Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РОЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / персонифицированный подход / учебная мотивация / вариативные разноуровневые задания / individual study / personalized approach / educational motivation / variable multi-level tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Хамула

В статье раскрывается проблема организации самостоятельной работы с применением персонифицированного подхода, что позволяет обеспечить формирование учебной мотивации, вариативность предлагаемых заданий и видов работ, а также повышение эффективности процесса обучения. Самостоятельная работа играет важную роль в процессе обучения в военном вузе, поскольку способствует формированию навыков, необходимых военнослужащим при решении сложных задач. Для совершенствования организации самостоятельной работы используются различные традиционные и инновационные методы, которые становятся более значимыми в условиях персонифицированного подхода. В статье представлен примерный алгоритм выстраивания индивидуального образовательного маршрута с использованием вариативных разноуровневых заданий и упражнений, который при регулярном применении мотивирует обучающихся на повышение языкового уровня и раскрытие своего потенциала в достижении поставленной цели. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование персонифицированного подхода при организации самостоятельной работы делает процесс обучения интересным и доступным, а также ведет к повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A PERSONALIZED APPROACH IN LEARNERS’ INDIVIDUAL STUDY ORGANIZATION

The article deals with a problem of organizing individual study using a personalized approach, which allows for the formation of educational motivation, the variability of the proposed tasks and types of work, as well as increasing the efficiency of the learning process. Individual study plays an important role in the learning process at a military institute, as it contributes to the formation of the skills necessary for military personnel in solving complex problems. To improve the organization of individual study, various traditional and innovative methods are used. These methods become more significant in the context of a personalized approach. The article presents an exemplary algorithm for building an individual educational route using variable multi-level tasks and exercises, which, when used regularly, motivates learners to improve their language level and reveal their potential in achieving the goal. The material presented in the paper leads to the conclusion that the application of a personalized approach in organizing individual study makes the learning process interesting and accessible, and also leads to an increase in the quality of education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 378

Khamula L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Krasnodar Higher Military Flight School n.a. A.K. Serov (Krasnodar, Russia),

E-mail: xla-1411@mail.ru

THE ROLE OF A PERSONALIZED APPROACH IN LEARNERS' INDIVIDUAL STUDY ORGANIZATION. The article deals with a problem of organizing individual study using a personalized approach, which allows for the formation of educational motivation, the variability of the proposed tasks and types of work, as well as increasing the efficiency of the learning process. Individual study plays an important role in the learning process at a military institute, as it contributes to the formation of the skills necessary for military personnel in solving complex problems. To improve the organization of individual study, various traditional and innovative methods are used. These methods become more significant in the context of a personalized approach. The article presents an exemplary algorithm for building an individual educational route using variable multi-level tasks and exercises, which, when used regularly, motivates learners to improve their language level and reveal their potential in achieving the goal. The material presented in the paper leads to the conclusion that the application of a personalized approach in organizing individual study makes the learning process interesting and accessible, and also leads to an increase in the quality of education.

Key words: individual study, personalized approach, educational motivation, variable multi-level tasks

Л.А. Хамула, канд. пед. наук, доц., Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова,

г. Краснодар, E-mail: xla-1411@mail.ru

РОЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье раскрывается проблема организации самостоятельной работы с применением персонифицированного подхода, что позволяет обеспечить формирование учебной мотивации, вариативность предлагаемых заданий и видов работ, а также повышение эффективности процесса обучения. Самостоятельная работа играет важную роль в процессе обучения в военном вузе, поскольку способствует формированию навыков, необходимых военнослужащим при решении сложных задач. Для совершенствования организации самостоятельной работы используются различные традиционные и инновационные методы, которые становятся более значимыми в условиях персонифицированного подхода. В статье представлен примерный алгоритм выстраивания индивидуального образовательного маршрута с использованием вариативных разноуровневых заданий и упражнений, который при регулярном применении мотивирует обучающихся на повышение языкового уровня и раскрытие своего потенциала в достижении поставленной цели. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование персонифицированного подхода при организации самостоятельной работы делает процесс обучения интересным и доступным, а также ведет к повышению качества образования.

