Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 90-Е ГОДЫ'

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 90-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИЯ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЛЮРАЛИЗМ / РЕСПОНДЕНТ / ФЕДЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаева Фируза Амурхановна

Цель исследования - определение роли политических партий и общественных движений в процессе урегулирования этнополитической ситуации в регионах Северного Кавказа в 90-е годы как места притяжения мощных геополитических сил. В статье представлен анализ возникновения новых партий, общественных движений (организаций), национально-культурных объединений и показаны формы и методы их влияния на межэтнические процессы, которые должны были быть направлены на урегулирования противостояния, поиски необходимого компромисса с целью достижения межнационального благополучия, мира и согласия, но к этому периоду стали уходить от намеченных приоритетных задач. Научная новизна заключается в анализе сложившейся в 90-е годы опасной тенденции в сторону процесса искусственного разжигания межнациональных страстей, создания "образа врага" из соседнего народа через средства массовой информации и пропаганды. В результате этот важный опыт, который важно приложить на сегодняшним событиям в контексте ведения информационной войны в глобальных масштабах против России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF POLITICAL PARTIES AND SOCIAL MOVEMENTS IN THE SETTLEMENT OF THE ETHNOPOLITICAL SITUATION IN THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS IN 90S YEARS

The purpose of the study is to determine the role of political parties and social movements in the process of settling the ethnopolitical situation in the regions of the North Caucasus in the 1990s as a place of attraction for powerful geopolitical forces. The article presents an analysis of the emergence of new parties, social movements (organizations), national and cultural associations and shows the forms and methods of their influence on interethnic processes, which should have been aimed at resolving the confrontation, finding the necessary compromise in order to achieve interethnic prosperity, peace and harmony. , but by this period they began to move away from the planned priority tasks. The scientific novelty lies in the analysis of the dangerous trend that developed in the 90s towards the process of artificially inciting interethnic passions, creating an "enemy image" from the neighboring people through the media and propaganda. As a result, this important experience, which is important to apply to today's events in the context of waging an information war on a global scale against Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 90-Е ГОДЫ»

THE ROLE OF POLITICAL PARTIES AND SOCIAL MOVEMENTS IN THE SETTLEMENT OF THE ETHNOPOUTICAL SITUATION IN THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS IN 90S YEARS

Ataeva Firuza Amurhanovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Department of History and Philosophy, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalehk, Republic of Kabardino-Balkaria

The purpose of the study is to determine the role of political parties and social movements in the process of settling the ethnopolitical situation in the regions of the Worth Caucasus in the iggosas a place of attraction for powerful geopolitical forces- The article presents an analysis of the emergence of new parties, social movements (organizations), national and cultural associations and shows theforms and methods of their influence on interethnic processes, which should have been aimed at resolving the confrontation, finding the necessary compromise in order to achieve interethnic prosperity, peace and harmony., but by this period they began to move away from the plan ned priority tasl<s. The scientific novelty lies in the analysis of the dangerous trend that developed in the gos towards the process of artificially inciting interethnic passions, creating an "enemy image" from the neighboring people through the media and propaganda, ,4s a result, this important experience, which is important to apply to today's events in the context of waging an information war on a global scale against Russia.

Keywords: nation; confrontation; rehabilitation; pluralism; Respondent; federalism-EDN: IXIJQMII; DOI: 10.2.492.3/2305-8757.3032-12.7

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 90-е ГОДЫ

Цель исследования - определение роли политических партии и общественных движений в процессе урегулирования этнополитической ситуации в регионах Северного Кавказа в до-е годы как места притяжения мощных геополитических сил. В статье представлен анализ возникновения новых партий, общественных движений (организаций), национа.аьно-кулыпур-ных объединений и показаны формы и методы их влияния на межэтнические процессы, которые должны были быть направлены на урегулирования противостояния, поиски необходимого компромисса с целью достижения межнационального благополучия, мира и согласия, но к этому периоду стали уходить от намеченных приоритетных задач. Научная новизна заключаетея в at ía/шзе сложившейся в до-е годы опасной тенденции в сторону процесса искусственного разжигания межнациональных страстей, создания "образа врага" из соседнего народа через средства массовой ин-формации и пропаганды Б результате этот важный опыт, который важно пршюжитъ на сегодняшним событиям в контексте ведения информационной войны в глобальных масштабах против России. Ключевые слова: нация; противостояние; реабилитация; плюрализм; респондент; федерализм.

