Научная статья на тему 'Роль подразделений специального назначения МВД России в обеспечении общественной безопасности'

Роль подразделений специального назначения МВД России в обеспечении общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1246
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОСТАВЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / SPECIAL PURPOSE UNITS IN THE INTERIOR BODIES / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / THE EMERGENCY SITUATION OF SOCIAL CHARACTER / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В В. Зыков

В статье выявляются отличительные признаки подразделений специального назначения (далее ПСН) в составе органов внутренних дел России, а также дается определение терминам «чрезвычайная ситуация социального характера» и «социальный конфликт». По мнению автора, существующее законодательство и нормативная база, регулирующие служебно-боевую деятельность ПСН должны учитывать изменения, происходящие в общественных отношениях, и условия несения служебно-боевой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Special Forces of the Ministry of the Interior of Russia in ensuring public safety

The paper identifies the distinctive features of Special Purpose Forces (further SPF) in the interior bodies of Russia and also defines the term an emergency situation of social character and a social conflict. The author believes that the existing legislation and regulatory framework governing combat activities of SPF should take into account the changes in social relations and the conditions of combat activities.

Текст научной работы на тему «Роль подразделений специального назначения МВД России в обеспечении общественной безопасности»

4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

5. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202—I (с изм. и доп.) // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.

6. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900.

7. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

8. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник. М., 1998.

9. Бабаев В.К. Общая теория права: курс лекций. Н. Новгород, 1993.

10. Барышников М.В. Административно-правовой статус участников дорожного движения: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

11. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: учебник. М., 2009.

12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

13. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009.

14. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 1996.

15. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособ. М., 1997.

16. Демин А.А. Субъекты административного права Российской Федерации: учеб. пособ. М., 2010.

17. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909.

18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. М., 2001.

19. Мучкина Н.В. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, обеспечение его реализации органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

20. Смирнов Л.В. Административно-правовой статус сотрудника милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

21. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: учебник. Ростов-на-Дону, 2006.

22. Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. М., 2009.

23. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002.

24. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

25. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стереотипное. М., 2011.

26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

27. Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации: монография. М., 1999.

E-mail: [email protected]

В.В. ЗЫКОВ,

*

соискатель по кафедре управления органами внутренних дел (Академия управления МВД России)

Роль подразделений специального назначения МВД России в обеспечении общественной безопасности

В статье выявляются отличительные признаки подразделений специального назначения (далее - ПСН) в составе органов внутренних дел России, а также дается определение терминам «чрезвычайная ситуация социального характера» и «социальный конфликт». По мнению автора, существующее законодательство и нормативная база, регулирующие служебно-боевую деятельность ПСН, должны учитывать изменения, происходящие в общественных отношениях, и условия несения служебно-боевой деятельности.

* Инспектор по особым поручениям Центра руководства деятельностью специальных подразделений МВД России.

подразделения специального назначения в составе органов внутренних дел, чрезвычайная ситуация социального характера, социальный конфликт.

В России резко изменились качественные характеристики преступности, что выражается в дерзости, жестокости, возрастающем профессионализме преступников, улучшении их организованности и вооруженности.

Эффективность борьбы зависит от совокупности многих взаимосвязанных факторов: полноты и объективности выявления причин и условий, благоприятствующих совершению противоправных деяний и, напротив, сдержи-

S

н и о X

л

<

ы

н «

:'5 О X

л

<

ы н S

X

%

X О

о

вэ %

С

<

S н

iC

с

к S а

О ы н

61

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S X

л

X О

о

оэ %

С

<

bS S н

bS л

с

к S а

о

И

н

62

вающих их рост; степени технической и специальной оснащенности, профессиональной подготовки подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью; уровня развития и действенности общегосударственной системы противодействия преступности; готовности к осознанию обществом тех опасностей, которые исходят от преступности. Сложная криминальная обстановка на территории субъектов Российской Федерации, и особенно на территориях Северо-Кавказского региона (таких как Чеченская и Кабардино-Балкарская республики, республики Дагестан и Ингушетия), заставляет по-новому рассматривать роль и место подразделений специального и особого назначения в системе органов внутренних дел Российской Федерации в вопросах обеспечения правопорядка.

