Проблемы и факторы развития цифрового музыкального рынка в России
сч
0 сч
!Л
01
О Ш
m
X
<
m О X X
Крутских Владислав Витальевич,
аспирант, кафедра управления инновациями и коммерциализации интеллектуальной собственности, ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»), kruts.media@gmail.com
В статье рассмотрены вопросы развития цифрового музыкального рынка и основные барьеры, с которыми сталкивается рынок на сегодняшний день. Музыкальная индустрия на протяжении всего времени сталкивалась с нелегальными способами использования с тех пор, как музыка приобрела форму, которую возможно монетизировать. На сегодняшний день способы потребления легального музыкального контента и способы незаконного использования музыкальных произведений изменились. Оптимистичные прогнозы указывают на дальнейший рост цифрового музыкального рынка ближайшие годы. Необходимо учитывать, что ближайшие 10 лет, темпы текущего роста не обеспечат объем рынка, который был в 1999 году. Музыкальный стриминг является на сегодняшний день основным драйвером роста рынка, с этим же способом потребления музыки связан основной способ потребления нелегального контента -стрим-риппинг. Также в статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются представители бизнеса при запуске и организации музыкальных сервисов, деятельность которых осуществляется на территории России.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, музыкальный рынок, авторские права, смежные права, стриминг, риппинг, стрим-риппинг.
С переходом от физических носителей к потреблению музыки в электронном формате наблюдается непрерывное развитие новых способов потребления музыкального контента в цифровой среде. Музыкальные сервисы, медиаплатформы и социальные сети продолжают улучшать и развивать сервис, позволяя получить более качественный пользовательский опыт для потребителей контента, в том числе музыкального. Россия входит в список стран с динамично растущим объемом музыкального рынка. На музыкальном цифровом рынке в России наблюдается конкуренция между национальными и международными музыкальными сервисами, где предпочтение пользователи отдают больше локальным сервисам. Основную долю по объему пользователей занимают национальные российские сервисы Яндекс.Му-зыка и BOOm/VK Music. К концу 2019 года, на российском рынке на данных игроков в совокупности приходится 76% подписчиков музыкальных стриминговых сервисов, включая пользователей бесплатного пробного периода [2].
В 2019 году рынок цифровой музыкальной индустрии продолжил рост и согласно отчету Международной федерации производителей фонограмм и видеограмм (IFPI) по музыкальной индустрии за 2019 год достиг 20,2 млрд долларов. Доля потоковой передачи (далее стри-минг) является основной и составила 56,1% или 11,4 млрд долларов при показателе роста стриминга за год на 23% [1].
Учитывая оптимистичные прогнозы роста необходимо отметить, что рынок музыкальной индустрии в 1999 году оценивался в 38,5 млрд долларов, в то время как на сегодняшний день данный показатель почти в два раза меньше, самые оптимистичные темпы роста не обеспечат ближайшие 10 лет восстановления рынка до этого уровня. Учитывая причины обрушения индустрии в 2000 годах, связанные с переходом распространения музыки под управление IT-компаний, главным вопросом остается охрана и защита прав авторов и правообладателей в сети Интернет, где главным драйвером роста на сегодняшний день является стриминг. В первую очередь, обрушение индустрии было связано с невозможностью IT-компаний эффективно монетизировать музыку, неготовностью обеспечивать защиту интересов правообладателей. Для развития культуры потребления музыки в сети Интернет индустрии потребовалось почти 10 лет. Только в последние годы эксперты смогли сделать реалистичные прогнозы, которые можно назвать оптимистичными [4].
Современные проблемы, связанные с несанкционированным распространением музыки, несут сходство с более ранними дебатами о несанкционированном воспроизведении и распространении музыкальных произведений. Риторика за и против распространения музыкальных Интернет-блогов в середине 2000-х годов была сформирована в результате более ранних дебатов о совместном использовании файлов в файлообменных пиринговых сетях (пиринговая сеть - компьютерная
сеть, основанная на равноправии участников, с возможностью передачи файлов от пользователя к пользователю) в 2000-х годах. В 1980-х годах были осуществлены попытки борьбы с домашними записями, а также несанкционированными копиями музыкальных произведений в 1970-х годах [3]. Более ранние проблемы легального распространения в начале двадцатого века обусловлены неправомерным копированием музыкальных нот на бумажных физических носителях. На сегодняшний день можно встретить все вышеперечисленные формы нарушений прав правообладателей и авторов, но самую большую угрозу для современной музыкальной индустрии несет стрим-риппинг или потоковое копирование.
Стрим-риппинг или потоковое копирование - сравнительно новый способ нелегального распространения контента, который использует специализированное программное обеспечение для извлечения файла музыкального произведения из стримингового сервиса. На сегодняшний день существует программное обеспечение для всех популярных стриминговых платформ. В 2017 году потоковое копирование стало наиболее распространенной формой нарушения авторских прав на музыку в Интернете.
Борьба с риппинг-площадками осложняется вопросами определения юрисдикции, так как Интернет-сайт нелегального сервиса может быть зарегистрирован в доменной зоне, относящейся к одному государству, компания-провайдер зарегистрирована в другой юрисдикции, фактически осуществляя деятельность в третьей. При этом данный интернет-ресурс может быть ориентирован на пользователей совершенно другого государства. Для России эта проблема также актуальна в связи с высокой долей пользователей стриминга в общем количестве слушателей музыки среди Интернет-пользователей (87%), в то время как у стран-лидеров по объему рынка этот показатель 61%.
