Научная статья на тему 'Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе многоуровневого образования'

Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе многоуровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ETHNOPEDAGOGICS / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL EDUCATION / MULTILEVEL EDUCATION / A FUTURE TEACHER OF ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Елена Владимировна

На протяжении последних лет в России функционирует система высшего профессионального образования в виде двухкомпонентной образовательной структуры (моноуровневая и многоуровневая). Реализация многоуровневой подготовки в Калмыцком госуниверситете позволяет создать оптимальные условия для развития способностей и склонностей каждого студента, а также для более полной реализации права личности на выбор своего пути получения профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очирова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic-pedagogical Orientation of Future Teachers of Elementary School Professional Training in the System of Multilevel Education

In the last few years in Russia there has been a system of higher professional education in the form of two component educational structure (monolevel and multilevel structures). Kalmyk state university has some workouts in this direction. The realization of multilevel preparation in the higher educational institution allows to create optional conditions for the further development of abilities of every student and to realize the right of a person for the choice of his or her way for getting a professional education entirely.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе многоуровневого образования»

10. Martin Haberman and Linda Post. Teachers for multicultural school //History of multicultural education. N.Y.; London; Roultedge, 2008. P. 263-273. Vol. 6. Teacher and teachers education.

11. Cultural education - cultural sustainability: minority, diaspora, indigenous and ethnoreligious groups in multicultural societies // edited by Zvi Bekerman and Ezra Kopewitz. New York; London; Roultedge, 2008. P 404-415.

Медведева Зоя Васильевна, аспирант, преподаватель кафедры дошкольной и социальной педагогики Марийского государственного университета. E-mail: zoyanaymushina@rambler.ru

УДК: 37.013:373.3(470.47)

© ЕВ. Очирова

Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе многоуровневого образования

На протяжении последних лет в России функционирует система высшего профессионального образования в виде двухкомпонентной образовательной структуры (моноуровневая и многоуровневая). Реализация многоуровневой подготовки в Калмыцком госуниверситете позволяет создать оптимальные условия для развития способностей и склонностей каждого студента, а также для более полной реализации права личности на выбор своего пути получения профессионального образования.

Ключевые слова: этнопедагогика, профессиональная подготовка, педагогическое образование, многоуровневое образование, будущий учитель начальных классов.

Е.К Ос//гога

Ethnic-pedagogical Orientation of Future Teachers of Elementary School Professional Training in the System of Multilevel Education

In the last few years in Russia there has been a system of higher professional education in the form of two component educational structure (monolevel and multilevel structures). Kalmyk state university has some workouts in this direction. The realization of multilevel preparation in the higher educational institution allows to create optional conditions for the further development of abilities of every student and to realize the right of a person for the choice of his or her way for getting a professional education entirely.

Key words: ethnopedagogics, professional training, pedagogical education, multilevel education, a future teacher of elementary school.

Стремительное изменение условий жизни требует от системы высшего образования формирования нового подхода, приоритетом в котором является личность студента, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении осваиваемой профессии. Подготовка специалистов к педагогической работе в полиэтническом обществе в настоящее время как никогда должна способствовать более эффективному использованию широкого комплекса методов и форм воспитательной работы; ее особенностью являются расширение границ научного мировоззрения, формирование умений и навыков жить и трудиться в многонациональной среде.

Фундаментальные аспекты этнокультурного воспитания и обучения подрастающего поколения представлены в работах Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькина и др., подготовки современного учителя - О.А. Абдуллиной, Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, Н.Е. Щурко-вой и др., вместе с тем вопросы этнопедагогиза-ции содержания многоуровневого образования затрагиваются в меньшей степени.

Так, на сегодняшний день неизбежная модернизация образования с учетом перспектив Болонского процесса в России предстает как условие обогащения национальной идеи, преобразование которой под воздействием общеевропейских ценностных приоритетов можно рассматривать как этнокультурный и этнополити-ческий критерий Болонского процесса. Модернизация этнокультурного образования - это переход от традиционного, репродуцирующего этническую культуру и язык образования к современному, научно-технологически- и информационно развитому образовательному процессу, в котором студенты, изучая родной язык и культурное наследие, были бы активно включены в цивилизованные ритмы прогрессивного общества. Нахождение баланса между тенденциями традиционности и модернизации позволяет направить этнокультурное образование в русло российского и мирового образовательного процесса. Важнейшим условием модернизации этнокультурного (национального) образования является его научно-методологическое обеспечение, что становится ведущей проблемой ака-

демической и вузовской подготовки.