Органы внутренних дел Российской Федерации, являясь частью сил обеспечения безопасности, не могли не отреагировать на резкие изменения в состоянии преступности. Об этом свидетельствуют выработка и принятие Концепции развития и совершенствования системы МВД России, возникновение в составе органов внутренних дел новых структур — подразделений специального назначения: отрядов милиции особого назначения (ОМОН) и отрядов милиции специального назначения (ОМСН), которые предназначены для оперативного решения наиболее сложных задач в борьбе с преступностью и обеспечении охраны общественного порядка, для действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Становление подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел России как сил быстрого реагирования сопровождается их количественным увеличением и совершенствованием деятельности. Возрастает способность решать задачи повышенной сложности, обеспечивать проведение крупномасштабных специальных мероприятий (в частности боевых операций) по освобождению заложников, захвату вооруженных особо опасных преступников, осуществлению специальной оперативно-разыскной деятельности и др.

В результате проведенного изучения нормативных правовых актов можно выделить следующие отличительные признаки подразделений специального назначения:

1) основные (целевое назначение подразделений специального назначения; участие в проведении специальных операций — основной вид деятельности подразделений специального назначения; осуществление деятельности в условиях специального правового режима);

2) производные (ярко выраженный принудительный характер деятельности; высокая степень вооруженности; постоянная боевая готов-

ность и мобильность; специальная физическая, оперативно-тактическая, огневая и юридическая подготовка; особые меры правовой и социальной защиты).

Данное положение определено тем, что чрезвычайные условия, в которых подразделения специального назначения выполняют поставленные задачи, и правовой режим как способ правового регулирования общественных отношений в этих условиях обусловливают ярко выраженный принудительный характер деятельности, степень вооруженности и специальную физическую, оперативно-тактическую, огневую и правовую подготовку сотрудников подразделений специального назначения, т. е. те признаки (качества), которые необходимы для успешного выполнения поставленных задач.

Отметим, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера нередко становятся причиной массовых волнений, беспорядков (социальных конфликтов), оказывают негативное воздействие на социальную сферу, что создает реальную угрозу общественному порядку и общественной безопасности и провоцирует возникновение чрезвычайной ситуации социального характера.

Учеными предлагается понимать под социальным конфликтом такой вид противостояния, при котором некоторые социальные общности стремятся захватить власть, территорию либо ресурсы, угрожают отдельным субъектам или социальным группам, их собственности или культуре так, что борьба принимает формы нападения или защиты [9].

Необходимым условием для возникновения чрезвычайной ситуации социального характера является социальный конфликт, что определяет понятие «чрезвычайная ситуация социального характера». Под чрезвычайной ситуацией социального характера следует понимать обстановку, сложившуюся на определенной территории в результате возникновения социального конфликта, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий их жизнедеятельности, устранение которых требует от органов государственной власти применения чрезвычайных мер.

Следующим отличительным признаком подразделений специального назначения является основной вид их деятельности — участие в проведении специальных операций.

Под специальной операцией следует понимать комплекс подготовительных и согласованных по времени, месту и методам мероприятий, направленных на предотвращение (ликвидацию) чрезвычайных ситуаций, требующих специальной тактики действий, с использованием

сил и средств обычных и специальных подразделений органов правопорядка, осуществляемых в соответствии с законом с целью восстановления и охраны общественного порядка, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Еще один сущностный признак подразделений специального назначения — осуществление деятельности в условиях специального правового режима. Чрезвычайная ситуация социального характера характеризуется угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной деятельности, невозможностью органов управления нормально выполнять свои функции без расширения своих административно-властных полномочий [9].

В российском законодательстве закреплены следующие виды специальных административно-правовых режимов, вводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций социального характера:

— режим чрезвычайного положения (Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З—ФКЗ «О чрезвычайном положении» [1]);

— режим военного положения (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № З—ФКЗ «О военном положении» [2]);

— режим зоны проведения контртеррористической операции (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35—Ф3 «О противодействии терроризму» [3]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую актуальность в деятельности подразделений специального назначения представляют режимы чрезвычайного положения и зоны проведения контртеррористической операции.

Детальный анализ данных административно-правовых режимов позволяет сделать вывод о том, что в целях недопущения введения режима чрезвычайного положения с его жесткими мерами и режима зоны проведения контртеррористической операции государственным органам, прежде всего МВД России, необходимо предоставить возможность использовать адекватные меры, исходя из степени общественной опасности, предложив некий промежуточный административно-правовой режим, более «мягкий», чем режим чрезвычайного положения, и более охватывающий, чем режим зоны проведения контртеррористической операции, — режим зоны чрезвычайной ситуации социального характера. Этот режим необходимо закрепить законодательно. Тем самым будут решены проблемы, с которыми правоохранительные органы столкнулись в Северо-Кавказском регионе, а также связанные с использованием ограничительных и запретительных мер вне действия режима чрезвычайного положения. Данный закон должен стать базовым в области

противодействия чрезвычайным ситуациям социального характера.

