Литература
1. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие [Е.С.Полат., М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др]; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2006. - С.3.
2. http://www.dissercat.com/content/fundamentalizatsiva-obrazovaniva-v-kontekste-ustoichivogo-razvitiva-obshchestva-sushchnost-k
3. Ёлгина Л.С. Фундаментализация образования в контексте устойчивого развития общества: сущность, концептуальные основания. - Улан-Удэ, 2000.
4. Колин К. К. На пути к новой системе образования. - М., 1997. - С. 11.
5. Дондокова Г.Г. Образовательный комплекс как средство реализации непрерывного личностно-ориентированного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2004. - С.4.
6. Самойлик Е.Н. Предметная подготовка будущих учителей информатики // Применение новых технологий в образовании: материалы XVIII Междунар. конф. - Троицк: Байтик, 2007. - С. 368.
7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара : Новая техника, 2006. - 462 с.
8. Концепция непрерывного образования. - М., 1998. - 13 с.
9. Турченко В. Н. Непрерывное образование как система // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. - М., 1991. - 286 с.
10. Долженко О. Очерки по философии образования. - М., 1995. - С. 5.
Николаева Лариса Владимировна, преподаватель физики БФ ФГОБУ ВПО «СибГУТИ». E-mail: [email protected]/
УДК 37+378
© СЛ Новолодская Проблема поликультурного образования в современном вузе
Актуальность темы статьи обусловлена обострением межнациональных отношений, проблем нетерпимости, разобщенности, непонимания. Ответом на данные проблемы является разработка теоретических основ поликультурного образования. Особое внимание уделяется формированию умений и навыков поликультурной личности будущего специалиста для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.
Ключевые слова: межнациональные отношения, поликультурное образование, формирование поликультурной личности, умения, навыки, компетентность.
S.L. Novo/odskaya
Problem of Polycultural Education in a Modern High Educational Establishment
The actuality of article’s topic is specified by the exacerbation of international relations, problems of intolerance, dissociation and misunderstanding. The answer to these problems is the development of theoretical basements of polycultural education. The formation of skills and abilities of future specialist’s polycultural personality for realization of interaction in polycultural conditions of Russian and worldwide society.
Keywords: international relations, polycultural education, formation of polycultural personality, skills, abilities, competency.
Современная социальная ситуация в мире, в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности требуют постоянной образовательной и воспитательной работы в поликультурном обществе, а также поиска эффективных путей преодоления возникающих трудностей на этнической почве. Образование не может не реагировать на происходящие события в обществе. Все это ставит серьезные задачи перед вузовским образованием. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная миротворческая политика. Поэтому считается, что
образование может помочь сформировать у молодежи гуманную модель поведения и отношения к людям других наций. Важно отметить, что проблема организации обучения в поликультур-ном пространстве является очень важной для всех государств. Исследователей в области образования интересуют следующие вопросы: насколько высшее образование способствует развитию межнациональных отношений, представляет разнообразие культур и способствует их развитию, является ли высшее образование силой, стимулирующей интеграцию в обществе? Эти вопросы отражают общую тенденцию, которая наблюдается в мировом педагогическом сообществе и связана с ориентацией на выжива-
ние человечества.
Будущее зависит от усилий по реализации интеграционных тенденций в экономической и культурных областях, формированию нового типа мышления и отношений между людьми. Рост потребности в развитии отечественного поликультурного образования совпадает с подобными проблемами в мировом образовательном процессе. В России формируется традиция поликультурного образования.
Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни. Как справедливо указывает В.В. Макаев в работе «Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы» [1], термин «поликультурное воспитание» более полно отражает сущность поликультуризма в педагогике, поскольку он включает не только образование человека, но и цель, задачи и основные направления формирования личности, готовой и способной жить в современном обществе. Следовательно, поликультуризм в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования (это не что иное, как мобильность - С.Н.) и помогает ему сформировать более многогранную картину мира (синергетика - С.Н.). Следует отметить, что формирование национального самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межнациональных отношений - один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике педагогики. И здесь необходимо понимание свойств среды, в которой мы существуем, ее влияния на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самоидентификации. В условиях глобализации все большее значение придается сохранению национальной специфики в том числе и в воспитании. В этом смысле поликультурная педагогика может быть оценена как выход из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных культур. Поликультурная педагогика исходит из того, что образование и воспитание не могут быть иными при учете национальных различий и должны включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентацией, адекватных
мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Поэтому современное высшее образование стремится к тому, чтобы стать движущей силой культурного и интеллектуального развития, средством для развития общегосударственной идентичности. В то же время можно отметить наличие проблем в современном вузовском образовании, связанных с реальным воплощением декларируемых ценностей в жизнь в целом и в частности с организацией поликультурного образования будущего менеджера в сфере сервиса и туризма для поли-культурной среды. Надо сказать, что система современного высшего образования не позволяет в полной мере реализовать принципы и ценности образования, которые свойственны цивилизованному сообществу. Как ни печально, но высшее образование до сих пор представляет собой модель этноцентрической образовательной системы. Все это делает актуальным вопрос о путях к социальной открытости, взаимодействию в образовании, а также формированию общей по отношению к этническим группам социальной идентичности. Система современного высшего образования несовершенна с точки зрения поликультурного образования студентов. Все чаще на страницах зарубежных изданий звучит мысль, что высшее образование является силой, которая способствует социальной изоляции больше, чем социальной открытости и взаимодействию этнических меньшинств [2]. Примеры содействия высшего образования культурному разнообразию редки и единичны, но как бы ни пессимистичен был такой вывод, он имеет определенное значение, которое лежит в признании существующих реалий. Обозначенные проблемы поликультурного образования в высшей школе обусловлены влиянием поведенческих стереотипов, свойственных современному обществу. Более того, на формирование культуры нравственных отношений накладывает отпечаток национальная особенность каждого этносоциума, своеобразие традиций, обычаев, стереотипов поведения, тех черт национального характера, которые складывались на протяжении всей истории нации. В сложившихся условиях задача поликультурного образования будущих специалистов в целом и в частности будущих менеджеров в сфере сервиса и туризма в современных вузах приобретает особую актуальность, так как без ее решения невозможно полноценно осуществить обновление высшего профессионального образования с учетом многообразия культур, готовности к межкультурно-му взаимодействию в сложных условиях разви-
тия современной цивилизации. В контексте по-ликультурной ориентации в условиях перехода высшего профессионального образования от знаниевой парадигмы к культурологической становятся актуальными следующие его функции: трансляция культуры своего народа через родной язык; синтез национальной культуры с культурой соседних народов; интеграция в мировую культуру. Система высшего профессионального образования в поликультурном контексте ориентирует на решение проблем коллективной идентификации и индивидуальной аккультурации, обусловленных новыми социокультурными условиями современной России, усиливает функции культуропреемственности, готовность взаимодействовать в российском, европейском, мировом поликультурном образовательном пространстве. При этом условии формирование мировоззренческой установки в мышлении личностного и научного уровня -терпимость к многообразию как основополагающий принцип мирового порядка - предполагает востребованность новых ценностных, мотивационных парадигм, разнообразие подходов к решению проблем межкультурного взаимодействия и сохранение этнокультурного своеобразия. Идентичность личности в условиях поликультуризма предусматривает развитие у субъектов образования полиязычия, т.е. совершенного владения родным, русским и международными языками. Эти условия обеспечивают готовность выпускника вуза продуктивно сотрудничать в рамках глобального образовательного пространства, расширять сферу образовательных и профессиональных потребностей, повышать качество профессиональной подготовки, наращивать личностный и профессиональный потенциал, эффективно взаимодействовать в поликультурном пространстве региона и России, в глобальных процессах, связанных со сферой его профессиональной деятельности. Поликуль-турное высшее профессиональное образование представляется как образовательная система, функционирующая и развивающаяся адекватно принципам культурного плюрализма, т.е. единства культур, отличающихся по языковому, этническому, национальному или расовому, религиозному признаку; уникальности конкретной культуры и культурного многообразия современного мира; диалога и сотрудничества совместного действия; уважения каждой культуры и личности - ее носителя. «Поликультуризация» высшего профессионального образования в по-ликультурной среде предполагает формирование у специалиста в целом и в частности у бу-
дущего менеджера в сфере сервиса и туризма компетентности, определяющей его готовность воспринимать универсальное (общечеловеческое), особенное (общероссийское) без отрицания корней (этнонациональной специфики) своей личности и умело действовать в соответствии с усвоенными культурными ценностями как полноправного представителя мира, России, региона. Поликультуризм в современном высшем образовании активизирует потенциал общественного и личностного разнообразия и потому служит фактором успешности образовательной деятельности будущего специалиста, формирования у него представления о многогранности, сложной иерархичности, многообразии и разнообразии окружающего мира, а впоследствии -его ускоренной, благоприятно протекающей адаптации к изменяющимся условиям жизни и труда.