Сам факт возникновения феномена «Болонский процесс» свидетельствует об объективной потребности в выработке общих стандартов в системе общеевропейского высшего образования. Вместе с тем университет как социальный институт функционирует в контексте определенной поликультурной и полиэтнической среды. Поэтому унификация стандартов должна разумно сочетаться с сохранением национальнорегиональных образовательных традиций, связанных с различными этнокультурными особенностями регионов [1, 6].

В Калмыцком государственном университете идея многоуровневого образования стала прорабатываться в течение последних нескольких лет. В варианте многоуровневой структуры, представленном вузом, исключалась ломка или разрушение сложившихся педагогических традиций. Происходит переход к строго структурированной многоступенчатой системе высшего образования, в которой на базе традиционной подготовки специалистов, принимаемой, в первую очередь, на базовую ступень, предусматривается также подготовка специалистов более высокой квалификации путем продолжения образования на последующих, последипломных ступенях.

Этого удается достичь благодаря тому, что Калмыцкий государственный университет -один из динамично развивающихся государственных университетов Юга России - ориентирован на инновационное развитие. Он занимает ключевое место в системе подготовки и переподготовки специалистов для различных отраслей хозяйства, в интеграции вузовской и академической науки, а также в возрождении калмыцкого языка и культуры. В структуре университета 8 факультетов, институт калмыцкой филологии и востоковедения, где осуществляется подготовка студентов по 22 специальностям высшего профессионального образования, 20 направлениям бакалавриата, 13 направлениям магистратуры, по 18 специальностям среднего профессионального образования, по ряду программ дополнительного образования для различных отраслей народного хозяйства республики и региона. В настоящее время в КалмГУ обучается около 8 тыс. студентов (на очной и заочной формах обучения). Учебно-

воспитательную и научно-исследовательскую работу проводит высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив,

насчитывающий около 500 преподавателей, в т.ч. 70 докторов наук, профессоров, 285 кандидатов наук, доцентов, 12 академиков и членов-

корреспондентов различных академий наук России. Именно их высокий профессионализм, компетенция, научные достижения, ежедневный кропотливый труд способствуют процветанию университета, подготовке талантливых и востребованных специалистов.

Следует отметить, что Калмыцкий госуни-верситет, как и многие национальнорегиональные вузы, с одной стороны, является основным собирателем, хранителем и пропагандистом национально-культурного достояния этноса, а с другой - главным инструментом строительства стабильной национальной политики. Развитие в молодежной среде идей взаимодействия культур, толерантности и этнотолерантно-сти, сохранение гражданского мира в регионе также является одной из главных миссий вуза.

В КалмГУ ведется разработка этнокультурных компонентов преемственных образовательных программ различных уровней, а также соответствующих им учебно-методических комплексов; ориентация образовательного процесса и воспитания молодежи на этнокультурные и общечеловеческие ценности.

Успешное развитие этнокультурной направленности многоуровневого образования возможно при реализации условий, которые во многом обеспечивают ее жизнеспособность: всесторонняя государственная и общественная поддержка, заинтересованность различных слоев общества и, прежде всего, национальной интеллигенции; реализация системного подхода, охватывающего комплекс философских, правовых, экономических проблем содержания образования, технологий воспитания и обучения, научного, учебно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения; способность адаптироваться к меняющимся условиям жизни, способность к развитию и саморегулированию во времени, культурном и цивилизованном пространстве; постоянное изучение и реализация этнокультурных потребностей субъектов образовательного пространства, управление этими процессами; ориентация на деятельность лучших инновационных образовательных учреждений; удовлетворение потребности в кадрах, способных реализовать этнокультурную направленность образования; сочетание различных механизмов финансирования, взаимодействие органов управления и учреждений образования, культуры, спорта и др.; обеспечение образовательного процесса учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами этнокультурного блока дисциплин; научно-методическое обеспечение образова-

тельного процесса, учет психологии и менталитета учащихся в условиях обращения к истокам национальной культуры.

В соответствии с этими условиями этнопеда-гогическая подготовка бакалавров - это наиболее существенная часть профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этно-педагогической деятельности. Один из важнейших признаков такой подготовки - интегративный характер, что позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую и связывающую основные знания, умения и навыки, приобретенные будущими учителями начальных классов при изучении дисциплин учебного плана и закрепленные при прохождении педагогических практик.

В этой связи разрешается потребность общества в личности учителя, одухотворенного идеями полинационального общения, поликуль-турного воспитания, тактичности, гибкости и деликатности к реализации принципа этнокультурной направленности образования. Обязательным компонентом профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях национального региона становится изучение учителями не только родного языка, но и этнопсихологии, этнопедагогики, этносоциологии, истории и культуры этносов, особенностей и традиций национальной системы, культуры межнационального общения.

