:12 Г Page
J
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: практика территориальной ПМПК Нерюнгринского района
Галина Петровна Козина,
директор МБУ ПМПК Нерюнгринского района
Юлия Владимировна Кобазова,
доцент кафедры ПиМНО СВГУ им. М.К. Амосова (г. Нерюнгри), заместитель директора МБУ ПМПК Нерюнгринского района, кандидат психологических наук
• инклюзивное образование • психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования • дети с ограниченными возможностями здоровья • дети-инвалиды
• территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия.
В настоящее время неуклонно возрастает количество детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными различными отклонениями в их психофизическом развитии. Перед педагогическим сообществом стоит задача повышения эффективности и качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учётом их специальных образовательных потребностей и условий, необходимых для обеспечения развития, получения качественного образования, адаптации и интеграции их в социум. В рамках реализации основных положений Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (статья 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации») ПМПК (или центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) оказывает поддержку организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся. ПМПК оказывает также помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению. Осуществляет мониторинг эффективности помощи, оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении ос-
-G-
:12 Г Page
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
новных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации [7].
В рамках своей деятельности ПМПК Нерюнгринского района осуществляет своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовку (по результатам обследования) рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Так, с 2002 по 2014 г. ПМПК Нерюнгринского района прошёл 3501 ребёнок в возрасте от 0 до 18 лет.
Территориальная МБУ ПМПК Нерюнгринского района работает с психолого-медико-педагогическими консилиумами 64 образовательных учреждений Нерюнгринского района, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения, Республиканским центром реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» г. Нерюнгри, Центром реабилитации детей с нарушением психики и ДЦП, детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, психоневрологическим диспансером, Медико-социальной экспертизой и др.
В Нерюнгринском районе открыты специальные (коррекционные) учреждения:
• С(К)НШДС № 3 IV вида для детей с косоглазием и амблиопией;
• С(К))НШДС № 2 VI вида для детей снарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы;
• С(К)ШИ VIII вида для детей с нарушением интеллекта.
ДОУ «Огонёк» осуществляет психолого-педагогическую коррекцию детей с задержкой психомоторного развития и детей с нарушениями интеллекта. ДОУ «Улыбка» осуществляет речевую педагогическую коррекцию у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
При этом к задачам ПМПК относятся и те, которые непосредственно связаны с опытом инклюзивной практики:
— оценка возможности включения ребёнка в среду образовательного учреждения;
— выбор организационной формы инклюзивного образования;
— выбор оптимального уровня включения ребёнка с ОВЗ в среду обычных сверстников;
— определение условий и срока (в том числе диагностического) включения ребёнка в среду обычных сверстников;
— оценка динамики его обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции (инклюзии) в образовательное учреждение;
— просветительская деятельность, направленная на повышение психолого- педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.
:12 Г ?age
J
Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: практика территориальной ПМПК...
Территориальная ПМПК Нерюнгринского района с 2010 г. проводит инновационно-экспериментальную деятельность в рамках республиканской экспериментальной площадки по теме «Модель сопровождения ПМПК инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Инклюзивное образование в Законе «Об образовании в РФ» понимается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [7]. В группу детей с ограниченными возможностями здоровья входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой психомоторного развития и комплексными нарушениями развития. Апробация и внедрение осуществляются в ходе общеобразовательного процесса МОУ СОШ№ 3 и МОУ СОШ№ 18.
Методической базой для деятельности ПМПК Нерюнгринского района служат теоретические и экспериментальные исследования, в которых рассматриваются проблемы реформирования системы воспитания и обучения в части инклюзии (Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко); результаты исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода к дошкольному и общему образованию (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, С.В. Алехина, О.И. Кукушкина, Т.Н. Князева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова, Л.М. Шипицына, Н.Я Семаго, М.М. Семаго и др.) [1, 4, 6].
При этом особую значимость приобретает учёт возрастных особенностей и выявление механизмов и функций компенсаторных психических образований, которые, на наш взгляд, определяют задачи, разработку принципов психологического сопровождения детей, и позволяет более дифференцированно воздействовать на потенциальные возможности ребёнка (Л.С. Выготский, Е.Л. Гончарова, Г.В. Грибанова, Е.Е. Дмитриева, С.Д. Забрамная, Е.Л. Инденбаум, В.А. Калягин, Н.А. Киселева, С.В. Коноваленко, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, С.В. Алехина, Н.Я Семаго, М.М. Семаго, Л.И. Плаксина, ЕА. Стребелева, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына, В.Ф. Базарнов и др.) [2, 3, 5].