Рассмотрение основных признаков подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел (осуществление деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера, установление специального правового режима, участие в проведении специальных операций как основной вид деятельности подразделений специального назначения) позволяет дать определение понятию «подразделения специального назначения в составе органов внутренних дел Российской Федерации».

Подразделения специального назначения в составе органов внутренних дел России — самостоятельные подразделения полиции Российской Федерации, функционально предназначенные для предотвращения (ликвидации) чрезвычайных ситуаций социального характера и их последствий посредством участия в проведении специальных мероприятий (операций).

Анализ состояния криминальной обстановки в стране в настоящий период позволяет с уверенностью утверждать, что усиление борьбы с преступностью становится приоритетным направлением деятельности государства как гаранта жизнеобеспечения и безопасности его граждан. Это требует совершенствования как действующей правовой базы и механизма ее реализации, так и правоохранительных органов, в частности подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел России.

В целях совершенствования системы управления специальными подразделениями милиции, повышения эффективности их применения в борьбе с преступностью, терроризмом и экстремизмом, Приказом МВД России от 6 сентября 2005 г. № 721 создан Центр руководства деятельностью специальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации [6] (на данном этапе переименован в Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации [5]).

Руководство Министерства определило основные направления деятельности данного Центра — это разработка и внедрение политики развития подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел России, координация и управление в условиях повседневной деятельности, а также организация взаимодействия подразделений специального назначения при проведении специальных операций и обеспечении общественного порядка в период проведения крупных общественно-политических, культурно-зрелищных и спортивных массовых мероприятий на территории Российской Федерации.

К н и о X

Л

<

и н к

О X

Л

<

и н к

X

Л

X о о

03

с

<

к н

Ьй

с

к к

а О и н

63

S н и о X

л

<

И

н «

:|S

о X

л

<

И

н S X

л

X О

о

оэ %

С

<

bS S н

bS л

с

к S а

о

И

н

64

Благодаря этому в 2006—2010 гг. удалось выстроить более тесное взаимодействие между отрядами милиции особого и специального назначения МВД России, что позволило повысить качество проводимых совместных мероприятий как по обеспечению общественной безопасности при проведении крупномасштабных политических мероприятий, так и при проведении боевых операций по обезвреживанию бандформирований и вооруженных преступников на территории Северо-Кавказского региона.

За это время Центр разработал и утвердил ряд основополагающих приказов, закрепивших типовые положения об отрядах милиции особого и специального назначения, где четко определены стоящие перед ними задачи и выполняемые функции, что позволило исключить факты их непрофильного применения.

В рамках реформирования территориальных органов внутренних дел Российской Федерации и во исполнение Приказа МВД России от 30 декабря 2008 г. № 1173 с 1 апреля 2009 г. по 1 апреля 2010 г. проводился эксперимент по созданию центров специального назначения на базе отрядов милиции особого назначения и отрядов милиции специального назначения МВД по Республике Татарстан, ГУВД по Алтайскому краю, Новосибирской и Нижегородской областям [7].

Актуальность эксперимента продиктована необходимостью принятия мер по повышению эффективности оперативно-служебной (боевой) деятельности подразделений специального назначения, оптимизации структуры управленческого аппарата, управления силами и средствами отрядов милиции особого назначения и отрядов милиции специального назначения, сокращению расходов на их материально-техническое обеспечение, строительство и содержание мест постоянной дислокации. Эксперимент показал свою эффективность и положительное направление дальнейшего развития подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел России, его цели были достигнуты и полученный положительный опыт уже применяется в ходе реформирования системы МВД России.

Так, в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 582 [4], соответствующих поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова от 25 мая 2010 г., врио Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции А.М. Смирного и первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции М.И. Суходольского издан приказ, утверждающий Положение о Центре специального назначения МВД России на межрегиональном уровне, который создан на

базе ОМОН «Зубр» и ОМСН «Рысь» МВД России. Эта структура позволит выстроить четкую вертикаль управления и будет способствовать повышению управленческого влияния, а также боеготовности и боеспособности подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел России.

Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации является их служебно-боевая подготовка.

