Научная статья на тему 'Роль писем в романе Джейн Остен «Нортенгерское аббатство»'

Роль писем в романе Джейн Остен «Нортенгерское аббатство» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
626
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖЕЙН ОСТЕН / ПИСЬМО / ПСИХОЛОГИЗМ / СОЗДАНИЕ ОБРАЗА / СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ / JANE AUSTEN / LETTER / PSYCHOLOGISM / CREATION OF THE CHARACTER / CONSTRUCTION OF THE PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шкуратова Наталья Владимировна

В статье впервые определяется роль писем в структуре романов Джейн Остен. Активность роли писем выделяется на двух уровнях – сюжетостроения и создания образов. Освещаются особенности структуры романа «Нортенгерское аббатство» с точки зрения использования писем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LETTERS IN THE NOVEL “NORTHANGER ABBEY” BY JANE AUSTEN

The role of letters in the structure of Jane Austen's novels is determined for the first time in the article. The activity of the letters' role is marked out at the two levels: in the construction of the plot and in the creation of characters. The peculiarities of the novel's structure are described in the context of the use of the letters

Текст научной работы на тему «Роль писем в романе Джейн Остен «Нортенгерское аббатство»»

РОЛЬ ПИСЕМ В РОМАНЕ ДЖЕЙН ОСТЕН «НОРТЕНГЕРСКОЕ АББАТСТВО»

ROLE OF LETTERS IN THE NOVEL "NORTH AN G ER ABBEY" BY JANE AUSTEN

H.B. Шкура то за IM.V. S h ku rato va

Джейн Остен, письмо, психологизм, создание образа, сюжетостроение.

В статье впервые определяется роль писем в структуре романов Джейн Остен. Активность роли писем выделяется на двух уровнях -сюжетостроения и создания образов. Освещаются особенности структуры романа «Нортенгерское аббатство» с точки зрения использования писем.

Jane Austen, letter, psychologism, creation of the character, construction of the plot.

The role of letters in the structure of Jane Austen's novels is determined for the first time in the article. The activity of the letters' role is marked out at the two levels: in the construction of the plot and in the creation of characters. The peculiarities of the novel's structure are described in the context of the use of the letters.

ортенгерское аббатство», пародийный роман, в котором Дж. Остен высмеивает шаблоны современной ей литературы, - один из ранних завершенных романов Джейн Остен. Согласно классификации А.У. Литца, это первый из романов, подготовленный к публикации, работу над ним писательница начала в 1798-1799 годах [№, 1965, р. 58]. Это произведение даже неискушенному читателю кажется отличным от остальных романов писательницы. Стиль Остен еще находится в процессе становления, ощущается влияние первых пародийных романов, написанных в юношестве.

Важным отличием «Нортенгерского аббатства» от юношеских произведений является наличие характерных для романов писательницы темы, композиции, системы персонажей, форма повествования от третьего лица присутствует и в этом романе. По мнению Д. Мэнселла, Остен стремится сбросить с себя «бремя всеведения» [МапзеИ, 1973, р. 27], в чём ей помогает искусное варьирование повествовательных инстанций. Повествовательная модель усложняется в том числе и за счет писем, которые становятся важной единицей структуры романов Остен. Письма встречаются в романе неоднократно и выполняют различные функции на уровне сюжетостроения и создания характеров.

К сожалению, среди достаточного количества исследований творчества Остен нет специально-

го исследования, посвященного письмам. Поэтому представляется целесообразным и необходимым описать роль письма в произведениях писательницы. Целью данной статьи является описание особенностей функционирования писем в романе Джейн Остен «Нортенгерское аббатство».