Анализ системы общего образования в Нерюнгринском районе позволил выделить такие проблемы:
• недостаточно развиты координирующие механизмы на уровне ПМПК и школы по организации инклюзивного образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень социализации детей инвалидов в обществе;
• не созданы условия для мотивации педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования;
:12 Г ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
• не существует законченной технологии педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования;
• не разработана система психолого-педагогического мониторинга детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.
Выявленные проблемы формируют противоречия: между интеграцией детей с особыми образовательными потребностями в современное общество и невозможностью удовлетворить в полной мере их образовательные потребности; между стремлением исключить дискриминацию в отношении детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом и невозможностью это сделать по причине несовершенства сложившейся образовательной системы.
В рамках инновационно-экспериментальной деятельности ПМПК разработана модель психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации инклюзивного образования в Нерюнгрин-ском районе. Модель состоит из трёх компонентов: содержательного, диагностического и процессуального. Главной целью в создании модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребёнка.
Основные задачи модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования:
— создание благоприятного общественного мнения для становления и развития инклюзивного образования в Нерюнгринском районе;
— обеспечение доступности образования детям с ОВЗ, детям-инвалидам;
— поддержка и сопровождение педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ;
— распространение опыта психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Содержательный компонент модели психолого-педагогического сопровождения направлен на развитие инклюзивного образования, внедрение инклюзивных ценностей в педагогическое и родительское сообщество Нерюнгринского района. Формирование содержательного компонента реализуется посредством разработанной программы психолого-педагогической поддержки и сопровождения организации и внедрения инклюзивного образования в Нерюнгрин-ском районе; методических рекомендаций учителям, психологам, по осуществлению инклюзивного образования. Специалистами ПМПК создана база нормативных документов, регламентирующих внедрение и реализацию инклюзивного образования в Нерюнгрин-
:12 Г ?age
J
Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: практика территориальной ПМПК...
ском районе (международные, российские, республиканские, районные).
В вопросах реализации инклюзивного образования ПМПК активно сотрудничает с образовательными учреждениями, ИМЦ Нерюн-гринского района, с Институтом инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. Специалисты ПМПК участвуют в интерактивных научных семинарах, научных конференциях по проблемам инклюзивного образования.
Диагностический компонент модели направлен на оценку успешности реализации проводимых мероприятий. Оценка успешности определяется уровнем сформированности индикаторов инклюзии, компонентов оценки эмоционально-личностной сферы, психологического климата школы и т.д. Диагностический компонент модели реализуется в психолого-педагогической диагностике и мониторинге детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты ПМПК разработали психолого-педагогический мониторинг инклюзивного обучения. Проведён анализ сформированно-сти инклюзивных индикаторов, готовности к внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных школах Нерюнгринского района, участвующих в проекте. Проведено психолого-педагогическое исследование уровня социализации обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, психологической адаптации к обучению в образовательном учреждении. В СОШ № 3 и СОШ № 18 изучен уровень психологического комфорта педагогических коллективов, эмоционального и профессионального выгорания, исследованы педагогические и личностные характеристики педагогов. Результаты изучения готовности к внедрению и реализации инклюзивного образования выявили недостаточное знание руководителей и специалистов образовательных учреждений Нерюнгринского района о целях, задачах, принципах и особенностях организации инклюзивного подхода в образовании, недостаточную методическую компетентность специалистов, педагогов, воспитателей. Обозначены трудности в понимании и реализации подходов педагогов к обучению детей с ОВЗ, непринятие идеологии инклюзии педагогами. Выявлены трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ, нежелание некоторых родителей обучать своих детей с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ.
Процессуальный компонент реализуется посредством формирования представлений учащихся, учителей о понятии «инклюзия», мотивов к принятию инклюзивных ценностей.
Мы определили следующие критерии в рамках модели: повышение уровня психолого-педагогических компетенций, профессионального мастерства педагогов, взаимодействие всех участников инклюзивного обучения, повышение уровня психологического комфорта
:12 Г ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
в образовательной среде и классном коллективе, повышение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Процессуальный компонент формируется в процессе психолого-педагогического просвещения, индивидуальных и групповых консультаций, занятий.
