УДК 377.8 ББК 74.24
Ломакина Юлия Владимировна
преподаватель Педагогический колледж г. Белорецк Lomakina Yulia Vladimirovna
Lecturer Pedagogical College Beloretsk
Роль поликультуризма в профессиональной подготовке студента
педагогического колледжа Polyculturism Role in Professional Training of Pedagogical College Students
Статья посвящена использованию возможностей поликультуризма при профессиональной подготовке учителей. Поликультуризм воплощает в себе идеи диалогического общения, популяризирует социальную и национальную целостность, указывает на сохранение самобытности культур и вместе с тем на глобализацию образования и политики. В статье отражена взаимосвязь понятий «культура» и «поликультурная компетентность», раскрывается зависимость стабильного образовательного результата от способности устанавливать межкультурный диалог, делаются ссылки на современные достижения отечественных учёных по проблеме готовности студента педагогического колледжа к будущей профессиональной деятельности.
The article is dedicated to the usage of polyculturism opportunities during future teachers’ professional training. Polyculturism puts into practice ideas of dialogical intercourse, popularizes social and national safety, shows for safe keeping of culture originality and at the same time points to the globalization of policy and education. The article reflects interconnection of such concepts as “culture” and “polycultural competence”, reveals the dependence of stable educational r esult from the ability to establish intercultural dialogue. The article refers to modern achievements of home scientists concerning the problems of graduates' training for future professional activity.
Ключевые слова: диалог культур, культура, культурные универсалии, поликультуризм, поликультурная компетентность.
Key words: dialogue of cultures, culture, cultural universal, polyculturism, polycultural competence.
Педагогическое осмысление сложившейся социально-психологической ситуации в обществе приводит к необходимости обоснования новых ориентиров к подготовке будущего учителя как квалифицированного специалиста. В понятие «квалифицированный специалист» мы включаем высокий уровень развития способностей выпускника, применительно к
специфике профессиональной педагогической деятельности. При этом правомерно предположить, что одних знаний, умений и навыков в данном случае недостаточно для достижения целей профессионального педагогического образования. Так Т.Д. Барер, Т.В. Гериш, П.И. Самойленко утверждают, что на первый план должны выходить «... такие профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в новом столетии. Среди этих качеств следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру . , способность к осознанному
анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу» [1, с.89]. Таким образом, необходим более широкий диапазон личностных образований, включающих не только когнитивную (знание) и операционально-технологическую составляющую (умение, навыки) но и креативную, мотивационно-ценностную, этикогуманистическую и другие сферы личности.
Ведущей целью подготовки будущего учителя является поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации и реализации собственной индивидуальной модели поведения в социальной и трудовой жизни. Важнейшим фактором, определяющим эффективность достижения данной цели, является координация усилий преподавательского состава профессиональных учебных заведений, которые должны быть направлены на интеллектуальное и духовнонравственное формирование личности, воспитание у будущего учителя высокой культуры, правильной ценностной ориентации и убеждений. Все эти новообразования можно назвать поликулътурной компетентностью. Формирование поликультурной компетентности обеспечивается вхождением выпускника в условия поликультуризма.
Одним из центральных понятий поликультуризма является «культура»
как универсальное социальное явление. Термин «культура» в переводе с
латинского означает сикига - возделывание, воспитание, образование, развитие,
91
почитание. Понимание культуры связывается с эпохой Античности, когда древние философы полагали, что душу человека нужно возделывать как крестьянин возделывает землю. Позднее термин «культура» получил обобщающее значение, им стали называть все созданное человеком. В настоящее время существует около 300 определений культуры, различные аспекты которых изучались М.М. Бахтиным, Н.А. Бердяевым, М. Вебером, Л.Н. Коганом, Шопенгауэром и другими философами ХХ века. Культурой называют исторически определённый уровень развития общества. Ядром культуры выступают общечеловеческие цели и ценности.