Анализ межнациональных отношений в регионах Северного Кавказа показал, что на ход й разрешение межнациональных конфликтов большой отпечаток наложила разнонаправленная деятельность общественных движений и политических партий, возникших в конце 8о - начале 90-х годов. Нет необходимости доказывать значительную роль в жизни Общества, которую сыграли новые общественно-политические, национально-культурные организации и политические партии.

УДК 930.85:39 ВАК 5.5.2

© Лтаева Ф.А., 2022

АТАЕВА Фируза Амурхановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Кабарди нШ-Бал карски й государственный аграрный университет имени D.M. Кокова, Нальчик, Республика Кабардино-Балхария

Анализируя общественно-политическую, Межнациональную ситуацию на Северном Кавказе в конце 8о - начале 90-х годов, следует учитывать особенности политического развития в этом сложнейшем регионе страны. Общие тенденции демократизации, гласности, конечно же, проя влялись и здесь, хотя не обошлось без искажений, просчетов и ошибок, Б рассматриваемый период в республиках Северного Кавказа было создано немало партий, движений, националы некультурных объединений. Однако процессы политизации населения, за исключением Чеченской Республики - Ичкерия, отставали от центральных районов страны, а также Прибалтики. Причины этого состояли, в том, что:

1) обкомы КПСС в республиках Северного Кавказа и после отмены статьи 6 Конституции СССР в той или иной форме сохраняли ведущие позиции. В начале 90-х годов коммунисты продолжали оставаться на Северном Кавказе массовыми и влиятельными (за исключением Чеченской республики) общественно-политическими организациями. К тому же в Дагестане, Северной Осетии-Ала-нии, Кабардино-Балкарии руководителями республик остались представители коммунистической партии, хотя должности их назывались уже по-иному;

2) большая часть населения в республиках Северного Кавказа - жители сельской местности. Во многих селах и районах Северного Кавказа (особенно в Дагестане и Ка-рачаево-Черкесии) условия крестьянского труда в силу ряда объективных и субъективных причин оставались очень тяжелыми. Многие сельские семьи, как правило, были многодетными (особенно в Дагестане). В то же время ощущалась нехватка детских садов, медицинских учреждений, объектов соцкультбыта и т.д. Все это "отвлекало" сельского труженика от большой политики;

3) следует иметь в виду менталитет кабардинцев, балкарцев, ингушей, карачаевцев, других народов Северного Кавказа, у которых в недалеком прошлом воспитание

осуществлялось по "горской педагогике", т.е. на основе коллективной, кровно-родственной, общинной психологии. Исследователь должен иметь в виду и влияние ислама (особенно у аварцев, даргинцев, лакцев, кумыков, лезгин, ингушей и других народов), требующего беспрекословного подчинения своим лидерам. У крестьян в значительной степени сохранилось уважение к различным структурам власти, независимо от их политической принадлежности в прошлом [г].

И все же политические партии, общественные движения, национал ьн о-культурные и религиозные объединения в республиках Северного Кавказа развернули свою работу в Махачкале, Грозном, Владикавказе, Нальчике, Черкесске, Карачаевске и других городах. Постепенно они вовлекали в свои ряды и определенную часть сельского Населения региона [3].

Основные направления общественно-политической деятельности партий, движений, национально-культурных объединений Северного Кавказа сводились, с нашей точки зрения, к следующему:

1) борьба за возрождение национального языка и национальной культуры;

2) поддержка перестройки в республиках, борьба за демократию, гласность, свободу слова, печати, вероисповедания и т.д.;

3) борьба за право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства;

4) борьба за право нации на самоопределение вплоть до образования суверенной республики в составе Российской Федерации;

5) борьба за полную (в том числе и территориальную) реабилитацию выселенных в годы Великой Отечественной войны народов (ингушей, балкарцев, карачаевцев, чечепцев-аккипцев);

6) борьба за едипство и территориальную целостность республик и Российской Федерации;

7} интернациональные движения, выступающие за подлинное равноправие всех па-

родов, сохранение обновленного, демократического СССР;

8) демократические движения;

9) религиозные движения.

