Научная статья на тему 'Дополнительные услуги в школе: управленческий аспект'

Дополнительные услуги в школе: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕЧЕНЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБОБЩЁННЫЙ АЛГОРИТМ / LIST OF PAID CONTENT AND PAID ADDITIONAL SERVICES / LEGAL FRAMEWORK OF PAID ADDITIONAL SERVICE / ORGANIZATION STAGES / SUMMARIZE ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губанова Елена Владимировна

Платные дополнительные услуги. Установление перечня. Этапы организации деятельности по введению платных дополнительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительные услуги в школе: управленческий аспект»

ДО

ПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ в школе: управленческий аспект

Елена Владимировна Губанова,

профессор кафедры экономики образования Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

С 1 января 2012 года большинство российских школ стали учреждениями, одна из отличительных черт которых в соответствии с принятым в 2010 году Федеральным законом № 83 ФЗ — осуществление приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами школы.

• перечень и содержание платных дополнительных услуг • нормативная правовая база платных дополнительных услуг • этапы организации деятельности • обобщённый алгоритм

Платные дополнительные услуги — один из способов привлечь в школу финансовые средства, удовлетворяя потребности участников образовательного процесса: школьников и их родителей (законных представителей) и, отчасти, заказчиков образования, поскольку в рамках бюджетного финансирования не всегда можно это обеспечить.

К платным дополнительным услугам относятся: образовательные, организационные, развивающие услуги; оздоровительные мероприятия.

Примерный перечень платных дополнительны« услуг

Образовательные услуги: реализация основных образовательных

программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счёт юридических и физических лиц; изучение учебных дисциплин сверх часов и программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом; репетиторство с учениками другого образовательного учреждения; курсы: по подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы), по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография).

Развивающие услуги: в кружках по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью,

вязанию, домоводству, танцам и т.д.; создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, скульптуре, народным промыслам, т.е. всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов; создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

Оздоровительные мероприятия: создание учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья; организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, лёгкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, игры и т.п.).

Организационные услуги: организация досуга учащихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы); профилактические и лечебные мероприятия, группы по коррекции физического развития; улучшение условий пребывания и питания и т.п.

Нормативная правовая база

На федеральном уровне организация платных услуг регламентируется: статьями Гражданского и Бюджетного кодексов РФ, законами «Об образовании» (в действующей редакции), «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1; Типовым положением об общеобразовательном учреждении; Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования; Примерной формой договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг в сфере общего образования.

На региональном и муниципальном уровнях образования практически во всех субъектах РФ существует нормативная правовая база, регламентирующая этот вид деятельности в образовательных учреждениях. Поэтому при разработке институциональной нормативной правовой базы организации платных до-

полнительных услуг при анализе необходимо её также учитывать.

На институциональном уровне, в соответствии со статьёй 32 (пункт 2, подпункт 13) «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона «Об образовании», нормативную правовую базу школа формирует самостоятельно, в связи с чем для работы по этому направлению совместно с органом государственно-общественного управления определяет перечень документов для её разработки.

Сроки и темпы организации платных дополнительных услуг определяются самостоятельно каждой школой на основании маркетинговых исследований, специфики, ресурсных возможностей школы, опыта работы в этом направлении.

Представим примерный перечень документов (далеко не исчерпывающий, альтернативный), который может стать основой формирования или коррекции существующей нормативной правовой документации школы.

Организационно-распорядительные

документы

Учредительные и правоустанавливающие документы: Устав школы с перечнем платных дополнительных услуг; лицензия на право оказания образовательных услуг; распорядительные документы (копии) органа управления образования.

Положения: о платных дополнительных услугах, о расходовании внебюджетных средств, о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования, о порядке оплаты труда работников, привлекаемых к оказанию платных дополнительных услуг, об органе государственно-общественного управления и т.д.

Договора: об оказании платных дополнительных услуг (с потребителем); гражданско-правового характера (договор подряда); срочный трудовой договор; трудовое соглашение.

Приказы об организационно-педагогических мероприятиях по введению платных дополнительных услуг; об организации платных дополнительных услуг; о введении платных дополнительных услуг; о контроле платных дополнительных услуг по направлениям; о результатах контроля платных дополнительных услуг по направлениям; о комплектовании групп.

Протоколы (копии или выписки) заседаний представительного органа самоуправления школы (собрания трудового коллектива, совета учреждения, управляющего совета); родительского собрания или комитета; педагогического совета и т.д.

Должностные инструкции работников, оказывающих платные образовательные услуги.

Штатное расписание (дополнительное: по платным дополнительным услугам).

Тарификационный список.

Книга учёта претензий и предложений по оказанию платных дополнительных услуг.

Документы финансово-хозяйственной деятельности: об оплате за платные дополнительные услуги; договор о материальной ответственности с лицом, осуществляющим приём денежных средств наличными; план финансово-хозяйственной деятельности (годовой, полугодовой, на услугу и т.п.); сметы доходов и расходов по услуге и/или комплексе платных услуг и т.д.

Организационно-педагогические документы: учебный план; расписание платных образовательных услуг; дополнительные образовательные программы; рабочие программы по

курсам, специальным дисциплинам и т.п.; методическое обеспечение и т.д.

