Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности студентов – будущих учителей начальных классов'

Формирование этнокультурной компетентности студентов – будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВРИАТ / БАКАЛАВР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / BACHELOR / PEDAGOGICAL EDUCATION / MULTILEVEL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Елена Владимировна

Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и модернизации. Однако наряду с этим очевидна тенденция к национально-культурной идентификации, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. В мировой науке данное явление рассматривается как этническое возрождение, выдвигающее новые требования перед образованием. Учебно-воспитательная работа с подрастающим поколением должна опираться на культурно-исторический опыт народа, который играет важнейшую роль в становлении уникального жизненного стиля личности. Образование, не учитывающее особенностей этнического самосознания, не может быть современным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очирова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMING OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS – FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The modern world is characterized by increasing processes of globalization and modernization. However, along with this, the tendency to the national-cultural identification and the aspiration of the peoples to save their own originality and uniqueness are quite obvious. In the world science society this phenomenon is referred to as the ethnic revival which has new requirements for education now. Educational work with younger generation must be based on the cultural-historical experience of the people which plays the most important part in the becoming of personality unique lifestyle. The education that does not take the peculiarities of ethnic self-conscience into account cannot be considered as modern.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности студентов – будущих учителей начальных классов»

УДК 378 - 057.875:37.013.42 ББК Ч 448.983+Ч400.25+Ч465

Очирова Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и модернизации. Однако наряду с этим очевидна тенденция к национально-культурной идентификации, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. В мировой науке данное явление рассматривается как этническое возрождение, выдвигающее новые требования перед образованием. Учебно-воспитательная работа с подрастающим поколением должна опираться на культурно-исторический опыт народа, который играет важнейшую роль в становлении уникального жизненного стиля личности. Образование, не учитывающее особенностей этнического самосознания, не может быть современным.

Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, бакалавриат, бакалавр, педагогическое образование, многоуровневое образование.

E.V. Ochirova

THE FORMING OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS - FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Annotation. The modern world is characterized by increasing processes of globalization and modernization. However, along with this, the tendency to the national-cultural identification and the aspiration of the peoples to save their own originality and uniqueness are quite obvious. In the world science society this phenomenon is referred to as the ethnic revival which has new requirements for education now. Educational work with younger generation must be based on the cultural-historical experience of the people which plays the most important part in the becoming of personality unique lifestyle. The education that does not take the peculiarities of ethnic self-conscience into account cannot be considered as modern.

Keywords: competence, ethnocultural competence, bachelor, pedagogical education, multilevel education.

Социокультурная, образовательная ситуация в современных полиэтнических государствах, к числу которых относится Российская Федерация, характеризуется, с одной стороны, процессами глобализации, этнокультурного нивелирования и унификации, с другой - возрастающим интересов народов к собственной культуре, истории, обычаям и традициям и т.д., который делает особо актуальным вопрос осознания и сохранения этнической индентичности. Этничность не заложена в человеке изначально. Она приобретается в процессе его социализации и образовательной деятельности. Образование - это историко-культурный феномен, процесс и условие развития духовных начал народа и каждого индивида. Человек образовывается в смысловом пространстве определенных ценностей и идеалов, присущих конкретному народу. Поэтому оно призвано быть национальным по сущностному своему содержанию и

характеру. Цель высшего образования - воспитание этнокультурно компетентного человека как субъекта культурно-исторического процесса. В педагогике феномен компетентности рассматривается не только с профессиональных позиций, компетент-ностный подход определяется как новая парадигма результата образования.

Выявление сущности понятия «этнокультурная компетентность» потребовало уточнение содержания таких дефиниций, как «компетенция» и «компетентность», которые являются основными категориями, использующимися в рамках данного подхода в образовании. Важной характеристикой последнего является активная деятельность обучаемых в процессе овладения знаниями и опытом познавательной деятельности.

Так, компетенция по А.В. Хуторскому представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность, в свою очередь, характеризует владение, обладание обучающимся соответствующей компетенцией; совокупность личностных качеств, ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально-значимой сфере.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять её на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя).

Согласно утверждению В.Г. Крысько, этнокультурная компетентность - степень проявления человеком знаний, умений и навыков, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [6]. Выделяют внешнюю и внутреннюю направленности цели формирования этнокультурной компетентности. Так внешняя цель формирования состоит в стабилизации межнациональных отношений, учете этнических особенностей и интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается не только в том, что воспитанник должен быть «держателем» акций-знаний в области этнокуль-туры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, быть готовым и способным активно действовать в ней.