Б рассматриваемый период в республиках Северного Кавказа наиболее влиятельными, крупными партиями, общественными движениями, национально-культурными и религиозными объединениями были: в Северной Осетии-Алании - Прогрессивно-демократическая партия Северной Осетии; Европейское общество "Шолом"; Общество "Хистарты ныхае" ("Слово старших"); Греческое общество "Прометей"; Союз возрождения Алании; Северо-Осетинское общество "Мир через культуру" им. Н.К. Рериха; "Фа-дис" (" Тревога"); Терское казачество; Общество борьбы за социальную справедливость "Тох" ("Борьба"); Азербайджанское общество "Азери" и другие [4].

В Кабардино-Балкарской Республике -Адыгская народная партия; Демократическая партия Кабардино-Балкарии; Республиканская партия Кабардино-Балкарии; Тер-ско-Малкинский отдел (община) Терского казачества КБР; Общественное объединение "Россияне"; Общественное объединение "Славяне" ; Общественно-политическое движение "Кабарда"; Кабардино-Балкарская Ассоциация советских корейцев "Чинсен"; Общественная организация "Женщины Балкарии"; Еврейский общественно-политический кул ьтурный Центр "Товуши"; Общество немцев КБР "Видергебурт" ("Возрождение"); Общество греков "Эллада"; Осетинский культурный Центр "Нихас"; Общественная организация "Адыгэ Хасэ"; Общественное движение "Tepe" (бывший "Ныгыш"); Союз молодежи КБР; Общественная Ассоциация "Кавказ-Крым"; Республиканское общество турок-месхов "Спасение"; Молодежное движение "Объединенная Черкесия"; Адыгская женская организация "Адиюх" и другие.

В Карачаево-Черкесской Республике -Демократическая партия Карачаево-Черкесии; Исламская партия Карачая; Коммунистическая партия Карачаево-Черкесии; Об-

щественное движение "Джамагат"; Общественное движение "Адыга Хаса"; Общественно-политическое движение "Черкесия"; Общественная организация "Женщины Карачая"; Общественная организация "Единая Карачаево-Черкесия"; Комитет женщин КЧР; Ногайская общественная организация "Бирлик"; Абазинская общественная организация "Адгылра"; Осетинское наЦиональ-но-культурное общество им. КЛ.Хетагуро-ва; Общественное объединение "Славяне"; Общественное движение "Казачий круг" КЧР; Общественная организация черкесской молодежи; Движение за сохранение единства и территориальной целостности КЧР; Ассоциация "Единство"; Общественное объединение "Возрождение" и другие.

Во всех республиках Северного Кавказа, а также в Республике Абхазия с 1989 года функционировала влиятельная общественная организация - Конфедерация народов Кавказа.

Отметим, что у многих партий и общественных движений программные документы были сформулированы недостаточно четко. Некоторые из них имели требования изменения сложившихся границ между субъектами Российской Федерации и даже призывы "к немедленному восстановлению исторической справедливости", т.е. возврату отторгнутых в годы Великой Отечественной войны территорий.

Некоторые партии, движения, нацио-нально-культурные объединения функционировали без разрешения министерства юстиции, что по закону запрещалось, но тем не менее они свою деятельность не прекращали. Отдельные из них по два-три раза меняли свои названия. Деятельность партий и движений Северной Осетии-Алании, Кабар-дино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестана было легче анализировать, так как в эти республики можно было ездить более или менее свободно, а главное без риска для жизни.

Численность таких организаций, как "Тенглик", "Бирлик", "Садвал" (Республи-

ка Дагестан}, "Джамагат", "Хасэ", "ЧерКе-сия" (Карачаево-Черкеская Республика), "Стыр Ныхас", "Лдамоп Цадис", Общество беженцев из Грузии (Республика Северная Осетия-Алания) и другие составляли десятки тысяч человек.

С начала 90-х годов бурные, порой противоречивые межнациональные процессы происходили в Карачаево-Черкесской Республике. Как и по всей стране, здесь появилось немало партий, движений и национал ьно-культурных объединений. В многонациональной Карачаево-Черкесии за годы Советской власти накопилось очень много проблем в сфере межнациональных отношений. В первую очередь, они были связаны с полной реабилитацией выселенного в годы Великой Отечественной войны карачаевского народа.