Говоря о состоянии поликультурного образования будущих менеджеров в сфере сервиса и туризма, надо сказать, что Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности 100103.65 Социальнокультурный сервис и туризм предполагает подготовку специалистов к работе не только с разными категориями людей, но и с социумом. Будущий менеджер в сфере сервиса и туризма должен знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях, эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, уметь учитывать их при разработке социокультурных проектов. Менеджер по сервису и туризму принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью. Он должен быть способен в условиях изменяющейся социальной практики к переоценке опыта, знаний, анализу своих возможностей, использовать несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма. Обязательно должен владеть приемами и методами формирования системы межличностного общения. Должен быть профессионально мобильным и обладать поликультурными компетенциями, т.к. в своей работе должен принимать решения в экстремальных, нестандартных ситуациях, учитывая поликультурную среду, социальное окружение.
Надо отметить, что в последнее время происходит развитие национального самосознания, желание народов вновь обрести свой язык и свою культуру, с одной стороны, а с другой -расширение пространства культурных связей с разными народами и странами, и, как следствие,
необходимость знаний нового уровня. Мы определяем его как способность к самостоятельным и обоснованным суждениям по различным областям культуры, умение использовать полученные знания будущими специалистами в сфере сервиса и туризма в практической профессиональной деятельности в условиях поликуль-турного общества. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть проблему поликуль-турного образования применительно к профессиональной подготовке будущих менеджеров в сфере сервиса и туризма. Студенты данной специальности изучают дисциплины: «Культурология», «Политология», «Правоведение», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи», «Социология», «Человек и его потребности», «Сервисная деятельность», «Профессиональная этика и этикет», «Речевая коммуникация», «Иностранные языки (английский и китайский)», «Мировая культура и искусство», «Связь с общественностью» и др. Содержание данных дисциплин способствует получению знаний и расширению кругозора будущего менеджера в сфере своей деятельности, но они несут разрозненные знания по отдельным предметам, не формируя целостной картины мира. Содержание учебных дисциплин должно быть настолько взаимосвязано и взаимообусловлено, что единственно верный и необходимый путь -это их интеграция (синергетический подход), понимаемая как процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных частей, реализации системных связей между учебными дисциплинами, к их сближению в единое целое [3:4]. Здесь предполагается отбор и разработка содержания учебного материала, что послужит развитию творческого мышления студентов через изложение различных позиций и концепций, интеграции содержания дисциплин, переосмыслению всего содержания преподаваемого материала. Межпредметная интеграция не происходит в учебном процессе, хотя вышеперечисленные дисциплины могли бы составить единое синергетическое образовательное поле в обучении специалиста по сервису и туризму. Надо сказать, что процесс обучения, становления будущего специалиста в сфере сервиса и туризма не моделирует структуру его готовности к деятельности в условиях социокультурной специфики.