Профессиональное выгорание, низкий уровень психологического комфорта, недостаточный уровень готовности к инновационной деятельности педагогов, выявленные нами в процессе диагностики, приводят нас к выводу, что не во всех общеобразовательных школах возможно внедрение инклюзивного образования. Необходима очень чёткая дифференциация образовательных учреждений по реализации принципов инклюзии и созданию инклюзивного пространства.
В целом, низкая готовность педагогов к обучению детей с ОВЗ представляет собой глобальную проблему, стоящую перед образовательными учреждениями Нерюнгринского района. Данную проблему специалисты ПМПК решают посредством комплекса мероприятий по повышению психологической и методической готовности учителей и специалистов ПМП(к) к реализации и сопровождения инклюзивного образования в Нерюнгринском районе. Проводятся методические и научно-методические семинары, круглые столы, дискуссии (в том числе и веб-конференции) с привлечением педагогов системы кор-рекционного образования и научных кадров, размещается информация на специализированных сайтах Нерюнгринского района и пр. Ежегодно проводится неделя инклюзивного образования в Нерюнг-ринском районе. В рамках экспериментальной работы с 2010 г. проведено 52 мероприятия в целях популяризации инклюзивного образования, психологического просвещения и обучения педагогических работников, родителей, обучающихся. Для изменения сложившихся стереотипов в представлении педагогов и родителей об инклюзивном образовании большую роль играют тренинги, междисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, мастер-классы. В процессе семинаров, тренингов используются элементы следующих методов: дискуссии, игры, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты, анализ поступков детей и педагогов, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций, анализ видео- и аудиоматериалов.
В формировании общественное мнение принимают участие СМИ, которые публикуют материалы о возможностях инклюзивного образования, о достижениях выпускников с ОВЗ. Результаты проведённых исследований психолого-педагогического сопровождения обобщены в 46 научных публикациях (опубликованы в сборниках научно-практических конференций, научных журналах и газетах всероссийского, республиканского и районного уровня.
Специалисты ПМПК постоянно повышают свою квалификацию в области реализации инклюзивного образования, коррекционно-
:12 Г ?age
J
Г.П. Козина, Ю.В. Кобазова. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: практика территориальной ПМПК...
-Q-
развивающей работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, их семьями. Повышение квалификации специалистов ПМПК способствует созданию инклюзивной образовательной среды, использованию современных психолого- педагогические технологий.
Таким образом, деятельность специалистов ПМПК в рамках экспериментальной деятельности по внедрению и реализации инклюзивного образования в Нерюнгринском районе способствует:
— научно-методическому обеспечению деятельности педагогических коллективов, реализующих инклюзивную практику;
— психолого-педагогическому сопровождению и поддержке всех участников инклюзивных процессов;
— межведомственному взаимодействию с учреждениями здравоохранения по вопросам раннего выявления детей с проблемами в развитии;
1. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: сборник статей; отв. ред. Т.Н. Гусева. Москва.: Центр «Школьная книга», 2010. Вып. 1.
2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
3. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование» / Т.П. Дмитриева М.: Центр «Школьная книга», 2010. Вып.3.
4. Семаго М.М. Диагностико-консультатив-ная деятельность психолога образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго; под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Айрис Дидактика, 2004.
5. Семаго М.М. Сопровождение ребёнка в образовательной среде.
Структурно-динамическая модель: Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. Психологии / М.М. Семаго. М.: АПКи-ПРО РФ, 2003. С. 24-37.
6. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога практика) /
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2005.
7. Федеральный закон от 29 декабря
2012 г.№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/доку-менты/2974
Литература — разработке методических рекомендаций, методических пособий относительно психолого-педагогических особенностей организации образования, комплексной реабилитации, создания предпосылок для социализации детей с ОВЗ школьного возраста в условиях инклюзивной практики;
— повышению квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий образовательных учреждений, включая дошкольные, по вопросам образования и развития детей в условиях инклюзивного образования;
— проведению системной организационно-методической, консультативно-разъяснительной работы среди руководителей образовательных учреждений, общественности, родителей по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Оптимизация сотрудничества специалистов ПМПК и администрации, педагогов образовательного учреждения, родителей ребёнка, их методическая поддержка, будут способствовать созданию адаптивной развивающей среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
-G-