Ключевые слова: самостоятельная работа, персонифицированный подход, учебная мотивация, вариативные разноуровневые задания

В условиях глобального изменения миропорядка происходят стремительные изменения во всех сферах жизни человека, в том числе и в образовательных траекториях как гражданских, так и военных вузов. В своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин отметил, что «с учетом масштабных задач, стоящих перед страной, мы должны серьезно обновить подходы к системе подготовки кадров, к научно-технологической политике» [1]. В этом ключе приоритетным становится курс на дальнейшее совершенствование традиционных и инновационных форм и методов обучения в системе профессионального образования. Актуальность выбранной тематики обусловлена поиском новых векторов повышения эффективности образовательного процесса в вузе и совершенствования различных форм и методов обучения в рамках персонифицированного подхода.

Целью исследования является демонстрация применения персонифицированного подхода для повышения эффективности организации самостоятельной работы обучающихся. Основная задача работы - описать алгоритмы организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации персонифицированного подхода с использованием вариативных заданий.

Научная новизна настоящей статьи заключается в обосновании возможности и необходимости внедрения персонифицированного подхода при организации самостоятельной работы обучающихся. Практическая значимость обусловлена повышением эффективности организации самостоятельной работы при использовании персонифицированного подхода, что способствует повышению эффективности учебного процесса в целом.

Основы персонифицированного подхода в образовании берут свое начало в XIX веке. В. Штерн, известный немецкий психолог и философ того времени, в своих трудах рассматривал персону как уникальную, индивидуальную целостность [2]. Далее развитие его исследования продолжилось в работах А. Адлера, А. Маслоу, Г. Олпорта, В. Франкла, К. Роджерса, Р Бернса, основоположников принципов индивидуальной профессиональной подготовки специалистов, которые могут быть рассмотрены как принципы «персонифицированного обучения» [3; 4; 5]. К этим принципам обычно относят:

1. Принцип индивидуального своеобразия характера обучения, особенностью которого является отношение человека к профессиональному обучению, происходящее через призму собственного восприятия.

2. Фасилитацию профессионально-личностного роста обучающегося в процессе обучения.

3. Стимулирование внутренней мотивации обучающегося.

4. Непрерывное самосовершенствование в профессиональной деятельности, обусловленное различными факторами: средой обучения, взаимодействием с однокурсниками и т. п.

5. Активное использование проектно-исследовательской деятельности.

В отечественную педагогическую науку понятие «персонификация» было введено В.А. Петровским, который рассматривал данный феномен как процесс воспитания личности в общественной среде: «удовлетворением потребности в персонализации является деятельность, с помощью которой человек трансли-

рует другим свою индивидуальность» [6]. Ряд известных педагогов ХХ века рассматривали понятие «персонификация образования» со своих позиций: как «особую форму организации образовательного процесса, учитывающую индивидуальные различия обучающихся» (Е.И. Огарев), «основу модернизации системы непрерывного профессионального образования» (Е.А. Мелехина), «дидактический принцип, согласно которому содержание и все другие элементы образовательного процесса должны определяться и строиться исходя из интересов, потребностей и устремлений лиц, вовлеченных в учебную деятельность» (В.Г. Онушкин) [7].

На сегодняшний день модернизация системы высшего образования в России направлена на повышение качества образовательного процесса. Вузы активно трудятся над разработкой и внедрением новых методик и технологий в процесс обучения, в том числе и в рамках персонифицированного подхода, что помогает более эффективно удовлетворять потребности и интересы обучающихся, развивать их творческий потенциал и готовить их к современным вызовам и требованиям общества. Под персонифицированным подходом в данной работе подразумевается такой тип обучения, «в котором преподаватель, опираясь на знания своих типологических особенностей и типических особенностей обучающихся, организует педагогическое взаимодействие, направленное на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся» [3].

