Научная статья на тему 'Управляющий совет в школе: что изменил закон № 83-ФЗ?'

Управляющий совет в школе: что изменил закон № 83-ФЗ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ / ПЛАТНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН / СМЕТА / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / FUNCTIONS AND POWERS / PAID ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / FINANCIAL PLAN / BUDGET / FINANCIAL PLANNING / REGULATION / BUDGETARY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седельников Александр Александрович

Финансовый план школы. Платные дополнительные образовательные услуги. Полномочия управляющего совета. Бюджетное финансирование. Внебюджетные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управляющий совет в школе: что изменил закон № 83-ФЗ?»

УПРАВНЯЮЩИЙ СОВЕТ В ШКОЛЕ: что изменил закон № 83-Ф3?

Александр Александрович Седельников,

председатель Совета по образованию Советского района г. Красноярска

Федеральный закон № Ф3-83 прямо не влияет на установленные к моменту его выхода в свет полномочия и функции управляющего совета в школе, однако отдельные существенные изменения в порядке организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного образовательного учреждения позволяют ввести в практику новые функции и полномочия управляющего совета, а также расширить уже апробированные и закреплённые за ним ранее.

• функции и полномочия • платные дополнительные образовательные услуги

• финансовый план • смета • финансовое планирование • регламентация

• бюджетные средства

Полномочия

Закон № 83-ФЗ позволяет управляющему совету реализовать следующие полномочия (если они закреплены в уставе школы):

• утверждать или согласовывать финансовый план, штатное расписание, смету расходования средств, полученных школой из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы, порядок и условия оплаты труда лиц, занятых в приносящей доход деятельнос-

ти, включая деятельность по реализации платных дополнительных образовательных услуг; утверждать отчёт руководителя о выполнении финансового плана, об исполнении сметы расходования средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг) и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы.

Финансовый план школы будет состоять из двух принципиально различных разделов, включающих сметы расходования денежных средств. В первом разделе — расходы бюджетных средств, полученных школой в качестве финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Второй раздел представляет собой план, а скорее — прогноз поступления внебюджетных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности, целевых безвозмездных взносов и благотворительных пожертвований физических и юридических лиц, спонсорских взносов) и смету расходования этих средств, полученных из внебюджетных источников, включая средства от приносящей доход деятельности (от реализации платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом школы).

Финансовое планирование

Новая законодательная реальность позволяет расширить полномочия управляющего совета не только в контроле расходования бюджетных и внебюджетных средств на стадии заслушивания и утверждения отчётов руководителя по финансовым вопросам, утверждения или согласования финансового раздела публичного доклада школы, но также и в финансовом планировании деятельности, в формировании ресурсной базы школы.

В ведение управляющего совета теперь правомерно передать утверждение или согласование раздела финансового плана о привлечении внебюджетных средств, включая доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг от иной, предусмотренной уставом приносящей доход деятельности (добровольные денежные и имущественные безвозмездные взносы, благотворительные пожертвования и т.д.). Управляющему совету можно доверить планирование и привлечение дополнительных внебюджетных доходов от спонсоров и благотворителей.

Управляющий совет, в зависимости от состава его членов, имеет возможность не только принимать принципиальные решения о регламентации такой деятельности в школе, но и принимать силами своих членов непосредственное участие в привлечении спонсоров и спонсорских взносов. Участие управляющего совета также видится и в планировании расходования привлечённых в таком порядке средств.

Бюджетное финансирование

Закон № 83-ФЗ предусматривает отказ от финансирования по смете. Как в новой ситуации видится участие управляющего совета в финансовом планировании и контроле за исполнением бюджета школы?

Пока не установились порядок и практика финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением, трудно прогнозировать роль и возможности влияния управляющего совета на размер бюджетного финансирования школы.

Можно предположить, что учредитель, заинтересованный в развитии государственно-общественного характера управления в образовании, найдёт роль и место для управляющего совета и муниципального общественного совета по образованию при обсуждении проекта муниципального задания и объёмов его финансового обеспечения.

