Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОВЫШЕНИИ РЕЙТИНГА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДОУ'

РОЛЬ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОВЫШЕНИИ РЕЙТИНГА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОКУМЕНТЫ / РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / CONSUMER / PAID ADDITIONAL SERVICES / ADDITIONAL EDUCATION / MARKETING APPROACH / MARKETING RESEARCH / DOCUMENTS FOR ORGANIZING PAID ADDITIONAL SERVICES / DOCUMENTS GOVERNING THE INTRODUCTION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Яблокова Любовь Васильевна, Виноградова Юлия Алексеевна

В статье определена актуальность введения в работу ГБДОУ дополнительных образовательных услуг на современном этапе для обеспечения качества, доступности, эффективности. В рамках данной статьи определены правовая база, основные подходы, правовая база, необходимый пакет документов и алгоритм их оказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Яблокова Любовь Васильевна, Виноградова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PAID ADDITIONAL SERVICES IN INCREASING THE ATTRACTIVENESS RATING OF THE DOW

The article determines the relevance of the introduction of additional educational services at the present stage of the GBDOU to ensure quality, accessibility, effectiveness. In the framework of this article, the legal framework, basic approaches, the legal framework, the necessary package of documents and the algorithm for their provision are defined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОВЫШЕНИИ РЕЙТИНГА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДОУ»

УДК 373.2

РОЛЬ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОВЫШЕНИИ РЕЙТИНГА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДОУ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

заведующий Яблокова Любовь Васильевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 Василеостровскогорайона Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург);

учитель Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия «НОВОСКУЛ» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Резкое повышение темпов общественных перемен, глобализация и универсализация политической, культурной и хозяйственной жизни, усиление инновационных процессов современной экономики, изменение уровня потребности населения активизирует конкуренцию между образовательными учреждениями, и приводит к необходимости продвижения конкурентоспособных образовательных услуг. В этой ситуации занять достойное место на рынке смогут образовательные учреждения, обладающие высоким авторитетом и сильными конкурентным преимуществами [1; 2; 4; 5]. Изменение нормативно-правовой базы системы образования, рост требований родителей к качеству дошкольного образования обусловили поиск путей привлечения внебюджетных средств в новых социально -экономических условиях.

Важность деятельности по предоставлению потребителям дополнительных образовательных услуг обусловлена следующими нормативными документами. Кроме них существует спрос родителей на различные виды дополнительных услуг в учреждениях Для родителей(потребителей) крайне важно чтобы оказание дополнительных услуг проходило на базе того образовательного учреждения, где обучается ребенок.

Исходя из современных нормативных документов, были введены изменения в программу развития ГБДОУ детского сада № 42 Василеостровского района и взят вектор развития по внедрению в работу педагогов ГБДОУ реализацию программ дополнительного образования детей и взрослых.

Реализация принципов маркетинга предполагает выстраивание странтегии развития образовательной организации на основе выявления и признания ценностных ориентаций и образовательных потребностей потребителей образовательных услуг. При этом, для руководителя и педагога дошкольного образовательного учреждения очень важно грамотно управлять образовательной системой ГБДОУ детского сада: проводить государственную политику (управлять образовательной организацией с опорой на нормативные документы обеспечивая качество образования, эффективность и доступность); быть инновационно направленной (важна интеграция науки и практики); эффективно расходовать и преумножать денежные средства (путем привлечения внебюджетных средств) для обеспечения конкурентоспособности образовательной организации и выживания образовательной организации в будущем).

Маркетинговая деятельность становится частью профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации, нацеленной на положительный результат на рынке образовательных услуг. Движущей силой маркетинговой деятельности выступают потребности воспитанников, родителей и государства. От того насколько комплексно учтены эти потребности, будет зависеть успешность образовательного учреждения - как в данный момент, так и в стратегической перспективе.

Для педагогов дошкольной образовательной организации на современном этапе актуальна деятельность по реализации программ дополнительного образования для удовлетворения образовательных потребностей потребителей образовательных услуг, через использование маркетингового подхода. При этом разработка программ дополнительного образования предусматривает системный подход и грамотное составление программ, отражающие и спрос потребителей (родителей) и требования министерства образования.

Для формирования конкурентоспособности образовательным организациям необходимо постоянно изучать спрос и предложения на рынке образовательных услуг, формировать «продуктовый портфель» конкурентоспособных образовательных услуг, предлагать адекватные платежеспособному спросу и качеству услуг цены, осуществлять гибкую и интерактивную коммуникативную политику со своими потребителями [3].

Платные образовательные услуги позволяют повысить качество образования в ГБДОУ, удовлетворить образовательные потребности потребителей образовательных услуг, повысить доступность дошкольного образования, привлечь и преумножить внебюджетные денежные средства.