При персонифицированном подходе к обучению важным аспектом является формирование учебной мотивации. По оценкам преподавателей Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ) многие обучающиеся, в нашем случае курсанты, учатся далеко не в полную силу своих возможностей, не проявляя должного внимания к учебному процессу. Для формирования положительной и устойчивой учебной мотивации преподаватели кафедры иностранных языков стараются создавать благоприятную атмосферу как на практических занятиях, так и при организации самостоятельной работы обучающихся, чтобы у курсантов появилась возможность продемонстрировать разные стороны своей личности и преодолеть психологические барьеры. Также не менее важную роль в стимулировании мотивации к обучению играет содержание учебного материала. Как известно, мотиваци-онное влияние может оказывать не любой учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует потребностям и интересам обучающихся. При отборе материала необходимо учитывать его информативную и содержательную сторону, а также цель использования в учебном процессе [8, с. 171]. Для этого преподаватели кафедры тщательно следят за содержанием учебного материала, которое, во-первых, должно быть доступно обучающимся, во-вторых, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них, но в то же время материал должен быть достаточно трудным, чтобы удовлетворять потребности в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), вызывать яркие эмоции (положительные и отрицательные) и, следовательно, способствовать возникновению и развитию новых потребностей личности.

В КВВАУЛ в соответствии с учебной программой при изучении дисциплины «Иностранный язык» используются контактные формы работы с преподавателем (аудиторные практические и контрольные занятия, индивидуальные консультации и т. п.) и самостоятельная работа. Для успешного освоения дисциплины обязательным является посещение аудиторных занятий, а также выполнение заданий на самостоятельную работу и по внеаудиторному практикуму.

Самостоятельная работа имеет большое значение при организации учебного процесса в военном вузе по нескольким причинам:

1. Развитие навыков самоорганизации и планирования: самостоятельная работа способствует формированию навыков самоорганизации и планирования, что критически важно для военнослужащих, поскольку дисциплина и правильная организация являются основополагающими компонентами в военной сфере.

2. Формирование аналитических и проблемных навыков: самостоятельная работа помогает обучающимся развивать навыки анализа, критического мышления и решения проблем, в ходе самостоятельной деятельности они должны исследовать и анализировать различные материалы, а также предлагать решения сложных задач.

3. Подготовка к самостоятельной военной службе: самостоятельная работа лежит в основе развития умений самостоятельного принятия решений, тайм-менеджмента, самостоятельного выполнения срочных поручений и т. п.

4. Развитие самоуправления и лидерских качеств: самостоятельная работа требует от курсантов умений проявлять инициативу, предлагать новые идеи и разрабатывать проекты самостоятельно. Это формирует качества самоуправления и лидерства, которые очень важны для будущих военных специалистов.

Для совершенствования организации самостоятельной работы в военных вузах применяются различные методы повышения ее качества: цифровизация учебного процесса, использование электронных учебников, составление электронного портфолио учебных достижений курсантов, а также внедрение новых и наиболее продуктивных методов ее организации. Несомненно, все используемые методы очень актуальны, однако их применение становится более значимым в условиях персонифицированного подхода, для реализации которого обучающиеся выполняют индивидуальные задания в соответствии с их уровнем знаний в предметной области. В рамках дисциплины «Иностранный язык» при реализации персонифицированного подхода обучающиеся подразделяются на подгруппы согласно их уровню усвоения учебного материала:

1. Первая подгруппа обычно включает тех, кто начал изучать иностранный язык в вузе.

2. Вторая подгруппа состоит из обучающихся, которые по уважительным причинам имеют пробелы в знаниях и среднюю мотивацию к изучению иностранного языка.

3. Третья подгруппа составляется из высокомотивированных курсантов с высоким уровнем владения иностранным языком.

В зависимости от уровня знания иностранного языка обучающихся группа может разбиваться на две или три подгруппы. Соответственно, для каждой подгруппы цели обучения на определенном этапе будут различаться: для первой группы основной целью станет формирование первоначального навыка коммуникативной компетенции, мотивирование на углубленное изучение иностранного языка, а для третьей - развитие устойчивой мотивации, стимулирование всех форм познавательной активности, формирование стратегии решения задач повышенной сложности.