В том случае, если ранее были предусмотрены процедуры контроля управляющим советом за исполнением сметы бюджетного финансирования, это не отменяет участия управляющего совета в контроле исполнения финансового плана школы. Управляющий совет может, согласно уставу, утвердить или не утвердить отчёт руководителя об исполнении муниципального задания и исполнении финансового плана школы. Управляющий совет оценивает использование бюджетного финансирования и с позиций выполнения руководителем программы развития школы. Сохраняется роль управляющего совета в утверждении или согласовании публичного доклада, в котором есть раздел о финансовой отчётности как по бюджетным, так и внебюджетным средствам.

Можно прогнозировать расширение полномочий управляющего совета при

A.A. Седельников. Управляющий совет в школе: что изменил закон № 8Э-ФЗ?

утверждении или согласовании финансового плана школы взамен согласования бюджетной заявки как при планировании исполнения муниципального задания, так и планировании расходования средств из внебюджетных источников (от приносящей доход деятельности, включая реализацию дополнительных платных образовательных услуг, благотворительные пожертвования и целевые безвозмездные взносы, спонсорские взносы).

Регламентация

Поскольку увеличивается масштаб деятельности школы по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, встаёт вопрос о функциях управляющего совета в регламентации этой деятельности.

Полномочия и, соответственно, функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, определяются уставом школы, где могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета: утверждение (согласование) перечня и порядка реализации платных дополнительных услуг, утверждение (согласование) существенных условий и текстов договоров школы с потребителем платных дополнительных образовательных услуг.

В этом случае управляющий совет вправе и обязан устанавливать, реализацию каких платных дополнительных образовательных услуг необходимо организовать руководителю школы и педагогическому коллективу; определять расценки на такие услуги (но не выше расценок, установленных учредителем); разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуг и удовлетворённости такими услугами основных потребителей — учащихся и их родителей.

Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодей-

ствие с педагогическим советом школы. Именно его экспертные заключения и рекомендации позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности, исходя из имеющихся ресурсов (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечь ресурсы извне.

Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации платных дополнительных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития школы. В этой программе может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень таких услуг, которые школа должна оказать в установленные программой развития сроки, а также принципы и порядок реализации таких услуг.

Рамками и ориентирами для такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 в редакции постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления, устанавливающие условия реализации платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них.

Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития платной дополнительной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития школы. Утверждённая или согласованная управляющим советом программа развития, таким

образом, становится локальным правовым ак том школы, обязательным для исполнения.

Можно указать на преимущества, которые имеет управляющий совет в решении вопросов организации приносящей доход деятельности:

• общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать её ориентированной на потребителя;

• стратегия ценообразования, согласованная

с общественностью, также будет больше ориентирована на реальный потребительский спрос и может получить конкурентные преимущества в сравнении с аналогичными стратегиями других образовательных учреждений;

• управляющий совет в некоторых случаях (в зависимости от привлечённых в него членов) может заметно расширить возможности школы в привлечении дополнительных квалифицированных кадров и ресурсов работодателей (особенно в вопросах профильного обучения и профориентационной деятельности);

• наконец, очень важно, что коллегиальные (с участием общественности и потребителей) решения такого рода вопросов, как взаимоотношения с потребителем, могут содержать меньше рисков: реже возникают претензии, включая судебные иски, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О защите прав потребителей».

С утверждением в мае 2010 года Федерально го закона №83-Ф3 заработанные школой от реализации платных дополнительных образова тельных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов — муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными средствами, которыми школа вправе распоряжаться самостоятельно по реше нию того органа управления школы, за кото-

рым право такого решения закреплено. Иначе говоря, эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания школе из соответствующего бюджета.

Практика федерального эксперимента 2004—2006 годов по апробации модели управляющих советов школы, расширение общественного участия в управлении образованием в последние годы позволили апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчётов руководителя об исполнении такой сметы.

Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития школы. Соответственно, решая вопросы организации платных дополнительных образовательных услуг, управляющий совет будет основываться не только на учёте мнений и интересов потребителя этих услуг, но также учитывать задачи ресурсообеспечения школы, эффективного использования её

дополнительных ресурсов.

* * *

В школах, заинтересованных совместно со своим учредителем в развитии государственно-общественного характера управления, роль управляющего совета в финансовой сфере может расшириться до его участия в формировании ресурсной базы школы, включая и планирование развития кадрового ресурса не только с количественной, но и с качественной стороны: участия в планировании затрат на повышение квалификации педагогического персонала, утверждении или согласовании штатного расписания школы. НО

Преимущества

Внебюджетные средства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.