Научная статья на тему 'Роль поликультурного образования в системе подготовки будущих педагогов'

Роль поликультурного образования в системе подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Тамара Ивановна

Определяется роль поликультурного образования как целенаправленного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для подготовки будущих педагогов как субъектов национальной и общечеловеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль поликультурного образования в системе подготовки будущих педагогов»

Т.И. КОВАЛЕВА (Элиста)

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Определяется роль поликультурного образования как целенаправленного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для подготовки будущих педагогов как субъектов национальной и общечеловеческой культуры.

Перед образованием встает важная и сложная задача подготовки молодого поколения к жизни в условиях поликуль-турной среды, формирования толерантности к людям разных национальностей, рас и вероисповеданий.

Поликультурная среда - это сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур, подразумевающее также и позитивное отношение личностей к этому разнообразию. Человек поликультурен, если даже он воспитывался и образовывался в определенном типе культуры и сознательно разделяет ее нормы и ценности. Как духовное существо, он свободен и вправе выбирать направления и содержание своей духовной жизни, ценности из культурного хранилища человечества (В.П. Бездухов).

Поликультурное образование составляет интегративную часть общего образования и ориентировано на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

Необходимо отметить, что идеи поли-культурного образования и воспитания не являются продуктом только современной жизни. Они разрабатывались многими выдающимися умами человечества в прошлом. Так, великий мыслитель Я.А. Ко-менский еще в XVI в. представил программу «Пампедия» как суть универсального воспитания всего человеческого рода.

Назначение поликультурного образования реализуется посредством признания

личностью национальной культуры фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур. Целями поликультурного образования являются:

- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности на собственную культуру;

- создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с элементами других культур;

- формирование способности индивида к культурному личностному самоопределению.

Под понятием «обучение» мы понимаем целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического социокультурного опыта от одного человека другому в специально организованных условиях семьи, детского сообщества, школы, вуза. Категорию «образование» принято понимать как один из самых мощных социальных факторов, воздействующих на поведение человека, служащих социальным целям и сознательно направленных на формирование определенных типов личности. В то же время категорию «образование» можно рассматривать с двух взаимосвязанных позиций. Во-первых, это относительный результат процесса обучения, выражающийся в сформированной у детей системе знаний, умений и навыков, устойчивых отношений к явлениям природы и общественной жизни. Во-вторых, это непрерывный процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни. Именно в знаниях, реализуемых на практике, хранится и передается из поколения в поколение исторический опыт.

Поликультурное современное образование включает в свой состав такие компоненты, как воспитание гражданственности и готовности к активному участию в жизни общества, постоянному развитию общества, демократии; усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма; воспитание способности защищать и приумножать социальные ценности: совершенствование системы образования, включая повышение квалификации преподавателей.

© Ковалева Т.И., 2008

Исходя из этого, поликультурное образование можно определить как приобщение будущих педагогов к этнической, общенациональной и мировой культуре, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Основу поликультурного образования составляют воспитание и образование в контексте диалога национальных культур, воспитание толерантности и религиозноэтнической культуры, формирование педагогической культуры населения, освоение общечеловеческих ценностей мировой и национальных культур, воспитание культуры межнационального общения. Поли-культурное воспитание определяется как целенаправленный процесс создания благоприятных условий для развития личности как субъекта национальной и общечеловеческой культуры.

Синтетичность самосознания является фундаментальной базой поликультурности. В этой связи представляется крайне необходимым развивать и совершенствовать пространство поликультурного образования, воспитания и просвещения, в котором декларируемая дислиплинарность учебного процесса основывалась бы на духовных координатах и достижениях и гуманитарной и естественнонаучной мысли.

