Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РОДИТЕЛИ / ОДНОКЛАССНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПСИХОЛОГ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / INCLUSIVE EDUCATION / PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / PARENTS / CLASSMATES / TEACHING STAFF / PSYCHOLOGIST / SECONDARY SCHOOL / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина Ольга Петровна

Данная статья посвящена проблемам психолого-педагогического сопровождения при организации инклюзивного обучения на базе общеобразовательной школы. В исследовании раскрываются задачи, стоящие перед администрацией, педагогическим коллективом и специалистами команды психолого-педагогического сопровождения. Рассматриваются проблемы, возникающие при включении ребёнка с ОВЗ в класс общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерёмина Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

This article is devoted to the problems of psychological and pedagogical support of children with disabilities when they study on the basis of secondary school. The administration, teaching staff and specialists of the team of psychological and pedagogical support need to solve special tasks in the context of inclusive education. The most significant problems connected with the organization of psychological and pedagogical support of persons with limited opportunities of health in the educational organization are taken up in this article.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Литература:

1. Абибуллаева Э.Э., Нафиева З.Ш. Проблема управления научно-методической работой педагогов дошкольной образовательной организации в современной педагогической литературе // Педагогический вестник. - 2019. - № 7. - С. 4-6.

2.Артюхина М.С., Артюхин О.П., Усимова Д.Ю. Современная образовательная среда в контексте постнеклассической научной парадигмы // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 62-2. - С. 21-24.

3. Губанова Е.В. Оказание платных дополнительных услуг в ОУ: основные подходы. // Школа управления образовательным учреждением - 2012. -№6(16)- с. 29.

4. Донина Н.А., Протасова Н.В. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией // Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 4 (9). - С. 64-66.

5. Шерайзина P.M., Донина П.А., Александрова Н.В. Маркетинговый подход к управлению гетерогенной образовательной организацией // Человек и образование. - 2017. - №2 (51). - С. 9-14.

УДК:376.2

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Ерёмина Ольга Петровна Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Создавая специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, администрация образовательной организации, прежде всего, обращается к имеющейся на сегодняшний день нормативно-правовой базе по данному вопросу. Наряду с основными Федеральными законами в области образования, содержащими статьи, касающиеся непосредственно обучения детей с особыми образовательными потребностями, за последние несколько лет вышел и ряд подзаконных актов, регламентирующих непосредственно процессы инклюзии:

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании"

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/071968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья"

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 № ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности ПМПК"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2017 № 07-818 "О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ"

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 № ТС-728/07 "Об организации работы по СИПР".

Но, взяв за основу выше приведённые документы, на практике возникает ряд проблем, с которыми сталкивается образовательная организация, впервые принимающая на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ), нуждающимися в одном из основных условиий инклюзивного обучения -системе психолого-педагогического сопровождения (ППС).

Изложение основного материала исследования. Организуя систему сопровождения учащихся с ОВЗ, для руководителя учебного заведения, на первый взгляд, всё кажется очевидным - необходимо, прежде всего, сформировать штат специалистов команды ППС, который в дальнйшем и будет решать все задачи, касающиеся обучения особых детей. Но первостепенная задача специалистов ППС - оказать ученикам с особыми образовательными потребностями помощь в адаптации к новым условиям, подчас оборачивается комплексом проблем, затрагивающим практически всех участников образовательного процесса:

- одноклассников ученика с ОВЗ;

- родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей инклюзивного класса;

- учителей-предметников, работающих в инклюзивном классе;

- непосредственно самих специалистов, осуществляющих процесс ППС;

- руководителей образовательной организации, осуществляющих организацию учебного процесса.

Попробуем разобраться в многообразии этих проблем и возможных путях их преодоления.

Прежде всего, это контакт «особого» ученика с одноклассниками - насколько однокласники готовы его понять и принять. Обычно нормально развивающиеся дети, особенно ученики младших классов, мало знают о том, каковы могут быть особенности ребёнка с проблемами здоровья при различных нарушениях и как нужно правильно себя вести с ним в различных ситуациях. У здоровых же учеников старших классов чаще можно видеть при контакте с ребёнком-инвалидом, особенно с видимыми физическими нарушениями, реакции принебрежения, высокомерия, отстранённости. Устранить проблемы подобного рода можно путём проведения в лице психолога, дефектолога, медицинского работника и/или классного руководителя:

- бесед на классных часах, где следует рассказать ученикам инклюзивного класса о причинах возникновения различных психофизических нарушений и возникающих при этом трудностях при взаимодействии с внешней средой;

- совместных мероприятиий (конкурсов, выставок работ и т.п.), изучив предварительно умения ученика с ОВЗ и представив при этом его достоинства и положительные стороны.

Проведение мероприятий подобного рода позволит детям понять как правильно себя вести в отношениях с «особыми» одноклассниками, быть более чуткими и отзывчивыми к проблемам окружающих, и, в то же время, поднимет самооценку учащегося с ОВЗ в его собственных глазах и в глазах одноклассников.