Этнокультурная компетентность реализуется, прежде всего, в высокой степени понимания, правильного учета своеобразия функционирования национально-психологических особенностей представителей тех или иных наций, выражающейся в тщательной фиксации и учете: а) потребностей, мотивов, ценностных ориентаций

представителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на общение с ними; б) фактов, свидетельствующих о наличии несоответствия между потребностями и мотивами представителей конкретных национальных общностей и функционирующими в общественном сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнационального взаимодействия между людьми; в) своеобразия проявления национального самосознания представителей конкретных национальностей; г) специфики форм защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений.

Базовыми направлениями формирования этнокультурной компетентности бакалавров направления «Педагогическое образование» являются: 1) развитие у них принятия и понимания других народов, признания ценности этнокультурного многообразия; 2) воспитание их в духе мира, гуманного межэтнического общения, привитие идей альтруизма и уважения к другим, развитие эмоциональной устойчивости и толерантных качеств личности; 3) приобретение ими знаний, представлений об истории, географии, культуре, обычаях, традициях, образе жизни, ценностях разных народов; 4) формирование у них осознания и признания приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимания необходимости гармонизации общечеловеческих и национальных интересов, а также поиск общих культурных элементов, интересов, потребностей; 5) развитие у них конструктивных коммуникативных умений и поведенческих моделей во взаимодействии с этнофорами [3].

Процесс формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов предусматривает изучение учебных дисциплин одновременно как развитых, многократно разветвленных систем понятий. Получение оптимального результата возможно лишь при постоянном изучении и освещении различных вопросов этнопедагогического, этнопсихологического и поликультурного плана в процессе всех лет обучения в вузе. С целью обогащения знаний бакалавров о национальных традициях воспитания разных народов на факультете педагогического образования и биологии Калмыцкого государственного университета читается курс «Этнология детства», для расширения и углубления этнокультурных знаний - «Формирование этнокультурной личности».

Так, курс «Этнология детства» решением ученого совета факультета включен в учебный план в качестве дисциплины по выбору, которая читается преподавателями кафедры для бакалавров направления «Педагогическое образование» на 4 курсе обучения [2]. Целями являются: дать студентам общее представление об этнологии как самостоятельной науки; вооружить знаниями о сущности и специфике, об основных направлениях этнологии, рассмотреть объект, предмет и категории этнологии (этнологии детства); сформировать представления об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, особенностях и практическом значении, о влиянии народной педагогики на современные образовательные процессы, на культуру межэтнических отношений, а также способствовать профессионально-личностному становлению и развитию педагогов на основе изучения теоретико-методологических основ этнологии. Общая трудоемкость освоения «Этнологии детства» составляет 2 зачетные единицы. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (18 часов), практические (18 часов) занятия и самостоятельная работа студента (36 часов). Выделены 6 смысловых блоков (СБ): СБ 1 - этнологическая как наука, ее основания и особенности; СБ 2 - история этнологической мысли; СБ 3 - современная наука о сущности этноса и этничности; СБ 4 - этническая психология; СБ 5 - проблемы детства с по-

зиции этнопедагогики; СБ 6 - природа этнических конфликтов и способы их творческого разрешения.

Дисциплина «Формирование этнокультурной личности» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 050100 -Педагогическое образование. Содержание охватывает круг вопросов, связанных с процессами культурообразующей функцией образования, формированием личности в системе культуры, функциями языка в системе образования, актуализацией этно-культуры в системе этнокультурно направленного образования. Изучение этих проблем обусловлено сугубо практическими требованиями к качеству подготовки бакалавров- будущих учителей начальных классов. В курсе на основе этнокультурологи-ческого подхода, определены сущностные характеристики и основные структурные компоненты этнокультурной системы образования, раскрываются малоизученные аспекты возрождающихся систем образования, в частности, личностный, этнопеда-гогический, языковой, билингвистический, нравственный.

Целями освоения «Формирования этнокультурной личности» являются: дать студентам общее представление о формировании этнокультурной личности; вооружить знаниями о составляющих, многообразии и равноценности этнокультуры, функциях образования в возрождении этнической культуры, рассмотреть культуру и личность как социально-исторические феномены, систему ценностных ориентаций личности; определить сущность языка, определить проблемы двуязычия в контексте возрождения родного языка; об актуализации этнокультуры в системе этнокультурно конноти-рованного образования, а также способствовать профессионально-личностному становлению и развитию бакалавров - будущих учителей начальных классов на основе изучения теоретико-методологических основ.