Далее при выстраивании индивидуального образовательного маршрута определяется прогнозируемый результат, которого нужно достичь за определенный период времени, алгоритм выполнения заданий и формы взаимодействия с преподавателем. Поскольку курсанты работают самостоятельно или в малых группах во время самоподготовки, очень важной частью данного вида обучения является внутренняя мотивация курсантов на регулярную самостоятельную работу над заданиями с использованием различных ресурсов: учебных пособий и электронных учебников, тестирующих программ и интерактивных материалов. В данном случае очень важно стимулировать познавательную активность обучающихся за счет формирования умений индивидуальной работы, поиска способов и действий ментального характера по восполнению пробелов в знаниях, стимулов в устранении трудностей при выполнении лексико-грамматических и устно-речевых заданий. На этапе оценки проводится анализ выполненных работ (самоконтроль и самооценка своих достижений), преподаватель ведет учет объема и содержания проделанной работы, результаты обсуждаются вместе с обучающимися, анализируются успехи и неудачи, проводится работа над ошибками.

При отборе учебного материала для организации самостоятельной работы в соответствии с разными уровнями в рамках персонифицированного обучения используются учебники и учебные пособия по дисциплине, а также дополнительный материал. Основными принципами при разработке лексико-грамматических и аудитивных заданий, а также тестов обычно являются следующие:

Библиографический список

- соответствие сложности материала уровню владения языком;

- учет интересов обучающихся и их будущей профессиональной деятельности;

- соблюдение баланса между всеми видами речевой деятельности;

- использование аутентичного материала, отражающего реальную языковую картину мира.

При использовании персонифицированного подхода все задания, предлагаемые обучающимся, строятся с учетом цели, которую необходимо реализовать в конкретной ситуации, начиная от приобретения первоначальных лексико-грам-матических навыков на иностранном языке и заканчивая совершенствованием умений практического применения иностранного языка в профессиональной сфере. Работая с адаптированными упражнениями, следует изменять формулировку задания в зависимости от личных способностей обучающихся и уровня их коммуникативной компетенции. Примером может послужить самостоятельная работа с лексическим материалом: группе курсантов, начинающих изучать иностранный язык, может быть предложено задание на соотнесение синонимических или антонимических рядов; второй группе - самостоятельный подбор синонимов или антонимов с опорой на начальную букву, а группе курсантов с высоким уровнем предлагается догадаться о значении слова по его определению [9].

1) soldier - combatant flashlight - torch

field uniform - combat uniform

2) soldier - c... flashlight - t... field uniform - c.

3) uniform that is designed for combat (combat uniform) uniform that is designed for pilots and air crew (flight suit)

Корректирующие задания направлены на исправление ошибочной информации и восполнение пробелов в знаниях обучающихся путем активизации, закрепления лексико-грамматического материала, а также воспроизведения необходимой информации на основе речевой модели. В процессе выполнения таких заданий курсанты, начинающие изучать иностранный язык и имеющие пробелы в знаниях, выполняют различные репродуктивные действия ментального характера: подстановка, соотнесение, выбор правильной лексической единицы или грамматической структуры, образование требуемых форм по образцу Так, начинающим можно предложить выбрать правильный вариант из предложенных: The US Air Force (protects / is protected) American citizens and territory from attacks in the air. В подгруппах со средним уровнем знания иностранного языка обучающиеся могут поставить глагол в нужную форму: The RAF (to found) on 1 April, 1918. А высокомотивированные подгруппы могут самостоятельно изменить залог в предложении: The RAF is led by the Chief of Air Staff. - The Chief of Air Staff leads the RAF [9, с. 143].

Развивающие задания направлены на стимулирование познавательной активности обучающихся и формирование у них коммуникативной компетенции. Начинающим могут быть предложены различные задания с элементами самостоятельного речевого творчества: прочитав текст, курсанты должны будут ответить на вопросы по этому тексту, дополнить предложения или составить план. Обучающимся среднего уровня можно дать задание составить свои вопросы к текстам или пересказать текст по алгоритму. Высокомотивированные курсанты обычно выполняют творческие работы: готовят эссе, участвуют в научно-исследовательских работах, а также выступают с докладами на научных конференциях различного уровня.