Следующая, обозначенная выше проблема - родители. И, как показывет опыт, эта проблема иногда оказывается трудно разрешимой. Она состоит из двух слагаемых - родители здоровых учащихся и родители детей с ОВЗ. И у каждого из слагаемых существует своё отягощение. Для родителей здоровых учеников - это может быть:

- собственное неприятие ситуации - когда их дети учатся вместе с детьми, имеющими психофизические отклонения;

- неприятие ситуации под влиянием рассказов детей, приходящих из школы и жалующихся на однокласников с проблемами здоровья;

- страх и переживания за то, что их ребёнку на уроках не будет оказано должного внимания, так как больше времени учитель будет вынужден уделить ребёнку с ОВЗ. «Ребенок с особыми потребностями представляется родителям здорового ребенка успешным конкурентом в борьбе за благо номер один - за внимание педагога» [3].

Для нормализации обстановки среди родителей здоровых одноклассников специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение, необходимо своевременно провести профилактические беседы и консультации. Для облегчения взаимопонимания можно попытаться привлечь родителей в состав команды сопровождения (в состав ПМПк) или хотя бы пригласить их принять участие в подготовке отдельных классных мероприятий [2].

Вторая составляющая родительской проблемы - это родители детей с ОВЗ. Эта категория родителей может быть представлена в трёх вариантах:

1. Родители, адекватно воспринимающие информацию о своих детях и всячески старающиеся помочь им и специалистам, осуществляющим ППС.

2. Родители, откровенно пассивные, считающие, что задача воспитания и обучения их ребёнка - это исключительно задача образовательной организации.

3. Родители, не желающие признавать психофизические нарушения и очевидную неуспеваемость ребёнка по всем предметам и старающиеся всеми правдами и неправдами оставить его обучаться среди здоровых сверстников, невзирая на уговоры специалистов психолого-медико-педагогического консилиума школы пройти психолого-медико-педагогическую комиссию с целью направления на обучение в специализированную школу.

Во втором и третьем представленных вариантах вся тяжесть работы по сопровождению и оказанию помощи ученику с ОВЗ ложиться на плечи школьного коллектива и особенно специалистов ППС -психолога, социального педагога, дефектолога, классного руководителя. В этом случае необходимо будет более тщательно подойти к вопросам составления индивидуального образовательного маршрута, коррекционно-развивающих программ, созданию специальных условий обучения.

Очевидно, что решение подобного рода задач тянет за собой следующую проблему - дополнительное обучение педагогического состава школы в области специальной педагогики и психологии, так как педагогический коллектив не всегда в состоянии помочь ученикам с ОВЗ в силу отсутствия необходимых знаний в вопросах дефектологии. Не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание поурочного плана, разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал [4].

Кроме того, эта проблема тесно связана с решением вопроса по нагрузке педагога, которого необходимо отправить на повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Не всегда есть возможность у администрации учебного заведения найти замену отсутствующему на период учёбы педагогу. Поэтому организаторам обучения следует заблаговременно подойти к решению данного вопроса, не дожидаясь прихода в школу детей с особыми образовательными потребностями.

Насколько эффективно будут решаться возникающие проблемы во многом зависит от специалистов, входяших в состав психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). В то же время формирование команды сопровождения является само по себе непростой задачей доя руководителя учебного заведения, так как инклюзия - явление новое в системе российского образования, и хорошо подготовленных специалистов найти не просто, а обучить своих сотрудников - дело времени. А от того, насколько эти сотрудники будут объединены идеей инклюзивного образования, насколько будут понимать друг друга, придерживаться единого подхода к сопровождению «особого» ребёнка, его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую будет зависеть эффективность работы, успешность сопровождения ребёнка и эмоциональный климат в коллективе [5].

И последней из обозначенных проблем, но в то же время, первой по приоритету и значимости, является проблема осуществления руководства процессом инклюзивного обучения в организации вцелом. От решения этой проблемы напрямую зависит эффективность внутреннего взаимодействия не только специалистов, осуществляющих ППС, но и слаженная работа всего коллектива образовательной организации. Решение этой задачи путём возложения дополнительных обязанностей, связанных с вопросами инклюзивного обучения, на кого-то из заместителей руководителя образовательной организации или из членов ПМПк не всегда является хорошим решением по многим причинам. Наиболее оптимальным представляется вариант введения в штатное расписание школы таких должностей, как, например, - координатор, консультант, специалист или заместитель директора по инклюзивному обучению.

Выводы. Таким образом, расширение представлений о целях образования, в число которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей, обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения [1]. А решение вопросов психолого-педагогического сопровождения при организации инклюзивного обучения в образовательной организации представляет собой целый комплекс проблем, затрагивающий практически все стороны жизнедеятельности учебного заведения.