В первой половине романа писательница неактивно пользуется письмами, замечания о них звучат лишь в иронической тональности. Например, в сцене прощания Кэтрин Морланд с семьей заходит речь о переписке с семьей: «Однако, как ни странно, она (Салли Морлэнд) вовсе не умоляла сестру посылать письма с каждой почтой и не взяла с нее обещания рассказывать во всех подробностях про каждого нового знакомого и про каждый поворотинтересного разговора» [Остен, 2011, с. 13]. В этой фразе очевидна саркастичная насмешка над модой на эпистолярные романы в XVIII веке (которые, однако, пыталась писать и сама юная Остен). Чуть позже, вновь иронизируя над литературными шаблонами, писательница упоминает стандартный сюжетный поворот для романа: «...то бишь каким именно образом - перехватив ли письма своей подопечной, возведя ли на нее напраслину или выгнав из дома - миссис Аллен сумеет к последнему тому романа довести бедную Кэтрин до свойственной героине степени неблагополучия» [Там же]. Тем не менее в этой же части романа обнаруживается глубокое знакомство Остен

с эпистолярной литературой: мнение Ричардсона о возможности влюбиться для молодой дамы почерпнуто писательницей из письма маститого автора [Там же, с. 26], что говорит об уважении к эпистолярному жанру. Кроме того, шутливый диалог Кэтрин и Генри Тилни в сцене знакомства героев также включает в себя любопытные замечания о роли писем:

- Я иногда задумывалась... верно ли, что женщины пишут письма лучше мужчин.

- ...женщины пишут письма, как правило, безукоризненно... Если только не принимать во внимание трех мелких недостатков... Бессодержательности, полного невнимания к пунктуации и частых грамматических ошибок.

- Ах вот как? ...Вы не придерживаетесь о нас в этом вопросе слишком высокого мнения.

- Отныне я не буду считать неопровержимым, что женские письма лучше мужских, так же как и то, что женщины лучше поют в дуэтах или лучше рисуют пейзажи. В любом деле, определяемом вкусом. Превосходство делится между обоими полами равномерно [Остен, 2011, с. 24].

Из приведенного диалога, хотя и шутливого, очевидно, что умение писать письма для образованного человека рубежа XVIII и XIX веков является не только необходимостью, средством связи, но даже сравнивается с искусством (пением или рисованием пейзажей), в котором можно соревноваться.

Хотя в первой части романа не встречается большого количества упоминаний писем и Остен высмеивает клише, связанные с эпистолярной литературой в романах современников, однако в репликах героев встречаются упоминания о важной роли писем в обществе и даже о родственности искусства писем всем прочим видам искусства. Сама же писательница в лирических отступлениях обнаруживает хорошее знакомство с эпистолярным наследием предшественника.

Во второй половине романа письма часто играют важную роль в сюжете и повествовании. В этой части Кэтрин покидает Бат, уехав по приглашению семьи Тилни в Нортенгерское аббатство. Она покидает шумное общество и Изабеллу, которую считает лучшей подругой и уже почти сестрой, поскольку та помолвлена с братом Кэтрин. В Нортенгер-ском аббатстве ее ждет скромное общество семьи

Тилни и Элинор, гораздо менее шумной и словоохотливой, чем Изабелла. Кипящая жизнь Бата по-прежнему волнует героиню, особенно отношения Изабеллы и брата, поскольку кокетство Изабеллы, иногда «забывающей» о помолвке, приводило в замешательство Кэтрин. В разговоре с Г. Тилни она признается, что ожидает писем от подруги:

- Вы получали после моего отъезда письма из Бата?

- Нет. Меня это очень удивляет. Изабелла так усердно обещала сразу мне написать.

- Усердно! Гм, усердное обещание! Немного странно звучит... [Остен, 2011, с. 208].

Элинор же, напротив, считает переписку важной обязанностью: однажды ей пришлось спешно оставить Кэтрин во время прогулки, чтобы ответить на письмо. Опасаясь, что нарушила правила этикета, надолго оставив гостью в одиночестве, Элинор объясняет ей причину задержки: «Отец всего лишь попросил меня ответить на письмо» [Там же, с. 212].