Однако этнопедагогизация - это не использование отдельных элементов культуры народа в педагогическом процессе и не изучение отдельных предметов по культуре того или иного народа, тем более, что чаще всего - это обучение в виде освоения отдельных слов, фольклоризация церемоний, праздников, игр лишь имитируют символику культуры, не затрагивая основ ее существования. Этнопедагогизация учебновоспитательного процесса - это дело тонкое, требующее корректного отношения к решению всех вопросов, связанных с обучением и воспитанием (Г.Н. Волков). Она предполагает системное решение проблем этнокультурного образования и воспитания в духе национальной культуры, не являясь самоцелью и, как показывает практический опыт, увлечение данной проблемой, восхваляя этнические особенности лишь своего народа, может привести к самоизоляции этноса. Этнопедагогизация образования - необходимый этап на пути национально-культурной интеграции, осуществляемой ненасильственным путем, в цивилизованных демократических рам-

ках. Педагоги, осуществляющие целенаправленную этнопедагогизацию учебно-

воспитательного процесса, должны хорошо продумывать и тщательно планировать каждый свой шаг, соблюдая преемственность и последовательность на всех этапах деятельности.

Так, на кафедре педагогики КалмГУ читается ряд спецкурсов, ведется научно-исследовательская работа по изучению проблем этнокультурной направленности содержания образования, этнокультурной коннотации. Одно из решений данной проблематики профессорско-преподавательским составом видится в разработке учебнометодических комплексов по дисциплинам национально-регионального направления, включающих: программу, карту обеспеченности основной и дополнительной литературой; план практических работ; тесты текущего контроля; темы рефератов; методические рекомендации для преподавателя и методические указания студентам; конспекты лекций; глоссарий.

Считаем, что особую роль в подготовке спе-циалистов-будущих учителей начальных классов играет преподавание курса «Педагогическая деятельность в условиях поликультурной и полиэтнической среды». Изучение этой дисциплины, в сочетании с освоением других предметов и видов работ, предлагаемых кафедрой, позволяет студентам прийти к мысли, что в условиях внедрения ФГОС второго поколения к будущему учителю, а в особенности учителю начальных классов, предъявляются новые требования по организации образовательного процесса. Так, он должен быть способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества, быть готовым к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

Изучение этих проблем обусловлено сугубо практическими требованиями к качеству подготовки бакалавров - будущих учителей начальных классов. В представленном курсе на основе этнокультурологического подхода определены сущностные характеристики и основные структурные компоненты этнокультурной системы образования, раскрываются малоизученные аспекты возрождающихся систем образования, в частности, личностный, этнопедагогический,

языковой, билингвистический, нравственный.

Цели освоения данного курса: дать студентам общее представление о педагогической деятельности в условиях поликультурной и полиэтнической среды; вооружить знаниями о составляющих, многообразии и равноценности этно-культуры, функциях образования в возрождении этнической культуры, рассмотреть культуру и личность как социально-исторические феномены, систему ценностных ориентаций личности; определить сущность языка, проблемы двуязычия в контексте возрождения родного языка и актуализацию этнокультуры в системе этно-культурно-коннотированного образования, а также способствовать профессиональноличностному становлению и развитию бакалавров

- будущих учителей начальных классов на основе изучения теоретико-методологических основ.

Курс раскрывает задачу создания единого поликультурного и полиэтнического образовательного пространства на основе многостороннего диалога культур, способствующего ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения. Обосновывается концепция развивающейся этнокультурной системы образования и разрабатываются научно-педагогические основы проектирования и формирования двуязычной этнокультурной школы, работающей в контексте личностно-ориентированной образовательной парадигмы и ориентирующей личность на общечеловеческие ценности через этническую культуру.

При организации этнокультурологической подготовки будущих учителей начальных классов используются такие формы организации учебно-познавательной деятельности студентов, как круглые столы, конференции по проблемам этнопедагогизации учебно-воспитательного

процесса, деловые игры, заседания научноисследовательской лаборатории этнопедагоги-ческих инноваций и т.д. Кроме того, становлению и развитию этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов способствует целый ряд разнообразных воспитательных мероприятий научно-исследовательского, культурно-массового, коммуникативно-развлекательного характера, использование исследовательской и творческой деятельности студентов.

Этнопедагогическая направленность профессиональной подготовки учителя начальных классов предполагает знание сущности традиционного народного воспитания. У калмыков издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам система народной педагогики. Она помогала нашему народу сохранять и воспроизводить себя из поколения в поколение в сложных условиях. Мы считаем необходимым предусмотреть в учебном плане и программе педагогических вузов с национальным составом студентов наряду с этнопедагогикой и этнопсихологией введение данной дисциплины как базовых элементов в рациональном сочетании национального и межнационального в воспитательной работе с учащимися.