Согласно выводам Т.Ф. Борисовой, образовательное пространство строится на следующих принципах:

- свобода выбора учеником учителя, темы, способа работы, темпа освоения материала;

- постановка личных образовательных целей и задач, выработка коллективной и индивидуальной учебных программ;

- учет личностного опыта, знаний, стиля, способностей, интересов;

- побуждение к формированию личностного отношения к происходящему;

- обучение ребенка самостоятельному активному освоению культуры и преобразованию окружающей среды;

- деятельностная взаимооценка всех субъектов образовательного процесса;

- самооценка процесса и результатов своего образования.

Особую актуальность поликультурное образование приобретает в условиях Республики Калмыкия, которая является многонациональным субъектом Российской Федерации. Поликультурное образовательное пространство - новая, разнообразная и

сложная культурная среда для полноценного развития личности.

Следует отметить, что именно в Республике Калмыкия в октябре 2007 г. Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации в рамках выездного заседания при участии Правительства Республики Калмыкия провела общественные слушания «Миссия образования в становлении и развитии гражданского общества в условиях поликультурной среды». Цель слушаний -определение миссии образования в условиях поликультурной среды, обсуждение проблем реализации в государственной политике и региональных стратегий развития в области образования, гармонизация межнациональных отношений в условиях становления гражданского общества.

Рассматривались следующие вопросы:

- определение миссии систем образования в регионах;

- содействие социально-экономическому и этнокультурному развитию народов России;

- гармонизация межнациональных отношений.

Региональная консолидация и психологическая близость во многом определяются общностью территории происхождения и проживания. По данным выборочного исследования, более 60% калмыков и около 70% русских среди городского населения республики родились и выросли в Калмыкии. Региональная общность складывалась на протяжении многих веков совместной жизни. Достаточно показательны ответы элистинцев на вопрос о степени близости с жителями различных территорий во время опроса в 2006 г. На вопрос о степени общности с жителями Республики Калмыкия 55% калмыков, 34% русских в Элисте ответили: «Чувствую непосредственную общность», а 34 % калмыков и 42 % русских - «Во многом чувствую общность».

Важным фактором межэтнических отношений в полиэтнических и поликонфес-сиональных сообществах является религия. Высокими темпами отличается строительство культовых сооружений в республике. Особую гордость жителей Калмыкии вызывает самый крупный в Европе буддийский Хурул - Золотая Обитель Будды Шакь-ямуни. На начало 1999 г. в России на территории Тывы, Калмыкии и Бурятии

было зарегистрировано более 200 буддийских объединений. Помимо действующего кафедрального собора Казанской Божьей Матери, в Элисте начато строительство еще более крупного сооружения - собора Святого Пантелеймона. В Калмыкии, где к верующим (в той или иной степени) отнесли себя 51% калмыков и 63% русских, влияние религиозного фактора неоднозначно. С одной стороны, являясь фактором внутриэтнической консолидации, он привносит некоторую дистанцированность от других этнических групп, особенно в семейно-родственной сфере. Но одновременно он не только не предполагает враждебности к другим народам, но и способствует межэтнической и межконфессио-нальной толерантности. Так, православные русские несколько чаще выражали желание, чтобы их дети знали калмыцкий язык. Буддисты-калмыки степень близости с русскими определили выше, чем колеблющиеся. Причем особенно высокая степень близости была выражена у православных русских по отношению к буддистам, равно как у буддистов по отношению к православным. Религия в Республике Калмыкия не стала фактором, дезинтегрирующим общество. Верующие среди калмыков и русских чаще, чем неверующие, идентифицировали себя с калмыцким сообществом.

Огромный интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи известного педагога П.Д. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. Он обращал внимание на то, что в воспитании нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами подтянуть недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим.

Идея развития Республики Калмыкия как полиэтнического, поликонфессиональ-ного, поликультурного сообщества провозглашена приоритетной во внутренней политике, осуществляемой органами власти данного субъекта Федерации. По Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия, в этом регионе гарантируются равноправие калмыцкого и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других националь-

ностей. Приняты долгосрочные комплексные программы развития национальных культур, искусств, национального образования.