Изложение основного материала исследования. Сегодня существует множество исследований, затрагивающих аспекты маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации. Многие организации дошкольного образования транслируют свой опыт на различных конференциях, в журналах различного уровня. Все организации пытаются идти в ногу со временем и всесторонне развиваться конкурируя с другими учреждениями. Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность педагогов и специалистов, направленная на изучение спроса и оказание потребителям качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и членов педагогического коллектива [4].

Дошкольному образовательному учреждению необходимо четко поставить задачи в своей деятельности, построить пути его развития. Одним из важных шагов является маркетинговое исследование, которое проводится с целью анализа возможностей и ресурсов ДОУ.

Анализ рынка дошкольных образовательных услуг позволяет не только получить информацию о предпочтениях и характере спроса потребителей, но и определить основные приоритеты в развитии этого сектора. Маркетинговые исследования позволяют сформировать представления об изменениях, которые необходимо внедрять в существующую практику, о новых моделях дошкольных учреждений [4].

В результате проведенного нами исследования с педагогами нашей образовательной организации было выявлено, что для большинства педагогов - 91% важно стремление к самореализации, совершенствованию и развитию. Для всех респондентов - 100% учитывают в работе запросы и пожелания потребителей образовательных услуг. Для всех респондентов - 100% важно наличие престижного имиджа как профессионалу коллег, родителей, детей. Тем самым стала очевидно, что готовность педагогов к маркетинговой деятельности стала личностнозначимой. Маркетинговое исследование с потребителями образовательных услуг позволило администрации дошкольной образовательной организации не только выявить степень удовлетворенности образовательными услугами, но уровень спроса на платные дополнительные услуги, но и за какие дополнительные услуги родители готовы платить.

Обобщая полученные результаты, отметим, что в настоящее время основными типичными тенденциями в дошкольной образовательной организации являются:

• заинтересованность родителей, имеющих детей в возрасте до года и детей раннего возраста, в услуге по подготовке ребенка к ДОУ;

• есть запрос на обучение матерей по развитию ребенка до 3 лет;

• запрос на организацию центра игрового развития - группы выходного дня;

• потребность в группах, работающих на основе кратковременного пребывания детей (различные модели);

• родители готовы оплачивать следующие дополнительные услуги по всем 6 направлениям: техническое, художественное, физкультурно-спортивное, социально- педагогическое.

Таким образом, исследования показали степень неудовлетворенности родителями ГБДОУ (потребителями образовательных услуг) отсутствием реализации в дошкольной образовательной организации программ дополнительного образования при наличия спроса на них. Данной проблеме легко найти решение -ввести в работу ГБДОУ платные дополнительные образовательные услуги.

Эффективная работа по оказанию услуг и совершенствование их развития позволит выйти на формирование маркетингового комплекса платных дополнительных услуг. При этом данную деятельность необходимо осуществлять системно и включать в годовой план работы учреждения (самостоятельным разделом).

Алгоритм. Руководитель несет персональную ответственность при организации услуг и за качество их предоставления. Еще на этапе становления данного вида услуг задача руководителя состоит в качественной разработке этапов реализации.

Нормативное обеспечение предоставления дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении:

1. Учредительные и правоустанавливающие документы: устав, лицензия на право осуществлять дополнительное образование детей и взрослых, распорядительные документы отдела образования.

2. Перечень различных положений: о платных дополнительных услугах в ГБДОУ; о расходовании внебюджетных средств в ГБДОУ; о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования; о порядке оплаты труда работников, привлекаемых к оказанию услуг, выполнению работ по предоставлению платных дополнительных услуг; об органе государственно-общественного управления.

3. Перечень договоров: об оказании платных дополнительных образовательных услуг (с потребителями); с педагогами и административно-вспомогательным персоналом; срочный трудовой договор; материально ответственности с лицом, осуществляющим прием денежных средств наличными; трудовое соглашение и т.д.

4. Перечень приказов: об организации мероприятий по введению платных дополнительных услуг в ДОУ; об организации платных дополнительных услуг в ДОУ; о введении дополнительных услуг в ДОУ с

_г.; о внесении изменений в приказ «О введении дополнительных услуг в ДОУ с_г.»; о контроле

платных дополнительных услуг по направлению; о результатах контроля платных дополнительных услуг по направлению; о комплектовании групп.

5. Организационно-педагогические документы: учебный план; календарный учебный график; расписание платных услуг; дополнительные образовательные программы; рабочие программы по курсам; методическое обеспечение.

6. Информационные документы: буклеты, информация на официальном сайте, информационный стенд о платных дополнительных услугах и др.

