есть автоматические и пользовательские рекомендации, общение в рамках групповых чатов, сбор и проведение офлайн мероприятий для пользователей, проживающих в одном городе (интернет-служба оповещений, помогающая жителям конкретного города получать информацию и полезные советы от других пользователей через массовую рассылку по месту проживания) и другие виды социализации. В рамках этого сайта каждый пользователь может выразить свое мнение и реакцию по филь-
1 Прошлое и настоящее нового метода ввода Sohu // ZOL (2012) [эл. ресурс]: http:// news.zol.com.cn/273/2737537.html (дата обращения 14.03.2020).
2 Статья о NetEase на портале Baike.baidu.com [эл. ресурс]: https://baike.baidu. com/item/raS^^/2696086?fromtitle=^S&fromid=185754&fr=aladdin (дата обращения 14.03.2020).
3 Шесть лет Netease в Ханчжоу (2017) // Hangzhou Daily [эл. ресурс]: https://hzdaily. hangzhou.com.cn/dskb/2017/07/27/article_detail_2_20170727A151.html (дата обращения 14.03.2020).
мам, книгам, музыкальным произведениям; найти единомышленников, сформировать отдельный чат для тематических обсуждений и даже поделиться собственным творчеством. На основе анализа мнений, поисковых запросов и комментариев пользователей Douban постепенно сформировал бизнес-модель, сфокусированную на интерактивном маркетинге1.
В настоящее время на Douban более 62 миллионов зарегистрированных пользователей и более 100 миллионов уникальных ежемесячных пользователей, охват - более 747 городов по всему миру. На платформе Douban было создано 290 000 групп по интересам и около 76 000 небольших сообществ. Платформа Douban часто делится статистическими наблюдениями, что помогает оценивать интересы и запросы современного общества. Так, согласно статистическим данным Douban, теги «еда», «мода», «путешествия», «развлечения», «шоппинг» и другие «бытовые» теги, а также теги «музыка», «кино», «чтение», «креатив» и другие теги по «культурным развлечениям» составляют почти одинаковую долю. Кроме того, существует около 200 000 независимых тегов от пользователей, отражающих разнообразие и децентрализацию сообщества Douban 2.
В ответ на эти изменения в китайском сегменте сети Интернет и росте популярности негосударственных социальных медиа-платформ, Правительство КНР создало крупномасштабную онлайн-платформу People's Daily (от знаменитой китайской газеты Renmin Ribao) для публикации информации, основанной на официальных новостях. Характерной чертой People's Daily является создание сетевой группы, возглавляемой новостями «Коммунистической партии Китая», включая «Новости китайского народного конгресса», «Новости профсоюза Китая», «Сеть пионеров» и т.д. Сетевые группы, централизованные, систематически отображающие образ Партии и соответствующих государственных департаментов, становятся основным каналом важных выпусков новостей.
Но в отличие от традиционных СМИ, даже представленных в Интернете, где новости размещаются в необходимом для формирования определенного «видения» и восприятия порядке, социальные медиа-платформы и новостные порталы дают пользователю возможность отбирать, размещать и формировать контент самостоятельно. Отсюда растет градус пользовательского доверия, так как люди, в том числе профессионалы в определенных областях, независимые исследователи и эксперты, а также авторитетные лидеры мнений, участвуют в создании контента: могут вести свой блог, оставлять комментарии, создавать группы, чаты, опросы и прочее.
1 Количество и качество пользователей Douban [эл. ресурс]: https://www.sohu. com/a/231228637_448102 (дата обращения 14.03.2020).
2 Компания Douban отметила, что ежемесячное количество пользователей портала достигло более 100 миллионов [эл. ресурс]: http://tech.163.com/12/ 0817/08/893_4Р6Ы000915ВР.М|Т|| (дата обращения 14.03.2020).
Выводы
Интернет - это новая сила, которая влияет на людей и растет день ото дня. Сейчас в Интернете более 4.3 миллиардов пользователей1. Они представляют различные аудитории, которые заставляют «мир вращаться». Более того, роль и использование Интернета будут расти еще больше. Вот почему стратегическое и творческое использование таких инструментов и всего, что они предоставляют (различные веб-ресурсы и формы представления - от веб-сайтов до сообщений в твиттере), может предопределить будущее восприятия и оценки страны иностранной аудиторией. Поэтому в настоящее время имидж страны в общественном мнении других стран, представленный через разнообразные социальные-медиа платформы определенного сегмента сети Интернет, представляет большой интерес для исследователей. Особенно интересен китайский сегмент сети Интернет в связи с его принципиальной обособленностью от других Интернет-сервисов Всемирной паутины.
Изучение структуры подобных социальных медиа-платформ и микроблогов, доверия к ним со стороны граждан, а также изучение размещаемой на них информации может помочь в отслеживании реакции («прослушивания») китайского сообщества на послания публичной дипломатии России, транслируемые как государственными, так и негосударственными акторами.
Источники
Arsenault A. (2009). Public diplomacy 2.0. In: Toward a New Public Diplomacy: Redirecting US Foreign Policy / ed. by P. Seib. N.Y: Palgrave Macmillan. P. 135-153.
Cull N.J. (2008). Public Diplomacy: Taxonomies And Histories. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. P. 31-54.
Cull N.J. (2011). WikiLeaks, Public Diplomacy 2.0 and the State of Digital Public Diplomacy. Place Branding and Public diplomacy. No. 7. P. 1-8.
Cull N.J. (2013). The Long Road to Public Diplomacy 2.0: The Internet in US Public Diplomacy. International Studies Review. No. 15. P. 123-139.
Glassman J.K. (2008) Public Diplomacy 2.0: A New Approach to Global Engagement [el. source]: https://2001-2009.state.goV/r/us/2008/112605.htm.