Учитывая специфику деятельности подразделений специального назначения и повышенные требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки личного состава, Приказом МВД России от 26 сентября 2007 г. № 828 утверждена Инструкция по организации служебно-боевой подготовки подразделений специального назначения, в которой подробно раскрыты формы и методы обучения по всем направлениям служебно-боевой подготовки сотрудников отрядов милиции особого и специального назначения, в частности вопросы подготовки командного состава, а также изложены требования, предъявляемые к учебно-материальной базе [8].

За прошедший служебный период в 2010 г. Центром организован и проведен ряд крупных учений. Так, в рамках исполнения Плана МВД России по реализации Программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства на период 2008— 2012 годы», утвержденного распоряжением МВД России, и Плана работы Центром оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России на 2010 г. в соответствии с достигнутыми договоренностями между руководством МВД России и МВД Республики Беларусь в период с 28 марта по 1 апреля 2010 г. на базе ОМОН «Зубр» и ОМСН «Рысь» МВД России проведены совместные учения спецподразделений МВД России и МВД Республики Беларусь.

В соответствии с обращением Организации Договора о коллективной безопасности от 3 ноября 2009 г. и распоряжением МВД России от 24 мая 2010 г. на базе окружного учебного центра «Кадамовский» Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России (Ростовская область) 9 июня 2010 г. проведены отраслевые учения специальных подразделений органов внутренних дел (полиции) государств — членов ОДКБ, входящих в состав Коллективных сил оперативного реагирования.

Проводимые мероприятия позволяют обеспечить наращивание усилий по совершенствованию профессионального мастерства личного

состава, что непосредственно влияет на уровень боеготовности и боеспособности подразделений специального назначения в составе органов внутренних дел России.

Анализируя работу за истекший период 2010 г., необходимо отметить, что подразделениями специального назначения ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ЛУВДТ в общей сложности проведено 24 250 специальных операций (АППГ1 +15 %), пресечена деятельность 141 вооруженной группы (АППГ +4,4 %), по подозрению в совершении преступлений задержано около 15 000 лиц (АППГ +4,9 %), из них: вооруженных 502 (АППГ —14,3 %), находящихся в розыске 1850 (АППГ —12,4 %), освобождено 10 заложников (АППГ —67,7 %). Кроме того, из незаконного оборота изъято 1592 единиц оружия (АППГ —7,8 %), свыше 136 177 единиц различного вида боеприпасов (АППГ —27,4 %), более 10 895 кг взрывчатых (АППГ -1,7 %) и 156 786 гр наркотических веществ (АППГ -70,4 %).

Кроме того, личный состав ОМОН и ОМСН 6775 раз (АППГ +6,1 %) привлекался для участия в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, а также 1241 раз — для обеспечения безопасности объектов государственной охраны [12].

За высокие результаты при выполнении особо сложных и важных заданий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий положительные результаты в служебной деятельности, а также за личную дисциплину, исполнительность и высокий профессионализм, проявленные в ходе служебных командировок на территории Северо-Кавказского региона, в 2010 г. поощрено около 7000 тыс. сотрудников.

Подразделения специального назначения в составе органов внутренних дел России в условиях непростой оперативной обстановки, характеризующейся неблагоприятными условиями развития социально-экономической ситуации в стране, напряженной обстановкой в Северно-Кавказском регионе, возрастающим числом проводимых массовых общественно-политических мероприятий и протестных акций являются реальной силой, способной обеспечить решение возложенных задач по поддержанию конституционного порядка, стабильности и противостоять угрозам общественной безопасности.

Список литературы

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3 // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

2. О военном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 января 2002 г. № 1 // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

3. О противодействии терроризму: Закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35—ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

4. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. № 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 582 // СЗ РФ. 2010. № 20. Ст. 2433.

5. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.

6. О Центре оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России: Приказ МВД России от 6 сентября 2005 г. № 721.

7. О проведении эксперимента по созданию центров специального назначения: Приказ МВД России от 30 декабря 2008 г. № 1173.

8. Об утверждении Инструкции по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений милиции: Приказ МВД России от 26 сентября 2007 г. № 828.

9. Екимов С.О. Законодательное регулирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при проведении специальных операций // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 9. Омск, 2003.

10. Екимов С.О. Принципы деятельности подразделений милиции специального назначения // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Омск, 2003.

11. Манышев В.В. Подготовка специальных подразделений МВД России. М., 2004.

12. Аналитические материалы ЦРД СП МВД России. М., 2010.

E-mail: [email protected]

S н и о X

Л

<

И

н «

:|5 О X

Л

<

И

н S X

X о о

оэ %

С

<

bS S н

bS

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к S а

о

И

н

65

Относительно аналогичного периода прошлого года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.