Актуальность представленного теоретического исследования определяется возрастающей необходимостью совершенствования системы подготовки специалистов для сферы туризма в целом и конкретно для социально-культурного сервиса и туризма в условиях переходного пе-
риода социально-экономического развития России. Туризм, экскурсионное дело и рекреация актуализируют прогнозирование территориального развития, в котором учитываются природно-климатические, экономико-географические, демографические, социально-культурные и этнические факторы. Мы исходим из того, что ныне и в дальнейшем необходимо: дальнейшее развитие туризма и экскурсий с целью превращения их в важнейшую сферу культурной жизни общества; повышение социальной, экономической и культурно-образовательной эффективности туристско-экскурсионного дела, улучшение его технологии и управления; расширение и совершенствование подготовки специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать и осуществлять развитие туризма как важнейшего сектора экономики страны и регионов. Недостаточна сформированность специальных знаний по краеведению, искусствоведению, музейному делу и другим гуманитарным дисциплинам у работников турфирм. Высока потребность туристского рынка в кадрах менеджеров, занятых организацией обслуживания туристов и экскурсантов и слабым уровнем квалификации специалистов для культурно-познавательного и досугового туризма: краеведов, экскурсоводов, гидов, аниматоров, менеджеров. Охарактеризованные выше моменты актуализируют необходимость подготовки менеджеров в сфере сервиса туризма - профессионалов в деле использования природного, исторического, рекреационного, этнонационального и поликультурного потенциала. Надо сказать, что в условиях рыночных отношений специалисты в сфере сервиса и туризма оказались неспособными адаптироваться к быстро меняющимся условиям, и престиж специалиста стал катастрофически падать. Это было особенно ощутимо в системе высшего профессионального образования, т.к. здесь оказалась определенная замкнутость и изолированность образовательного процесса не только на федеральном уровне, но и среди родственных вузов страны. Характер и функции профессионального образования в сфере туризма объективно детерминируются социально значимыми ценностями и насущными потребностями общества в разносторонних, высококультурных и нестандартно мыслящих, профессионально и по-ликультурно мобильных (авторский термин. -С.Н.) специалистах. Специализация в области туризма понимается как общественно необходимая, социально регулируемая система, универсальный способ объединения коллективных и индивидуальных усилий в эффективном ре-
шении совместных исследовательских и воспитательных целей, задач, программ. Главной целью профессионального образования, в том числе туристского, является не столько передача знаний, сколько овладение умениями и навыками творческого мышления. Совершенствование педагогики профессионального образования в целом и ее основных компонентов (цель, средства, результат) представляет собой решение ряда взаимосвязанных организационных проблем: моделирование новых форм обучения, программ; анализ сложившейся ситуации с выпуском специалистов туристского профиля, намеченных условий и факторов; определение ближайшей и стратегической цели, а также выбор оперативных, строго продуманных способов, форм и средств ее практической реализации. И здесь необходимо провести системные изменения в профессиональной подготовке будущих специалистов в области сервиса и туризма в сфере высшего профессионального образования, определить необходимость формирования готовности выпускников к жизни и профессиональной деятельности в открытом, демократическом, постиндустриальном, поликультур -ном обществе, где сосуществуют и взаимодействуют представители разных рас, наций и народностей, а, значит, носители разных языков, религий, традиций, различных культур. Исходя из этого, актуализируется важность обоснования концепции формирования поликультурной личности специалиста в сфере сервиса и туризма, осуществляемого с учётом географических, исторических, этнокультурных, конфессиональных, демографических, лингвистических условий. При этом весьма значимыми являются условия жизнедеятельности наций и народностей, их менталитет, стереотипы поведения, образ жизни, традиции, язык и другие проявления культурных норм и ценностей. На современном этапе развития региональная система высшего профессионального образования должна обеспечивать готовность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в глобальном обществе, учитывать специфику общероссийской культуры и национальных культур региона, определяющих специфику решения профессиональных задач.
В современной политической, социальноэкономической и образовательной ситуации в России проблема поликультурного образования приобретает принципиальную важность. Без ее решения невозможно полноценно осуществить обновление высшего профессионального образования с учетом многообразия культур, готовности
к межкультурному взаимодействию в сложных условиях развития поликультурного общества.