Сущность культуры состоит в том, что она является феноменом сознания, способом и методом выявления ценностей. Процесс передачи культурного мировоззрения предполагает преемственность между поколениями. Культурная преемственность осуществляется не стихийно, а в процессе обучения и воспитания, то есть именно образованию отводится роль генератора, хранителя и транслятора культурного достояния общества. Стиль поведения человека полностью определяется внутренним осмыслением культурных традиций.
Сам процесс усвоения культурных норм происходит в результате воздействия определяющих факторов, регулирующих, контролирующих и управляющих поступками человека - культурных универсалий. Культурными универсалиями называются общие культурные элементы, объединяющие исторические эпохи и черты разных народов. В целом они представляют собой выборку из содержания самобытной жизни существующих культур, носят абстрактный характер и могут выступать общечеловеческой моделью примирения. Культурные универсалии образуют основу единства всех культур человечества [4]. Дж. П. Мёрдок [Murdock] (1897-1985) - американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества выделяет около 60 таких универсалий. Среди них: язык, убеждения, ценности, обычаи, обряды, традиции, правила поведения. Все эти универсалии создают благоприятные условия для процветания культур, вносят элемент естественности в этносоциальные процессы и служат источником для пополнения культурных фондов многопоколенной совокупности людей.
92
Феномен культуры состоит именно в том, что она выражает всеобщие убеждения, несмотря на конфликты между отдельными личностями и народами. Она является глобальным объединяющим явлением в сознании людей. Исследователями предпринимались попытки подсчитать количество культур цивилизованного общества [1; 3; 4], в результате в научный оборот был введен термин «субкультура», который означает часть общей культуры или малую культуру. Число субкультур условно стало ассоциироваться с количеством этносов или народов.
Понятие «этнос» шире, чем понятие «народ», так как несколько народов может образовывать один этнос, но этничность еще не говорит о принадлежности к конкретному народу [3]. Культура выступает индикатором жизни этносов и народов в целом. Вместе с этносами и народами она может преобразовываться, угасать и возрождаться. Руководствуясь данными соображениями, термин «поликультурность» можно заменить термином «полиэтничность», так как культура как социальный феномен функционирует в обществе в этнической форме и отражает самобытность конкретного народа.
Культурные отношения рассматриваются в виде диалога. Концепцию образования как диалога культур обосновали М.М. Бахтин, В.С. Библер, К. Закирьянов, С.Ю. Курганов и ряд других ученых. Основные положения концепции заключаются в том, что авторы ассоциируют культуру с общением и рассматривают образовательный процесс как способ контактирования и коммуникации, позволяющий усвоить символы, идеи, традиции, нормы. Авторы объясняют диалог как универсальный инструмент понимания. Отсюда следует, что выпускник в своей профессиональной деятельности должен применять межкультурный диалог как способ установления гуманистических отношений в детской среде и как способ повышения собственной гуманитарной культуры.
Выпускнику необходимо обладать специальным комплексом свойств и качеств, способствующих полноценному функционированию в современной жизни. В систему таких личностных новообразований входит коммуникабельность, толерантность, мобильность, информационная и
93
общечеловеческая культура, проективное мировоззрение, креативность, острота мышления, самоконтроль и др. Учитель несёт ответственность за моральные устои будущего гражданина.
Таким образом, термин «поликультуризм» суммирует все приведённые сведения: на его фоне сосредотачивается богатый
материал, собранный всемирной историей; он охватывает
общественные отношения, овеянные идеологией больших и малых этносов (народов); с ним связывается культурный облик и
мировосприятие жителей регионов, стран, континентов. Поликультуризм воплощает в себе идеи диалогического общения, популяризирует социальную и национальную целостность, указывает на сохранение самобытности культур и вместе с тем на глобализацию образования и политики. Он обнаруживает пути эффективного межэтнического взаимодействия путём просвещения населения о традициях и обычаях разных народов. Явление поликультуризма даёт возможность каждому человеку и общественному объединению
осознать и принять общечеловеческие ценности и нравственные нормы. Сам процесс поликультуризма в образовании поощряет межнациональные контакты, способствует гармоничному вхождению поколений в мир людей, учит жить в сообществе с инородцами.