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам психолого-педагогического сопровождения при организации инклюзивного обучения на базе общеобразовательной школы. В исследовании раскрываются задачи, стоящие перед администрацией, педагогическим коллективом и специалистами команды психолого-

педагогического сопровождения. Рассматриваются проблемы, возникающие при включении ребёнка с ОВЗ в класс общеобразовательной организации.

Ключевые слова: проблемы психолого-педагогического сопровождения, инклюзивное образование, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители, одноклассники, педагогический коллектив, психолог, общеобразовательная школа, образовательный процесс.

Annotation. This article is devoted to the problems of psychological and pedagogical support of children with disabilities when they study on the basis of secondary school. The administration, teaching staff and specialists of the team of psychological and pedagogical support need to solve special tasks in the context of inclusive education. The most significant problems connected with the organization of psychological and pedagogical support of persons with limited opportunities of health in the educational organization are taken up in this article.

Keywords: problems of psychological and pedagogical support, inclusive education, persons with limited opportunities of health, parents, classmates, teaching staff, psychologist, secondary school, educational process.

Литература:

1. Ефимова O.B., Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.ru/search/?lr= 2&clid= 2150934&win=178&text=E^HMOBa%200.B.%2C%20ncHxonoro-педагогическое%20сопровождение%20детей%20с%20ограниченными%20воз (дата обращения: 17.04.2019).

2. Ерёмина О.П. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования как процесс многостороннего взаимодействия участников образовательного процесса / Сборник: Специальное образование. Материалы XV Международной научно-практической конференции, 2019 - С. 92-96.

3. Кириллова С. Инклюзия и «родительская правда»: дорога от прекраснодушия к конкуренции [Электронный ресурс] - Портал Милосердие.™ - Режим доступа: https://www.miloserdie.ru/ -https://www.miloserdie.ru/article/inklyuziya-i-roditelskaya-pravda-doroga-ot-prekrasnodushiya-k-konkurentsii/ (дата обращения: 11.04.2019)

4. Козырева Е. Три проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedsovet.su/ovz/6013 (дата обращения: 14.04.2019)

5. Кустова Н.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного) образования и воспитания // Журнал «Специальное образование», 2015 -С. 176-179.

6. Табурина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-dlya-konferencii-psihologopedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz-1360227.html (дата обращения: 16.04.2019).

УДК 159.9

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

Постановка проблемы. Наиболее конкурентоспособными на рынке труда являются те выпускники высших профессиональных учебных заведений, которые не боятся ситуаций соревнования, способны действовать самостоятельно, активно, напористо, целеустремленно. Застенчивость является одним из тех факторов, который может препятствовать успешному началу карьеры молодого специалиста. Это касается многих специальностей, особенно выпускников такой профессии, как учитель [1]. Нужно иметь в виду, что профессия учителя включает в себя постоянную работу с людьми, с детьми, причем, обычно большими группами. Люди, выбравшие себе профессию учителя должны быть умными, общительными. В то же время, учитель должен быть личностью, человеком, который умеет работать как с коллективом в целом, так и каждым человеком отдельно на принципах гуманизма и демократии; учитель должен быть оптимистом и убеждать в этом ребят; он может и должен опережать время, ориентируясь на будущее, на успех [2].

В эмпирическом исследовании застенчивости принимали участие 70 будущих педагогов в возрасте от 17 до 22 лет (33 юноши и 37 девушки). Данная выборка была взята с целью сравнительного исследования проявления застенчивости у студентов мужского и женского пола. В качестве диагностического инструментария использовался тест «Измерение застенчивости», методика «Стэндфордский тест, методика «Сокращённый многофакторный опросникдля исследования личности».

Изложение основного материала исследования. Первоначально в эмпирическом исследовании участвовало 70 человек, юношей 33 человека, девушек 37 человек, им была предложена методика «Измерение застенчивости». Данный этап исследования был вызван необходимостью выделить среди студентов застенчивых людей. В итоге, из 70 исследуемых лиц застенчивых оказалось 63 человека, что составляет 90% из числа испытуемых. Эти студенты много обращают внимания на то, что думают другие об их внешности, фигуре, интеллекте или умении контактировать с людьми. Их зависимость от мнения окружающих может чаще всего являться причиной неприятностей. Также данное качество мешает раскрытию личности и ее реализации, побуждает его бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением и влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности. У застенчивых людей энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

Выявив застенчивых студентов, мы предложили им «Стэндфордский тест», который дал возможность выявить наиболее важные компоненты застенчивости и методику «Сокращённый многофакторный опросник для исследования личности», давший возможность получить дополнительные данные для уточнения личностных характеристик застенчивых студентов. В результате использования 1-критерия Стьюдента было обнаружено, что проявления застенчивости по-разному выражаются у юношей, и девушек.

Шкала «Частота испытания чувства застенчивости» показала, что юноши чаще испытывают чувство застенчивости, чем девушки (р<0,01). Возможно, это связано с тем, что преобладающее большинство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.