Результаты анализа проблем поликультурно-го высшего профессионального образования позволяют утверждать, что оно стало ответом на происходящие в современном мире, России, ее регионах социокультурные изменения: социально-экономическая трансформация общества в русле направлений его постиндустриального развития; процессы глобализации и интеграции образования; усиление этнизации содержания образования; возрастание роли родного языка в обучении, воспитании, развитии личности; развитие национально-русского и русско-
национального двуязычия; усиление влияния на молодых людей различных религиозных течений, имеющих и негативные последствия; рост экстремизма, агрессии и необходимость формирования толерантного сознания; высвобождение мощного ресурсного потенциала этнонацио-нального, поликультурного образования; интенсивное развитие связей между российскими и зарубежными фирмами, предприятиями, организациями, высшими школами; совместная деятельность российских и зарубежных вузов по разработке образовательных программ; взаимодействие стран как партнеров в области европейского образования и т.д. Обобщение данных литературы позволяет в качестве важных слагаемых готовности будущего специалиста в сфере сервиса и туризма к профессиональной деятельности в поликультурном пространстве региона выделить ориентацию на глобальные и историко-культурные и этнонациональные ценности, на ценности единого социокультурного, полиэтнического региона, на национальные и общечеловеческие нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; развитую культуру межнационального общения; осознание своей самоценности и самодостаточности, умение понимать и принимать ценности других культур и «другого», и «чужого»; толерантность и эмпатия; ощущение себя в статусе человека мировой, российской и региональной культур; способности к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции: бережное отношение к людям разных национальностей, к их языкам, социальным и культурным ценностям; глубокое уважение народов, населяющих родной край; осознание принадлежности к мировому сообществу; проявление миролюбия и уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; обращенность к национальному достоинству и чувствам людей, непримиримое от-
ношение к проявлениям шовинизма, национализма и расизма; соблюдение общечеловеческих, национальных и этнических норм нравственности и поведения; активное участие в распространении знаний о межнациональных и международных отношениях, культуре и традициях народов республики, региона, страны, нашей планеты; содействие нормальным межнациональным отношениям, благополучию каждого народа и народности, всего многонационального государства как реализации взаимозависимых интересов этносов в экономической, социальной и духовной жизни.
Анализ демографической ситуации в регионе позволяет констатировать, что при выстраивании высшего профессионального образования в поликультурном контексте следует учитывать структурный состав населения, его этнические особенности; актуальность проблемы дву- и по-лиязычия в образовательной системе; факт о том, что естественный прирост населения региона обусловлен сокращением рождаемости и старением населения; интенсификацию миграционных процессов в регионе; острую необходимость оптимизации межконфессионального и межэтнического взаимодействия для интеграции регионального высшего профессионального образования в российское и мировое образовательные пространства.
Подготовка современного специалиста в сфере сервиса и туризма в регионе предполагает формирование у него весьма значимых для профессиональной деятельности в условиях рынка коммуникативной, информационной, управленческой, поликультурной, социальной и лингвистической компетентностей. Студенты вуза туристского профиля должны овладеть умениями и навыками соотнесения, сопоставления, понимания культурных традиций, норм, систем ценностей, привычек, предпочтений, стилей жизни своего и иных этнокультурных сообществ, распознавания и учета в туристской деятельности культурных стереотипов, а также предубеждений и предрассудков взаимодействующих (рецептивных и инициативных) сообществ. Важны не только знания, умения и навыки, формирующие межкультурную компетенцию специалиста в сфере туризма, но и профессиональная готовность к самостоятельному поиску путей и методов межкультурного диалога. Уровень межкуль-турной коммуникативной компетенции кадров, обеспечивающих организационные и сервисные услуги, услуги транспортировки, размещения, питания, имеющих ограниченный или узкоспециализированный контакт с иностранными ту-
ристами, кардинально отличается от уровня требований, предъявляемых к контактному персоналу, обеспечивающему социокультурные, и, в частности, экскурсионные услуги. Кроме того, ожидаемый уровень межкультурной коммуникативной компетенции зависит от специфики контактов: видов и форм, условий протекания, характера, длительности, интенсивности и т. п. Требования к межкультурной коммуникативной компетенции специалистов в сфере туризма зависят и от специфики туристской аудитории, например, являются ли туристы первичными или повторными клиентами; позитивно, нейтрально или негативно настроенными; от ее возрастного, полового, профессионального состава, образовательного ценза и т. п. Именно с этих позиций действуют современные работодатели региона. Им требуется специалист, готовый работать с людьми разных национальностей.