Тем самым выявляется разница в характере двух подруг Кэтрин: одна из них обещает писать и не пишет, другая же ответственна за переписку в доме и покидает подругу на время, чтобы выполнить свои обязанности, связанные с перепиской. В романах Остен постоянность и аккуратность в переписке - это достоинство, которым чаще всего обладают любимые героини и герои писательницы. Таковы Лиззи Беннет, Эмма, Фанни Прайс, а также Энн Эллиот и Элинор Дэшвуд (которые также ведут переписку за всю семью). Отношение к переписке - важная деталь в создании образа, при помощи которой Остен характеризует почти всех персонажей. Таким же штрихом пользуется писательница и для сравнения двух подруг Кэтрин - отношение к переписке делает очевидной разницу между необязательной и легкомысленной Изабеллой и аккуратной, тактичной Элинор.

В то время как Кэтрин томится в ожидании письма от Изабеллы, неожиданно приходит письмо от брата, в котором сообщается о разрыве помолвки Джеймса и Изабеллы. Текст письма приведен полностью, что говорит о важности его роли в романе.

Прежде всего, происходит соединение воедино двух сюжетных линий. Когда героиня покидает Бат, она оторвана от основных событий, происхо-

дящих там. Эти события, однако, важны для развития главной сюжетной линии романа - взросления Кэтрин. Разоблачение Изабеллы, превращение веселой подруги в легкомысленную сердцеедку с небезупречной репутацией - важный шаг в духовном росте героини. Поскольку в распоряжении автора нет второй основной «точки зрения» в романе, расположенной в Бате, для изложения этих событий писательница прибегает к письмам. Причем, как отмечает сам брат Кэтрин, героиня увидит события с двух разных точек зрения: «Сведения совсем с другой стороны, которые дойдут до тебя достаточно быстро, откроют тебе, кто в этом виноват» [Остен, 2011, с. 219]. Писательница пользуется подобным приемом довольно часто: в романе «Мэнсфилд-парк» Фанни Прайс в Портсмуте получает сведения о событиях из дома сначала от Эдмунда, затем и от Мэри Кроуфорд, главная героиня романа «Гордость и предубеждение» Лиззи узнает о побеге, поисках и венчании Лидии сначала из ее письма, затем из письма миссис Гардинер. Смена повествовательной инстанции при изложении одних и тех же событий позволяет Остен ярче обрисовать характеры персонажей. Так и в «Нортен-герском аббатстве» разрыв помолвки для Джеймса Морланда видится большой трагедией и крушением иллюзий: «Удар был тяжелым... Она сделала меня несчастным навеки!., если когда-нибудь мужчина мог верить в любовь женщины, этим мужчиной был я» [Там же]. Изабелла же волнуется о других предметах.

Сама возможность держать героиню в курсе событий, происходящих вдали от ее местонахождения, при помощи писем также традицион-на для романов Остен - и Фанни Прайс (роман «Мэнсфилд-парк»), и Лиззи Беннет (роман «Гордость и предубеждение»), и Энн Эллиот (роман «Доводы рассудка») узнают о жизни родных, друзей и возлюбленных из писем, что позволяет им принимать участие в событиях при помощи переписки. Таким образом, благодаря письму главная героиня романа остается, пусть пассивной, но все же участницей событий, происходящих в параллельно развивающейся сюжетной линии. Главная точка зрения в романе не смещается, благодаря письму становится возможным контрапункт сюжетных линий.

Как уже отмечено выше, письмо важно для

развития главной сюжетной линии - взросления Кэтрин. Тема взросления присутствует во всех романах автора, «задача писателя - раскрыть процесс формирования человека» [Киприна, 2009, с. 16]. Ожидание, предшествовавшее получению письма, демонстрирует, насколько романтична и наивна героиня: «Длительное ожидание письма от Изабеллы с каждым днем беспокоило Кэтрин все сильнее. Ей не терпелось узнать о жизни в Бате... и каковы сейчас ее (Изабеллы) отношения с Джеймсом» [Остен, 2011, с. 218]. Послание брата разрушает все иллюзии девушки. Кэтрин так несчастна, что первое ее желание - больше не получать письма: «Наверно, у меня навсегда отпала охота получать письма!» [Там же, с. 221].