В течение учебного семестра преподавателю необходимо постоянно контролировать текущие изменения учебной деятельности курсантов с учетом их индивидуального вклада и усилий, затраченных на выполнение заданий во время самостоятельной работы. В данном случае персонифицированное оценивание результатов усвоения учебного материала служит дальнейшим стимулом в продвижении по индивидуальному образовательному маршруту, а также мотивацией для выбора задания более высокого уровня сложности и раскрытия своего потенциала в достижении основной цели.

Таким образом, организация самостоятельной работы с использованием персонифицированного подхода носит актуальный характер на современном этапе образовательного процесса в вузе. Учитывая уровень усвоения учебного материала обучающимся, преподаватели адаптируют содержание заданий и траекторию обучения под каждого курсанта, что способствует более эффективному усвоению информации и повышению учебной мотивации. Более того, персонифицированные технологии помогают сделать процесс обучения интересным и доступным. Это важный шаг в повышении качества образования, который способствует успешности обучающихся.

1. Послание Президента Федеральному Собранию. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/70565

2. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. Available at: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1842.html

3. Левандровская Н.В., Хамула Л.А. Персонифицированные стратегии в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в военном вузе. Научное мнение. 2019; № 7-8: 66-73.

4. Педагогическая психология (Международные Богословские курсы). Понятие персонифицированного обучения. Available at: http://www.diplomconsult.ru

5. Сидоренко М.А. Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода. Available at: http://www. nsportal.ru.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982.

7. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лебедев В.В., Расташанская Т.В. Табаровская К.А. Отечественный и зарубежный опыт персонификации в системе дополнительного образования. Международный научно-исследовательский журнал. 2016; № 9 (51): 47-52.

8. Науменко Н.П., Чижикова С.Н. Требования к отбору аудиоматериала и этапы работы с ним. Теоретический и практический потенциал современной науки: сборник научных статей. Москва: Издательство «Перо», 2019; Ч. V: 171-175.

9. Хамула Л.А., Левандровская Н.В. Английский язык. Вооруженные силы: учебник. Краснодар: КВВАУЛ, 2023; Ч. 1.

References

1. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/70565

2. Shtern V. Differencial'naya psihologiya i ee metodicheskie osnovy. Available at: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1842.html

3. Levandrovskaya N.V., Hamula L.A. Personificirovannye strategii v obuchenii professional'no orientirovannomu inostrannomu yazyku v voennom vuze. Nauchnoe mnenie. 2019; № 7-8: 66-73.

4. Pedagogicheskaya psihologiya (Mezhdunarodnye Bogoslovskie kursy). Ponyatiepersonificirovannogo obucheniya. Available at: http://www.diplomconsult.ru

5. Sidorenko M.A. Formirovanie klyuchevyh kompetentnostej na urokah inostrannogo yazyka v usloviyah personificirovannogo podhoda. Available at: http://www.nsportal.ru.

6. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva: Politizdat, 1982.

7. Afanas'ev V.V., Kunicyna S.M., Lebedev V.V., Rastashanskaya T.V. Tabarovskaya K.A. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt personifikacii v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016; № 9 (51): 47-52.

8. Naumenko N.P., Chizhikova S.N. Trebovaniya k otboru audiomateriala i 'etapy raboty s nim. Teoreticheskijiprakticheskijpotencialsovremennojnauki: sbornik nauchnyh statej. Moskva: Izdatel'stvo "Pero", 2019; Ch. V: 171-175.

9. Hamula L.A., Levandrovskaya N.V. Anglijskij yazyk. Vooruzhennye sily: uchebnik. Krasnodar: KVVAUL, 2023; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 01.09.23

УДК 377.8

Hatchatryan M.A., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: merzlikina.ma@mail.ru

TIME MANAGEMENT AS A SUCCESSFUL MEANS OF PREPARING STUDENTS FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE MODERN WORLD. The article summarizes the concept of time management, briefly highlights the issues related to this topic in the works of domestic researchers, analyzes the concept of pedagogical technology of time management, its components, levels of work, stages of implementation, describes the personal qualities that students need for the effective realization of their resources in time, the correct distribution of educational and leisure activities, working time and rest. An important stage in the understanding of time management is the understanding of time as an important irreplaceable resource and its competent use. This pedagogical technology is based on goal-setting, a system of value orientations, planning, implementation and mandatory analysis of activities. The stages of an effectively working time management technology are summarized, the results of the need for the development of this technology, the individuality of its implementation for each student and further reproduction in independent, first educational, and then professional activities are summarized.