Выводы. Платные образовательные услуги позволят повысить эффективность образовательной организации, повысить качество образования в ГБДОУ, обеспечить доступность дошкольного образования, привлечь и преумножить внебюджетные денежные средства. Эффективная работа по оказанию услуг и совершенствование их развития позволит выйти на формирование маркетингового комплекса платных дополнительных услуг. При этом данную деятельность необходимо осуществлять системно и включать в годовой план работы учреждения (самостоятельным разделом) [4].

Аннотация. В статье определена актуальность введения в работу ГБДОУ дополнительных образовательных услуг на современном этапе для обеспечения качества, доступности, эффективности. В рамках данной статьи определены правовая база, основные подходы, правовая база, необходимый пакет документов и алгоритм их оказания.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, потребитель, платные дополнительные услуги, дополнительное образование, маркетинговый подход, маркетинговое исследование, документы для организации платных дополнительных услуг, документы, регламентирующие введение дополнительного образования детей.

Annotation. The article determines the relevance of the introduction of additional educational services at the present stage of the GBDOU to ensure quality, accessibility, effectiveness. In the framework of this article, the legal framework, basic approaches, the legal framework, the necessary package of documents and the algorithm for their provision are defined.

Keywords: preschool educational organization, consumer, paid additional services, additional education, marketing approach, marketing research, documents for organizing paid additional services, documents governing the introduction of additional education for children.

Литература:

1. Абибуллаева Э.Э., Нафиева З.Ш. Проблема управления научно-методической работой педагогов дошкольной образовательной организации в современной педагогической литературе // Педагогический вестник. - 2019. - № 7. - С. 4-6.

2. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Усимова Д.Ю. Современная образовательная среда в контексте постнеклассической научной парадигмы // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 62-2. - С. 21-24.

3. Губанова Е.В. Оказание платных дополнительных услуг в ОУ: основные подходы. // Школа управления образовательным учреждением - 2012. - № 6 (16) - с. 29.

4. Донина И.А., Протасова Н.В. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 4 (9). - С. 64-66.

5. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Александрова Н.В. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией // Человек и образование. - 2017. - № 2 (51). - С. 9-14.

УДК:376.2

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Ерёмина Ольга Петровна Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Создавая специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, администрация образовательной организации, прежде всего, обращается к имеющейся на сегодняшний день нормативно-правовой базе по данному вопросу. Наряду с основными Федеральными законами в области образования, содержащими статьи, касающиеся непосредственно обучения детей с особыми образовательными потребностями, за последние несколько лет вышел и ряд подзаконных актов, регламентирующих непосредственно процессы инклюзии:

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании"

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/071968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья"

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 № ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности ПМПК"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2017 № 07-818 "О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 № ТС-728/07 "Об организации работы по СИПР".

Но, взяв за основу выше приведённые документы, на практике возникает ряд проблем, с которыми сталкивается образовательная организация, впервые принимающая на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ), нуждающимися в одном из основных условиий инклюзивного обучения -системе психолого-педагогического сопровождения (ППС).

Изложение основного материала исследования. Организуя систему сопровождения учащихся с ОВЗ, для руководителя учебного заведения, на первый взгляд, всё кажется очевидным - необходимо, прежде всего, сформировать штат специалистов команды ППС, который в дальнйшем и будет решать все задачи, касающиеся обучения особых детей. Но первостепенная задача специалистов ППС - оказать ученикам с особыми образовательными потребностями помощь в адаптации к новым условиям, подчас оборачивается комплексом проблем, затрагивающим практически всех участников образовательного процесса:

- одноклассников ученика с ОВЗ;

- родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей инклюзивного класса;

- учителей-предметников, работающих в инклюзивном классе;

- непосредственно самих специалистов, осуществляющих процесс ППС;

- руководителей образовательной организации, осуществляющих организацию учебного процесса.

Попробуем разобраться в многообразии этих проблем и возможных путях их преодоления.

Прежде всего, это контакт «особого» ученика с одноклассниками - насколько однокласники готовы его понять и принять. Обычно нормально развивающиеся дети, особенно ученики младших классов, мало знают о том, каковы могут быть особенности ребёнка с проблемами здоровья при различных нарушениях и как нужно правильно себя вести с ним в различных ситуациях. У здоровых же учеников старших классов чаще можно видеть при контакте с ребёнком-инвалидом, особенно с видимыми физическими нарушениями, реакции принебрежения, высокомерия, отстранённости. Устранить проблемы подобного рода можно путём проведения в лице психолога, дефектолога, медицинского работника и/или классного руководителя:

- бесед на классных часах, где следует рассказать ученикам инклюзивного класса о причинах возникновения различных психофизических нарушений и возникающих при этом трудностях при взаимодействии с внешней средой;

- совместных мероприятиий (конкурсов, выставок работ и т.п.), изучив предварительно умения ученика с ОВЗ и представив при этом его достоинства и положительные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.