Курс раскрывает задачу создания единого поликультурного и образовательного пространства на основе многостороннего диалога культур, способствующего ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения. Обосновывается концепция развивающейся этнокультурной системы образования, и разрабатываются научно-педагогические основы проектирования и формирования двуязычной этнокультурной школы, работающей в контексте личностно ориентированной образовательной парадигмы и ориентирующей личность на общечеловеческие ценности через этническую культуру.

В соответствии с требованиями кредитно-модульной системы, на изучение данной дисциплины отводится 2 кредита (72 часа), из них 37 аудиторных часов и 35 часов внеаудиторной (индивидуальной и самостоятельной) работы студентов. Выделены 5 смысловых блоков (СБ): СБ 1 - культурообразующая функция образования; СБ 2 - формирование личности в системе культуры; СБ 3 - функции языка в системе образования; СБ 4 - генезис образования в системе культуры; СБ 5 - актуализация этнокультуры в системе этнокультурно коннотированного образования. Каждый из смысловых блоков включает теоретический материал, набор соответствующих заданий для самостоятельной работы студентов. В учебной программе каждой дисциплины четко сформулированы конечные результаты обучения в соответствии с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями.

Формированию этнокультурной компетентности бакалавров педагогического профиля также способствует курс «этнопедагогика». Основная цель программы - сформировать у будущих учителей начальных классов представления об истоках народных воспитательных традиций, их сущности, особенностях и практическом значении, о влиянии народной педагогики на современные образовательные парадигмы, на

культуру межэтнических отношений. Даная дисциплина решает следующие задачи: приобретение умений и знаний для использования положительного опыта народной педагогики в современной социально-педагогической деятельности; воспитание уважительного отношения к другим нациям, их культуре, языку, обычаям; формирование национального сознания студентов, гражданской, эстетической, экологической, морально-этической культуры.

В ходе освоения данной дисциплины бакалавры направления «Педагогическое образование» должны: а) знать: основные понятия этнопедагогики; факторы народной педагогики; народные традиции и их место в духовной жизни народа; этнопеда-гогические явления народно жизни; основы преемственности поколений; технологию воспитания совершенного человека; сущность национального характера и этнического менталитета; современное функционирование народных методов и средств воспитания; б) уметь: использовать в учебном процессе традиционные народные представлений о природе и месте человека в ней; идеалы воспитания и воззрения на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнические отношения между старшими и младшими поколениями, приёмы и традиции воспитательных воздействий, в т.ч. обрядовых и т.п.

При организации этнокультурологической подготовки будущих учителей начальных классов используются такие формы организации учебно-познавательной деятельности студентов, как круглые столы, конференции по проблемам этнопе-дагогизации учебно-воспитательного процесса, деловые игры, заседания научноисследовательской лаборатории этнопедагогических инноваций и т.д. Кроме того, становлению и развитию этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов способствует целый ряд разнообразных воспитательных мероприятий научно-исследовательского, культурно-массового, коммуникативно-развлекательного характера, использование исследовательской и творческой деятельности студентов.

Для эффективного формирования этнокультурной компетентности бакалавров -будущих учителей начальных классов были определены следующие педагогические условия: управление познавательной деятельностью студентов посредством организации самостоятельной работы, сконцентрированной на определении и реализации индивидуальной образовательной траектории; интеграция содержания профильных дисциплин и указанных курсов посредством систематической реализации межпредметных связей; организация непрерывности процесса формирования этнокультурной компетентности будущих учителей начальных классов средствами мультимедиа на протяжении всего периода обучения. Выделенные педагогические условия формирования этнокультурной компетентности бакалавров по направлению «педагогическое образование» реализовываются нами в совокупности.

Список литературы

1. Манджиева Е.В. Подготовка учителей начальных классов в многоуровневой системе образования // Региональная научная конференция «Становление и развитие высшего профессионального образования в национальных республиках Юга России», - Элиста: Изд-во Калм.ун-та, 2010. - С. 132-135

2. Очирова Е.В. Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в системе многоуровневого образования // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - Выпуск 1.1 Педагогика. - С. 149-153

3. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности [Текст] / А.Б. Панькин.

- М. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006

4. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика.

- 2005. - № 3. - С. 35-42.

5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореф.дис. ... канд.пед.наук. [Интернет-ресурс], // vak.td.gov.ru/announcements/pedagogicheskie/PoshtarevaTV.doc

6. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.