Карачаевцы получил и свою автойом ию в 1920 году в форме Карачаевского округа. В 1922 году на карте РСФСР появилось новое национально-государственное образован ие -Карачаево-Черкесская автономная область. Еще через четыре года, в 1926 году, по просьбе партийно-советских руководителей Карачая образовалась отдельная Карачаевская автономная область. Эту автономию в 1943 году под надуманным предлогом ("карачаевцы - народ-предатель") руководство СССР ликвидировало, а карачаевцев сослали в Среднюю Азию и Казахстан.

В 1957 году после возвращения карачаевцев на историческую родину была восстановлена Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края. С 1991 года Карачаево-Черкесия стала республикой в составе Российской Федерации. Однако путь карачаевского народа к справедливости и равноправию, восстановлению Лезакодао ликвидированной автономии был трудным, противоречивым и тернистым. На этом пути было немало объективных и субъективных причин, которые нагнетали щежнационащще страсти, недоверие народов Карачаево-Черкесии друг к другу. Общественное движение "Джамагат", выража-

ющее интересы карачаевцев, с конца 8о-х годов активно включилось в сложную работу по Полной реабилитации карачаевского народа. Руководство "Джамагата" (А.Г. Урусов), члены и сторонники этого массового влиятельного движения считали, что и пекле XX съезда КПСС и возвращения карачаевцев на историческую родину "они оказались в тяжелейших условиях продолжающейся репрессии". Против карачаевцев была развернута антиреабилитационная Деятельность влиятельных партийно-советских чиновников Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Многие из них, как правило, преследовали кадры специал истов карачаевской национальности, ущемляли и заметно ограничивали их права. В результате таких злоумышленных действий стали возможными необоснованные и оскорбительные заявления ярковыраженного антикарачаевского характера.

Анализ межнациональной ситуации в Карачаево-Черкесии убеждает, что на протяжении многих лет интересы карачаевского народа недостаточно учитывались партийно-советским руководством. Из опрошенных нами респондентов карачаевской национальности 88,9% считали, что "они полностью не реабилитированы", их интересы и после возвращения на историческую родину игнорировались [б].

Такое отношение к целому народу, разумеется, ведет к обострению меж национал ь-ной ситуации. Доктор философских наук, профессор М.М. Кучуков, долгие годы занимающийся проблемой наций и национальных отношений, поэтому поводу пишет: "Интересы объекгивно обусловлены, связан ы с реальными факторами общественной жизни, бытия нации. Процесс осознания интересов - это в то же время есть формирование нации как субъекта деятельности. Интересы осознаются и включаются в существующее самосознание, в существующую картину бытия нации. Процесс осознания национальных интересов происходит через мировосприятие разных классов, соци-

альных групп, партий, национальных лидеров../ [5]. Роль выразителя интересов карачаевского народа с конца 8о-х годов взяло на себя влиятельное общественное движение "Джамагат". Многие проблемы карачаевцев "Джамагат" ставил правильно. Однако требование "восстановить национальную государственность карачаевского народа в статусе Карачаевской Республики в составе Российской Федерации", которое имеется в программе "Джамагата", пугало значительную часть населения КЧР, Удовлетворение этого требования означало распад единой Карачаево-Черкесии, возникновение на карте Северного Кавказа других национально-государственных образований, территорий с конкретными границами и многочисленными проблемами. Многие в КЧР были озабочены тем. что у них из-за жесткой позиции "Джамагата" в отстаивании требования "создать Карачаевскую Республику" могла разразиться межнациональная война. Из опрошенных нами респондентов некарачаевской национальности абсолютное большинство (88,2%) осуждало требование "Джамагата" создать "свою республику". Примерно такое же количество опрошенных некарачаевской национальности респондентов {86,9%} считало невозможным распад единой Карачаево-Черкесской Республики. Они считали, что проблемы всех народов республики легче решить общими усилиями, не нагнетая меж наци он ал ьн ых страстей.