И в то же время содержание и стиль письма показывают читателю, как похожи в суждениях брат и сестра, как одинаково плохо они разбираются в людях: «Бедняга Торп находится здесь. Я боюсь с ним встретиться - его честное сердце этого не выдержит». Писательница достаточно обрисовала характер Торпа - легкомысленного и грубого транжиру, не склонного к тонким переживаниям, чтобы понять, что Джеймс Морланд так же идеализирует людей, которых называет друзьями, как и его сестра.

Благодаря письму Джеймса происходит соединение двух сюжетных линий воедино. Письмо является важным этапом взросления Кэтрин, составляющим главную линию сюжета. Кроме того, благодаря письму Остен вводит в роман развернутый монолог от первого лица, создав достоверный психологический портрет наивного молодого человека - идеалиста. Брат и сестра очень похожи в мировосприятии.

Важную роль в романе играет ожидание всеми членами семьи Тилни письма от Фредерика Тилни. Обеспокоенные историей с расторгнутой помолвкой и молчанием Изабеллы, брат и сестра надеялись узнать подробности от самого капитана: «Прошло два дня, но никаких известий от капитана Тилни не приходило. Его брат и сестра не знали, что и подумать. Иногда им казалось, что его молчание достаточно подтверждает предполагаемую помолвку, иногда - что оно с ней несовместимо». Как заметил A.A. Палий в своей работе «Основные черты поэтики Джейн Остен и ценностные характеристики ее произведений»: «Вообще роль писем,

этих больших текстовых включений в ткань повествования оказывается значительной... Ожидание почты, нередко нестерпимо долгое, составляло часть жизненного уклада семьи. Так, ожидание писем от Джейн, уехавшей в Лондон, от отца, отправившегося на поиски Лидии, от тетушки Гарди-нер, написавшей об участии Дарси в судьбе Лидии и Уикхема, - все это очень напряженные моменты в жизни Элизабет» [Палий, 2003, с. 100]. Подобно Элизабет из романа «Гордость и предубеждение», для Кэтрин ожидание письма капитана Тил-ни - это напряженный момент. Ведь если бы Изабелла, оскорбившая ее семью, стала женой капитана Тилни, идеалистка Кэтрин потеряла бы надежду на счастье с его младшим братом Генри. Поэтому, разрываемая сочувствием к брату, разочарованием в отношениях с Изабеллой, крушением надежд на взаимные чувства к Генри Тилни, Кэтрин переживает тяжелые дни в ожидании вестей.

Но вместо ожидаемого письма от капитана Тилни неожиданно приходит письмо от Изабеллы, которого уже не надеялись получить. Его текст автор также приводит полностью. Как упоминалось выше, таким образом писательница показывает те же события с другой точки зрения. Изабелла верна себе, она легко находит себе оправдания: «Мне в самом деле стыдно за свою лень. Но в этом ужасном месте не хватает времени решительно ни на что». Изабелла пишет о разрыве с Джеймсом как о пустяке или легкой размолвке: «Я очень беспокоюсь о Вашем замечательном брате, который не дает о себе знать с тех пор, как уехал в Оксфорд. Меня тревожит, что мы с ним друг друга не поняли». «Я бы написала ему сама, если бы не потеряла его адреса. К тому же, как я Вам уже намекнула, боюсь, что ему чем-то не понравилось мое поведение» [Остен, 2011, с. 236]. Все эти фразы в письме встречаются как бы вскользь, между рассказами о весенних модах на шляпки и об ухаживаниях капитана Тилни, который, как следует из письма, отверг Изабеллу и обратил свое внимание на другую девицу. Видимо, отчаяние заставило Изабеллу написать Кэтрин, она даже надеется на ее помощь: «Но Ваше доброе участие все исправит... Ради Бога, объясните ему все, чтобы он успокоился» [Остен, 2011, с. 236]. Чувствуя, что теряет и «синицу в руке» (помолвку с братом Кэтрин), охотница за женихами Изабелла старается не выдать своего отчая-

ния. Глупость и неприличие подобного письма, отсутствие такта и бережного отношения к чувствам других - вот истинное содержание этого послания, прочитываемое без помощи авторских ремарок.