Информационные документы: информационный стенд о платных дополнительных услугах; информация на сайте школы; буклет и т.д.

Как видно из представленного выше перечня документов, можно предположить, что объём работы достаточно большой.

Поэтому на этапе становления и/или развития данного вида услуг главная задача руководителя — обеспечить качественную разработку (определение этапов) последовательности действий (выработка алгоритма) и последующую реализацию, так как на него возложена персональная ответственность за грамотную организацию и качество предоставляемых платных дополнительных услуг.

Таким образом, руководителю школы необходимо тщательно подойти к организации деятельности по введению/развитию платных дополнительных услуг, т.е. определить чёткий алгоритм деятельности, необходимые мероприятия, сроки и этапы, сформировать профессиональную (компетентную) рабочую группу, рационально распределить обязанности внутри группы и т.п.

Организация платных дополнительных услуг в школе

Мероприятия: вопрос рассматривается на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного управления; руководитель школы издаёт приказ «Об организационно-педагогических мероприятиях по оказанию платных дополнительных услуг»; создаётся рабочая группа; заместители директора, заведующие кабинетами анализируют материально-техническое обеспечение в школе; проводятся маркетинговые исследования (анкетирование, письменный или устный опрос, изучение контингента учащихся,

спроса дисциплин) по изучению потребностей участников образовательного процесса; проводятся родительские собрания; определяются перечни дополнительных платных услуг, категорий, имеющих право на получение льгот; определяются сроки разработки дополнительных образовательных программ. На заседании педсовета и органа государственно-общественного управления принимается окончательное решение о введении платных дополнительных услуг в школе.

Финансово-хозяйственная деятельность

Анализируются документы федерального, регионального, муниципального уровней и других организаций, имеющих отношение к введению платных дополнительных услуг в школе. Бухгалтер рассчитывает стоимость, составляет прейскурант цен на платные дополнительные услуги в соответствии с перечнем, определяются порядок и место оплаты за оказание услуг.

Нормативно-правовое обеспечение

Директор, юрист анализируют нормативную правовую базу, вносят изменения в Устав, определяют перечень локальных актов, регулирующих введение и оказание платных дополнительных услуг, разрабатывают положения в соответствии с перечнем, служебные и должностные инструкции.

На основании решений руководитель издаёт приказ «Об организации платных дополнительных услуг в школе». Ответственный за это направление обучает рабочую группу (состоит из представителей администрации, руководителей школьных методических объединений/структурных подразделений и родительской общественности, членов органа государственно-общественного управления — всех тех, кто непосредственно принимает участие в организации платных дополнительных услуг). Помимо рабочей группы все структурные подразделения будут иметь свой функционал и решать свои, специфические задачи.

Рабочая группа: изучает нормативные правовые и сопроводительные документы, имеющие прямое и/или косвенное отношение к организации платных дополнительных услуг в школе;

разрабатывает диагностический материал для выявления / изучения потребностей учащихся и их родителей (законных представителей), а также форм организации и продолжительности предполагаемого обучения; анализирует ресурсное обеспечение в соответствии с потребностями диагностируемых; анкетирует педагогов — готовы ли они оказывать платные дополнительные услуги, подготавливает соответствующие образовательные программы, готовит аналитические материалы для рассмотрения и обсуждения на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного управления.

Структурные подразделения / школьные методические объединения (творческие группы, кафедры) обсуждают, какие могут предложить платные услуги, определяют сроки разработки дополнительных образовательных программ (курсов, кружков и др.); анализируют ресурсное обеспечение; планируют объём платных услуг в перспективе.

Орган государственно-общественного управления / Управляющий совет школы в соответствии со своими компетенциями: изучает запросы учащихся, их родителей, школы и микрорайона в тех или иных видах платных образовательных услуг; определяет направления поиска организаций и источники привлечения внебюджетных средств; участвует в разработке системы и процедур оценки качества платных образовательных услуг, удовлетворённости ими основных потребителей — учащихся и их родителей; согласовывает расценки на платные образовательные услуги.

Администрация школы обобщает полученные результаты, представляет их в рабочую группу, а затем выносит вопрос на заседание советов (педагогического и органа государственно-общественного управления) для корректировки и окончательного принятия решения.

Алгоритм оказания платных дополнительных услуг в школе

Организационный (предварительный) этап: работа с участниками образовательного процесса; совместная работа с органом государственно-общественного управления; аналитическая деятельность.

Содержательный (основной) этап: разработка нормативной правовой базы организации платных услуг. Разработка дополнительных образовательных программ, рассмотрение их на заседаниях структурных подразделений (кафедр / методических объединениях), на заседании педсовета и органа государственно-общественного управления; разработка плана финансово-хозяйственной дея-

тельности в рамках оказания платных дополнительных услуг; составление сметы на каждый вид услуг и / или на комплекс услуг.

Внедренческий этап: нормативное правовое закрепление деятельности по оказанию платных дополнительных услуг; заключение договоров с участниками образовательного процесса: потребителями, педагогами и административно-вспомогательным персоналом; оказание платных дополнительных услуг в соответствии с расписанием (сеткой занятий) и графиком работы исполнителей.

Платные дополнительные услуги необходимо планировать в рамках годового плана школы (самостоятельным разделом), в планах её структурных подразделений. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.