Музыкальный рынок России являлся и является «сложным» для легализации прав на большой объем музыкального каталога, который включает русскоязычный контент. На это указывает затяжной запуск большого игрока цифровых продаж музыкального контента «iTunes Store», который в итоге запустился в 2012 году с неполным каталогом русскоязычной музыки. Компания испытывала трудности в сотрудничестве с российскими правообладателями, и долгое время коллеги не могли найти консенсуса. Позиция «iTunes Store» была понятна, им удобнее сотрудничать с несколькими крупными агрегаторами авторских и смежных прав, чем с каждым правообладателем в отдельности. Опыт других стран подсказывает, что централизованное управление на некоторые способы использования объектов авторских прав удобнее и эффективнее для всех участников музыкального рынка. В России главное авторское общество на текущий момент не имеет право без согласия правообладателя распоряжаться необходимым способом использования объектов. Представители «iTunes Store» заявили: «Мы хотели бы создания нового, надежного союза правообладателей в России, через который сможем оформлять лицензии». Постепенно магазин наполнился различным контентом от разных правообладателей. В конечном счете «iTunes Store» подстроилась под российские реалии цифрового бизнеса. Необходимо отметить, что ключевой проблемой в решении подобных задач на российском рынке является поиск правообладателя объекта авторского права.
В 2015 году случился переломный момент и по заявлению генерального директора Международной Федерации Производителей Фонограмм Фрэнсиса Мура, после двух десятилетий почти непрерывного снижения 2015 год стал ключевой вехой для звукозаписывающей индустрии: выручка растет по всему миру; потребление музыки резко увеличивается повсюду; цифровая выручка обошла физическую в первый раз. Это отражает тот факт, что отрасль адаптировалась к цифровой эпохе".
К 2023 году объем рынка музыкальных записей в России достигнет 160 млн долларов по оценкам PricewaterhouseCoopers [2]. Интенсивное развитие рынка будет происходить преимущественно за счет увеличения выручки музыкальных стриминговых сервисов как от пользовательских платежей, так и от рекламы. Для сравнения: в 2018 году объем рынка составлял 81 млн долларов, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 14,6%.
Законодательство необходимо своевременно корректировать в зависимости от вызовов и барьеров, с которыми сталкивается индустрия. На сегодняшний день нет эффективных инструментов борьбы со стрим-рип-пингом на законодательном уровне, вопросы блокировки подобных сервисов как правило включают юрисдикции нескольких стран. На сегодняшний день это один из масштабных способов потребления музыкального контента нелегальным способом. Для музыкальных сервисов, которые легально работают на российском цифровом музыкальном рынке, получение необходимых лицензий осложняется большим количеством правообладателей. В виду невозможности получения лицензий от обществ по коллективному управлению правами на необходимые способы использования, представителям музыкальных сервисов необходимо договариваться со множеством правообладателей на территории России. Возможность получить лицензию на использование объектов авторских прав централизованно на необходимый способ использования цифровым сервисам на территории России позволил бы сократить издержки, сделать отрасль более привлекательной для бизнеса и интенсифицировать рост музыкального рынка.
Литература
1. Отчет Международной федерации производителей фонограмм и видеограмм (IFPI) по музыкальной индустрии за 2019 год [Электронный ресурс] // IFPI - международная федерация производителей фонограмм. URL: https://www.ifpi.org/ifpi-issues-annual-global-iTiusic-report/ (дата обращения: 01.04.2021).
2. Ежегодный обзор мировой и российской индустрии развлечений и медиа «Медиаиндустрия в 20202024 гг.» [Электронный ресурс] // PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook-2020/media-outlook-2020-2024.pdf (дата обращения: 01.04.2021)
3. Культура и культурные индустрии в РФ 20172019 гг.. [Электронный ресурс] // Информационное агентство ИнтерМедиа. URL: https://www.intermedia.ru/uploads/culture-of-russia-2019_web.pdf (дата обращения: 01.04.2021)
4. Отчет RIAA за 2019 год [Электронный ресурс] // Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA). URL: https://www.riaa.com/wp-content/uploads/2020/02/RIAA-2019-Year-End-Music-
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
Industry-Revenue-Report.pdf (дата обращения: 01.04.2021 г.
Challenges and factors in the development of the digital music market
in Russia Krutskikh V.V.
Russian State Academy of Intellectual Property
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,
Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
This article discusses the main barriers faced by the digital music market. The music industry has faced illegal uses since music took on a form that could be monetized. Today, the ways in which legal music content is consumed and the ways in which music is used illegally have changed. Optimistic forecasts indicate that the digital music market will continue to grow in the coming years. It should be borne in mind that the current growth rate for the next 10 years will not ensure the size of the market, which was in 1999. Music streaming is now the main driver of market growth. Currently, the main mode of consumption of illegal content is stream-ripping. The article discusses the problems that business representatives face when launching and organizing music services that operate in Russia.
Keywords: intellectual property, music market, copyright, related rights, streaming, ripping, stream-ripping.
References
1. Internet resource: IFPI Global Music Report [Electronic source] - Access mode: https://www.ifpi.org/ifpi-issues-annual-global-music-report/ (Accessed: 01.04.21)
2. Internet resource: Annual review of the world and Russian entertainment and media industry «Media industry in 2020-2024», PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL) [Electronic source] - Access mode: https://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook-2020/media-outlook-2020-2024.pdf (Accessed: 01.04.21)
3. Internet resource: Culture and cultural industries in Russia, 2017-2019, InterMedia Communications [Electronic source] - Access mode: https://www.intermedia.ru/uploads/culture-of-russia-2019_web.pdf (Accessed: 01.04.21)
4. Internet resource: RIAA 2019 music revenues report [Electronic source] - Access mode: https://www.riaa.com/wp-content/uploads/2020/02/RIAA-2019-Year-End-Music-Industry-Revenue-Report.pdf (Accessed: 01.04.21)
CS
0
CS
in
01
О Ш
m х
<
m о x
X