Однако опрос студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» выявил, что лишь одна шестая часть из них в достаточной степени обладает указанными выше компетентностями, около одной трети - «частично», примерно пятая часть - «не обладает». Опрошенные студенты оказались недостаточно готовыми к плодотворной профессиональной деятельности в условиях многонационального, развивающегося в русле российских и мировых социокультурных, поликультурных тенденций региона. Они не смогут благоприятствовать реализации возникающей у предприятий заинтересованности взаимодействовать с другими регионами России и зарубежными фирмами.
В качестве ценностных приоритетов обновления высшего профессионального образования в поликультурном контексте в исследовании выявлены следующие: способность человека жить в гармонии с окружающими без потери своей индивидуальности, отражающая органическое единство индивидуализма Запада и коллективизма Востока, эгоистической независимости и заботливости, сочетание защиты индивидуальных прав и общественного благополучия; взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в образовании; незамкнутость образования национальными границами, оно является своеобразным мостом, соединяющим разные поколения и народы; широкое фундаментальное образование и способы творческого оперирования культурным наследием, ориентация на самоценность личности и создание наилучших условий для ее саморазвития; ориентация образования на ценности патриотизма, демократизма, гуманизма; учет главной доминанты современности -
Е.Б. Павлова, В.Б. Цыренова. Развитие исследовательской компетенции студентов в непрерывной образовательной системе «колледж-вуз»_________________________________________________________________________________________________
открытости образования человеку, обществу, миру; самоценность личности, культуросооб-разность образования в соответствии с геополитическими и социокультурными, поликультур-ными факторами российской цивилизации; воплощение в системе образования принципа социальной справедливости; гуманитарная направленность.
Аксиологический аспект высшего профессионального образования раскрывается следующими положениями: современный студент -молодой гражданин мира, России, малой родины (региона); личность, формирующаяся под влиянием мировых, российских и региональных тенденций в образовании, которой присущи ответственность, коммуникабельность, эмоцио-
нальность, открытость, самоидентичность, стремление к самодостаточности. Образование -форма трансляции культурных норм, ценностей, идей, пространство генерирования общественной идеологии, которая вместе с ее носителями «врастает» в культуру, «прорастает» в ней и превращается в способ подготовки человека к оптимальной жизни в социуме, культуре. Высшее профессиональное образование должно быть направлено на развитие этнокультурной идентификации человека, привитие ему интегрированных общечеловеческих ценностей, продуцирование поликуль-турного мировоззрения, толерантности, диалога культур, создание условий для развития духовных потенций субъектов образования.
Литература
1. Макаев В. В. Поликультурное образование: исторический аспект и современные проблемы. - М., 2000.
2. Белогуров А. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования // Проблемы поликультурного образования: сб. ст. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001.
3. Тарева Е. Г. Формирование рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: теория и технология. - Иркутск: ИГЛУ, 2001. - 200 с.
Новолодская Светлана Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации. Е-таП: [email protected]
УДК 378.016
© ЕБ Павлова, В.Б. Цыренова
Развитие исследовательской компетенции студентов в непрерывной образовательной системе «колледж-вуз»
В данной статье описана авторская модель развития исследовательской компетенции студентов колледжа, обучающихся в непрерывной образовательной системе «колледж-вуз». Она позволяет мотивировать выпускников колледжа продолжать обучение в вузе, а также осуществлять плавный переход от обучения в колледже к обучению в вузе.
Ключевые слова: непрерывное образование, исследовательские компетенции, система «колледж-вуз».
EB. Pavlova, VB. Tsy.renova
Development of Research Competence of Students in the Continuous Education System "College-University"
This article describes a model of the development of research competencies of students in continuous education system, «college-university». A model motivates college graduates to continue their studies at university, as well as a delicate transition from college to teaching at the university.
Keywords: continuing education, research competencies, the system of «college-university».
В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования [2, с.5]. Решение проблем качества инженерно-
технического образования является центральной задачей как для России, так и для всех национальных систем образования. Любая реформа образования - это прежде всего реформа содер-
жания образования. Все остальное - это изменения в системе образования, т.е. в его инфраструктуре [4, с.77]. Высшее образование должно представлять систему непрерывной подготовки и образования, учитывающую особенности конкретных учащихся; создающую необходимые условия для обучения [9, с.155].
Непрерывное образование - система взглядов на образовательную практику, в которой учеб-