Но для Кэтрин не проходит даром время, полное тревоги и обиды, которые наполнили ожидание этого письма. Кэтрин до отъезда в Бат, скорее всего, бросилась бы на помощь подруге. Но уединение, общество благородных людей (сестры и брата Тилни), наконец, наличие двух писем, повествующих об одном и том же событии, позволя ют ей более здраво судить о поступках Изабеллы и ее характере. Остен показывает реакцию Кэтрин на письма: «Такое явное лицемерие не могло ввести в заблуждение даже Кэтрин... Ей было стыдно за свою бывшую подругу и стыдно, что она когда-то могла ее любить» [Там же, с. 237]. Она говорит Генри: «Знать не хочу никакой Изабеллы и всего, что с ней связано! Она должна считать меня дурочкой - иначе бы она так не писала. Но, быть может, благодаря письму я научилась разбираться в ней лучше, чем она разбирается во мне» [Там же, с. 237].

Письмо Изабеллы показывает события с другой точки зрения, завершает и оттачивает психологическую характеристику легкомысленной и беспечной героини. Главное же, как замечает сама Остен, письмо окончательно «научило Кэтрин разбираться в людях». Кэтрин теперь понимает цену словам и поступкам, она теперь умеет отличить истинное благородство и выбрать себе подругу.

Доказательство этому - сцена расставания с Элинор. Элинор тайком приходит к ней утром попрощаться и просит: «Вы должны мне написать, Кэтрин. Пока я не узнаю, что вы благополучно вернулись домой, у меня не будет ни минуты покоя... до тех пор, пока я не смогу просить Вас со мной переписываться -что было бы с моей стороны так естественно... Пошлите письмо - я вынуждена вас об этом просить - в имение лорда Лонгтауна, на имя Элис» [Остен, 2011, с. 249]. Кэтрин мгновенно преодолела в себе самолюбивое чувство и тотчас же ответила: «Элинор, дорогая, ну конечно же, я Вам напишу!» [Там же, с. 249].

Как видно из отрывка, реакция Кэтрин действительно изменилась, она уже отличает хорошие и дурные мотивы поступков людей, умеет выбирать себе подруг. Она повзрослела, изменилась

к лучшему, чему способствовали многие факторы: хорошее общество, уединение, отсутствие пустых развлечений. Но важную роль сыграли и два письма, присланные от двух столь разных людей.

В заключение необходимо отметить, что роман «Нортенгерское аббатство» - едва ли не самый ранний из крупных романов Остен (по крайней мере, работа над ним была начата раньше всего). Первая половина романа полна пародийных и юмористических замечаний об эпистолярном жанре. Однако уже во второй половине письма играют важную роль в романе:

- письма являются контрапунктом сюжетных линий, когда героиня покидает Бат (этот прием позже встречается почти во всех романах Остен);

- события подаются с двух разных точек зрения, происходит усложнение повествовательной модели, за счет этого автор избегает излишнего «всеведения» у повествователя;

- письма активны в движении сюжета: помогают героине глубже разобраться в себе и в людях, играют важную роль в воспитании героини, ее взрослении;

- письма углубляют и оттачивают психологические портреты героев.

Можно говорить о важности писем в прозе писательницы, об их полифункциональности. Преодолевая пародию на эпистолярные романы и активизируя роль письма в повествовании, Джейн Остен пользуется преимуществами эпистолярной техники, занимающей важное место в структуре ее романов.

Библиографический список

1. Киприна С.В. Гуманистическая традиция в повести Дж. Олдриджа «Подлинная история Плеваки Мак-Фи» // Вестник КГПУ. 2009. № 2. С. 15-20.

2. Остен Д. Нортенгерское аббатство. СПб.: Азбука, 2011. 286 с.

3. Палий А.А. Основные черты поэтики Джейн Остен и ценностные характеристики ее произведений. Омск: ОмГПУ, 2003. 211 с.

4. A companion to J. Austen studies. London: Greenwood press, 2000. 315 p.

5. Litz A.W. Jane Austen. A Study of Her Artistic Development. New York; Oxford University Press, 1965. 192 p.

6. Mansell D. The novels of Jane Austen: an interpretation. New York: Macmillan, 1973. 338 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.