Key words: time management, pedagogical technology of time management, self-management, time, pedagogical activity, student, future teacher

М.А. Хачатрян, аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: merzlikina.ma@mail.ru

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК УСПЕШНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В содержании статьи дана характеристика сущности научной дефиниции «тайм-менеджмент». Кратко освещаются вопросы, связанные с данной научной проблемой в трудах отечественных исследователей. Анализируется понятие «педагогическая технология тайм-менеджмента», его компоненты, этапы реализации. Описываются личностные качества, которые необходимы студентам для эффективного использования своих ресурсов во времени, правильного распределения учебной и досуговой деятельности, рабочего времени и отдыха. Важным этапом осмысления тайм-менеджмента является рассмотрение времени как важного невосполнимого ресурса и грамотное его использование. Данная педагогическая технология включает в себя целеполагание, систему ценностных ориентаций, планирование, реализацию и обязательный анализ организуемой деятельности. Обобщаются этапы эффективно работающей технологии тайм-менеджмента, раскрываются особенности ее реализации для каждого студента и дальнейшее воспроизведение в самостоятельной сначала учебной, а затем профессиональной деятельности.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, педагогическая технология тайм-менеджмента, самоменеджмент, время, педагогическая деятельность, студент, будущий учитель

В условиях динамично меняющегося социума самоорганизация как процесс приобретает ведущую роль. Постоянное освоение новых знаний, технологий, процессов требует от человека умения распределять задачи, разделять их, выполнять алгоритм действий, что делает совершенно необходимым развитие у субъектов общества способов построения свой жизненной траектории с учетом временного фактора.

Важно формировать эти навыки в процессе обучения, как школьного, так и вузовского образования. В высшем учебном заведении одними из важнейших компетенций, которыми овладевают студенты, являются умения в области самоорганизации, самообразования, которые напрямую связаны с грамотным распределением временных затрат, что позволит им в дальнейшем совершенствовать свой уровень знаний за пределами учебных аудиторий в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Необходимость повсеместного использования навыков работы с учетом временных ограничений позволяет сделать вывод об актуальности данного исследования.

Вопросы самоорганизации учебной деятельности, в том числе и по временному критерию, отражены в работах известных отечественных психологов -В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, П.Л. Гальперина, С.И. Архангельского, В.В. Давыдова, Н.Ю. Талызиной, Д.Н. Ушакова, ГН. Серикова и других. В аспекте пе-

дагогической деятельности проблемы самоорганизации освещены в работах Т.Н. Болдышевой, Н.М. Варшавского, В.Н. Донцова, Н.А. Заенутдиновой, Н.В. Кузьминой, Н.И. Мурачковского, А.Г Сорокового и других.

Понимание времени как феномена рассматривалось в работах И.Р. При-гожина, К. Левина, педагогические аспекты приобщения личности к временной ценности - А.В. Кирьянова, Н.Д. Никандрова, Т.Н. Козловской. Особенности организации и планирования своей жизнедеятельности в соответствии с временными ресурсами рассматривались Т.А. Доброхотовой, Н.А. Мусиной, Ю.М. Забродина. Исследования технологии тайм-менеджмента отражены в работах Г.А. Архангельского, Д.А. Гранина и других.

В ряде работ современных исследователей Е.Н. Арганович, И.Н. Карабей-никова, Н.Е. Рябиковой и М.А. Реуновой рассматриваются вопросы технологии тайм-менеджмента, его структуры и способов реализации в образовательной деятельности студентов.

Но данная технология имеет недостаточную практическую реализацию, так как недостаточно методических разработок в данной области. Что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших исследований, в том числе и практико-ориентированных, экспериментальных в данном вопросе. Из этого вытекает цель исследования: обобщить понятие технологии тайм-менеджмен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.