В литературе встречаются другие синонимы поликультурного человека -это мультикультурный, многокультурный, этнокультурный. Существуют и другие интерпретации терминологии: межэтнический, этнокоммуникационный и др. Поли... - от греч. polys - многочисленный, обширный; мульти... - от лат. multum - много; слово «много» русского происхождения употребляется в значении «большое количество». В соединении с понятием «культура» данные приставки образуют синонимичные категории, характеризующие образованность, этническую грамотность о жизни народов земли, их обычаях, традициях, историческом развитии и духовных идеалах.
Итак, признав за поликультуризмом самостоятельное место в системе интегрированного научного знания, мы считаем, что он отражает не случайные
94
черты, а глубинную сущность этнических процессов. Поликультуризм охватывает комплекс сведений о жизнедеятельности разных народов, значит, овладение этими сведениями может привести к самому явлению поликультуризма, то есть к формированию поликультурной компетентности.
Результативность образовательно-воспитательной деятельности педагогических коллективов школ напрямую зависит от уровня владения молодым педагогом поликультурной компетентностью. Такой специалист может осуществлять преподавательскую деятельность на высоком уровне, опираясь на последние достижения педагогики, психологии, культурологи и социологии. Это позволит ему в процессе работы совершенствовать и модернизировать уже существующие технологии, достигать высоких результатов качества знаний учеников, будет способствовать развитию творческой активности, самостоятельности и формированию убеждений подрастающего поколения. Если у будущего учителя уже будет заложена основа поликультурной грамотности для работы с детьми, то это во многом обеспечит эффективное сотрудничество и установление межличностных контактов в соответствии с принципами гуманизма на всем пути профессиональной карьеры. Задача учебных заведений - выпустить из своих стен уже готового специалиста, способного осуществлять профессиональные контакты посредством поликультуризма и тем самым гарантировать стабильный результат.
Библиографический список
1. Барер, Т. Д. Система государственного управления: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Т. Д. Барер, Е. В. Богинская,
Н. Г. Можаева ; под ред. А. А. Скамницкого. - М. : Гардарики, 2006.- 253 с.
2. Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] / В. С. Библер // Психологические науки и образование. -1996. - № 4. - С. 66-73.
3. Гумилев, Л. Н. Этносфера : история людей и история природы [Текст] / Л. Н. Гумилёв. - М. : АСТ, 2008. - 575 с.
4. Мердок, Дж. П. Социальная структура [Текст] / Дж. П. Мердок. - М. : ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2003. - 608 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. -М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
6. Сыродеева, А. А. Поликультурное образование [Текст] / А. А. Сыродеева. - М.
: МИРОС, 2001. - 190 с.
Bibliography
1. Barer, T. D. System of Government: Manual for Secondary Professional Training
[Text] / T.D. Barer, E. V. Boginsky, N. G. Mozhaev; Under the Editorship of
A.A. Skamnitsky. - M : Gardariki, 2006. - 253 p.
2. Bibler, V. S. The Complete Concept of Dialogue of Cultures School. Theoretical
Bases of the Program [Text] / V.S. Bibler // Psychological Science and Education. - 1996. -№ 4. - P. 66-73.
3. Gumilev, L. N. Ethnosphere: History of People and Nature [Text] / L. N. Gumilev. -M. : AST, 2008. - 575 p.
4. Merdok, J. The Social Structure [Text] / J. P. Merdok. - M: IHP (Incorporated Humanitarian Publishing House), 2003. - 608 p.
5. Syrodeeva, A.A. Polycultural Educational [Text] / A.A. Syrodeeva. - M : MIROS, 2001. - 190 p.
6. The Pedagogical Encyclopedic Dictionary [Text] / Editor-in-Chief B.M. Bim - Bud. - M. : Great Russian Encyclopedia, 2003. - 528 p.