Некоторые результаты языковой политики были прослежены в ходе изучения молодежной среды в 2006 г. Говоря о степени владения калмыцким языком, следует отметить достаточно скромные результаты, которые в определенной степени объясняются недостатком квалифицированных кадров, учебного материала и несовершенством методик.

Тем не менее необходимость владения обоими государственными языками глубоко вошла в общественное сознание, особенно в молодежной среде. Около 55% русской и 70% калмыцкой молодежи считают необходимым знание обоих государственных языков для работающих в сфере услуг и столько же - для работающих в органах власти.

Встреча с представителями другой культуры - принципиальное событие. Оно позволяет ощутить собственное культурное своеобразие и, соответственно, осознать контуры, облик, наконец, сам факт существования своей культуры в ряду иных.

В Элистинском педагогическом колледже широко отмечаются праздники Зул, Цаган Сар, Рождество Христово, Масленица, День славянской письменности и культуры; большой популярностью среди студентов колледжа пользуются кружки народного танца, фольклорные ансамбли.

Сегодня перед педагогическим сообществом Республики Калмыкия стоит задача развития поликультурного образования, заключающаяся в том, чтобы повысить общекультурную подготовку будущих педагогов, приобщить их к ценностям отечественной и мировой культуры. Среди студентов педколледжа много представителей разных национальностей, поэтому во время занятий по различным учебным дисциплинам преподаватели учитывают осо-бенностих их национального менталитета. Вместе с тем необходимо знание новейших достижений в области науки и культуры. Для этого у будущих педагогов важно сформировать фундаментальные знания о природе и обществе, которые помогут им понять обобщенную и целостную картину мира. Для решения этих проблем предполагается использовать культурологическую направленность содержания разнооб-

разных по способу познания мира дисциплин для формирования духовно-нравственного потенциала личности будущего педагога ДОУ. При разработке таких учебных программ, как «Этнопедагогика», «Педагогика межнационального общения», «Методика внеклассной воспитательной работы» мы стремились учитывать, чтобы каждое занятие было пронизано идеей дружбы народов.

Задачи социокультурной идентификации могут быть решены с помощью бесед, дискуссий, изучения местных обычаев, традиций. Эти методы должны обеспечить положительное самоопределение студентов в поликультурной образовательной деятельности, подготовить их в к межкуль-турному диалогу. Сохранение национальной идентичности в области образования должно сочетаться с осознанным диалогом с современной западной культурой, современной западной системой образования -при сохранении всего лучшего, что имеется сегодня в отечественной науке и практике.

При отборе форм учебной деятельности преподаватель должен опираться на обратную связь со студентами, которая может быть организована через диалоговые формы работы - семинары, конференции, коллоквиумы и т.д. Одно из главных требований при этом - создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально -нравственную напряжен -ность, а также использование образовательных возможностей поликультурной среды.

Поликультурное образование призвано решать комплекс задач, обеспечивающих достижение цели формирования эт-нопедагогической культуры. Среди них необходимо выделить такие, как создание

условий социокультурной идентификации личности, что является условием вхождения в иную социокультурную общность с учетом опыта освоения своей этнической культуры; формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, о важности многообразия культур для развития цивилизации; развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности; воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность.

Содержание дисциплин общепрофессионального и предметного блоков направлено на формирование профессиональных знаний и умений, которые в поликуль-турном образовании становятся более конкретными. Поэтому содержание дисциплин, в особенности предметного блока, необходимо дополнить конкретными технологиями работы педагога ДОУ в условиях поликультурного региона с присущей ему спецификой.

Таким образом, поликультурное образование играет роль интегрирующего фактора современной культуры в системе подготовки будущих педагогов.

Литература

1. Борисова, Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.

2. Коменский, Я.А. Избранные сочинения / Я.А. Коменский. М., 1997. Т. 9.

3. Каптерев, П.Д. Избранные сочинения / П.Д. Каптерев М., 1989.

4. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / К. Манхейм. М.: Ун-т. кн., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.