С начала 90-х годов в КЧР активно действовали и продолжал и действовать другие партии и общественные движения. Так, например, общественные движения "Ады-га Хаса" и "Черкесия", "не отставая" от "Джамагата", также выставили требование о создании Черкесской Республики. Общественные организации, выражающие интересы казачества, тоже провозгласили создание Казачьей Республики. Таким образом, на территории Карачаево-Черкесии "должно было" появиться четыре республики со

своими столицами, четко очерченными границами и т.д.

Решение о создании "новых республик" на территории КЧР заметно осложнило и обострило межнациональную ситуацию в многонациональной республике. Сказанное подтверждается данными наших социологических опросов. Так, например, 26,9% опрошенных считает виновниками обострения межнациональной ситуации в Карачаево-Черкесии "только новые партии и общественные движения, возникшие на волне демократизации и гласности". Еще 31,6% респондентов считали партии и общественные движения "одной из многих причин" обострения взаимоотношений между народами. В такой сложной и противоречивой ситуации руководству республики, партиям, общественным движениям, стоящим на принципах единства и территориальной целостности Карачаево-Черкесской республики, пришлось приложить немало объединенных усилий в достижении благородной цели. Коммунистическая партия, Ассоциация "Единство",организация "Единая Кара-чаево-Черкесия" идругие провел и большую разъяснительную работу о необходимости сохранения КЧР. В мае 1993 года на встрече руководителей республики с лидерами партий, общественных движений, нацио-налыю-культурных объединений и служителями культа И.В. Хубиев заявил о необходимости объединения всех народов, партий, общественных объединений республики [7].

В Карачаево-Черкесской Республике, как и в других республиках Северного Кавказа, с большим трудом удалось сохранить территориальную целостность, межнациональной мир, относительное благополучие, перспективу гармонизации межнациональных отношений. Одной из главных задач в деле нормализации межнациональных отношений является, по нашему мнению, выработка прогрессивными партиями, общественно-политическими движениями общих, приемлемых подходов для компромиссов,

соглашений, совместных действий в интересах не одной нации, а всех наций, проживающих в республике и регионе. Партии и движения, озабоченные экономическим, политическим и межнациональным благополучием, могли бы предложить другим общественно-политическим силам следующую основу для объединенных конструктивных Действий:

- уважение Конституции Российской Федерации;

- уважение Конституции республик Северного Кавказа, если они не противоречат Конституции федеративного государства;

- уважение прав, свобод и достоинства человека, независимо от национальности, вероисповедания и социальной принадлежности;

- невмешательство во внутренние дела республик, мирное урегулирование споров, неприменение силы и мести как перспективной задачи и средства достижения цели;

- взаимодействие в целях сохранения единства и территориальной целостности республик и Российской Федерации, укрепление гражданского мира и согласия в северокавказском регионе;

- соблюдение общепринятой культуры во взаимоотношениях и полемике по спорным вопросам в средствах массовой информации. [г]

Следует обратить особое внимание на необходимость убедительных и аргументированных разоблачений в средствах массо-

вой информации несостоятельности, опасности и пагубности для всех народов республик и региона конкретных "взглядов", "идей", "программ" партий и движений, фактически являющихся причиной межнациональных конфликтов. Необходим продуманный диалог политических партий и движений для достижения общественно-политической, межнациональной стабильности, успешной борьбы против шовинизма и национал -экстрем изма. Следует содействовать рабо те профессиональны^, эффективных социологических служб при правительствах республик, научно-обоснован-ной системы изучения общественного мнения, прогнозирования межнациональных конфликтов и потенциальных причин напряженности в обществе.

Литература:

1. Атаёва Ф.А, Роль политических партий и общественных движений в межнациональных отношениях на Северном Кавказе (1917-1997 гг.) : автореф. дис. ...канд. ист. н. - Владикавказ, 1998. - 24 с.

2. Бугай Н,Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-40-х гг. - M., 1989.

3. Дзидзоев В-Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994. -160 с.

4. Дзуцев Х.В., Локооов В.В. Социологический подход к изучению состояния межнациональных отношений в условиях перестройки. - М, 1989.

5. Кучу кон М.М. Нация и социальная жизнь. -Нальчик, 1996. 61 с.

6. Кадилаев A.M. В поисках национального согласия. - Махачкала, ¡992.

7. Коркмазой А. 10. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.