Graffy C. (2009) The Rise of Public Diplomacy 2.0. The Journal of International Security Affairs. No 17 [access mode]: http://www.securityaffairs.org/issues/2009/17/graffy.php.
Nye J.S. (2009). Get Smart. Combining Hard and Soft Power. Foreign Affairs [access mode]: https://www.foreignaffairs.com/articles/2009-07-01/get-smart.
Nye J.S. (2013). What China and Russia Don't Get about Soft Power. Foreign Policy (FP) [access mode]: https://foreignpolicy.com/2013/04/29/what-china-and-russia-dont-get-about-soft-power/.
Plaissance PL. (2005). The Propaganda War on Terrorism: An Analysis of the United States' "Shared Values" Public-Diplomacy Campaign After September 11, 2001. Journal of Mass Media Ethics. No. 20(4). P. 250-268.
Долинский А.В. (2011). Дискурс о публичной дипломатии. Международные процессы. Т. 9. № 1. С. 63-73.
1 Digital around the world in 2019. Global Web Index Q2&Q3 2018 [эл. ресурс]: https:// datareportal.com/reports/digital-2019-global-digital-yearbook?utm_source=Reports&utm_ medium=PDF&utm_campaign=Digital_2019&utm_content=Dual_Report_Promo_Slide.
Пермякова Л. (2012). Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты [эл. ресурс]: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tsifrovaya-diplomatiya-napravleniya-raboty-riski-i-instrumen/.
Цветкова Н.А. (2011). Программы Web 2.0 в публичной дипломатии США // США и Канада: экономика, политика, культура. № 3. С. 109-122.
■ ■ ■ Chinese Social Media Platforms and Microblogging in the Context of Public Diplomacy
Nadezhkina E.S.
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
Abstract. The term "digital public diplomacy" that appeared in the 21st century owes much to the emergence and development of the concept of Web 2.0 (interactive communication on the Internet). The principle of network interaction, in which the system becomes better with an increase in the number of users and the creation of user-generated content, made it possible to create social media platforms where news and entertainment content is created and moderated by the user. Such platforms have become an expression of the opinions of various groups of people in many countries of the world, including China. The Chinese segment of the Internet is "closed", and many popular Western services are blocked in it. Studying the structure of Chinese social media platforms and microblogging, as well as analyzing targeted content is necessary to understand China's public opinion, choose the right message channels and receive feedback for promoting the country's public diplomacy. This paper reveals the main Chinese social media platforms and microblogging and provides the assessment of their popularity, as well as possibility of analyzing China's public opinion based on "listening" to social media platforms and microblogging.
Keywords: public diplomacy, soft power, the Chinese segment of the Internet, social media platforms, microblogging, public opinion, listening
For citation: Nadezhkina E.S. Chinese Social Media Platforms and Microblogging in the Context of Public Diplomacy. Communicology (Russia). 2020. Vol. 8. No.1. P. 167-179. DOI 10.21453 / 2311-3065-2020-8-1-167-179.
Inf. about the author: Nadezhkina Ekaterina Sergeevna, Cand. Sc. (Biol.), deputy head of academic affairs department of Shenzhen MSU-BIT University, doctoral student at the Department of regional studies, Faculty of foreign languages and regional studies, Lomonosov Moscow State University. Address: 119991, Russia, Moscow, Leninskiye Gory, 1/13. E-mail: nadezhkina.cathrine@yandex.ru.
Received: 02.03.2020. Accepted: 16.03.2020.
References
Arsenault A. (2009). Public diplomacy 2.0. In: Toward a New Public Diplomacy: Redirecting US Foreign Policy / ed. by P. Seib. N.Y: Palgrave Macmillan. P. 135-153.
Cull N.J. (2008). Public Diplomacy: Taxonomies And Histories. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. P. 31-54.
Cull N.J. (2011). WikiLeaks, Public Diplomacy 2.0 and the State of Digital Public Diplomacy. Place Branding and Public diplomacy. No. 7. P. 1-8.
Cull N.J. (2013). The Long Road to Public Diplomacy 2.0: The Internet in US Public Diplomacy. International Studies Review. No. 15. P. 123-139.
Dolinsky A.V. (2011). Discourse on public diplomacy. International processes. Vol. 9. No.1. P. 63-73 (In Rus.).
Glassman J.K. (2008) Public Diplomacy 2.0: A New Approach to Global Engagement [el. source]: https://2001-2009.state.goV/r/us/2008/112605.htm.
Graffy C. (2009) The Rise of Public Diplomacy 2.0. The Journal of International Security Affairs. No 17 [access mode]: http://www.securityaffairs.org/issues/2009/17/graffy.php.
Nye J.S. (2009). Get Smart. Combining Hard and Soft Power. Foreign Affairs [access mode]: https://www.foreignaffairs.com/articles/2009-07-01/get-smart.
Nye J.S. (2013). What China and Russia Don't Get about Soft Power. Foreign Policy (FP) [access mode]: https://foreignpolicy.com/2013/04/29/what-china-and-russia-dont-get-about-soft-power/.
Permyakova L. (2012). Digital diplomacy: areas of work, risks and tools [el. source]: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/tsifrovaya-diplomatiya-napravleniya-raboty-riski-i-instrumen/ (In Rus.).
Plaissance P.L. (2005). The Propaganda War on Terrorism: An Analysis of the United States' "Shared Values" Public-Diplomacy Campaign After September 11, 2001. Journal of Mass Media Ethics. No. 20(4). P. 250-268.
Tsvetkova N.A. (2011). Web 2.0 Programs in US Public Diplomacy. USA and Canada: Economics, Politics, Culture. No. 3. P. 109-122 (In Rus.).