В результате профессиональная готовность будущего учителя начальных классов в плане реализации этнокультурно-направленного образования предполагает овладение им такими операциями как: 1) диагностика личностных

свойств и функций учащихся; 2) постановка целей этнокультурного развития учащихся на основе возрастных норм социализации личности, изучения индивидуального потенциала воспитанников; 3) проектирование новообразований в личностной сфере учащихся, характерных для данного этапа онтогенеза; 4) определение возможностей создания этнокультурной педагогической ситуации средствами своей учебнопредметной деятельности; 5) применение приемов контекстуализации, диалогизации и игрового материала; 6) разработка критериев для оценки развития учащихся, возможностей урока.

Важно подчеркнуть, что в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов необходимо научить признавать и принимать различия, избавиться от предубеждений и негативных стереотипов, сформировать толерантность к культурам самых разных этнических общностей; лучше понимать народ, по отношению к которому они осознают свою принадлежность; классифицировать возникновение межэтнической напряженности в конкретном, отдельно взятом регионе; выделять этнопсихологические особенности представителей конкретного этноса; использовать теоретические знания в педагогической практике.

Литература

1. Борликов Г.М. Модернизация образования: региональный подход // Научная мысль Кавказа (спецвыпуск), 2005. -С. 5-8.

2. Манджиева Е.В. Реформирование и структура содержания курсов кафедры педагогики Калмыцкого госуниверситета при переходе на двухуровневое обучение // Педагогика-ХХ1: материалы II Междунар. науч.-теорет. конф. (31 января 2011 г.): в 2-х ч. - Караганда: Тезис, 2011. - Ч.1. - С. 233-238.

3. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. - Волгоград: Перемена, 2001.

4. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: Медведица, 2004.

5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. - М.: Ин-т развития регион. образования, 1997.

Очирова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, ассистент кафедры педагогики Калмыцкого госуниверси-тета E-mail: E.V. Mandzhieva@gmail.com

УДК 37.015.31

© Д.В. Посходиева Теоретические аспекты педагогического сопровождения этносоциокультурного развития ребенка

В статье представлен теоретический анализ проблемы педагогического сопровождения детей, раскрыты авторские подходы к пониманию педагогического сопровождения ребенка.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, ребенок, этносоциокультурное развитие.

D V. Poskhodi'eva

Theoretical Aspects of Pedagogical Support of Children's Ethnic-sociocultural Development

The paper presents the theoretical analysis of the problem which deals with the pedagogical guidance of the preschool age children. It also focuses on some authors’ approaches to the issue of pedagogical guidance of physically disabled children.

Key words: pedagogical guidance, pedagogical support.

Подход к определению ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности позволяет выявить новые способы его развития, воспитания, обучения и приводит к поиску новых идей пси-холого-педагогического сопровождения. Педагогическое сопровождение этносоциокультурного развития ребенка-дошкольника - новое направление педагогических исследований, предполагающее решение актуальной задачи построения и реализации индивидуальнообразовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении.

Возникновение теории и практики сопровождения этносоциокультурного развития обусловлено рядом причин:

- в первую очередь, это иное понимание развития как процесса разрешения человеком проблемных ситуаций, возникающих в различных сферах его этнокультурной жизни;

- выдвижение в связи с этим на первый план саморазвития как способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни и деятельности, практических преобразований и инноваций в творчестве;

- возникновение в современной жизни человека множества проблемных ситуаций профессионального и личностного характера, обладающих как позитивным, так и негативным действием;

- определение в качестве главной социальной

задачи — задачи оказания помощи человеку в решении возникающих проблем. Все выше изложенное особо актуализирует организацию условий оказания помощи и поддержки развития человека как самостоятельного активного субъекта в процессе этносоциокультурного развития (Л.Н. Бережнова).

Сама идея педагогического сопровождения (от англ. «guidance») возникла как практическое воплощение личностно-ориентированной концепции образования.

В настоящее время сложились различные формы и уровни педагогического сопровождения. Исследования в русле гуманитарной лично -стно-ориентированной образовательной парадигмы (Л.Н. Бережнова, Л.М. Шипицына, М.Р. Битянова, О.С. Газман, Е.И. Казакова, Л.Б. Лаптева, М.С. Полянский, И.В. Серебрякова, И.А. Липский, И.Э. Куликовская, Л.Г. Субботина, Т.В. Глазкова, А.К. Колеченко, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Черед-никова, А. А. Деркач, Е.А. Козырева и др.) показывают, что использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть ценность индивидуального стиля деятельности и личного опыта человека, в том числе детей и педагогов, и его самостоятельность в принятии решений. Анализируя исследования различных авторов и их взгляды на понятие «сопровождение» в контексте психоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.